Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения. Иерихон самый древний город
В город Иерихон самостоятельно: что посмотреть, как добраться
Совсем недавно мы вернулись из путешествия по Земле Обетованной, где нам довелось посетить самый древний город в мире – Иерихон, расположенный в Палестине (территория Западного берега реки Иордан). В этой фото-статье я намерена поделиться опытом нашей самостоятельной поездки в самый древний город на земле: достопримечательности Иерихона с координатами, что посмотреть в окрестностях, карта, как добраться из Иерусалима, безопасность на улицах.
Содержание статьи:
Про самый древний город Иерихон
Город Иерихон (Jericho, «город пальм») расположен на территории Западного берега реки Иордан и находится под полным управлением Палестины (т.н. зона «А»). Иерихон – самый древний город в мире, он непрерывно заселен с 10-9 тысячелетия до н.э. Кроме того, он один из самых низкорасположенных городов на земле (около -300 м от уровня моря). История Иерихона тесно связана с библейскими событиями. Многие наверняка слышали рассказ «Взятие Ирихона», в котором стены города разрушились под звуки труб иудеев. Сейчас Иерихон – это небольшой, но очень приятный городок, полностью подготовленный для встречи туристов.
Предлагаю вашему вниманию немного фото Иерихона:
Центральная площадь Рисунки на заборах
Иерихон — город пальм Мусор тоже встречаетсяПалестинская академия наук
Логистика по Иерихону + карта города
Ниже представлены достопримечательности Иерихона на карте Палестины:
Расшифровка меток на карте:
Желтые – достопримечательности Иерихона – самого древнего города в мире.
Голубая – древний источник.
Зеленая – дерево Закхея.
Оранжевая – центр туристической информации (ЦТИ).
Розовая – пункт отправления кабинок к монастырю Искушения.
Синие – вспомогательные метки по дороге к монастырю.
Красные – предположительная локация древних Синагог с сохранившимися мозаиками.
Фиолетовые – достопримечательности в окрестностях Иерихона за пределами зоны «А».
Бордовая – палестинский КПП.
Если смотреть на карту, то практически все достопримечательности Иерихона расположены на север и запад в 2-3 км от центра города. По пути к ним установлены характерные коричневые указатели.
Указатели к достопримечательностям Иерихона
Общественный транспорт в Палестине можно узнать по зеленым номерным знакам. У палестинских авто они окрашены в белый цвет, у израильских – в жёлтый. Такси обойдется в районе 10 шекелей (2,5$) за преодоление расстояния ≈3 км между объектами. В городе нами были замечены желтые маршрутки с зелеными знаками, но их логистику мы не разгадали.
Такси и маршрутки
Достопримечательности Иерихона
Центр туристической информации
Здесь вы можете уточнить любую информацию про достопримечательности Иерихона. Вам также выдадут карту города.
Стоимость: бесплатно.
Время работы: нами не установлено.
Координаты: 31.855863, 35.460024.
Как добраться: Центр туристической информации (ЦТИ) расположен в центре города на большом круговом перекрестке. Это конечная точка для большинства маршруток.
Центр туристической информации
Дерево Закхея
Закхей – это сборщик налогов, библейский персонаж, православный святой. Отметился тем, что залез на фикусовое дерево (упоминаются смоковница, сикомор, инжир, фига), чтобы увидеть Иисуса. То самое дерево сейчас находится на ухоженной территории, принадлежащей Русской Духовной Миссии.
Стоимость: бесплатно.
Время работы: точно нами не установлено, но воскресенье – выходной. Дерево прекрасно видно, не заходя на территорию.
Координаты: 31.858841, 35.457633.
Как добраться: пешком от ЦТИ на север около 600 м.
Дерево ЗакхеяРусская Духовная МиссияПравославная церковьКостик хотел купить арафатку именно в Палестине. Ему не пришлось долго ждать
Древний город Иерихон (Tell Es-Sultan, Tel Jericho)
Tell Es-Sultan, или Tel Jericho, – раскопки самого древнего города в мире – Иерихона. Здесь были найдены древние поселения, начиная с 10-го тысячелетия до нашей эры. Возле каждой локации установлены таблички, которые несут информацию о возрасте сохранившихся элементов и описание. Мы с Костиком любители замковых башенок, поэтому были в восторге, обнаружив в раскопках каменную башню времен неолита. Подумать только – ей десять тысяч лет! Через дорогу от Tell Es-Sultan находится древний источник пророка Елисея (Ain Es-Sultan (Elisha) Spring), поставлявший ранее воду в Иерихон.
Время работы: ежедневно 8.00-17.00, летом до 18.00.
Координаты: 31.869361, 35.444206.
Как добраться: 3 км на север от ЦТИ или 2 км на юго-запад от Дворца Хишам.
Цены на билет в древний город Иерихон
Карта самого древнего города Иерихон Таблички с информацией Пресс для винограда
Наша любимая каменная башня, которой 10 тысяч лет Кабинки канатной дороги к монастырю искушения
Монастырь Искушения
Монастырь Искушения расположен на склоне одноименной горы. Знаменит тем, что здесь 40 дней Иисус провел без еды и воды. Во время поста его искушал дьявол, в честь чего и назван монастырь. Его также именуют Каранталь, а гору Сорокадневной.
Стоимость: монастырь – бесплатный вход; билет на канатную дорогу – 60 шекелей (15$) (при отсутствии желания идти в гору пешком).
Время работы: монастырь – пн.-пт. 8.00-16.00, сб.-вск. 08.-14.00; канатка – сб.-чт. 08.00-19.00, пт. 08.00-22.00, праздники 08.00-00.00.
Координаты: 31.87418, 35.43209, вход к кабинке на канатке: 31.869439, 35.44468.
Как добраться: пешком (на авто, такси) в гору (ориентиры поворотов обозначены синими метками на карте) или подъем в кабинке на канатной дороге. Второй вариант более интересный и живописный.
Дорога к монастырю Искушения Сорокадневная гораМонастырь ИскушенияМонастырь Каранталь
По пути в монастырь мы наткнулись на смотровую площадку:
Смотровая площадка на Иерихон Вид на ИерихонВдали виднеется Мёртвое море
В монастырь также можно попасть в кабинке канатной дороги:
Начало канатной дороги в монастырь
Канатная дорога в монастырь КарантальСюда прибывают кабинки по канатке
Дворец Хишама (Hisham Palace)
Предположительно, дворец был построен в период правления Омейядского (Дамасского) халифата. Дворец халифа Хишама местные часто именуют Шамбала. Его строительство производилось в первой половине VIII-го века, и относится к ранней исламской архитектуре. На входе можно посмотреть небольшой фильм об истории дворца и посетить музей. Здесь в гостевой комнате холодной бани 730-749 гг. сохранилась древняя напольная мозаика «Дерево жизни».
Стоимость: 10 шекелей (2,5$).
Время работы: ежедневно 08.00-17.00, летом до 18.00.
Координаты: 31.882, 35.45987.
Как добраться: чуть больше 2-х км на север от ЦТИ или столько же на юго-восток от Дворца Хишам.
Вход во дворец халифа Хишама Мозаика «Дерево жизни» Музей Иерихона
Руины третьего (зимнего) дворца Ирода (Herod’s Palace)
В окрестностях Иерихона царь Ирод построил три зимних дворца. Здесь сохранился третий из них, основанный в 15-10 г. до н.э.
Стоимость: бесплатно.
Время работы: круглосуточно.
Координаты: 31.851872, 35.436237.
Как добраться: от ЦТИ около 2,8 км на запад, от руин Древнего Иерихона около 2,5 км на юг, можно пройти через руины Tell Es-Samarat.
Руины зимнего дворца находятся на границе ПалестиныРека Вади Кельт Здесь табличку и вовсе уснесли Дворец Ирода во всей красе
Руины ипподрома Tell Es-Samarat
В Tell Es-Samarat располагался ипподром царя Ирода. Нами же здесь был обнаружен только холм. Внешне ничего примечательного не сохранилось.
Стоимость: бесплатно.
Время работы: круглосуточно.
Координаты: 31.86534, 35.44031.
Как добраться: от руин Древнего Иерихона около 700 м на юг.
Tell Es-SamaratОстатки таблички с описаниемЗдесь был ипподром Ирода
Прочие достопримечательности Иерихона
В черте Иерихона также расположено 2 древних синагоги, в которых сохранились мозаики (красные метки на карте). А также сахарная мельница (в районе смотровой площадки, отмеченной синим цветом на карте Иерихона). Если прогуляться по Иудейской пустыне несколько километров вдоль русла Вади Кельт от руин дворца Ирода (это уже зона «В»), то по пути можно найти старый акведук, руины крепости Кипрос и монастырь Св. Георгия. К последнему мы подъезжали на арендованном авто с трассы №1, ведущей из Иерусалима. Дальше на Иерихон ведет дорога, не совсем подходящая для езды на автомобиле.
Монастырь Святого Георгия
Отели и квартиры Иерихона
В Иерихоне имеется несколько гостиниц. Посмотрите цены на номера, нажав на кнопки:
Отели на Hotellook Отели на Booking Отели на Roomguru
На airbnb можно забронировать комнату или квартиру в Иерихоне. При выборе жилья обязательно ориентируйтесь на карту и отзывы.
Подарок $ на бронирование жилья Инструкция airbnb
Как добраться из Иерусалима в Иерихон
Я не претендую на то, что знаю все способы, как добраться из Иерусалима в Иерихон, поэтому расскажу только про изведанные нами варианты.
На общественном транспорте
Из Иерусалима в Иерихон прямого автобуса (маршрутки) не существует. Поэтому придется добираться с пересадками.
Через Рамаллу
Этим способом мы добирались, когда ехали в Иерихон. От автостанции «Green bus station» недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале старого Иерусалима ходят рейсовые автобусы и маршрутки в Рамаллу – столицу Палестины. Мы ехали на автобусе Иерусалим — Рамалла №219 за 8 шекелей (2$).
Автостанция в арабском квартале старого города
На автостанции в Рамалле мы спросили, как добраться в Иерихон, и нас отправили к рядом стоящему микроавтобусу с гордой надписью VIP. В Иерихон маршрутка отправилась только минут через 50 и обошлась нам в 12 шекелей (3$). Ходит ориентировочно каждый ровный час в дневное время.
Автостанция в Рамалле
Маршрут проходит мимо пешей дороги на гору Искушения, раскопок старого Иерихона и канатной дороги к монастырю, что очень удобно. Из Иерихона назад последняя маршрутка в Рамаллу уходит в районе 15 часов. Поэтому на обратном пути лучше ехать через Абу Дис.
Через Абу-Дис (Бетани)
Из Иерихона в Иерусалим мы возвращались этим способом (около 18-ти часов маршрутка еще была). Из Иерихона от кольцевого перекрестка (там, где расположен информационно-туристический центр) курсируют частники в городок Абу-Дис (этот район называют еще Бетани) за 12 шекелей. Оттуда рейсовый автобус №263 довезет вас до Дамасских ворот в арабском квартале в Иерусалиме за 8 шекелей.
В Иерихон из других регионов Западного берега
Насколько нам удалось выяснить, из палестинских Вифлеема и Хеврона прямого сообщения с Иерихоном нет. Однако, сюда регулярно ходят маршрутки от границы с Иорданией на переходе «Мост Алленби» / «Мост короля Хуссейна» (не путать с погранпунктом «Мост шейха Хуссейна», расположенного севернее).
⚠ Важно! КПП мы проходили только по возвращении из территорий Западного Берега в Израиль. Представители израильских служб заходили с автоматами в автобус и проверяли паспорта.
На арендованном автомобиле
На арендованном в Израиле автомобиле посещать Палестину не желательно, так как израильская страховка там не действует. Я полагаю, что это ограничение не касается зоны «С», но зона «А», в которой расположен город Иерихон и его основные достопримечательности, однозначно находится вне действия страховки. В первый день мы посетили Иерихон на общественном транспорте, а во второй на свой страх и риск уже поехали досматривать достопримечательности Иерихона на арендованном автомобиле, который без присмотра старались не оставлять. Для таких смельчаков отмечу, что движение не интенсивное, бОльшее количество автомобилей скапливается только около центра туристической информации. Кстати, здесь парковка платная, мы ставили машину на одном из соседних переулков. И еще один момент: если вы поедете в Иерихон из Иерусалима через монастырь Святого Георгия, то в город не попадете: сразу после монастыря дорога разрушена.
Наш арендованный автомобиль
Где-то советовали брать напрокат авто в арабском квартале Иерусалима с условиями действия страховки на Палестинских территориях или арендовать в самой Палестине, а потом свободно перемещаться по территории Западного берега реки Иордан.
Знаете ли вы сколько стоит отдых на Мертвом море в Израиле?
Безопасность в палестинском Иерихоне
Безопасно ли в Палестине? Мы себя чувствовали прекрасно в этой стране. Арабы относятся к туристам с гораздо большим участием и добродушием, чем евреи. А Иерихон мне показался самым милым и душевным городом в регионе. Стоит опасаться поездок в Палестину, в том числе и в Иерихон, только в период обострения политических конфликтов. Сколько бы мы ни путешествовали, я всегда убеждаюсь, что нет «хороших» и «плохих», но есть политика. А обычные люди просто желают жить и радоваться мирному небу над головой.
Стоит ли купить страховку в Израиль? В статье рассказываю не только про стоимость и способы покупки полиса, но и о том, включать ли опцию «помощь в результате теракта».
Палестинские ребята
Если у вас возникнут вопросы по поездке в самый древний город в мире Иерихон и его достопримечательностям, не стесняйтесь их задавать в комментариях к статье.
С искренней любовью к Иерихону,
Марина и Константин Саморосенко
Статьи из путешествия по Израилю:
frog-travelers.ru
Иерихон - это самый древний город на Земле
Иерихон у евреев называется Йерихо, у арабов этот город называют Эриха, этот город расстилается у подножия гор Иудеи, напротив того места, где впадает в Мертвое море река Иордан, а именно в Иерихонском оазисе. Город считается самым древнейшим из всех раскопанных городов на земле. Ему примерно около десяти тысяч лет, и десять тысяч лет Иерихон был непрерывно заселен народом иудейским. Помимо этого Иерихон считается самым низким городом, так как он располагается более чем на триста пятьдесят метров ниже уровня моря. А оазис, в котором он располагается, является самым большим оазисом на Ближнем Востоке. Так же он располагается недалеко от северной оконечности знаменитого Мертвого моря.
Название Иерихона по одной версии произошло от слова «луна», которое на иврите звучит как «яреах». По другой версии название этого города произошло от слова «благоухание» или «запах», что на иврите звучит как «реах». Вторая версия названия этого города, скорее всего, связанна с тем, что в древнее время в оазисе Иерихона местное население выращивало пряности и благовония. Между прочим, этот оазис является единственным на территории Израиля местом, где благодаря наличию воды и уникального климата могут произрастать культуры пряностей. Древнейшим археологическим свидетельством являются остатки башни со времен неолита, это примерно около восьми тысяч лет до нашей эры. А самым древним упоминанием является книга Навина Иисуса, что является еще одной святыней иудаизма.
После того, как прекратилась хождение евреев по пустыне, которое длилось сорок лет, а так же после того, как скончался Моисей, войско евреев пересекло реку Иордан примерно в области нынешнего моста Алленби, и встало лагерем в Галгале накануне святого иудейского праздника, который называется Пейсах. Иерихон является первым городом, который смогли захватить израильтяне. А сделали они это с помощью одного хитрого трюка. Войско евреев обошло город семь раз. При этом осажденным казалось, что это войско в семь раз больше, потом семь раз протрубили в семь труб, и после этого стены города пали. Отсюда и было взято известное высказывание об Иерихонских трубах. Иерихон полностью разрушили, все его жители были уничтожены, кроме единого человека - блудницы Раав. В свое время Раав дала укрытие еврейским разведчикам, за это ее и пощадили.
Между прочим главной достопримечательностью древнейшего города Иерихон является курган древнего города Тель Йерихо. Он является достопримечательностью современного иудаизма.
threeda.ru
Иерихон. Самый древний город на планете. :: NoNaMe
Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон — самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.
----------------------<cut>----------------------
Название города по одной версии происходит от слова «луна» — «яреах» на иврите, по другой — от слова «запах», «благоухание» — «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония — единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство — остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание — книга Иисуса Навина.
Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб — «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.
Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо — сам город не восстанавливался — отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.
Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет — по крайней мере до 7 в. — существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.
Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские — Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея — Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу — летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.
Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде — opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре — opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле — здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.
Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона — это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним — Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей — Элиша — опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни — 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. — начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.
Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом — насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана —руины иродовских строении, театра и ипподрома — Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета — арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 — 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.
Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй — довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами — сидения — лежанки с каменными подголовниками. Далее — огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее — там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.
Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом — туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками — арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон — часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.
txapela.ru
Иерихон. Самый древний город на планете: holicin
Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон — самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.
Название города по одной версии происходит от слова «луна» — «яреах» на иврите, по другой — от слова «запах», «благоухание» — «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония — единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство — остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание — книга Иисуса Навина.
Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб — «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.
Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо — сам город не восстанавливался — отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.
Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет — по крайней мере до 7 в. — существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.
Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские — Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея — Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу — летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.
Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде — opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре — opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле — здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.
Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона — это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним — Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей — Элиша — опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни — 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. — начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.
Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом — насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана —руины иродовских строении, театра и ипподрома — Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета — арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 — 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.
Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй — довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами — сидения — лежанки с каменными подголовниками. Далее — огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее — там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.
Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом — туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками — арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон — часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.
По книге Игоря Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю"
holicin.livejournal.com
Самый древний город на земле: Иерихон, часть 2
Продолжаем наше путешествие по Иерихону. В этой части мы спустимся по канатной дороге с монастыря Каранталь, полюбуемся на еврейские сувениры в магазинах, встретимся с живым свидетелем деяний Иисуса Христа, посетим иерихонскую Московию, глянем на башню возрастом 10 тысяч лет, пройдемся по менее туристической части "Лунного города" и наконец поймем, почему его называют "самым древним поселением на земле".
Спустились мы к небольшой площади, на которой находится красивый фонтанчик Элиша, аналог, как я понимаю, знаменитого источника, и надписи "Иерихон - самый старый город на земле" и "самая низкая точка на земле".
Напротив я обнаружил своеобразный иерихонский Баухауз - очевидно здания подобного рода не ограничиваются Иерусалимом и Тель-Авивом))
На доме, кстати есть табличка, указывающая расстояние до Иерусалима - 21,5 километра. Казалось бы все так просто - сел на машину, и за 15 минут доехал. Но мы в Израиле - тут ничего никогда "просто" не бывает. Ну а мы зайдем в главный туристический ресторан Иерихона под названием "Ресторан Искушения", в честь одноименного монастыря, более известного как Каранталь - http://lorien22.livejournal.com/288044.html.
Здесь, в этой точке находится не только ресторан, но примерно все, что требуется среднестатическому туристу. Финики, фенечки, продукты Мертвого моря, еда, питье, карты, открытки, верблюды, паломники - короче что душа пожелает. Моя душа возрадовалась от еврейских сувениров прямо на входе - шофары и талиты. И мне почему-то сразу подумалось, что несмотря на то, что у нас все не так просто, наверное все-же и не так плохо, раз продукция в палестинском недружелюбном якобы городе прежде всего рассчитана на еврейских туристов.
Ну а теперь переходим к центральной достопримечательности этого поста - Тель ас-Султан, место, откуда все начиналось.
Именно на этом холме были обнаружены памятники еще натуфийской культуры, существовавшей примерно между 12500 и 9500 годами до н.э. Напомню, что следы этой культуры обнаружили также в пещерах Нахаль ха-Меарот на севере Израиля - http://lorien22.livejournal.com/276090.html
Также здесь обнаружили башню докерамического неолита, которой примерно 10 тысяч лет
Внутри башни имеется лестничный проем из 22 ступенек диаметром около девяти метров. Сверху лестница сужается, поэтому высота башни - чуть более семи метров. Стены башни имеют толщину полтора метра, и предполагается, что ее строительство заняло 11000 рабочих дней (то есть примерно как ремонт любого современного дома в Израиле).
Считается, что эта башня вроде как первое подобное сооружение в своем роде. До сих пор ведутся споры о причинах ее строительства - в те времена нападений на регион Иерихона не было, поэтому ее не соорудили с целям защиты от врагов. Израильские археологи предполагают, что у "Неолитической Башни" было либо астролономическое либо социальное предназначение. Астрономического объяснения я не понял, уж не обессудьте (если что у меня и справочка имеется - совсем недавно когда я писал про Софию то отметил, что чукча не астроном вообще - http://lorien22.livejournal.com/287010.html), а социальное гласит, что башня "мотивировала людей принимать участие в общинной жизни". Как - не уточняется. Версия, что башня служила гробницей отвергается, так как захоронений рядом обнаружено не было.
Всего на холме было обнаружено шестнадцать разных эпох, но я не хочу утомлять тех, кто не археолоджи-фрик.
На других участках, или, как их называют, "зонах" (почти Сталкер, епт) активно ведутся различные работы и раскопки.
Зона "А"
Спонсируют все это дело итальянцы
Так что хорошо живется "палестинцам" - их всегда кто-то денежно поддерживает, скажем аккуратно. С другой стороны наверное лучше так, иначе они вообще все исторические памятники загадят или уничтожат. Видели возле Неолитической башни горы мусора? А ведь этому артефакту цены нет! То ли еще будет, когда мы доедем до дворца Хишама...
Кстати когда-то здесь был Национальный израильский парк) И так в жизни бывает.
Рабочие-археологи не менее колоритны, имхо, чем сам холм). А теперь немного видофф с холма
Вдалеке виднеется вечный монастырь Каранталь. Знаю, что уже рассказывал, но не могу удержаться от еще одной фотографии. Я столько лет хотел туда попасть, что теперь имею право показывать его с любого ракурса)
Немного более традиционный для арабского города вид
Честно сказать - то ли жара повлияла, то ли я был уже слишком переполнен монастырем, то ли археология все-таки для меня увлечение второстепенное после истории, но холмом я впечатлился меньше. Конечно, древности, все дела, но так со стороны глянешь - холм себе и холм.
Так что бросим еще один взгляд на рабочих и отправимся дальше. Желательно в тень)
Внизу уже упомянутый Айн ас-Султан или источник Элиши. Заскочим ненадолго и туда.
Как и холм, тяжело проникнуться всей значимостью источника. Я понимаю и его историческую составляемую, как упомянутый в ТАНАХе ("И сказали Элише жители города того: вот, местоположение города этого хорошее, как видит господин наш, а вода плохая, и земля истребляет (жителей) его. И сказал он: принесите мне новый глиняный сосуд и положите туда соли. И принесли они ему. И вышел он к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: так сказал Господь: "Я исцелил воды эти: не будет от них впредь ни смерти, ни истребления". И до сего дня исцелены воды по слову Элиши, которое он изрек" - Книга Царей), и его социальную составляемую - догадываюсь, что именно этот источник снабжает водой некоторое количество жителей Иерихона - но вот прочуствовать атмосферу этого места мне упорно не удалось.
Поскольку мне своими словами передать всю важность этого места не удается, процитирую немного из "Святой Земли" моего любимого Генри Мортона. на мой взгляд этот отрывок лучше всего демонстрирует значимость воды как источника жизни и самого ценного ресурса, что только может быть.
— Ну, что же, прощай, — сказал я настырному проводнику.
— Ехать Лондон? — поинтересовался он.
— Да, я там живу. А что ты знаешь о Лондоне?
— Я знать все. Я ученый. Учиться в школе. Лондон большой, большой, большой, — потом на лице его появилось благоговение, и он восхищенно добавил: — и много дождя.
Для нас это может звучать как шутка, но для палестинца, чей урожай так часто сгорает и полностью погибает на немилосердном солнце, чьи виноградники вянут без дождя, чьи резервуары часто пустеют и пересыхают, а скот умирает от жажды, дождь никогда не кажется шуткой; это всегда благословение.
Когда я отъезжал от Хеврона, я представил себе учителя, который пытается изъяснить чудеса Лондона целому классу арабских мальчишек, вбивая в их головы потрясающий факт, что где-то на свете существует райский город, в котором всегда «много дождя».
Сейчас подумалось, что так же, как Мортон ездил по Святой земле с Библией в руках, я точно так же мог ездить по ней с рассказами самого Мортона - лучшего путеводителя все равно еще никто не написал, и не только по Израилю. Ну а теперь мы немного прогуляемся по самому Иерихону, менее туристическому.
Типа центральная площадь города. Я так понимаю, что она не особо изменилась за последние много десятков лет, и здание муниципалитета то же - только раньше оно было без фотографии Баргути в наручниках. Площадь так себе, но здание в "японском" стиле мне понравилось)
Парковка на площади - особая радость. Это вам не Тель-Авив, парковаться можно как угодно, на красном, в два ряда, посредине проезжей части - никого не ебет. Кто-то начал бибикать мне, чтобы я отошел, а когда я выразил недоумение (я стоял на тротуаре), где именно он намерен там парковаться, водитель высказал не меньше недоумение от моего непонимания ситуации.
Еще к слову - моя "маскировка" (то есть американская майка New York Giants, фотоаппарат Canon а-ля "турист" и так далее - никого не обманула. Обращались ко мне все местные исключительно на иврите, причем многие на более чистом, чем у меня. Впрочем никакой враждебности никто не выказывал вообще. Разве что излишнюю настойчивость в попытке продать мне "лучший кофе на Ближнем Востоке".
Рядом с площадью, само собой, главный рынок, на котором продают самую ахинейную ахинею, что я видел в своей жизни.
Ну и фалафель, разумеется)
Чуть в стороне - совсем уж типичные "арабские" пейзажи. Многие говорят, что Иерихрн напоминает Хеврон - http://lorien22.livejournal.com/174003.html, но мне показалось, что Хеврон - совсем другой. Хотя в арабской части Хеврона я особо не был.
А вообще эта площадь - эдакая квинтэссенция Востока. Но не какой-нибудь Александрии, как ее описывают Даррелл или Кавафис, и не Танжер, как его описывает Боулз. А нашего"Востока", понятного только современному жителю Израиля и окрестностей.
Дальше уж совсем атмосферно
Но я в сущности люблю мечети, так что почему бы не насладиться и Востоком, раз уж такая возможность предоставилась
Эта площадь, имхо, гораздо красивее центральной. Особенно если ее не фотографировать с бедра)
Посредине площади - красивая скульптура с надписью "Иерихон, лунный город". Почему лунный - не знаю, буду рад, если просветите)
Еще немного мечетей. С акулой на фоне, чтобы не расслаблялись)
Если вы устали от мечетей - вот вам здание в стиле барокко.
Я не запомнил, что за здание, то ли правительственное, то ли нет. Порадовала его "оригинальность" по сравнению с другими сооружениями. Почти Афины - http://lorien22.livejournal.com/166549.html. Кстати - район, где расположено здание, называется Московия или Московская земля.
Рядом с этим зданием находится знаменитое древо Закхея - Библейская смоковница», которую называют единственным живым свидетелем деяний Иисуса. Предполагается, что именно на эту смоковницу залез мытарь (сборщик налогов) Закхей, чтобы увидеть Христа.
Здание казино, главной туристической аттракции Иерихона до 1994 годла - то есть до того момента, как Рабин сделал нам "мир". Примерно с тех пор казино и стоит закрытым, какбэ символизируя тем самым атмосферу мира и благополучия в регионе.
Еще один символ мира - здание синагоги Шалом аль-Исраэль, единственное место, куда нас не пустили, поскольку в наши дни там находится штаб палестинской армии (именно там его надо было сделать, ага - другого места не нашлось). Так что пришлось любоваться зданием издалека.
Бесит? Бесит! Но чтобы не заканчивать на минорной ноте, дам анонс третьей, заключительной части рассказа про Иерихон. Она будет полностью посвящена посещению развалин дворца Хишама - месту, на мой взгляд просто уникальному, и наверное даже покруче чем Каранталь.
Но об этом - в следующий раз. А пока что подъедем и остановимся у входа)
lorien22.livejournal.com
Иерихон (Jericho, Палестина) - самый древний город на Земле и Гора Искушения
Посмотреть Иерихон (Jericho – самый древний город на Земле, чьи стены пали, когда затрубили Иерихонские трубы, и взойти на Гору Искушения, всегда было моей мечтой. Ведь здесь много лет назад создавалась библейская история. Несмотря на статус официально признанного первого города на земле, он находится на палестинских территориях. И, несмотря на то, что сюда спокойно можно доехать на обычном автобусе (из Иерусалима в Рамаллу, а оттуда в Иерихон), многие боятся туда ездить. А зря. Несмотря на то, что Израиль находится в перманентном состоянии войны почти со всеми арабскими государствами и обменивается приветами в виде взрывов и бомб с пограничными Ливаном и Сирией, страна эта весьма уютная. Попасть под обстрел – воля случая. Пройти не очень комфортные процедуры проверки багажа придется не раз и не два в ходе путешествия, на авто и железнодорожных станциях. И тем не менее чистые центральные улочки усыпят вашу бдительность, а присутствие армии на улицах добавят колориту и уверенности в том, что вы надежно защищены.
Панорама современного Иерихона, вид с Горы Искушения
И если вдруг вы решитесь покинуть благословенный Иерусалим, сюрприз будет велик! Уже на подходе к арабской части города (El Qud), вы поймете, что попали заграницу. Вдруг станет намного неряшливей, на улицах обнаружится больше мусора. Верно, мы практически в бедной Палестине. Маршрутки и автобусы ходят на палестинские территории, где и находится тот самый библейский Иерихон, от двух автостанций. Они расположены недалеко от Дамаскских ворот. Первую видно сразу же от ворот, а чтобы уехать в Рамаллу, нужно обойти квартал. Автобусы (№18) из Иерусалима в Рамаллу, столицу Палестины, уходят каждые десять минут, а билет стоит 7 шекелей. Поездка займет около часа.
Разницу вы заметите сразу. Перед вашими глазами будут проноситься бедные кварталы Иерусалима, не имеющие ничего общего с пышностью еврейской части города. Единственное связывающее звено – новый трамвай, который соединяет еврейскую и арабскую части города. На границе города чек-пойнт, и после него вы окажетесь у знаменитой стены с граффити, призывающем к свободе Палестины, и портретом Ясира Арафата на ней.
Итак, в моем сегодняшнем плане на день значился еще и Иерихон, и я хотела успеть посмотреть его до темноты, поэтому Наблус (Nablus) я покинула очень рано. В Рамалле (Ramallah) я нашла другой автовокзал, узнав его месторасположение у водителей, и села в сервис (18 шекелей). Как только маршрутка заполнилась, водитель нажал на газ и поехал так, словно он участвует в гонке Формулы-1! Городские пейзажи довольно быстро сменились сельскими, а затем мы выехали на нежилую территорию. Природа вокруг вдруг перестала напоминать земную, показалось, что каким-то образом сервис перенес нас сразу на Марс. Эти пустынные горы песочного цвета навсегда покорили меня. Такой красотой можно любоваться вечно.
Голая холмистая местность
Как оазисы в окне периодически мелькали небольшие городки, и вот наконец Город Луны, Город Пальм, древнейшее поселение на свете – Иерихон!
Даже самые консервативные ученые соглашаются, что этот город имеет самую древнюю историю. Конечно, десять тысяч лет – это уж слишком, досадно посетуют они, а вот тысяч шесть в самый раз. Но я верю не склонным выгораживать свои интересы ученым или теологам, а энтузиастам от науки. Современный город представляет собой обычное большое арабское село, с красивыми мечетями и большим рынком в центре. Но есть здесь и на что посмотреть повнимательнее. Среди достопримечательностей самого древнего города на Земле где-то тут есть зимний дворец Ирода, дворец халифа Хишама, смоковница Закхея.
Удивительная зелень на каменной земле
Двухтысячелетняя Сикомора Закхея в Иерихоне
Ствол-ксиль сикоморы после санации
Но все они меркли по своей значимости с холмом, раскопки которого оголяли тот самый первый город на Земле возрастом десять тысяч лет! В моих глазах ценность павшего Иерихона превышала все города Палестины.
Впереди – гора Искушения!
Чтобы найти старый город, Тель-эс-Султан (Tel-es-Sultan), пришлось немного поплутать и пройти около четырех километров. Он расположен у гор, на окраинах современных кварталов. Вход – 10 шекелей. И поиски стоили того! Кому-то милы крепости или небоскребы, кто-то восхищается мостами или пирамидами. Я тоже. Но раскопки Иерихона произвели на меня самое потрясающее впечатление. В раскрытых пастях времени я видела останки такой далекой от нас жизни. И казалось, что трубы, когда-то разрушившие эти стены, не смолкают до сих пор. И город, лежащий в руинах, так и не восстанет никогда. Сколько тайн он спрятал, этот загадочный город?
Самый древний город на земле
Холм, на котором стоял Иерихон
Руины Иерихона скрыты под толстым слоем нанесенного шлака
На холме проводились раскопки
Несколько слоев фундамента разных исторических эпох
Раскопанные фундаменты разрушенных зданий Иерихона
Здесь археологи раскопали достаточно глубоко
Новый Иерихон находится невдалеке от исторического
Руины Иерихона находятся у подножия Горы Искушения (Mount of Temptation), где Иисус 40 дней провел без воды и пищи. Подняться туда можно на фуникулере за 55 шекелей. На вершине существует действующий монастырь. Пещеры, где и сейчас живут отшельники-монахи, хорошо видны. А с самой горы открывается вид на Иерихон, оттуда видна соседняя Иордания и Мертвое море.
Неприступная Гора Искушения
Здесь Иисус провел 40 дней без воды и еды
Гора Искушения и облака
Греческая церковь на Горе Искушения
Сумерки спускались потихоньку на древний город, и надо было думать о том, что пора возвращаться из Иерихона в Иерусалим.
Вид на Иерихон с Горы Искушения
Панорамный вид современного Иерихона
В шесть часов на Ближнем Востоке уже совершенно темно. Поэтому когда я вернулась в центр в полной темноте, все автобусы и маршрутки давно уехали. Но безвыходных ситуаций не бывает. Была найдена маршрутка до города Каландия (Qalandia) на границе между палестинскими и израильскими территориями, где можно было пересесть на маршрутку в Святой город. Обошелся этот вояж в 18+10 шекелей. Однако я не знала, что в Каландии все очень строго. Когда я высадилась из автобуса и пыталась самостоятельно пересечь границу между израильскими и палестинскими территориями, полагая, что автобусы на Иерусалим ждут меня на той стороне, я была остановлена приказом пограничника с вышки повернуть обратно. Я не знаю иврит, но я сразу поняла весь накал арабо-израильского конфликта, ведь в голосе пограничника явно слышалась угроза расстрела. Кто-то из водителей автомобилей, стоящих в очереди, подсказали, что пешком нельзя, что действительно будут стрелять и где ждет маршрутка. Счастливо избежав скорбной участи, скоро я мчалась в Иерусалим.
Пристального внимания заслуживают и другие города, волею случая оказавшиеся по ту сторону границы – Вифлеем (Beit Lehem, место рождения Христа) и Хеврон (Hebron, Пещера Махпела (Cave of Machpelah), место захоронение патриархов Адама и Евы, Авраама и Сарры, Иакова и Ревекки). Маршрутка в Вифлеем стоит 7 шекелей, затем можно доехать до Хеврона за 10. И той же дорогой вернуться назад в Иерусалим.
Палестинские территории – очень ограниченное название для целой страны. Она всегда была просто Палестиной, и предки нынешних жителей всегда жили здесь. И странно слышать звенящий голос пограничников, которые контролируют других, обманывая себя, что можно выжить, сидя на бомбе с часовым механизмом, который сами и запустили когда-то. Земля снесет все границы, не пощадив ни правых, ни виноватых, если долго испытывать ее терпение. Как когда-то это случилось с Иерихоном. Так может не стоит?
В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!
Посмотреть цены и купить дешевые авиабилеты в Израиль лучше всего здесь >> *
* авиакомпании часто устраивают распродажи, не упустите возможность выгодно приобрести билет!
mishanya-g.ru
Иерихон. Самый древний город на планете.
Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон — самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.
Название города по одной версии происходит от слова «луна» — «яреах» на иврите, по другой — от слова «запах», «благоухание» — «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония — единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство — остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание — книга Иисуса Навина.
Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб — «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.
Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо — сам город не восстанавливался — отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.
Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет — по крайней мере до 7 в. — существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.
Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские — Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея — Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу — летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.
Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде — opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре — opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле — здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.
Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона — это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним — Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей — Элиша — опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни — 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. — начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.
Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом — насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана —руины иродовских строении, театра и ипподрома — Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета — арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 — 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.
Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй — довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами — сидения — лежанки с каменными подголовниками. Далее — огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее — там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.
Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом — туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками — арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон — часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.
По книге Игоря Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю"