Ли в древнем китае. Древний ли "Древний Китай"?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Право в Древнем Китае. Ли в древнем китае


Древний ли "Древний Китай"?

Здесь мы вкратце опишем подлинную, а не рекламную ситуацию с китайской хронологией и историей. С китайской историей связано много предрассудков. Сегодня считается, что она исключительно древняя, что ее датировки абсолютно надежны, что она во многом предшествует европейской истории. Считается, что основы китайской хронологии настолько прочно установлены, что она являет собой пример безусловно древней и надежной хронологии. Широко распространено заблуждение, будто бы китайская хронология незыблемо покоится на многочисленных "древнекитайских" астрономических записях, позволяющих однозначно датировать "древнекитайские" события.

Мы отнюдь не претендуем на полную ее реконструкцию. Работа по реконструкции истории Китая только начата.

http://chronologia.org/xpon5/04.html

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В "ДРЕВНИХ" КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ.

1. КАКИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОПИСАНЫ В КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ.Астрономические явления, зафиксированные китайцами, были тщательно изучены Н.А.Морозовым в 6-м томе его труда "Христос" [544]. Мы начнем наш анализ, процитировав некоторые из его наблюдений, а затем дополним их нашими новыми соображениями.Китайцы оставили записи о появлении комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных кометных каталогах, считаемых сегодня ОЧЕНЬ ДРЕВНИМИ.<<Большое историческое сочинение "Лето-Запись"... начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким "шталмейстером" около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. "Лето-Запись" по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы.В "Энциклопедии Лесного коня"... находится целый том с описаниями комет. Этот "Лесной конь" (Ма-Туан-Линь) - говорят нам, - жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в "Энциклопедии" доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в "Лето-Записи" "шталмейстера", а также и у европейских кометографов. Припомним только, что известная "Кометография" Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга.БОЛЕЕ КОРОТКАЯ "Китайская история" - ТОЛЬКО В 100 ТОМАХ! - от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках>> [544], т.6, с.58-59.Итак, основные китайские первоисточники окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.Оказывается, как отмечает Н.А.Морозов, У КИТАЙЦЕВ НЕТ РУКОПИСЕЙ РАНЕЕ XVII ВЕКА [544], т.6. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ, в то время как европейцы в XIV-XV веках писали НА КОЖЕ - ПЕРГАМЕНТЕ. Понятно, что кожа - куда прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае, запомним для себя немаловажный факт- сегодня не существует китайских текстов, датируемых ранее XVII века.Н.А.Морозов пишет: "Ведь у китайцев, как я уже говорил, НЕТ РУКОПИСЕЙ ДРЕВНЕЕ XVII ВЕКА, когда летописи Ше-Ке и Ма-Туан-Линь компилировались, может быть, при участии КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИОНЕРОВ, заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев" [544], т.6, с.119.<<Приводя здесь подробный реестр комет, ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫХ Майлья и Гобилем и более поздними европейскими авторами, я не могу не высказать... некоторого недоверия кИСТИННО КИТАЙСКОМУ происхождению этого списка. Он... был приведен сокращенно и с обработкой в "Кометографии" Пенгрэ. Затем Био (Biot) опубликовал в "Connaissance des Temps" в 1846 году кометные списки "Лето-Записи", оставив за ней ее шанхайское название Ше-Ке, и почти такие же списки из "Энциклопедии"... (Ма-Туан-Линь в шанхайском произношении)... Оба эти реестра, хотя и носят явные следы переписывания друг из друга, оказываются уже ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДРОБНЕЕ СПИСКА, ДАННОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНО Майлья и Гобилем>> [544], т.6, с.42.Как обнаружил Н.А.Морозов, кто-то в XVIII-XIX веках СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНЯЛ якобы древние китайские списки комет. И происходило это В ЕВРОПЕ. Вскоре мы увидим - кому и зачем это понадобилось. А заодно мы покажем, что скорее всего, список комет БЫЛ ДОПОЛНЕН ПОСЛЕ 1759 ГОДА.Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ, А НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ НЕ ОСТАЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [544], т.6, с.132.Это очень странно, если верить тому, что китайцы на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.В Европе, где астрономические наблюдения того времени считаются далеко не столь выдающимися, как китайские, тем не менее сохранились подробные описания инструментов, техники наблюдений и т.д. Вспомните хотя бы "древний" энциклопедический труд - Альмагест Птолемея. Что же, китайцам, якобы наблюдавшим небо много столетий, ни разу не пришло в голову рассказать - как именно и при помощи каких инструментов они это делали?Конечно, нам скажут, что китайцы "держали в секрете" свои методы. Не будем здесь спорить, поскольку вскоре мы столкнемся с куда более серьезными аргументами в пользу идеи, что реальные астрономические наблюдения в Китае действительно начались не ранее XVI века. Кроме кометных списков в китайских летописях упомянуты затмения, аН.А.Морозов также обнаружил единственный гороскоп.О кометах мы специально поговорим чуть позже. Но результаты нашего собственного исследования мы сформулируем уже сейчас. Они состоят в следующем.1) Единственной кометой, по которой хотя бы в принципе можно было бы подтвердить правильность скалигеровской хронологии Китая, является комета Галлея. Остальные кометы для целей датировки СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ.2) Сообщения о появлениях кометы Галлея ранее XV века н.э. ПОДЛОЖНЫ и были сфабрикованы, по-видимому, в XVIII-XIX веках. И это не есть наша гипотеза. Это есть СТРОГОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое мы докажем в ХРОН5,гл.5. Впрочем, мы не утверждаем, что ВСЕ китайские сообщения, относимые сегодня к комете Галлея, - подложны. Оказывается, для совершения указанного подлога достаточно было сфабриковать всего лишь ОДНО или ДВА НАБЛЮДЕНИЯ. Подлог был совершен, скорее всего, в промежутке от 1759 года до 1835 года.

КИТАЙСКИЕ ГОРОСКОПЫ.

Тут дела обстоят еще хуже. Ни одного собственно китайского древнего гороскопа, как утверждает Н.А.Морозов, после изучения китайских хроник, - НЕТ. По крайней мере Н.А.Морозову обнаружить их не удалось [544], т.6, с.125.Единственный гороскоп, относящийся к китайской истории, сохранился в восточно-азиатских летописях [544], т.6, с.50. Он был изучен Н.А.Морозовым. Гороскоп относится к правлению внука САМОГО ПЕРВОГО КИТАЙСКОГО "Желтого" Императора Хуан-Ди. Заметим в скобках: не императора ли ИОАННА? - Хуана или Гуана, Жуана в восточном или испанском произношении?Сегодня историки датируют начало правления этого императора первой половиной ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Император Хуан был "современником Ноя, причем это было - говорят нам - не настоящее имя, а лишь "посмертное прозвище" его, потому что у китайцев имя императора умирало вместе с ним и после смерти ему давалось НОВОЕ" [544], т.6, с.43.Так вот оказывается, что "в царствование внука Желтого императора, весной, в первый день первого месяца все пять планет сошлись под группой звезд альфа-бета Пегаса, то есть в Водолее и отчасти в Козероге" [544], т.6, с.50.Этот гороскоп поддается датировке, что и сделал Н.А.Морозов. Оказалось, что в третьем тысячелетии до нашей эры, куда историки помещают Желтого императора, а следовательно, и его внука, "не было даже и намека на соединение всех пяти планет около Водолея, а после него такое событие осуществилось вполне лишь 9 февраля 1345 года и притом в очень эффектном виде" [544], т.6, с.54.Мы проверили вычисления Н.А.Морозова с помощью современных астрономических программ и нашли еще одно решение этого древнейшего китайского гороскопа: 15 февраля 1108 года НАШЕЙ ЭРЫ. Это решение оказалось даже лучше морозовского. Судите сами. Во-первых, все пять планет действительно собрались в тот день в Козероге и были отчетливо видны перед рассветом. Они взошли вместе со звездами альфа-бета Пегаса. Во-вторых, это было новолуние, т.е. действительно - первый день лунного месяца, как и сказано в китайских текстах. И наконец, это действительно произошло весной - в середине февраля. Кстати, еще одно очень хорошее решение этого гороскопа - 6 февраля 1524 года н.э. Остальные найденные нами решения оказались существенно хуже, чем указанные выше два очень хороших решения 1108 года и 1524 года. Либо схождение планет было слишком далеко от альфа-беты Пегаса, либо не все планеты были видны одновременно.Поэтому, вполне вероятно, что "внук Желтого императора" жил в XVI веке. Но уж - заведомо не в третьем тысячелетии до н.э., где решений у "первого китайского гороскопа" просто нет.Может возникнуть вопрос: а что же - до Н.А.Морозова - никто не датировал этот гороскоп, столь важный для древнейшей китайской истории? Датировали. Рассказ о том, как это делалось, поучителен. Приведем его, следуя Н.А.Морозову.<<А как же Байльи (Baily) вдруг "подтвердил" эту псевдокитайскую допотопную хронологию, говоря, что соединение пяти планет действительно было 20 февраля минус 2448 года? >> - пишет Н.А.Морозов - "Очень просто. Он допустил, что китайцы, еще за две тысячи четыреста сорок восемь лет до начала нашей эры предвосхитили неестественное средневековое астрологическое приравнение Солнца и Луны к планетам, как будто бы предвосхитили и Метонов 19-летний лунный цикл более чем за две тысячи лет до европейского Метона, но вдруг исключили из числа планет ДВЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ: ЮПИТЕРА И САТУРНА, заменив их Солнцем и Луною (!). И ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРОСТО. Так как геоцентрические сочетания Солнца, Луны, Меркурия, Венеры и Марса В ЛЮБОМ СОЗВЕЗДИИ ПРОИСХОДЯТ ПОЧТИ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15-17 ЛЕТ, то на протяжении 77 лет воображаемого царствования внука Желтого императора Байльи, выбросив из счета самые большие планеты, КОНЕЧНО И НАШЕЛ тотчас же подходящее для него сочетание малых" [544], т.6, с.50-52.Если ТАК "подтверждать" скалигеровскую хронологию, то китайскую историю безусловно следует отнести к числу наиболее "хорошо подтвержденных".Мы видим яркий пример того, что, стремясь подтвердить скалигеровскую историю Китая, некоторые ученые совершали, может быть невольно, или даже "из лучших побуждений", самый настоящий ПОДЛОГ.

 "ДРЕВНЕЙШИЙ" КИТАЙСКИЙ 60-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ, И КОГДА ОН ВОЗНИК.

В наше время многие знают об этом цикле и старательно следят за тем - какой сегодня год: Обезьяны, Свиньи, Петуха и т.п. Уважительно спрашивают друг у друга: Петух ты или Собака, предполагая тем самым, что соприкасаются с древнейшей мудростью седого Востока, который еще задолго до потопа обнаружил загадочные закономерности календаря, управляющие нашими судьбами. Особую прелесть этой теории придает, конечно, ее якобы невероятная древность.Предполагается, что исчисление по 60-летнему циклу было принято китайцами на самой заре их истории, во времена все того же известного Желтого императора - якобы в 2638 году до н.э. [544], т.6, с.43. Но 60-летний цикл хорошо известен в астрономии. Это приблизительный период соединений Юпитера и Сатурна. Таким соединениям в средние века действительно придавали очень большое значение. Н.А.Морозов выдвинул естественную гипотезу, что именно такие соединения и легли в основу "древнейшего" китайского 60-летнего цикла.Но 60-летний период в соединениях Юпитера и Сатурна ПРИБЛИЗИТЕЛЕН. Следовательно, мы получаем замечательную возможность датировать момент введения 60-летнего календарного цикла. В самом деле, с течением времени накапливается расхождение между астрономическими соединениями Юпитера с Сатурном и календарными началами шестидесятилетнего китайского цикла. Интересно посмотреть - КОГДА ОНИ СОВПАДАЛИ. Это и даст нам эпоху ВВЕДЕНИЯ такого цикла.Оказывается, что совпадения эти были ТОЛЬКО МЕЖДУ 1204 и 1623 ГОДАМИ НАШЕЙ ЭРЫ. Кстати, этот интервал времени в точности накрывает гороскоп Желтого императора: 1345 год н.э., см. выше.Итак, "ДРЕВНИЙ" КИТАЙСКИЙ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА Н.Э. Скорее всего - в XIV веке, то есть в эпоху Желтого императора Хуана-ИОАННА, или даже еще позже.

КОГДА КИТАЙЦЫ ИЗОБРЕЛИ ПОДЗОРНУЮ ТРУБУ.

Все мы думаем, что подзорная труба была изобретена Галилеем, или его непосредственными предшественниками, в XVII веке. Он додумался до революционной идеи - использовать оптические линзы для разглядывания удаленных объектов, в том числе планет и звезд. Изобретение произвело настоящую революцию во многих фундаментальных областях знания - в навигации, астрономии и т.п.Однако, оказывается, все мы глубоко заблуждаемся о времени открытия подзорной трубы. Якобы в VI веке ДО Н.Э., то есть в то время, когда многие европейские народы еще ютились в пещерах, в Китае подзорную трубу уже знали и широко ею пользовались.Это видно из древней китайской книги "Канонические стихи" (Ши-Цзин), которые были <<перередактированы, будто бы, еще великим мудрецом Конфуцием, жившим, - говорят нам - ... в минус шестом веке... Книга "Канонические стихи" считается современными китайскими учеными одной из пяти книг их древнего "Пятикнижия"...Первая часть этой книги, называемая "Высший Император", рассказывает о деяниях императора "Высшего" (Яо), взошедшего на престол в 41 году 5-го цикла... В параграфах 3-8 "Канонических Стихов" дана инструкция этого "Высшего Царя" его двум астрономам "Плану" и "Чертежу" (Хе и Хо).В первом из них, то есть в параграфе 3, он повелевает им: "Наблюдать небеса, вычислить календарь, устроить прибор, на котором были бы представлены 12 знаков зодиака и движения по ним Солнца и Луны"... В параграфе 8 император говорит своим астрономам: "План и Чертеж! Вы знаете, что год состоит из 366 дней! Установите промежуточные месяцы и сто церковных служб и все будет хорошо".А комментатор этого места прибавляет, что 366 дней есть лишь истинное время обращения всего неба, а длина солнечного года равна 365 и 1/4 дней. Отсюда заключают, что ЮЛИАНСКИЙ ГОД БЫЛ ОТКРЫТ В КИТАЕ ЕЩЕ КОНФУЦИЕМ... И ЧТО ПРЕЦЕССИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ГОДА БЫЛА ИЗВЕСТНА КИТАЙСКОМУ НАРОДУ ДАЖЕ И В ТО ВРЕМЯ (хотя и определена слишком большою)>> [544], т.6, с.57.Подчеркнем, что такой уровень астрономических знаний "древнейшего Китая" соответствовал бы уровню европейской астрономии эпохи XV-XVI веков НАШЕЙ ЭРЫ. Современных историков это почему-то не удивляет.На этом якобы древнейшие китайские открытия не заканчиваются.<<Вторая часть этих "Канонических стихов", называемая Покорный Император (Шун-Ди), сообщает о деяниях императора Покорного (наследника Высокого). Он приказал сделать инструмент, "ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ", ЧТОБЫ СЕМЬ ДВИЖУЩИХСЯ СВЕТИЛ "МОГЛИ БЫТЬ НАБЛЮДАЕМЫ ЕЖЕДНЕВНО". Отсюда как будто возможно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайцам еще за четыре тысячи лет до великого европейского ученого... Так почему же те, которые допускают, что и юлианский год, и армиллярная сфера, и равноденствие, и солнцестояние, и все остальное, было известно китайцам так давно, останавливаются перед этим последним шагом, и толкуют ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ как астрономический квадрант? >> [544], т.6, с.58.

Вывод. Такие тексты могли быть написаны, как нам кажется, НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ.Напомним здесь еще раз, что сохранившиеся китайские рукописи датируются как раз не ранее XVI-XVII веков.

Также можно почитать доказательства неверности китайских гороскопов (не методик определения характеров, а записей расположения звезд на небе в ту или иную дату) здесь - http://new.chronologia.org/volume5/mn_china.html

а также отчет о поездке в Китай http://new.chronologia.org/volume4/turin_china.html   Кандидата геолого-минералогических наук А.М. Тюрина

www.svetreiki.ru

А были ли геи в древнем Китае? Гомосексуальность сквозь века. Древний мир. Китай

Здравствуйте, дорогие читатели! Очень рад снова видеть Вас на своём сайте. Сегодня я предлагаю Вам опять окунуться в глубь веков и проследить историю гомосексуальных отношений и их восприятия обществом – на этот раз на примере Древнего Китая.

По сравнению с тем же Египтом или Месопотамией, история сохранила гораздо больше свидетельств гомосексуальных отношений в этой стране. При этом имеющиеся у нас сведения касаются в основном не эпоса или религии, а именно земной жизни людей.

Итак, гомосексуальные отношения в Китае был известны с древнейших времён. В книге «Планы сражающихся царств», посвящённой истории Чжаньго – периода раздробленности и междоусобицы китайских государств (III век) – рассказывается о полководце Дзяне, который послал привлекательного молодого человека в стан противника, чтобы соблазнить вражеского правителя и заставить его послушаться неверных советов. Историк Хань Фэй приводит более романтический пример  – историю любовных отношений Мици Дзиа и правителя Линя Вэйского. Рассказывают, что однажды Мици поделился с возлюбленным персиком, и с тех пор поздние авторы стали использовать выражение «остатки персика» («надкушенный персик»)  - «ютао» – для обозначения однополой страсти. Ещё один яркий пример гомосексуальныъ отношений среди представителей высшего общества – легенда о князе Лунь Яне и царе Вэйском.

Исследователь Пань Гуаньдан приходит к выводу, что многие императоры из династии Хань имели половые сношения с мужчинами. Отмечается, что в отличие от жён и наложниц, любовники мужского пола пользовались расположением и вниманием владык не только благодаря своей привлекательности, но и в силу своих талантов  – чаще всего в области управления.

Официальные источники приводят список как минимум десяти открыто бисексуальных императоров Хань, которые правили в первые 200 лет существования своего императорского Дома: Гаоцу, Хуэй, Вэнь, Цзинь, Ву, Чжао,  Сюянь, Юань, Чень и Аи.

Среди них наиболее склонным к отношениям с мужчинами считается последний, император Аи, который «по своей природе не заботился о женщинах» и даже попытался передать престол своему возлюбленному, Доньдзяню. Самым известным и трогательным эпизодом в этой истории считается случай, когда император, дабы не разбудить Доньдзяня, осторожно отрезал свой рукав, на котором тот уснул. Отрезанный рукав «дуаньдзю» стал одним из символов однополой любви. Поздние авторы соединили этот образ со старой историей Мици Дзия, и в итоге сформировалось выражение «ютао дуаньдзю», которое используется и по сей день для обозначения гомосексуальности в целом.

Однако, если говорить о женской гомосексуальности, то мы не найдём здесь столько красочных примеров. Учитывая, что китайская история не придавала женщинам того значения, что мужчинам, становится понятным, почему лесбийские чвства оставили столь мало следа в традиционной китайской культуре.

Но всё же такие случаи найти можно. Так, историк Йинь Шао, живший во II веке, рассказывает, что многие женщины во дворце привязывались друг к другу, как муж и жена, и называет такие отношения «дуи ши». Как он отмечает, «они безумно ревнуют друг друга».

Стоит заметить, что, за исключением отдельных ситуаций, как в случае с императором Аи, мужчины, известные своими гомосексуальными связями, как правило, при этом имели и гетеросексуальных жён. Так что бывает очень трудно сказать, было ли то или иное лицо полностью гомосексуальным или бисексуальным, если только на это нет прямого указания. Кроме того, на скрижали истории обычно попадали любовные отношения, которые отличались необычностью или бросали вызов тогдашним нормам общественной морали. А на протяжении всей истории Древнего Китая гомосексуальность наравне с  гетеросексуальностью считалась обычным явлением, не встречая никакой критики или порицания. Поэтому не всегда находятся свидетельства однополых отношений с участием тех или иных людей.

Хроники династии Сунь показывают, что в III  веке гомосексуальность в Китае была так же распространена, как и разнополые отношения: «Все аристократы и чиновники отдавали дань такому поведению. Все мужчины в стране следовали их примеру до такой степени, что мужья и жёны становились совершенно разобщёнными. Обиженные незамужние женщины сгорали от ревности».

Не редкой в Китае была и профессия артиста-проститута, первое упоминание о которой относится примерно к тем же временам. Артистов воспевали поэты и осыпали милостями первые лица государства.

Наряду с этим, существовала и иная форма протекции одной мужчины другим, не связанная с проституцией, когда более бедный или просто молодой человек предоставлял сексуальные услуги более состоятельному мужчине в обмен на продвижение по служебной лестнице и благосостояние. Яркий пример этому – поэт Ю Дзинь, принявший под свою опеку юношу Ваня Шао, который отплачивал ему, прислуживая и вступая в ним в половую близость. Впоследствии Вань Шао получил высокую государственную должность.

С возвышением империи Тан в VII веке в китайские земли начинают проникать идеи и взгляды на сексуальность, пришедшие от народов Западной и Центральной Азии. В связи с этим женщины захватывают всё больше власти и влияния при дворе, любовники-мужчины отходят на второй план. Именно в эту эпоху появляется первое выражение, обозначающее гомосексуальность и имеющие негативный оттенок – jijian, буквально означающий скрытую сексуальность.

Эпоха династии Сунь (IX – XII века) стала последней страницей в истории однополых придворных романов. В дополнение к центральноазиатскому влиянию Китай начинает активно принимать буддизм, который порицает однополые связи. Стремительная урбанизация страны приводит к коммерциализации половых отношений, и в эти годы был принят первый закон, запрещающий мужскую проституцию.

После ухода династии Сунь гомосексуальные отношения наиболее часто встречаются среди коммерсантов и нового дворянства, отчасти потому, что именно эти слои наиболее часто документировали свои отношения.

Тем не менее, и в эти годы на долю китайских гомосексуалов не выпадало даже доли тех гонений, которые преследовали геев в христианской средневековой Европе, а в некоторых частях страны однополая любовь продолжала высоко цениться и даже почитаться.

Если мы говорим о традиционной китайской литературе, то очень часто в классических текстах сложно распознать упоминание однополых отношений по той простой причине, что грамматические особенности языка позволяют воспринимать одно и то же слово в различных родах. Поэтом у не всегда ясно, идёт ли речь о гомосексуальном или гетеросексуальном чувстве. Дело усложняется о том, что многие поэты-мужчины вели повествование от лица женщины, и непонятно, хотел ли автор просто передать переживания девушки или действительно признавался в любви к мужчине.

Ещё одна сложность заключается в том, что долгое время грамотность, а следовательно, и литература были привилегией высших слоёв общества, в которых не было принято слишком открыто говорить о таких откровенных вещах, как половые отношения.

Кроме того, имелась такая лингвистическая особенность: вплоть до тех времён, когда в Китай стали привноситься христианские ценности Европы, в китайском просто не существовало слов, которые обозначали бы гетеросексуалов или гомосексуалов как таковых. Когда требовалось назвать такого человека, то это делалось через описание его пристрастий и занятий, или же через сравнение с известными личностями прошлого – например, геев часто уподобляли Доньдзяню и Мицы Цзиа.

Так, сочинение «Поэтическое сочинение о высшей радости» эпохи Тан – прекрасный пример того, насколько иносказательно и аллегорично отражались такие отношения в литературе. Книга описывает «высшую радость» (то есть секс) во всех известных автору формах, и глава о гомосексуальности перемежается с разделами о сексе в буддистских монастырях и среди крестьян. Это старейшее произведение, упоминающее гомосексуальность, однако оно рассказывает об однополом чувстве через такие образы, как «обрезание рукавов в императорском дворце», «повадки привязанной лошади», а также через сравнение « они были подобны правителю Лунь Яню». Эти фразы не скрывали бы ничего сексуального для читателя, не искушённого в литературной традиции Китая.

Кстати, заметим, что, несмотря на редкость таких упоминания, они всегда создавали вокруг гомосексуалов некий возвышенный ореол. При этом, в отличие от европейской традиции, в китайской классической литературе очень распространены были истории о близкой однополой дружбе, в особенности между мужчинами. В классических текстах подробно рассказывается об их общих переживаниях и братской близости. Так, в повести «Край воды» эпохи династии Сун рассказывается о глубоком и продолжительном чувстве дружбы между солдатами революции.

Некоторые работы говорят и о менее платонических отношениях. Например, в одной древней легенде, переписанной во времена династии Мин, речь идёт о пламенной страсти Пань Чжаня и Вань Чжоньдзяня, которая фактически приравнивается к гетеросексуальному браку и продолжается даже после смерти. Наряду с этим в известнейшем произведении древнекитайской лиетратуры «Сон в красном тереме» эпохи династии Цинь рассказывается о мужчинах, вступающих как в однополые, атк и в гетеросексуальные контакты.

Как видите, в Китае отношение к гомосексуальности было не просто терпимым, не просто доброжелательным – однополые отношения считались такой же нормой, что и гетеросексуальные. Более того, такие связи воспевались в стихах и заносились в анналы, а о половых отношениях между мужчинами в Китае до сих пор говорят, используя поэтические выражения «надкушенный персик» и «отрезанный рукав».

Конечно, позднее, под давлением наступавшей европейской цивилизации, нравы меняются и становятся всё боле непримиримыми по отношению к гомосексуалам. В 1740 году был принят первый закон, направленный против геев. Однако это уже история другой страны и предмет другого разговора

equal-gay.livejournal.com

Право в Древнем Китае История

Ко времени династии Хань (III век до нашей эры — 220 год нашей эры) относят образование древнекитайской народности. Название династии, восходящее к названию реки Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием народа. Расширение территории ханьского государства сопровождалось значительным переселением китайцев (преимущественно на юг) и, как правило, насильственной ассимиляцией местных народностей.

Основателю династии Цзинь, Сыма Яню после периода Саньго (троецарствия) досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в V столетии.

Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в IV-VI веках выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной.  Новое объединение Китая под властью династии Тан (618 – 907 годы) после периода феодальной раздробленности способствовало этнической консолидации ханьцев.

Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Ли определяли движение природных циклов, восход и заход солнца, смену осени, зимы, весны, лета и пр. Ли воплощались в ритуалах, церемониях, устоявшихся вековых традициях, правилах этикета. «Благодаря ли ограничивается хорошее и скверное, проявляется в нужный момент радость и гнев. Благодаря ли повинуются низы и проявляют мудрость верхи. Благодаря ли удается избежать беспорядка в этом бескрайнем меняющемся мире». Фа являлись результатом законодательного творчества государства. Фа должны были не противоречить ли, в противном случае неверные фа вели к стихийным бедствиям, нарушению природных циклов, завоеваниям.

Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения – до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Первый свод древних китайских законов был составлен в эпоху Чжоу – «Чжоу-ли». Согласно этому кодексу вся земля считалась государственной собственностью; верховным распорядителем земель являлся государь. Существовали государственные повинности – уплата налогов, служба в армии, исполнение общественных работ. Существовал непререкаемый авторитет старших. Старший мог пользоваться имуществом младшего, и это не считалось воровством. Все население Китая считалось подданным, и на него распространялись телесные и увечащие наказания. Практиковались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства в связи со смертью главы рода или господина.

История древних цивилизаций →

Общество Древнего Китая →

godsbay.ru

Древний ли "Древний Китай"?

http://chronologia.org/xpon5/04.html

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В "ДРЕВНИХ" КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ.

1. КАКИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОПИСАНЫ В КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ.Астрономические явления, зафиксированные китайцами, были тщательно изучены Н.А.Морозовым в 6-м томе его труда "Христос" [544]. Мы начнем наш анализ, процитировав некоторые из его наблюдений, а затем дополним их нашими новыми соображениями.Китайцы оставили записи о появлении комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных кометных каталогах, считаемых сегодня ОЧЕНЬ ДРЕВНИМИ.<<Большое историческое сочинение "Лето-Запись"... начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким "шталмейстером" около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. "Лето-Запись" по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы.В "Энциклопедии Лесного коня"... находится целый том с описаниями комет. Этот "Лесной конь" (Ма-Туан-Линь) - говорят нам, - жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в "Энциклопедии" доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в "Лето-Записи" "шталмейстера", а также и у европейских кометографов. Припомним только, что известная "Кометография" Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга.БОЛЕЕ КОРОТКАЯ "Китайская история" - ТОЛЬКО В 100 ТОМАХ! - от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках>> [544], т.6, с.58-59.Итак, основные китайские первоисточники окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.Оказывается, как отмечает Н.А.Морозов, У КИТАЙЦЕВ НЕТ РУКОПИСЕЙ РАНЕЕ XVII ВЕКА [544], т.6. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ, в то время как европейцы в XIV-XV веках писали НА КОЖЕ - ПЕРГАМЕНТЕ. Понятно, что кожа - куда прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае, запомним для себя немаловажный факт- сегодня не существует китайских текстов, датируемых ранее XVII века.Н.А.Морозов пишет: "Ведь у китайцев, как я уже говорил, НЕТ РУКОПИСЕЙ ДРЕВНЕЕ XVII ВЕКА, когда летописи Ше-Ке и Ма-Туан-Линь компилировались, может быть, при участии КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИОНЕРОВ, заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев" [544], т.6, с.119.<<Приводя здесь подробный реестр комет, ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫХ Майлья и Гобилем и более поздними европейскими авторами, я не могу не высказать... некоторого недоверия кИСТИННО КИТАЙСКОМУ происхождению этого списка. Он... был приведен сокращенно и с обработкой в "Кометографии" Пенгрэ. Затем Био (Biot) опубликовал в "Connaissance des Temps" в 1846 году кометные списки "Лето-Записи", оставив за ней ее шанхайское название Ше-Ке, и почти такие же списки из "Энциклопедии"... (Ма-Туан-Линь в шанхайском произношении)... Оба эти реестра, хотя и носят явные следы переписывания друг из друга, оказываются уже ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДРОБНЕЕ СПИСКА, ДАННОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНО Майлья и Гобилем>> [544], т.6, с.42.Как обнаружил Н.А.Морозов, кто-то в XVIII-XIX веках СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНЯЛ якобы древние китайские списки комет. И происходило это В ЕВРОПЕ. Вскоре мы увидим - кому и зачем это понадобилось. А заодно мы покажем, что скорее всего, список комет БЫЛ ДОПОЛНЕН ПОСЛЕ 1759 ГОДА.Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ, А НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ НЕ ОСТАЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [544], т.6, с.132.Это очень странно, если верить тому, что китайцы на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.В Европе, где астрономические наблюдения того времени считаются далеко не столь выдающимися, как китайские, тем не менее сохранились подробные описания инструментов, техники наблюдений и т.д. Вспомните хотя бы "древний" энциклопедический труд - Альмагест Птолемея. Что же, китайцам, якобы наблюдавшим небо много столетий, ни разу не пришло в голову рассказать - как именно и при помощи каких инструментов они это делали?Конечно, нам скажут, что китайцы "держали в секрете" свои методы. Не будем здесь спорить, поскольку вскоре мы столкнемся с куда более серьезными аргументами в пользу идеи, что реальные астрономические наблюдения в Китае действительно начались не ранее XVI века. Кроме кометных списков в китайских летописях упомянуты затмения, аН.А.Морозов также обнаружил единственный гороскоп.О кометах мы специально поговорим чуть позже. Но результаты нашего собственного исследования мы сформулируем уже сейчас. Они состоят в следующем.1) Единственной кометой, по которой хотя бы в принципе можно было бы подтвердить правильность скалигеровской хронологии Китая, является комета Галлея. Остальные кометы для целей датировки СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ.2) Сообщения о появлениях кометы Галлея ранее XV века н.э. ПОДЛОЖНЫ и были сфабрикованы, по-видимому, в XVIII-XIX веках. И это не есть наша гипотеза. Это есть СТРОГОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое мы докажем в ХРОН5,гл.5. Впрочем, мы не утверждаем, что ВСЕ китайские сообщения, относимые сегодня к комете Галлея, - подложны. Оказывается, для совершения указанного подлога достаточно было сфабриковать всего лишь ОДНО или ДВА НАБЛЮДЕНИЯ. Подлог был совершен, скорее всего, в промежутке от 1759 года до 1835 года.

КИТАЙСКИЕ ГОРОСКОПЫ.

Тут дела обстоят еще хуже. Ни одного собственно китайского древнего гороскопа, как утверждает Н.А.Морозов, после изучения китайских хроник, - НЕТ. По крайней мере Н.А.Морозову обнаружить их не удалось [544], т.6, с.125.Единственный гороскоп, относящийся к китайской истории, сохранился в восточно-азиатских летописях [544], т.6, с.50. Он был изучен Н.А.Морозовым. Гороскоп относится к правлению внука САМОГО ПЕРВОГО КИТАЙСКОГО "Желтого" Императора Хуан-Ди. Заметим в скобках: не императора ли ИОАННА? - Хуана или Гуана, Жуана в восточном или испанском произношении?Сегодня историки датируют начало правления этого императора первой половиной ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Император Хуан был "современником Ноя, причем это было - говорят нам - не настоящее имя, а лишь "посмертное прозвище" его, потому что у китайцев имя императора умирало вместе с ним и после смерти ему давалось НОВОЕ" [544], т.6, с.43.Так вот оказывается, что "в царствование внука Желтого императора, весной, в первый день первого месяца все пять планет сошлись под группой звезд альфа-бета Пегаса, то есть в Водолее и отчасти в Козероге" [544], т.6, с.50.Этот гороскоп поддается датировке, что и сделал Н.А.Морозов. Оказалось, что в третьем тысячелетии до нашей эры, куда историки помещают Желтого императора, а следовательно, и его внука, "не было даже и намека на соединение всех пяти планет около Водолея, а после него такое событие осуществилось вполне лишь 9 февраля 1345 года и притом в очень эффектном виде" [544], т.6, с.54.Мы проверили вычисления Н.А.Морозова с помощью современных астрономических программ и нашли еще одно решение этого древнейшего китайского гороскопа: 15 февраля 1108 года НАШЕЙ ЭРЫ. Это решение оказалось даже лучше морозовского. Судите сами. Во-первых, все пять планет действительно собрались в тот день в Козероге и были отчетливо видны перед рассветом. Они взошли вместе со звездами альфа-бета Пегаса. Во-вторых, это было новолуние, т.е. действительно - первый день лунного месяца, как и сказано в китайских текстах. И наконец, это действительно произошло весной - в середине февраля. Кстати, еще одно очень хорошее решение этого гороскопа - 6 февраля 1524 года н.э. Остальные найденные нами решения оказались существенно хуже, чем указанные выше два очень хороших решения 1108 года и 1524 года. Либо схождение планет было слишком далеко от альфа-беты Пегаса, либо не все планеты были видны одновременно.Поэтому, вполне вероятно, что "внук Желтого императора" жил в XVI веке. Но уж - заведомо не в третьем тысячелетии до н.э., где решений у "первого китайского гороскопа" просто нет.Может возникнуть вопрос: а что же - до Н.А.Морозова - никто не датировал этот гороскоп, столь важный для древнейшей китайской истории? Датировали. Рассказ о том, как это делалось, поучителен. Приведем его, следуя Н.А.Морозову.<<А как же Байльи (Baily) вдруг "подтвердил" эту псевдокитайскую допотопную хронологию, говоря, что соединение пяти планет действительно было 20 февраля минус 2448 года? >> - пишет Н.А.Морозов - "Очень просто. Он допустил, что китайцы, еще за две тысячи четыреста сорок восемь лет до начала нашей эры предвосхитили неестественное средневековое астрологическое приравнение Солнца и Луны к планетам, как будто бы предвосхитили и Метонов 19-летний лунный цикл более чем за две тысячи лет до европейского Метона, но вдруг исключили из числа планет ДВЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ: ЮПИТЕРА И САТУРНА, заменив их Солнцем и Луною (!). И ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРОСТО. Так как геоцентрические сочетания Солнца, Луны, Меркурия, Венеры и Марса В ЛЮБОМ СОЗВЕЗДИИ ПРОИСХОДЯТ ПОЧТИ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15-17 ЛЕТ, то на протяжении 77 лет воображаемого царствования внука Желтого императора Байльи, выбросив из счета самые большие планеты, КОНЕЧНО И НАШЕЛ тотчас же подходящее для него сочетание малых" [544], т.6, с.50-52.Если ТАК "подтверждать" скалигеровскую хронологию, то китайскую историю безусловно следует отнести к числу наиболее "хорошо подтвержденных".Мы видим яркий пример того, что, стремясь подтвердить скалигеровскую историю Китая, некоторые ученые совершали, может быть невольно, или даже "из лучших побуждений", самый настоящий ПОДЛОГ.

 "ДРЕВНЕЙШИЙ" КИТАЙСКИЙ 60-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ, И КОГДА ОН ВОЗНИК.

В наше время многие знают об этом цикле и старательно следят за тем - какой сегодня год: Обезьяны, Свиньи, Петуха и т.п. Уважительно спрашивают друг у друга: Петух ты или Собака, предполагая тем самым, что соприкасаются с древнейшей мудростью седого Востока, который еще задолго до потопа обнаружил загадочные закономерности календаря, управляющие нашими судьбами. Особую прелесть этой теории придает, конечно, ее якобы невероятная древность.Предполагается, что исчисление по 60-летнему циклу было принято китайцами на самой заре их истории, во времена все того же известного Желтого императора - якобы в 2638 году до н.э. [544], т.6, с.43. Но 60-летний цикл хорошо известен в астрономии. Это приблизительный период соединений Юпитера и Сатурна. Таким соединениям в средние века действительно придавали очень большое значение. Н.А.Морозов выдвинул естественную гипотезу, что именно такие соединения и легли в основу "древнейшего" китайского 60-летнего цикла.Но 60-летний период в соединениях Юпитера и Сатурна ПРИБЛИЗИТЕЛЕН. Следовательно, мы получаем замечательную возможность датировать момент введения 60-летнего календарного цикла. В самом деле, с течением времени накапливается расхождение между астрономическими соединениями Юпитера с Сатурном и календарными началами шестидесятилетнего китайского цикла. Интересно посмотреть - КОГДА ОНИ СОВПАДАЛИ. Это и даст нам эпоху ВВЕДЕНИЯ такого цикла.Оказывается, что совпадения эти были ТОЛЬКО МЕЖДУ 1204 и 1623 ГОДАМИ НАШЕЙ ЭРЫ. Кстати, этот интервал времени в точности накрывает гороскоп Желтого императора: 1345 год н.э., см. выше.Итак, "ДРЕВНИЙ" КИТАЙСКИЙ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА Н.Э. Скорее всего - в XIV веке, то есть в эпоху Желтого императора Хуана-ИОАННА, или даже еще позже.

КОГДА КИТАЙЦЫ ИЗОБРЕЛИ ПОДЗОРНУЮ ТРУБУ.

Все мы думаем, что подзорная труба была изобретена Галилеем, или его непосредственными предшественниками, в XVII веке. Он додумался до революционной идеи - использовать оптические линзы для разглядывания удаленных объектов, в том числе планет и звезд. Изобретение произвело настоящую революцию во многих фундаментальных областях знания - в навигации, астрономии и т.п.Однако, оказывается, все мы глубоко заблуждаемся о времени открытия подзорной трубы. Якобы в VI веке ДО Н.Э., то есть в то время, когда многие европейские народы еще ютились в пещерах, в Китае подзорную трубу уже знали и широко ею пользовались.Это видно из древней китайской книги "Канонические стихи" (Ши-Цзин), которые были <<перередактированы, будто бы, еще великим мудрецом Конфуцием, жившим, - говорят нам - ... в минус шестом веке... Книга "Канонические стихи" считается современными китайскими учеными одной из пяти книг их древнего "Пятикнижия"...Первая часть этой книги, называемая "Высший Император", рассказывает о деяниях императора "Высшего" (Яо), взошедшего на престол в 41 году 5-го цикла... В параграфах 3-8 "Канонических Стихов" дана инструкция этого "Высшего Царя" его двум астрономам "Плану" и "Чертежу" (Хе и Хо).В первом из них, то есть в параграфе 3, он повелевает им: "Наблюдать небеса, вычислить календарь, устроить прибор, на котором были бы представлены 12 знаков зодиака и движения по ним Солнца и Луны"... В параграфе 8 император говорит своим астрономам: "План и Чертеж! Вы знаете, что год состоит из 366 дней! Установите промежуточные месяцы и сто церковных служб и все будет хорошо".А комментатор этого места прибавляет, что 366 дней есть лишь истинное время обращения всего неба, а длина солнечного года равна 365 и 1/4 дней. Отсюда заключают, что ЮЛИАНСКИЙ ГОД БЫЛ ОТКРЫТ В КИТАЕ ЕЩЕ КОНФУЦИЕМ... И ЧТО ПРЕЦЕССИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ГОДА БЫЛА ИЗВЕСТНА КИТАЙСКОМУ НАРОДУ ДАЖЕ И В ТО ВРЕМЯ (хотя и определена слишком большою)>> [544], т.6, с.57.Подчеркнем, что такой уровень астрономических знаний "древнейшего Китая" соответствовал бы уровню европейской астрономии эпохи XV-XVI веков НАШЕЙ ЭРЫ. Современных историков это почему-то не удивляет.На этом якобы древнейшие китайские открытия не заканчиваются.<<Вторая часть этих "Канонических стихов", называемая Покорный Император (Шун-Ди), сообщает о деяниях императора Покорного (наследника Высокого). Он приказал сделать инструмент, "ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ", ЧТОБЫ СЕМЬ ДВИЖУЩИХСЯ СВЕТИЛ "МОГЛИ БЫТЬ НАБЛЮДАЕМЫ ЕЖЕДНЕВНО". Отсюда как будто возможно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайцам еще за четыре тысячи лет до великого европейского ученого... Так почему же те, которые допускают, что и юлианский год, и армиллярная сфера, и равноденствие, и солнцестояние, и все остальное, было известно китайцам так давно, останавливаются перед этим последним шагом, и толкуют ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ как астрономический квадрант? >> [544], т.6, с.58.

Вывод. Такие тексты могли быть написаны, как нам кажется, НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ.Напомним здесь еще раз, что сохранившиеся китайские рукописи датируются как раз не ранее XVI-XVII веков.

Также можно почитать доказательства неверности китайских гороскопов (не методик определения характеров, а записей расположения звезд на небе в ту или иную дату) здесь - http://new.chronologia.org/volume5/mn_china.html

а также отчет о поездке в Китай http://new.chronologia.org/volume4/turin_china.html   Кандидата геолого-минералогических наук А.М. Тюрина

www.svetreiki.ru