История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Имхотеп: человек, ставший богом. Имхотеп в древнем египте


человек, ставший богом. Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта

Имхотеп: человек, ставший богом

Жрецы составляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамзеса III они владели 10 % обрабатываемой земли и 6 % населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы состояли на царской службе. Она довольно щедро оплачивалась, и скоро жреческие должности стали передаваться по наследству.

Каждое божество имело свой клир во главе с верховным жрецом, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира зависели от сил и влияния божества — поэтому понятно, отчего во времена Нового царства клир Амона-Ра стал самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, зависящий от имени и, так сказать, функций божества. Ему подчинялись множество священнослужителей, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем духовенства были так называемые хем-нечер — рабы божьи, главные отправители культа. Затем шли херихебы — чтецы и знатоки священных текстов. Жрецы и ученики низшего ранга выполняли самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались уабу — чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал под свою власть остальные «божественные сообщества». В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы — чер-пер-анх, — представители важной и престижной должности. Служители культа носили белые сандалии и одеяние из белого льна, иногда поверх него набрасывали шкуру пантеры.

В мае 2004 года в запасниках Египетского музея в Каире была найдена расписанная деревянная статуя. Эксперты пришли к однозначному мнению, что она изображает самого верховного жреца Гелиополя Имхотепа, великого везира фараона Джосера.

Имхотеп был не только гениальным администратором, но и великим архитектором древности. От них — Джосера и Имхотепа — и берет, как считается нынче, свое начало египетская цивилизация. До этого в долине Нила уже правили две первые династии, однако именно правление Джосера принесло Египту невиданное до этого процветание. Он объединил всю нильскую долину: от Мемфиса до первого порога близ Асуана, и установил границы Египта, которые остаются неизменными до сегодняшнего дня. Джосер был правителем, а вдохновителем его царствования был Имхотеп. Он носил титулы верховного жреца Гелиополя, архитектора, ваятеля и мастера по камню. Имхотеп обладал невиданными знаниями и достаточными способностями, чтобы увековечить в архитектуре память о Джосере. Гробница фараона, выстроенная Имхотепом, была создана монументально: это не только дом умершего, но и его храм. Пирамида стала образцом для всех последующих подобных сооружений, строящихся в некрополе Мемфиса.

Неудивительно, что Имхотеп к концу Древнего царства почитался как мудрец, ему приписывали знание особой, сокровенной мудрости. В Новом царстве он был обожествлен как сын Пта и Сахмет, в его честь был сооружен храм. Греки отождествили его с богом-врачевателем Асклепием.

Статуя Имхотепа, найденная в подвале Египетского музея, которой мы начали наш рассказ, после реставрации была установлена в музее в Сакаре. Именно там творил Имхотеп и именно оттуда он изменил лицо Древнего Египта, создав первую египетскую пирамиду, ступенчатую усыпальницу царя третьей династии Нечерихета Джосера в некрополе Саккара.

Жрец и историк Манефон[2], создавший в свое время хронологические списки фараонов тридцати династий, именовал Имхотепа Имутесом и приписывал ему изобретение каменной архитектуры Египта. Кроме того, Имхотеп почитался как автор нескольких текстов, важнейший из которых, «Доктрина жизни», считался в египетской традиции древнейшим литературным произведением. Не менее известна была и книга архитектурного канона, которую умерший и принятый в сонм богов мудрец сбросил, согласно легенде, человечеству с небес. Его же египтяне считали создателем календарной системы.

Мудрость и архитектурный гений Имхотепа почитались на протяжении двух тысячелетий, что было величайшей редкостью для египтянина нецарского происхождения. Позднее он считался покровителем медицины, астрономии и искусства, отождествлялся с Тотом и Пта.

Как уже упоминалось, греки соотнесли Имхотепа со своим богом медицины Асклепием. Культ этого синкретического божества, дарующего исцеление телу и душе, процветал в Саккаре в знаменитом Асклепийоне. Многочисленные паломники оставляли здесь в качестве приношений мумифицированных ибисов с написанным на них именем Имхотепа, которые затем погребались в расположенном неподалеку огромном лабиринте подземных катакомб. Страждущие также приносили в храм глиняные модели больных органов и частей тела в надежде, что они будут исцелены Имхотепом. Бронзовые статуэтки божественного мудреца, получившие широкое распространение в Египте Позднего времени, изображали его сидящим и держащим на коленях развернутый свиток папируса. Священные катакомбы Асклепийона в Саккаре простираются под некрополем третьей династии, и это привело археолога У. Эмери к предположению, что где-то поблизости должно находиться и погребение самого Имхотепа. Несмотря на долгие годы поисков, гробница мудреца так и не была найдена.

В Позднее время образ архитектора-целителя приобрел столь большую популярность по всей стране, что помимо своего исконного культового центра в Саккаре он почитался вместе с другим обожествленным мудрецом — Аменхотепом, сыном Хапу, — и далеко на юге, в Фивах, в древнем храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, в храме Хатор и Маат в Дейр эль-Мединэ, в Карнаке, на острове Исиды Филе.

Что известно об этом мудреце, обожествленном при жизни? Родился Имхотеп в 2902 году до н. э., в эпоху Тельца. По свидетельству Манефона, он был сыном Канефера, непревзойденного резчика по камню. В Мемфисе, столице Египта, освоил специальности каменщика-скульптора, плотника, резчика, гончарное искусство. Предание говорит, что он стал не только выдающимся зодчим, но и астрологом, философом, врачевателем. Знания его были поистине безграничны. Став главным жрецом Гелиополя и всего Египта, Имхотеп как религиозный учитель объединил в своем учении все лучшее из религии додинастического периода и учения династической эпохи, сказания о богах разных номов (местностей Египта) в определенную систему, утвердив Славу Единого Бога, который есть Тайный, Неведомый, Невидимый под именем Амен. Если за прошедшие тысячелетия имя Имхотепа забылось и изменилось, книги сгорели (во время пожара в Александрии, когда римляне покорили Египет), то остались пирамиды — Библия в камне, одно из чудес света, — создателем, архитектором которых является Имхотеп.

Вероятно, и знаменитая «Книга мертвых» составлена этим мудрецом. Ведь пирамиды, по его замыслу, предназначались для проведения душ усопших правителей, жрецов, высших сановников по потустороннему миру, а также для посвящения избранных в высшие знания. Не случайно, будучи верховным жрецом Гелиополя, Имхотеп имел сакральное имя Ур Мау, что переводится как «тот, кто видит».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Фараон Имхотеп, его пирамида-гробница и мумия

Фото с сайта wikimedia.org

Фото с сайта wikimedia.org

Как то так уже повелось, что в памяти человечества удерживаются полководцы, истребляющие в войнах целые народы, жестокие тираны, измышляющие всякие напасти на головы несчастных подданных, цари, разоряющие страну безумными предприятиями создания какого-нибудь очередного «чуда света».

Не так часто помнит неблагодарное человечество своих благодетелей. Тех, кто познакомил людей с обжигом глины, из которой получилась замечательная керамика. Кто придумал двуколку, научил людей письму, принес на землю культуру и цивилизацию.Одним из редких исключений является Имхотеп – не-фараон Имхотеп прославился не менее своих современников царей. А может быть, и более.

Знаменитый «Не-фараон»

Обитателям мира античной греко-римской цивилизации о великом соотечественнике впервые рассказал Манефон. В своем перечислении он называет его Имутесом, славу которого сравнивает со славою Асклепия, бога-врачевателя древней Эллады. Первым, по словам египетского хрониста, Имутес начал строить здания из тесаного камня. Первым он научал людей и грамоте. Очень показательно при этом, что для Манефона слава Имутеса гораздо превосходит славу современного ему фараона, царя времени Древнего царства Тусотроса – так в греческой транскрипции передает он имя Джосера; фараона этого Манефон упоминает лишь в связи с Имутесом.По-египетски же имя Имутеса звучало как Имхотеп, что в переводе значит: «Пришедший в умиротворении».

Биография

О жизни Имхотепа, его происхождении, обстоятельствах, сопутствующих его деятельности, да и о самой его деятельности, в подробностях мы не знаем. Не идентифицирована с полной уверенностью гробница Имхотепа. Толща веков, которые отделяют нас от его времени, слишком велика, чтобы сквозь нее проник свет исторической истины.

Фото с сайта wikimedia.org

Фото с сайта wikimedia.org

Знаем только, что он:

  • жил во времена уже упомянутого фараона III династии Джосера, т. е. в последней трети XXVII в. до н. э.
  • был верховным сановником (чати) этого фараона
  • отвечал, как верховный жрец, за отправление культа бога Ра в Гелиополе (греческое название древнеегипетского города Иуну).

Самую же громкую известность принесла ему, однако, деятельность интеллектуальная. Благодаря ей он почитается как первый ученый, первый исторически засвидетельстванный архитектор, великий зодчий.

С его именем связывается строительство самого, пожалуй, известного сегодня «чуда света» древних времен – царских пирамид в Саккара, неподалеку от еще одного египетского города, даже возможной столицы времен Раннего и Древнего царства, Мемфиса.

Имхотеп – «Зодчий пирамид»

Первые цари Древнего Египта были наследниками власти богов. Они и сами в представлении своих подданных уподоблялись божеству во время своей земной жизни и соединялись с божеством после смерти.

Смерти, в общем, для них и не было. После мумификации и погребения, они возрождались к жизни вечной, и сами становились уже настоящими богами. Важным при этом был процесс погребения. Он в течение первых более чем полутысячи лет египетской истории осуществлялся в гробницах-мастабах.

Мастаба в переводе из арабского означает «скамья». Так гробницу первых царей назвали наследники великой цивилизации, утратившие всякую связь со своей древнейшей историей. Сами же египтяне в древности называли такие гробницы «пер-джет», что может быть переведено как «дом вечности».Эти пер-джет состояли из части надземной и части подземной. В подземной части, стены в которой были покрыты сакральными знаками, находился сам фараон, вернее – его мумия.В верхней части находилась статуя царя. В нее переселялась душа, если мумия уничтожалась или повреждалась.

Фото с сайта wikimedia.org

Фото с сайта wikimedia.org

Сама гробница строилась в форме усеченной пирамиды, из кирпича или тесаного камня. Существуют догадки, что форма гробницы стала воплощением мечты о совершенстве. Такую форму приобретают высыпанные в кучку зерна пшеницы.

Великое новшество Имхотепа состояло в том, что он придумал поставить мастабы одну на другую. Так был совершен прорыв к новой форме царских усыпальниц, к великим пирамидам в Гизе. Они-то и воплощают в полной мере пирамидальную форму сыпучих веществ!

Первая настоящая пирамида в Древнем Египте – это пирамида придуманная Имхотепом, и Имхотепом построенная. Предназначалась она для фараона Джосера – владыки и повелителя всего Египта. Она имела ступенчатую форму и состояла из, первоначально, четырех, поставленных друг на друга, мастаб. Впоследствии число ступеней было доведено до шести; такой она и дошла до нашего времени.

Высота построенной Имхотепом для Джосера пирамиды превышала шестьдесят метров. Ее основание имело форму прямоугольника со сторонами в 125 и 115 метров соответственно.

Строителям великих пирамид времен фараонов четвертой династии Древнего царства осталось только усовершенствовать ее форму, сделав склоны не ломанными, а пологими. Так и появляется грандиозный комплекс в Гизе, названный еще ошеломленными греками главным «чудом света»: все боится времени, однако время боится придуманных Имхотепом пирамид!

На статуе Джосера, чуть ниже официальной титулатуры фараона, значится: Имхотеп – строитель и ваятель каменных ваз (см.: Статуя Джосера. Каирский музей https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Djoser_statue.jpg?uselang=ru). Изготовленные из обсидиана, вазы Древнего Египта ставят в тупик многих наших современников совершенством своих форм, уровнем мастерства, позволившим изготовить их из сверхпрочного материала. Часто их приписывают инопланетянам. Традиция же считает их творениями Имхотепа.

И другие новации в архитектуре Древнего Египта приписывает тысячелетняя традиция великому египтянину. Он считается первым создателем колонн, применявшихся при строительстве храмов Древнего Египта, а за тем – и в строительной практике всего Восточного Средиземноморья, всего, в конечном итоге, мира.

Имхотеп – врачеватель

Вторым, но не менее, а для человечества – даже более важным занятием Имхотепа является врачевание.

Он вообще считается не только первым архитектором, но и первым исторически засвидетельствованным врачом. К его медицинским трактатам обычно относят основные положения знаменитого папируса, датируемого временами Среднего царства, так называемого «папируса Эдвина Смита» (см.: Фрагмент папируса Эдвина Смита https://commons.wikimedia.org/wiki/File:EdSmPaPlateVIandVIIPrintsx.jpg?uselang=ru).Имхотеп, очевидно, впервые обобщил врачебный опыт всех предшествующих ему эпох в истории Древнего Египта.

Знаменитейшее изречение из этого папируса является, своего рода, девизом независимости и научной добросовестности врачей последующих времен и народов: не учи ученого готовить лекарственные снадобья, – гласит оно.

Имхотеп – великий просветитель

Чати фараона, главный жрец гелиопольского храма, архитектор, строитель и врачеватель, Имхотеп был еще и великим просветителем.

С ним связывается появление грамоты – его изображают в виде сидящего перед свитком папируса юноши, а появляющиеся позже поучения непосредственно восходят к утраченному впоследствии, но, безусловно, хорошо известному самим египтянам «Поучению Имхотепа». Каков сюжет был этого поучения – нетрудно догадаться из последующих произведений такого типа. В нем, очевидно, египетский мудрец призывает к установлению добра и справедливости, законности и порядка. Вполне в духе Маат, в обществе которой он иногда изображается.

Слава Имхотепа

Не уступающий славой фараонам, Имхотеп воплощает в себе все науки и все искусства.Он – воплощение и олицетворение духа творчества, подвигавшего древних египтян к созданию одной из первых, – если и не первой, – цивилизации на Земле.

Фото с сайта wikimedia.org

Фото с сайта wikimedia.org

Безусловный авторитет хотя бы в силу своих официальных титулов для современников, с ходом времен он превращается в божество:

  • как врачеватель, он становится богом всех целителей, и в позднейшие времена в его честь отправляются богослужения в храмах Мемфиса и Фив
  • как покровитель всех наук и искусств, он входит в круг могущественных богинь Египта, Маат и Хатхор
  • в образе ибисов он отождествляется с богом-покровителем мудрости, всех наук, просвещения и письма Тотом
  • как создатель письменности, текстов, написанных на изловленном Маат папирусе, – выстроенных в безукоризненном порядке слов, – он хранит порядок, препятствует наступления хаоса и анархии тогда он уже спутник, или даже воплощение, Шу, отделяющего небо (Нут) от Земли (Геба)
  • как воплощение Тота, в эллинистические времена отождествляется с Тотом Гермесом Трисмегистом, и тогда его символом становится Сфинкс ; отметим, однако, что это теория целиком принадлежит эпохе великого синтеза культур античной и восточных цивилизаций.

Согласно египетской традиции, великий зодчий был мумифицирован. В позднейшие времена даже совершались паломничества к месту его захоронения, к его мумии, находящейся, якобы, в Саккара.

Мумия Имхотепа, однако, до сих пор не обнаружена. С полной уверенностью нельзя говорить, и что одна из почти ста двадцати известных сегодня пирамид – это пирамида Имхотепа. Обнаруженные в Саккара захоронения мумий священных птиц бога Гора (а, следовательно, и Имхотепа), ибисов, могут, конечно, служить своеобразными «дорожными указателями» для всех, кто пытается отыскать мумию самого египетского мудреца. Но сегодня она все еще является вожделенной целью как для египтологов, так и для многочисленных почитателей древнеегипетской цивилизации

Настоящая слава Имхотепа – не в мумиях и пирамидах. Делами своими он превосходит всех фараонов. И все пирамиды, создателем которых он, впрочем, и является.

perstni.com

Имхотеп - первый гений человечества

Авторитет Имхотепа в египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филах на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления...

Он был гением - первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий. Его называют предшественником Леонардо да Винчи.

Нам следует помнить его имя - Имхотеп, которое значит "входящий в мир". Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп - реальная историческая личность.

Имхотеп был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным визирем фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта ", "первое лицо после фараона", "верховного жреца Иуну", "главного скульптора", "главного плотника". Будучи простолюдином, Имхотеп благодаря своим талантам поднялся до высот первого лица Египта.

Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера - фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича.

Джосер, как было принято фараону, начал строить сеґбе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров.

Гений Имхотепа не ограничивался строительством. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. "Поговорки" Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта. Имхотеп смог прославится и как врач. Медицинские записи Имхотепа дают представление об его достижениях в этой области. Как врач Имхотеп был автором "Папируса Эдвина Смита", в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Предположительно, именно Имхотеп основал школу медицины в Мемфисе. И все это тысячелетия до рождения основателя западной медицины Гиппократа. Позднее именно Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия.

Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе: " ... сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы.

Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения".

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: "В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда" (прим. так они высказывали Имхотепу свое почтение).

Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа. Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма.

В Туринском Каноне, он почитался как "сын Птаха". Его чтили наравне с Тотом - хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом. Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре, где предположительно находится его гробница.

Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.

Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины "модели" больных частей тела.

Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба N3518. Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

p-i-f.livejournal.com

Биография Имхотепа | Туристический портал

Египет - страна пирамид, мифов, тайн. Современная наука не готова ответить на многие загадки этой величайшей древней цивилизации. Шага за шагом, словно малые дети в темноте, ученные пытаются с помощью новейших технологий, хоть немножко приоткрыть занавесу тысячелетних тайн. Одной из величайших загадок древности остаются египетские пирамиды. А также их зодчий – Имхотеп, биографию которого каждый историк трактует по-своему.

Имхотеп (jY-m-tp «Пришедший в мире»; Имутес) — выдающийся древнеегипетский архитектор, верховный советником Джосера — второго фараона ІІІ династии, верховный жрец.

Божественное начало.

До 1926 года личность Имхотепа не рассматривалась как «реальный человеком», его приписывали к многочисленному пантеону египетских богов. Достоинства, которые были ему присущи и так щедро описаны древними египтянами, не давали повода современным египтологам усомниться в том, что Имхотеп – бог. Древнее египтяне почитали его как бога медицины, астрономии и искусства.

Во многих сказаниях сказано, что Имхотеп основал египетскую медицину, стал автором нескольких трактатов, в том числе и «папируса Эдвина Смита», где впервые даны определения причин многих болезней. Греки уподобили Имхотепа с Асклепием, богом медицины.

Для египтян и греков Имхотеп был сыном Птаха – бога искусств, ремесел, истины и справедливости на земле, и Сехмет - повелительницы войны, палящего солнца и пламени, которая усмирив свой гнев, превращалась в целительницу и покровительствовала врачам. Вполне объяснимым становится ребус – великий зодчий, лекарь, ясновидящий. А почему и нет, если твой отец бог, сотворивший землю и все на земле.

Поклонялись Имхотепу вплоть до времен правления Птолемеев. В его честь строились, часовни. Особо почитаемой была часовня в Саккаре, названая Асклепейоном (больницей), в которой Имхотеп лечил страждущих. В конечном итоге его стали почитать как Тота - «Главного Покровителя Ибисов», бога мудрости, создателем наук и иероглифов.

Доказательства земной жизни.

Проводя раскопки ступенчатой пирамиде в Саккаре в 1926 году, были обнаружены фрагменты статуи фараона Джосера. На пьедестале наряду с именем фараона была такая надпись: " Имхотеп - хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз".

Манефон писал, что Имхотеп ведал в искусстве врачевания, он первый изобрел метод обтесывания камня для памятников и построек; увлекался он и литературой. Верховный сановник и личный друг фараона Джосера, - величайших из гениев в истории человечества...

Его отец, Канефер,- начальник работ севера и юга, был назначен самим фараоном руководителем работ во всем царстве. Основы строительного ремесла Имхотеп перенял от отца, в царских мастерских столицы древнего Египта - Мемфиса.

Предание гласит, что Имхотеп отличился не только выдающимся способностями в зодчестве и врачевании, но и как маг, астролог, писатель, мыслитель и философ.

Согласно древним записям, Имхотеп разработал проект первой каменной пирамиды и, как принято считать, предложил строить из высеченного камня вместо применяемого в то время сырцового кирпича, который изготовляли из глины с соломой. Используя новую технологию, Имхотеп построил небезызвестный мемориальный комплекс в Саккаре. Некоторые египтологи полагают, что пирамидальный комплекс в Гизе строился по единому проекту, разработанному Имхотепом.

Принято считать, что Имхотеп планировал построить каменную обычную мастабу, но уже в процессе планы, по неведомым причинам, изменились. В результате изменений в плане, мастаба преобразовалась в ступенчатую пирамиду. После исследования пирамиды стало явно видно, что строительство производилось в несколько этапов.

Последние исследования первой ступенчатой пирамиды дают предположение, что строительство велось на основании мастабы, построенной для фараона Джосера Санахта. Но и данное утверждение вызывает массу споров и дискуссий среди археологов и египтологов, некоторые считают, что первоначальное сооружение было построено задолго до династического периода.

Что можно сказать с уверенностью, так это то, что в конструкции пирамиды Джосера есть особенность, которая не встречается более ни в одной из пирамид – огромная вертикальная шахта, с многотонным гранитным саркофагом. Шахта имеет перекрытие в виде купола. На крышке саркофага размещено круглое, закрытое пробкой, отверстие. Сам саркофаг покоится на обломках непонятного мраморного сооружения, украшенного резьбой в виде звезд. Эти обломки стали объектом пристального внимания археологов, которые считают, что саркофаг собран не на целом сооружении, а именно на обломках.

Пирамида

Пирамида, построенная Имхотепом, выполнена в виде шести ступеней. Размеры постройки были грандиозными на то время: 125 м на 115 м и приблизительно в высоту 62 м. считается первой пирамидой Древнего Египта. На сегодняшний день пирамида находится в довольно хорошем состоянии, не смотря на то, что за минувшие века была занесена песком. Стиль и форма этой пирамиды, стали образцом для строительства с камня далеко за пределами Древнего Египта.

Заинтересовать фараона и жрецов таким масштабным строительством мог человек с огромным авторитетом, обладающий особой властью и мудростью.

При дворе фараона Джосера, такое настолько высокое положение занимал Имхотеп, выше которого стоял только фараон.

Величие Имхотепа было настолько признано, что его почитали как величайшего мудреца всех времен, имеющим «волшебную силу богов».

В подземных галереях пирамиды Джосера была обнаружена уникальная коллекция предметов, которые принадлежали к наследию древних Богов Египта. Сосуды, тарелки, вазы и многие необычные предметы изготовленные с гранита, кварцита и прозрачного камня, толщина которых доходит до 1,5 - 2,0 миллиметра с наружной и внутренней идеальной шлифовкой, свидетельствуют о невероятных знаниях, совершенных технологий и инструментов древних мастеров.

Древние египтяне знали о существовании более древних и могущественных цивилизаций, и искали их знания. Одним их доказательств является свиток фараона Хеопса, где ясно указано, что фараон искал тайные комнаты в пирамидах с священными формулами Бога Тота.

Римский историк Марцеллин в IV веке н.э. с целью поиска древнейших рукописей организовывал экспедиции, в Египет, предполагая, что они спрятаны под пирамидами или в храмах.

Найденная коллекция в пирамиде построенной Имхотепом, свидетельствует о удачных раскопках, которыми он руководил.

Помимо строительства, Имхотеп занимался вопросами царской казны, от имени фараона вел переписку с правителями иных государств и фактически управлял страной.

Имхотеп - премьер-министр!

Имхотеп был первым, кто занимал должность премьер-министра в древнем Египте. Также он был "священником Гелиополя"

На государственные должности, как правило, назначали из числа членов правящей семьи или доверенных лиц к фараону. Высшие посты, в том числе и пост премьер-министра, занимали сыновья фараона.

В древних записях о Имхотепе указывается, что он человек, который добился своего положения исключительно собственными силами.

«Южная Могила» - гробница Имхотепа?

Опираясь на древнегреческие тексты, в которых говорится о месте недалеко от Мемфиса, в котором собирались люди для того, что бы поклониться Имхотепу и получить излечение с его помощью, археологи искали могилу Имхотепа непосредственно вблизи ступенчатой пирамиды. И в 1928 году они нашли лабиринт подземных туннелей, в обилии заполненных мумиями птиц ибисов, а в некоторых галереях быками. В.Б.Эмери был уверен, что это и есть гробница великого мудреца, описанная греками. Найденные здесь надписи и монеты доказывали, что люди приходили сюда с целью быть исцеленными.

При дальнейших раскопках был обнаружен вход в двум погребальным палатам. Первая была наполнена разбитыми каменными вазами и кувшинами с оттисками печати Джосера. Это стало доказательством того, что найдена могила высокопоставленного лица времен правления фараона Джосера. Так, как на стенах не было никаких надписей, а в второй палате саркофаг был пуст – доказать или опровергнуть что найденная могила является гробницей Имхотепа нет никакой возможности.

Имхотеп - библейский Иосиф?

Исследователи Библейских текстов сделали сенсационное заявление, в рамках которого Имхотеп это библейский Иосиф, а комплекс при ступенчатой пирамиде Джосера – огромные зернохранилища, распорядителем которых был Имхотеп/Иосиф. В доказательство правоты своей версии авторы наводят сравнение деяний Имхотепа и Библейские тексты.

Прошло более 4000 лет после жизни Великого зодчего, но его жизнь, деятельность и знания до сих пор теребят умы ученным. Пусть и не осталось его книг (или просто их еще не нашли?), он оставил в память о себе огромное наследие в виде первой ступенчатой пирамиды и легенды.

warps.ru

Имхотеп - египетский архитектор

Этот египетский зодчий, имя которого переводится, как «Пришедший в мире», вошел не только в «архитектурную» историю своего государства, но и всего мира, как создатель знаменитой Ступенчатой пирамиды фараона Джосера (2630-2611 до н. э.), ставшей основой для всех последующих погребальных сооружений подобного типа.

Ступенчатая пирамиды фараона Джосера

Имхотеп является создателем Ступенчатой пирамиды фараона Джосера

Имхотеп — человек, который после своей смерти был отождествлен древними египтянами с богом врачевания и покровителя целителей Асклепием. С этим богом известного зодчего роднило не только общее ремесло (по некоторым сведениям, архитектура — не единственное занятие Имхотепа: он также был астрономом, управляющим царским двором, писателем, начальником скульпторов и каменотесов, врачом и даже верховным жрецом Ра города Гелиополиса) — врачевание, но и общая «малая родина» — город Крокодилополис (сейчас на его территории располагается Мединет-эль-Файюм).

Появившись на свет в семье архитектора Канефера, Имхотеп с рождения естественным образом «влился» в прекрасный мир удивительных сооружений и необычных строений, и через некоторое время, пройдя довольно тернистый путь и сменив на нем большое количество высоких званий (вплоть до визиря Египта), тем не менее, вернулся к своим истокам — зодчеству, став придворным архитектором фараона Джосера и построив для него знаменитую Ступенчатую пирамиду.

До создания Имхотепом Ступенчатой пирамиды властителей Египта хоронили в изготовленных, как правило, из известняка мастабах — гробницах, состоящих из двух частей: подземной, где непосредственно хоронили мумию усопшего правителя, а также надземной, представляющей собой холм, возвышающийся над собственно усыпальницей. Определенное время фараоны, «вечные дома» которых ничем не отличались от последних прибежищ обычных людей, не видели в этом ничего необычного, однако вскоре им, а точнее фараону Джосеру Нечерихету, ситуация показалась двусмысленной и захотелось чего-то более величественного, монументального и соответствующего масштабу личности правителя.

Делая заказ на свою усыпальницу фараон не представлял себе, как она будет выглядеть

Сделав заказ на новую форму усыпальницы, фараон вряд ли представлял, что именно он хотел бы получить в результате. Тем не менее, его придворный архитектор блестяще справился с поставленной задачей, придумав увеличить высоту погребального сооружения путем наложения каменных мастаб друг на друга, в результате чего «свет увидела» первая египетская пирамида.

Имхотепа неспроста называют изобретателем каменного зодчества. Несмотря на то, что с камнем были знакомы многие другие архитекторы, именно Имхотеп предпринял удачную попытку построить из него царскую усыпальницу. Кроме того, многие современные математики удивляются точности расчетов египетского архитектора, которые позволили не только создать, но и сохранить для потомков прекрасное древнее сооружение.

Выбрав подходящее место для царской усыпальницы (на территории Саккары), Имхотеп, прежде всего, велел рабочим построить глубокую погребальную камеру, в которую впоследствии будет помещен саркофаг с мумией фараона Джосера, а также подземные галереи, в которые безутешные потомки смогут поместить различные ритуальные предметы. Кроме того, были предусмотрены помещения для всех членов семьи фараона, которые впоследствии были объединены с царской камерой.

Закончив с подземной частью гробницы, Имхотеп перешел к ее верхнему участку, и на этой стадии строительных работ его осенила блестящая мысль — сделать надземную часть погребальной постройки похожей на лестницу, ведущую в небо, по которой его фараон сможет беспрепятственно туда подняться. Для этого Имхотеп «поставил» друг на друга шесть уменьшающихся кверху мастаб таким образом, что получилась 60-метровая Ступенчатая пирамида.

Между прочим, Имхотеп вошел в историю архитектуры также, как зодчий, первым придумавший погребальный ансамбль: он спроектировал не только усыпальницу фараона, но и многочисленные «сопутствующие» строения — часовни, внутренний двор, молельни, ложная гробница, заупокойный храм и т.д.

Имхотеп, помимо всего прочего, является «автором» колонн и пилястров новой, не встречающейся до пирамиды Джосера ни в одном египетском сооружении формы — протодорических: колонны выглядели, как «букет» стеблей, украшенных желобками, а пилястры представляли собой распустившиеся цветы лотоса и папируса.

Имхотепу приписывают возведение храма в Эдфу, однако до сих пор этому нет никаких определенных доказательств.

После своей смерти (кстати, гробница великого зодчего не была обнаружена, хотя многие исследователи утверждают ее близость к Ступенчатой пирамиде Джосера) Имхотеп был наделен древними египтянами божественными свойствами, которые позволяли даже в поздний — греко-римский период — исцелять всех, посещающих посвященные ему храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле. В наши дни имя древнеегипетского архитектора увековечено не только на нашей планете, но также и в названии меркурианского кратера.

sitekid.ru

Имхотеп - великий ученный в древности

 Имхотеп

На заре истории появился загадочный человек Имхотеп, на одной древней табличке возраст который 4600 лет до нашей эры, в ней говорится о его славе и он был, визиром царя Нижнего Египта, архитектором верховным жрецом Гелиополиса, являлся очень разносторонним человеком.

 

При правлении фараона Джосера примерно 2778-2268 годов до нашей эры, Имхотеп начал проектировать строительство первой Великой ступенчатую пирамиду в Саккаре, шесть уменьшающихся ступень вниз от верхушки, пирамида стала первым прототипом всех пирамид, возможна даже Великой пирамиды в Гизе и это вполне одна из тайн истории. Имхотеп этот великий ученый изменил жизнь египтян, из чего строили раньше а именно глина,тростник, дерево, он заменил на камень, так же он изменил декорации Мемфиса и мы теперь любуемся этим произведением искусства арки, своды.

 

Фараон Джосер с ученым Имхотепом, смотрят строительную площадку для усыпальницы фараона

 

Имхотеп также еще был и врачом, его метод лечения заключался в том что на больного лили воду, вода стекала в резервуар, где в ней купались другие больные, произносились молитвы, стояли статуи древни египетских богов этот метод чем похож на современный водолечением, и еще один метод пациент находясь в темном помещении человек помещался в состояния гипноза зачет монотонного пения и различными предметами и человек выздоравливал и эта уникальная тайная история цивилизации Египта который создал зодчий Имхотеп со своими разносторонними знаниями.

 

 

Ну этот ученый был не только строитель, и врач он также был военным министром, верховным судьею, канцлером, министром по делам культуры, еще он создал округа эта как наши области, открыл школы что бы все чиновники имели образования Имхотеп ловил чиновников за взятки, следил чтоб некто не превышал должностные полномочия.

 

Имхотеп

 

Гробница древнего гения Имхотепа так и не найдена, есть миф о том что с местью мумией Имхотепа, есть его мемуары и подарки богов, вполне возможно такие же подарки есть и под Сфинксом где плато Гизо.

 

Первая пирамида гигантских размеров появилась в Египте, около 2700 лет тому назад. Правитель Джосер, фараон третьей династии, по принятому в то время обычаю, повелел построить для себя усыпальницу. Судя по первичной кладке, в самом начале строительства, это была обычная, небольших размеров мастаба, имеющая пирамидальную форму. Архитектор родом из простой семьи, жрец, прошедший страшный обряд посвящения Имхотеп, согласно древней традиции, занимавший в то время место высокопоставленного сановника, приступил к работе.

Египтологам достоверно известно, как проходил древний обряд. Клинописи сообщают, что кандидата в жрецы помещали в пустой саркофаг, посыпали песком и плотно закрывали крышку. Саркофаг размещался в одной из потайных комнат, строго в определённом направлении. Считалось, что выбранное положение направляет электромагнитные поля (божественные силы) таким образом, что все видения испытуемого материализуются. Найденные мумии людей, умерших от укусов животных, которые не обитали в Египте, делают записи правдивыми. Немногим удавалось выжить, пока совет принимал решение. Обряд готовил избранных к самоконтролю, ведь они на протяжении жизни будут обращаться в другие миры за помощью и знаниями.

Второй загадкой стало само строительство. От примитивной мастабы, всего за несколько десятилетий, был совершён резкий скачок к грандиозному сооружению. Ни тот ли самый обряд наполнил ум Имхотепа знаниями. Шестиступенчатая пирамида Джосера с комплексом построек, сфинкс, три великие пирамиды, были по египетскому приданию спроектированы Имхотепом. Разработка применённых технологий строительства, необходимый инструмент создавались бы не менее тысячи лет. По сей день, никто из архитекторов не взялся бы за строительство пирамиды.

Пифагор приписывает египетским жрецам божественное происхождение в своих трудах. Он и многие другие летописцы Греции знали точно, что Атлантида существовала и была разрушена. Там жили «яйцеголовые», обладающие мощными силами и технологиями.

 

Египтяни с яйцеголовой

После потопа, некоторым атлантам удалось выжить, и они поселились между людей и стали называться богами, из-за их сверхспособностей. Был ли Имхотеп атлантом? Ни это ли объясняет блестящий взлёт в карьере, великие знания?

 

Изображение Атлантов в Египте

Имхотеп оставил после себя трактат, в котором подробно описано лечение 48 болезней. Одно из них явно говорит о катаракте, называя её задним глазом, одним из ингредиентов рецепта снадобья была слеза свиньи.

Имхотеп

 

Спустя тысячи лет, ученые, искавшие антисептик, обнаружили пенициллин именно в ней. Египтяне могли производить пересадку органов, делать операции по шунтированию сердца, подробности, подобно комиксам запечатлены в рисунках. Откуда такие познания?

Но вернёмся к постройке пирамиды Джосера. Имхотеп выбрал для неё необычный материал. Все прежние мастабы были сооружены из сырцового кирпича, пирамида Джосера построена из камня.

 

Пирамиды Джосера

 

Он первый использовал колонны, которые были ранее не известны Египту. В этой пирамиде была расположена семейная усыпальница, позднее в них хоронили одного фараона. Каменные строения вообще неизвестны до времён Имхотепа.

Молодого мужчину будоражила идея, которую он хотел запечатлеть в камне, чтобы оставить в наследство будущим поколениям. Все знания с этих времён передавались в символьном зашифрованном виде. По преданию египтян, пирамиду венчал кристалл, который помогал получать божественные знания и омолаживать организм. Долгожительством отличались жрецы Египта, сам Имхотеп прожил 120 лет и исчез, в народе говорят, что его забрал бог.

Кроме медицинского трактата Имхотепа, все остальные клинописи жрецов написаны специальными кодами, которые не расшифрованы до сих пор. Кому понадобилось кодировать знания? По преданию, после смерти Джосера на престол взошёл фараон, желавший овладеть кристаллом власти и знаниями жрецов не пройдя посвящения. И тогда, кристалл был снят по приказу Имхотепа и спрятан в зале свидетельств, затем сам маг исчез.

Его называли Трисмегистом, он был мудр, все знания расположил на всеобщем обозрении, зная наверняка: видящий да увидит. Все постройки, элементы, двери и потайные ходы имели символическое значение в уме Имхотепа.

 

Трисмегист

 

Достоверно известно, что египтяне пользовались медной посудой, исцелялись гипнозом и даже имели свои собственные санатории. Жрецы брали в виде платы за лечение фигурку, изображавшую вылеченный орган из серебра или золота.

До Имхотепа, египтяне были слабым, бедным народом. А во времена его управления государственными делами, расцвело сельское хозяйство, долина Нила дарила избыточные урожаи. Египет стал торговать, заниматься ремёслами. К египетским жрецам издалека приезжали вельможи, чтобы вылечить зубы или просто взглянуть на грандиозную пирамиду.

Зачем завещал Имхотеп спрятать все его письменные труды под сфинксом? Египетскими властями запрещены раскопки рядом и под сфинксом, почему? Принц Фахрей, посещая пирамиды, Гиза присел на одну из плит у подножья плит, сработал древний механизм, и открылась дверь в подземелье.

 

Имхотеп

 

Фарух спустился вниз, а через некоторое время вернулся бледный и закрыл вход. Что увидел в глубине Фарух неизвестно. Почему так тщательно хранится секрет сфинкса? Некоторые учёные предполагают, что в подземелье хранится величайшая египетская библиотека, знания которой могут, как ускорить прогресс человечества, так и уничтожить его.

Загадка остаётся нераскрытой. Кем на самом деле был Имхотеп? Богом или человеком? Куда исчезли клинописи, написанные им? Как считать символы пирамиды Джосера и узнать о том, что хотел рассказать нам великий Трисмегист?

 

 

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Имхотеп – библейский Иосиф?. Цивилизация древних богов Египта

Имхотеп – библейский Иосиф?

Долгое время фигура Имхотепа считалась исключительно мифической, не имеющей под собой реального прототипа. И данные о нем хранились лишь в древних преданиях египтян.

Манефон, основываясь на этих преданиях, писал, что "во время правления фараона Джосера третьей династии жил Имутес (Имхотеп), который из-за своих медицинских навыков среди египтян имел репутацию Асклепиуса (греческого бога медицины) и который был изобретателем искусства строительства из тесаного камня".

Но Имхотеп не просто имел репутацию бога медицины. Ко времени Манефона Имхотеп уже был непосредственно возведен в статус бога. Именно это заставляло специалистов сомневаться относительно существования реального человека под таким именем. Но в 1926 году вопрос был улажен раз и навсегда – Имхотеп был реальным человеком. В ходе раскопок в Саккаре были найдены фрагменты статуи фараона Джосера. На ее пьедестале вместе с именем фараона Джосера была написана следующая надпись:

"Имхотеп – хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз".

Ныне считается уже почти достоверно установленным, что Имхотеп был не только реальным человеком, но и является архитектором широко известной Ступенчатой пирамиды и комплекса около нее. Комплекса, который, по мнению египтологии, в Древнем Египте выполнял роль культово-религиозного поминального сооружения.

Однако интернет-проект "Новейшие Библейские Археологические Открытия" предлагает совершенно иную версию как по вопросу идентификации самого Имхотепа, так и по вопросу функционального назначения комплекса при Ступенчатой пирамиде Джосера. В рамках этой версии: Имхотеп – библейский Иосиф, а сооружения в Саккаре – громадные зернохранилища, находившиеся в ведении Имхотепа/Иосифа.

В доказательство этого авторы версии приводят достаточно детальное сравнение деятельности Имхотепа и письменных артефактов с текстами Библии. И что-то в этом есть…

Судя по имеющейся в распоряжении археологов и историков информации, Имхотеп занимал исключительно высокое положение в Египте времен Джосера. Аналогичное высокое положение занимал и библейский Иосиф.

"И сказал фараон Иосифу: "Так как Бог открыл тебе все это, то нет никого мудрее тебя. Я поставлю тебя над моей страной и народ мой будет повиноваться тебе; только престолом я буду больше тебя". И сказал фараон Иосифу: "Отныне ты будешь правителем всего Египта", и дал фараон Иосифу перстень со своей царской печатью с руки своей и одел его в одежду из тончайшего полотна, а на шею ему возложил золотую цепь. По воле фараона Иосифа везли на второй из колесниц, а перед колесницей Иосифа шли телохранители и провозглашали народу: "кланяйтесь Иосифу". И стал Иосиф правителем всего Египта. И сказал фараон Иосифу: "Я, фараон; никто другой в Египте не смеет пошевелить рукой или ногой без твоего на то разрешения". (Бытие 41:39-44)

Фактически это звучит так, как будто Иосиф был первым человеком, которому фараон когда-либо давал такую честь. Главная должность Иосифа – премьер-министр, и Имхотеп, вероятно, был первым, кто мог похвастаться таким широким диапазоном полномочий в древнем Египте.

Весьма важное свидетельство, которое соединяет Имхотепа с Иосифом, – это вырезанная на большом камне надпись, найденная на острове Сехель близ Асуана на реке Нил (см. Рис.15), называемая Стелой Голода. Надпись утверждает, что она является копией документа, написанного Джосером на восемнадцатомом году его правления. Эта копия, как в ней говорится, была сделана спустя более 1000 лет после описанных в ней событий. Она говорит о семилетнем голоде и семи годах изобилия и обнаруживает опредленную согласованность с библейскими текстами.

1. Повествование на стеле начинается с большого бедствия фараона: "Я был в бедствии на Великом Троне…"

В Библии: "Утром фараон был очень встревожен своими снами". (Бытие 41:8)

2. В надписи фараон обеспокоен о надвигающемся голоде и спрашивает Имхотепа – кто есть бог Нила, кто может решить проблему засухи: "…Я спросил его, Управляющего… Имхотепа, сына Птаха…, что является местом рождения Нила? Кто находящийся там бог? Кто бог?" Имхотеп отвечает: "я нуждаюсь в указаниях Того, кто осуществляет контроль за подачей благ…"

Библия: "И отвечал Иосиф фараону, говоря: я не могу истолковать твои сны; но Бог может объяснить их тебе". (Бытие 41:16)

3. В египетском тексте Имхотеп назван "сыном Птаха". Птах – это египетский бог, известный как "создатель" всего, включая других богов. Библейский Бог, как известно, тоже считается "создателем всего сущего".

4. В надписи Имхотеп рассказывает фараону о боге Нила и сообщает ему, где тот живет. В Библии же Иосиф истолковывает сон фараона. Но следующий текст на стеле сообщает, что когда фараон спал, бог Нила Хнум явился фараону во сне и обещал, что Нил изольет свои воды и земля будет в изобилии в течение семи лет после семилетней засухи. Этот отрывок, как и в Библии, сообщает о сне фараона о семилетнем изобилии и семилетнем голоде, хотя и с измененной последовательностью.

5. Затем надпись говорит об обещании Джосера богу Нила Хнуму. Согласно этому обещанию, люди должны будут отдавать в виде пошлины десятую часть всего, исключая священников "дома бога", которые будут освобождены от этого.

Библия: "В те времена Иосиф ввел в стране закон, который действует и поныне. Закон гласил, что пятая часть всего, что рождает земля, принадлежит фараону, фараон же владеет всей землей, за исключением земли жрецов, которая не принадлежала фараону. (Бытие 47:26)

Таким образом, обнаруживается всего два существенных расхождения между надписью на камне и текстами Библии. Во-первых, обратный порядок 7 лет голода и 7 лет изобилия. И во-вторых, фараон налагает 10%-ный налог на все население (кроме духовенства), а Библия сообщает о 1/5 части или 20%-ном налоге.

Предполагается, что эта надпись была написана в течение II столетия нашей эры священниками бога Хнума с целью оправдания их требований о некоторых привилегиях на землю. Текст надписи гласит, что фараон посвятил часть земли и налогообложения богу.

(Но, это не единственная надпись с такой "историей" – подобная надпись имеется на острове Филаи, только она содержит заявление жрецов богини Исиды, что Джосер сделал тот же самый подарок их божеству для той же самой цели.)

Авторы версии обнаруживают и другие черты сходства между Имхотепом и Иосифом.

Имхотеп – самый первый врач, о ком исторические свидетельства дошли до наших дней. И хотя Иосиф не упоминается как врачеватель, Библия дает один очень важный ключ к этому: "И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля". (Бытие 50:2) Здесь определенно заявляется, что врачи были под руководством Иосифа. Хотя, конечно, они могли повиноваться ему и лишь потому, что он был "первым после фараона"…

Библейские писания говорят о мудрости Иосифа: "И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты" (Бытие 41:39)

Снова свидетельство, по мнению авторов версии, указывает на Имхотепа. Имхотеп также был почитаем за свою мудрость. В нескольких надписях намного более поздних времен, была сделана ссылка на мудрые "слова Имхотепа".

До настоящего времени из работ Имхотепа ничего не было найдено, однако есть несколько работ "мудрых высказываний", приписанных некоему "Птахотепу", который известен как премьер-министр фараона V династии. Но известно целых пять "Птахотепов", и все они были премьер-министрами фараонов V династии, все были священниками Гелиополя или Она (библейское название Гелиополя). Свидетельства предположительно указывают на то, что после Имхотепа среди более поздних премьер-министров появилась тенденция копировать и приписывать себе славу свершений Имхотепа и его изречения – практика, которая среди других была печально известна за египтянами.

Памятуя о том, что "мудрость Птахотепа" вполне могла быть на деле изначально "мудростью Имхотепа", проведем некоторые сравнения писаний Птахотепа с Библией:

1) "Не гордитесь своими знаниями" (Птахотеп)

"Не будь мудрецом в глазах своих (не полагайся на свою мудрость), но почитай Господа и удаляйся от зла" (Притчи 3:7)

2) "Не строй планов на завтра, так как не знаешь что будет" (Птахотеп)

"Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что принесет тебе этот день" (Притчи 27:1)

3) "Если ты хочешь иметь друга, не справляйся о нем у других, но обратись к нему напрямую и имей дело с ним одним" (Птахотеп)

"Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить ее между собой. И не выдавай тайны другого" (Притчи 25:9)

4) "Если ты – поверенный, посланный одним большим человеком к другому, твердо придерживайся сущности того, для чего ты был послан, передавая его сообщение так, как он сказал это сделать" (Птахотеп)

"Как прохлада снега во время жатвы, так и преданный посыльный для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду" (Притчи 25:13)

5) "Научи превосходящего тому, что является полезным для него" (Птахотеп)

"Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание" (Притчи 9:9)

Можно найти также параллели в других книгах, например Псалмах и у Экклезиаста:

6) "Если каждый последующий род будет хранить слово сие, то они не канут в лету" (Птахотеп)

"Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям" (Псалтырь 77:5-6)

7) "Прими меры против порока жадности – это печальная болезнь без средств излечения от этого. Нет никаких средств, чтобы излечить это" (Птахотеп)

"Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это – суета и тяжкий недуг!" (Экклезиаст 6:2)

8) "Если ты присутствуешь перед достойным человеком, который сидит в совете господ, то твоя тишина будет лучше чем болтовня… Получи уважение к себе через мудрость…" (Птахотеп)

"Намного лучше крика правителя глупцов, слова спокойно сказанные человеком мудрым" (Экклезиаст 9:17)

9) "Мудрый известен своей мудростью, великий – своими свершениями; их сердца соответствуют их языку… " (Птахотеп)

Характер человека связан с его поступками (см. Притчи 12:17). Слова могут творить добро и зло (см. Притчи 1:11). "Язык может говорить слова, которые приносят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствия сказанного ими" (Притчи 18:21)

10) "Если ты среди гостей за столом большего человека – бери что он дает как это установлено перед тобой" (Птахотеп)

"Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою…" (Притчи 23:1)

Налицо если и не явное соответствие, то по крайней мере весьма сильное сходство…

Есть несколько других известных фактов относительно жизни Имхотепа, которые продолжают подтверждать гипотезу его отождествления с библейским Иосифом.

Библия утверждает, что фараон времен Иосифа уже царствовал в течение некоторого периода времени, когда Иосиф был наконец доставлен к нему, чтобы объяснить значение его сна. И данные явно указывают, что Имхотеп не был премьер-министром Джосера с самого начала его правления. Фактически, нет никаких упоминаний об Имхотепе на более ранних памятниках Джосера.

Имхотеп не был архитектором могилы Джосера, построенной в Бэйт Халлаф, строительство которой было, вероятно, предпринято вскоре после того, как тот стал фараоном. В этой более ранней могиле, которая подобна могилам предшествующих династий, есть запечатанные с погребальной землей кувшины, на которых присутствует надпись имени Джосера, надписи имени его матери и имен других многочисленных должностных лиц времени его правления. Но имени Имхотепа там нет, а это указывает на то, что в то время он пока еще не был назначен на его высокий пост.

Другая доступная информация об Имхотепе также работает на версию его идентификации с Иосифом. Например, некоторые записи о его титулах указывают, что он не был членом семьи фараона, но был "человеком, добившимся своего положения своими собственными силами". Этот случай был уникальным, потому что премьер-министром фараона обычно был его сын или другое лицо, обязательно из числа ближайших родственников.

Далее. Имхотеп был "священником Гелиополя". Библейское название Гелиополя – "Он". Из истории Иосифа мы знаем, что во время брака Иосифа его тесть был "священником Она":

"Фараон дал Иосифу другое имя: Цафнаф-панеах и дал ему в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (или Она). И стал Иосиф правителем всего Египта" (Бытие 41:45).

Так как Асенефа по своему возрасту в это время подходила для того, чтобы жениться на Иосифе, то из этого следует, что ее отцу в то время было где-то за сорок. В древнем Египте продолжительность жизни людей составляла в среднем приблизительно не более 50 лет. По его смерти или неспособности выполнять свои обязанности, вполне можно предположить, что его зять был назначен на его пост, особенно если этот зять так высоко ценился фараоном…

В целом стоит признать: параллели если и не однозначны, то весьма убедительны. И я специально старался не слишком отходить от текста авторов версии, лишь несколько "причесав" и упорядочив его.

* * *

Именно Имхотепу приписывают то, что он разработал проект Ступенчатой пирамиды и начал строить из высеченного камня вместо распространенного повсюду необожженного кирпича, изготавливаемого из глины с добавлением соломы. Но он был архитектором не только самой пирамиды, но и целого комплекса сооружений около нее, окруженного общей стеной, напоминающей стены крепостных сооружений и ограждающей большой участок прямоугольной формы площадью в 500х280 метров.

Рис. 60. План комплекса Ступенчатой пирамиды

Эта стена-ограда имела тринадцать ложных дверей и всего один-единственный настоящий вход, который расположен в юго-восточном углу участка. Пройдя через этот главный вход, попадаешь в длинную крытую колоннаду, ведущую практически к центру южной стены комплекса. Это, по сути, – длинный узкий зал из известняка с 40 резными колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с внешней стеной зала перегородкой, в результате чего получаются как бы маленькие "кабинки" между каждой колонной.

Рис. 61. Колоннада комплекса Ступенчатой пирамиды

Строго говоря, функциональное назначение зала с колоннами не ясно. Впрочем, то же самое относится и к большинству других конструкций комплекса, которым по привычке египтологи приписывают некое "культово-поминальное назначение". В их числе – отдельная группа сооружений на южной окраине комплекса, окруженная стеной с изображением кобр. Иногда можно встретить утверждение, что это была пирамида-спутница или что-то недостроенное, запланированное как пирамида-спутница, хотя ни на какую пирамиду это вовсе не похоже. В большинстве же источников эта группа сооружений называется погребальным комплексом или "южной могилой".

Но более всего она напоминает ряд просто очень больших ям, которые уходят глубоко в землю. Ямы прямоугольной формы соединены между собой туннелем, который проходит намного ниже уровня земли. А крайняя из них имеет лестницу, доходящую до основания.

Рис. 62. Лестница, ведущая в "зернохранилище"

Как туннель, соединяющий между собой ямы, так и лестница – элементы, совершенно нехарактерные для египетских захоронений. Особенно лестница, предоставляющая легкий и абсолютно незакрытый доступ во все эти ямы…

В довершении ко всему (по утверждению авторов версии Имхотепа/Иосифа) на полу этих ям было найдено зерно. Египтологи объясняют это тем, что это остатки от пищевых продуктов, захороненных с умершими, однако никаких свидетельств погребений в этих ямах никогда не было найдено.

Авторы версии предлагают совершенно иной вариант назначения этой группы странных сооружений. Они считают ямы… бункерами для зерна!…

"Проект этих бункеров грандиозен. Их одиннадцать [мы столько не насчитали, но может быть, не все из них открыты и доступны обозрению – А.С.] и только один из них имеет лестницу, доходящую полностью до основания. Когда ямы были заполнены зерном, то сверху они могли быть запечатаны куполом или просто крышей, изготовленной из дерева и камня. Ко всему зерну можно было иметь доступ только из одного входа…"

Согласно Библии, Иосиф назначил людей повсюду по земле египетской, чтобы наблюдать за сбором и хранением зерна во всех городах: "Да повелит фараон поставить над землей надзирателей и собирать в течение семи лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской; и тогда в течение семи лет эти люди соберут много зерна и соберут его в городах под ведение фараона до тех пор, пока она не понадобится, и только ты, фараон, будешь этим распоряжаться" (Бытие 41:34-35).

"Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской" (Бытие 41:55-56).

"Иосиф в это время был правителем Египта и распоряжался продажей зерна тем, кто приходил в Египет. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли" (Бытие 42:6).

Авторы гипотезы предполагают, что тем местом, куда прибыли братья Иосифа, была Саккара.

Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в Саккарском комплексе такие большие бункеры, которые могли хранить огромное количество зерна – возможно, даже больше, чем нуждался бы отдельный город.

При входе в этот комплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которых имеет такой размер, что в эту кабину мог помещаться один человек, который управлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с целью купить зерно. Могло быть также несколько таких "кассиров", чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на разных языках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины были предназначены для статуй, однако там не было найдено не только статуй, но и никаких опор для статуй или их следов. Статуи могли исчезнуть, но опоры обычно остаются.

Комплекс в Саккаре уникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описан Уильямом Хейесом как являющийся "настоящим городом по своей сути, запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов" ("Скипетр Египта").

Фактически, египтологи имеют тенденцию называть все, что они находят, "могилой". Они так и назвали весь этот комплекс – мемориальный комплекс Джосера. Но все отличительные особенности этого комплекса фактически показывают, что он являлся, скорее, не "домом умерших", а большим хозяйственным центром живых…

Любопытно, что в средние века имела весьма широкое распространение версия, согласно которой сами пирамиды Египта (и даже пирамиды на плато Гиза) были… зернохранилищами!… И даже уже в V столетии нашей эры латинские авторы Юлий Хонориус и Руфинус писали, что пирамиды – зернохранилища Иосифа. Так что "Новейшие Библейские Археологические Открытия" лишь малость изменили эту версию, придав ей некоторую осмысленность. Вполне может быть, что до Хонориуса и Руфинуса доходили какие-то отголоски от реального наличия зернохранилищ в Египте возле пирамид…

* * *

Авторы вышеизложенной гипотезы видят в комплексе Саккары и личности Имхотепа очередное "доказательство" достоверности Библии. Правда, время правления Джосера (а следовательно и время жизни Имхотепа) довольно сильно отличается от времени жизни Иосифа, определяемого по продолжительности жизни патриархов, указанной в Ветхом Завете. И это серьезно ограничивает количество сторонников версии.

Приверженцам же других религий, равно как и атеистам, эта гипотеза предлагает неортодоксальный взгляд в прошлое Древнего Египта. И дает пример того, что далеко не все так однозначно…

Хотя здесь мы уже немного отошли от темы цивилизации древних богов, но, думаю, это было небесполезно, так как показывает, насколько иную интерпретацию могут получить известные объекты Древнего Египта, если не зацикливаться лишь на официальной доктрине…

* * *

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru