ОПУБЛИКОВАНА КАРТА КАЗАХСТАНА 1638 ГОДА. Карта древнего казахстана
В Ватикане обнаружены уникальные исторические карты Казахстана и Средней Азии
Рафис Абазов, профессор Колумбийского университета, в эксклюзивном интервью для нашего портала рассказал об исторической ценности и беспрецедентности карт, обнаруженных в Ватикане.
«Проект был задуман еще в прошлом году. Подготовительный процесс шел почти десять месяцев. Нас интересовали особенности взаимоотношений западной и восточной цивилизаций. Конкретизируя, мы хотели посмотреть, какие художественные образы используются на Западе при описании восточного общества, и в первую очередь Казахстана, также особенности восприятия Римской империей и государствами, существовавшими на территории Италии до XIX века, предков казахов и народов, населявших современную территорию республики.
В реализации проекта большую помощь мне оказал бывший ректор Академии искусств им. Т.К. Жургенова Арыстанбек Мухамедулы и проректор по научной работе Андрей Хазбулатов. Мы решили не абстрактно говорить о Западной цивилизации, а конкретно о Риме и Ватикане. Нам повезло, что в нашей команде был выходец из Италии, президент Ассоциации Данте Алигьери», - рассказывает профессор.
«Фильм «Код Давинчи», оказывается, не вымысел, - шутит Рафис Абазов. - Действительно, общаться и налаживать контакты в Риме невероятно сложно. Полгода мы ждали отклика и разрешения из Ватикана, и в конце концов, в апреле этого года, пройдя серию интервью с директором архивов, мы получили доступ к материалам.
Мы работали в архивах ордена иезуитов, в секретных архивах, библиотеке и музее Ватикана, в музеях Рима. В архивах ордена иезуитов мы обнаружили шесть карт, которые отражают то, как воспринимает Западный мир Азию. Также мы нашли шесть документов, среди которых и письмо Папы Римского одному из тюркских ханов. Сейчас мы работаем над расшифровкой этого документа и установлением личности хана. Необходимо перевести документ со старолатинской вязи на латинскую, а потом уже на казахский и русский языки. Также мы нашли несколько интересных, как мы считаем, отображений тюркского мира в римском искусстве».
Историческая ценность находки
«Во-первых, сейчас проводится экспертиза карт. И если подтвердится, что это совершенно новые карты для историков Казахстана, тогда мы введем в научный оборот новый исторический документ, который принесет в изучение истории Казахстана новые факты. До сих пор история казахов изучается по персидским, китайским и российским источникам. А эти карты - свидетельства из Западной Европы, позволяющие сбалансировать понимание истории казахской государственности.
Во-вторых, благодаря картам, мы можем изучать топонимы, то есть названия поселений, городов, караван-сараев, государств, что тоже позволяет вносить новые штрихи в изучение истории Казахстана.
Третий момент, мы имеем возможность по-новому взглянуть на раннюю казахскую государственность. Когда говорят о связях казахов с западной цивилизацией, обычно упоминают только два имени: Марко Поло и Джованни Плано Карпини. Но сейчас благодаря работе в библиотеках и архивах Ватикана мы обнаружили еще двенадцать имен выходцев из Генуи, Рима и Ватикана, которые путешествовали через Центральную Азию и в частности через Чуйскую долину», - суммирует важность найденных карт исследователь.
У нас появилась гипотеза
«Всем известно, что западные путешественники и исследователи бывали на территории, которая вошла в состав современного Казахстана. Однако это был внешний взгляд на историю и культуру народов, населявших эту территорию, - считает профессор Абазов.
Мы знаем только одно имя казаха, который внес огромный вклад в науку Запада о понимании культуры и исторических особенностях казахского народа. Это был Чокан Валиханов. В связи с этим, мы считаем, что гораздо раньше Валиханова, приблизительно в XVI-XVIIвв., может быть в XVIII веке, предок казахов или представитель одного из народов, населявших Казахстан, оказался на Западе и оказал влияние на просвещение западных умов о восточной цивилизации, то есть таким образом Восток просвещал Запад о своей культуре, географии и своем развитии».
О картах
«Только одна из найденных нами карт имеет дату, она отражает географию Центральной Азии V-VI вв. Однако мы думаем, что по верху этой карты в XV-XVI вв., а возможно, и позже, нанесли новые географические топонимы. Древность этой карты подтверждается тем, что ученые-историки многие века не знали, что Каспийское и Аральское море - это не единое целое, а здесь на карте они нанесены как одно море. Также карты содержат тюркские топонимы, распространившиеся далеко за пределы современного Казахстана. Скорее всего, на основании этой карты формировались исторические миссии из Рима и Ватикана в Центральную Евразию, а возможно, и дальше. Однако пока это лишь гипотезы, требуется глубокое исследование и осмысление.
Вторая карта ценна тем, что показывает гораздо большее количество поселений и городов на территории древнего Казахстана, нежели принято считать. Эта карта датирована 1654 годом. В целом карты говорят о налаженных прочных связях казахских племен с Южной Азией.
Третья карта хранит информацию о времени своего создания. Она была подготовлена французской Академией наук в XVIII веке. Однако то, что изображено на ней, относится к гораздо более раннему периоду политической истории Центральной Азии и Казахстана.
Также в Ватикане я сделал фотографию уникального древнего барельефа. На нем изображен волк. Этот символ можно найти у многих тюркских народов, возможно, он пришел вместе с гуннами. Интересно, как Западная культура отражала Восток. На Западе существует романтизация гуннов. То есть, когда Аттила подошел к воротам Рима, он развернулся и ушел, хотя у него были все возможности уничтожить город. А вестготы сожгли его и положили конец Римской цивилизации», - рассказывает профессор.
Мнение эксперта
Б.Г. Аяган, директор Института истории государства: «Ватикан для нас является terra inkognita, закрытой территорией. Рафис Абазов проник в анналы Ватикана и разыскал средневековые карты, представляющие большой научный интерес. Они имеют отношение непосредственно к Казахстану и в целом Средней Азии. Конечно, необходима дальнейшая тщательная экспертиза».
Выходченко Людмила
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
«Тарих» - История Казахстана - школьникам | Исторические вехи | Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Использованные источники:
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.1. От эпохи палеолита до монгольского нашествия. — Алматы: РОНД, 2001; Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004;
Великие битвы кочевников. — Алматы: Адамар, 2007;
Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству. — Алматы: Ғылым, 1998;
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.2. От эпохи Золотой Орды до середины девятнадцатого века. — Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2005;
Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. — Алматы: Аруна, 2002;
Бейсенова А. С. И др. Атлас географии Казахстана. — Алматы: Глобус, 2004;
Бегалин К. Ханы Золотой Орды. Серия «Отан тарихы». — Алматы: Адамар, 2007;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.2;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.3;
Казахская ССР. 4-томная краткая энциклопедия. — Алма-Ата: Гл. ред. каз. сов. энцикл. — Т.1. — 1985;
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т.: Т.3. — Алматы: Атамұра, 2000;
Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстан. — Алматы: БОРКИ, 1999;
Атлас истории Казахстана. Ч.1: С древнейших времен да XIV в. — Астана: Акрол, 2000;
Кұзембайүлы А., Әбіл Е. История Республики Казахстан. — Астана: Фолиант, 2001.
Вся литература имеется в фонде ГДБ им. С. Бегалина.
tarih-begalinka.kz
ОПУБЛИКОВАНА КАРТА КАЗАХСТАНА 1638 ГОДА · Публикации · Портал «История Казахстана»
Казахстанский известный политолог Ерлан Карин опубликовал карту 1638 года, где указана территория нынешнего Казахстана
Он говорит, что обнаружил эту карту в одном из архивов США.
Политолог опубликовал свою находку на странице социальной сети и написал, что она сделана во Франкфурте в 1638 году. "Посмотрите, какую чудесную вещь я нашел перед визитом в США, за несколько месяцев вперед я созвонился с американскими друзьями и с их помощью нашел еще одну древнюю карту Казахстана. Это карта напечатана в 1638 году во Франкфурте. Раньше у нас была ее копия, сейчас на руках оригинал" – пишет Ерлан Карин.
На карте четко обозначены исторические названия того времени, названия местностей и территориальных единиц как "Ногай", "Ак орда", «Казахи-татары", "Джунгария" и т.д.
Эту находку политолога, особенно интересующегося наследием Алаша, казахской историей, пользователи социальных сетей оценили высоко.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
«Тарих» - История Казахстана - школьникам | Исторические вехи | Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Использованные источники:
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.1. От эпохи палеолита до монгольского нашествия. — Алматы: РОНД, 2001; Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004;
Великие битвы кочевников. — Алматы: Адамар, 2007;
Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству. — Алматы: Ғылым, 1998;
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.2. От эпохи Золотой Орды до середины девятнадцатого века. — Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2005;
Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. — Алматы: Аруна, 2002;
Бейсенова А. С. И др. Атлас географии Казахстана. — Алматы: Глобус, 2004;
Бегалин К. Ханы Золотой Орды. Серия «Отан тарихы». — Алматы: Адамар, 2007;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.2;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.3;
Казахская ССР. 4-томная краткая энциклопедия. — Алма-Ата: Гл. ред. каз. сов. энцикл. — Т.1. — 1985;
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т.: Т.3. — Алматы: Атамұра, 2000;
Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстан. — Алматы: БОРКИ, 1999;
Атлас истории Казахстана. Ч.1: С древнейших времен да XIV в. — Астана: Акрол, 2000;
Кұзембайүлы А., Әбіл Е. История Республики Казахстан. — Астана: Фолиант, 2001.
Вся литература имеется в фонде ГДБ им. С. Бегалина.
tarih.spring.kz
Средневековые города Казахстана | NUR.KZ
Среди страниц истории Казахстана особый интерес вызывает средневековый период, когда формировался казахский народ. Из-за перехода к оседлому образу жизни стали развиваться города. Что представляли собой средневековые города Казахстана? Каким был их устрой и экономическое значение? Какие из них самые крупные? Предлагаем разобраться в этом, окунувшись в историю.
Самые крупные средневековые города Казахстана
Большое влияние на развитие городов древнего Казахстана оказал Великий шелковый путь, который проходил по южной части страны. Перевозя товары, тысячи караванов из Китая, Индии, Византии и Персии способствовали развитию торговли и расцвету городской жизни на территории Казахстана.
Кроме караванов, по Великому шелковому пути шли тысячи кочевников: скифы, болгары, печенеги, гунны, сарматы, авары и другие. Они устремлялись к небольшим селениям вместе с ремесленниками, торговцами и всеми, кто искал лучшей жизни. Так небольшая стоянка перерастала в деревню, а та — в полноценный город.
Рост городов повлиял и на культуру средневекового Казахстана. В период V–X веков из-за большого числа кочевых народностей традиции и обычаи были неоднородными. Поэтому становление единой культуры проходило постепенно. Развивалась резьба по дереву, кости и камню, оружейное и кузнечное дело, ювелирное и гончарное искусство. Именно в городах появилась письменность.
Самыми крупными казахскими городами Средневековья считаются: Отрар, Талхиз, Сыгнак, Сауран, Сузак. Они были торгово-экономическими, политическими и стратегическими центрами Казахстана средних веков.
Семиречье: средневековые города
Семиречье — это регион, который включает юго-восточную часть Казахстана и северный Киргизстан. Здесь в Средние века возникли города, которые играли важную роль в формировании культуры, ремесел и духовности современных казахов. Что же представляли собой крупнейшие города того периода?
Отрар
Город Отрар был поистине огромным: вместе с пригородными территориями Отрар занимал 200 гектаров. Он находился на слиянии рек Арыси и Сырдарьи. Сейчас это место называют Отрарским оазисом.
В X–XII веках Отрар был торгово-экономическим центром, который буквально обволакивали дороги. По ним шли караваны с Кавказа, из Индии, Китая и Ирана. Это выгодное и одновременно опасное месторасположение.
В исторических записях сказано, что в городе была библиотека, которая не уступала Карфагенской и Александрийской. На раскопках археологи выявили квартал гончаров и печи для обжига кирпичей, также был обнаружен водопровод.
В период монгольских завоеваний Отрар находился в осаде шесть месяцев. Не выдержав голода, предатель открыл ворота врагу. Монгольские войска еще месяц не могли взять цитадель. В конечном итоге всех обороняющихся убили, а город разрушили до основания. Помощь предателя монголы оценили по-своему: его казнил старший сын Чингисхана Джучи.
В Отраре родился Аль-Фараби — великий философ, продолжатель учения Аристотеля, астроном Аббас Жаухари и географ Абу Ибрахим Исхак ал-Фараби. В самом начале похода на Китай здесь умер великий полководец Тамерлан.
Талхиз
Согласно археологическим исследованиям, Талхиз возник в период между VIII и IX веками. В X столетии развитие города было наиболее интенсивным. Как один из городов Нефритового маршрута, к XIII веку Талхиз стал экономическим, политическим и культурным центром региона. Здесь развивалось кузнечное, гончарное, ювелирное дело; на высоком уровне находилась медицина, строительство и металлообработка, процветало сельское хозяйство и садоводство.
Территория Талхиза вместе с пригородом занимала 30 гектаров, из них 9 гектаров приходились на укрепленную часть. Она была обнесена стенами, рвом и валами, по углам находились башни.
Население города жило в домах с 4–6 комнатами. В некоторых помещениях строили печи для обогрева и приготовления пищи. Имелись амбары для хранения зерна. Во дворах устраивали загоны для скота.
Жилые кварталы состояли из 5–15 домов, которые строились «колодцем». Лицевая сторона дома выходила во двор, а на улицу был обращен глухой фасад. Один квартал занимал от 3,5 до 5 тысяч м2. Всего в городе насчитывалось 60 кварталов.
Во времена Золотой Орды город постепенно угас. Земледелие, ремесленничество и торговля пошли на спад, и средневековый город Талхиз исчез с карты мира. На его месте сейчас расположен современный город Талгар — центр Талгарского района.
Читайте также: В Туркестане разрушается самое старое городище в Казахстане
Сузак
О городе Сузак известно немного, так как полномасштабных раскопок не проводилось. Он был первой столицей Казахского ханства. С 1465 по 1469 год здесь восседали основатели государства Жанибек-хан и Керей-хан.
Благодаря раскопкам стало известно, что люди жили в просторных домах с двумя комнатами и длинной верандой. К дому примыкали хозяйственные помещения. В одной из жилых комнат был очаг и несколько тандыров. Кроме дома, ученые раскопали часть стены — ее ширина составляет 2,5 метра у основания и 2 метра сверху.
Сегодня Сузак — это небольшое село с развалинами в центре. Его старейшины говорят, что к стенам древнего города примыкали два мазара, которые назвали «Хан мазары». Согласно легендам, здесь захоронены родоначальники Казахского ханства.
Сведения из «Национальной энциклопедии» подтверждают слова аксакалов. В ней говорится, что в Сузаке есть святое место — «Хан мазары». Таким образом, Сузак представляет большой интерес для археологов. Возможно, здесь действительно покоятся основатели Казахского ханства.
Сыгнак
Первые упоминания о Сыгнаке датируются X веком. Развалины города находятся в восточной части Кызылординской области за 20 километров от Сырдарьи. В начале XII века город был столицей Кыпчакского ханства.
Сыгнак играл важную экономическую, политическую и стратегическую роль вплоть до XVIII века. Плодородные равнины обеспечивали людей пищей, а удачное расположение позволяло контролировать степь.
Площадь укрепленной части города — 10 гектаров, пригородная территория — 13 гектаров. По периметру стен располагались 15 башен. Вода в город поступала из горных рек Каратау и по 20-километровому каналу, связанному с рекой Сырдарья.
В начале XIII века монголо-татары под предводительством Джучи вырезали население города. Людям предлагали сдаться, но присланного в город для переговоров местного купца убили. После недельной осады Сыгнак уничтожили. Однако через какое-то время город поднялся из руин.
В период XVI–XVIII веков в городе процветала торговля. На рынках Сыгнака ежедневно продавали до 500 вьюков товаров. Здесь торговали луками и стрелами, предметами роскоши, тканями, зерном и другими товарами.
Сейчас на месте некогда шумного города — развалины. Земля поросла колючим кустарником, и лишь небольшие холмы с оголившимися фундаментами напоминают о былых временах Сыгнака.
Сауран
Древний город Сауран находится в Южно-Казахстанской области в 32 километрах от Туркестана. Здесь археологи впервые в Казахстане нашли кяриз — подземную систему для орошения полей.
В исторических записях город описывается как мощное укрепление, которое окружают сады и возделанная земля. Вокруг Саурана была возведена стена высотой 7 и шириной 3 метра. Размер ворот впечатлял — 5–6 метров в ширину. Город получал провизию и воду, что позволяло выдерживать длительные осады.
В период XII–XVII веков Сауран являлся важным экономическим центром, который контролировал территорию от Сырдарьи до хребта Каратау. В XIV веке город перешел под контроль Белой Орды и стал центром государства, поэтому здесь похоронили хана Сасы Буга.
В лучшие годы в Сауране проживало 15 тысяч человек, но в XVII веке город практически опустел. Окончательно люди покинули его в середине XIX века. Благодаря этому древний город неплохо сохранился. С 2004 года Сауран исследуется по программе «Культурное наследие», а на его базе планируется открыть археологический парк.
История средневекового Казахстана учит тому, что благодаря упорству, храбрости и трудолюбию даже из ничего можно создать что-то великое. Пример тому города: огромные торгово-экономические центры развились из маленьких стоянок кочевников. И спустя сотни лет, лежа в руинах, средневековые города проливают свет на жизнь и быт гордых и талантливых предков казахов.
Читайте также: Города-призраки Казахстана (фото)
www.nur.kz
Карта сакральных мест Казахстана · Публикации · Портал «История Казахстана»
Электронная версия карты сакральных мест Казахстана будет представлена в ближайшие два месяца
Об этом на днях, на пресс-конференции в правительстве, сообщил сам министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.
Министерство приступило к реализации программы Главы государства по модернизации общественного сознания. Предложенные Н.Назарбаевым проекты нашли широкий отклик среди творческой интеллигенции страны, общественности, каждый с готовностью включается в реализацию таких проектов, как «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана».
Разработка карты ведется в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», озвученном в программной статье Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В пример министр привел загадочное древнее городище Акыртас в Жамбыльской области. «Раз год там собираются люди и совершают ритуал поклонения. Съезжаются туристы со всех стран. Но не все казахстанцы знают о существовании этого места», – отметил министр.
Также Арыстанбек Мухамедиулы отметил урочище Тамгалы в Алматинской области, которое славится своими уникальными петроглифами и вызывает интерес у ученых со всего мира. По его словам, подобные наскальные изображения найдены в Норвегии.
Данная Карта формируется с участием историков, археологов, этнографов и туристических организаций. К Сакральной карте будет обеспечен виртуальный доступ через всевозможные мультимедийные приложения, координаты мест будут определяться через навигационные приборы GPS, кроме того Карта будет доступна в поисковой системе Google.
Государство будет по-новому подходить к историческим памятникам, которые находятся на территории национальных заповедников и парков.
«Думаю, вы знакомы с Посланием Главы государства, где четко и ясно сказано про внутренний туризм – нужно изучать свою культуру, свои сакральные места для того, чтобы стать интересными и войти в тренд международного туризма, – сказала глава Комитета Сената Дарига Назарбаева. – Например, та же Италия не может похвастаться местами сакральными. А у нас сколько святых мест? В каждом регионе нашей страны есть какое-то священное место, которое обладает совершенно особой космической энергетикой, и туда люди оздоравливаться едут, верят в это, и многие желания исполняются».
Каркас национальной идентичности должны составить комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, захоронения Бекет ата, Восточного Казахстана, древних памятников Тараза, сакральных мест Семиречья и других мест.
«Каждое историческое место имеет какую-то свою историю, легенду. Если мы будем все это писать, то, конечно, весь Казахстан можно будет (включить). Наша задача заключается в том, чтобы сделать с наиболее интересными, подтвержденными (местами). К концу года мы обязаны выпустить альбом сакральной карты Казахстана. В ближайший месяц-два мы сможем представить вам эту карту в электронном формате», - заверил Арыстанбек Мухамедиулы.
В заключение министр отметил, что Сакральная карта создается для наших казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей родины, а также для того, чтобы презентовать природные данные Казахстана мировому сообществу.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников. 8 археологических памятников Казахстана, в том числе Акыртас, вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Объектов Великого Шелкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре».
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
«Тарих» - История Казахстана - школьникам | Исторические вехи | Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Использованные источники:
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.1. От эпохи палеолита до монгольского нашествия. — Алматы: РОНД, 2001; Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004;
Великие битвы кочевников. — Алматы: Адамар, 2007;
Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству. — Алматы: Ғылым, 1998;
Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней: Т.2. От эпохи Золотой Орды до середины девятнадцатого века. — Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2005;
Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. — Алматы: Аруна, 2002;
Бейсенова А. С. И др. Атлас географии Казахстана. — Алматы: Глобус, 2004;
Бегалин К. Ханы Золотой Орды. Серия «Отан тарихы». — Алматы: Адамар, 2007;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.2;
Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. — Т.3;
Казахская ССР. 4-томная краткая энциклопедия. — Алма-Ата: Гл. ред. каз. сов. энцикл. — Т.1. — 1985;
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т.: Т.3. — Алматы: Атамұра, 2000;
Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстан. — Алматы: БОРКИ, 1999;
Атлас истории Казахстана. Ч.1: С древнейших времен да XIV в. — Астана: Акрол, 2000;
Кұзембайүлы А., Әбіл Е. История Республики Казахстан. — Астана: Фолиант, 2001.
Вся литература имеется в фонде ГДБ им. С. Бегалина.