Мозаика древняя. Мозаика - это изюминка интерьера. Описание различных видов мозаики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История и различные техники римской мозаики. Мозаика древняя


Римская мозаика: техники и их особенности

Римская мозаика — художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки. Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее. Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

Содержание статьи

 

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

мозаика римская

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

мозаика римская

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

dedpodaril.com

история появления и современное состояние

МозаикаМозаика

Техника исполнения искусства мозаики произошла ещё в древнем античном мире. Мозаичное панно может отображать определенную тематику или рисунок, быть исполнено в любых тонах, с использованием любого стиля от классического до самого современного. Мозаика способна придать помещению оригинальный и необычный облик.

Содержание статьи

История появления мозаики

Греческая и Римская мозаика

Впервые, мозаика была обнаружена, как сформировавшееся искусство в древней Греции, ей часто оформляли многие публичные места, дома знати и стены культовых сооружений. Римляне, известные своим стремлением к величию и роскоши любили украсить многие элементы жилья мозаичными панно. Отсюда возникла римская мозаика, где использовались кусочки разноцветных природных камней или же заменялись морской галькой. Чем мельче кусочки камня, тем сложнее и тоньше по цветовым качествам получалось панно.

Римская мозаикаРимская мозаика

Византийская мозаика

Столетиями позже, в Византии, переняли этот красивый художественный приём, немного изменив технику мозаики. Подобные мозаичные панно декорировали не только полы и дно бассейнов, но искусство прочно прижилось на стенах и сводах христианских храмов. Именно византийские мастера стали первые применять в мозаике не только различные камешки, а так же смальту – стеклянные маленькие кубики различного цвета и блеска, предварительно окрашивая их природными минеральными материалами.

Византийская мозаикаВизантийская мозаика

Флорентийская мозаика

В рассвет высокого средневековья в Европе не прослеживался особый интерес к данному искусству, разве что в отдельных его ипостасях. К примеру, для многих духовных особ высокого ранга, а так же для богатых феодалов часто выполнялась инкрустация – определённый вид мозаичного искусства. Флорентийский стиль мозаики – считается самым сложным в исполнении, где художественный замысел основан на гармоничном подборе точного оттенка каменных фрагментов, используя их природный рисунок.

Флорентийская мозаикаФлорентийская мозаика

Русская мозаика

Особое русское дыхание мозаика приобрела в 18 веке на Урале, в процессе освоения добычи минералов и камней. Здесь вновь возродилась идея флорентийского стиля, но особенностью стало применение не только яшмы и мрамора, но и полудрагоценных камней самоцветов – малахит, лазурит и т. д.

Русская мозаикаРусская мозаика

Мозаика в наше время

В наше время данное искусство переживает новое рождение. Люди в современных офисах и квартирах уже устали от стандартов пластика и бетона. Они желают любоваться интерьером, в котором присутствует подлинное творчество, более оригинальное и глубокое. А мозаика, вполне способна полностью удовлетворить это желание. В современном разрезе мозаика играет роль не только возвышенного искусства, а так же является весьма модной отделочной технологией интерьера.

Далее, мозаика представляет собой достойную альтернативу керамической плитке и множеству других современных материалов. Благодаря принципу множества мелких фрагментов она очень удобна и гибка в исполнении и без труда справляется с самыми сложными рельефными поверхностями. Отделке подвергаются подиумы, колонны, плавные изгибы стен и т.д.

Раньше мозаичные работы представляли собой изнурительный, долгий и невероятно сложный процесс, а значит дорогой. Но в наше время существуют современные технологии работы с этим материалом, что облегчает процесс в десятки раз. Это происходит с помощью готовых модулей мозаичных композиций. Элементы могут быть из разных составляющих.

Керамическая мозаика

Походит на обыкновенную плитку, только гораздо меньших размеров. Неожиданные и разнообразные цвета и оттенки вплоть до воспроизведения спецэффекта. Имитация трещин, цветовых вкраплений, металлической поверхности.

Керамическая мозаикаКерамическая мозаика

Каменная мозаика

Здесь используются различные породы натурального камня, от недорогого туфа, до яшмы и мрамора. Оттенки природного покрытия неповторимы, поэтому панно получается уникальным.

Каменная мозаикаКаменная мозаика

Керамогранитная мозаика

Используется битое стекло и каменная крошка. В итоге получается весьма прочная отделочная плитка с эффектом свечения изнутри, такой вид идеально подходит для пола и ступеней, а также в украшении бассейна.

Керамогранитная мозаика на кухнеКерамогранитная мозаика на кухне

Стеклянная мозаика

Пожалуй, самый распространённый вид из всех мозаичных покрытий, названный ещё «венецианским стилем». Подобная технология позволяет выкладывать потрясающие по красоте и графике панно. Уникально смотрятся наборные варианты ковров из стеклянной мозаики. Дно бассейна обретает умопомрачительную красоту в результате эффекта стекла и воды. Профессиональные дизайнеры помогут вам реализовать индивидуальные проекты, будь то портреты или изображения любимых пейзажей.

Стеклянная мозаикаСтеклянная мозаика

xn----dtbkminffajlcl6k.xn--p1ai

Экскурс в историю мозаики. Античность. Византия. Европейская и российская мозаика

Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

  • Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное мозаичное покрытие, расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного применения мозаики в городской среде.

американская мозаикаПараллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои примеры мозаичного искусства, дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность. Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении мозаики в античном интерьере. Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

  • Особенность мозаичного искусства Античности

История мозаики античная мозаика       Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как римская мозаика.

  • Византийская мозаика

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

История мозаики. Византийская мозаикаВизантийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая,  трактовка   образов   по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши истены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки.Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния.В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.

Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые.

  • Что такое смальта?

Смальта – это глушеное непрозрачное стекло. Она практически не подвержена старению и естественному разрушению. Поэтому в Византии мозаики часто называли “вечной живопись”. Смальта – искусственный материал, полученный не из природы, а созданный человеком в результате технического поиска. Она варится в печах, как и всякое стекло, а потом, выливаясь из тигеля на горячую чугунную «сковородку» застывает, приобретая свободную форму или же формуется в плоский прямоугольник. В дальнейшем она колется на модуль из которого собственно и набирают мозаику.

Величина модуля определяется задачами, которые решают художники-мозаичисты. Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

  • Флорентийская мозаика

флорентийская мозаикаВ период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской, по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой.

История мозаики. Классическая мозаика

  • Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,выработав общий принцип традиционной классической мозаики.На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки, который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

  • Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

История мозаики. Мозаика модерн Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди, его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки. В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

  • Российская мозаика. История мозаики в России

История мозаики. Русская мозаикаМозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской, чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила, набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал мозаичное полотно «Полтава» и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

  • Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики. Созданная для этого при Академии художеств мозаичная мастерская использовала, в том числе и рецептуру изготовления смальт, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.Так храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

  • Советская мозаика

История мозаики. Советская мозаика В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

мозаика

 

Другие статьи по истории мозаики:

www.artmonument.ru

это изюминка интерьера. Описание различных видов мозаики

С каждым годом ассортимент отделочных материалов неуклонно расширяется, и покупателю становится все труднее сделать выбор в пользу одного из них. Многих наших читателей интересует мозаика – ее виды, техника монтажа, область применения и т. д. Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы.мозаика это

Мозаика в древности

Если кто-то считает, что этот элемент дизайна - современное изобретение, то он глубоко заблуждается. Очень древнее и широко используемое нашими предками искусство мозаика. Это в Древней Руси (X век) был способ оформления стен и полов в храмах, соборах, церквях.

Мозаика – это художественные произведения, изготовленные из мелких кусочков различных материалов – стекла, камня и т. д. Как появился термин «мозаика», остается тайной. По этому поводу существует множество версий. Одна из них - название связано со способом кладки, другая кажется более правдоподобной. Считается, что это слово перевели с латыни, и оно означает «посвященная музам».

Самыми ранними образцами использования мозаики считаются панно, относящиеся к IV веку до н. э., обнаруженные в Месопотамии.керамическая мозаика

Современные технологии

Любая мозаика – это составление узора из большого количества мелких деталей из разных материалов. Старинные и зачастую утраченные секреты этого искусства в настоящее время успешно заменяют новые промышленные технологии и укладки.

Сегодня существует великое множество фирм, специализирующихся на создании мозаичных композиций. Каждая из них предлагает собственные сюжеты и эскизы. Но если ни один из них не удовлетворил желания заказчика, то он может оформить заказ по своему эскизу. Важно знать, что художественная выразительность панно из мозаики достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием составляющих его материалов.

Стеклянная мозаика

На сегодняшний день это, наверное, самый распространенный материал. Если быть точным, то речь идет о венецианском стекле, из которого изготавливается жаростойкая, морозоустойчивая, ударопрочная и долговечная мозаика. Это очень популярный материал еще и за счет широкой цветовой гаммы. Для получения этого эффекта при производстве стекла в него добавляют самые различные элементы – кадмий, селен, бор и даже полудрагоценные минералы (авантюрин, перламутр).мозаика это составление узора из

Чаще всего наборные элементы стеклянной мозаики (модули или чипсы) изготавливают квадратной формы. Чем мельче эти детали, тем более подробной будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика – это материал, который с успехом используется для облицовки полов и стен в любых закрытых помещениях - от ванных комнат и бассейнов до кухонь. Кроме того, она отлично смотрится в оформлении каминов и мебели.

Большой популярностью пользуется и смальтовая мозаика. Это разновидность стеклянного материала, но с добавлением солей калия, а не натрия, как в первом случае. Это позволяет получать очень насыщенный и стойкий цвет, абсолютно лишенный каких-либо белых вкраплений.

Такая мозаика выглядит очень достойно. Ее чипсы очень гладкие и приятные на ощупь. Она имеет более высокие технические характеристики, нежели недорогие образцы стеклянной мозаики. К примеру, устойчивость к абразивному износу позволяет использовать ее не только внутри здания, но и снаружи.мозаика это в древней руси

Керамическая мозаика

По внешнему виду керамические чипсы практически не отличаются от плитки, разве что размерами. Они могут иметь форму квадрата или прямоугольника. Цвета и оттенки достаточно разнообразны.

Данный вид мозаики может быть традиционно глазурованным, или содержать «спецэффекты» - мелкие трещинки на поверхности (кракелюры), вкрапления других цветов, имитацию неровностей. Неглазированная мозаика имеет пористую структуру, что влечет за собой соответствующие неприятности.

Керамическая мозаика идеально подходит для оформления самых разнообразных поверхностей, как внутри помещения, так и снаружи.

Каменная мозаика

В производстве этого вида мозаики используют различные виды камня, начиная с недорогого туфа и включая редкие породы яшмы, оникса, мрамора. Цвет такого материала неповторим, поэтому каждое изображение из этого материала уникально.

Приобретая мозаику из натурального камня, необходимо учитывать, что это относительно мягкий материал. Он исключает использование абразивных чистящих средств, жестких щеток. Исключение составляют лишь агломераты на основе кварца.листовая мозаика это

Нетрадиционные материалы

К ним, прежде всего, следует отнести керамогранит. Его очень часто используют при создании интерьеров. Этот материал прочнее, чем традиционная керамика, к тому же обходится значительно дешевле.

Metron – это мозаика из кусочков разноцветного стекла и авантюрина. Ее используют для изготовления столешниц, подоконников, плинтусов.

Металлическая керамика появилась недавно. Это штампованные колпачки, имеющие высоту не более 4 мм из листа нержавеющей стали, толщиной 0,5 мм. Их закрепляют на особой резиновой подложке, которая создает необходимую жесткость.

Листовая мозаика

Это мозаика из различных материалов, закрепленная на подложке. Листовая мозаика обладает всеми достоинствами кафельной плитки, но внешне выглядит иначе. Она закрепляется на сетчатой основе, поэтому ее легко резать, что, в свою очередь, позволяет очень легко обрабатывать самые труднодоступные участки.

Алмазная мозаика

Этот вид рукоделия родом с Востока. Постепенно он стал завоевывать почитателей по всему миру. И это не случайно, ведь произведения, созданные в этой технике, – это стильное и оригинальное украшение интерьера, великолепный подарок друзьям и близким. Итак, алмазная мозаика - что это такое?

На самом деле это интереснейший материал, из которого можно создать по-настоящему оригинальные и красивые элементы декора. В набор для алмазной мозаики входят:

  • схема-полотно, с условными обозначениями и клеевым слоем;
  • акриловые стразы, упакованные различные пакетики;
  • пинцет.

алмазная мозаика что это такое

Работа по созданию картины или панно из алмазной мозаики не составляет большого труда, но потребует усидчивости и аккуратности. Достаточно аккуратно выкладывать стразы на клеевую основу рядами или в шахматном порядке. Кроме того что сверкающая картина станет прекрасным украшением интерьера вашего дома, она еще и порадует любителей рукоделия творческим процессом.

fb.ru

Секреты мозаики древних Помпей. | Волшебная сила искусства

             Многие из наиболее интересных мозаик  Помпей  хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.

     Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе

     Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия  эмоциональность и драматизм.             Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.   Мозаика из Помпей .Битва при Иссе.     

            Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Александр на мозаике.              Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью.

              В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

Дарий.

      В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов

Реконструкция картины.

     Помпейский кот

        Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

Помпейский кот.

   На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.Хорошая киска, хорошая...

Cave Canem - Бойся собаки

       Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме - охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

Мозаика. Бойся собаки.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.     В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

Сторожевая собака.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА.

     Академия Платона -  

     Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы.

      Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.         Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство...

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

 ЛЮДИ И СУДЬБЫ.

     В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.

Битва с Минотавром. Помпеи. Мозаика.Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи

Комедианты. Помпеи. Мозаика.Комедианты. Мозаика. Помпеи

    Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.

Фортуна. Помпеи. Мозаика.Фортуна. Мозаика. Помпеи

     Звери, птицы, рыбы

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).

Бегемот. Мозаика. Помпеи

Крокодил. Помпеи. Мозаика.Крокодил. Мозаика. Помпеи

Рыбы и утки. Помпеи. Мозаика.Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.

Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика.Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.

Подводное царство

   Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.

Морское дно. Помпеи. Мозаика.Подводное царство (Морское дно)   

             Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью.

      Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).

Мозаичный пол. Помпеи. Мозаичный пол

Мозаичный пол. Помпеи.Мозаичный пол.

Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.

Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)

     

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

ГАЛЕРЕЯ ПОМПЕЙСКИХ МОЗАИК:

 

 

Использованы материалы сайтов.

http://www.mosaic.su/art/mozaiki-pompei/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%98%D1%81%D1%81%D0​%B5_(%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0)

http://ancientrome.ru/art/artwork/index.htm?id=6&pn=20&sp=2

http://mosaic-hobby.blogspot.it/2010/06/blog-post_02.html

 

maxpark.com

История мозаики

Пано на стене дворца. Греция.Мозаик в переводе (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Возникновение данного вида искусства и истории его развития.

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Античную эпоху, под влиянием древневосточных образцов мозаика (первоначально выполнялась цветной галькой на полах). Своего расцвета достигла во времена римской империи, ей выкладывались стены и полы вилл, дворцов, термы (общественные бани), из материалов в этот период применялись композиции из цветных камней и смальты.

 

Образ Александра великого в мозаикеСамыми выдающимися творениями, этой эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полутора тысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

 

Отделка дверей Константинополь (Стамбул) Храм Софии.

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

 

Равенна. Джастиниан (фрагмент).

На раннем этапе средневековья (VI–VIII века) своими мозаиками славился итальянский город Равенна, ей украшались многочисленные дворцы и храмы. На фресках, и вообще в убранстве использовалась мозаика. Своими мозаичными узорами славился г. Монреале, там находится большой кафедральный собор. Он блистает в золотистых красках, они предают ему ощущение богатства и величия. Помимо собора, внимание заслуживают бенедиктинский монастырь.

 

В средневековье, мозаика была очень полярным видом искусства для украшения соборов, но фреска вытеснила ее, хотя мозаика в отличие от последней не теряет цвета, и рисунок не тускнеет и его не нужно обновлять.

 

Убранство исламских мечетейВажный вклад в развития мозаики внесла исламская культура. Мечети и минареты, в своем внутреннем убранстве используют мозаику. Основными видами мозаики были – паркетри и интарсия.

 

Фрески Киевский Софийский соборНа территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

 

Михайловский Златоверхий соборВ российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва».

 

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

 

 

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

  1. Паркетри
  2. Интарсия
  3. Инкрустация
  4. Блочная мозаика

Расскажу про каждый из них подробно.

Паркетри

ПаркетриПри укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции. Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

 

Интарсия

Интарсия, оформление шкатулки.При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

 

Инкрустация

Инкрустация в оформлении мебели.Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

 

Блочная мозаика

Блочная мозаика.Блочная мозаика – это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

мозаика яйцом

 

Немного расскажем про материалы, которые используют в производстве мозаики. К традиционным материалам можно отнести: смальту (непрозрачное стекло или стекло с оксидами металлов), керамику, стекло, дерево, мрамор. К экзотическим материалам относятся полудрагоценные камни, слоновая кость (широко применялась в Греции и Риме), дорогие породы дерева (черное, красное и т.д.).

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

 

 

Автор статьи: Евгений Грек

© ElitCeram.Ru

library.elitceram.ru

Мозаика как вид искусства

3 807 0 Дата: 18.09.2015

Мозаика – такое, казалось бы, привычное для нас слово, несет в себе прекрасное значение и целую историю. Дословно от латинского это означает «посвященное музам». Согласно определению, мозаикой называют узор, выкладываемый на поверхности стен, пола, потолков. Материалами служит керамика, стекло, а также дерево, смальта и даже камни.

Возникновение мозаики

Этот вид искусства берет свое начало из древнего Востока. Из творений древневосточных мастеров нам известны персидские шкатулки необычайного изящества.

Уже в античную эпоху мозаику выполняли цветной галькой на полах высокопоставленных особ, чаще духовенства и правительства. Расцвет этого искусства приходился на период существования Римской Империи. В это время мозаика достигает высокой популярности, ею украшают дворцы, стены и полы храмов, бань, а материалы для выполнения дополняются цветными камнями и смальтой.

glava

Выдающееся искусство

Наиболее потрясающими творениями, известными по сей день, являются мозаики, изображающие великие исторические события или битвы – изображение Помпеи, Битвы при Иссе. Последняя мозаика выполнена с помощью 1500 кусочков, уложенных по особой технологии «opus vermiculatum». Она подразумевает кладку кусочков один к одному в виду извилистой линии.

Византийский период

Византийская мозаика отличается предпочтением золотистых, зеленых и белых цветов для фона. Наборы смальты и полудрагоценных камней часто не подвергались шлифовке. Такой подход сохранял насыщенность цвета и в свою очередь оптически расширял помещение.

Средневековая мозаика

В VI–VIII веках искусство мозаики прославило город Равенна в Италии. Мозаичные изображения украшали знатные дворцы и храмы, что придавало им особое величие и богатство. Отличился также город Монреале, в котором большой Кафедральный собор и Бенедиктинский монастырь украшены величественными изображениями святых с помощью мозаики.

Расцвет мозаики на Руси

Мозаичное искусство пришло к нам гораздо позже и не сразу получило популярность, так как материала для таких же изысканных мозаик было недостаточно. Причиной развития стало открытие производства стеклянной смальты. Именно в Киеве, где впервые наладили такое производство, созданы потрясающие творения искусства с помощью мозаики – панно в Софийском соборе и Михайловском монастыре.

На сегодняшний день к использованию мозаики прибегают не только в частных целях, но и для украшения общественных мест, таких как госучреждения и станции метро.

__________________________________________________

Почитать еще:

trestusc.ru


Смотрите также