Как жили древние греки в своих полисах ? Как жили древние греки
Как жили в Крыму древние греки — Рамблер/новости
Цивилизацию в Крым принесли древние эллины. Они прозвали полуостров Тавридой по имени обитавшего в нём племени тавров.
Великая колонизация
О существовании Крыма греки, по-видимому, знали ещё в эпоху микенской культуры (XV-XII вв. до н.э.). В мифах «Илиады» и «Одиссеи», сложенных позднее, но отражающих знания, полученные в тот период, говорится о Чёрном море как о Понте Аксинском, то есть негостеприимном. Оно описывается вечно холодным и окутанным мрачными тучами. Жившие на его северном берегу киммерийцы, по представлениям греков, обитали непосредственно перед входом в загробное царство теней.
Положение изменилось в VIII веке до н.э., когда греки, по причине малоземелья, были вынуждены перейти к широкой колонизации побережий Средиземного моря и прилегающих внутренних морей.
Великая греческая колонизация организовывалась так. Решение о создании колонии и переселении туда части жителей принималось народным собранием полиса или его аристократическим советом. Назначался руководитель всего предприятия, носивший титул ойкист. Он обладал высшей властью в колонии на первых порах. Сама колония становилась независимым полисом, однако номинально признавала авторитет своей метрополии, часто обращалась к ней в случае политических затруднений.
Для определения места, куда выводить колонию, полис направлял делегацию в Дельфы, к авторитетному общегреческому оракулу Аполлона. Там пифия, надышавшись серных паров, изрекала пророчество. Конечно, то была обрядовая сторона дела. Но характерно, что заведовали этим жрецы Аполлона, очевидно, строившие дело таким образом, чтобы разные потоки колонистов не сталкивались между собой на новых местах и не мешали друг другу. Оракул Аполлона давал хорошо продуманные советы. Таким образом, великая греческая колонизация была хорошо продуманным мероприятием.
Греческие колонии в Крыму
Чтобы приступить к освоению берегов Чёрного моря, грекам прежде следовало колонизовать берега Босфора. На северном побережье Чёрного моря греческие колонисты появляются уже в VII веке до н.э. Первой эллинской колонией в Тавриде стал, по-видимому Пантикапей (нынешняя Керчь), возникший в конце того же столетия. Его основали выходцы из города Милет на западном побережье Малой Азии. Те же милетяне в VI веке до н.э. основали Феодосию, а вокруг Пантикапея появился целый ряд городов. В начале V века все эти города (кроме Феодосии) объединились в Боспорское царство. Самой поздней из греческих колоний в Тавриде стал Херсонес (близ теперешнего Севастополя), основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской (которая сама была колонией) в конце V века до н.э.
На крайнем южном побережье Крыма, где самый тёплый климат, греческих колоний не было, так как там нету удобных бухт. Поэтому на новом месте греческим колонистам приходилось приспосабливаться к новым условиям. Так, выращиванием оливок заниматься здесь было невозможно, поэтому столь привычное грекам оливковое масло приходилось импортировать. Худо-бедно росла здесь лишь виноградная лоза. И, конечно, пшеница. Ведь греческая колонизация предпринималась изначально в расчёте на захват площадей для выращивания хлеба для пропитания.
Экономика
Характер организации аграрного производства в колониях зависел от того, откуда вышли сами колонисты. В Боспорском царстве, созданном милетянами, землю обрабатывали свободные общинники. Там существовало и классическое рабство, но в основном в ремесле. В Херсонесе, основанном гераклейцами, было организовано хозяйство по образцу, близкому к Спарте. Там покорённое местное население (илоты) было прикреплено к земле и обрабатывало его на нужды хозяев. Херсонессцы жили в богатых поместьях, на землях которых работали закрепощённые тавры.
Херсонессцы неуклонно расширяли свои владения в Крыму, основывая новые латифундии. Под контролем Херсонесской державы оказалась значительная часть равнинной территории в Западном Крыму, превращённая в поля для выращивания хлеба и виноградники. Границы государства были обозначены укреплённой стеной. Херсонесская держава не уступала в могуществе Боспорской.
Политическое развитие
Греческие государства в Крыму пережили длительную историю, наполненную внутренними политическими переворотами, войнами с соседями (среди которых больше всего неприятностей доставляли владевшие северной частью полуострова скифы), участием в большой политике античного мира.
Херсонес упорно придерживался прежнего порядка натурального хозяйства, не развивая его, что в итоге привело к его упадку. Боспорское же царство постепенно стало главным посредником в хлебной торговле всего Северного Причерноморья с остальным античным миром и процветало до конца II века н.э. Оно сохраняло атрибуты независимости в то самое время, когда Херсонес превратился всего лишь в военный форпост Рима на северном берегу Чёрного мора, место ссылки политических и религиозных диссидентов (среди которых был и святой Климент, папа римский первого века христианства).
Однако, когда в конце IV века н.э. Боспорское царство пало под ударами «варваров» (готов и гуннов), Херсонес именно по этой причине устоял, а после ещё много веков служил опорным пунктом Восточно-Римской империи — Византии.
Читайте также
news.rambler.ru
Как жили древние греки в своих полисах ?
Многие, кто интересуется историей Древней Греции, задаются вопросом: как жили древние греки в своих полисах? Каковы были условия? В данной статье постараемся освятить этот вопрос.
Структура статьи следующая:
краткая информация о полисах;
свободное население полиса;
население полиса, ограниченное в правах.
О полисе вкратце
По сути полисом являлся отдельный город. Большая часть населяющих полис людей являлась достаточно активной в области политики, ибо каждый, кто был свободным, участвовал в голосованиях и в процессах принятия важнейших для государства решений. В связи с этим в полисах часто возникали жесточайшие споры и конфликты. То есть полисом являлась отдельная, особая форма социально - политического устройства. Территорию данного города ограничивали как городские стены, так и те земли, которая полисные жители могли обрабатывать и оберегать.
Свободное население полиса
Именно во время появления полисов греческое общество начало расслояться: талантливые люди, которые умели что- то делать, занимались ремеслом и продавали результат своей работы, а не отдавали в дар.
Купцы умели вести торговлю с другими племенами. Произошло жесткое обособление «касты» воинов, защищавших население полиса. На самом деле, почти каждый древнегреческий город-полис имел хорошую армию, и, если то было необходимо, мог защитить себя.
В возникших в быстрые сроки и активно развивающихся крупных городах проживали ремесленники, землевладельцы, купцы, солдаты, образованные люди и те, кто занимался политикой.
Население полиса, ограниченное в правах
Большинство полисного населения было представлено людьми, которые являлись свободными. Они назывались гражданами. Граждане производили все необходимое, они были скотоводами, аграриями, ремесленниками), а также защищали свою землю.
Помимо свободных, в полисах также жили вольноотпущенные люди. Они являлись свободными, однако у них не было голоса, они никогда не занимали ответственных постов. В основном они были мелкими торговцами и ремесленниками.
У рабов вообще не было прав. Имущества они также не имели. Предмет, сделанный либо приобретенный рабом, доставался хозяину.
shkolnikru.com
Как жили в Крыму древние греки | Хомад.ру
Цивилизацию в Крым принесли древние эллины. Они прозвали полуостров Тавридой по имени обитавшего в нём племени тавров.
Великая колонизация
О существовании Крыма греки, по-видимому, знали ещё в эпоху микенской культуры (XV-XII вв. до н.э.). В мифах «Илиады» и «Одиссеи», сложенных позднее, но отражающих знания, полученные в тот период, говорится о Чёрном море как о Понте Аксинском, то есть негостеприимном. Оно описывается вечно холодным и окутанным мрачными тучами. Жившие на его северном берегу киммерийцы, по представлениям греков, обитали непосредственно перед входом в загробное царство теней.
Положение изменилось в VIII веке до н.э., когда греки, по причине малоземелья, были вынуждены перейти к широкой колонизации побережий Средиземного моря и прилегающих внутренних морей.
Великая греческая колонизация организовывалась так. Решение о создании колонии и переселении туда части жителей принималось народным собранием полиса или его аристократическим советом. Назначался руководитель всего предприятия, носивший титул ойкист. Он обладал высшей властью в колонии на первых порах. Сама колония становилась независимым полисом, однако номинально признавала авторитет своей метрополии, часто обращалась к ней в случае политических затруднений.
Для определения места, куда выводить колонию, полис направлял делегацию в Дельфы, к авторитетному общегреческому оракулу Аполлона. Там пифия, надышавшись серных паров, изрекала пророчество. Конечно, то была обрядовая сторона дела. Но характерно, что заведовали этим жрецы Аполлона, очевидно, строившие дело таким образом, чтобы разные потоки колонистов не сталкивались между собой на новых местах и не мешали друг другу. Оракул Аполлона давал хорошо продуманные советы. Таким образом, великая греческая колонизация была хорошо продуманным мероприятием.
Греческие колонии в Крыму
Чтобы приступить к освоению берегов Чёрного моря, грекам прежде следовало колонизовать берега Босфора. На северном побережье Чёрного моря греческие колонисты появляются уже в VII веке до н.э. Первой эллинской колонией в Тавриде стал, по-видимому Пантикапей (нынешняя Керчь), возникший в конце того же столетия. Его основали выходцы из города Милет на западном побережье Малой Азии.
Те же милетяне в VI веке до н.э. основали Феодосию, а вокруг Пантикапея появился целый ряд городов. В начале V века все эти города (кроме Феодосии) объединились в Боспорское царство. Самой поздней из греческих колоний в Тавриде стал Херсонес (близ теперешнего Севастополя), основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской (которая сама была колонией) в конце V века до н.э.
На крайнем южном побережье Крыма, где самый тёплый климат, греческих колоний не было, так как там нету удобных бухт. Поэтому на новом месте греческим колонистам приходилось приспосабливаться к новым условиям. Так, выращиванием оливок заниматься здесь было невозможно, поэтому столь привычное грекам оливковое масло приходилось импортировать. Худо-бедно росла здесь лишь виноградная лоза. И, конечно, пшеница. Ведь греческая колонизация предпринималась изначально в расчёте на захват площадей для выращивания хлеба для пропитания.
Экономика
Характер организации аграрного производства в колониях зависел от того, откуда вышли сами колонисты. В Боспорском царстве, созданном милетянами, землю обрабатывали свободные общинники. Там существовало и классическое рабство, но в основном в ремесле. В Херсонесе, основанном гераклейцами, было организовано хозяйство по образцу, близкому к Спарте. Там покорённое местное население (илоты) было прикреплено к земле и обрабатывало его на нужды хозяев. Херсонессцы жили в богатых поместьях, на землях которых работали закрепощённые тавры.
Херсонессцы неуклонно расширяли свои владения в Крыму, основывая новые латифундии. Под контролем Херсонесской державы оказалась значительная часть равнинной территории в Западном Крыму, превращённая в поля для выращивания хлеба и виноградники. Границы государства были обозначены укреплённой стеной. Херсонесская держава не уступала в могуществе Боспорской.
Политическое развитие
Греческие государства в Крыму пережили длительную историю, наполненную внутренними политическими переворотами, войнами с соседями (среди которых больше всего неприятностей доставляли владевшие северной частью полуострова скифы), участием в большой политике античного мира.
Херсонес упорно придерживался прежнего порядка натурального хозяйства, не развивая его, что в итоге привело к его упадку. Боспорское же царство постепенно стало главным посредником в хлебной торговле всего Северного Причерноморья с остальным античным миром и процветало до конца II века н.э. Оно сохраняло атрибуты независимости в то самое время, когда Херсонес превратился всего лишь в военный форпост Рима на северном берегу Чёрного мора, место ссылки политических и религиозных диссидентов (среди которых был и святой Климент, папа римский первого века христианства).
Однако, когда в конце IV века н.э. Боспорское царство пало под ударами «варваров» (готов и гуннов), Херсонес именно по этой причине устоял, а после ещё много веков служил опорным пунктом Восточно-Римской империи – Византии.
homad.ru
К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. Как жили древние греки : Предисловие
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда мы изучаем историю какой-либо страны, какого-либо народа, мы не можем ограничиваться сведениями о жизни, деятельности и культуре представителей правящего класса. Наше внимание должны привлекать жизнь и быт простых людей, основных производителей материальных ценностей. Но чем дальше в глубь веков уходит жизнь народа, тем труднее восстановить его подлинную историю: достоверных источников для этого у нас мало, а существующая литература уделяет этому недостаточное внимание.
В нашей школе изучается история не всех народов, но изучению истории древней Греции, Эллады, оставившей человечеству замечательные памятники мировой культуры, отводится значительное место. И пытливый ум советского школьника естественно ищет ответы на интересующие его вопросы: а как же жили в этой древней стране ее люди, как они работали, как одевались, как учились и т. д. Учебники почти не дают ответов на эти вопросы, а наши дети мыслят преимущественно конкретными категориями, а не обобщениями; они требуют фактов, переданных при этом в интересной, занимательной форме. Учитель должен удовлетворить их любознательность, должен ответить на все интересующие их вопросы.
Авторы настоящей работы и считают своей задачей прийти на помощь учителю. Конечно, в одной небольшой книге на все такие вопросы ответить нельзя. Мы ограничились только некоторыми, по нашему мнению, наиболее интересными и в то же время наименее освещенными в учебниках вопросами. А поскольку в древнегреческих государствах классическим образцом развитой рабовладельческой демократии были Афины, которые в период наивысшего внутреннего расцвета поистине являлись «Элладой в Элладе», мы и остановились на жизни афинян.
Начиная нашу книгу с рассказа о городе афинян, об Афинах V—IV вв. до н. э., мы рассказываем далее, как проходил обычный день афинского гражданина, как жили афинские женщины, как воспитывались в Афинах дети и юноши, в каком положении находились рабы и метеки, как они жили и трудились. Заканчиваем мы книгу очерками, посвященными древнейшему театру, родоначальнику всех современных театров, и архитектурным ордерам. Мы считали, что показать читателю замечательные
4
памятники города Афин, столицы современной Греции, лучше всего, превратив самого читателя в древнего путника, впервые прибывшего на корабле в этот город.
Отдельные очерки, включенные в настоящую книгу, конечно, не с одинаковой полнотой рассказывают об отдельных сторонах жизни древних афинян. Это объясняется преимущественно состоянием наших источников, внимание которых в основном привлекал не труд, а обеспеченная жизнь состоятельных и богатых людей. Однако по мере возможности мы старались критически отнестись и к научному материалу, и к имеющейся по данным вопросам литературе.
Учитель сможет использовать материал книги как на уроке, так и во внеклассной или внешкольной работе.
Нам кажется, что книга может привлечь внимание не только учителей и студентов исторических факультетов. В наши дни самые широкие круги советских читателей проявляют огромный интерес к истории любой страны и любого народа. А история греческого народа, уходящая в прошлое на 25 веков, безусловно, также не может его не интересовать. Каждый год все новые и новые материалы дают возможность открывать неизвестные ранее страницы истории народа, оставившего такое богатое наследие современному человечеству.
Авторы книги будут признательны читателям за все их замечания, отзывы и пожелания.
Подготовлено по изданию:
Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. Л., 1959.
www.sno.pro1.ru
К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. Как жили древние греки : Архитектурные ордера
142
Архитектурные ордера
Время, предшествующее греко-персидским войнам, отмечено высоким развитием греческого искусства. В этот период возникли основные архитектурные формы, которые в V в. находят свое завершение и яркое воплощение в архитектурных и скульптурных памятниках Афин.
Важнейшими условиями этого расцвета было развитие полисного строя и, в связи с ростом труда рабов, расцвет свободного ремесла как ремесла художественного. Демократический строй Афинского государства создал непосредственную заинтересованность всего афинского народа в памятниках как большого, так и малого искусства. Греческие художники и архитекторы, несмотря на свободу творчества, были подчинены, однако, общим строгим требованиям, выработанным жизнью и идеологией полисного коллектива граждан.
Греко-персидские войны сыграли большую роль в дальнейшем развитии греческого искусства. Вторжение персов в пределы Греции сопровождалось массовыми разрушениями храмов, изуродованием статуй богов и расхищением их, не говоря уже о городах, которые лежали в руинах. В представлении греков война с персами была не только стремлением врагов подчинить всю Грецию, но и поработить эллинских богов. Именно поэтому греки приписывали победы при Марафоне, Платеях, Саламине не только мужеству своих воинов, но и непосредственной помощи божества. В битве при Марафоне участвовали Пан и герой Марафон, а в сражении при Саламине бились за победу боги и герои Аттики.
Естественно, что после отражения персов и освобождения малоазийских греков боги должны были в знак благодарности получить новые жилища, достойные их могущества. Богатая военная добыча и уверенность в неприкосновенности своих границ позволили греческим городам развернуть строительные работы. В это время строили не только храмы, но и общественные здания — гимнасии, бани, театры украшали постройками городские площади.
143
В Афинах, по свидетельству Диодора Сицилийского, Фемистокл, увеличивая количество морских военных судов, убеждал афинян освободить от налога владельцев наемных домов и ремесленников, чтобы объединить в Афинах мастеров разнообразных специальностей.
Эту же цель после Фемистокла преследовал Кимон и затем Перикл. При Кимоне развалины построек Акрополя были употреблены на расширение и уравнивание платформы этой скалы. При нем же Акрополь обнесли высокими каменными стенами. Перикл возглавил афинскую демократию в период высшего экономического расцвета Афинского государства. Казна государства пополнялась ежегодными взносами афинских союзников. Настал момент выполнить данное некогда обещание — восстановить храмы богов, разрушенные персами. При Перикле развернулось такое широкое строительство, что даже сложилась поговорка: «Хорошо со строительством, хорошо и в остальном».
В это время профессии архитектора, скульптора и художника высоко ценились в Греции и были поэтому всегда профессиями свободного человека, не только метека, но и гражданина. Все, что было связано с искусством, было неотделимо от идеи Родины-полиса и от богов-покровителей и защитников греческой демократии.
Скульптор изучал в гимнасиях красоту телодвижений атлетов; архитектор применял на деле свои теоретические занятия математикой и геометрией. Они, как правило, были в это время одними из образованнейших людей своего города. А поскольку строительство было общенародным и патриотическим делом, постольку чем выше было его искусство, тем более прославляли его имя в народе. Имена скульпторов и архитекторов, так же как и художников-живописцев, провозглашались в театре, на общественных общегреческих играх им присуждали венки. В Афинах был принят закон о том, что наиболее искусные мастера должны питаться в пританее за общественный счет и занимать там первое место.
Когда Полигнот написал в Дельфах картину взятия Трои, совет Дельфийского храма (совет амфиктионов) вынес особое постановление о том, что во всех пританеях Греции Полигнот имеет право на бесплатное общественное питание, что в те времена рассматривалось как небывалая почесть.
Ранние греческие храмы строились из дерева, затем из кирпича (позже облицованного мрамором), из известняка, и, наконец, из самого прекрасного строительного материала, из мрамора.
И действительно, «мрамор обладает особым очарованием. Помимо впечатления мощи и долговечности, он привлекает художников разнообразием окраски и рисунка.
Снежно-белый мрамор своей удивительной чистотой вызывает представление о чем-то недосягаемо высоком. Нет другого
144
материала на нашей планете, который обладал бы таким глубоким белым цветом.
Несмотря на свою прочность, мрамор легко поддается обработке; в этом отношении с ним вряд ли может спорить какой-либо иной камень. Его можно обрабатывать резцом, пилой, сверлом, не опасаясь расколоть. На мраморе возможна тонкая работа резьбы. Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.
Для ваяния, скульптуры и пластики нет более совершенного материала, чем белый мрамор» (акад. А. Е. Ферсман).
Храм у греков был в полном смысле этого слова домом бога, а не местом для совершения каких-либо религиозных церемоний. Здесь должен был жить сам бог. И поэтому основным помещением храма была комната (целла) со статуей бога или богини. Поэтому все греческие храмы, как правило, небольших размеров. Все религиозные церемонии греков происходили не в храме, а перед ним, там, где стояли жертвенные алтари. В самом же помещении храма находились лишь посвящения, особенно красизые и ценные, принесенные богатыми почитателями. Таким образом, в целле постепенно собирались редкие и замечательные по своему искусству предметы, которые представляли для посетителей храма чисто музейный интерес.
Греческий храм обычно — четырехугольное здание, либо только спереди и сзади обрамленное колоннами (простильный храм), либо обнесенное колоннадой со всех сторон (периптерный храм).
Архитектурные греческие стили различаются по ордерам, т. е. по правильному расположению основных, бросающихся в глаза архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.
Наиболее ранним греческим ордером является дорийский, в котором прообразом колонны служил ствол дерева. Подобно тому как у основания ствол дерева всегда толще и лишь постепенно суживается кверху, так и колонна дорийского стиля кажется выросшей непосредственно из земли, что придает ей силу и приземистость. Римский ученый Витрувий в сочинении «Об архитектуре» сравнивал дорическую колонну с крепостью и красотой мужского тела атлета. В центре эта колонна чуть-чуть расширяется, как если бы человек, желая поддержать тяжесть, напряг мускулы своего тела. Назначение колонны — поддержать перекрытие храма, поэтому вверху она расширяется. Это расширение колонны называется капителью (от латинского «капителлум» — головка), которая в дорийской колонне состоит из круглой подушки (эхин) и тяжелой плиты, наложенной на нее (абак — по-гречески «стол», «счетная доска»). Ствол колонны покрыт широкими и неглубокими углублениями (каннелюрами), отделенными друг от друга выступающими острыми ребрами колонны. «Как долго, — пишет один ученый, — мы привыкали
145
к этой величественной грубости дорийского ордера. Эта выступающая капитель, оттеняющая свою обширную абаку, эту простую подушку с грубоватой округлостью, покатую и сплюснутую, эти резкие каннелюры, этот конический ствол, спускающийся в землю без основания, без ступни, без котурнов и сандалий... Нужно долго смотреть на нее, чтобы почувствовать, что греческое искусство представляет подлинную красоту».
Колонны поддерживают антаблемент, состоящий из трех частей: архитрава — плоского среза, положенного горизонтально на капители, фриза, украшенного триглифами, т. е. тремя ребрами некогда выступавшего потолочного перекрытия, и метопами. Первоначально, при постройке деревянного храма, пустое пространство между балками покрывалось керамическими разрисованными плитами. Позже метопы дорического храма превратились в прекрасные мраморные картины, украшенные скульптурными изображениями. Над фризом, образуя внешний выступ над колоннадой, располагается карниз, составляющий третью часть антаблемента. На него опирается фронтон, треугольный выступ, образуемый двускатной крышей храма.
«Не для удовольствия, но из-за необходимости, — писал Цицерон, — возникли фронтоны наших храмов. Эту форму породила необходимость стока воды. Однако красота ее так велика и она стала столь необходимой для зданий, что если бы сами боги строили храм на Олимпе, где никогда не бывает дождей, они все равно создали бы фронтон».
И действительно, фронтон придает прекрасное завершение всей постройке. Самая форма этого треугольника, достигающая наибольшей высоты в центре, предписывает скульптору определенные правила, выполнение которых необходимо. Центр определяет место главной фигуры архитектурной композиции — бога или героя, стоящего во весь рост. Постепенно к углам фигуры понижаются, заканчиваясь по обеим сторонам лежащими людьми или богами, смотря по архитектурному замыслу художника.
Ионический ордер менее строг. Он отличается от дорийского прежде всего тем, что колонна поставлена на основание и ее капитель резко видоизменена. Она украшена по бокам двумя большими завитками (волютами). Ствол колонны покрыт 24 каннелюрами, отделенными друг от друга не острыми гранями, но полукруглыми выступами (полосками), бросающими тень на углубления; это нарушало однообразие каменных складок ствола колонны. Конусообразная форма колонн значительно менее выражена, они гораздо тоньше дорических, и расстояние между ними шире. Витрувий говорит, что греки придали ионийской колонне грациозность и стройность женщины. «Толщину колонны они сделали в 1/8 часть ее высоты... В основание колонны они положили базис. На капители они справа и слева расположили завитки, свисающие, как завитые кудри на женской прическе. Лицевую сторону они украсили расположенными на подобие
146
волос волнообразными резными украшениями и ниспадающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на женских хитонах. Таким образом, они изобрели два различных типа колонн: одну, по виду похожую на обнаженного мужчину, другую, по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину».
Но так как колонна ионического ордера изменилась в высоте и в ширине, то были изменены и пропорции антаблемента. Весь антаблемент выглядит более легким, соразмерным поддерживающим его колоннам. Архитрав разделен на три ровные полосы, почему кажется и уже и легче дорического. Фриз не разделен на метопы и триглифы, а развертывается ровной лентой, которая создает для скульптора возможность развернуть, изобразить на них уже не отдельные картины, а, как это сделал Фидий на фризе Парфенона, целые сложные действия или даже шествие.
Позже на основе ионического ордера возникает коринфский ордер, отличающийся от ионического преимущественно капителью колонны. Капитель здесь принимает форму вазы или перевернутого колокола, окруженного листвой аканфа 1. О возникновении этого ордера существует прекрасная легенда, сохраненная у Витрувия. Молодая коринфская девушка, будучи невестой, внезапно тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину различные драгоценности и безделушки, которые так любила ее воспитанница. Она отнесла их к могиле и положила сверху, а чтобы эти вещицы как можно долее сохранялись, она прикрыла корзинку крышкой. Случайно оказалось, что корзинка была поставлена на корни аканфа. К весне аканф пустил ростки и пробился через скважины плетеного дна, но так как по бокам корзины его придавливала тяжесть крышки, растения изгибались по сторонам, образуя завитки. Однажды мимо некрополя проходил скульптор Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своих работ «искуснейшим мастером». Он заметил эту корзину, обрамленную нежными молодыми листьями. Восхищенный красотой формы, он сделал по этому образцу капители колонны в Коринфе.
Коринфский ордер в архитектуре стал выражением богатства и великолепия. В Афинах первый памятник коринфского стиля появляется лишь в IV веке. Он связан с именем хорега — победителя в дифирамбических хорах, который увековечил свою победу, воздвигнув на улице Треножников в Афинах в качестве подножия для треножника, полученного в награду за победу, маленький алтарь, украшенный коринфскими колоннами. Только в эллинистический период коринфский стиль получает широкое распространение.
1 Аканф — декоративное южное растение с широкими резными листьями, постепенно суживающимися.
Замечательны и украшения греческих храмов Как правило, в классический период они были рассчитаны ьа то, чтобы придать архитектурную законченность всему зданию, подобно тому как кайма на женской одежде подчеркивала красоту ее складок. Заостренная вершина фронтона увенчивалась обычно пальметкой— стилизованным листом пальмы с его заостренными концами и мягкими внутренними волютами. Выходы стоков воды украшались головами животных, особенно льва или пантеры; иногда — масками шаржированных лиц, несколько напоминающими театральные маски актеров.
Характерной чертой греческой архитектуры является также то внимание, которое, греческие художники уделяли окружающей местности. Как правило, греческие храмы и общественные здания всегда строились на возвышении, увеличенном еще большой каменной платформой (стилобатом) —основой здания. Постройка должна органично входить в пейзаж, украшая его и дополняя. Силуэт храма вырисовывается четкими линиями на фоне неба, посреди священных рощ и скал, которые его окружают. Греческие архитектурные стили должны соответствовать и природе божества. Поэтому храмы Афины и Ареса, так же как культовые постройки, посвященные Гераклу, выполнены в дорийском ордере. Это соответствует силе и воинственности тех богов и героев, которые будут в нем обитать. Храмы Афродиты или Диониса построены в ионическом ордере, более элегантном и грациозном.
И несмотря на то, что в Греции много храмов дорического или ионического ордера, ни один храм не повторяет в точности другой. Два храма одного и того же ордера никогда не являются копиями друг друга.
От скульпторов и архитекторов Греции требовалось большое мастерство и предварительная теоретическая подготовка. Об этом свидетельствуют многочисленные, теперь утерянные, сочинения, которые перечисляет в своем труде Витрувий.
Пролетели тысячелетия. Но и доныне развалины греческих храмов стоят незыблемо под голубым небом Эллады как бессмертный пример архитектурного совершенства, как непревзойденный образец для архитекторов наших дней.
Подготовлено по изданию:
Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. Л., 1959.
www.sno.pro1.ru
Как жили древние греки
Ответ:
На протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества». Действительно, в античной культуре есть множество притягательных сторон, привлекающих и современных людей: разумное устройство общества, гармония человека и природы, сильное религиозное чувство.Греки были очень религиозными. У них были многочисленные боги, которым, в отличие от египтян, они придали человеческие черты. Эти боги были гордыми и завистливыми, преданными и дружелюбными. Словом, они были такими же, как и придумавшие их люди.Выше всего греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков.Особенно греки увлекались астрономией. Одним из наиболее известных греческих ученых был Архимед. Он открыл закон плавания тел, позже названный его именем. Крупнейшим математиком, или, как тогда говорили, геометром, был Пифагор.В течение всего пятого столетия до н.э. среди греков существовала настоящая тяга к знаниям. Законы геометрии и перспективы использовались при строительстве храмов. Вот почему все последующие архитекторы признали их постройки классическими, т.е. образцовыми.Известны и творения древних писателей — Эсхила, Софокла и Еврипида. Они прославились своими пьесами. Среди великих греков был и историк Геродот, которого потомки назвали «отцом истории».Именно Сократ, древнегреческий философ, предложил человечеству познать самого себя. Его исследования продолжил его ученик, Платон. Великим философом древности был и Аристотель.===================ДРУгоЙ ВАРИАНТ==================================На протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества». Действительно, в античной культуре есть множество притягательных сторон, привлекающих и современных людей: разумное устройство общества, гармония человека и природы, сильное религиозное чувство.Греки были очень религиозными. У них были многочисленные боги, которым, в отличие от египтян, они придали человеческие черты. Эти боги были гордыми и завистливыми, преданными и дружелюбными. Словом, они были такими же, как и придумавшие их люди.Выше всего греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков.Особенно греки увлекались астрономией. Одним из наиболее известных греческих ученых был Архимед. Он открыл закон плавания тел, позже названный его именем. Крупнейшим математиком, или, как тогда говорили, геометром, был Пифагор.В течение всего пятого столетия до н.э. среди греков существовала настоящая тяга к знаниям. Законы геометрии и перспективы использовались при строительстве храмов. Вот почему все последующие архитекторы признали их постройки классическими, т.е. образцовыми.Известны и творения древних писателей — Эсхила, Софокла и Еврипида. Они прославились своими пьесами. Среди великих греков был и историк Геродот, которого потомки назвали «отцом истории».Именно Сократ, древнегреческий философ, предложил человечеству познать самого себя. Его исследования продолжил его ученик, Платон. Великим философом древности был и Аристотель.
globuss24.ru
Развернутый ответ: на вопрос как жили древние греки в своих...
В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом «полис» и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX века слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни заключается в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия) . Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. Позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис - это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis - гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» придавалось магическое значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были:
а) право на земельную собственность,
б) участие в защите родных рубежей,
в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом.
Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова «полис») . Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус - одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство) , наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было, как бы выведено за пределы гражданского общества.