Значение кошки в древнем Египте. Кошки древний египет
Значение кошки в древнем Египте
Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.
Кошки в истории Древнего Египта
Кошки Древнего ЕгиптаВ древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.
Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.
Культ кошки в древнем ЕгиптеСамым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.
Убийство кошки в Древнем Египте
Мумия кошки в Древнем ЕгиптеМногим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.Диодор Сицилийский писал:«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.
Процесс мумификации и погребения кошек в ЕгиптеКогда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.Тело кота бальзамировали. Диодор писал:«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».
www.colors.life
Поклонение кошке в Древнем Египте
Еще с давних времен кошка была домашней любимицей жителей страны пирамид. Она стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве, избавляя амбары от грызунов, тем самым предотвращая уничтожение и порчу урожая.
Культ кошки в Древнем Египте
Древние египтяне считали кошку божеством, отожествляя ее с образом богини Бастет (Баст), которая отображалась в виде статуи с женским телом и кошачьей головой. В Египте культ кошки был настолько возвышен, что за ее убийство приговаривали к смертной казни. И первыми на этом настаивали родственники убийцы. А все потому, что существовал большой страх быть наказанным за это богом Ра. Похороны питомца проходили очень пышно, при этом вместе с ним хоронили его любимые игрушки.
Помимо того, что животные были в каждой семье, существовал специальный храм, где священные кошки Египта жили в свое удовольствие и ни в чем не нуждались. Люди им поклонялись и молились. Ведь кошка была символом плодородия.
Кошки породы Мау
Статуэтки, картины, амулеты с изображением кота – отличный сувенир для туристов в Египте. Но никто не догадывается, какая порода мурлык стала образцом. А это – Мау, священная кошка Египта. Многие факты подтверждают то, что она была самой первой одомашненной из всех представителей ее вида. Благодаря усилиям княгини Трубецкой эту породу получилось сохранить до наших дней.
Представители Мау имеют небольшие размеры, что не мешает им быть отличными охотниками. В Древнем Египте они охотились даже за кроликами. Хорошо развитая мускулатура, непревзойденная гибкость и элегантность в движении делают внешний вид животного необычайно благородным. Отличительной чертой считается складка между телом и задней лапкой – это делает Мау превосходным бегуном, позволяя развить самую большую скорость среди котов.
Явным признаком породы является наличие узора «скарабей» – это «W» возле ушей и «M» на уровне глаз. Глаза у этих животных особенные. Большие и миндалевидные, они придают священной кошке Египта сходство с их самым верховным богом – Ра. В основном они цвета незрелого крыжовника, обведены черной линией, будто подводкой для глаз. До достижения полуторагодовалого возраста глаза могут иметь желтоватый оттенок, но с возрастом они обязательно меняют свой окрас. В противном случае порода не считается чистокровной.
Нормой считается серебристый, бронзовый или дымчатый окрас шерсти животного. Обязательным является наличие пятен. Что самое интересное – шерстка окрашена только сверху, ближе к коже она белого цвета. Хвост должен иметь кольца и темный кончик.
Мау очень игривы, дружелюбны. Они готовы играть круглосуточно и чем угодно. Активные, разговорчивые, ласковые коты будут идеальным другом для малыша. В этой породе очень развит материнский инстинкт, поэтому кошка никогда не обидит ребенка. Мау напоминают собак не только своей преданностью, но и способом выражения радости – кошка становится на задние лапы, слегка виляет хвостом.
Мау отличаются от остальных представителей кошачьего племени своим отношением к воде и водным процедурам. Они с удовольствием купаются и плавают. Очень любят нежиться в воде в жаркую погоду.
Сегодня отношение к кошкам в Египте немного изменилось. Они перестали быть обожествленными животными. Но любовь к ним, передаваемая из поколения в поколение, ощутима. Им посвящено большое количество картин, художественных произведений и кинофильмов.
Кошки в Древнем Египте - видео
kotolub.ru
Египетская кошка, богиня
Каким был культ кошки в Древнем Египте
В течение всей своей богатой истории Египтяне верили в великую силу животных, относились к ним с благоговейным трепетом, и почитали многих из них в качестве священных реликвий. В списке самых почитаемых животных на территории Древнего Египта, первое место занимала египетская богиня кошка. Нигде больше кошка не рассматривается так, как в Египте.
Культ кошек в истории Древнего Египта
В Древнем Египте был очень значительным культ богини - кошки Бастет (Баст), которая рассматривалась, как олицетворение солнечного и лунного света. Богиня изображается в виде девы с головой кошки или львицы. Бастет является дочерью Осириса и Исиды.
Для справки. Преданные египтяне молились этой богине, прося у нее здоровья и счастья, радости и жизненной силы. В ее честь, почитались все без исключения кошки, их мумифицировали и неподалеку клали мышей, чтобы у кошки в загробной жизни было что-нибудь поесть и весело провести время.
Культ кошек установился в древнейший период египетской истории и продолжался до 1 года до н.э. Религиозным центром поклонения был город Бубастиса, где, согласно греческому историку Геродоту, располагался самый красивый храм в Египте, посвященный Бастет.
В главном святилище стояла огромная египетская богиня кошка, в виде статуи:
Философы и историки Геродот и Диодор в своих древнейших трудах писали о проведении, по 7 раз за год обширных празднований, посвященных Божественной кошке.
Тысячи и тысячи священников собирались в назначенный день в храме Бубастиса, а затем торжество переносилось за его пределы.
Например, во время ежегодных весенних фестивалей статуи выносили из храма и торжественно перевозили на лодке вдоль берегов Нила. В тех местах и разводили этих священных животных. О данном факте говорят оставшиеся мумии кошек, которые сохранились до сегодняшнего дня.
Кошка богиня, Баст
Ее называли Богиней Солнца, радости и веселья. В ней египтяне видели тепло, и считали ее всевидящей, одной из стражников Бога Ра (главного Бога в Египетской мифологии, Бога Ясного Солнца).
Кроме этого она воплощает в себе все женские и материнские качества:
Грацию.
Красоту.
Доброту.
Заботу.
Для справки. Богиня египетская кошка статуэтка изображается в женском образе, но с кошачьей головой. В своей правой руке она держала музыкальный инструмент, а в левой зеркало. У ног богини Баст сидят котята – символизирующие плодородие.
Изображались такие египетские кошки, одетыми в зеленый халат. Духовная связь и вера в силы, которыми обладала Богиня Баст, гарантировало женщине легкие роды и радость материнства. Таким образом, женщина- кошка была возведена в ранг национального божества.
Воплощение Богини Бастет
Фото богини с львиной головой
У Богини Бастет есть 2 способа физического самовыражения:
Женщина, имеющая кошачью голову, о которой выше была рассказано, и символизировала она доброе начало.
Женщина с головой львицы, которая символизировала ее агрессивно настроенную природу.
Посланниками самой Бастет на земле, в частности, в Египте, стали священные черные кошки. Изображение черного кота красовалось на домах египетских врачей, которые таким образом отмечали свою профессию.
До наших дней дошли многочисленные изображения и фигурки кошек, которых украшали всевозможными драгоценностями и ценностно-значимыми для Египтян, символами. Например, восход Солнца олицетворял жук-скарабей, который должен был присутствовать на груди у животных.
Домашние кошки Египта
Предположительно, одомашнивание кошек состоялось на территории Египта в период III тысячелетия до нашей эры. Питаясь мелкими грызунами, они охраняли амбары, где египтяне держали жизненно важные для этой аграрной страны припасы, в первую очередь, пшеницу.
Охота на крыс, которую вели кошки, позволяла устранить источник серьезных заболеваний, как, например, чума.
Для справки. Но особенно почитали кошек за то, что те охотились на змей, таких как рогатых гадюк, которые буквально окружали жителей Египта постоянным страхом оказаться укушенным ими. Благодаря кошкам, которые поселялись в домах, их окрестности практически сразу же становились безопаснее.
В начале исторического периода под названием Возрождение, Египет превратился в могучую державу. Основу этой власти составляли запасы зерна. В то время они были заполнены до отказа, и страна могла безопасно пережить возможное затопление прибрежных районов Нила.
Но одно дело собрать урожай и уложить его в хранилище, а другое – сохранить до следующего года. Вот тут-то и настал звездный час кошек, которые великолепно справлялись с задачей истребления грызунов.
Практическая значимость кошек в Древнем Египте была настолько велика, что в этот период кот начал рассматривать в качестве священного животного. Египтяне поклонялись кошкам, считая их существами, способными воплотить в себе образы богов.
Именно в виде большого и сильного кота Древние Египтяне, в отдельные периоды, изображали Бога солнца Ра, который победил Апофиса, змея тьмы. Иногда его еще называют Великий Кот Ра. Его борьба со змеем тьмы стала сюжетом для многих полотен. В частности, художники изображают эту картину следующим образом: одна лапа кошки давит на голову змея, а в ее другой руке находится нож.
Египетская кошка Мау
История Египетской кошки Мау
Египетские кошки были популярны не только в древности, со временем их слава прогремела на весь мир, и теперь во многих домах России можно встретить представителя священной кошачьей династии.
Таковыми являются:
Египетский сфинкс кошка, который больше известен под названием «лысая кошка»,
Короткошерстная египетская кошка Мау.
Истинная представительница этой породы имеет рисунок в виде буквы «М», расположенный прямо над ее глазками. Помимо этого, на уровне ушей, в направлении затылка можно разглядеть знак W, который символизирует скарабея.
Эта кошка, выведенная много тысячелетий назад, обязательно должна иметь легкий «макияж», который включает в себя:
2 линии, словно стрелки под глазами, которые уходят на скулы.
Окрашены они могут быть в разные цвета, от дымчатого до бронзового и серебристого. Самым распространенным является серебряный, а вот дымчатых котов Мау встретить удается крайне редко.
Форма глаз короткошерстых Мау - миндалевидная, цвета - крыжовника (зеленые).
Для справки. Серебристая Египетская кошка Мау, в качестве основного тона, имеет вариации от светло-серого до серого. А вот узорчатый орнамент отличается темно-серым и черным цветами, с высокой долей контраста. Окрас ушей - розовато-серый, на кончиках темный. Шея и подбородок, а также вокруг глаз у нее имеется белая шерсть. А сама окантовка глаз, кончик носа и уголки рта черные.
Кошка мау бронзового окраса имеет основной тон от темно-коричневого, на спинке, который затем, становится все светлее и светлее, которым отличается шерстка на животике. Рисунок на шкурке нарисован темно-коричневым цветом. Волос на подбородке и вокруг глаз имеет кремовый цвет.
Самым контрастным окрасом отличаются редкие дымчатые мау, хотя еще реже рождаются черные мау. Не чаще можно встретить мраморную египетскую мау, которые считаются дикими. Смотрите документальное видео о символике кошек в Египте.
pracivilization.com
КОШКИ - все о кошках: история кошки. Кошка в Древнем Египте. Cat in the Ancient Egypt
"О чудесная кошка, дарованная навеки."Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Нигде кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Это был золотой век в истории кошки - человек ее обожествлял и ей поклонялся. Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до н.э. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
Существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет . А в Саккаре в ее честь был воздвигнут храм – Бубастеон. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Также кошка была связанна с богиней Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.В храмах кошки жили, питаясь самой лучшей пищей, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Уход за ними считался особо почетным делом, переходящим от отца к сыну. За кошками внимательно присматривали жрецы, которые ждали, когда богиня что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, брили головы. Тело кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.В результате раскопок, проводившихся археологами в 1860 году неподалеку от города Бени Хасана, Египет, были обнаружены доказательства проявления любви и заботы хозяев к своим питомцам в виде кладбища, на котором покоились 180 тысяч кошек: большинство из них были погребены в богато украшенные драгоценными камнями ящички из золота и серебра.Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э.При пожаре египтянин был обязан сначала вынести кошку и лишь после этого приступить к тушению огня. Смерть священного животного очень тяжело переживали.Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни. О несчастном римлянине, по незнанию убившем кошку, рассказывает Диодор Сицилийский: в сложные для Египта времена, когда над страной нависла угроза вторжения римских завоевателей, фараон Птолемей XII Авлет, отец Клеопатры, оказался не в силах спасти римлянина, случайно убившего кошку, от самосуда своих разгневанных подданных. Насильственная смерть священного животного каралась столь строго, что даже сам фараон был не властен обойти закон.Поклонение кошке в Египте было весьма велико. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия (современный Порт-Саид) войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о культе кошек и повелел каждому впереди идущему солдату нести кошку, так чтобы она хорошо была видна. Когда армия персов двинулась вперед, защищенная живыми щитам, фараон Псамметих III не осмелился рисковать жизнями кошек и египтяне, не имея возможности использовать копья и стрелы, сдались без боя. Так Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. Египетские кошки не утратили своего божественного статуса до завоевания страны греками, а затем римлянами и впоследствии распространились на территориях империй Дария, Александра Македонского и Цезаря.В Египте кошки были приручены, по меньшей мере, за тысячу лет до того, как они появились в других странах. Их распространению за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывезти кошку из Древнего Египта, т.е. похитить ее у фараона, значило совершить преступление, наказуемое смертью. Когда египетские путешественники находили в других странах домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы привезти обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали. Финикийцы, ведущие торговлю с Египтом, понимая что кошки являются ценным товаром, тайно вывозили их из Египта и продавали их богачам и правителям в других странах. Таким образом домашние кошки впервые появились на финикийских торговых путях, распространившись позже по всему миру. Они были завезены в Грецию в 500 г. до н.э., в Индию - в Европу кошки попали гораздо позже. Первые домашние кошки появились в Италии и Швейцарии лишь спустя несколько столетий после Рождества Христова. Около 1500 г. до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму (Мьянму), Сиам (Таиланд) и Китай. Однако, вплоть до начала нашего тысячелетия кошка оставалась редким зверем.Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались "утчат" и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
cat-kotolog2010.narod.ru
Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?
Статуэтка кошки
Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.
Египетские кошки
Сервал
Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.
Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.
Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.
Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.
Кошки в повседневной жизни
Мумия кошки (Музей Лувр)
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).
Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.
Кошки в египетской мифологии
Статуя египетской богини Баст с головой кошки
Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.
Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.
С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].
Бубаст и культ кошек
Ра в образе кота, убивающего змея Апопа
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.
Упадок культа кошек
Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.
См. также
Примечания
↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
↑ Геродот, История, книга II, XLVI
Ссылки
dvc.academic.ru
Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?
Статуэтка кошки
Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.
Египетские кошки
Сервал
Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.
Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.
Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.
Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.
Кошки в повседневной жизни
Мумия кошки (Музей Лувр)
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).
Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.
Кошки в египетской мифологии
Статуя египетской богини Баст с головой кошки
Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.
Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.
С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].
Бубаст и культ кошек
Ра в образе кота, убивающего змея Апопа
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.
Упадок культа кошек
Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.
См. также
Примечания
↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
↑ Геродот, История, книга II, XLVI
Ссылки
dic.academic.ru
Священная кошка Египта. | Рыжий кот
В этих краях она считалась священным животным, и оказалось, что символизирует кошка в Египте важность и власть своих хозяев, а об отношении к божеству этого животного уже никто и не сомневался. Если в доме жила кошка, то это был дом только богатых и значимых в государстве людей. Если же она погибала, или умирала собственной смертью, то в семье оглашался траур, и её со всеми почестями сопровождали в другой мир все, без исключения, жители дома.
Очень интересен тот факт, что до того, как обычные домашние кошки появились в домах своих хозяев, Египтяне пробовали изъять у природы больших хищных кошек, и тоже сделать их своими божествами, но те на такую роль не сгодились. И после этого, священная кошка Египта, как и должно было быть, стала одной, хоть и маленькой, важной хозяйкой в домах Египтян.Такая слепая любовь этого народа к кошкам, в итоге привела к большим бедам, поскольку враги поняли, насколько важно им это животное. Противники проникали в города с кошками в руках, и без каких-либо усилий уничтожали все вокруг себя. Так священная кошка великого Египта оказала громадное влияние на его историю!Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Хотели бы Вы жить в древнем Египте, чтобы Ваш рыжий кот считался священным животным или это не по душе? Каждая эпоха хороша по-своему? И вам больше по вкусу думать о том, как встречать Новый год Лошади, как красиво одеться и какие подарки подарить своим любимым людям и не обделить при этом своего чудного котика? 🙂
Так что, теперь вы знаете, как же непросты наши милые котики, которые у нас выполняют всего лишь роль любимых домашних питомцев, которые греют сердце и душу! В Египте кошка была священным животным! Может быть, не так все просто здесь на самом деле?
Как знать, может быть, египтянам было известно все то, что скрыто от наших глаз и органов чувств?
Почему они объявили кошку священным животным? Только ли вопрос поклонения богам здесь был или же содержался некий практический или же инопланетный смысл, кто знает, что там на самом деле побуждало их?
В любом случае, хорошо, что кошки есть в нашей жизни, правда же?))