Император в древнем китае. Первый император древнего Китая объединивший поднебесную.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первый император древнего Китая объединивший поднебесную. Император в древнем китае


Какими правами обладал император В Древнем Китае

История Китая началась во втором тысячелетии до нашей эры. Первые раннеклассовые общности расположились вдоль реки Хуанхэ. Повествование Древнего Китая делится на четыре временные зоны, в каждый из этих периодов на престоле была одна из великих династий. Первая зона носила название Шан или Инь, этот период длился с восемнадцатого до двенадцатого века до нашей эры. Период Чжоу является второй временной зоной правления в истории Китая. Этот период длился с двенадцатого века до двести двадцать первого года до Рождества Христова. Третья зона Цинь самая короткая из всех, ее продолжительность всего четырнадцать лет с двести двадцать первого до двести седьмого года до нашей эры. Последняя временная зона в истории Древнего Китая носит название Хань, длился этот период с двести шестого года до нашей эры до двести двадцатого года уже после Рождества Христова. Надо сказать, что названия всех периодов правления схожи с именами династий, правивших в те времена.

Форма правления в Древнем Китае – это типичная дальневосточная монархия. Когда произошел переход от родового строя к классовому обществу все главы небольших государств взяли на себя функции и военачальников, и жрецов одновременно.Царь (ван) являлся верховным хозяином земли. Трон передавался согласно отчине. Власть императора в Китае считалась абсолютной, а того, кто ослушается, обезглавливали и казнили жену и детей. К сожалению, были среди подданных и такие, кто не боялся такой страшной казни, они шли против воли царя, ставя свои убеждения выше жизни семьи.

Царь – это высший вельможа. Приближенные царя: военачальник, страж правосудия, главный жрец и великий разгадчик. В окружении вана были старшие (левые) и младшие (правые) писцы. Интересно и то, что чиновники наследовали должность. В центре управления вана было также место для доносчиков и шпионов. Плата учителям, обучающим детей знати, была равна десяти кускам сушеного мяса.В Древнем Китае существовал период борьбы царств между собой. Этот период длился с четыреста восемьдесят первого по двести двадцать первый год до нашей эры.

В праве Древнего Китая уже в то время активно использовались определения собственности, владения, распоряжения. Общинные владения землей основывались на земледелии. Во время царствования династии Чжоу была активна «Земельная реформа», представляющая собой устройство «колодезных полей». Во владение каждой общине было выделено девять полей: восемь в частной собственности, а девятое поле возделывалось всей общиной. Весь урожай с этого поля отходил в казну императору. Однако, система «колодезных полей» спустя некоторое время пришлась неугодной императору, и постепенно был введен денежный налог с единицы земли. Позже его стали взимать с отдельных семей (с шестого по третий века до нашей эры). В системе правосудия существовали разные виды наказаний, к которым мог быть приговорен осужденный, в частности к смертной казни, а вот в других странах существовала система выкупов. Несмотря на это, в других странах также были и различные виды смертных казней, там очень любили мучить людей. В Китае смертная казнь была только простая – отрубание головы, что считалось очень гуманным способом. Вся община отвечала за правонарушения своих жителей – правило круговой поруки.

Шан Ян ввел в право Древнего Китая свои реформы. Преобразования были следствием социально-экономических положений населения. Ядро же преобразований – это аграрная реформа. Она говорила, что земля есть объект купли-продажи. Размер земельных участков не был ограничен. Налог при императорах династии взимался с количества земли, а не с семьи. Был он фиксированным независимо от урожая. Большое значение имело принятие единой меры длины, веса и объема. Важно и то, что вводится табель наказаний. Деление жителей по родам отменяется, вводится территориальный принцип деления. Во главе уездов становятся царские чиновники. Родовой обычай заменяет законник. К главным источникам права относились обычаи, законы и указы императора.

Реформы Шан Яна были еще одной попыткой создать идеальное государство. Однако, на первое место выходят военные сословия, богачи и новые землевладельцы. Шан Ян выразил свои мысли о равенстве людей перед законом. Он ввел поощрения, награды и наказания независимо от сословий.

Вторая половина четвертого века до нашей эры, время царствования Цинь, государство Китая стало одним из мощных государств в Древнем мире. Несмотря на это, народ казнил Шан Яна, так и не приняв его вклада в развитие.

tvoiznaniya.com

Первый император древнего Китая объединивший поднебесную.

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн (259— 210 до н. э.), правитель царства Цинь (246— 221), император Китая (221—210), основатель династии Цинь. Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти. В связи с непрерывными войнами, строительством укреплений, каналов, дворцов и т. п. усилились налоговый гнёт и эксплуатация трудового народа, что после смерти Цинь Шихуанди явилось причиной многочисленных народных восстаний, которые привели к краху империю Цинь.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии

Китайский император

Цинь Ши хуанди (258-210 гг. до н.э.) - китайский император. Первоначально носил имя Ин Чжэн и являлся наследным принцем царства Цинь. В 238 г. Ин Чжэн вступил на престол. В первые годы его правления царством Цинь фактически управлял крупный сановник Люй Бу-вэй. Со временем избавившись от его опеки, Ин Чжэн начал проводить самостоятельную политику, направленную на завоевание соседних царств и создание обширной империи.

Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шань-дунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы (Сын неба) и принял новый — Цинь Ши хуанди (Первый император Цинь), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.

Сделав короткую передышку, Цинь Ши хуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Ши хуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения -Великой китайской стены.

На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.

По примеру реформатора Шан Яна Цинь Ши хуанди разделил свою империю на сорок областей (цзюнь), которые в свою очередь делились на округа (сянь). Населению империи запрещалось пользоваться этническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название - черноголовые. Император также отменил аристократические титулы, приравняв тем самым родовую аристократию к черноголовым. Он не сделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их до простолюдинов.

В связи с новым территориально-административным делением Цинь Ши хуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.

В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

При Цинь Ши хуанди были унифицированы меры веса, длины и емкости. Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету. Император приказал упростить иероглифическую письменность.

Цинь Ши хуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.

Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Ши хуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.

В годы правления Цинь Ши хуанди в Китае неоднократно поднимались налоги. К концу его царствования поземельный налог достиг двух третей с дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Ши хуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей.

Цинь Ши хуанди умер в возрасте 48 лет. Его похоронили в роскошной гробнице, в которой помимо гроба с телом императора находилось 6 тыс. глиняных фигур воинов в полном вооружении. Эта 6-тысячная армия должна была охранять усыпальницу Цинь Ши хуанди.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Умиротворил Поднебесную

Цинь Ши-хуанди. Китайский император из династии Цинь, правивший в 221-210 гг. до Р.Х. Род. в 259 г. до Р. X. + 210 г. до Р. X.

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда умер его отец, и Чжэн стал правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В то время на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь; за ними на берегу океана располагалось Ци, в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили циского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих восточных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. До Р. X. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тысяч человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р. X. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р. X. Чжэн-ван вновь послал большую армию против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р. X. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р. X. она заняла яньский Цзи-чэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун, и стал править там. В 225 г. до Р. X. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р. X. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пиныоя. В 223 г. до Р. X. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р. X. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р. X. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Ши-зуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Ши-хуан-ди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Области делились на уезды, уезды — на районы, а районы — на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до P. X. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р. X. он послал 300-тысячную армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р. X. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы — на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньянэ было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил

мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство — главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое — все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто — не колесницы, ни лодки — не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до P. X., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Ши-хуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Использованы материалы из кн.: Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

Источник: http://china-voyage.com//01/pervyj-imperator-podnebesnoj/.

  • первый император древнего китая объединивший поднебесную

первый император древнего китая объединивший поднебесную

Становление Империи Цинь связано с именем ее основателя - первого настоящего императора Китая, известного и до сих пор почитаемого в Китае Цинь Ши - хуанди (это его Тронов имя, при рождении он получил имя Ин Чжэн). Ин Чжэн родился в 259 г. до н. е. в Ханьдань (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, которая до того была в связи с влиятельным придворным Люй Буве. Именно благодаря интригам последнего Ин Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал пинским правителем, его государство уже было мощной в Поднебесной (во многом благодаря реформам Шан Яна). Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государственное устройство царства Цинь отмечали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

К 238 году Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император вобрал в себя популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжену было 22 года, он приказал отправить в ссылку Люй Буве, который поставил его к власти, но был заподозрен в подготовке мятежа.

В последующие годы Чжэн захватил одну за другой все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни тайными убийствами, ни рекомендациями беспринципных и жестоких советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Беспрецедентная мощь правителя Цинь, которая поглотила другие царства, нуждалась введения новой титулатуры. Цинь Ши-хуанди буквально означает "император-основатель [династии] Цинь". Старый наименование ван, которое переводится как "монарх, князь, царь", было уже неприемлемым: с ослаблением Чжоу титул вана было девальвирован. Изначально сроки Хуан ("властитель, Августейший") и Ди («император») употреблялись порознь. их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синь-хайськои революции 1912 года, до самого конца имперской эпохи. Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились воссоединения ее частей под своим председательством.

Колоссальное кампанию по объединению Поднебесной была завершена в 221 г. после чего новый император провел ряд реформ с целью закрепления завоеванной единства. Во лозунгом "Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания" была создана единая сеть дорог, упрощенно разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единую денежную систему, а также систему мер и веса.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных пинских владениях, неподалеку от современного сеяных. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных государств. Чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. Было снесено защитные стены, разделявшие прежние царства. Только северную часть этих стен была сохранена, их отдельные отрезки укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Срединную Государство от варваров-кочевников.

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он все время инспектировал различные уголки страны, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и сводя стелы с самовосхваления. Объезд собственных владений император заложил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вошел на морской берег.

Как можно понять из "Ши цзи" Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих путешествий он знакомился с волшебниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 119 году до н. е. он отправил на его поиски экспедицию к островам Восточного моря (возможно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как рассказывает предание, император велел закопать 460 из них живьем в землю. В и 13 году до н. е. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением трактатов о сельском хозяйстве, медицине и гадания. Кроме того, были посажены книги из императорского собрания и хроники цинского правителей. В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе своего государства, Отмежевавшись от мира в своем огромном дворцовом комплексе, избегая общения со смертными, император ожидал, что в нем видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало количество недовольных, что росло с каждым годом. Раскрыв три мятежи, император не имел оснований доверять никому из своих приближенных. Он умер в 90 г. до н. э году во время очередного объезда своих владений. Сторонники предыдущих династий сразу бросились к борьбе за разделение императорского наследства. Всю семью первого императора Китая были уничтожены.

Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Ши-хуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен еще при жизни императора. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700000 рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км. Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследования продолжаются и до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет раскрытия. Курган венчало пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться в небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было вылеплено бесконечное терракотовый войско. Лицо воинов индивидуализировано, их тела предварительно ярко окрашены. В отличие от своих предшественников, например, правителей государства Шан (1300-1027 гг. Н.э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Источник: http://staterights.ru/istorija-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran/drevnij-kitaj/36-imperija-cin.html

Комментариев пока нет!

eduotdyhat.ru

Какими правами обладал император В Древнем Китае

История Китая началась во втором тысячелетии до нашей эры. Первые раннеклассовые общности расположились вдоль реки Хуанхэ. Повествование Древнего Китая делится на четыре временные зоны, в каждый из этих периодов на престоле была одна из великих династий. Первая зона носила название Шан или Инь, этот период длился с восемнадцатого до двенадцатого века до нашей эры. Период Чжоу является второй временной зоной правления в истории Китая. Этот период длился с двенадцатого века до двести двадцать первого года до Рождества Христова. Третья зона Цинь самая короткая из всех, ее продолжительность всего четырнадцать лет с двести двадцать первого до двести седьмого года до нашей эры. Последняя временная зона в истории Древнего Китая носит название Хань, длился этот период с двести шестого года до нашей эры до двести двадцатого года уже после Рождества Христова. Надо сказать, что названия всех периодов правления схожи с именами династий, правивших в те времена.

Форма правления в Древнем Китае – это типичная дальневосточная монархия. Когда произошел переход от родового строя к классовому обществу все главы небольших государств взяли на себя функции и военачальников, и жрецов одновременно.Царь (ван) являлся верховным хозяином земли. Трон передавался согласно отчине. Власть императора в Китае считалась абсолютной, а того, кто ослушается, обезглавливали и казнили жену и детей. К сожалению, были среди подданных и такие, кто не боялся такой страшной казни, они шли против воли царя, ставя свои убеждения выше жизни семьи.

Царь – это высший вельможа. Приближенные царя: военачальник, страж правосудия, главный жрец и великий разгадчик. В окружении вана были старшие (левые) и младшие (правые) писцы. Интересно и то, что чиновники наследовали должность. В центре управления вана было также место для доносчиков и шпионов. Плата учителям, обучающим детей знати, была равна десяти кускам сушеного мяса.В Древнем Китае существовал период борьбы царств между собой. Этот период длился с четыреста восемьдесят первого по двести двадцать первый год до нашей эры.

В праве Древнего Китая уже в то время активно использовались определения собственности, владения, распоряжения. Общинные владения землей основывались на земледелии. Во время царствования династии Чжоу была активна «Земельная реформа», представляющая собой устройство «колодезных полей». Во владение каждой общине было выделено девять полей: восемь в частной собственности, а девятое поле возделывалось всей общиной. Весь урожай с этого поля отходил в казну императору. Однако, система «колодезных полей» спустя некоторое время пришлась неугодной императору, и постепенно был введен денежный налог с единицы земли. Позже его стали взимать с отдельных семей (с шестого по третий века до нашей эры). В системе правосудия существовали разные виды наказаний, к которым мог быть приговорен осужденный, в частности к смертной казни, а вот в других странах существовала система выкупов. Несмотря на это, в других странах также были и различные виды смертных казней, там очень любили мучить людей. В Китае смертная казнь была только простая – отрубание головы, что считалось очень гуманным способом. Вся община отвечала за правонарушения своих жителей – правило круговой поруки.

Шан Ян ввел в право Древнего Китая свои реформы. Преобразования были следствием социально-экономических положений населения. Ядро же преобразований – это аграрная реформа. Она говорила, что земля есть объект купли-продажи. Размер земельных участков не был ограничен. Налог при императорах династии взимался с количества земли, а не с семьи. Был он фиксированным независимо от урожая. Большое значение имело принятие единой меры длины, веса и объема. Важно и то, что вводится табель наказаний. Деление жителей по родам отменяется, вводится территориальный принцип деления. Во главе уездов становятся царские чиновники. Родовой обычай заменяет законник. К главным источникам права относились обычаи, законы и указы императора.

Реформы Шан Яна были еще одной попыткой создать идеальное государство. Однако, на первое место выходят военные сословия, богачи и новые землевладельцы. Шан Ян выразил свои мысли о равенстве людей перед законом. Он ввел поощрения, награды и наказания независимо от сословий.

Вторая половина четвертого века до нашей эры, время царствования Цинь, государство Китая стало одним из мощных государств в Древнем мире. Несмотря на это, народ казнил Шан Яна, так и не приняв его вклада в развитие.

Оцени ответ

nebotan.com

Первый император древнего Китая объединивший поднебесную.

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн (259— 210 до н. э.), правитель царства Цинь (246— 221), император Китая (221—210), основатель династии Цинь. Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти. В связи с непрерывными войнами, строительством укреплений, каналов, дворцов и т. п. усилились налоговый гнёт и эксплуатация трудового народа, что после смерти Цинь Шихуанди явилось причиной многочисленных народных восстаний, которые привели к краху империю Цинь.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии

Китайский император

Цинь Ши хуанди (258-210 гг. до н.э.) - китайский император. Первоначально носил имя Ин Чжэн и являлся наследным принцем царства Цинь. В 238 г. Ин Чжэн вступил на престол. В первые годы его правления царством Цинь фактически управлял крупный сановник Люй Бу-вэй. Со временем избавившись от его опеки, Ин Чжэн начал проводить самостоятельную политику, направленную на завоевание соседних царств и создание обширной империи.

Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шань-дунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы (Сын неба) и принял новый — Цинь Ши хуанди (Первый император Цинь), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.

Сделав короткую передышку, Цинь Ши хуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Ши хуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения -Великой китайской стены.

На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.

По примеру реформатора Шан Яна Цинь Ши хуанди разделил свою империю на сорок областей (цзюнь), которые в свою очередь делились на округа (сянь). Населению империи запрещалось пользоваться этническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название - черноголовые. Император также отменил аристократические титулы, приравняв тем самым родовую аристократию к черноголовым. Он не сделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их до простолюдинов.

В связи с новым территориально-административным делением Цинь Ши хуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.

В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

При Цинь Ши хуанди были унифицированы меры веса, длины и емкости. Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету. Император приказал упростить иероглифическую письменность.

Цинь Ши хуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.

Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Ши хуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.

В годы правления Цинь Ши хуанди в Китае неоднократно поднимались налоги. К концу его царствования поземельный налог достиг двух третей с дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Ши хуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей.

Цинь Ши хуанди умер в возрасте 48 лет. Его похоронили в роскошной гробнице, в которой помимо гроба с телом императора находилось 6 тыс. глиняных фигур воинов в полном вооружении. Эта 6-тысячная армия должна была охранять усыпальницу Цинь Ши хуанди.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Умиротворил Поднебесную

Цинь Ши-хуанди. Китайский император из династии Цинь, правивший в 221-210 гг. до Р.Х. Род. в 259 г. до Р. X. + 210 г. до Р. X.

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда умер его отец, и Чжэн стал правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В то время на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь; за ними на берегу океана располагалось Ци, в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили циского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих восточных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. До Р. X. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тысяч человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р. X. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р. X. Чжэн-ван вновь послал большую армию против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р. X. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р. X. она заняла яньский Цзи-чэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун, и стал править там. В 225 г. до Р. X. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р. X. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пиныоя. В 223 г. до Р. X. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р. X. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р. X. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Ши-зуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Ши-хуан-ди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Области делились на уезды, уезды — на районы, а районы — на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до P. X. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р. X. он послал 300-тысячную армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р. X. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы — на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньянэ было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил

мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство — главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое — все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто — не колесницы, ни лодки — не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до P. X., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Ши-хуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Использованы материалы из кн.: Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

Источник: http://china-voyage.com//01/pervyj-imperator-podnebesnoj/.

  • первый император древнего китая объединивший поднебесную

первый император древнего китая объединивший поднебесную

Становление Империи Цинь связано с именем ее основателя - первого настоящего императора Китая, известного и до сих пор почитаемого в Китае Цинь Ши - хуанди (это его Тронов имя, при рождении он получил имя Ин Чжэн). Ин Чжэн родился в 259 г. до н. е. в Ханьдань (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, которая до того была в связи с влиятельным придворным Люй Буве. Именно благодаря интригам последнего Ин Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал пинским правителем, его государство уже было мощной в Поднебесной (во многом благодаря реформам Шан Яна). Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государственное устройство царства Цинь отмечали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

К 238 году Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император вобрал в себя популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжену было 22 года, он приказал отправить в ссылку Люй Буве, который поставил его к власти, но был заподозрен в подготовке мятежа.

В последующие годы Чжэн захватил одну за другой все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни тайными убийствами, ни рекомендациями беспринципных и жестоких советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Беспрецедентная мощь правителя Цинь, которая поглотила другие царства, нуждалась введения новой титулатуры. Цинь Ши-хуанди буквально означает "император-основатель [династии] Цинь". Старый наименование ван, которое переводится как "монарх, князь, царь", было уже неприемлемым: с ослаблением Чжоу титул вана было девальвирован. Изначально сроки Хуан ("властитель, Августейший") и Ди («император») употреблялись порознь. их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синь-хайськои революции 1912 года, до самого конца имперской эпохи. Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились воссоединения ее частей под своим председательством.

Колоссальное кампанию по объединению Поднебесной была завершена в 221 г. после чего новый император провел ряд реформ с целью закрепления завоеванной единства. Во лозунгом "Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания" была создана единая сеть дорог, упрощенно разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единую денежную систему, а также систему мер и веса.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных пинских владениях, неподалеку от современного сеяных. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных государств. Чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. Было снесено защитные стены, разделявшие прежние царства. Только северную часть этих стен была сохранена, их отдельные отрезки укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Срединную Государство от варваров-кочевников.

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он все время инспектировал различные уголки страны, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и сводя стелы с самовосхваления. Объезд собственных владений император заложил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вошел на морской берег.

Как можно понять из "Ши цзи" Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих путешествий он знакомился с волшебниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 119 году до н. е. он отправил на его поиски экспедицию к островам Восточного моря (возможно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как рассказывает предание, император велел закопать 460 из них живьем в землю. В и 13 году до н. е. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением трактатов о сельском хозяйстве, медицине и гадания. Кроме того, были посажены книги из императорского собрания и хроники цинского правителей. В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе своего государства, Отмежевавшись от мира в своем огромном дворцовом комплексе, избегая общения со смертными, император ожидал, что в нем видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало количество недовольных, что росло с каждым годом. Раскрыв три мятежи, император не имел оснований доверять никому из своих приближенных. Он умер в 90 г. до н. э году во время очередного объезда своих владений. Сторонники предыдущих династий сразу бросились к борьбе за разделение императорского наследства. Всю семью первого императора Китая были уничтожены.

Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Ши-хуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен еще при жизни императора. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700000 рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км. Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследования продолжаются и до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет раскрытия. Курган венчало пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться в небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было вылеплено бесконечное терракотовый войско. Лицо воинов индивидуализировано, их тела предварительно ярко окрашены. В отличие от своих предшественников, например, правителей государства Шан (1300-1027 гг. Н.э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Источник: http://staterights.ru/istorija-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran/drevnij-kitaj/36-imperija-cin.html

Комментариев пока нет!

www.eduotdyhat.ru

Императоры древнего Китая. | Полезные Знания для Всех

27 февраля 2013     Главная страница » Посиделки.    29 коммент.    Просмотров:   375

padenie-ustoev-podnebesnoyПродолжение

Китайцы  жили обособленно от всего мира и не стремились вести внешнюю торговлю. Все необходимое они имели, а новинки, в силу своего консерватизма, не принимали. Поэтому и западных купцов в Пекине воспринимали, как вассалов, но не хотелось престиж империи уронить,  поэтому на подарки «вассалов» отвечали более дорогими подарками.

padenie-ustoev-podnebesnoy

Конечно же, увидев в ответ на свой товар такое богатство, западный купец хотел продолжить «торговлю», но…  тут вмешивалась китайская бюрократия, которой было не выгодно  продолжать дальнейшее «сотрудничество» и на прибытие караванов вводились лимиты. В общем, не ладились связи с Европой, да еще жестокость китайских ритуалов! Вот пример : любой, возжелавший иметь дело с Китаем и его населением, обязан был ползком приближаться к трону императора, да еще и поклоны отбивать!

padenie-ustoev-podnebesnoy

Так поступали все подданные императора, а значит условие касалось и всех остальных жителей планеты (так решил властелин!), представляете, как коробило это правило гостей!  Когда прибыл британский посол, лорд Маккартни, в Поднебесную, то китайцы вывесили на его корабле плакат, правда, на китайском языке, «Дань от управителя Англии». Посол, скрепя сердце, смирился, но, когда дошло до ритуала…. Посол посчитал оскорблением ползание на коленях перед «дикарем» и целование его туфли, категорически отказался и был изгнан из Поднебесной…

padenie-ustoev-podnebesnoy

.Русские послы оказались то ли гибче, то ли хитрее, выполнили весь унизительный ритуал и были приняты императором. Голландцы оказались самыми ушлыми и комплексов не имели, ради выгодных сделок готовы были ползать и кланяться сколько требовалось! Чуть позже китайцы согласились вести торговлю,  но на своих условиях, допуская чужеземцев, только в один порт и за наличные, свои товары продавали, чужие же не импортировали, как же это взбесило англичан!  Дальше будет...

Полезные знания для всех

znaniyapolza.ru