Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!! Наний спасибооо !! Кластер древние памятники казахстана
Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!!...
На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы. Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.
В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость». .
Оцени ответ
napyaterku.com
Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!! Наний спасибооо !! - Русский язык
На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы. Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.
strinfo.ru
Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!! Наний спасибооо !! - Русский язык
На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы. Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.
09mog.ru
Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!! Наний спасибооо !!
Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!! Наний спасибооо !!
На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы. Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.
В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость». .
otvetytut.com
Решение Кластер на тему древние памятники казахстана Срочноо!!!!!...
На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы. Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.
В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость». .
Оцени ответ
1000melocey.ru
"Географические исследования казахской земли в древности"
8 класс
Тема: «Географические исследования казахской земли в древности»
Цель урока: формирование у учащихся первоначальных сведений о казахской земле; формирование общих сведений о земле Казахстана в древности; развитие умения самостоятельно анализировать маршруты древних карт; воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Казахстана, карты атласы.
Межпредметные связи: история.
1)Подготовительный этап.
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2)Этап передачи новых знаний
На территории Казахстана человек обитает с доисторических времен. Доказательством этого являются древние стоянки эпохи палеолита, которые были обнаружены в горах Каратау, в устье Волги, в степях Бетпакдалы, вдоль побережий Буктырмы.
В бронзовом веке в Казахстане получила развитие медная и бронзовая металлургия на Алтае, в Каратау, в Жезказгане.
- Какое наследие культуры сакских племен, является доказательством того, что на территории Казахстана были широко распространены изделия из золота? ответы учащихся: «Золотой человек»
Первые, отрывочные сведения о природе, городах Казахстана, народах и их хозяйственной деятельности встречаются в трудах античных историков.
Работа с тексом учебника (индивидуальная работа)
Заполни таблицу
Античный исследователь
Период исследования
Достижения, труды
Геродот
5 век до н.э.
«История». Описал Каспийское море как замкнутый водоем, не связанный ни с каким морем. Правильно обозначил конфигурацию с характерной растянутостью с севера на юг. Отметил, что к востоку от моря находятся бескрайние степи, река Урал (Жайык), каменистые земли – Общий Сырт, высокие горы – Уральские.
Страбон
63 г. до н.э.- 24 г. н.э
Считал Каспийское море не замкнутым бассейном, а заливом Северного океана. Аральское море ошибочно считал заливом Каспия – «Скифским заливом»; дал достоверную информацию о реках Сырдария и Амудария.
Птолемей
90-160 г. н.э
Использовал картографический метод, т.е. Изучал новые территории по географическим картам. Труд «География». Как и Геродот считал, что Каспийское море замкнутый бассейн, неправильно обозначил его конфигурацию. Считал, что Амудария и Сырдария впадают в Каспийское море.. Нанес на карту Аральское море.
Чжан Цянь, Сюань Цзан
Конец 2 века
О природе Жетысу, нравах и жизни местного населения – усуней, о реках Аксу, Шу, Талас. Составили карту ЦА. В нее были включены Жетысу, долины рек Сырдария, Талас
Проверка таблицы.
Вывод: сведения о территории Казахстана появились еще в глубокой древности.
Казахстан в течении своей многовековой истории представлял собой зону активных контактов между Востоком и Западом. По его территории проходил знаменитый трансконтинентальный путь древности и средневековья, один из исторических памятников человеческой цивилизации.
- О каком пути идет речь? ответы учащихся: ВШП
Составить кластер «Направления Шелкового пути» (работа в парах)
Проверка кластера.
Работа с картой «Великий Шелковый путь: древние города и памятники на территории Казахстана» (работа в группах)
Найти, рассказать и показать на карте:
1 группа – Орхонские памятники, города Тараз и Кулан
2 группа – мавзолей Алаша-хана, города Отырар, Койлык
3 группа – мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, город Бозок
4 группа – памятник «Коркыт ата», город Саудакент
Выступление групп.
Вывод: Великий Шелковый путь оставил после себя культурное наследие, которое чтят и оберегают на казахской земле и по сей день.
Закрепление
Нанести на контурную карту Казахстана маршрут Великого шелкового пути
Домашнее задание - § 5, сделать презентацию «Города Великого Шелкового пути», кластер «Исторические памятники на Великом Шелковом пути» или «Города на ВШП» (на выбор любое)
Выставление оценок
compedu.ru
Взгляд в будущее | Новостной портал Казахстана Литер
В Жамбылской области ищут пути развития туристического кластера
В программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится о реализации проекта «Сакральная география Казахстана». Как известно, в связи с этим созданы рабочие группы, в состав которых вошли известные ученые-краеведы.
На днях был презентован список «100 сакральных мест Казахстана», разработанный Национальным музеем РК. В него вошли все значимые культурно-исторические объекты страны, в том числе семь из них представляют Жамбылскую область. Это весьма актуально для региона, который работает над развитием туристического кластера.
Парк древнего периода
Впервые о создании туристического кластера в Жамбылской области заговорили еще лет пятнадцать назад. С тех пор, конечно, удалось выполнить немало задач: были построены туристические объекты, подведена соответствующая инфраструктура, в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО попали пять объектов. Вот только при всем этом нет главного – притока туристов.
Между тем древняя земля Тараза богата на архитектурные памятники старины. В Жамбылской области много знаковых объектов, которые смело можно назвать достоянием народа. Мавзолеи Карахана, Айша биби, Даутбека, Тектурмас, Байзак батыра, дворцовый комплекс Акыртас, бани Кали Юнуса, многочисленные древние городища – это далеко не полный перечень памятников древнего города.
Ежегодно областной бюджет выделяет на их содержание, а также на развитие инфраструктуры значительные средства. В результате памятники удается поддерживать в достаточно хорошем виде.
А по-другому нельзя. К примеру, мавзолеи Карахана и Айша биби, вошедшие в список сакральных объектов, неразрывно связаны между собой легендой о любви правителя Тараза и молодой девушки, в честь которых и воздвигли уникальные сооружения. Их посещают сотни паломников, которые отдают дань уважения святым духам, читают суры Корана, получают бата от местных смотрителей. Естественно, такие объекты нужно поддерживать в надлежащем виде.
Недавно на туристической карте региона появился новый объект – археологический парк «Древний Тараз». Для этого местные власти пошли на беспрецедентный шаг – перенесли территорию огромного центрального рынка на окраину города, освободив местность для проведения археологических раскопок. Можно сказать, что результаты стали ошеломительными. Были обнаружены остатки древних строений – городской рабат, зороастрийский храм, мечеть, стены крепости, целая водопроводная система, кварталы и так далее.
Ученые-археологи дважды сообщали об уникальных находках. В первый раз было обнаружено много ювелирных изделий, в том числе золотая монета. А недавно обнаружен кувшин с уникальными изделиями. В нем найдены серебряные обереги, тумары, украшения, которые станут достойным дополнением экспонатов местного музея. Здесь уже собрано около 2000 уникальных артефактов. Другие находки отправляются в областной музей либо специалистам на реставрацию.
Этот объект также вошел в список сакральных мест. Жамбылцы с удовольствием посещают его. Здесь можно ознакомиться с музеем под открытым небом, а в случае надобности отдохнуть на скамейках у разбитых цветников. К услугам посетителей имеется и смотровая башня, откуда открывается прекрасный обзор на всю территорию раскопок. Здесь же построен Дом дружбы, где разместилась областная Ассамблея народа Казахстана.
Отметим, что объект дважды посещал Президент страны Нурсултан Назарбаев, который отмечал важность сохранения историко-культурных ценностей.
Как сообщают в городском акимате, в следующем году в эксплуатацию планируется сдать огромный торгово-развлекательный центр «Март». Он также может привлечь потенциальных туристов. По замыслу организаторов проекта, данное здание должно по площади превзойти такие известные аналоги, как «Мега-центры» в Алматы и Шымкенте. Здесь также будут располагаться торговые бутики, развлекательные аттракционы, супермаркеты, финансовые центры. То есть приезжая сюда погулять и отдохнуть, туристы наверняка заинтересуются расположенным рядом археологическим парком.
Это наша история
Среди археологических и архитектурных памятников сакрального списка значатся тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, а также дворцовый комплекс Акыртас.
Тюркский культово-мемориальный комплекс в долине реки Шу представляет собой ритуальные ограды с каменными статуями знатных персон, поставленных в степи, в местах молений и ритуалов. Сакральные земли маркировались священными символами – образами великих предков, высеченных в камне, тамгами, алтарями, наскальными рисунками, выбитыми на камне надписями.
Об Акыртасе мы уже не раз рассказывали. Предназначение данного объекта, представляющего из себя остатки неведомого здания, до сих пор доподлинно неизвестно. Среди наиболее популярных версий – Акыртас был недостроенным дворцом древнего правителя, который не успел воздвигнуть крепость ввиду начавшейся войны либо внезапной смерти.
Как бы то ни было, дворцовый комплекс до сих пор обрастает фантастическими слухами. Он является местом паломничества экстрасенсов, которые якобы видят здесь духов предков.
В числе сакральных определено место знаменитой Анракайской битвы, которая, по одной из версий, произошла в степях нынешнего Мойынкумского района. Это предполагаемое легендарное сражение 1729 года в серии казахско-джунгарских войн. Согласно данным историков, казахское ополчение в 25–30 тысяч конников, подкрепив своих коней в песках Мойынкумов и в долинах рек, вышло в район гор Хантау в 120 км к югу от озера Балхаш, где было остановлено пограничным джунгарским отрядом. В течение сорока дней длилась битва, в которой участвовали все известные батыры казахской земли, бии, султаны, родоначальники всех трех жузов.
В сакральный список вошли также комплекс Тектурмас (ХІV в.) и мавзолей Бабаджи-хатун (Х–ХІ вв.)
Отметим, что недавно пять объектов Жамбылской области включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо Акыртаса, это городища Кулан, Костобе, Актобе и Орнек. Словом, в регионе не случайно развивается туристический кластер.
Проблемы и перспективы
Но вот тут-то и стоит вопрос: как к этим объектам привлечь туристов? Ведь даже после прошедшей в Астане специализированной международной выставки «ЭКСПО-2017» потока туристов не наблюдается. В чем же дело?
Руководитель областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Карлыгаш Аралбекова считает, что здесь существуют объективные факторы. К примеру, в регионе построено достаточно гостиниц – 146, но заполнены они лишь на 15,6%. Возможно, требуется информационная поддержка. Ведь многие гостиницы получили международные сертификаты, а одна из них – «Арай Плаза» – является пятизвездочной.
– Туристы в основном посещают традиционные объекты – мавзолеи Айша-биби, Карахана, монумент к 550-летию Казахского ханства, а также ряд других, – рассказывает она. – Чаще всего к нам приезжают гости из Астаны, Алматинской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областей, а также Западного Казахстана. Но их интересы в основном ограничиваются паломничеством. Лишь около 15–20% туристов – это иностранцы, которые приезжают из Кыргызстана, Узбекистана, России, Китая. Да, нужны какие-то креативные подходы. Только благодаря этому удастся повысить интерес к туристической сфере региона.
Определенные надежды в связи с этим возлагаются на разработку концепции развития туризма, которая будет рассчитана на 2018–2022 годы. Аналогичный документ уже существует на республиканском уровне, согласно которому Жамбылская область вошла в кластер «Возрождение Великого шелкового пути». Но пока здесь существуют реальные проблемы, о чем в свой недавний визит в Тараз говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» в регионе не разработан ни один проект.
Однако уже сегодня есть определенные подвижки. Визит главы региона Карима Кокрекбаева в Китайскую Народную Республику, в частности, в провинцию Шэньси, которая считается началом, отправной точкой Великого шелкового пути, преследует цель наладить экономическое и культурное сотрудничество с регионами Китая.
В связи с этим много говорят в области и об идее возрождения шелководства, которое, если верить историческим документам, существовало еще во времена древнего Тараза.
– Реализация данного проекта может стимулировать развитие промышленного туризма и вовлечь в производство неработающую часть населения, – считает Карлыгаш Аралбекова. – Любой человек может посадить тутовник на своем участке, собирать урожай и сдавать его на завод. В данное время центр обслуживания инвесторов при нашем управлении разрабатывает бизнес-план по данному проекту. После этого будет привлечен инвестор.
Кластер ждет
Аким области Карим Кокрекбаев на недавнем совещании поручил развивать все виды туризма – культурно-познавательный, экологический, экстремальный, историко-археологический, деловой, оздоровительный и так далее. По его мнению, необходимо использовать все имеющиеся ресурсы. Ведь в регионе расположены четыре государственных природных заповедника. Каждый из них является уникальным.
Например, на территории Аксу-Жабаглынского заказника можно встретить не только медведей, но и символ Казахстана – барса. Не говоря уже о красотах горных массивов. В данное время разрабатывается проект по строительству горнолыжной базы в ущелье Коксай. Это красивейшее место уже давно планируется сделать местом отдыха жамбылцев и гостей региона. Безусловно, реализация данного проекта привлечет туристов не только в зимний период, когда здесь можно будет кататься на лыжах, но и в летний. Ведь здесь планируется разбить детский лагерь, построить канатную дорогу, с высоты которой можно будет оглядеть красоты каньона.
Заметную роль во всем этом должны сыграть туристические фирмы. Сегодня их в области 44. Правда, пока они сосредоточены на продаже железнодорожных и авиабилетов, организации выездов в зарубежные страны. Внутренним туризмом занимаются единицы.
Аким считает, что необходимо переломить эту ситуацию. В регионе много объектов, которые могут стать основами туристического кластера.
Помимо перечисленных, это недавно отреставрированный караван-сарай Торткуль, относящийся к XI-XIII векам. Проведена музеефикация данного объекта. Он также введен в обзор на экскурсию по городу.
Построены автомобильные дороги к дворцовому комплексу Акыртас, на что из областного бюджета было выделено 354 млн тенге. Получил дорогу и туристический комплекс «Тау самал», на что было направлено 180 млн тенге. Большие надежды в акимате возлагают на информационный центр «ТаразТуризм». По замыслу разработчиков проекта, веб-сайт данного центра должен привлекать десятки тысяч потенциальных туристов со всего мира. Изучая регион и уникальные исторические объекты, иностранцы могут сделать выбор в пользу поездки в Жамбылскую область.
В регионе будут продолжены реставрационные работы по памятникам, а также целому ряду городищ. Планируется улучшить состояние других мест паломничества – родника Аулиебастау, турбазы «Шаушен» и других сакральных мест.
При этом областной акимат готов финансировать развитие кластера солидными вливаниями. Их объем и сроки будут определены в ближайшее время, когда окончательно утвердят концепцию развития регионального туризма.