Резы в древней руси. Таинственность славянской письменности — Черты и Резы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Черты и Резы: Миф или реальность? Резы в древней руси


Черты и резы древних славян

Черты и резыСколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

Черты и резы древних славян

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

Добавлено спустя 40 секунд:Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

 

Рыбаков Б. А.

 

www.serebryanyi-serp.org

Черты и Резы: миф или реальность.

Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад.

Так, и наш язык - умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, - писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»

История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX - начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».

«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»

Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».

«Так проходит много времени, - пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».

Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.

Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».

Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» - «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, - висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижималисьруг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».

Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.

Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году - 20 июля, два креста - Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.

Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов.

Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987).

Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать - Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был  начертанным а это означает одно - письменным.

Елена РадостьЖурнал "Родноверие" № 1(1) 2009

Интересная статья? Поделись ей с другими:

< Предыдущая Следующая >
 
Добавить комментарий

www.rodnoverie.org

Черты и резы - это... Что такое Черты и резы?

Славя́нские ру́ны (ру́ница) — гипотетическая письменность, по мнению отдельных исследователей существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы.

Иногда именуется письмом «черт и резов». Гипотеза о «славянских рунах» была популярна в XIX веке среди историков, позднее перекочевала в популярную литературу. В данный момент находит поддержку среди сторонников нетрадиционной истории славян, хотя убедительных доказательств существования такой письменности до сих пор нет.

Письменные свидетельства

Страница из «рассказа…» Черноризца Храбра с цитатой

На данный момент накоплено относительно большое количество противоречивых свидетельств как в пользу, так и против существования письменности у славян до летописного начала использования кириллицы и глаголицы.

Немногочисленные свидетельства, основывающиеся на работах современников того периода, не отличаются особой подробностью и объективностью описаний.
  • О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «рассказе о создании славянской письменности» — буквально «…погани не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, соответствует общему определению рун. Он же, а также ряд других авторов X—XI вв. — Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мерзебургский и др. упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами. В частности, Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:
Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.[1]

Бронзовые изображения богов лютичей, покрытые славянскими «руническими письменами», и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века и описаны А. Г. Машем.[2] Однако позднее фигурки утрачены, в российской академической науке признаны фальшивками.

  • Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 г., рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего соплеменника русы оставили надпись на могиле:
Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились.

К сожалению, Ибн Фадлан не оставил более подробных заметок о этнографической принадлежности "русов", которые, судя по его описанию, являлись скандинавами, давно обосновавшимися на славянских землях; существование рун у скандинавов известно.

  • Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987—988 гг.) сообщает:
Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому.

Зарисовка надписи Ибн-аль-Надима

Надпись, сохранённая Ибн-аль-Надимом, стилизованная под арабское письмо. Настолько искажена, что расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн-аль-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси. Сторонники существования славянских рун расшифровывают надпись, но каждый по своему в соответствии со своими собственными идеями.

  • В «Жития Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», написанных в средние века на основе ранних церковных документов, рассказывается о путешествии в 860-х годах Константина в Херсонес (Крым), где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате:
В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги.

Опираться на церковные книги в данном вопросе нельзя, так как писаны они, в основе своей, гораздо позже происходивших событий. Кроме того отражают точку зрения церковнослужителей на данный вопрос.

Сомнительно, чтобы такой обширный и сложный труд как Евангелие был написан рунами. До X века византийские авторы разделяли росов (русов), совершавших набеги на Византию, от славян, так что возможно, что так называемые русские письмена имели скандинавское происхождение, учитывая, что Кирилл знал южнославянский язык, и ему не было необходимости разделять гласные и согласные в славянской речи.

К тому же в том же «Житие» прямо заявляется об отсутствии у славян письменности. Когда Константин спросил византийского монарха Михаила о буквах на славянском языке, то монарх ответил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их.

Ещё одна гипотеза (о ней упоминает, хотя и не высказывается в её поддержку В. Истрин) состоит в том, что в тексте была описка — имелись в виду не «роуськие», а «соурськие» (сирийские) письмена. Проблема разделения гласных и согласных звуков была характерна для всех семитских письменностей, в том числе и для сирийского письма, но совершенно не характерна для любой из европейских письменностей.

Археологические находки

  • Гипотеза о славянских рунах долгое время не поддерживалась археологическими находками. Древнейшим восточнославянским текстом считается надпись на глиняном кувшине, обнаруженном в 1949 г. при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись-слово, обозначающее то ли сосуд для хранения горчицы, то ли имя владельца, выполнено кириллицей и датируется по найденным там же арабским монетам 1-й четвертью X века. В 1912 г. при археологических раскопках церкви Богородицы Десятинной в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окруженного фрагментарно сохранившейся греческой или кириллической надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослав, правившего в 945—972 гг. Отсутствие надписей на рунах не может являться неоспоримым доказательством, но тем не менее свидетельствует не в пользу существования «дохристианской» письменности у славян.
  • Одна из надписей, которая может претендовать на звание «славянской рунической» — знаки на горшке из села Алеканова под Рязанью (обнаружил археолог С. А. Городцов в конце 1897 г.). Горшок датируется X—XI вв. и выполнен по мнению археолога на месте. Там же в Алеканове на обломках посуды было обнаружено ещё несколько подобных знаков.

У археологов существуют сомнения по поводу того, являются ли эти знаки надписью, или же тамгами (родовыми знаками). Предпринимаются попытки прочесть надпись на разных языках. Славянское чтение дал сторонник теории славянских рун Г. С. Гриневич, прочитав НАДОБЕ ЗАКРЫТЬ, ВЪ ЧЕЛО ВЪСАДИВЪ, а другой сторонник докириллической письменности В. А. Чудинов прочитал ту же надпись по славянски как ЗАТЕЯНЫ ТЕ КЪЛЁКЪЛО, И НЕЖЬНЪ, ВЪ ЦЕРЪКОВЪ ХОДИВЪ. Г. Ф. Турчанинов прочитал первые 8 букв как сармато-аланское письмо (иранская языковая группа), у него получилось СЛАВУТИЕ. Существуют и другие версии прочтения надписи, что позволяет считать её пока не расшифрованной.

  • Интересную находку сделал в 1985 г. вологодский археолог-краевед И. Ф. Никитинский. Он исследовал так называемое Тиуновское святилище, расположенное в Тарногском районе Вологодской области в бассейне р. Кокшеньги. Одним из объектов исследования стал огромный валун с высеченными на нем картинами и надписями. Этот камень местное население считает священным. Часть надписей была на кириллице. Но под одним из древнейших изображений, условно названным «Древом жизни» обнаружены несколько символов, напоминающих руническое письмо. Пока надпись окончательно не расшифрована. Известно, что местное население вплоть до XV—XVII века (и возможно позднее) оставалось язычниками, и валун с высеченными знаками, несмотря на варварские попытки уничтожения языческих изображений и надписей христианами, может считаться одним из сохранившихся до наших дней языческих культовых камней. Материалы исследования и зарисовки
  • В 1967 году у села Войсковое Солонянского района Днепропетровской области, был обнаружен ритуальный глиняный сосуд датируемый эпохой Черняховской культуры (II—IV вв.) Надпись на сосуде состоит из двенадцати позиций и использует 6 знаков. Надпись не была расшифрованна, однако схожесть начертания надписи с рунами определенно имеется.[3]
  • Также существуют нерасшифрованные знаки на Микорженских камнях (Познань, Польша) и Ситовская надпись (Ситово, Болгария, обнаружена в 1928), в которых предполагают рунические надписи славян.[3] Есть версия перевода Ситовской надписи на фригийском языке.[4]

Различные гипотезы

Монограмма кн. Владимира и её «расшифровка» как лигатуры

Однако во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970—980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей. Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла чем просто орнамент.

Если же развивать спекуляцию на тему происхождения княжеского знака от скандинавских рун, то перевернутый трезубец в скандинавском руническом алфавите Младший Футарк (Younger Futhark) (IX век) означает R, то есть возможно Рюрик, а поднятый двузубец означает K, то есть возможно конунг, князь. Не исключено, что трезубец обозначал просто вид кириллической подписи ѱ (буква пси в старославянском языке).

  • Надписи, принимаемые за памятники «славянских рун», чрезвычайно разнородны по географии и возможной датировке и визуально не представляют собой чёткой единой системы письма. Большое количество подобных надписей впоследствии зачастую оказывались памятниками других, более-менее известных письменностей (например, надписи из хазарского города Саркела, которые И. А. Фигуровский пытался «прочитать» на древнерусском, были определены как памятники тюркского рунического письма).
  • Согласно существующим нетрадиционным теориям, как у западных, так и восточных славян в целом существовало несколько использовавшихся вариантов письменности, принятых для культовых и бытовых надписей, по предположениям строившихся на принципах слогового или алфавитно-слогового письма (примером подобной письменности может служить индийское письмо деванагари).

По одной из таких гипотез, предложенной В. А. Чудиновым, кириллица якобы является не просто производной от греческого алфавита, но и от «руницы», поскольку кириллица при создании предположительно вобрала в себя отдельные знаки «рунического» происхождения, которые бы соответствовали звукам, для которых греческие символы отсутствовали. Также у автора имеются утверждения, что кириллица якобы является лишь видоизмененной и переработанной формой существовавшей ранее славянской письменности.

Среди авторов, занимавшихся данным вопросом, можно выделить М. В. Ломоносова, польского исследователя Тадеуша Воланского (1785—1865 гг.), Е. И. Классена (XIX в.), Г. С. Гриневича и В. А. Чудинова. Последние причисляли к памятникам «славянских рун» самые разные системы письма — в частности, этрусские надписи, надписи критским письмом и др., при этом чтения знаков изобретались заново.

Оценка

Приведённые нетрадиционные гипотезы никак не подтверждаются академической наукой, конкретные прочтения текстов (предлагаемые, например, Чудиновым, Гриневичем и др.) носят сомнительный характер и отвергаются. Однако само по себе существование некой письменности не является принципиально невозможным. Поскольку схожие по начертанию с «рунической» системы письменности отмечались в различных соседствующих с ареалом расселения славян культурах, при явном наличии торгового и культурного взаимодействия между ними, априорное отрицание возможности существования некой «дохристианской» письменности у славян было бы некорректно. Однако на сегодняшний момент общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны либо носят спорный характер.

См. также

Примечания

Литература

Критика

  • Громов Д. В., Бычков А. А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы, М.: София, 2005.
  • Истрин В. А. История письма, М., 1965.
  • Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки, М., 1963, 1988 (2-е изд.).
  • Утевская П. А. Слов драгоценные клады, М., 1982.

Мнения сторонников

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Черты и Резы! | Славянские традиции

Черты и Резы!

Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад.

Так, и наш язык - умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, - писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»

История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX - начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».

«Так проходит много времени, - пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.

Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».

Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» - «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, - висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.

Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году - 20 июля, два креста - Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.

Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов.

Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987).Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать - Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно - письменным.

www.rutraditions.ru

Черты и Резы: Миф или реальность?

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад.

Так, и наш язык — умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, — писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, — но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»

История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX — начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».

«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»

Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».

«Так проходит много времени, — пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».

Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.

Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».

Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» — «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, — висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».

Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.

Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным… изготовлялся наспех… изготовление… местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь.

Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году — 20 июля, два креста — Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.

Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов. 

Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях "Язычество древних славян” (М., 1981) и "Язычество древней Руси” (М., 1987).Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать — Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно — письменным.

Елена РадостьЖурнал "Родноверие" № 1(1) 2009

Источник

slavicnews.ru

Черты и Резы - Русская тайнопись

Таинственность славянской письменности — Черты и Резы

Первые упоминания

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает — все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом — факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть — часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное — инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи — когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот — насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне — то есть «Велесова книга». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше — дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса. Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга — именно «Велесова», либо — «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Бытовая письменность, первые сосуды

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое — «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Бытовая письменность, первые сосуды

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит — человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть — знака бога грозы, Перуна. Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году — двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса, знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме — они отмечались как время дождей — осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность — «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Черты и резы древних славян

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

Черты и резы древних славян

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно… двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня…

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

gifakt.ru