Мифы древнего израиля. 10 наиболее распространенных мифов о евреях.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ПОЗДНЕЙ ИУДЕИ. Мифы древнего израиля


МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ПОЗДНЕЙ ИУДЕИ

Мифологическое сознание древних иудеев уже в последние три века дохристианской эры охватывало гораздо более широкий крут сюжетов, образов и представлений, чем те, которые были зафиксированы древнейшими книгами Библии. Да и представление о самом Боге было уже иным, нежели во времена Моисея и Аарона. Иудейская религия периода составления Торы отразила грубые обычаи кочевников и завоевателей, и потому Яхве–Элохим часто выступает в Пятикнижии как злое и безжалостное божество. По мере перехода израильтян к оседлой жизни их нравы смягчались. Уже в пророческой литературе настойчиво звучат призывы к милосердию, к заботе о бедных и бездомных. А значит, в иудейском обществе складывается новая система нравственных оценок. В соответствии с ней Яхве–Элохим, как высшая ценность еврейского народа, должен был выглядеть абсолютно благим и милосердным. Но при этом возникала необходимость по–новому объяснить существование зла на земле. Если зло, царящее в человеческом обществе, легко можно было приписать греховности людей, то губительные для человека природные катаклизмы требовали совсем иной теодицеи — персонификации и анимации природных явлений, наделения ветров, вод и т. д. свойствами живых существ — способностью раздражаться, любить, гневаться.

Именно поэтому в мифах Поздней Иудеи мироздание резко отделяется от Творца. Едва будучи созданы, начинают «своевольничать» и противится воле Бога охваченные взаимной страстью Небесные и Земные воды, отказывается выполнять Его приказы морской царь Рехав. Элохиму, чтобы мир мог существовать, даже приходится почти тотчас уничтожить некоторые из своих созданий, как была, например, убита им самка Левиафана. Природные катастрофы, приносящие людям бедствия, таким образом, отделяются от Благого Бога. Ответственность за них с Него снимается.

Но отчетливее всего «размывание монотеизма» проявилось в быстром развитии ангелологии и демонологии, чему в большой мере способствовало знакомство иудеев с вавилонским, иранским, а позднее — эллинским пантеонами.

Если в древнейших текстах Ветхого завета ангелы выступали ипостасными проявлениями самого Бога (в Книге Бытие Бог является Аврааму и Сарре в облике трех ангелов, Книга Исход рассказывает, как из тернового куста к Моисею обратился ангел, но через два стиха тот же ангел назван Богом), то в более поздних библейских текстах (в Книге Судей и Книгах Царств) ангелы и злые духи уже не тождественны Богу, хотя и выполняют Его волю. В мифах же послепленного периода ситуация меняется еще больше. Ангелы нередко действуют в них по собственному усмотрению, иногда — даже вопреки приказам Всевышнего; появляется какой?то особый Небесный суд, полемизирующий с Богом и укоряющий Его за несправедливые решения. Небесные духи персонифицируются, получают собственное имя, сферу деятельности и соответствующие полномочия: Докиэль очищает у входа в рай не совсем безгрешные души, архангел Михаил покровительствует избранному народу, великий ангел Метатрон ведет небесное делопроизводство…

То же самое происходит и со злыми духами. В библейских книгах послепленного периода впервые звучат их имена: в Книге Иова мы встречаем Сатанаила, в Книге Товита — Асмодея. Начиная же с III в. до н. э. количество персонифицированных демонов резко возрастает. Они разделяются на ранги и подгруппы, получают свое родословие и «биографию». В числе демонов–князей оказываются Сатанаил, Самаэль, Мастема, Асмодей, Лилит. Среди малых бесов народная религиозность различала крылатых демонов — лилин, человекообразных — шедим и — злых духов, не имеющих ни тела, ни образа. При этом все они уже выступают как антагонисты Бога.

Именно им «переадресуются» мифами послепленного периода злые деяния, приписываемые в Пятикнижии Яхве-Элохиму. Согласно Книге Юбилеев, не Бог (как сказано в Исходе), а князь демонов Мастема встретил Моисея в пустыне, чтобы убить его. С Иаковом у Бет–Эля боролся ночью не Элохим, а великан Ог. При этом сам Господь Элохим все больше мыслится как абсолютное добро и благо. Даже когда Его архангелы справедливо пытаются кого?то покарать, Он удерживает их от этого, проявляя милосердие.

Если первоначально иудейская демонология заимствовала преимущественно из хананейских и вавилонских мифов, то в эллинистический период доминирующим становится греческое влияние. Но примечательно, что иудейский миф охотно заимствует лишь греческие сюжеты, тогда как имена демонов остаются местными. Это говорит о том, что к началу III в. до н. э. демонический пантеон иудаизма уже сформировался.

Абсолютное большинство мифов, появившихся в послепленный период, развивали и дополняли (а иногда принципиально переосмысливали) сюжеты Пятикнижия. В сознании иудеев временем, когда происходили мифологические события, оставалась, прежде всего, эпоха, описанная в Книге Бытие. Но в первые века новой эры главной темой иудейского мифотворчества становится Рим. Вновь появлявшиеся мифы стремились объяснить быстрый рост его могущества и сокрушительное поражение, нанесенное им Иудее. Отдавая дань грандиозности города и созданной им мировой державы, они трактовали, однако, Рим как явление периферийное сточки зрения Божественного промысла, возникшее вследствие событий и поступков, совершавшихся в Иудее — истинном центре мира. При этом на все лады подчеркивалась неизмеримо большая древность иудейской истории, культуры и государственности. Характернейшей чертой этих мифов был резкий антироманизм. Рим в их изображении порочен изначально, можно сказать «генетически». Он возник в наказание за грехи израильского народа, а поднялся и окреп при поддержке демона Самаэля. Вместе с водой, доставленной злым духом из Евфрата, Рим воспринял демонизм и злобу Древнего Вавилона. В описании Рима иудейские мифы используют те же метафоры и тропы, что и в характеристиках зловонного чудовища Левиафана.

Мифы и легенды Поздней Иудеи сохранились во многих памятниках древнееврейской письменности. Среди главнейших следует назвать Книгу Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Книгу притч Соломона, а также в апокалипсисах Моисея и Авраама. Отзвуки этих мифов можно найти и во множестве других сочинений — трудах Иосифа Флавия, апокрифическом «Вознесении Исайи», некоторых трактатах Талмуда, агаде, мидрашах и т. д.

О древнейшем и наиболее содержательном памятнике такого рода следует сказать особо. Таковым считается Книга Еноха, названная по имени библейского патриарха, прадеда Ноя. Наиболее ранние ее части были составлены уже в IV в. до н. э. хотя в окончательном виде текст сложился в II— I вв. до н. э. Фрагменты этого сочинения дошли до нас на древнееврейском, арамейском, греческом и коптском языках, но наиболее полная версия сохранилась на эфиопском.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

1. Еврейские предания. Мифы древнего мира

1. Еврейские предания

Самые древние предания о происхождении рода человеческого принадлежат иудеям. Соединившись в отдельное государство, они жили в западной Азии и гораздо ранее греков обладали вполне сложившимся государственным устройством. В числе священных книг иудеи имели собрание преданий о первобытных временах и об истории народа израильского со времени поселения его в Ханаане.

По свидетельству этих преданий, мир и всё, в нём существующее, были сотворены волею и всемогущим словом Божиим в шесть дней. В седьмой день Бог почил от трудов своих, и иудеям было предписано праздновать седьмой, священный день — «шаббат» (суббота).

В шестой день Бог создал по образу и подобию своему первого человека — Адама (Адам значит «красноватый», так он был назван по цвету земли, из которой сотворено было его тело). Потом сказал Господь: «Нехорошо человеку быть одному» и дал ему в помощницы Еву, что означает «мать живущих». Первой человеческой чете Бог дал для жительства сад Эдем или рай, где росли прекраснейшие плоды и цветы. Здесь Адам и Ева вели блаженную жизнь. Этому описанию соответствует имеющееся в мифах почти всех древних народов представление о «золотом веке», о котором не перестают мечтать последующие поколения, как о давно минувших и невозвратных временах ничем не возмутимого блаженства.

После грехопадения первых людей Бог изгнал их из рая, и они стали вести жизнь, полную скорби и труда. В мире появились несчастья, влечение ко злу и всеустрашающая смерть.

Сыновья Адама дали людям пример двоякого образа жизни: Авель был пастух (номад), а Каин — земледелец. Третьего сына Адама звали Сиф.

Каким образом первые люди отделились друг от друга и постепенно расселились по всей земле объясняется в предании о том, как Каин убил брата Авеля. Осуждённый на скитальческую жизнь, Каин оставил отечество и пошёл на восток; Сиф же остался дома. Таким образом первая человеческая семья разделилась на две и с течением времени образовались два небольших народца — каиниты и сифиты.

С размножением человеческого рода возросла и нравственная его порча, за что Бог, по словам предания, решил истребить потопом весь род человеческий, кроме одного из потомков Сифа — Ноя. Вместе с Ноем спаслись три его сына: Сим, Хам и Иафет, которые и стали прародителями расселившегося затем по всему земному шару человеческого рода.

Предание о большом потопе, совершенно изменившем поверхность земного шара, встречается почти у всех народов. Что весь земной шар был когда-то затоплен водою, вполне подтверждается и геологическими исследованиями. До сих пор всюду встречаются остатки уничтоженного наводнением животного и растительного мира, большею частью в окаменевшем состоянии.

Происхождение разных языков на земном шаре в еврейском предании объясняется следующим образом:

Многочисленное общество людей собралось на равнине страны Сенаарской, между Тигром и Евфратом, и решило построить башню, вершина которой достигла бы самого неба. Это прогневало Бога и, чтобы положить конец пагубному предприятию, он смешал языки строителей, и они перестали понимать друг друга. От этого начатая постройка получила название Вавилонская башня, то есть башня смешения. Раздосадованные неудачей, люди разошлись в разные стороны и, переселившись в новую местность, каждый из них передал своим потомкам свой новый язык.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Иегу, царь Израиля. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды

Иегу, царь Израиля

И много было зла от царя Сирии Хазиела. Он захватывал селения и города Израиля и предавал их огню, умерщвлял юношей мечом, рассекал беременных женщин, давил грудных детей. Это было тяжелое время для Израиля. Поражениями его воспользовался Эдом и вышел из?под его руки. И никто не знал, как спасти народ.

И тогда Елисей принял решение. Он призвал к себе одного из своих помощников и, протягивая ему кувшин с елеем, сказал:

— Подпояшь чресла свои, возьми этот сосуд в руки и направляйся в Рамот, что в Гилеаде[345]. Отыщи там Иегу[346]. Ему поручил царь наш Иорам командовать войском, пока он не излечится от раны, полученной им от Хазиела. Подойди к нему и уведи его во внутреннюю комнату. Там ты ему выльешь елей, скажешь, что тебе подскажет Господь, и побежишь не оглядываясь.

И пришел отрок в Рамот, зашел в дом военачальников и видит: сидят они за столом. «Я к тебе, военачальник!» — сказал он. И тогда поднялся один из сидевших. Это и был один из семерых сидевших. И уединился он с отроком. Полив ему на голову елей, отрок сказал:

— Так говорит Господь, Бог Израиля. Помазываю тебя над народом владыкою. И истребишь ты дом Ахаба, чтобы отомстить за кровь пророков. Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее.

Проговорив это, отрок убежал, а Иегу вернулся к царским слугам, и один из них спросил:

— С миром ли приходил этот неистовый?

— К чему тебе это? — отозвался Иегу. — Мало ли что они болтают.

И зашумели все шестеро в один голос:

— Неправда! Откройся нам!

И рассказал Иегу о помазании, и передал сказанное отроком слово в слово. И поднялись они из?за стола, вооружились, приказали трубачам трубить сбор и объявили всем пришедшим, что Иегу царь Израиля.

Царь Иорам в это время был в Изрееле, и к нему прибыл для переговоров царь Иудеи Охозия. Сидели они за беседой, когда вбежал страж, увидевший с башенных ворот приближение войска.

— Скачи им навстречу, — распорядился царь, — и спроси, с миром ли они.

Страж сел на коня и скрылся из глаз. Назад он не вернулся. И отправил Иорам еще одного всадника, и на тот же вопрос получил ответ: «А какое тебе дело? Пристраивайся к нам». И еще двух верховых отправил Порам, и они также не вернулись.

После этого он приказал запрячь колесницу и взошел на нее. Царь Иудеи Охозия последовал за ним на своей колеснице.

Подъехав к Иегу на расстояние слышимости, Порам спросил:

— С миром ли ты, мой воин?

— Какой может быть мир при прелюбодеяниях матери твоей и ее колдовстве?! — отозвался Иегу.

С криком «Измена! Измена!» царь развернул колесницу и хлестнул коней. Иегу выхватил лук и пустил стрелу царю вдогонку. Она прошла между его плечами и пробила сердце. Иорам пал на колени в несущейся колеснице.

Когда она остановилась, сказал Иегу Бидекару:

— Возьми его труп и брось на поле Навуфея. Помнишь, как мы ехали с тобой позади Ахаба, отца его, и как Илия изрек свое пророчество?

Будучи свидетелем происшедшего, иудейский царь погнал свою колесницу. Иегу послал за ним своих воинов схватить его. Это не удалось, но он был ранен и вскоре умер в Мегиддо.

После этого Иегу направился в Изреель. Получившая весть о гибели сына, Иезавель насурьмила глаза свои, приоделась и подошла к окну с видом на городские ворота. Город был на высоте, и она увидела несущуюся колесницу. Когда она прошла ворота, царица высунулась и крикнула:

— Каково тебе, Зимри[347], убийца своего господина?

Услышав ее голос, он поднял голову и также крикнул:

— Есть ли в доме кто со мною?!

Из окон высунулись старушечьи лица трех евнухов.

— Выбросьте ее! — приказал он.

Тело полетело вниз, и кровь царицы брызнула на стену и на коней. Колеса проехали по нему. И пришел Иегу, и ел и пил, а когда кончил, откинулся головою на кресло и проговорил:

— Отыщите проклятую и похороните ее. Все же она царская дочь[348].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Стан Израиля. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды

На второй год после выхода сынов Израилевых из земли Египетской, в первый день второго месяца повелел Йахве Моисею и Аарону исчислить всех вышедших из Египта по родам и семьям их, всех мужчин от двадцати лет и старше, годных для войны и ополчения. В помощь Он разрешил им взять по одному человеку от каждого колена, в роде своем главного, и поименно назвал каждого из них.

И совершил Моисей с Аароном вместе с начальниками колен Израилевых исчисление народа в пустыне Синайской. И оказалось мужчин, годных к службе и ополчению, шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, не считая левитов. Ибо колена Леви не велел Йахве исчислять. Он поручил им скинию и все принадлежности ее, чтобы служили при ней и возле нее разбивали шатры свои, чтобы

поднимали в путь, и несли, и на место ставили, не допуская никого постороннего.

И предписал через Моисея и Аарона Йахве, что все сыны Израилевы должны становиться в стане своем по ополчениям, каждый при знамени своем. Левитам же стоять на страже возле скинии.

И передал Йахве со всеми подробностями, в каком порядке, начиная с восточной стороны, колено за коленом ставить шатры свои, размещаясь вокруг скинии, пояснив, что так и должны сниматься с места — в последовательности расположения, при знаменах своих, по племенам своим, по семействам своим. Аарону же было указано устройство светильников, порядок их возжигания и их число — семь, и правила вступления в назарейство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

История еврейского народа. Библия как исторический источник

cx4t43gВ XXI веке библейские мифы, казалось бы, исключены из научного оборота в развитых странах. Однако так происходит далеко не везде. В Израиле отдельно изучают «историю еврейского народа», а там главный источник — ветхозаветные истории.

Любая страна нуждается в национальных мифах, но тут ситуация особая, потому что это мифы из далеких веков. Вот древнегреческие мифы известны, но ведь историю Греции не начинают с них; о них упоминают как о части культуры и истории, но истиной не считают.

Подход израильских историков со временем менялся. Вначале библия (в данном случае только Ветхий Завет) рассматривается как важнейший источник, затем, что актуально и сегодня для большей части академических историков, миф принимается за истину только частично.

Например, история Моисея — истина, но вот только колдовать он не умел. Странный подход для ученых, но удобный, потому что таким образом объясняется, почему земля должна принадлежать именно евреям, а не кому-то еще. Еще так обосновывается, что евреи — единый народ с давней историей. Это типично не только для евреев, но и почти для всех народов, только преподносится в разной форме.

Как писали о евреях до независимости Израиля? Известна книга историка Семёна Дубнова «Краткая история евреев». Там в первых главах пересказывается библия. Собственно это характерно для практически любой «мировой истории» в Российской империи, когда повествование начинается с Адама и Евы. Из книги Дубнова:

«Потомство Адама. У Адама и Евы родились два сына. Старшего звали Каином, а младшего Авелем (Гевель). Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. Однажды оба брата принесли жертву Богу; Каин принес в дар Богу горсть плодов своей земли, а Авель - лучших овец своего стада. Богу поведение младшего брата более понравилось, чем поведение старшего и поэтому Он обратил внимание на дар Авеля, а на дар Каина не посмотрел»[1].

Кто-то посчитает, что тут ничего страшного нет, потому что книга дореволюционная. Однако она мало чем отличается от аналогичных книг за сто лет до нее и книг через 100 лет после. То есть авторы — псевдоисторики — пересказывают библейские мифы. Что же происходит теперь? Открываем даже не израильские официальные учебники, где в этом плане религиозные предрассудки не изжиты, а российскую «Википедию». Там есть статья «История еврейского народа»[2].

Это же энциклопедия! Надеешься, что будет история еврейского народа, то есть данные археологии, этнографии и др. наук. Но вместо этого очередной пересказ древних мифов. Радует, что хотя бы история средних веков и современности написана нормально, но вот если речь идет о дохристианском периоде, то все скверно.

Выжимки из «энциклопедической» статьи:

«Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического и религиозного элементов, и нельзя игнорировать ни один из них».

Согласимся с этим. Нельзя игнорировать важные факторы в истории, но и зацикливаться на них не стоит. Почему же авторы игнорируют материальные источники, предпочитая религиозные сказки?

По поводу объективного подхода «Википедии»:

«Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах)».

Это действительно XXI век, а не средневековье? Как можно подходить к истории с таких невежественных позиций? Сколько столетий должно пройти, прежде чем в научных изданиях перестанут пересказывать мифы и все-таки займутся историей?

И последнее, что можно выделить в статье, хотя и так все понятно:

«В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама. Через некоторое время Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где уже процветала окончательно сложившаяся египетская цивилизация, с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока».

Таким образом «Википедия» доказывает существование бога? Почему нельзя было назвать все это библейскими мифами? В общем, если человек захочет узнать еврейскую историю, то, скорее всего, обнаружит кучу мифов, причем не только в книгах публицистических, но и в исторических, а также в научных статьях. Неважно, какое издание он возьмет в руки, хоть оно написано 200, хоть 100, хоть 5 лет назад. Есть исключения, но там редко разбирается вся история. Там разбираются лишь отдельные моменты, причем скрупулезно. Это вряд ли заинтересует человека, которому интересна вся древняя история евреев.

Нельзя сказать, что «Википедия» — единственный источник. Возьмем сайт Хронос. В общем, хронология там обычно довольно точная, но снова проблема, когда речь идет об истории евреев. Там прямо говорится:

«1320 до н.э. Совершился исход евреев из Египта. По мнению некоторых авторов (С.М. Дубнов) - в 1250 г до н.э.»[3].

Исход евреев из Египта — исторический факт или библейский миф? Единственное свидетельство об этом исходе — библейская история. Никаких серьезных источников, подтверждающих, что евреи действительно были в рабстве в Египте, что якобы происходили события, описанные в библии, нет. Остается что? Только верить библии. Вот многие историки верят. Оснований для этого нет никаких. Материальные источники, в частности работы археологов, свидетельствуют, что никакого исхода не было[4].

Кажется, что это даже рассматривать всерьез не стоит, потому что мифы. Но для израильских ученых, которым надоели мифы, это важно. С каждым годом все больше людей в научном сообществе Израиля, которые критически относятся к этому странному факту, что библия воспринимается как исторический источник.

Удар по псевдоистории нанес доктор исторических наук, профессор общей истории Шломо Занд, который издал в 2009 году книгу «Кто и как изобрёл еврейский народ». Это только начало для научного изучения истории еврейского народа. Автор книги утверждал: «Настоящая научная история Израиля находится в Израиле под фактическим запретом!»[5].

Он говорит об академических изданиях, где ортодоксия сохраняется и сегодня. Его книга — борьба за историю. А ведь одна из главных задач современных историков — демифологизация истории, использование данных других наук (археология, этнология и др.).

Можно ли что-то почерпнуть из мифов? Можно. Потому что авторы библии жили в определенное время. Можно примерно определить, когда был написан тот или иной библейский отрывок; можно понять, в каких примерно условиях жили люди, чем питались и, конечно, во что верили (приблизительно). Не стоит также забывать о сравнительной мифологии.

Так что некоторые детали в библии можно и позаимствовать, но именно детали. Библия не может быть основным источником, так как она искажает историю, передавая идеалистические, или религиозные, настроения представителей культа.

Для примера можно вспомнить радикальных церковников современности, посмотреть, что они пишут. У них близок апокалипсис, второе пришествие Христа; они вечно всех проклинают и прочее. Кажется, что их рассказы оторваны от реальности полностью, но это не совсем так, ведь они живут в определенной социальной среде, то есть они упоминают технические устройства, политических лидеров и многое другое, что вполне достоверно.

Но если принимать эти бредни за истину в последней инстанции и на их основе создавать учебники по истории, то выйдет нечто вроде РЕН-ТВ, что сейчас и происходит с «историей еврейского народа».

Шломо Занд утверждает, что еврейство — религиозная общность, а не отдельная нация. Он подчеркивает: «концепция единого биологического еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, — недавнее изобретение».

Распространение евреев по миру — следствие деятельности прозелитов, то есть еврейская религия в прошлом распространялась как христианство. Это происходило по той причине, что не было еще понятия нация в современном виде, а понятие появилось, по утверждению Бенедикта Андерсена, только после развития «печатного капитализма»[6]. В традиционном обществе гражданская нация — пустое понятие.

Доказать этот тезис очень просто. Почти во всех странах мира есть еврейские общины. Ни о какой концепции единого биологического еврейского народа и говорить не стоит. Хотя в националистическом Израиле и верят в это, как и в библейские сказки. Европейские евреи отличаются от африканских и от азиатских. У них нет ничего общего, кроме религиозного культа (язык и традиции различные).

Приводить все примеры — дело долгое, это тема для отдельной статьи. Вспомним лишь о северо-западной Эфиопии, где есть племя, известное миру как «Дом Израиля». От других эфиопов это племя отличается только религиозной принадлежностью. Они иудеи, считающие себя евреями. Примечательно, что они никогда не были сионистами, то есть не хотели захватить Израиль. Для них Израиль — «духовное» понятие.

Немецкий историк Теодор Моммзен раскрыл причину такого странного явления:

«Иудейство древнейших времен вовсе не было замкнутым; напротив, оно было столь же преисполнено фанатического миссионерского рвения, как впоследствии христианство и ислам»[5].

А сионизм, националистические концепции — продукт позднего времени:

«Оригинальная идея подменить иудейский религиозный коллектив, состоящий из разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей биологическое единство, не только фактически нова, но и является типичной политической теорией Нового времени».

Занд продолжает:

«Огромную роль в этой фальсификации сыграла еврейская историография, как бы заместившая умирающую иудейскую религию. Еврейские историографы не просто переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и исторической, бывшие ранее её естественной частью».

Самое странное, что подобных исследований довольно мало, тогда как западные историки все-таки библейские мифы серьезным источником не считают и нередко критикуют, причем уже с XVIII-XIX вв.

Это относится не только к евреям. В конце XIX и особенно в XX веке были сформированы десятки разных наций, иногда с нуля, когда буквально придумывали язык, а затем интеллектуалы составляли «великую героическую историю», которую изучали в школах бывших колонизированных стран. Миф неизбежен в процессе формирования нации.

Возвращаясь к еврейской истории, необходимо подчеркнуть, что миф — не только египетское пленение, но и великая империя царя Давида и др. эпизоды, которые как будто среди историков не вызывают сомнений. Всплеск пропаганды иудаизма среди отсталых народов — II век до н. э. Иудаизм навязывался жестким образом. Также Занд подчеркивает, что никакого изгнания евреев из Иудеи после иудейских войн не было, потому что евреи там оставались и при римском владычестве, они же там проживали в годы византийского владычества. Даже «великое изгнание» — миф. Но миф, обосновывающий притязания евреев на землю.

К сожалению, это обосновывает открытый расизм Израиля, который не так часто и осуждают. Шломо Занд подчеркивает:

«Израиль называет себя не государством израильтян, а государством евреев. Вы можете себе представить, чтобы Франция, например, решила, что она является не государством граждан Франции, а страной только лишь белых католиков?»[7].

В Израиле дискриминация других народов — норма, хотя дело в религиозной принадлежности ближайших родственников по материнской линии. Доказать национальные и религиозные притязания невозможно. Официально в Израиле евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки или кто прошел гиюр (обращение в иудаизм).

В чем-то схожая ситуация была в ЮАР, когда страну контролировали расисты. Тогда в учебных пособиях для школьных учителей указывалось:

«История должна преподаваться в свете Откровения и пониматься как исполнение воли Божьей по отношению к миру и к человечеству. Мы верим, что Сотворение мира, Грехопадение, Воскресение Иисуса Христа являются основополагающими историческими фактами и что жизнь Иисуса Христа была великим поворотом в мировой истории.

Мы думаем, что Бог задумал существование отдельных наций, отдельных народов и даровал каждому из них свое призвание, свои задачи, свои способности. Молодежь с верой воспринимает обеты старших только в том случае, если она знает историю, т. е. имеет ясное представление о нации и о ее наследии. Мы считаем, что вслед за изучением родного языка единственным способом внушения любви одних к другим является патриотическое обучение национальной истории»[8].

Как можно заметить, мракобесие подобного толка чаще всего обосновывается при помощи религии.

Раввин Адин Штейнзальц подчеркнул:

«Еврейство - не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определённую миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации божественного промысла»[9].

Кто-то считает, что это можно использовать против евреев, однако это нелепо, потому что практически любая нация формировалась примерно тем же образом, только у них преимущество в том, что это произошло ранее, когда выдумки не вызывали сомнений. Претензии по отношению к Израилю именно в том, что все обосновывается в XXI веке древними сказками.

Научные данные еврейскими историками (речь идет не обо всех историках, а только о тех, кто занимается «историей еврейского народа) игнорируются. Не так давно израильские археологи опубликовали данные своих исследований[10]. Понятно, что эта информация опровергают библейские сюжеты. Археолог Зеэв Херцог сравнил библейские истории с рассказом о Ромуле и Рэме, что вполне логично. Вывод исследователя кратко:

"Так мы копали и копали. Постепенно стали появляться первые противоречия. В конечном итоге, все эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили.- Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и "национализирована" по теологическим соображениям".

"Величие Царства Давида и Соломона - эпическое, не историческое. Быть может, последним доказательством этого является то, что мы так и не узнали, как оно называлось. Иерусалим весь перекопан. Раскопки дали впечатляющее количество материалов, относящихся к периодам, предшествующим и последующим существованию объединенного Царства Давида и Соломона. Ничто не подтверждает факта существования Царства, ни один глиняный осколок. И это не значит, что археологи искали не в том месте. Они получили многочисленные свидетельства того, что во времена Давида и Соломона Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца. Давид и Соломон были главами племенных княжеств, контролировавшими небольшие районы, Давид - в Хевроне, Соломон - в Иерусалиме. Одновременно с этим на холмах Самарии возникло отдельное государство. Израиль и Самария были изначально двумя отдельными, порой враждующими между собой царствами".

Примечательно здесь то, что изначально археологи хотели доказать истинность библии. За какой бы сюжет исследователи не рассматрвиали, все связано либо с выдумками в целом, либо с огромными преувеличениями. Вероятно, более-менее правдиво представлена история в книге Маккавеев.

Некоторое время евреи пытались доказать, что в прошлом действительно сторонники иудаизма были в рабстве в Египте, что якобы это рабство длилось несколько сотен лет. Казалось бы, за такой период должно было что-то сохраниться? Поэтому исследовали все, что только можно, в том числе захоронения. Хотели найти хоть что-то, что могло бы подтвердить историю Моисея. Но ничего не нашли. Археологи Еврейского университета признали, что нет оснований считать, что евреи были рабами в Египте и что египтяне страдали от всяких «божественных кар»[11], описанных в библии. Соответственно, и исход — миф.

Миф живуч по той причине, что нет достойной альтернативы, только обрывочные сведения. Над проблемой нужно работать. Если обратиться к «сырой версии», то наиболее вероятное появление евреев в Палестине (то есть на территории, которая сегодня так называется) — основание мелких поселений семитскими племенами, например амореев из Месопотамии[12], которые оставили после себя немало следов для будущих исследователей.

Что же они там забыли? Это кочевые народы. Из них и выделились евреи, а также другие известные в современности народы. И у каждого народа своя «великая история». Религиовед Михаил Богословский верно заметил:

«У каждого народа есть свои мифы. Одни мифы были нужны, чтобы объяснить этот мир, его происхождение и устройство, другие — чтобы приукрасить свое прошлое, свою историю, обосновать свою исключительность, превосходство над другими народами. Третьи — чтобы обосновать свои претензии и право на владение чужой территорией. Но период мифотворчества в основном остался позади. Мифы как отдельный пласт культуры надо оставить истории мифологии и религий. Особенно те из них, которые провоцируют конфликты. Сегодня же народы мира и их руководители должны руководствоваться не мифами, а реалиями современной жизни. Разумный и трезвый взгляд на историю народов и их взаимоотношения составляет единственный путь достижения мира и благополучия на нашей планете!»[13].

К сожалению, сегодня практически вся история еврейского народа — миф. Потому что она основана не на фактах, а исключительно на библейских сказаниях. Вероятно, подлинная история намного интереснее древних легенд, именно ей и стоит заниматься ученым, а не тратить время на пересказ древних книг, чем занимаются академические «историки» в Израиле.

Источники

Источники

  1. Дубнов С. Краткая история евреев, 1997. — C. 2.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_еврейского_народа
  3. История евреев. URL: http://www.hrono.ru/jude.php
  4. Finkelstein., Silberman, 2001, 48-71.
  5. Занд Ш. Кто и как изобрёл еврейский народ, 2010.
  6. Андерсон П. Воображаемые сообщества, 2001.
  7. Профессор истории перестал считать себя евреем из-за политики Тель-Авива. URL: https://russian.rt.com/article/65579
  8. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира, 2014.
  9. NOTA BENE, выпуск 15, 2006, 178.
  10. От Иерихона до царя Соломона: израильские археологи опровергают Библию. URL: https://www.inopressa.ru/article/29Apr2014/repubblica/archeologia.html
  11. J. L. Sheler. Mystery of the Bible. U. S. News and World Report, 1995, v. 118, № 15
  12. Богословский М. Важнейшие мифы еврейского народа // Нева № 6, 2005.
  13. Там же.

kritix.ru

Правдивые факты о Святой Земле.

Общаясь с туристами, мы пришли к выводу ,что   существуют множество предубеждений и мифов об Израиле. Практически каждый день мы сталкиваемся с новыми, поэтому мы решили разоблачить и/или подтвердить десять самых  распространенных мифов о нашей стране. Итак начнем:Миф 1: Громадная территория государства Израиль.

   Израиль - это страна, название которой не вмещается, практически ни на одну карту мира. Общая площадь Израиля - около двадцати двух тысяч квадратных километров.  Самый маленький штат США или Тульская область России – больше, чем весь Израиль. Проживает в Израиле чуть более семи миллионов человек.

Рис 1.Карта региона.

Миф 2: Весь  Израиль – голая пустыня.

    Около половины территории страны занимает пустыня Негев. Один из крупнейших кратеров мира расположен именно там. Но кроме пустыни, страна Израиль поражает своим разнообразием природы, а также большим количеством климатических зон, расположенных на столь ограниченном  участке суши. Прибрежная равнина, высокие холмы Иерусалима, покрытая лесом Галилея, плодороднейшая Израэльскaя долина, река Иордан, три моря и озеро Кинерет, оазисы Мёртвого моря , самого низкого места в мире – все это присутствует здесь.

 

Рис 2. Национальный парк на севере Израиля - Дан.

Миф 3: В Израиле слаборазвитая инфраструктура.

   Хотя вновь созданному государству Израиль всего чуть менее 70 лет, большое  количество  автомагистралей и дорог по всей стране было проложено за это время. В Израиле около двух с половиной миллионов машин. Дороги отличного качества, освещены или снабжены света отражателями. Знаки и указатели дублируются на иврите, арабском и английском языках.

Рис 3. Карта дорог  - Тель Авив - Иерусалим.

Миф 4: Израиль  - ультра религиозная страна, с сугубо еврейским населением.

   Безусловно религия  в Израиле играет большую роль в жизни страны и её граждан. Большинство населения страны составляют евреи. Города и улицы – названы в честь великих пророков еврейского народа. Кроме того,  практически все праздники  из Торы (Ветхого Завета ) – являются официальными праздниками страны Израиль. Около сорока процентов евреев определяют себя светскими, треть соблюдающими традиции, а остальные - ведут религиозный образ жизни.  

   Большинство населения Израиля (около 75%) , составляют евреи, около миллиона двести тысяч - это выходцы из стран бывшего Советского Союза.   

    Примерно 20% населения составляют арабы и бедуины (христиане и мусульмане), остальные национальные меньшинства - друзы,черкесы и другие.

Рис 4. В гостях у друзов (г.Пкиин).

Миф 5: Израиль – страна третьего мира.

  Непрерывный вклад Израиля в мировую науку, медицину, область высоких технологий, сельское хозяйство и множество других областей,  делает Израиль одной из ведущих стран развитого мира.

 

Рис 5. Фармацептическая израильская компания Тева  - одна из крупнейших в мире.

Миф 6: Израиль  - опасная страна.

    В списках опасных стран мира, английского солидного консалтинговое агентства "Maplecroft", Израиль находится в третьей десятке, в то время , как Россия занимает 14 место в списке. За последние годы уровень безопасности в Израиле значительно увеличился, не только благодаря передовым технологиям и разделению с Палестинской автономией и Газой, а также благодаря высокому уровню квалификации и профессионализма сил внутренней безопасности и их бдительности. В большинстве израильских городов криминальная обстановка значительно спокойней городов Европы и Америки. Израильская вездесущая и тренированная полиция в сотрудничестве с армией  Цахаль  превращают даже места международных разногласий   в уникальные туристические аттракции.

Рис 6. Пляж Тель Авива.

Миф 7: Столица Израиля  - Тель-Авив.

   Безусловно Тель-Авив является деловым, промышленным и развлекательным центром Израиля. Посольства и консульства многих стран -  расположены  именно в Тель Авиве. Однако официальной столицей Израиля, как и в древние времена, все же является вечный город  Иерусалим.

Рис 7. Старый город Иерусалима.

Миф 8: Израиль существует только благодаря дотациям Америки.

   Израиль - страна, которая практически полностью обеспечивает себя экономически. И это несмотря на то, что треть бюджета страны расходуется на оборону. Израиль находится на втором месте после США по количеству высокотехнологичных компаний и предприятий , на третьем месте в мире по экспорту оружия после США и России, а экспорт продуктов сельского хозяйства достигает  полтора миллиарда долларов в год.

 

Рис 8. Интел Израиль.

 

Миф 9: Армия Израиля - лучшая в мире.

   Благодаря современным технологиям в армии и высококвалифицированным кадрам, армия обороны Израиля безусловно является лучшей на Ближнем Востоке. Небольшая, мобильная и хорошо организованная армия Цахаль, имеет возможность мгновенно реагировать на любые события в регионе. А спец-бригады, разведка и ВВС Цахаля - признаны одними из лучших в мире.

 

 

Миф 10: Израиль был создан на месте палестинского государства, отняв право у палестинского народа на существование.

   После разрушения Второго Храма, около 2000 лет назад, дабы стереть из памяти Израиль и Иерусалим, римляне не только изгнали евреев с родины, но и переименовали Святую землю в Палестину - в честь древнего и давно-исчезнувшего, на тот момент, народа Плештим. Палестина много раз завоёвывалась разными империями и народами, часть из которых оставалась на этих землях: кочевники и переселенцы с соседних стран и колоний. Всех, кто проживал на земле Израиля, называли палестинцами, включая евреев, которые никогда до конца не покидали Святую Землю. Палестинское государство и палестинский народ, как этническая группа, никогда не существовали.  С начала двадцатого века, Палестина была британской колонией, Британия и ООН несколько раз делила подмандатную территорию, на арабскую и еврейскую, оставляя евреям всё меньше и меньше. Более подробно о границах Израиля можно почитать здесь.

 

  Рис 9. Стена плача в Иерусалиме - единственная сохранившаяся часть Второго Храма.

Посмотрите квартиры в аренду

Asya.liverant Livernet13

[email protected]

+972-549138914 +972-547549913

 

 

israelrent.info

10 наиболее распространенных мифов о евреях. : ka_journal

Миф третий. Евреи придумали  обрезание.

Ну, кто  не  знает  легенду  о  том ,  как 99-ти летний  ветхозаветный   Авраам,  по  настоятельной  рекомендации  Главы Небесной Канцелярии  собственноручно лишил себя крайней плоти? Тем самым ,  положив начало  завету между богом и  своим  племенем. Собственно , с  этого  момента     "пошла и есть "  история евреев. По, крайней мере та, которая нам известна.  Но, вот вопрос - действительно  ли  Авраам был  первым  человеком ,  решившимся  на  такую малоприятную манипуляцию со своим телом? У историков  по этому поводу есть некоторые разночтения.

Начнем с  Геродота, который полагал, что еще до евреев обрезание практиковалось у некоторых других народов

"Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи,и египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине ,  сами   признают,   что  заимствовали  этот  обычай  у египтян.   А с  ирийцы ,  живущие  на    реках  Фермодонте и Парфении, и их соседи‑макроны говорят, что лишь недавно переняли обрезание у египтян.     Это  ведь единственные  народы, совершающие обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян.Что до самих египтян и  эфиопов ,  то  я не могу  сказать ,  кто из них и  у кого  заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно,  очень древний"

Считается что под "сирийцами, что в Палестине" Геродот подразумевал евреев.

Спустя  24 века Геродоту, в очень резкой форме , возразил  американский  миссионер и популяризатор библейской истории  Уильям Томсон. В своей, вышедшей в 1872  книге  "Земля и Книга" (Land and the Book)

"Что касается свидетельства Геродота, который побывал в Египте спустя пятнадцать столетий и который, хотя и является ученым мужем и исследователем, часто пишет всякую чепуху, я ни за что не поставил бы его в один ряд со свидетельством Моисея. Великий  основатель  еврейского  государства ,  величайший законодатель в  истории , который родился и вырос в Египте, излагает факты в связи с   введением  обрезания в  его народе. И вот  намного позднее появляется простой  путешественник  и  историк  —  чужеземец  и грек — и  делает  заявления, в   чем-то правдивые, в чем-то ошибочные, как показывает Иосиф Флавий в своем   ответе  Апиону ; а затем , спустя    более двадцати столетий после Геродота скептически настроенные авторы приводят его голословные утвержденияи, искажая и дополняя их, пытаются доказать, что Авраам не получал повеление обрезываться от Бога (хотя Моисей ясно говорит обратное), а перенял обычай у египтян! Достоверность слов Моисея не уничтожить таким оружием"

По правде говоря возражение скорей миссионера, чем историка. Геродот, действительно мог чего то не знать спустя 15 веков после событий. Но  как быть  вот с этим

Изображение на  стене  египетской гробницы   датируется  приблизительно  2400  годом  до нашей  эры и , вне  всякого сомнения, иллюстрирует процедуру обрезания у древних египтян.  И это за  5 веков до  того, как такую же операцию над собой проделал Авраам. Кроме того имеются свидетельства о том, что такой же обряд существовал у некоторых народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и  моавитян.

Другое дело, что у всех народов , практиковавших ритуал в прошлом и практикующих  ныне ( помимо евреев и мусулман) , он   тесно  связан  с  ритуалом  инициации,  завершающим  процесс  перехода  мальчика  во  взрослую жизнь. То  есть,  обычно  обрезание,  в  разных   его формах   происходило  и происходит  в  возрасте  от 12 до 14 лет.  И  только  евреи 29 веков тому назад  начал лишать своих сыновей крайней плоти на  восьмой день после рождения.Почему? Я думаю причина вот в чем. Среди народов Вавилона, откуда Аавраам вывел родичей, обрезание не известно. Вероятней всего Геродот прав и предки евреев позаимствовали обрезание  у египтян , среди которых  прожили  какое то время ,  прежде  чем  оказаться  в  земле  ханаанской.   В  этот  период  и  позже,  когда  они  осели  в  Ханнане,  наши пращуры, как и некоторые окружавшие их народы УЖЕ  практиковали  обрезание мальчиков по достижении ими половозрелого возраста. Интересно, что  ивритское  hatan (жених) одного корня с арабским hitan ( обрезанный).   Но если бы только  обрезание . Нет  причин  отвергать  возможность  того, что как и у  соседей  по земле текущей "молоком и медом",  хананеев , у евреев  были распространены человеческие жертвоприношения ( иначе бы не было мифа о жертвоприношении Исаака) , в том числе,  жертвоприношения детей.  Хананеи   своих детей приносили в жертву богам  Молоху , Ваалу  и  Астарте .  В  Мегиддо ,  на  севере  Израиля  вблизи  храма   богине Астарте, найдено большое  количество  глиняных сосудов с останками  принесенных в жертву младенцев. Даже, при раскопках  хананейских  жилищ археологи иногда находят, замурованные в стену, детские останки. Можно предположить,что на каком то этапе  обрезание младенцев ,  было  призванно  стать  ритуальной   заменой  человеческим   жертвоприношениям  и ,  в  первую  очередь , жертвоприношению детей.   Евреи как бы говорили своему богу - Забери крайнюю плоть ребенка, но оставь ему и нам его жизнь.Судя по тому, что евреи с тех пор никуда не делись, в отличии от всех окружавших их народов- еврейских бог не против такой замены.Впрочем, китайцы  и без обрезания  уже 5 тысч лет существуют и размножились не в пример потомкам Авраама. И в чем тут дело?

Миф первый тут http://ka-journal.livejournal.com/768.html

Миф второй тут http://ka-journal.livejournal.com/2920.html

http://www.livejournal.com/manage/subscriptions/user.bml?journal=ka_journal

ka-journal.livejournal.com


Смотрите также