Население древней спарты. Правовое положение групп населения в Древней Спарте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты. Население древней спарты


Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты. Свободное население Спарты

Похожие главы из других работ:

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

1.2 Государственный строй Древней Спарты

Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала...

Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

1. Общественные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

...

Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

1.1 Общественный строй Спарты

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами...

Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

2. Государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

...

Оседлые племена Прикубанья и Закубанья в раннем железном веке

1. Население

Основным населением Прикубанья и Восточного Приазовья в эпоху раннего железа были меоты и родственные им горские племена Черноморского побережья, принадлежащие к кавказкой языковой группе...

Особенности развития России в начале ХХ века

1.2 Население

По данным переписи 1897 г., население Российской империи составило 128 924 289 человек. Оно расселялось крайне неравномерно. Это зависело от природных особенностей того или иного региона и его исторической судьбы...

Ранняя Спарта: государство, общество, человек

1.1 Территориальное положение Спарты

В образовании и последующем развитии любого древнего государства важную роль играло место его расположения и климатические условия местности. Местность, которую впоследствии стала занимать Спарта...

Ранняя Спарта: государство, общество, человек

Глава II. Политический строй Спарты

...

Социальная структура спартанского общества VI–V вв до н.э.

1. Спартиаты («Община равных»)

Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание...

Спарта и здоровый образ жизни

1. История возникновения Спарты

Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон...

Спартанский полис

1. Население Спарты

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы: · спартиаты; · гипомейены; · периэки; · илоты. Политическими правами пользовались только спартиаты...

Спартанское общество и государство

2. Государственный строй Спарты

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э...

Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте

Глава 2. Право Афины и Спарты: попытка сравнительного анализа

...

Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте

§1. Право древней Спарты

Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло...

Хозяйственный подъем Германии в конце XIX в.

2.3 Население

Рост индустриальной мощи Германии обусловил развитие городов и рост городского населения. В 1870 году в городах проживала лишь третья часть населения, а в 1910 - уже 60%. Основную часть городского населения представляли теперь лица наемного труда...

hist.bobrodobro.ru

Свободное население Спарты

Спартиаты

Спартиаты представляли собой господствующий класс полноправных граждан Древней Спарты. Они составляли так называемую «общину равных», т. е существовало равенство в имущественном положении, гражданском равноправии, едином общественном воспитании.

Положение спартиатов в Лаконии рисуется в таких чертах: они создали для себя государство-лагерь; это правящий класс. Каждый спартиат имел участок земли(клер). По словам Андреева Ю. В. земельные наделы граждан не подлежали отчуждению, а их владельцы вынуждены были довольствоваться лишь определенной частью приносимых ими доходов, получая как бы казенный паек за свою воинскую службу наподобие дворцового или храмового персонала в раннединастическом Шумере и других древнейших государствах Передней Азии. Взятые на полное государственное обеспечение спартиаты и сами стали превращаться в особого рода государственную собственность и в этом смысле становились как бы приложением к своим наделам. Они не сомневались в том, что полис или безличный закон вправе распоряжаться по своему усмотрению всем, что они имеют, и даже самой их жизнью.

Спартиаты делились на три древних дорийских племенных группировки (филы): диманов, памфилов и гиллеев. Это деление регулировало их родовые отношения и владения клерами. После завоевания Лаконии параллельно с этими древними, чисто родовыми группировками спартанцев развились и другие, более дробные группировки - «обы», в основу которых лег территориальный принцип. Вся территория Лаконии разделилась на довольно большое количество таких «обов», представляющих собой небольшие административно-территориальные округа. При помощи такой системы спартиатам было легче организовать подавление как гелотской массы, так и периэкских районов.

Что касается жизненного уклада и быта то нужно сказать, что все спартиаты были в принципе землевладельцами, основой их материального положения было владение солидным поместьем, за счет которого жила семья каждого спартиата. Свое поместье спартиат получал от полиса и поэтому не мог распоряжаться им как собственник. Он пользовался своим поместьем как наследственным владением с правом передачи по наследству. Поместье спартиатов не было единым хозяйством, которое велось бы его владельцем, а представляло собой совокупность мелких земельных участков, обрабатываемых илотами, которые платили установленный законом оброк в пользу своего господина. Сами спартиаты организацией своих хозяйств не занимались и редко появлялись в поместьях. Полученный оброк, состоящий из определенного количества зерна, вина, масла и других продуктов, обеспечивал нужды их семей.

Освобожденные от хозяйственной деятельности спартиаты занимались военной подготовкой. После проведения в в Спарте целой серии реформ, вошедших в историю под именем «законов Ликурга» (конец VII – начало VI века до н.э.) спартанское государство превратилось в военный лагерь, что несомненно отразилось на жизни спартиатов. С момента рождения и до смерти спартиат находился под неусыпным наблюдением особых должностных лиц(эфоры). Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как только им исполнится семь лет, в специальные лагеря-агелы (букв. «стадо»), где их подвергали зверской муштре, воспитывая в подрастающем поколении выносливость, хитрость, жестокость, умениеприказывать и повиноваться и другие качества, необходимые «каждому спартиату.

У Плутарха мы можем узнать о воспитании спартиатов следующее: «…Кормильцы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Между тем спартанских детей Ликург запретил отдавать на попечение купленным или нанятым за плату воспитателям, да и отец не мог воспитывать сына, как ему заблагорассудится. Едва мальчику исполнялось семь лет, Ликург отбирал их у родителей и раздавал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели., приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противниками. с возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы-за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками тростники на берегу Эврота».

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет- той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие. После этого он становился полноправным гражданином Лаконии, имеющим свои права и обязанности.

Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привелегии, связанные с ними. Такнапример, не позже 30-летнего возраста спартиат должен был вступить в брак; за девушкой приданого, кроме ее личных вещей, не давалось. Если спартиат медлил со вступлением в брак, против него принимались меры общественного воздействия. Одной из таких мер было избиение неженатых мужчин женщинами на одном из религиозных праздников. Кроме того, брак сопровождался выделением клера и был обязательным условием, связанным с получением спартиатом активных политических прав. Неслучайно поэтому активное участие в апелле предоставлялось спартиатам только с 30 лет.

Для спартиата, получившего гражданские права, было обязательным участие в общественных обедах—фидитиях (или сисситиях).

Посредством фидитий осуществлялся, как уже указывалось, отбор спартанских граждан на основе имущественного ценза. Не имеющий клера спартиат не мог вносить установленной государством нормы продуктов и, таким образом, выбывал из состава полноправных граждан. Кроме того, фидитии сплачивали граждан. За столами, поставленными у деревьев под открытым небом, сидели спартанцы, по 15 человек за каждым столом. Во время обедов разрешалось говорить лишь на темы о доблести и о военных подвигах как предков, так и своих товарищей по оружию.

Хвостов указывает не то, что община спартиатов заботилась о поддержании семейного имущественного равенства между спартиатами. Иначе имущественное неравенство повлекло бы за собой военное неравенство.

Спартиат, не проявивший нужного мужества на поле боя, не мог появиться на обеде и таким образом устранялся от политических прав гражданина. Итак, гражданином Спарты, т. е. спартиатом, мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям государства:

1. Происхождение от родителей граждан.

2. Наличие клера с илотами.

3. Прохождение школы спартанского военного обучения.

4. Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

Периэки

В спартанском обществе существовала еще одна социальная группа населения-периэки («живущие вокруг»). Это были преимущественно потомки завоевателей–дорийцев, не вошедших по разным причинам в состав спартанской «общины равных». Проживали они в основном в прибрежных или малоплодородных областях и занимались ремеслом и торговлей. По словам Андреева торговля и ремесло в Спарте считались занятием, позорящим гражданина и поэтому им занимались отдельная прослойка населения-периэки.

Зайков А. В. говорит о том, что в современном антиковедении проявляется устойчивая тенденция исключать спартанских периэков из состава гражданского коллектива. Иногда данную социальную категорию пытаются определить как сословие лаконских метеков. При характеристике их положения доминируют политические аспекты, при этом правовой статус спартанских периэков определяют в самых общих и нечетких положениях. Чаще всего выделяют следующие моменты: зависимость периэков от Спарты, личную свободу, отсутствие политических прав при сохранении местного самоуправления. Поселения периэков обладали правами внутреннего самоуправления, но находились под контролем спартанских чиновников.

Для решения вопроса о месте периэков в структуре спартанского полиса необходимо прежде всего рассмотреть их отношение к земле. Так как основу всей социально-экономической системы классической Спарты заложили так называемые реформы Ликурга, базировавшиеся на перераспределении земельного фонда общины. Плутарх, сообщая об этом перераспределении, пишет, что земли Лаконики были разделены на клеры: 30 тыс.— между периэками и 9 тыс.— между спартиатами, соответственно числу их семей. Таким образом, периэки являются собственниками земли, поскольку их отношение к ней античная традиция определяет так же, как она определяет отношение спартиатов, — владение долей земельной собственности общины, полученной от нее при Ликурговом перераспределении. При этомпериэки, в отличие от илотов, пользовались землей без каких либо экономических обязанностей перед спартиатами. Периэкское землевладение, как и спартиатское, опосредовано верховной собственностью гражданской общины, правом на землю, гарантируемым и защищаемым полисом. Можно утверждать, что периэкские хозяйства в рассматриваемый период в подавляющем большинстве — представляли собой мелкое производство, основанное на личном труде.

Таким образом, вопрос о месте периэков в экономической системе полиса решается однозначно — это земледельцы, являвшиеся вместе с тем мелкими земельными собственниками.

Что же касается участия периэков в военной жизни Спарты, то они должны были выставлять небольшие контингенты в состав воинского ополчения спартанского полиса. Известно о присутствии периэков в лакедемонском войске, но чтобы определить, в какой мере это обстоятельство является признаком, характеризующим. принадлежность их к гражданскому коллективу, необходимо рассмотреть место периэков, во-первых, в функциональной и, во-вторых, в тактико-строевой организации лакедемонского войска. Согласно данным Геродота, спартанское войско полного набора включало 5 тыс. гоплитов-спартиатов и столько же периэков.

Ксенофонт в рассказе об одной стычке с фиванцами во время похода Агесилая в Беотию в 378 г., до н.э. перечисляет погибших со стороны лакедемонян: «...caitontepeltastonsychnouscatebaloncaitonhippeonCleancaiEpicydidanSpartiatas, caitonperioiconhena, Eudicon, caitonThebaiontinasphygadas, oupoanabebecotasepitoushippous» (Xen.Hell. V. 4. 39). Текст позволяет считать, что периэк Эвдик также был всадником, на основании чего можно предположить, что в Спарте кавалерийские моры, как и гоплитские, формировались из числа спартиатов и периэков.

Периэки использовались не только в качестве гоплитов и конников. На некоторые их подразделения возлагались особые функции, чему примером служит отряд из Скиритиды (горная область на севере Лаконики), занимавший особое место в лакедемонском войске. В ночное время скириты несли охрану лагеря, во время похода их лох и разведывательный отряд всадников шли впереди войска, скириты всегда занимали левое крыло лакедемонской фаланги. Необходимо отметить, что особое место этого лоха в строю, обусловленное его тактико-функциональным назначением, было традиционным.

Рассмотрим место периэков в тактико-строевой организации спартанского войска. Зайков полагает, что тактическая структура для спартиатов и периэков была единой. Объединение спартиатов и периэков в структуре войска вытекает из тактических особенностей фаланги. Сила фаланги в ее единстве, крепкой спаянности. Лакедемоняне, в отличие от афинян и сиракузцев, довели до конца это единство, преодолев генетический и территориальный принципы организации войска.

Спартиаты и периэки группировались, как пишет Кавеньяк, «не по месту происхождения, но по возрастам и по относительной пропорциональности возрастных классов... соответственно необходимости гомогенности фаланги». У этого правила есть исключение — уже рассмотренный нами лох скиритов, которые, обладая легким вооружением и особой подвижностью, выполняли специальные задачи и потому были выделены в отдельный отряд

Вся совокупность вышеизложенных фактов приводит к следующему выводу: имманентным признаком спартанского войска является его формирование как из спартиатов, так и из периэков на всех уровнях тактико-строевой и в основных моментах функциональной организации. Характер участия периэков и спартиатов в ополчении одинаков.

Когда речь идет о социальной категории периэков, практически всегда отмечают, что они не имели политических прав. Под этим понимают отсутствие права быть избранными в магистратуры и права участия в апелле. Но этим не исчерпываются политические функции, прежде всего участие периэков в ополчении было такой функцией. Кроме-того, периэки могли назначаться командирами значительных воинских подразделений, во всяком случае на флоте. В административно-территориальной организации периэки также выступают как члены гражданской общины. Они пользовались самоуправлением, вместе с тем верховную власть представляли направленные из Спарты гармосты. Принадлежность периэков к гражданской общине проявляется в том, что они объединены со спартиатами культовыми и другими традициями. Таким образом, периэки, безусловно, являлись членами гражданской общины Спарты классического периода. В, социальнойструктуре этого полиса они составляли слой ограниченных в политических правах граждан, в то время как объединенные в«общину равных» спартиаты обладали полнотой политическихправ. Данное различие обусловлено местом, которое занимают спартиаты и периэки в классовой структуре общества: если спартиаты относятся к классу эксплуататоров, то периэки к мелким земельным собственникам — свободным мелким производителям. Политическое неполноправие последних и является характерной чертой полиса олигархического типа.

Илоты

Их происхождение

Если сферой производственной деятельности периэков было в основном ремесленное производство, участие в немногих коммерческих операциях, то область сельского хозяйства целиком обслуживалась илотами. По численности илоты составляли подавляющее большинство от общего населения Спарты, что было естественным, поскольку Спарта была типичной аграрной страной.

По словам Андреева, эта специфическая форма рабства, названная илотией возникла, как итог завоевательной политики Спарты на территории Лаконии и Миссении. Область Миссении, захваченная спартанцами, была поделена на участки, которым завладели спартиатами. Оставшиеся Миссенцы были превращены в гелотов, образовавших основную массу порабощенного населения и жестоко угнетавшегося земледельческого населения. Сделано это было с таким расчетом, чтобы на каждый спартанских клер приходилось по несколоькуилотских семей, которые своим трудом обеспечивали всем необходимым самого владельца клера и всю его семью. А вот что мы можем видеть у Страбона по поводу происхождения илотов: «…. Гераклиды-Ефрисфен и Прокл, захватив лаконику, разделили ее на шесть частей и заложили в этой области основы городской и государственной жизни. Все периэки подчинялись спартанцам, но пользовались общими законами и принимали участие в государственных делах и учреждениях. Сын ЕфрисфенаАгис лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати. Все периэки подчинялись этому приказу, гелеи же, во владении которых находился Гелос(и назывались они илоты), подняли восстание; их захватили и обратили в рабов, правда, с некоторыми ограничениями :владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу. Эта война была названа войной против илотов. Илотию установили Агис и его сподвижники и просуществовала она вплоть до римского завоевания. Спартанцы имели в лице илотов общественных рабов, отведя им поселения и определив повинности.

Экономическое и правовое положение

Общественное положение илотов определялось их тотальной зависимостью от полиса как целого единого организма, который располагал правом жизни и смерти над каждым илотом. Реализацией этого права являлись так называемые криптии т.е. специально организованные и санкционированные властями экспедиции, составленные из молодых спартанцев для убийства илотов в каком-либо поселении, которое показалось опасным властям Спарты.

«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов. Фукидид в «Пелопонесской войне» рассказывает, что спартанцы выбрали отличившихся особой храбростью илотов и те, с венками на голове, словно готовясь получить свободу, посещали храм за храмом., немного спустя все исчезли, — а было их более двух тысяч, - и ни тогда, ни в последствии никто не мог сказать, как они погибли. Аристотель подробно останавливается на том, что эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну илотам, дабы узаконить убийство последних. И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку».

Но все таки от рабства классического типа илотию отличает то, что раб здесь не отчуждается полностью от средств производства и практически ведет самостоятельное хозяйство, используя принадлежащий ему(на правах владения или же полной собственности-это остается неясным) рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные виды имущества. После сдачи установленной подати оброка в его распоряжении остается определенная часть урожая, которую он, по всей видимости, может использовать по своему усмотрению, а при желании даже продать.

Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть каждого клера была отведена под садовые культуры — оливки, виноград и инжир. Кроме того илоты занимались и скотоводством, пася скот на государственных пастбищах, которые были расположены в гористых районах, по соседству с клерами.

Андреев так же указывает на то, что спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов., довольствуясь тем, что получали от них в соответствии с предписаниями закона. Из организатора производства рабовладелец превращался в пассивного получателя ренты, хозяйственная же инициатива сосредотачивалась в руках производителя, т. е. раба.

Илоты у спартанцев должны были выполнять самые позорные и бесчестящие работы. Их заставляют носить шапку из кожи собаки и одеваться в шкуры животных; каждый год им полагается определенное число ударов, хотя бы они и не совершили никакого проступка, чтобы илоты помнили, что они рабы.

Более того, если они переходят надлежащую норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывают смертью и на их хозяев налагают штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

Угнетаемые и физически и морально, живя в условиях постоянного террора и страха за свою жизнь и за жизнь своих родных, илоты платили спартанцам жгучей ненавистью.

Вся эта система террора не могла подавить в илотах духа сопротивления, не могла запугать их и заставить смириться со своей долей рабочего скота. Хотя илоту по вечерам обычно не разрешалось выходить за пределы своей хижины под угрозой наказания смертью, хотя илоты не были вооружены, тем не менее, они, презирая смерть, находили возможность объединяться и продолжать борьбу против спартиатов. Убежищем восставших илотов была гора Ифома, укрепленная самой природой. Постоянная то затихавшая, то выливавшаяся в форму открытых восстаний борьба илотов за свободу, по существу, определила всю дальнейшую историю Спарты. Особенно сильным было восстание илотов в V в. до н. э. (так называемая третья Мессенская война), когда спартанцы, призвав на помощь союзников, долгое время "были заняты исключительно борьбой с илотами.



biofile.ru

Правовое положение групп населения в Древней Спарте

                                Содержание

Введение  ………………………………………………3

Зависимые землевладельцы - Илоты……………...7

Аристократия  Древней Спарты. Спартиаты……12

Свободное население. Периеки……………………16

Заключение…………………………………………..19

Список  используемой литературы………………..21

 

 

 

 

 

                                         Введение

Аристократическая республика Спарта имела достаточно развитую социальную структуру. Ее изучение актуально и в настоящее время, поскольку это помогает выделять некоторые закономерности исторического процесса в античных рабовладельческих государствах, создавая возможности для установления законов исторического развития общества.

При изучении лишь одной  сферы общества (общество – сложная  многоуровневая социальная система, которая  включает в себя 5 главных элементов: культура, экономика, социальная, духовная, политическая сфера) невозможно полноценно объяснить законы развития общества и его устройства.

В зависимости от  экономического уклада, существует 3 вида обществ:

  • рабовладельческое
  • феодальное
  • капиталистическое

Социальная структура  позволяет объяснить особенности  общества, относящегося к одному экономическому укладу. В рабовладельческих обществах Запада и Востока основными производителями являлись рабы. Однако, между ними были существенные отличия. Если на Востоке раб – член семьи, как производственной ячейки, и он не противопоставлен господину, то на Западе раб – говорящее орудие труда.

Рассматривая социальную структуру общества можно объяснить  многие политические и экономические  процессы, которые происходят в обществе, так как стабильность социальной структуры и удовлетворенность интересов и потребностей тех или иных социальных групп – это залог политической стабильности государства.

Изменения в социальной структуре  общества: разорение какой-то его  части (экономические изменения), рост населения и увеличение какой-либо социальной группы, повышение уровня культурного развития и т. д., приводят к изменениям в общественном устройстве, требует пересмотра государственной  политики, а также способствует кардинальным изменениям общественных систем.

Таким образом, ответы на многие вопросы  исторической науки лежат в сфере  изучения социальной структуры общества.

В данной работе мы рассматриваем  спартанское государство периода  VIII в. до н. э., выбор хронологических рамок определяется тем, что Спарта именно этого периода отличалась наибольшей стабильностью социальной структуры.

Авторитет Спарты в международных  делах, ее огромный военный потенциал, стабильность ее строя на протяжении VIII – V вв. до н.э. – эти факты породили огромное внимание к ней у античных авторов. В греческой литературе уже к IV веку до н.э. сложился целый цикл исторических преданий, новелл и анекдотов, так или иначе связанных со Спартой и спартанцами. В совокупности все они составляли то, что называется «легендой» или «мифом» о Спарте, центром этого мифа стало имя царя Ликурга, в котором древние видели основателя спартанского государства (образ вероятно выдуманный). Через посредство этого «мифа» в греческом обществе, особенно среди его аристократической верхушки укоренился взгляд на Спарту как на идеальное государство, граждане которого сумели наилучшим образом решить свои внутренние проблемы, избавиться от внутренних смут и неурядиц.

Сведения о древней  Спарте мы можем найти в сочинениях Геродота (484 - 425 гг. до н.э.), который  описал политический и общественный строй Спарты, Фукидида (460 - 395 гг. до н.э.), который, описывая Пелопонесскую войну, приводит сведения о военной организации спартиатов. Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.) освещает воспитание детей и военное дело спартиатов, а Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) описывает реформы, сыгравшие важную роль в социально-экономической жизни Спарты1.

Идеальное государство Платона, каким  оно предстает в его «Законах», имело многие черты реального  спартанского полиса. Среди ценнейших  достижений Спарты Платон считал и  внутреннюю социальную устойчивость, благодаря которой спартанский  полис долгое время удачно избегал  гражданских смут. Илоты и периэки, труд которых составлял экономический  фундамент спартанского общества, сами не являлись частью последнего и поэтому  не влияли на его внутреннюю стабильность. По отношению к спартанскому обществу и те и другие представляли скорее внешнюю, чем внутреннюю угрозу.

Критично относился к  спартанскому обществу Аристотель, считая, что по отношению к гражданам  в Спарте предъявляются слишком  строгие требования, но, несмотря на это, он демонстрировал приверженность такому типу государства – аграрному  полису спартанского образца.

Фукидид принадлежал к  богатому аристократическому роду, был  прямым участником событий Пелопонесской  войны (431 – 404 г. до н.э.) между Афинами  и Спартой за гегемонию над  Грецией, он был изгнан из Афин, но писать стремился с максимальной объективностью.

Интересен и тот факт, что среди античных авторов нет  спартиатов, мы не сделаем открытия, если сошлемся на то, что именно военизированный  государственный строй Спарты стал причиной этого. Жизнь спартиата  была полностью подчинена общественным интересам.

Достигшие семилетнего возраста мальчики распределялись по отрядам, в 20 лет они получали полное вооружение. Детей учили говорить кратко и  метко, воспитание было подчинено одной  задаче - подготовить крепкого и  выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов. До самой старости продолжались непрерывные  тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая и в мирное время. Плутарх пишет  об этом: «Никому не разрешалось  жить так как он хочет: точно в  военном лагере, все в городе подчинялись  строго установленным порядкам и  делали то из полезных для государства  дел, которое им было поручено»2. Девочки воспитывались матерями, но должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья. Высшим мерилом в обществе Спарты были доблесть и храбрость, чему и стремились соответствовать люди.

Таким образом, ни литература, ни ораторское искусство не получили развития в Спарте, в то же время  до настоящего времени дошли стихи  спартиатов, написанные на военно-патриотические темы, о Спарте слагал стихи поэт Тиртей.

При наличии обширной базы источников не приходится рассчитывать на их объективность. Во-первых, потому, что многие из этих авторов жили много позже излагаемых событий, а также они были склонны идеализировать общественный строй Спарты (Платон, Ксенофонт, Плутарх). Во-вторых, субъективность источников объясняется и тем, что  никто из античных авторов не был  собственно жителем Спарты.

Нельзя не упомянуть о  том, что в настоящее время  некоторые специалисты, опираясь на данные археологических раскопок, подвергают серьезной критике всю традиционную схему спартанской истории3

              Зависимые землевладельцы -  Илоты.

Илоты – это землевладельцы, которые  находились на промежуточном положении  между крепостными и рабами. Эта  группа происходила от ахейского  населения  Лаконии и от покоренных народов Мессении. Существует мнение, что Илоты представляли собой  отличные от греков племена, которые  жили в Лаконии до прихода Гераклидов (прибл. XI в до н.э)  По сведениям Павсания, слово «илоты» означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покоренным жителям города Пелоса, ахейцам. Греческий автор Старбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:

«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах  республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис (мифический спартанский царь, потомок Геракла), сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами»

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Они были прикреплены  к земельным участкам отдельных  семей правящего слоя – спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, при этом спартиат не имел права требовать от них больше. Так как илоты своим численностью значительно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, морального и физического. Илотов заставляли носить особую одежду из шкур животных: она, как клеймо должна была подчеркивать их бесправие. Каждый год илот должен был перенести некоторое число ударов: чтобы не забывал о своем положении.Одно из орудий физического террора – криптии (от греч. – карательное мероприятие, избиение) Вот как древнегреческий философ Плутарх описывает криптии:

«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых  людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом  продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов»

С морально стороны спартанцы внушали  илотам комплекс неполноценности, запрещая для этого им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот – принуждали петь непристойные песни, заставляли напиваться, чтобы показать молодежи, как отвратно пьянство и т.д. Плутарх считает, что такое жесткое обращение  с илотами вошло в норму после землетрясения   464 г. до н.э., когда илоты воспользовались временной слабостью спартанцев и бесчинствовали в Лаконии.

Илоты прикреплялись к участку, на котором им, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести  хозяйство на клере. Так как спартиатам было запрещено долго пребывать  на участке, так как они постоянно  находились в состоянии боевой готовности в Спарте – илоты продолжали вести свое хозяство, отдавая определенную часть продукции – апофору  государству, не считаясь при этом частной собственностью спартиатов и не подвергаясь непосредственной эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая, после второй Мессенской войны законом была установлена определенная норма, спартиат не имел права превышать ее по совему произволу.

Излишки, оставшиеся после  сдачи оброка, илот мог использовать по своему усмотрению, например, продать  на рынке или оставить про запас. Ежегодная подать в виде масла, ячменного  зерна, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных  действиях: охраняли провиант, строили  лагеря, выносили мертвых и раненых  с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага4.

Вообще в отличие от рабов обычного или классического  типа илоты пользовались некоторой  хозяйственной самостоятельностью. Спартиат не имел также права убить  или продать илота, поскольку  рабы в Спарте считались, так же как  и земля, которую они обрабатывали, собственностью государства, только государство  обладало властью над жизнью и  смертью илотов. Илоты могли передаваться в частные руки для эксплуатации, но лишь в пользование, их собственником  оставалось государство5.

Право собственности на землю  и население было основано на завоевании. В целях подавления сопротивления  илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. «Днем  они (спартанская молодежь) отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли илотов, каких захватывали по дорогам. Нередко  они обходили поля, убивая самых  крепких и сильных илотов». Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому  из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов6.

Хотя государство всеми  силами старалось предотвратить  восстания илотов, проводя ежегодные  криптии, запрещая им ночью выходить из своей хижины и под угрозой  наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам  продолжалось.

Двоякое положение илотов порождает вопрос об их социальном статусе. Илот в отличие от «настоящего» раба не был полностью лишен свойств субъекта права, он мог обращать свое имущество в капитал для приобретения другого имущества (например, земли) или получать новую собственность в дар от хозяина или другого лица. У «настоящего» раба собственность отсутствует, у илота, видимо сохраняется от его предков, эта собственность илота не фигурирует в отношениях между ним и его хозяином. В то же время в отношениях с хозяином илот лишен собственности на применяемые средства производства и эксплуатируется путем прямого внеэкономического принуждения7.

Огромная масса завоеванного мужского населения, трудившаяся на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении, а чтобы  принудить невольников к труду  нужно было дать им минимальную свободу  хозяйствования на себя, таким образом  и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе.

Можно сказать, что илот –  эквивалент патриархальному рабу на Востоке, патриархальный раб хоть и  бесправен, но является членом семейной общины, как производственного коллектива. Классический раб противостоит семье хозяина, и как его собственность, и как товар уже не учавствует в общем с хозяином политическом процессе. Для патриархального рабства характерны такие картинки: хозяин пашет, а мальчик-раб погоняет волов, за выполнение оросительной повинности отвечает хозяин, а выполнять ее может как член семьи хозяина, так и раб.

stud24.ru


Смотрите также