Музыка древней месопотамии. Музыкальная культура древней Месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04, кандидат искусствоведения Боровская, Наталия Федоровна
Древняя Месопотамия Изобразительное искусство Музыка. Музыка древней месопотамии
Древняя Месопотамия Изобразительное искусство Музыка
Древняя Месопотамия Изобразительное искусство Музыка
Введение Самые ранние цивилизации мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать. Правители шумерского государства долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р. Х. ), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р. Х. ), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.
Изобразительное искусство n Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма. n Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она раскрывает, что ранняя шумерская культура искусства крепко связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны - богиня Инана, бог солнца Уту и другие.
n Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало. В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. Он одинаково грозен и величествен и на охоте, и в бою, и когда шествует в сопровождении толстых безбородых евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья голова подвешена рядом. Главная задача художника - показать баснословную роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. И беспримерную царскую жестокость: сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутствии царя, жутко переданные — без тени жалости. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь.
n Ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии. В вавилонском искусстве совсем не встречается погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую открывает ему жизнь. Но жизнь не солнечная и цветущая, не сияющая радостью и красотой, а вечно тревожная, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли каких - то высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города, так и повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи били одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела правителя города Лагаша Эаннатума ( около 2470 г. до н. э. ), которая посвящена его победе над городом Уммой.
Музыка n О музыкальном искусстве народов Древней Месопотамии почти ничего неизвестно. Некоторое представление можно составить по рельефам, украшавшим дворец царя Синахериба, на которых изображены мужчины и женщины, встречающие музыкой возвращение победителя. n За три с лишним тысячелетия до нашей эры шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, дуговые и угловые арфы, двойные гобои, большие барабаны.
n В Вавилонии традиционным искусством были народные действа - «страсти» , посвященные грозному божеству Мардуку и юному богу весны Таммузу. «Страсти» включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. В сохранившемся отрывке из вавилонской поэмы «Сошествие Иштар в обитель мертвых» воспевается великая сила музыки — она возвращает умерших к жизни: n В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте, На порфирном тимпане с ним мне поиграйте, С ним мне играйте, певцы и певицы. Мертвецы да восходят, да вдыхают куренья.
n Церковно-культовая и дворцовая музыка, исполнявшаяся при жертвоприношениях и молебнах, во время царских приемов, выходов, шествий и пиров, отличалась пышностью и декоративно-орнаментальным характером, особенно в период Нового Вавилона, при Навуходоносоре. Создавая свои божества и наделяя их человеческими свойствами, вавилоняне верили, что музыка пробуждает богов и смягчает их нрав по отношению к людям. n Первыми музыкантами-профессионалами в Вавилоне были храмовые жрецы, обладавшие большой властью. Впоследствии вместе с распространением профессиональных музыкантов в светских кругах, музицирования в быту аристократов появились музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух господ. n Особенно любили украшать свою жизнь музыкой цари, жрецы и аристократия Ассирии. Сюда еще со II тысячелетия до н. э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты едва ли не со всего Востока. Своей оригинальной творческой культуры она, видимо, не создала, пользуясь «плодами музыкального прогресса» других народов (Египта, Сирии, Палестины). Зато именно ассирийцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием — учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.
Работу выполнили ученики 10 класса Кузьмин Фёдор Барыкин Евгений Спасибо за внимание!
present5.com
Музыка древних
Музыка древних
Подробности Создано 28 Январь 2013
Еще с древних времен музыка разделилась на категории. На народную, храмовую и светскую. На самом же деле эти разделения достаточно условны. Вся музыка взаимосвязано и дополняет друг друга.
Музыка Египта в древности.
И по сей древняя цивилизация вызывает интерес к себе. О музыке древнего Египта можно судить по иероглифическим (предшественник нотного стана) записям стихов и песен. Также есть большая вероятность того что потомки древних египтян – Копты. Копты современной Эфиопии Эритреи, Египта до сих пор напевают песни написанные древними предками. Но утверждать этого нельзя ведь современные мелодии впитали в себя христианские и мусульманские мотивы.
О древней музыке Египтян можно судить не только по росписям и барельефам, но и дошедших до наших дней памятников «Книга мертвецов», «Тексты пирамид». При дворе фараона существовали целые ансамбли музыкантов и певцов. Самым популярным инструментом, скорее всего, была арфа. Струны заготавливались из пальмовых волокон.
Музыка в Месопотамии.
Музыканты древней Месопотамии также сделали огромный вклад в развитие музыки. Играли на на семи и пяти струнных лирах, гобое. Сирийские композиции вследствие проникновения в древнюю Грецию, а потом и в Европу. Что сказалась на музыке средневековых христиан. Древние шумеры, скорее всего, являются законодателями нотного стана. В Ассирии развивалась теория музыки. В последствии выведениям музыкальных закономерностей занимался древне Греческий ученный Пифагор.
Древнеиндийская музыка.
К сожалению, музыка не может сохраниться в первозданном своем облике без письменной передачи. Но все же следует полагать, музыка в древней Индии была на высоком уровне. В ту далекую эпоху расцветали древние религиозные практики. Поэтому основная музыка была религиозного плана. Также была популярна народная музыка, было много странствующих певцов, которые развлекали людей своими балладами. Выработалась своя теория музыки, и даже целая философия.
Музыка в древнем Китае.
Здесь рассвет музыкальных композиций напрямую связан с конфуцианством. Также была разработана занимательная эзотерическая теория. Пентатоника – звуки состояли из пяти рядов, и эта концепция до сих пор является основой музыки целого ряда народов.
www.satchmo.ru
Диссертация на тему «Музыкальная культура древней Месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам» автореферат по специальности ВАК 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
1. Антонова Е. В. Антропоморфный персонаж на печатях Ирана и Месопотамии. // ВДИ. 1992. №2. С. 3-17.
2. Антонова Е. В. Представление обитателей Двуречья о назначениилюдей и глиптика конца 4 начала первой половины 3 тыс. до н.э. // ВДИ. 1983.№4. С. 88-96.
3. Афанасьева В .К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве М., 1979.
4. Афанасьева В. К. К вопросу об изображениях на печатях раннеди-настического и аккадского периодов. // СГЭ. Т. XXY. 1964. С. 42-46.
5. Афанасьева В. К. К проблеме толкования шумерских рельефов. // Культура Востока: древность и раннее средневековье. Л., 1978. С. 19-32.
6. Афанасьева В. К. Дьяконов И.М. Об основных этапах развития изобразительного искусства древнего Шумера. // ТГЭ. 1961. С. 5-23.
7. Боброва Л. В. Пир в древнем Шумере. // Древний Восток IY. Ереван. 1983. С. 54-58.
8. Герцман Е. В. Рецензия на ст. Sounds from Silence. // ВДИ. 1979. №3. С. 211-214.
9. Дьяконов И. М. Города-государства Шумера. // История древнего мира. Т.UM., 1989. :
10. Ю.Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990
11. Н.Дьяконов И. .М- Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959.12.3акс К. Музыкальная культура Вавилонии и Ассирии. // Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937. С. 103-112
12. Козырева И. В. Старовавилонский период в истории Месопотамии. // История древнего мира. Т. 1. М., 1989.
13. Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.
14. Никулина. Н. М. Художественная культура древнего Востока (вопросы методики). // ВДИ. 1985. №4. С. 5-12.16.0ппенхейм . Древняя Месопотамия. М., 1990.•f
15. Татаркевич,В. Античная эстетика. М., 1977.
16. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М,-Л.,1-958
17. Alster В. Gestinanna as Singer and the Chorus of Uruk and Zabalam: VET 6 /1. 22. // JGS. 1985.37. P. 219-228.
18. Amiet P. Art of the Ancient Near East. New York, 1985.
19. Amiet P. La glyptique mésopotamienne archaïque. Paris, 1961. »
20. Amiet P. Balsan F. Splendeurs d'or. Paris, 1965.
21. Barrel et M. T. Figurines et reliefs en terre culte de la Mesopotamie antique. V. 1. Paris, 1968.
22. Barnett R. D. Hamath and Nimrud. // Iraq. L., 1963. 25. P. 81 ff.
23. Barnett R. D. New Facts about Musical Instruments from Ur. // Iraq. 1969. 31. P. 96-103.
24. Boehmer R. M. Zur Glyptik zwischen Mesilim und Akkad Zeit. // ZA. Vol. 59 (25). Berlin, 1969. S. 261-293.
25. Buchanan В. The Date of the so-called Second Dynasty Graves of the Royal Cemetery at Ur, // JAOS. Chicago, 1954. 74. P. 147-153.
26. Civil M. Lexicography. // AS. 20. P. 2-11.
27. Collon D. Leier. В. Arhäologisch. // RLA.1932 ff. S. 576-580.
28. Collon D. Mitcell T. S. Sumerian Art Illustrated by Objects from Ur and Al-Ubaid. London, 1968.
29. Crocker R. L. Remarks on the Tuning Text U 7/80. // Orientalia. Roma, 1978. 47. P. 99-104.
30. Dhorme E. Les religions de Babylonie et Assyrie. Paris, 1949.
31. Duchesne-Guillemine M. A l'Aube de la theorie musicale: concordance de troir tablettes babyloniennes. // Revue de Musicologie. Paris, 1966. 52. P. 147-162.
32. Duchesne-GuiIlemine M. Découverte d'une Gamme babylonienne. // Revue de Musicilogie. 1966. 49. P. 3-17.
33. Duchesne-Guilleminne M. Note complémentaire sur la découverte de la
34. Gamme babylonienne. // Studies in Honor of Benno Landsberger. Publ. of- **
35. Oriental Institute of the University of Chicago. AS. 16. Chicago, 1965. P. 268272.
36. Duchesne-Guillemine M. Les problemes de la notation hourrite. // RA. 1975. 69. P. 159-173.
37. Ebeling E. Keilschrifttexte aus Assur religiösen Inhalts. Leipzig, 1919. №158.
38. Falkenstein A. Soden W. Von. Sumerische und Akkadische Hymnen und Gebete (Die Bibliothek der Alten Welt. Reihe der Alte Orient). Zurich -Stuttgart, >1953.
39. Finkel L. A Fragmentary Catalogue of Lovesongs.// AcSum. 1988. 10. P. 17 ff.
40. Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. Harmondsworth, 1954.1 41.Frankfort H. Cylinder Seals. A Documentary Essay on the Art and Religion of the Ancient Near East. L., 1939.
41. Frankfort H. 'Early Dynastic Sculptured Maceheads . // Analecta Orientalia . Roma, 1935. 12. P. 110-120.
42. Frankfort H. Kingship and Gods. A Study of Ancient Near Eastern1. A • •«1. Religion. Chicago, 1948.
43. Frankfort H. Sculpture of the Third Millenium from Tell Asmar and Khafajah. Chicago. 1939/
44. Gadd C. J. History and Monuments of Ur. L., 1929.
45. Gadd C. J. The Spirit of Living Sacrifices in Tombs. // Iraq. 1960. 22. P. 151-158.
46. Galpin F. W. The Music of the Sumerians and Their Immediate Successors Babylonian and Assyrians. Cambridge, 1937.
47. Galpin F. W. The Sumerian Harp of Ur. // Music and Letters . 1929. 2. Pi 108-113. •
48. Gurney O. R. An Old Babylonian Treatise on the Tuning of the Harp. // Iraq. 1968. 30. P.229-233.
49. Gutterbock H. G. Musical Notation from Ugarit. // RA. 1970. 64. P. 45-52.
50. Hansen D. New Votive Plaques from Nippur. // Journal of Near Eastern Studies . Chicago, 1963.12. P. 145 ff.
51. Harris R. Ancient Sippar. A Demographic Study of an Old Babylonian City. Istambul, 1975.
52. Hartmann H. Die Musik der sumerischen Kultur. Frankfurt am Main , 1960.
53. Hermann G. Lapis Lazuri: Early Phasis of its Trade. // Iraq.1968.30. 1. P. 21-58.•> tf
54. Hickmann H." Ägypten (Musikgeschichte in Bildern. Bd. II. Lfg.l). Leipzig, 1961.
55. Hickmann H. Rassel. // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. II. Kassel, 1963. S. 7 ff.
56. Jacobsen Th. Death in Mesopotamia. / / Death in Mesopotamia. XXYI Rencontre assyriologique internationale, ed. By B. Alster. Copenhagen, 1980. P. 19-24.
57. Jacobsen Th. Formative Tendencies in Sumerian Religion. // Towads the Image of Tammutz and Other Essays in Mesopotamian. History and Culture. ffarvard, 197.0. P. 2-26.
58. Jacobsen Th. The Sumerian King List. Chicago, 1939.
59. Jacobsen Th. The Treasures of the Darkness. A History of Mesopotamian Religion . L., 1976.
60. Jacobsen Th. The Waters of Ur. // Iraq. 1960.22. P. 174-184.
61. Kilmer A. D. The Cult Song with Music from Ancient Ugarit; Another Interpretation. // RA 1974. 68. P. 62-82.
62. Kilmer A. D.The Discovery of Ancient Mesopotamian Theory of Music. // PAPS. Vol. 115. Chicago, 1971. P. 131-149.
63. Kilmer A. D. Leier. A. Philologisch. // RLA. P. 572-576.
64. Kilmer A. D. Ä Music Tablet from Sippar (?) BM 65217+ 66616. // Iraq. 1984. 46. P. 69-82.
65. Kilmer A. D. The Strings of Musical Instruments. // Studies in Honor of Benno Landsberger. Chicago, 1965. P. 261-268.
66. Two Lists of Key Numbers for Mathematical Operations. // Orientalia. 1969. 29. P. 273-308.
67. Kilmer A. D. Brown R. R. Crocker R. Sounds from Silence. Discoveries in Ancient Near Eastern Music. Berkely, 1976.
68. Kilmer A. D. Civil M. Old Babylonian Musical Instructions Relating to Hymnody. // JCS. 1986. 38. P. 94-98.
69. Kramer S. N. The Sumerians. Their History, Culture and Character. Chicago, 1963.
70. Kramer S. N. Two Elegies from Pushkin Museum's Tablet. Moscow, I960.
71. Kraus F. R. Nippur und Isin nach altbabylonischen Rechtsurkunden. // JCS. 1951. 3. S. 1 ff.
72. Kümmel H. M. Zur Stimmung der babylonischen Harfe. // Orientalia. 1970. 39. P. 252-268.
73. Lambert N. G. The Theology of Death. // Death in Mesopotamia., P. 55-71.
74. Landsberger B-. Die angebliche babylonische Notenschrift. // Auf fünf Jahrtausenden morgenlandischen Kultur. Festschrift Max Freiherr von Oppenheim zum 70 Geburtstage ( Archiv fur Orient forschung. Bd. 1.). Berlin, 1933. S. 170-178.
75. Laroche E. Documents en langue hourrite provenant de Ras Shamra II. Textes hourrites en cuneiformes syllabiques. // Ugaritica V. Paris, 1968. P. 492-496.
76. Laroche E. Etudes hourrites : Notation musicale. // RA. 1973. 67. P. 119-129.
77. Legrain L. Ur Excavation III. Archaic Seal Impressions. London, 1936.
78. Lloyd S. The Art of the Ancient Near East. London, 1961.
79. Moortgat A. Die Kunst des Alten Mesopotamien. Die klassische Kunst Vorderasiens. Köln, 1967.
80. Moortgat A. Vorderasiatische Rollsiegel. Berlin, 1940. 82.Offner G. Lés grandes écoles de glyptique a l'epoque archaïque (d'Uruk IV a la 1-re dynastie d'Ur). // Revue Archéologique. Vol. XV.1. Paris, 1976-1977.
81. Organ R. M. The Reclamation of the Whoollymineralized Silver in the Ur Lyre. // Application of Science to the Examinations of the Works of Art. Boston, 1967. P. 3-10.
82. Parrot A. Archeologie Mesopotamienne. Bd. II. Paris, 1953.
83. Parrot A. Assur. Paris, 1961.
84. Parrot A. Sumer. Paris, 1961.
85. Porada E. (ed.). Ancient Art in Seals. Princeton, 1980.
86. Porada E. The Relative Chronology of Mesopotamia. // Chronologies in Old World Archeology, ed. By R. W. Ehrich. ChicagoLondon, 1965.
87. Raschid S. A. Mesopotamia. (Musikgeschichte in Bildern). Leipzig, 1984.
88. Rastall R. The Notation of Western Music. New York, 1982.
89. Rimmer J. Ancient Musical Instruments of Western Asia in the British Museum. London, 1969.
90. Sachs C. Ein babylonische Hymnus. // Archiv fur Musikwissenschaft-7. Berlin, 1924-1925. S. 1-22.
91. Schmokel H. Kulturgeschichte des Alten Orient. Stuttgart, 1961.
92. Sjoberg A. Der Examentext A. // ZA. 1975. 64. S. 137-176.4
93. Sjoberg A. Der Mondgott Nanna-Zuen in der sumerischen Uberlieferung. Stockholm, 1960.
94. Sollberger E. Notes of the Early Inscriptions from Ur and Al Ubaid. // Iraq. 1960. 22. P. 20-33.
95. Stauder W. Die Harfen und Leiern der Sumerer. Frankfurt am Main, 1957.
96. Stauder W. Die Musik der Sumerer, Babylonier und Assyrer. // Hickmann H. Stauder W. Orientalische Musik. Handbuch der Orientalistik. Abt. 1. Leiden, 1970. S. 171-243.
97. Strommenger E. Ur. München, 1964.
98. Thomsen M. L. Sumerian Language. Copenhagen, 1984.
99. Wooley L. Ur Excavations II. The Royal Cemetery. London, 1934.
100. Wulstan D. The Earliest Musical Notation. // Music and Letters. London, 1971. 52. P. 365-382.
101. Wulstan D. Music from Ancient Ugarit. // RA. 1974. 68. P. 125128.
102. Wulstan D. The Tuning of the Babylonian Harp. // Iraq. 1968. 301. УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.
103. ВДИ — Вестник Древней Истории. >
104. СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа. AcSum — Acta Sumerologica. AS — Assyriological Studies. J AOS — Journal of Asiatic Oriental Society. JCS — Journal of Cuneiform Studies.
105. RA — Revue de Assyriologie et Archeologie mesopotamienne. RLA — Reallexicon fur Assyriologie. UE — Ur Excavations. ZA —» Zeitschrift fur Assyriologie.
106. Так называемая «Арфа царицы Пуаби» (Британский музей, Лондон). В реконструкции Л.Вулли оказались ошибочно соединены элементы большой арфы и трапециевидной лиры.
107. Инкрустация лиры и. 10556. — блестящий образец изобразительного декора, придающий «инструменту-изображению» конкретное иконографическое значение.
108. Раннединастическая Печать из Ура IM14597 (Иракский музей) с изображением лиры.9.10. Печати из Ура с изображением ударных и духовых (1М14314, 1М6в313. Иракский музей).ьтсШ^ЩшМ1Шштwmji№-
109. Печать из Ура с изображением лиры 30-12-3. (Университетский музей, Пенсильвания).mm
110. Фрагмент так называемого «Царского штандарта» из Ура с изображением певца и музыканта с лирой. Период РДШ.
111. Раннединастическая печать из Ура с изображением арфы CBS 16728 (Университетский музей, Филадельфия).
112. Стела из Хафаджа IM14661 (Иракский музей).
113. Терракотовая статуэтка с изображением музыканта с лирой 1М49487 (Иракский музей). Период III династии Ура. Инструмент уже полностью утратил изобразительную основу.
114. Терракотовый рельеф из Ларсы старовавилонского периода АО 16924 (Лувр). Эротический танец представлен в исполнении лютниста и женщины с тамбурином.
115. Старовавилонский Рельеф из Берлинского музея УА7224. В изображении дуэта музыкантш с лирой и тамбурином мастер акцентирует внимание на их явном стремлении к созданию не только музыкального ансамбля, но и единого пластического образа.
116. Рельеф из Ларсы старовавилонского периода с ритуальной сценой кулачного боя ВМ91906 (Британский музей) — уникальное изображение «вавилонской литавры».
117. Старовавилонская вертикальная арфа: стела из Иракского музея 1М21359.
118. Старовавилонская горизонтальная арфа: стела из Лувра АО12455.
119. Набор бронзовых тарелок из Кальху (Британский музей). IX в. до н.э. Наряду с шумерскими лирами из «Царских гробниц» в У ре это редкие образцы «живых» инструментов. '
120. Сцена жертвенного возлияния из северного дворца Ашшурна-цирапала II в Кальху ВМ 124533 (Британский музей). Важный участник действа — горизонтальная арфа с колонкой в виде поднятой руки.
www.dissercat.com
Музыка Междуречья и Древнего Египта
Описание презентации Музыка Междуречья и Древнего Египта по слайдам
Музыка Междуречья и Древнего Египта
• Роль музыки в Древней Месопотамии была очень велика. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерцев, их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами.
. • . К началу III тыс. до Р. Х. – разнообразный инструментарий: барабаны, систры, флейты, гобои, арфы, лиры, лютни и др. Жанры в то время были разные, народные, обрядовые и т. д. В 15 веке широко распространилась церковная музыка. Дання музыка несет в себе огромную ценность и в некотором роде приспособление к среде. Поэтому выполняет функцию приспосабливания и ценностную.
• После знаменитых раскопок экспедиции под руководством Л. Вулли в Уре центр тяжести был перенесен на «живые» инструменты из «Царских гробниц» . Публикации Л. Вулли с поразительной точностью и тщательностью показывающие ход археологических работ, его интересный опыт по реставрации и реконструкции инструментов, ^ являются уникальным источником, значение которого до сих пор не оценено по достоинству. В это же время делаются первые попытки прочтения текстов, хотя и не всегда удачные.
• Самым древним струнным инструментом считается арфа, чьей родиной как раз и является Древний Египет. Во времена Древнего Царства на арфе обычно играли только женщины, которые аккомпанировали мужчинам-певцам. На стенах пирамид, в древних папирусах, в сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» есть строки религиозных гимнов. Встречаются «страсти» и «мистерии» . Популярным сюжетом были «страсти» Осириса, который ежегодно умирал и воскресал, а также женские песни-плачи над мертвым Осирисом. Исполнение песен могло сопровождаться драматическими сценами. • • Музыка играла важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа и флейта. В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах и лирах, импортируемых из Азии. Богатые люди устраивали приёмы с приглашением профессиональных музыкантов
present5.com
Архитектура, искусство, музыка - Онлайн библиотека
Природа не обеспечила надежную защиту Месопотамии от военных посягательств на ее богатства соседних племен и народов; ЕЕ поселки и целые города неоднократно стирались с лица земли нападающими. Больших разрушений испытывали ЕЕ культурно-религиозные центры также гад время гражданских войн. Поэтому на территории Месопотамии памятники архитектуры и искусства почти не сохранились. Историю художественного творчества ее народов приходится изучать преимущественно на предметах искусства, обнаруженных в Мари, Сузах и других городах за пределами Месопотамии.
Древнейшие памятники месопотамского художественного ремесла обнаружено в северных регионах страны. Это в основном неолитическая керамика V тыс. до н. э., украшена геометрическим орнаментом и стилизованными изображениями людей и животных. Этот декор, скорее всего имел также магическое назначение. Тогдашние умельцы производили из полупрозрачного алебастра мужские и женские статуэтки (чаще всего статуэтки богини плодородия - женщины, с мощными бедрами и грудью).
В Вавилонии не было строительного камня и промышленной древесины, поэтому в ней с давних давен развивалось исключительно глиняное зодчество. Глина непригодна для монументального строительства юго - месопотамские храмы и дворцы имели сравнительно скромные размеры. Особенностью тамошней культовой и дворцовой архитектуры была отсутствие в ней монументальной скульптуры и рельефов, предельная простота форм. Внешние стены храмов членились выступлениями и нишами. Храмы И дворцы строили на холмах или искусственных насыпях, чтобы до них не достигали паводковые воды. Когда глиняная здание старела (в климатических условиях Месопотамии этого не приходилось ждать долго), непосредственно на ее руинах возводили новую.
В конце III тыс. до н. э. в храмовом строительстве Месопотамии сложился оригинальный архитектурный стиль - зиккурат. Видимо, появление его была следствием традиции возводить храм на платформе. Зиккурат постепенно стал непременной деталью храмовых комплексов в стране. Он представлял собой массивную ступенчатую трех -, пяти - или семиярусну сооружение, в форме поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид, что сужалась кверху. Верхушка зиккурата, скорее всего, служила алтарною частью, куда имел доступ лишь верховный жрец. Сплошные сырцу террасы зиккурата красили в яркие цвета, так что все сооружение было довольно опрятный вид. С трех сторон к вершине зиккурата вели ступени или пандусы (наклонные плоскости). Зіккурати строили, конечно, для основных богов, для других же возводили простые цели и алтаре.
До наших дней в более-менее удовлетворительном состоянии сохранились лишь три месопотамские зіккурати (в Уре, Чога-Замбіле и Борсиппі), в древности территория Месопотамии буквально пестрела ними (только в Вавилоне, как уверяют древние тексты, возвышавшегося 53 таких храмы).
Еще в шумеро-аккадську сутки в Вавилонии значительного развития достигло искусство скульптуры, которая имела не столько художественное, сколько сакральное назначения и была полностью подчинена архитектуре. Шумеры и аккадці создавали статуэтки богов, царей и вельмож, рельефные изображения монстров, животных и эпических героев. Одним из лучших скульптурных произведений Шумера является "Дама с Урука" - алебастровое женское лицо (к сожалению, повреждено). Некоторые специалисты даже считают "Даму из Урука" достойной соперницей известных скульптурных изображений царицы Нефертити. Развивалось также шумерское искусство глиптики, среди предметов которой следует выделить цилиндрические печати из твердого минерала - гематита. Печати-цилиндры, что пришли на смену архаичным печаткам-штампам, имеют резную поверхность. Шумеры прокатывали их по мокрой глине и получали рельефные отпечатки. Изображение на печатях настолько сложные, что порой кажутся обычным орнаментом, хотя на самом деле они передают изображения богов, героев, монстров, животных и т. п.
Художественный стиль шумерских печатей постоянно развивался, поэтому они служили, по словам Л. Оппенхейма, чувствительным барометром, который регистрировал иностранные влияния и индивидуальный почерк отдельных художников и школ, хотя последние так и не сумели "пробить прочную броню традиционализма" в искусстве Месопотамии.
Характерно, что шумерское искусство постепенно скатывалось на путь упрощения, искажения пропорций человеческого тела, грубой стилизации (искусствоведы считают, что это было следствием его подчинения религии). Аккадське же искусство, наоборот, осталось преданным "реалистическом" стиля, жизненно правдивішим. Об этом свидетельствуют, в частности, бронзовый мужской портрет (Саргона Аккадского?), каменная "Стелла Нарам-Суена" и др.
На склоне шумеро-аккадської истории, когда общество вступило в последний кризисный период, в искусстве наступили мрачные, монотонные сцены поклонения богам и царь.
Памятников старовавилонського искусства сохранилось очень мало. Они выполнены в довольно "реалистической" манере, канон тяготеет над ними меньше, чем над произведениями шумерских скульпторов, хотя шумерские художественные традиции ощутимо повлияли на них. Представление о старовавилонське искусство можно составить на примере рельефного изображения на верхней части базальтового столба с законами Хаммурапи, полутораметровой известняковой статуи богини Иштар, обнаруженной археологами в Мари.
Искусство Ассирии понесло сильного влияния шумерских, вавилонских, египетских, хеттских и хурритських художественных стилей. Оно имело ярко выраженный прокламаційний характер: символизировало могущество и звитяжність ассирийских царей. Ассирийские скульпторы идеализировали обладателей, ничуть не заботясь о отражение их портретных черт.
В ассирійському дворцовом искусстве сложился симбиоз архитектурных форм и скульптуры. Входы в ассирийских дворцов стерегли исполинские алебастровые человеко-львы и человеко-быки в короне египетских фараонов. Стены этих дворцов были не сырцу, как вавилона, а выложены каменными плитами. их украшали высокохудожественные фризы, которые рассказывали о военные и охотничьи подвиги царей, нередко смаковали зверства ассирийских воинов, одним словом - пропагандировали грубую физическую силу, кулачне право. Авторы этих рельефных фризов зарекомендовали себя отличными анімалістами, особенно в охотничьих сценах.
Среди созданных ими художественных шедевров выделяется прежде всего знаменитое рельефное изображение раненой львицы, которая, чувствуя приближение смерти, собирается последний наброситься на своего врага. Во всем древнем искусстве найдется немного изображений такой художественной силы!
Искусство Нововавилонського царства перестало превозносить царя - ставленника жрецов отказалось от изображения батальных сцен и сцен царской охоты. Однако и религиозная тематика звучала в нем не в полный голос, потому что консервативное жречество сумел набросить на нее уздечку махрового традиционализма. Широкий простор для творческих поисков существовал в ново вавилонскую сутки только в жанре декоративной орнаменталістики - и именно в нем тогдашние художники достигли наибольших успехов.
Развивалось в Месопотамии также искусство музыки. Уже шумеры изобрели ряд струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов (дудку, флейта, арфа, бубен и т.д.) и играли на них во время религиозных мистерий и народных гуляний. В Шумере существовали особые "дома музыки", где за плату можно было не только послушать любимые мелодии, но и порадоваться выходками обезьянок. Любили музыку также вавилоняне и ассирийцы.
В 70-х годах американский ассириолог Анне Килмер дешифрувала клинописну табличку с Угариту, на которой записано мелодию и слова ассирийского романса, посвященного богине Угариту. Этот нотная запись почти на полторы тысячи лет старше греческий папирус с нотами к пьесы Эврипида "Орест" - древнейший манускрипт западной музыки. Музыковед Ричард Крокер выполнил ассирийский романс под аккомпанемент точной копии шумерской лиры (ее корпус изготовлен из красной березы и ели, струны - из кишок). Он отметил, что в этой мелодии из глубины тысячелетий "нет ничего неестественного или странного".
Культурные достояния народов Древней Месопотамии стали весомым вкладом в сокровищницу мировой культуры. их уровень, бесспорно, очень высокий.
banauka.ru
Культура древней Месопотамии или Междуречья
Культ ассиро-вавилонян сосредотачивался около жертвоприношений. На жертву смотрели как на пищу богов, которым доставляет удовольствие запах приносимых яств и возлияний: овощи, мед, масло, рыба, животные и птицы. При исключительных обстоятельствах практиковались человеческие жертвоприношения. В обыденной жизни особым значением пользовались заговоры и заклинания, распространены амулеты, талисманы. При необходимости обращались к жрецу-заклинателю, который прибегал к сжиганию на жаровне при постели больного различных трав и корений с произнесением заклинательных формул, больного обвязывали волшебным шнурком, уничтожали фигуру зловредного демона, сделанную из глины, теста или воска. Жрецы гадали на внутренностях жертвенных животных, самое дешевое – гадание на воде (в воду заливалось немного масла, или наоборот, и толковали "знаки"). Из вавилонских праздников чаще упоминается цакмуку (акиту), который праздновался в знак победы весеннего солнца над мертвой зимой в начале нового года и приблизительно совпадал с еврейской пасхой (около 15 числа весеннего месяца нисана). В этот день из всех городов привозились в Вавилон ("божьи врата") местные божества, впоследствии этот праздник превратился в прославление Мардука, к которому другие божества являлись на поклон. Были праздники жатвы, мрака и плача. Жрецы – замкнутая каста, обладавшая обширными знаниями в области астрономии, медицины, тайных наук и т.д. У жрецов существовали собственные школы, в которых их дети, получавшие жреческое достоинство по наследству, учились тайнам своего служения. С понятием о грехе у вавилонян соединялось прежде всего представление о нарушении воли богов, неисполнении религиозных требований и правил культа. Хотя встречаются и высокие нравственные понятия, пример, покаянные псалмы. Самая красивая вавилонская молитва – всем богам (и тем, которых молящийся не знает): "О, Господь, велики грехи мои! О, бог, которого я не знаю, велики грехи мои!... О, богиня, которую я не знаю, велики грехи мои!.. Человек не знает ничего, он не знает даже, грешит он или творит добро…О, мой Господь, не отвергай своего слугу! Грехов моих семижды семь. Изгладь мои прегрешения!" (Цит. Э. Мирча). Молитва сопровождалась коленопреклонением, простиранием ниц и расплющиванием носа (о землю). Семья была в основном моногамная. За измену мужу жену наказывали утоплением, но если муж ее прощал, то она и ее соблазнитель освобождались от наказания. За измену жене муж не наказывался – его могли наказать только за соблазнение жены свободного человека. Если жена плохо вела домашнее хозяйство (ленилась, тратила много денег и проч.), муж имел право жениться на другой, а прежнюю жену сделать служанкой в доме. Между тем, ко времени прихода персов ассиро-вавилонская цивилизация находилась в тяжелом не только экономическом и экологическом, но и духовном кризисе: в городах царствовала сексуальная распущенность, нравственная деградация. Наиболее известными городами Древней Месопотамии, ставшими нарицательными для обозначения духовного состояния народов стали Содом и Гоморра, Сидон, Тир, Карфаген и, наконец, Вавилон, который в Библии называется "матерью блудниц и всех пакостей земных".