Как в древней Руси люди обращались друг к другу? Как в древней руси
Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?
Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?
Правильным ответом в игре будет слово - НЕДЕЛЯ
Каждый день в древней Руси имели несколько другие названия в отличие от современных. Так например Четверг писался с букой quot;кquot; на конце - Четверк. Или вообще без нее. Суббота тоже имела забавное название - Шестерка. А последний день недели называли Неделя, как бы объясня, что она окончена.
Правильный ответ - НЕДЕЛЯ. Логично так предположить, потому что воскресенье является последним днем недели и по воскресенью ведут отчет неделям в году. Хотя в некоторых странах, например, в Британии, воскресенье считается первым днем в неделе.
До 16 века воскресенье называлось НЕДЕЛЕЙ, потому что это был день отдыха, когда не работали. По этой причине и название ПОНЕДЕЛЬНИК образовано от слова НЕДЕЛЯ: по-НЕДЕЛЬНИК!
Есть версия, что слово НЕДЕЛЯ образовано калькированием,т.е. буквальным переводом с греческого: apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Слово воскресенье(как и много других слов)тоже пришло к нам из Греции.
Семь дней недели в церковном исчислении до сих пор называют quot;седьмицейquot;
Известно, что в Древней Руси воскресение называлось неделей. От слов quot;ничего не делатьquot;, отдыхать одним словом. Это название было сохранено до 16 века. После 16 века quot;неделяquot; приобрела несколько другое значение. Сейчас quot;неделяquot; для нас - это 7 дней.
На Руси воскресенье раньше называлось словом НЕДЕЛЯ. Название это сложилось от глагола с частицей НЕ - quot;не делатьquot;. Вполне логично, ведь воскресенье - законный день для отдыха. В этот день нельзя было ничего делать, а нужно было посвящать воскресенье Богу.
В наше время так называются все дни разом, то есть НЕДЕЛЯ. Это слово буквально означает не делать ничего, отдыхать. Позже под влиянием христианства этот день стали называть воскресеньем в честь воскресения Христа из мертвых после распятия. А полный перечень дней стал неделей, потому что неделя начиналась именно с выходного дня, а не с понедельника, как сейчас. Впрочем, в католических странах новая неделя тоже начинается с воскресенья.
В древней Руси до 16 века quot;воскресеньеquot; называли quot;неделейquot;, потому что на иврите и на арабском слово quot;неделяquot; означает цифру quot;семьquot; - день покоя после шести рабочих дней (смотрите quot;Библиюquot;). А ведь все благодаря Луне:
В данном вопросе правильным ответом будет слово, состоящее из 6 букв - НЕДЕЛЯ.
То есть, седьмой день отдыха после шести трудовых будней.
На украинском языке так и осталось название седьмого дня недели - quot;нэдиляquot;
В Древней Руси quot;неделяquot; называлась quot;седьмицейquot;, от словосочетания семь дней, а последний день недели назывался quot;неделяquot; от слова ничего не делать. Точно неизвестно с какого дня недели начинался первый день недели и каким заканчивался. Воскресенье как название появилось гораздо позже как христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа и считалось, что в этот день все должны были посвящать себя богу.
Правильный ответ : Неделя.
Правильные ответ на вопрос quot;Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?quot; будет неделя.
После 16 века седьмой день недели назывался у белоруссов - нядзеля, у болгаров - неделя, у украинцев - недiля, у чехов - nedele.
info-4all.ru
Кто, как и почему правил в Древней Руси?
Фото: spsl.nsc.ru
Что представляла из себя Древняя Русь? Насколько верно мы понимаем происходившие тогда внутренние и внешние общественно-политические процессы? Почему единая страна с однородным населением оказалась раздроблена? Как скромной Москве удалось не только возвыситься, но потом и создать огромную державу?
Пока жареный петух не клюнул...
До нашествия азиатских племён Русь была в некоторой степени единым государством, хотя правители земель были почти во всем автономны, но состояли в родственных подчинённых связях.
То есть одна страна с однородным или родственным в своей основе населением состояла из больших и достаточно независимых княжеств.
Причём, настолько больших, что многие их них превосходили большинство европейских государств того времени, которые к тому же тоже были совсем не едиными. Практически во всех них главным государственным принципом даже был принцип: "Вассал вассала - не вассал верховного господина".
Такими огромными княжествами были прежде всего Великие, то есть последовательно сменявшие друг друга столичные - Новгородское, Киевское, Ростово-Суздальское, а затем его приемник - Владимиро-Суздальское. Хотя само понятие столицы тоже было достаточно условна в те времена вообще.
Здесь больше ориентировались не на место, а на правителя. Где находился властелин земель - там и была столица. А большинство из них редко сидели в своих дворцах-палатах, чаще выступали во главе войска-дружины - собирали налоги-дани, патрулировали и защищали свою территорию, пытались завоёвывать чужие...
Но что очень важно - их правители часто ротировались в зависимости от старшинства. Старшие князья получали в управление наиболее крупные и развитые земли.
Однако в ордынский период с началом вассальной зависимости удельные князья получили возможность оформить свои города и окрестности в качестве самостоятельных наследственных феодальных владений.
И они немедленно и по полной ей воспользовались. Так появились полноценные независимые государства, число которых вскоре стало измеряться десятками.
И хотя формально старшим среди князей считался владимирский, все понимали - настоящая верховная власть находится в Орде. А независимые князья могут делать в своих владениях что захотят, не считаясь с традициями и старшинством.
Собирание русских земель в единое целое началось в XIV веке. Главными собирателями-конкурентами были московские и тверские князья. В конечном итоге собрали-таки москвичи, в том числе и тверян. Таким образом был сделан первый важный шаг к созданию сверхдержавы.
Древнерусское Литовское княжество
В XIV веке началось быстрое возвышение Литвы. Великое княжество создавалось преимущественно славянами из древнерусских земель. Оно имело отношение к коренной этнической Литве - Жемайтии и Аукшайтии - такое же как русские княжества к финно-уграм, населявшим Северо-Восточную Русь вперемежку со славянами.
Разница в том, что в древнерусских княжествах властвовать оставались Рюриковичи, а в Литве появилась другая обособившаяся династия Гедиминовичей. Правящая фамилия, видимо, происходила из племенных князей ятвягов, которые тогда имели славу дикарей и разбойников.
А в средние века вообще-то все без исключения увлечённо и яростно резали друг друга. На этом фоне получить репутацию диких разбойников могли только особо отличившиеся народы. Ятвяги могли этим похвастаться с избытком.
Воинственность литовских Гедиминовичей и стала очень важным фактором их политики.
Три части русских земель после нашествия татар
Через сто лет после нашествия татар русские земли выглядели совсем иначе. На северо-востоке находился конгломерат множества удельных княжеств под формальной властью Москвы.
Хотя её правители назывались Великими князьями Владимирскими: московские земли всё ещё были недостаточно престижными, чтобы давать право на власть над другими русскими княжествами.
Во всех уделах этого региона правили Рюриковичи - старая русская династия. Формально Московская Русь оставалась вассалом Орды. Фактически - вассальные обязательства уже с середины XIV столетия игнорировались, а зависимость ограничивалась выплатой дани.
На западе же лежали владения Гедиминовичей. Их самыми первыми большими приобретениями стали древние Полоцкое и Туровское княжества, которыми до этого правили князья дома Рюрика. Эти территории вместе с Вильно и составили территорию тогдашней Литвы.
В XIV веке влияние литовских князей начала постепенно распространяться в какой-то мере и с переменным успехов и на соседние княжества: Смоленское, Киевское, Переяславское и Новгород-Северское.
Дело в том, что захватив эти края, Литва сама попала в вассальную зависимость от Орды. С 1362 года Гедиминовичам пришлось получаь ханские ярлыки на право владения этими частями Руси и платить положенную дань.
Ещё дальше от основной части Родины - на юго-западе - располагались Галицкие земли. Амбициозный князь Даниил Галицкий из рода Рюриковичей, потомок киевского князя Владимира Мономаха, в 1252 году даже принял от Папы Римского титул «короля Руси».
С помощью престижна королевской короны он надеялся укрепить власть и обеспечить безопасность отдалённого от метрополии региона. Однако его наследники просто забыли о титуле. Потом - через поколение вспомнили - следующим «королём Руси» стал внук Даниила - Юрий.
Потому что при Юрии Галицкое и Волынское княжества уже объединились. Но рядом находились сильные Польша и Литва. Поэтому Галицкая Русь - как наиболее отдалённая, периферийная часть русских земель, без такой своеобразной "охранной грамоты" просто была обречена на растерзание католическими соседями.
Но и Галиция тоже была вассалом Золотой Орды, также платила дань ханам и отправляла войска для совместных с татарами походов на Польшу. В общем, всё смешалось в то - неторопливое с одной стороны и очень бурное и бурное с другой - время.
Хотя и сейчас многое происходит также. Люди не меняются. История повторяется. Зато знание прошлого помогает понять настоящее и даже прогнозировать будущее. Поживём увидим, ждет нас очередной фарс или трагедия. А может быть: жуткая смесь того и другого?..
Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...
А тогда это время медленное, но стабильное возвышение Москвы уже задало вектор собирания вокруг неё Русских земель. Но это - уже другая история...
Продолжение следует...
Еще по теме:
Почему история Руси покрыта мраком
Пришла пора понимать Россию умом
Загадочная русская душа
Монголо-татарское иго: кто князь, кто гауляйтер
Уроки древней Калки актуальны и сегодня
www.glavtema.ru
Как писали в Древней Руси до появления кириллицы
Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка
Закрытая тема
Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвящённых этой проблеме.К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н.А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.Впрочем, официальная наука и сейчас к авторам, занимающимся подобной тематикой, относится с известной долей скептицизма. До сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставится под сомнение.
Миф или реальность
Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далёкие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идёт о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания, не уточнятся.В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», то есть сирийские письмена.Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян всё-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов — Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния богов.Арабский хронист Ибн Фадлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка — деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя русов.
Археология
Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала — стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, притом что христианство в Новгород проникло только в конце X века.Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».Этнографы считают, что Гороух — это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали своё имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой, можно прочесть имя Людота.
«Чертами и резами»
Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время ещё может быть оспорено, в частности объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» — это признак более древней культуры. Об этом способе письма, всё ещё популярном у славян даже после принятия крещения, в своём трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.Под «чертами и резами», по мнению учёных, скорее всего, имелась в виду разновидность пиктографическо-тамгового и счётного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов», предпринял российский де-шифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. Н.э.). При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков — пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов — «ло», «со» и «ко».С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».
Славянские руны
У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность — это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идёт о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.
Письменность как свидетель миграции
Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи ХХ-ХШ вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьёзное возражение со стороны академических кругов.Гриневич в своих изысканиях не одинок. Ещё в первой половине XIX века русский историк Е.И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определённая связь.Для расшифровки этрусского языка учёный решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел, — польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.
bagira.guru
Как в древней Руси люди обращались друг к другу?
Как в древней Руси люди обращались друг к другу?
Во времена Древней Руси люди обращались друг к другу в зависимости от занимаемой ими нищи, а вернее в зависимости от конкретного сословия. Так были характерны такие обращения как сударь (сударыня), ваша честь, а также ваше сиятельство, государь, милостивый государь. А если говорить о простых людях, то к ним обращались как смерд, холоп, батрак.
Многое зависело от статуса, от социального положения человека.
Обращение могло быть и quot;сударь, сударыняquot;.
А так же дошедшие и до сегодняшних дней, quot;господин, госпожаquot;. Ваше превосходительство, Ваша честь, Ваша милость и так далее. Людей из низшего сословия чаще называли по имени и на ты.
Русский язык в древности был ярче и богаче, чем современный, потому что в ту пору люди использовали множество красивых слов для обращения друг к другу. Вслушайтесь! Сударь и сударыня, сударушка. Господин и госпожа. quot;Милостивый государьquot; могли сказать не только царю, но и просто хорошему человеку) А quot;Ваша светлостьquot;! Ой, как приятно звучит! Сейчас у нас безвозрастное quot;девушкаquot; или quot;гражданкаquot;, а тогда говорили барышня, душенька, душечка! Говаривали - матушка, батюшка. Улавливаете разницу? Мне жаль, что сейчас русский язык сейчас обеднел, что многие из старых красивых слов не говорятся(( И все это из-за многочисленных реформ, quot;подчищающихquot; русский язык!((
Кстати, формой уважительного обращения, например, у новгородцев, был просто молчаливый поклон!
В те времена, не зная имени, человек обращался к другому человеку по сословию, это было видно по некоторым признакам в одежде и манере поведения. Применялись такие слова, как:
сударыня и сударь;
госпожа и господин;
ваша светлость;
милостивый государь;
ваша честь;
ваше сиятельство;
ваше величество и ваше высочество.
А к обычным людям, по мнению высоких чинов обращение шло наподобие этих:
холоп;
крестьянин;
батрак;
смерд;
людин.
Обращались на quot;тыquot;, в единственном числе quot;выquot; появилось в18 веке, вероятно, пошло от французов.
Если уж прям в древней-давней, обращались по quot;статусуquot;, в звательном падеже : quot;княжеquot;, quot;отчеquot;, quot;человечеquot;, quot;старчеquot;, quot;владыкоquot;, и т.д., это надо вспоминать, искать, учить и запоминать. Т.е, нельзя про кого-то сказать quot;отчеquot;, это можно говорить только кому-то, при обращении.
Имена тоже имели звательный падеж: quot;Владимиреquot;, quot;Ольговаquot; quot;Михаилеquot; и т.д.
Если враги или негодяи - то буссурмане, печенеги и т.д. в общем исторические враги русичей))) Это я еще со школы помню)
Звательный падеж был для этого. Друже, брате, княже, боярине, - то есть по сословиям, по родственным связям, по именам. Все эти сиры и месье это те же господа, а раболепствовать на Руси начали после монгольского вторжения - во всяком случае, если в берестяных грамотах 12 века обращение quot;господинеquot; почти не встречается, то к 15 веку - в короткой записке по 3-4 раза.
Как впору оказалось, что я сейчас читаю Задорнова...Цитирую: quot;Свояками на Руси поначалу называли всех, с кем приятно было провести время. То есть выпить, закусить, сказать quot;Я тебя уважаю!quot;.
Если ответят - quot;И я тебя!quot; - значит точно свой.quot;
От оно чо 😉
В Древней Руси гораздо более явно выделялись сословия, и определить его можно было даже по виду. Потому нормальным обращением к незнакомому человеку было именно сословное. Плюс строже варьировалась степень уважительности. Скажем, за quot;Эй, хрестьянинquot; от крестьянина же последовала бы реакция лишь с легкой неприязнью, а за quot;эй, бояринquot;, сказанное крестьянином, тот в лучшем случае получил бы удар плетью.
Где-то примерно одновременно с христианизацией повсеместно стало распространяться обращение quot;сударьquot;, quot;сударыняquot; и закрепилось в разговоре к 13 в., просуществовав до начала 20-го. Некоторые обращения исчезли из речи. Скажем, молодые мужчины обращались друг к другу со словом, которое теперь воспринимается только как матерное (только писалось тогда не в три, а в четыре буквы, через quot;ОУquot;, а не quot;Уquot;. Подтверждение в берестяных грамотах, в некоторых могильных камнях.
Всегда приветствовались обращения, которые подчеркивали некое доброе качество, по типу quot;красаваquot;, quot;увагаquot; (уважаемый). Или, например, quot;любезныйquot;, которое лишь к 18-19 веку стало использоваться как полупрезрительное от лица высших классов, а начально означало именно то, что к незнакомому человеку обращаются именно с теплом и христианской любовью, и в ответ ожидают именно любезности.
info-4all.ru
Как правили в древней Руси?
В древней Руси правили при помощи Копного права, это давало не только порядок и спокойствие гражданам, а так же твердую вертикаль власти, где свои места в управлении занимали самые лучшие и достойные из Родов земли русской.
В отличие от Греческой и Римской демократии, где избирательным правом обладали лишь только богатые граждане, заплатившие за свою свободу немалые деньги, (рабы в древнем Риме и Греции людьми вообще не считались), Копное право было священным для всех, от простого пахаря земли и до князя земель Русских.
В древней Руси всегда правили Рода (главы Родов и народов) избранные при помощи Копного права.
А происходило это так, на скопе собиралось 10 мужиков, которые имели крепкие хозяйства, а также внуков от сыновей, только эти мужики мели право, что-то решать и выбирать, так как доказали своим образом жизни что имеют правильный смысл и опыт в жизни.
На таком собрании решались не только выборные вопросы, а так же происходил обмен информацией, решались совещательные вопросы, обучали молодежь, решали и судили виновных.
Молодежь в таких собраниях вообще не имела права голоса и только слушала, старики имели право только совещательного голоса.
Таким простым способом в древней Руси правили и наводили порядок во всех городах, селах и деревнях, только самые лучшие были у власти, что обеспечивало порядок и справедливость на многие века, пока не вмешалась новая Греческая вера и ввергла страну в гражданскую войну на многие годы.
Из этих десяти мужиков выбирался десятский, из десятских выбирался сотский, из сотских выбирался тысяцкий, из тысяцких выбирался темник, потом князь и верховный князь.
Десятский должен был строго следить за решением Копного права, при малейшей провинности, десятский отвечал по всей строгости закона перед Родом, темники следили за всей вертикалью власти.
Таким образом в древней Руси правили только самые достойные и лучшие из всех Родов Руси, при помощи Копного права, обеспечивая мирное развитие общества на многие года в перед.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься как руководство к действию и тем более как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.
domotkn.ru
Работорговля в Древней Руси: как это было
«Челядь»
Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».
В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.
После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» — два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.
«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.
Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.
В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160—200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).
Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.
russian7.ru
Как в Древней Руси вызывали духов
На протяжении тысячелетий человечество безуспешно пыталось узнать, что происходит с человеком после его смерти. Не найдя ответа, оно обратилось к поиску контактов с духами умерших предков. Подобные опыты имели место и в России.
Древняя Русь
Традиция вызова бесплотных духов существует практически во всех странах и идёт из давних времён. Упоминания о возможностях медиумов можно встретить даже в Библии. Такие эзотерические ритуалы использовались большинством древних народов, в том числе шумерами, кельтами, персами и, разумеется, славянами. Как правило, наши предки, общались с духами ведических дохристианских богов: Перуном, Велесом, Стрибогом, Ярилой, Белобогом, Чернобогом, Колядой и множеством других. Поскольку славяне считали окружающий мир живым, нередко волхвы вызывали персонифицированные духи леса, реки или гор. Во время обряда волхву требовалось принести жертву. В основном это было домашнее животное: лошадь, корова, коза или петух. Вызванный дух обычно вырисовывался в дыму жертвенного костра и, как правило, достоверно отвечал на вопросы волхва. Достаточно часто он также действенно помогал тому племени славян, чей ритуал способствовал его появлению из потустороннего мира.
Средние века
С приходом на Русь христианства общение с духами древних богов, сил природы и умерших предков оказалось под строжайшим запретом. Если житель деревни попадался на проведении подобного обряда, то мог быть без лишних разговоров отправлен на костёр. Самое удивительное, что Иван Грозный, яростно боровшийся с колдунами, чернокнижниками и волхвами, сам не гнушался спиритических сеансов. Любовь к вызову духов у царя пробудил его личный врач и известный астролог Элизеус Бомелиус. Именно он обучил Ивана IV приёмам вызова духов. С его подачи царь неоднократно беседовал с почившими Рюриковичами, спрашивая у них совета по поводу тех или иных государственных дел. По преданию опричнину Ивану Грозному подсказал создать его дальний предок Святополк Окаянный на одном из спиритических сеансов.
На рубеже XX века
Но наибольшую популярность традиция вызова духов приобрела в России во второй половине XIX века. Увлечение на Западе крутящимися блюдцами на ватмане, на котором изображён алфавит, перенеслось на русскую почву. Спиритические сеансы активно практиковалось в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы, для чего даже приглашались западные звёзды. Приезжали знаменитый граф Калиостро, граф Сен-Жермен, астролог доктор Папюс и многие другие. Не оставались в стороне от нового веяния и в Зимнем дворце. В дневниках фрейлины императрицы А.Ф. Тютчевой читаем: «По возвращении двора в Царское село все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы… К одной из трёх ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» Однажды в ходе одного из подобных сеансов в 1905 году доктор Папюс был срочно приглашён к Николаю II для организации спиритической аудиенции. Императору очень нужен был совет, как поступить в сложной внутриполитической ситуации. По его просьбе Папюс вызвал дух Александра III, который рекомендовал сыну беспощадно утопить в крови первую русскую революцию.
Новое время
С приходом к власти большевиков спиритические сеансы в стране не прекратились, но стали чем-то вроде привилегии. Рядовых граждан за вызов духов сурово наказывали. Зато окружившие себя колдовскими и масонскими символами новые руководители государства периодически тайно устраивали спиритические сеансы, добывая информацию по мистическим каналам. Особый интерес к подобным вещам наблюдался в 1980-е годы. К этому времени в стране уже работали закрытые институты, которые по заказу военных и спецслужб проводили, в частности, исследования феномена медиумических явлений. В прессе можно было встретить материалы, рассказывающие о специальных отделах советских спецслужб, получавших с помощью общения с высшими силами сведения, которые после проверки использовались для обеспечения безопасности государства.