Культура древней Греции 9. Культура древних греков
Культура Древней Греции 5
Культура Древней Греции
Введение Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть. История Эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков – дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая, богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлился несколько десятков лет, пока греческие племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории. Изрезанные бухты Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые сады и хлебные поля, которые приносили главные продукты питания: вино, оливковое масло и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали прекрасные, похожие на людей боги. Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались на достигнутом. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою. Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном. До сих пор современные историки и ученые проявляют очень большой интерес к истории этого государства. Основными целями данной работы являются: 1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой. 2. Рассмотреть деятельность выдающихся личностей Греции и показать их влияние на культурно-исторические процессы государства.
1. Мифология и религия Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять мировоззренческие основы эллинов. Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека. Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам. Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон. Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии. Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него. На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов. Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности. Греческие боги: ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб. ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони. АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона. Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым. ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин. ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага. ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос. АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны. АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево. АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук. АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки. ГЕРМЕС – вестник богов. ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс. АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб. ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела. ГЕБА – богиня юности. АМФИТРИТА – богиня моря. ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых. 2. Литература Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы, и в первую очередь в рождении эпической поэзии. Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт – крестьянин Геопсид и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов. ГЕСИОД жил в конце VIII – начале VII века до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки разучиваемых по записи текстов. В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами. Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода. Гениальный древнегреческий поэт ГОМЕР родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIII веке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах. Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XIX века Гомера считали вымышленным лицом и поверили в реальность его существование лишь после открытий Шлимана и Эванса. Но в античные времена, судя по высказываниям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений. Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям. О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомера считают автором этих двух шедевров эпической поэзии. Записаны они были в IX–VIII вв. до н.э., а до этого, видимо, существовали в виде отдельных устных сказаний. Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный жанр. Басня – это короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму – разуму. Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах. О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга о Ксанфе-философе, его рабе, или Похождения Эзопа» – одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки. 3. Архитектура Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия. Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА. Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические. Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V – начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй – главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией. Дорический ордер Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями, и круглой в плане подушкой с выпуклым криволинейным профилем, – предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состояла из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся капители колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы представлялись рудиментами торцов поперечных балок, а метопы – часто рельефными плитами, закрывавшими промежуток между триглифами. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли называлась фронтоном. Его поверхность украшалась рельефами, прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий. Ионический ордер Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте. Более стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху. Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, а капитель имела два изящных завитка. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз. Коринфский ордер Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа. Происхождение древнегреческого ордера Произошел он от деревянной стоечно-балочной конструкции, которая по археологическим данным к моменту создания ордеров играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно из рисунков прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. Например, триглифы изображают торцы деревянных балок перекрытия, а метопы – плиты, закрывавшие пространство между триглифами. 4. Античный храм Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов. По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя. Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень. Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре. В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. Греческий храм не был таким обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке. В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двухскатной крышей и небольшим внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части – портика. Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога. В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы: 1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми становились одна – две колонны. 2. Если колонны располагались перед одним из фасадов, то такой храм назывался простиль. 3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль. 4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном фасаде плюс одна колонна. 5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер. 6. Был и круглый храм – моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей. Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно – коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения. Античный храм – это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм – это еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений выступают в полном единстве с ясной и конкретно – чувственной наглядностью украшающих его скульптурных образов.
en.coolreferat.com
Культура Древней Греции - Википедия
Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии[1]. В числе её главных особенностей отмечают её глубоко общественный характер[2].
Мифология[ | ]
Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в 5-м столетии до н. э.
Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества (и одновременно философии) относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Мифология — это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры[3].
Происхождение богов[ | ]
Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться ещё в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. Одна из дочерей Урана — Афродита, что родилась из пены морской возле острова Кипр, богиня любви и красоты. По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев титанов в тартаре. Пока Уран спал, Кронос оскопил отца и стал царем всех богов. Сестра Кроноса — Афродита и ее племянники Посейдон, Аид, племянницы Гера, Деметра и Гестия — боги во главе с младшим из детей Кроноса и Реи — Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром. Анатолийская система верований о создании мира послужила основой развития восприятия героев мифов, претерпев необходимую логику повествования под пером многочисленных излогателей своего виденья: древнейшие боги как воплощения диких, непостижимых и стихийных, воплотились в титанах и гигантах, более человечные и по виду, и по поведенческой модели были провозглашены олимпийцами. Через хеттские заимствования древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.
Философия[ | ]
Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.
Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.
Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.
С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.
Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разреживаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.
Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.
В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.
Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.
Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.
Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.
Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.
В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.
Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.
Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.
Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.
Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет суть человеческого существа.
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.
С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.
В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.
С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………………………………………27
ВСТУПЛЕНИЕ
Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку.
Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия, полисы (города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов; наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи, статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.
Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками. ЗОДЧЕСТВО
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса, главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы.
Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.
Искусство вазописи
На протяжении XX-XIIвв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.
Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.
Литература
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.
В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.
Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XIIвв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается разгаданным.
После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом В велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.
Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.
ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"(XI-IX вв.)
Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.
Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой и островной Греции в течении так называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства.
Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко. Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец. Судя по всему, население Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы, которая в XII - первой половине XI в. еще оставалась основной всей греческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому, искать в том состоянии изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами металла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.
Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых ножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине XI в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.
Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается и в сфере культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах, {существовавших как микенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно с IX-VIII вв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки построек, вотивные статуэтки, даже керамика. Такую ситуацию, свидетельствующую о замирании религиозной жизни, археологи обнаруживают, в частности, в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе и в некоторых других местах. Исключение из общего правила составляет только Крит, где почитание богов в традиционных формах минойского ритуала, как кажется, не прерывалось на протяжении всего периода.
Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (вw XVII столетии) начиналось становление микенской цивилизации. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII - VI вв.)
ПИСЬМЕННОСТЬ
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.
Практически в это же время (вторая половина VIIIв.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.
ПОЭЗИЯ
Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.
Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью" [N.5].
Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать единую связнуюлетопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл,круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]
Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме "Труды и дни".
Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки).
В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.
Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению законам.
В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА
В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VIв. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета.
Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне несовершенные в художественном отношении образцы появляются приблизительно в середине VIIв. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.
Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VIв. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей.
www.coolreferat.com
Культура Древней Греции 5
Культура Древней Греции
Введение Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть. История Эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков – дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая, богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлился несколько десятков лет, пока греческие племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории. Изрезанные бухты Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые сады и хлебные поля, которые приносили главные продукты питания: вино, оливковое масло и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали прекрасные, похожие на людей боги. Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались на достигнутом. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою. Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном. До сих пор современные историки и ученые проявляют очень большой интерес к истории этого государства. Основными целями данной работы являются: 1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой. 2. Рассмотреть деятельность выдающихся личностей Греции и показать их влияние на культурно-исторические процессы государства.
1. Мифология и религия Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять мировоззренческие основы эллинов. Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека. Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам. Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон. Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии. Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него. На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов. Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности. Греческие боги: ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб. ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони. АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона. Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым. ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин. ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага. ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос. АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны. АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево. АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук. АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки. ГЕРМЕС – вестник богов. ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс. АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб. ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела. ГЕБА – богиня юности. АМФИТРИТА – богиня моря. ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых. 2. Литература Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы, и в первую очередь в рождении эпической поэзии. Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт – крестьянин Геопсид и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов. ГЕСИОД жил в конце VIII – начале VII века до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки разучиваемых по записи текстов. В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами. Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода. Гениальный древнегреческий поэт ГОМЕР родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIII веке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах. Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XIX века Гомера считали вымышленным лицом и поверили в реальность его существование лишь после открытий Шлимана и Эванса. Но в античные времена, судя по высказываниям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений. Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям. О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомера считают автором этих двух шедевров эпической поэзии. Записаны они были в IX–VIII вв. до н.э., а до этого, видимо, существовали в виде отдельных устных сказаний. Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный жанр. Басня – это короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму – разуму. Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах. О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга о Ксанфе-философе, его рабе, или Похождения Эзопа» – одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки. 3. Архитектура Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия. Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА. Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические. Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V – начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй – главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией. Дорический ордер Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями, и круглой в плане подушкой с выпуклым криволинейным профилем, – предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состояла из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся капители колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы представлялись рудиментами торцов поперечных балок, а метопы – часто рельефными плитами, закрывавшими промежуток между триглифами. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли называлась фронтоном. Его поверхность украшалась рельефами, прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий. Ионический ордер Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте. Более стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху. Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, а капитель имела два изящных завитка. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз. Коринфский ордер Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа. Происхождение древнегреческого ордера Произошел он от деревянной стоечно-балочной конструкции, которая по археологическим данным к моменту создания ордеров играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно из рисунков прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. Например, триглифы изображают торцы деревянных балок перекрытия, а метопы – плиты, закрывавшие пространство между триглифами. 4. Античный храм Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов. По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя. Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень. Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре. В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. Греческий храм не был таким обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке. В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двухскатной крышей и небольшим внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части – портика. Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога. В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы: 1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми становились одна – две колонны. 2. Если колонны располагались перед одним из фасадов, то такой храм назывался простиль. 3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль. 4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном фасаде плюс одна колонна. 5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер. 6. Был и круглый храм – моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей. Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно – коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения. Античный храм – это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм – это еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений выступают в полном единстве с ясной и конкретно – чувственной наглядностью украшающих его скульптурных образов.