Мусейоны древней греции. 6)Домузейные собрания Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.1 Мусейоны Древней Греции. Мусейоны древней греции


1.1 Мусейоны Древней Греции. Возникновение музея как феномена культуры

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции

Тема 3. Керамика Древней Греции

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История грима

1.5 Прически Древней Греции

Парикмахерское искусство Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно...

История костюма Древней Греции

1. Женский костюм Древней Греции.

...

История развития искусства

4. Художественная культура Древней Греции

Античной цивилизацией и культурой принято обозначать древнюю историю Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное влияние, в период с нач. I тысячелетия до н.э. по V век н.э. Это была цивилизация...

История развития риторики как науки

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы-- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера...

Костюм как средство коммуникации

Сияние Древней Греции

И не будешь иных богов ты почитать, Кроме тех, кого сами мы славим: Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - Вот священная тройца! Аристофан Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Скульптура Древней Греции

1. Скульптура Древней Греции

...

cult.bobrodobro.ru

6)Домузейные собрания Древней Греции

К протомузейным формам эпохи античности в Греции относят мусейон, пинакотеку, портики (галереи). В Др. Греции мусейонами (место, посвященное музам) называли святилища, создававшиеся для почитания муз(богинь поэзии, искусств и наук). Мусейоны представляли собой постройки в виде портика (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) с жертвенником. Предметы, которые приносились музам, в честь одержанной над врагом победой - назывались вотивными (посвященные богам). Из этих предметов складывались первые коллекции античного мира, находившиеся в святилищах, храмах, а также в специально сооружаемых сокровищах. Ведали ими особые служители, занимавшиеся охраной и учетом ценностей. Дальнейшее развитие культа муз связано с появлением мусейонов как научных и философских объединений. Самый известный мусей древней Греции был в Александрии. Функции мусея: обнаружение и хранение рукописей и материальных предметов + научной работой и преподаваниее. Т.О. в античном мире слово музеум никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Изначально им называли святилище муз, а в ходе ист. развития мусеи приобрели значение места для занятия литературой, наукой и философией.

Пинакотеки – места для размещения и хранения живописных произведений. Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных дощечках. Самая известная пинакотека находилась в афинском Акрополе. Были и хранители пинакотек - прокураторы пинакотекусы.

7)Частные и общественные собрания Древнего Рима.

Мусейон – место ведения дипломатических бесед. Трофеи: оружие, украшения, статуи и др. богатства – завоевания (выставлялись в публичных местах, помещались в храмах). Частное коллекц-иепояв в 1в.до н.э. Первые опыты коллекц-ия – военные дары, ими ведали служители (охраняли предметы, вели учёт, сост.описи, уничтожать их не разрешалось). Ценности хранились в резервуарах (подземных хранилищах). Пинаки – картинывосковыми красками на деревянных дощечках. Домуз. Сбрания Рима: *форм.стихийно, *были достоянием общин, *носили сакральный х-р,*имели неоднородный состав.

Римские жители, известные своей успешной захватнической политикой, награбленные реликвии и предметы (= трофеи), размещали в храмах. После демонстрации, произведения триумфального шествия помещали в храмы и портики (представляли собой отдельно стоящую крытую галерею), во дворцы и виллы. Пинакотеки. Коллекционеры собирали вазы, кубки, изделия из золота и бронзы, предметы из горного хрусталя. В 38 году в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей. Развивается экспозиционная практика – осмотр храмовых собраний проходил в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида. Посетители проводились по устоявшимся маршрутам, а сообщаемая им информация касалась прежде всего связанных с предметом легенд, авторства и прежних владельцев. Корнелий Сулла, императоры Нерон, Адриан, Август.

8)Домузейные собрания древневосточных цивилизаций (Египет, Ассирия, Вавилон)

. Предполагают, что именно в составе мусейона находилась и знаменитая Александрийская библиотека,считавшаяся самым крупным книгохранилищем античности. Расположенный в узкой плодородной долине реки Нила, Египет уже в глубокой древности представлял собою страну с высокой культурой. Об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники - гробницы, храмы, статуи, предметы религиозного культа и быта. Как известно, в Египте с древнейших времён культивировался заупокойный культ, который был связан с верой в загробное существование. Отсюда - очень высокое искусство бальзамирования и мумификации. Тело покойника, очищенное от внутренностей, обезвоживали с помощью едкого натра. Затем оно наполнялось душистыми веществами, сверху покрывалось смолами и обвивалось льняными бинтами. На лицо покойника накладывалась маска с головным убором. В таком виде тело помещалось в гроб. Мировое значение имеет музейное собрание фаюмских портретов и коптских тканей.

Начиная со II тысячелетия до н. э. в Уре и других городах Двуречья писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возникали частные и царские библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VII в. до н. э.) и насчитывала более 30 тыс. табличек. Сохранились фрагментарные сведения о том, что в VI в. до н. э. вавилонский царь Набонид собирал древности, занимался раскопками и даже восстановил часть города, так называемого «Ура халдейского».

На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. В примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается уже весьма отчётливо. Захоронения богатых людей отличались гигантскими размерами, которые должны были впечатлять современников и потомков. Примером подобных захоронений являются пирамиды египетских фараонов. Многочисленные роскошные храмы и дворцы Древнего Востока были не только проявлением привилегированного способа жизни правящего класса, его экономического могущества, но и стремлением правителей создать себе после смерти вечные памятники.

Таковыми были гигантская статуя Сфинкса в Египте, дворец царей, храм в Мемфисе, захоронения в Месопотамии – храмы в Нипуре, Уре, Ниневии, Вавилоне. Сюда свозились богатства, захваченные в других государствах, и выставлялись напоказ.

studfiles.net

Мусейон - это... Что такое Мусейон?

  • мусейон — храм, святилище Словарь русских синонимов. мусейон сущ., кол во синонимов: 2 • святилище (31) • храм …   Словарь синонимов

  • Мусейон —         в Александрии, один из главных научных и культурных центров античного мира; см. Александрийский мусейон …   Большая советская энциклопедия

  • мусейон — в Александрии, см. Александрийский мусейон …   Энциклопедический словарь

  • мусейон — мус ейон, а: Александр ийский мус ейон …   Русский орфографический словарь

  • Мусейон —          первонач. место, посвящ. музам, затем созданное Птолемеями в 3 в. до н.э. в Александрии Египетской и отданное под покровит. муз науч. учреждение, в к ром наряду с разработкой филологич. проблем занимались исследованиями в обл. астрономии …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Мусейон —         (греч. место пребывания муз), первоначально место, посвящ. музам, затем созданное Птолемеями в 3 в. до н. э. в Александрии Египетской и отданное под покровительство муз научное учреждение, в котором наряду с разработкой филологич. проблем …   Словарь античности

  • мусейон — у, ч. Місце, присвячене музам, храм муз, згодом заклад, призначений для творів мистецтва, пов язаних з музами (звідси – музей) …   Український тлумачний словник

  • мусейон — (грец.) Храм або святилище у античній Греції, яке присвячувалося музам мистецтва. Від нього походить сучасний термін музей …   Архітектура і монументальне мистецтво

  • МУСЕЙОН Александрии — МУСЕЙОН в Александрии см. Александрийский мусейон …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН — (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… …   Современная энциклопедия

  • antiquites.academic.ru

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА | «Мусейон»

    Руководители: Быстрова М.К.

    Для школьников 5-х классов

    Кружок знакомит с памятниками древних цивилизаций. На занятиях можно узнать о величественных пирамидах и храмах Древнего Египта, об ансамблях афинского Акрополя, о римском Колизее и Пантеоне, о скульптурных изображениях богов и героев, о портретном искусстве древности.

     

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Посещают дети 10-11 лет

    Кружок «Древний мир»

    • Программа обучения рассчитана на 1 учебный год.
    • Занятие проводится 2 раза в месяц: всего 14 встреч.
    • Завершает обучение театрализованный выпускной вечер.

     

    1 занятие: Первое знакомство (аудитория Мусейона)Беседа-лекция

    1. Цветаев И. В.
    2. Создание Музея.
    3. Подлинные произведения искусства.
    4. Гипсовые слепки с известных памятников скульптуры и архитектуры.
    5. Рассказ об истории здания Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».
    6. Рассказ о библиотеке «Мусейона». Беседа-лекция сопровождается показом слайдов, документальных фильмов.

    Задача занятия:Дети и родители вместе знакомятся с такими фундаментальными понятиями как: «изобразительное искусство», «музей», «Мусейон».

    Домашнее задание:Пройти с родителями по Волхонке, рассмотреть музей ГМИИ им. А.С. Пушкина со всех сторон. Обсудить свои впечатления о первой встрече.

     

    2 занятие: Первобытная художественная культура (аудитория Мусейона)Беседа-лекция

    1. О происхождении художественного творчества.
    2. Изображение зверя. Альтамира. Ляско.
    3. Магия охотников. Истоки мистерий, театра, музыки.
    4. Стилизованные женские изображения.
    5. Орнамент – не просто украшение.

    Задача занятия:Дать понятие ощущения единства первобытного человека с окружающим миром.

    Домашнее задание:Представить себя первобытным человеком и нарисовать зверя или домашнего животного.

     

    3 занятие (зал древних цивилизаций ГМИИ им. А.С. Пушкина)

    1. Вспоминаем: что такое подлинники, что такое слепки. Понятие.
    2. Что такое экспозиция.
    3. Общий рассказ о Месопотамии /карта/.
    4. Письменность.
    5. Шеду и ламассу, вспоминаем о первобытном художественном творчестве.
    6. Ассирийские рельефы.

    Задача занятия:Знакомство не только с одним из самых могущественных государств Древнего Востока, но и с пространственной средой музея.

    Домашнее задание:Прочитать раздел Книга Башен главу с 18 по 26 в книге « Боги, гробницы, ученые».

     

    4 занятие (Мусейон, аудитория)Беседа – лекция

    1. Обсуждение прочитанного материала (Главы книги К. Керама)
    2. Боги, герои, цари Древней Месопотамии
    3. Просмотр видео/фильмов «Художественная культура Месопотамии» (20 минут)
    4. Обсуждение просмотренного материала
    5. Показ выдающихся памятников Древнего Востока из коллекций мировых музеев (слайды, видео/материалы) /Лувр, Британский Музей, Берлинский Музей/

    Задача занятия:Удивить, увлечь детей, оживить интерес к теме, которую они уже проходят в школе, расширить их сведения о музеях мира и их колоссальных коллекциях.

    Домашнее задание:Прочитать раздел: Книга пирамид. Главы 9-17 из книги К. Керама «Боги, гробницы, ученые»

     

    5 занятие (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Вестибюль, Египетский зал

    1. Архитектура Древнего Египта(а) архитектурные элементы и орнаменты вестибюля главного входа музея (рассказ о Р. Клейне)(б) Понятие древнеегипетского храма (колонны, потолок, орнаменты египетского зала)
    2. Стоечно-балочная конструкция
    3. В.Р. Голенищев и его коллекция
    4. Об особенностях древнеегипетской мифологии
    5. Понятие мистерий. Осирис. Исида /музыка, лирика/
    6. Представление о стране, «откуда никто не возвращается».
    7. Древнеегипетская письменность

    Задача занятия:Подчеркнуть уникальность коллекции В. Р. Голенищева.Обратить пристальное внимание на устройство египетского храма и его связь с мироощущением людей того времени. Помочь детям представить древнеегипетский мир не только исторически, но и эстетически.

    Домашнее задание:Найти и рассказать миф об Осирисе и Исиде.

     

    6 занятие (аудитория «Мусейона»)Беседа-лекция

    1. Вспомнить миф об Осирисе и Исиде.
    2. Просмотр отобранных фрагментов видео/фильма: «искусство Древнего Египта» (20 минут)
    3. Обсуждение показанного материала.
    4. Рассказ о Г. Картере и раскопках гробницы Тутанхамона
    5. Просмотр видеоряда из коллекций мировых музеев: Каирский музей, Британский Музей, Лувр

    Задача занятия:Добиться осознанного понимания уникальности памятников древнеегипетского искусства.

    Домашнее задание:Попытаться ответить на вопрос: почему современному человеку наследство Древнего Египта кажется загадочным?Прочитать раздел: Книга статуи. Главы 1-8 в книге К. Керама «Боги, гробницы, ученые».

     

    7 занятие (ГМИИ им. А.С. Пушкина.Зал античных подлинников. Коллекция Г. Шлимана)Беседа-лекция

    1. Древнегреческие мифы /на примере греческих ваз/
    2. Разговор о Гомере. Троянский цикл.
    3. Рассказ о Трое; Г. Шлиман, Микены, о. Крит, А. Эванс /слайды, видео/фрагменты/

    Задача занятия:Показать детям, что Гомера в настоящее время надо читать вдумчиво.На примере Г. Шлимана и А. Эванса доказать: поэмы великого аэда не фантазия, а глубокое понимание эпохи.

    Домашнее задание:Найти самим и рассказать о великих мудрецах древности.Самостоятельно составить рассказ о Гесиоде, Эзопе

     

    8 занятие: Архитектура Древней Греции (Мусейон, аудитория)Беседа-лекция (сопровождается показом слайдов)

    1. Становление полисов
    2. Города
    3. Строительство храмов /материал, цвет/
    4. Стоечно-балочная конструкция
    5. Три греческих ордера
    6. Особенности греческих храмов, их отличие от египетских /материал, цвет/
    7. Афинский акрополь

    Задача занятия:1) Показать – какое огромное значение в жизни греков имел храм2) Обратить особе внимание на то, почему греческих архитекторов интересовал внешний облик храмов3) Объяснить, почему уже римляне считали Парфенон восьмым чудом света

    Домашнее задание:Подумать и написать небольшой рассказ о том, как удалось греческим архитекторам (и каким) «оживить» здание Парфенона?

     

    9 занятие: Цвет в античном искусстве (ГМИИ им. А.С. Пушкина.Зал античных подлинников. Зал архаического искусства. Розовая лестница. Белая мраморная лестница. Белый зал)Беседа-лекция

    1. Повторяем пройденный материала) еще раз напомнить о Р.И. Клейне (белая мраморная лестница)б) вспоминаем, что такое ордер (розовая лестница. Белый зал.)
    2. Цвет в греческой архитектуре.
    3. Цвет в греческой скульптуре (бронза, мрамор). Пигменты. Обжига) куросыб) корыв) танагры
    4. Вазопись (Керамика). Контур. Линия. Цвет.а) типы сосудовб) чернофигурный стильв) краснофигурный стильг) белофонныелекифы

    Задача занятия:Рассказать о прекрасной живописи Древней Греции, которая не сохранилась, но о которой мы можем судить по росписям на греческих сосудах.

    Домашнее задание:Составить рассказ о девяти древнегреческих музах. Описать их круг деятельности и атрибуты.

     

    10 занятие. Беседа-лекция (сопровождается показом отобранного видеоматериала)

    Влияние греческой скульптуры:

    А) Что такое копии

    Б) Римские копии с греческих оригиналов. Материал. Цвет. Понятие «канона».МиронПоликлет Фидий Пракситель СкопасЛисипп

    Задача занятия:Дать характеристику и определить стилистическую манеру каждого скульптора.

    Домашнее задание:Выбрать для себя скульптуру, которая больше всего понравилась, и попробовать подробно описать ее.

     

    Занятие 11: Эпоха А. Македонского и шедевры эллинизма (ГМИИ им. А.С. Пушкина: Олимпийский зал, зал поздней классики и эллинизма)Беседа-лекция

    • Проверяем домашнее задание. Говорим о стиле скульптора и о его времени
    • Портрет А. Македонского. Личность великого полководца.
    • Ника Самофракийская
    • Венера Милосская
    • Пергамский алтарь
    • Лаокоон
    • Александрия. Афины. Родос.
    • Идея создания Мусейона.
    • Философия. Наука. Театр.

    Задача занятия:На какой из памятников отозвалась ваша душа? Почему? Попробуйте объяснить.

     

    Занятие 12: Отличительные черты римской художественной культуры (Аудитория Мусейона)Беседа-лекция

    Архитектура Древнего Рима:а) этрускиб) дороги, мосты, акведукив) монолитно-оболочечная системаг) строительство городов. Арка. Свод.д) Остияе) Античный город Помпеи – устройство города, общественные постройки, виллы

    Задача занятия:Рассказать о возникновении новых конструкций и архитектурных решений в Древнем Риме.

     

    Занятие 13: Мозаика и живопись Древнего Рима (Аудитория «Мусейона»)Беседа-лекция сопровождается показом слайдов

    1. Монументальная живопись: фрески, стенные росписи, найденные при раскопках Рима, Помпей, Геркуланума
    2. Мозаика. Картины, составленные из кусочков камня.
    3. Сюжеты: античная мифология и занимательные истории.
    4. Римский театр
    5. Амфитеатр
    6. Римский цирк

    Задача занятия:Показать, каким мастерством обладали античные мастера. Рассказать о линии и силуэте, о цвете и свете, о блеске и роскоши римского мира.

     

    Занятие 14 (ГМИИ им. А.С. Пушкина: Римский зал. Зал поздней классики и эллинизма. Олимпийский зал. Греческий дворик. Зал античных подлинников. Зал Древних Цивилизаций)Беседа-экскурсия

    1. Римский скульптурный портрет. Портрет старого римлянина. Бюст т.н. Брута. Изображение Октавиана Августа. Портрет Веспасиана. Портрет Адриана и Антиноя. Портреты Луция Вера и Марка Аврелия. Портреты Юлии Домны и Каракаллы.
    2. Материал. Работа скульптора (бурав). Искусная обработка мрамора, пластическое обозначение зрачка.
    3. Сравнить:а) с эллинистическим бюстомб) с греческимв) с древневосточным

    Задача занятия:Подвести итоги. Поговорить с ребятами о строгости влиянии Рима. Предложить совершить путешествие во времени т еще раз вернуться к памятникам, которые им больше всего понравились.

    Учебный год завершается театрализованным выпускным вечером, он проходит в аудитории «Мусейона».

    www.museyon.ru


    Смотрите также