Мебель древней руси. Мебель древней Руси и русское народное искусство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История появления мебели в России. Мебель древней руси


Мебель Древней Руси-часть 1. | Тайны и Загадки истории

Древнейшая мебель — это, по существу, неподвижные устройства, являвшиеся частью самого жилища, будь то пещера, хижина или изба, и выполнявшие ту же роль, что современные мебельные предметы. Однако начинать рассказ об истории мебели принято с того периода, когда появляются отдельно стоящие передвижные предметы жилого пространства. И это вполне закономерно, если следовать этимологии, то есть прямому содержанию слова «мебель», связанному с понятием движения.

В отношении русской мебели придется поступиться этим правилом и начать с предыстории — с того времени, когда мебель была еще не передвижной, а составляла неотъемлемую часть жилой постройки, то есть, попросту говоря, была встроенной. На Руси этот период затянулся вплоть до XVI столетия.

Впрочем, и само слово «мебель» Русь получила не непосредственно от римской античности, оставившей в европейской бытовой культуре этот след своих завоеваний, а как бы «из вторых рук». Оно пришло к нам из Западной Европы не ранее XYII века, вместе с появлением и постепенным усложнением характера меблировки отдельно стоящими, передвижными предметами. Эта неукорененность самого принципа меблировки и термина «мебель» ярко отразилась в народной языковой культуре. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приведены зафиксированные в середине XIX века варианты народного произношения слова «мебель» — «небель» и даже «небыль».

Вследствие глубокой самобытности и отличительных особенностей культуры древнерусского жилища необходимо сразу отказаться от аналогий с западноевропейской традицией в рассмотрении мебели Древней Руси. Попытки ряда исследователей представить дело так, что столярно-мебельное искусство на Руси было развито очень высоко и при этом имело характер, сходный с западноевропейским, не выдерживают проверки фактами.

Действительно, трудно представить, что в богатой лесом стране, жители которой издревле владели доходившим до виртуозности мастерством обработки древесины, в стране, где из дерева умели делать все — мосты и дороги, дома и оборонительные сооружения, механизмы и станки, посуду и утварь, замечательные произведения декоративно-прикладного искусства, — не обнаружено следов существования в древности столярно-мебельной культуры европейского типа. Этот вывод на первый взгляд может показаться чудовищно несообразным. Но штудирование имеющихся трудов по теме мебели Древней Руси и параллельное исследование всех доступных источников информации — археологических свидетельств, иконографических и литературных памятников, сопоставление и проверка фактов убеждают нас в том, что мебельное дело в Древней Руси не было ни лучше, ни хуже западноевропейского — оно было совсем другим.

Совершенно не убедительными представляются нам попытки воссоздания форм древнерусской мебели на основании косвенных источников и по аналогии с западноевропейской мебелью, предпринятые в ряде работ. Беспочвенной кажется и экстраполяция в глубь веков форм отдельных бытовых предметов, — например, форм крестьянских солонок XIX века как форм древнерусских стульев. Чем же доказывается существование на Руси этих мифических стульев? Оказывается, тем, что слово «стул» зафиксировано в письменных памятниках XVI века. Однако словарь Даля, давая полное толкование слова «стул», развеивает заблуждение относительно распространения на Руси бытовых стульев. Действительно, слово «стул» встречается в древнерусской литературе, но это отнюдь не доказывает существования в обиходе стульев как столярных изделий в виде сидений со спинками. Даль, кроме привычного сейчас для нас значения, приводит и другие — сиденье без прислона (то есть без спинки) и «обрубок бревна, чурбан, кряж; стоячая колода для прочной подставы под что-либо; стулья под деревянное строение: короткие столбы, сваи вкопанные, на них кладется первый венец; такие же стулья ставятся под переводины. Изба на стульях. Под наковальней — стул; ножницы для резки железа, большие тиски утверждаются в стуле, в чурбане… мясничий стул, на котором рубят говядину».

В «Домострое» — известном памятнике литературы XVI века — слово «стул» употреблено один раз, и из контекста следует, что имеется в виду именно обрубок бревна, чурбан, ибо в этом месте свода жизненных наставлений речь идет о том, как доить корову с соблюдением правил гигиены: «…обмыв вымя… полотенцем чистым протереть… и стул был бы чист, и корову на мягком сене держать, и корм класть, какой нашелся».

Отсутствие в быту стула в качестве передвижного сиденья со спинкой отражало идеологию, сформировавшуюся в период местничества, когда только одна персона — великий князь мог сидеть отдельно на особом седалище, в то время как все прочие довольствовались сидением на общих лавках. Понимание жизненного уклада того времени чрезвычайно важно — он определяет на несколько столетий характер развития мебельного дела Древней Руси.

В отличие от западноевропейской средневековой традиции, следуя которой стол на козлах разбирался после трапезы, на Руси стол имел постоянное место и первоначально был, по-видимому, стационарным. Он имел опоры в виде столбов, врытых в землю или врубленных в пол, если жилище было на подклете — нижнем этаже хозяйственного назначения. Словами «стол» и «престол» обозначалось на Руси княжение, отсюда — «столица», местопребывание власти, главный город. Тем же словом «стол», или «престол», обозначался и тип мебели вроде трона без спинки, который на старинных изображениях весьма похож на невысокий стол. Тот же корень прослеживается в слове «столяр». Дом с полным внутренним обустройством рубили плотники. Стол как отдельно стоящий, передвижной предмет мебельного оборудования, а также престол как торжественное седалище изготавливали столяры. Однако столярное дело как самостоятельное ремесло оформилось на Руси довольно поздно. Сами мастера даже в XVIII веке порой не склонны были разделять понятия «столяр» и «плотник», по-видимому, в силу почтенности плотницкого ремесла, доходившего до уровня высочайшего мастерства.

Ключ к пониманию проблемы своеобразия древнерусской мебели обнаружился в труде Ю. П. Спегальского «Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв.», недостаточно оцененном исследователями древнерусской мебели на том основании, что самой мебели в работе уделено всего несколько строк. Действительно, отдельно стоящим мебельным предметам в этом фундаментальном исследовании нашлось не много места — ровно столько, сколько позволили факты. На самом же деле работа Спегальского посвящена мебели в том ее своеобразном виде, в каком она развивалась на Руси столетиями в массовом жилище: то, что древнерусская мебель была не передвижной, а встроенной, доказали результаты археологических исследований. Нечасто употребляя слово «мебель», чтобы сохранить терминологическую определенность, автор обстоятельно и, что особенно важно, доказательно рассмотрел устройство древнерусского дома разных социальных слоев, с встроенным оборудованием, полностью удовлетворявшим бытовые потребности и почти не вызывавшим необходимости в отдельно стоящих предметах. Из этой работы становится ясно: как только такая потребность возникнет, появится и мебель — ритуальная, вроде престола, а позднее трона, и сугубо утилитарная, вроде столов, подставок, передвижных скамеек и, позднее, сундуков.

Спегальский убедительно показал развитие и совершенствование жилища на протяжении столетий вместе с вещевым комплексом и жизненным укладом, сложившимся в результате в стройную традиционную систему. Интересно отметить, что с середины XIX века принцип меблировки, сходный с древнерусским, получил развитие и продолжает совершенствоваться в наши дни во всем мире (речь идет о мебельном оборудовании транспортных средств — купе железнодорожных вагонов, кают водного транспорта и т. п.) как наиболее целесообразный способ, который люди независимо друг от друга изобретают, когда надо решить проблему обитания в ограниченном замкнутом пространстве наиболее рационально. Именно такой рационально организованной жилой средой был, по Спегальскому, древнерусский рубленый деревянный дом.

Поистине грандиозное значение для исследования древнерусской культуры имели результаты Новгородской экспедиции 1951 — 1962 годов, организованной Институтом археологии Академии наук СССР. Участниками раскопок Древнего Новгорода была проделана колоссальная работа, и хотя материал систематизирован, обработан и в целом опубликован, определение ряда ценнейших находок — в частности, фрагментов деревянных изделий — еще ждет осмысления и логического обоснования. Что касается мебели, то некоторые выводы, связанные с нею, не представляются убедительными. Сомнение вызывает предложенная археологами реконструкция стула «из длинных и круглых прутьев с несколькими вырезами на каждом. По этим вырезам, кроме крайних, прутья гнулись под углом 90 градусов, образуя, таким образом, подобие буквы «П». Четыре таких изогнутых прута соединяли друг с другом, создавая форму, напоминающую куб. В верхней части куба в прутьях с внутренней стороны делали пазы, в них вставляли щит из тонких досок — своеобразную филенку». Так выглядит описание предмета, реконструированного из развала деталей. Всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с принципами столярной конструкции, скажет, что воссозданная конструктивная схема совершенно нежизнеспособна для той нагрузки, которую испытывают стул или табурет. Вставлять сиденье как филенки в пазы, да еще лишь по двум сторонам, нецелесообразно, такое устройство непрочно. Обычно древние типы стульев и табуретов имеют накладные сиденья, они проще в изготовлении и надежнее в эксплуатации. Еще проще излюбленный народный прием (например, в европейских «крестьянских» стульях), когда ножки «подсаживали», то есть крепили сквозным шипом с расклинкой прямо в массивное сиденье. На Руси такой прием крепления опор применялся при изготовлении передвижных скамей. Когда позднее, с развитием столярно-мебельного мастерства, научились делать не накладное, а вкладное сиденье, то и тогда в раме выбирали не паз (как в реконструированном «стуле»), а «четверть», причем по четырем сторонам, — таким образом, сиденье, вкладываясь, одновременно и накладывалось сверху, опираясь краями на раму, по которой нагрузка (вес сидящего) распределялась равномерно.

Если мы согласимся, что реконструированный археологами предмет действительно стул (или табурет), то придется признать, что его конструкция — эволюционный тупик. Прочность П-образных изогнутых брусков ослаблена вырезами в местах сгибов под прямым углом, то есть там, где происходит соединение деталей между собой. Такая конструкция не способна держать нагрузку с учетом ее динамичного характера. Кроме того, некоторые детали по размерам годятся лишь для стульев, которые пришлось бы назвать детскими (высота 32,5 см, площадь сиденья 35 х 31,5 см). В таком случае мы имели бы дело с большим открытием — фактом существования детских стульев в Новгороде XIII века, ибо известно, что вплоть до XVIII столетия по всей Европе, как и в России, специальной, широко распространенной детской мебелью была лишь колыбель”.

Колыбель из раскопок Древнего Новгорода. XIII в.

При отсутствии иной передвижной мебели в русской избе наличие табурета для ребенка представляется нонсенсом. Вместе с тем сам по себе реконструированный предмет заслуживает пристального внимания и дальнейшей расшифровки. Каково же его назначение, если учесть, что крепление филенки в паз — принцип устройства всякого дна? Рискнем высказать предположение, что это каркас птичьей клетки. Ее дно в самом деле не несет большой нагрузки, и если представить, что она подвешена, то это оправдывает и делает остроумным ее формообразование из четырех изогнутых П-образных деталей без ориентации на нижнюю опору. Остается только оплести или затянуть ее какой-нибудь сеткой из прутьев.

Брус – это материал, который сегодня очень широко используется в строительстве домов. Часто деревянный брус используют в строительстве крупных деревянных элементов: оконных проемов, лестниц. Брус является очень хорошим видом пиломатериала, не дающим усадки, хранящий тепло и выглядящий эстетично, если отделать его качественно. Брус представляет собой, отесанный со всех сторон кусок дерева толщиной он должен быть больше 100 мм. Чаще всего размеры бруса бывают такими: 100 на 150 мм, 100 на 100 мм и 150 на 150 мм. Длина у них от 4 до 6 метров.Брус цена будет зависеть и от породы древесины, из которой он выполнен, и от размера, и от влажности. Не последнюю роль в ценовой политике сыграет и точность распила и верность расчетов. Не обольщайтесь, если вдруг вы найдете цену на брус, ниже нашей, тогда уточните у представителя этой фирмы точность распила, влажность бруса, напилен ли он в соответствии со всеми правилами ГОСТа и правильность количества бруса в одном кубе.

tayni.info

Мебель Древней Руси. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Раскопки, производимые на территории Древней Руси, несмотря на большое количество находок, не дают полного представления о мебели того времени. Деревянная мебель того времени не сохранилась до наших дней.

Представление о том, какие в Древней Руси применялись предметы мебели, можно получить, изучая картины, письменные источники. Естественно, про угловые диваны да шкафы-купе не могло быть и речи – все было гораздо скромнее.

Деревянные дома русичей из-за частых набегов врагов на поселения часто уничтожались пожарами. Все ценности нужно было собрать и легко вынести, мебель в их число не входила. Большинство домов того времени отапливалось по-черному, печи не имели дымохода, вся копоть оседала на стенах и немногочисленной мебели. Вечерами для освещения домов использовали лучину, в семьях побогаче можно было увидеть сальные свечи.

Для крестьянского дома характерными предметами мебели были стол и лавки, или просто чурбаны. Стулья в крестьянских домах были большой редкостью, не говоря уж о креслах. Спали на больших кроватях либо на печи, иногда вместо кроватей использовались широкие лавки. Для хранения одежды пользовались сундуками или коробами. Удобные шкафы для одежды появились значительно позднее. Мебель того времени изготавливали из крепких пород древесины, преимущественно из липы или дуба.

Городские дома на Руси мало чем отличались от деревенских, да и мебель была такой же. Разве что отделка мебели чуть красивее - ажурные ножки столов и лавок, да некоторые дома побогаче могли похвастаться наличием стульев и кресел.

С приходом Христианства на Руси стала меняться и мебель. Сказывалось влияние Византийской культуры - появились художественные узоры, ажурная резьба по дереву, живописная роспись предметов мебели, обилие восточных мотивов.

XVI век принес в оформление мебели лакированные детали, инкрустации золотом и художественную роспись по дереву. Не особо выделялись обилием мебели и царские палаты того времени. Разве что скамьи в палатах для приема имели более богатую резьбу, а царский трон отделан золотом и каменьями. В оформление других помещений использовались изящные стулья, столы, кровати. А вот диван аккордеон появился значительно позже. Особым шиком было наличие часов, богато украшенных узорами. Тогда же стали появляться часы с изображением двуглавого орла.

historylib.org

Мебель древней Руси и русское народное искусство

Категория: История мебели

Мебель древней Руси и русское народное искусство

Русское искусство тесно связано с народным творчеством. Это проявляется и в проникновении мотивов народного искусства в искусство профессиональное. Русское искусство создало художественные ценности мирового значения, что определяется высокими гуманистическими идеалами, пронизывающими произведения лучших русских художников.

Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими таким материалом, как дерево, которым богата наша земля. Из дерева делали все — от храма до ложки: избы, хоромы знати, культовые постройки и т. д. Уже в древние времена сложился тип крестьянского жилища, которое представляет собой простое сооружение с двускатной кровлей. Найденный поколениями тип здания лег в основу деревянного и каменного зодчества, развивавшегося на протяжении столетий.

Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Подлинных памятников искусства художественной обработки древесины сохранилось немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавших Русь, а также привлекают памятники народного искусства более позднего времени, которые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и художественных факторов.

Искусство художественной обработки древесины в русском искусстве — явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На Руси дерево издавна было самым распространенным и любимым материалом. Русские умельцы одним лишь топором рубили избы, терема, соборы, изготовляли предметы домашнего и хозяйственного обихода с искусной резьбой.

Искусство обработки древесины восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия н. э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ размещались изображения людей, птиц, зверей, которые, по свидетельству летописи, казалось, «обладали жизнью». Влияние славянской, еще языческой, образности ощущалось в искусстве обработки древесины и в последующие столетия. Языческие религиозные представления древних славян обусловили широкое использование, особенно в декоративно-прикладном искусстве, изобразительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и др.), связанных с мифологией. Распространению древесины как строительного материала способствовали такие ее ценные качества, как хорошая теплоизоляция, водонепроницаемость, небольшая плотность, красивый естественный цвет и разнообразие рисунка текстуры. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки (сараи, амбары, бани, мельницы). Деревянными были укрепления, городские стены, мосты, храмы. Из древесины делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, солонки, чаши и кубки, ведра, кадки).

Народ, прекрасно зная все ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крыши, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницко-столярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавчины, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания. На бересте написаны знаменитые новгородские грамоты. Из капо-корня (наплыва на корнях лиственных пород деревьев), обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, разные по назначению и форме, люльки.

Существовали различные способы художественной обработки древесины. Но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, т. е. ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры — деревянные доски с вырезанным узором. Керамические плитки с рельефным узором изготовляли с помощью деревянных форм. Деревянные печатные доски с резьбой применяли для приготовления пряников. Широко известны разнообразные крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.

Наряду с резьбой для художественной отделки древесины применяли и другие способы (роспись, мозаику), которые иногда совмещали.

Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма (рис. 1) до деревянной ложки — создавать подлинные произведения искусства.

Рис. 1. Деревянная Успенская церковь в Кандопоге (1774)

История мебели - Мебель древней Руси и русское народное искусство

gardenweb.ru

История мебели в России: как появилась русская мебель

история мебели в россииИздревле на Руси мебель делали народные умельцы, и всегда она была связана с планировкой жилища, нередко встраивалась в отведенное ей место. В основном мебель была представлена скамьями, сундуками, которые служили и как кровати, открытыми полками для посуды, массивными столами. Украшением служили резьба, пропиленные узоры и роспись.

До середины восемнадцатого века дома и даже дворцы обставляли разномастной, несочетающейся между собой мебелью. И только во времена правления Екатерины Великой входит в моду использование мебельных ансамблей, которые не допускают появления случайных вещей. Но история мебели в России повествует о том, что на рождение и развитие мебельного дела на Руси повлияла вовсе не великая императрица, а менее известный государь Павел Первый, который ввел запрет на ввоз французской мебели. Это и послужило толчком к появлению и развитию этого ремесла.

В то время и наступает настоящий расцвет мебельного искусства в России. В разработке проектов мебели принимают участие такие знаменитые архитекторы, как А. Н. Воронихин, К. И. Росси, Дж. Кварнеги. Мебель делится по назначению: парадная – роскошная, торжественная и бытовая – удобная, более сдержанная. Бытовая мебель, в основном, разрабатывалась и производилась крепостными мастерами. Развивается и производство. Самыми известными и значительными в то время были такие русские мебельные производители, как мастерская Л. Споля в Москве, предприятия П. Гамбса, А. Тура и И. Шарлеманя в Петербурге.

С середины 19 века появляется большое количество фирм, фабрик и мастерских, производящих мебель. Открываются магазины, специализирующиеся на продаже предметов мебели. В конце ХIХ века сначала в домах знати, а затем и более простых людей, появляются шкафы для хранения одежды, белья и прочего домашнего текстиля — гардеробы.

В начале двадцатого столетия крупные фабрики Шмидта и Фишера в Москве производили художественную мебель разных стилей. В том числе и по заказам купечества и представителей буржуазии. В Петербурге работала фабрика Мельцера и выпускала доброкачественную мебель.

история появления мебели в россии

Опираясь на историю, можно утверждать, что мебель в России прошла эволюцию от первобытных необработанных коряг до сегодняшнего ее вида, впитав в себя различные стили дизайна, а также национальный колорит и самобытность народа. Образцы мебели времен Древней Руси, уже достаточно удобные и функциональные, переходили из поколения на протяжении многих столетий.

Русская мебель всегда была откликом видов жилья, характерных для ее времени, повторяя элементы форм строений. Что касается мебели из дерева, то сырьем для нее чаще всего были тополь, орех, береза, сосна, лиственница и ясень, которые часто отделывали под популярное в те времена красное дерево. Мебель русского народа имела также еще одну отличительную черту – это всевозможные потайные ящички с выдвижными и поворотными механизмами.

В нынешнее время традиционная русская мебель интересует не только почитателей истории, ее идеи часто заимствуются современными дизайнерами мебели, которые создают творения, стилизованные под старину. Изготовленная ими эксклюзивная мебель — настоящие шедевры, напоминающие те, что можно увидеть в музеях, но отличающиеся по качеству, весу и практичности.

pro-dom-mebel.ru

Мебель на Руси

Мебель на РусиРаскопки, производимые на территории Древней Руси, несмотря на большое количество находок, не дают полного представления о мебели того времени. Деревянная мебель того времени не сохранилась до наших дней.

Представление о том, какие в Древней Руси применялись предметы мебели, можно получить, изучая картины, письменные источники. Естественно, про всякие там кухни, диваны, да шкафы-купе не могло быть и речи – все было гораздо скромнее.

Деревянные дома русичей из-за частых набегов врагов на поселения часто уничтожались пожарами. Все ценности нужно было собрать и легко вынести, мебель в их число не входила. Большинство домов того времени отапливалось по-черному, печи не имели дымохода, вся копоть оседала на стенах и немногочисленной мебели. Вечерами для освещения домов использовали лучину, в семьях побогаче можно было увидеть сальные свечи.

полатиДля крестьянского дома характерными предметами мебели были стол и лавки, или просто чурбаны. Стулья в крестьянских домах были большой редкостью, не говоря уж о креслах. Спали на высоких деревянных полатях (настил из досок, крепящийся к стене). Самым излюбленным местом для сна была русская печь. Из-за ее всем известного свойства долго сохранять тепло, на печь укладывали спать детей и стариков. Как это не удивительно, но такой уклад русских семей – спать на печи и полатях, сохранился вплоть до XXI в.

сундукДля хранения одежды пользовались сундуками или коробами. Удобные шкафы для одежды появились значительно позднее. Мебель того времени изготавливали из крепких пород древесины, преимущественно из липы или дуба.

Городские дома на Руси мало чем отличались от деревенских, да и мебель была такой же. Разве что отделка мебели чуть красивее — ажурные ножки столов и лавок, да некоторые дома побогаче могли похвастаться наличием стульев и кресел.

С приходом христианства на Руси стала меняться и мебель. Сказывалось влияние Византийской культуры — появились художественные узоры, ажурная резьба по дереву, живописная роспись предметов мебели, обилие восточных мотивов.

старинная мебель

В XVI веке в оформление мебели появились лакированные детали, инкрустации золотом и художественную роспись по дереву. Не особо выделялись обилием мебели и царские палаты того времени. Разве что скамьи в палатах для приема имели более богатую резьбу, а царский трон отделан золотом и каменьями. В оформление других помещений использовались изящные стулья, столы, кровати.

verchnik.by

Мебель древней Руси и русское народное искусство

Русское искусство тесно связано с народным творчеством. Это проявляется и в проникновении мотивов народного искусства в искусство профессиональное. Русское искусство создало художественные ценности мирового значения, что определяется высокими гуманистическими идеалами, пронизывающими произведения лучших русских художников.

Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими таким материалом, как дерево, которым богата наша земля. Из дерева делали все — от храма до ложки: избы, хоромы знати, культовые постройки и т. д. Уже в древние времена сложился тип крестьянского жилища, которое представляет собой простое сооружение с двускатной кровлей. Найденный поколениями тип здания лег в основу деревянного и каменного зодчества, развивавшегося на протяжении столетий.

Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Подлинных памятников искусства художественной обработки древесины сохранилось немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавших Русь, а также привлекают памятники народного искусства более позднего времени, которые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и художественных факторов.

Искусство художественной обработки древесины в русском искусстве — явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На Руси дерево издавна было самым распространенным и любимым материалом. Русские умельцы одним лишь топором рубили избы, терема, соборы, изготовляли предметы домашнего и хозяйственного обихода с искусной резьбой.

Искусство обработки древесины восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия н. э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ размещались изображения людей, птиц, зверей, которые, по свидетельству летописи, казалось, «обладали жизнью». Влияние славянской, еще языческой, образности ощущалось в искусстве обработки древесины и в последующие столетия. Языческие религиозные представления древних славян обусловили широкое использование, особенно в декоративно-прикладном искусстве, изобразительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и др.), связанных с мифологией. Распространению древесины как строительного материала способствовали такие ее ценные качества, как хорошая теплоизоляция, водонепроницаемость, небольшая плотность, красивый естественный цвет и разнообразие рисунка текстуры. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки (сараи, амбары, бани, мельницы). Деревянными были укрепления, городские стены, мосты, храмы. Из древесины делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, солонки, чаши и кубки, ведра, кадки).

Народ, прекрасно зная все ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крыши, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницко-столярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавчины, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания. На бересте написаны знаменитые новгородские грамоты. Из капо-корня (наплыва на корнях лиственных пород деревьев), обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, разные по назначению и форме, люльки.

Существовали различные способы художественной обработки древесины. Но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, т. е. ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры — деревянные доски с вырезанным узором. Керамические плитки с рельефным узором изготовляли с помощью деревянных форм. Деревянные печатные доски с резьбой применяли для приготовления пряников. Широко известны разнообразные крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.

Наряду с резьбой для художественной отделки древесины применяли и другие способы (роспись, мозаику), которые иногда совмещали.

Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма (рис. 1) до деревянной ложки — создавать подлинные произведения искусства.

Мебель древней Руси и русское народное искусство - портал olymp.in

Рис. 1. Деревянная Успенская церковь в Кандопоге (1774)

olymp.in

Мебель в древнерусском стиле · NiceDom — Архитектурное 3D-моделирование и визуализации

Мебель в древнерусском стиле

Попытка воссоздания предметов мебели времен Киевской Руси.2010 — 2014 гг.

Разработка дизайна, комплекта рабочей документации и визуализация.

Мебель проектировалась как экспонаты для музея и для практического использования в «Парке Киевская Русь».

Такие кресла могли стоять в княжем дворце, в доме воеводы или боярина

Для увеличения кликнуть по картинке

древнерусское кресло 2

древнерусское кресло 1

*

Эта кровать проектировалась по аналогии с теми, что использовали древние викинги.Можно предположить, что такую же мебель могли завозить или даже изготавливать и у нас в 10 -13 веках.

Для увеличения кликнуть по картинке

кровать от викингов 640

кровать от викингов конь 640

В «Парке Киевская Русь» мы предполагаем использование таких предметов мебели для практических целей, например в гостиничном номере.Как это будет выглядеть? ну, примерно вот так :)

кровать от викингов с матрацем 640

*А такая мебель — лавки, столы, кровати и сундуки могли быть в доме зажиточного горожанина в Древнем Киеве

Для увеличения кликнуть по картинке

деревянная скамья 640

средневековый стол 640

окованый сундук 640

В начало страницы »

Вернуться в портфолио

www.nicedom.com


Смотрите также