Письменность и образование Киевской Руси: как писали наши предки. Грамоты древней руси
ГРАМОТНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVII вв.)
ших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественнонаучные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в частности, из школы при Киево-Печерском монастыре — ведущем центре книжности. Однако самым распространенным в Киевской Руси было индивидуальное обучение.
Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напоя- ющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х! в.
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», — писал в своем «Поучении» сыновьям князь Владимир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярослав Осмомысл, Константин Ростовский и другие.
Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.
Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^
в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Сведения о таких школах содержатся в житиях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свир- ского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других. Сохранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова, что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов). К уникальным находкам относятся берестяные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и долговых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.
Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Известно обращение новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону (конец XV — начало XVI в.) с просьбой «печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище прежде всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужики-невежи учат ребят — только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну дене г. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера — ничего и не умеет, только бредет по книге. Нельзя ведь иначе постигнуть смысл книги, как выучивши азбуку да титла». Как видно, «мастера» — педагоги Древней Руси — умели натаскивать кандидатов в священнослужители прямо с голоса без настоящего обучения грамоте.
Прошло полвека, но в 1551 г. на Стоглавом соборе повторялись те же жалобы на низкий уровень грамотности духовенства. Между тем потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономики, государственного аппарата объединенной страны, международных связей. Стоглавый собор постановил: «в царствующем граде Москве и по всем градом... у священников, у дьяконов, и у дьячков учинити в домех училище, чтоб священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей и на учение грамоте и на учение книжного письма».
Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивидуальное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги. Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамоте, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде всего учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цы- фирная счетная мудрость»).
В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга. Во главе государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церкви Иван Федоров и Петр Мстиславец.
В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической службы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образованности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или общения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались исторические и литературные произведения, расшатывалась монополия церкви на знания и образование. Некоторые мыслители XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую православную церковь, были объявлены еретиками и казнены.
XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.
Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более интенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только религиозные произведения, но и книги светского содержания.
Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел первый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно переиздававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалтырей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. — таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.
На протяжении XVII в. в Москву приехало много выходцев из украинских и белорусских земель, которые стали работать «справщиками» (редакторами) на Печатном дворе, переводчиками, учителями в школах и частных домах. Окольничий царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищев на свои средства основал школу при Андреевском монастыре, где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, философию и другие науки 30 ученых монахов, приглашенных из Киева. Руководил школой известный педагог и переводчик Епифаний Славинецкий. Выходец из Белоруссии, ученый, поэт, переводчик Симеон Полоцкий обучал детей Алексея Михайловича и возглавлял школу в Заиконоспасском монастыре, в которой готовили образованных подъячих для правительственных учреждений.
Вопросы распространения грамотности и организации обучения стали предметом оживленных споров между «латин- ствующими» и «грекофилами». Часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отстаивали незыблемость византийских православных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Идеологи «латинофильского» направления Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев выступали за более широкое светское образование, за приобщение к европейской науке и культуре через распространение латинского языка и литературы. «Латинствующие» пользовались покровительством при дворе, их поддерживали царевна Софья, образованные государственные деятели А. Л. Ордин-Нащокин,
В. В. Голицын. «Грекофилы» опирались на поддержку патриарха Иоакима.
В 1681 г. по инициативе патриарха и царя Федора Алексеевича открылась Типографская школа «греческого чтения, языка и письма» при Печатном дворе. В 1685 г. в ней обучались 233 ученика.
На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и монастырях, частные. При Аптекарском приказе получали медицинское образование лекарские ученики.
В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста». Число учеников первого набора составило 104, а через два года увеличилось до 182. Возглавили академию братья Софроний и Иоан- никий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет в Италии.
Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Уставом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломоносова и других.
источник
historicaldis.ru
Берестяная библиотека древней Руси .
Берестяная библиотека древней Руси .
Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника - берестяных грамот.
.
Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907). Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой.
Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания "русского Шлимана" относили к разряду чудачеств.
В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.
Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло... При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.
.
Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы.
И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».
Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» - к середине XV-го.
Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.
.
Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском - церы, служившие также для обучения грамоте.
.
Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.
.
Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой...
Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.
..
Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…
А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».
Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...
Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.
Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е... (№35, XII в.)., б... (№ 531, начало XIII в.), п...(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.
Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).
Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного "...янину". Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.
Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина "Я послал тебе бересту" — "Я послал тебе ведёрко осетрины", ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))...
..
По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.
(Полный свод берестяных грамот выложен в 2006 г. на сайте "Древнерусские берестяные грамоты" http://gramoty.ru/index.php?id=about_site ).
Дополнение: "Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951-2000 гг.)". Там-же: А.А.Зализняк -"Древненовгородский диалект." М., 2004 г, ; "Палеографический и лингвистический анализ новгородских берестяных грамот" М., 1955г. ; Берестяные грамоты из раскопок 2001-2008 гг. в публикациях в журнале "Вопросы языкознания". - торрент. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2210712 .
byslaikyr.livejournal.com
Письменность, образование, знания и просвещение Киевской Руси.
Письменность и грамотность древней Руси. Каким алфавитом пользовались наши
прадеды?
Знаменитый, мужественный, образованный — украинский народ.
Известно ли Тебе, друг, что еще до введения на Руси христианства наши
предки-славяне уже имели свою уникальную письменность? Это, безусловно,
свидетельствует о высоком уровне культуры и цивилизованности населения.
Тесные отношения Киевской Руси с Византией, Хазарией,
странами Европы, а также многовековые местные традиции способствовали развитию
искусства, множества ремесел, торговли, появлению письменности, распространению
грамотности. И вот Тебе доказательства.
Свидетельством того, что наши прадеды-язычники имели письмо,
есть
археологические раскопки кувшинов и мисок Черняховской культуры (II
–V вв.). Наиболее известны около десяти сосудов с интересными графическими
орнаментами.
Ученые говорят: эти пиктограммы — тщательно продуманная
календарная система, благодаря которой славяне вели отсчет времени и гадали.
Кувшин с сельскохозяйственным календарем. Черняховская
культура, IV в., с. Ромашки, Киевская обл.
Чаши Черняховской культуры из с. Лепесовка и
реконструкция изображенного на них земледельческого календаря с орнаментом.
Болгарский писатель Черноризец Храбр, который жил на рубеже
IX–X вв., в «Сказании о письменах» отмечал, что еще до принятия христианства на
Руси славяне пользовались собственными
«чертами и резами».
Ваза Черняховской культуры с календарными «чертами и
резами», с. Военное, Днепропетровская обл.
А славянский просветитель Кирилл Солунский писал, что в
начале 60-х гг. IX в. видел в Херсонесе Евангелие и Псалтирь, написанные
«русскими
письменами».
Но если даже этих свидетельств Тебе окажется недостаточно, я
подготовил для Тебя еще несколько.
То, что «русские письмена» существовали на самом деле,
подтверждают летописные описания сделок Киевской Руси с Византией 911 и 944 гг.
Первый договор указывает на русскую традицию писать духовные завещания на
случай смерти. А из другой сделки мы узнаем, что русские купцы, прибывавшие из
Киевской Руси в Константинополь, должны были подтвердить свои полномочия не
золотой или серебряной печатью, как было до сих пор, а письменными грамотами,
подписанными князем.
Чрезвычайно интересна находка «софиевской азбуки» на
стене Михайловского алтаря Софийского собора в Киеве. Обнаруженный украинским
историком Сергеем Высоцким алфавит содержит 27 букв: 23 греческих и 4
славянских — б, ж ш, щ.
Высоцкий уверял: это те самые «русские письмена», которыми
пользовались еще во времена Аскольда и Дира!
Украинский историк и археолог, исследователь
древнерусской культуры, первооткрыватель граффити Софии Киевской — надписей на
стенах храма, сделанных посетителями в XI-XIV вв. За свою жизнь Сергей Высоцкий
открыл их более 300.
Исследуя граффити на Софийском соборе и других святынях, Высоцкий
отмечал, что судить, каким на самом деле был «живой» древний украинский язык XI
в. по книжкам (а это, главным образом, богослужебные), нельзя. Другое дело —
надписи, прочерченные священниками или посетителями храмов во времена Ярослава
Мудрого и его сыновей — они не переписывались и не искажались властью разных
времен.
Что ж, выходит, даже обычные прихожане церквей на Руси могли
писать, то есть были грамотными? Очевидно, так и есть.
Молитва, выцарапана в западной внутренней галерее Софии
Киевской на давнем украинском языке, что означает: «Господи, помоги рабу своему
Осию, который писал это, идя в емь, повару Бориса Вячеславича».
В оригинале: «Г(оспод)и п[о]мози рабу своІєму Осыєви ов[о] и
п[ь]салъ идіа въ Іємь Борисъвъ поваръ Вьчъ[сл]авича».
Очевидно,
что Осий был поваром князя Бориса Вячеславича и сделал это граффити перед тем,
как идти в поход против еми — финской народности. Об этом походе, состоявшемся
где-то между концом 1060-х и 1078-м, молчат летописи. Единственное упоминание о
нем в истории — на Софийском соборе в Киеве.
Интересно, что на стенах Софии обнаружены слова, которые
имеют черты современного украинского языка:
«Господи,
помози рабу своєму Василеві…» — такая форма дательного падежа (Василь-Василеві) не встречается в русском языке,
а сохранилась только в украинском.
Остапко, Іванко, Жадко — ласкательные
формы мужских имен, характерны для украинского языка.
Глаголы в прошедшем времени, которые
заканчиваются на «в»: «писав», «ходив» (а не— писал, ходил), а также глаголы с
окончанием «ты»: «включити», «скончати».
Типичные для украинского языка мужские имена с
окончанием «о»: Данило, Кирило, Дмитро.
Формы глаголов без буквы «т»: «пече».
Так что
смело можем сказать:
письменность до Кирилла и Мефодия на Руси была, и живая, разговорная Киевская
речь времен Киевской Руси является предшественницей современной украинской.
Одной из древнейших систем славянского письма является кириллица.
Кто и когда ее изобрел, неизвестно. Однако основания для нее —
глаголицу — по мнению большинства ученых, около 863
г. изобрел просветитель Кирилл. А уже его последователи, в частности
Климент
Охридский, на основе греческого алфавита и некоторых букв глаголицы создали
кириллицу.
О чрезвычайной распространенности кириллического письма
говорит то, что им были написаны все древнерусские произведения.
Славянские просветители Кирилл и Мефодий.
Интересным открытием стали и берестяные грамоты— надписи
на березовой коре, с помощью которых переписывались жители Руси. В Украине
такие грамоты найдено в Звенигороде. Кора была дешевым и практичным материалом.
Стоило прокипятить ее — и она становилась пригодной для письма.
Популярность берестяных грамот, надписи на культовых
сооружениях и предметах быта указывают на значительное распространение
письменности. По подсчетам ученых, в больших городах Киевской Руси около 10 %
населения было грамотным.
Звенигородская берестяная грамота.
Письменность и образование Киевской Руси. Где учились Твои ровесники?
Стремительное распространение письменности на Руси
способствовало появлению первых школ, заботу о которых взяли на себя государство
и церковь. Если правительство имело цель подготовить квалифицированных
политических деятелей, которые с легкостью бы устанавливали связи с другими
странами, то церковь заботилось о будущем духовенства.
Самое раннее упоминание о школах на Руси в
«Летописи Русской» датируется 988 г. Во времена правления Владимира
Святославича при Десятинной церкви в Киеве открыли государственную школу, где
учились дети ближайшего окружения князя.
Памятник князю Владимиру в Гданське, Польша.
Это сейчас школы делятся на общеобразовательные, гимназии,
лицеи, коллегиумы. А во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого была
несколько иная дифференциация.
Все учебные заведения делились на:
дворцовые школы повышенного типа
(содержались за счет князя и были предназначены для подготовки будущих
государственных деятелей, здесь могли учиться только дети знатных вельмож),
школы «книжного учения» (создавались
для воспитания священников),
светские (частные) школы домашнего
обучения
(в основном для купеческого населения и ремесленников).
«Повесть временных лет» рассказывает, что Ярослав Мудрый в
Новгороде основал школу, где учились 300 детей старост и священников. Здесь
преподавали, в частности, богословие, философию, грамматику и риторику. Учили
на Руси и иностранным языкам. Сам князь знал несколько иностранных языков, а
сын Ярослава Мудрого Всеволод владел пятью языками.
Позже дочь Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском
монастыре
первую в Европе школу для девочек.
Долгое время центрами образования на Руси оставались церкви
и монастыри, благодаря которым развивались литература и искусство. Но об этом — в следующей главе.
Письменность и литература Киевской Руси. Оригинальные жанры
Куда Ты мчишься,
чтобы выяснить значение
незнакомого слова, напомнить себе дату исторического события или, например,
узнать, в какие века существовала Киевская Русь? Так я и знал — к компьютеру!
Чтобы зайти в интернет.
А много веков назад единственным источником знаний были
книги, для хранения которых при монастырях и церквях создавались библиотеки.
Большим любителем книг был Ярослав Мудрый. Он и основал
первую библиотеку
в Софии Киевской. Коллекция ее книг насчитывала 900 экземпляров, что во времена
Средневековья было впечатляюще.
Библиотека Ярослава Мудрого. Автор Гальчинская Ольга.
До наших дней сохранилось очень мало книг того времени.
Самые известные из них:
1. Реймское Евангелие, которое Анна Ярославна увезла
во Францию. Историки датируют его 40-ми гг. XI в. И хотя своим названием книга
обязана французскому городу Реймсу, изготавливалась она киевскими книжниками
специально для княжеской семьи.
2. Остромирово Евангелие — самая древняя датированная
книга Руси. Создали уникальное произведение искусства в Киеве в 1056-1057 гг.
Диакон Григорий и его помощник изготовили ее для новгородского посадника
Остромира. Евангелие имеет особую художественную ценность. Смотри фото этой
прекрасной книги — и Ты поймешь, почему.
3. «Изборники» 1073 и 1076 гг. — своеобразные древние
энциклопедии, сборники произведений греческих авторов, которые, главным
образом, объясняли сложные места из Библии.
«Изборник Святослава» 1073 г. имеет роскошные
орнаменты, интересные заставки и инициалы. Его считают первой энциклопедией,
охватившей самый широкий спектр вопросов — от религиозных до вопросов ботаники,
зоологии, астрономии, грамматики, медицины.
Чтобы оставаться полноправным участником мировой
политической арены, доказать свое величие и самодостаточность, отстоять право
быть центром христианской веры, Киев большое внимание уделяет литературе.
Именно она должна была прославить Русь, ее князей и духовенство.
Большую популярность завоевывают патерики — сборники рассказов
о жизни отцов церквей или монастырей. Самый известный из них —
«Киево-Печерский
патерик».
Он рассказывает об основании монастыря, тогдашних реалиях жизни,
многочисленные подвиги и чудеса, которые происходили с монахами Киево-Печерской
лавры.
Особую художественную ценность имеет патриотическое
произведение
«Слово про закон и благодать» митрополита Иллариона, а «Поучение
Мономаха своим детям»
считают своеобразной предвыборной программой.
Знаменитое «Слово о полку Игореве» (1185-1187 гг.) неизвестного
автора, где описан поход новгород-северского князя на половцев, является
шедевром отечественной художественной литературы.
Однако самыми выдающимися и, пожалуй, самыми ценными литературными
произведениями времен Киевской Руси остаются
летописи. Именно с них
начинается оригинальная, незаимствованная отечественная литература. Ни одна
нация не может похвастаться таким сокровищем — настолько богатым, последовательным
и точным изложением событий из лета в лето (из года в год).
Старейшей летописью, дошедшей до наших дней, является «Повесть
временных лет», составленная в начале XII в. монахом Киево-Печерской лавры
Нестором. Талантливо написанный свод повествует обистории восточных славян и
княжеской власти, содержит рассказы об утверждении на Руси христианства,
рассказывает о зарождении славянской письменности. Описания обогащены интересными
легендами и преданиями.
Удивительно, насколько богато и разнообразно литературное
наследие Киевской Руси. Ученые подсчитали, что в XIII в. на ее территории было,
вероятно, от130 до 140 тысяч книг.
Именно в таком количестве нуждались монастыри и церкви — главные центры
письменности и книжности на Руси.
Читай
также:
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
pustunchik.ua
Древнерусские берестяные грамоты. Рукописные памятники Древней Руси. : Портал Богослов.Ru
25 сентября 2017 г.
Материалы сайта впервые в полном объеме представляют в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник – древнерусские грамоты на бересте XI–XV вв. (берестяные грамоты).
Основу сайта составляет база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прориси, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах.
Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лемматизацией и морфологической разметкой. Полную версию базы данных по завершении работы над ней можно будет загрузить с сайта.
Материалы сайта не представляют собой самостоятельной электронной публикации, но основываются на существующих основных изданиях берестяных грамот. На момент открытия сайта они отражают состояние изучения корпуса, зафиксированное книгой: А. А. Зализняк. Древненовгородский диалект. 2-е изд., переработанное с учетом материала находок 1995—2003 гг. М., 2004, с добавлением данных о грамотах, найденных в 2004—2005 гг.
Уточнения чтений и переводов, сделанные после 2004 г., в том числе в ходе изучения файлов цифрового архива, в базе данных не отражены, но будут внесены в нее по завершении очередного этапа работы.
Размещенные на сайте прориси берестяных грамот отражают их прочтение на момент публикации соответствующих томов серии «Новгородские грамоты на бересте» и могут не полностью соответствовать современному прочтению. Уточненные прориси будут размещаться на сайте по мере их изготовления.
В силу незавершенности работы по созданию цифрового архива фотографии небольшой части грамот в базе данных отсутствуют. Эти лакуны будут заполняться по мере пополнения архива.
Ссылка на источник разместивший информацию
www.bogoslov.ru
О математических знаках и терминах, встречающихся в археологических памятниках Древней Руси.
Материал из 10 выпуска ежегодного альманаха "Историко-математические исследования" за 1957 год. Сначала хотел все картинки найти в Интернете в приемлемом качестве, но не нашёл... На сами берестяные грамоты, если кому интересно, можно посмотреть здесь.Автор статьи: Л.Е. МайстровО математических знаках и терминах, встречающихся в археологических памятниках Древней Руси.[1]
Древняя Русь была в свое время одним из передовых государств с высокой и своеобразной культурой. Такие города, как Киев, Новгород и другие, не уступали городам Византии и Западной Европы. По своему устройству и управлению эти города также напоминали западноевропейские. В экономическом развитии древняя Русь шла на одном уровне с передовыми странами Западной Европы, а в отдельных производствах даже опережала эти страны. Но нашествие монголов в XIII веке привело к разгрому и расхищению русских культурных ценностей, к задержке в развитии русской культуры на полтора столетия. Новый экономический подъем Русь начинает переживать с середины XIV века [2].Исследование культуры древней Руси наталкивается на большие трудности: бедность или полное отсутствие письменных источников по тем или иным вопросам, недостаточное до сих пор развитие археологических раскопок, которые во многих случаях могут заменить отсутствующие письменные источники. Эти трудности особенно сказываются при изучении математических знаний в древней Руси. Мы почти не располагаем здесь дописьменными источниками. Известно, например, что в IV-V веках возникает производство на гончарном круге, что говорит о знании некоторых свойств круга, оси вращения и т. п. Несколько позже, к VI веку, появляется токарный станок.
Различные древние орнаменты позволяют утверждать, что циркуль был известен в VI-VII веках. В Государственном Историческом музее в Москве имеется дубовая доска, на которой отчетливо видна нанесенная циркулем окружность; доска эта найдена в Новгороде в слоях XII-XIV веков (рис. 1). К этому же времени относится найденный в Новгороде подъемный блок из дуба (хранится в Государственном Историческом музее). В самых ранних находках наблюдается симметричность.Древнейшие письменные памятники относятся к концу X века. Это – так называемые "Киевские листки" и надпись некоего Самуила, относящаяся к 993 г. Надпись Самуила открыта на каменной плите в селении Герман, невдалеке от озера Преспы. Это надгробная надпись отцу, метери и брату Самуила. В конце надписи имеются слова: "в лето от сотворения мира ", что означает 6501, т. е. год от сотворения мира, который соответствует 993 г. нашего летосчисления [3]. Эта надпись – первая точно датированная известная нам запись числа в славянской нумерации.Последующие дошедшие до нас письменные памятники XI-XV веков в основном состоят из церковных книг, летописей, а также государственных и частых актов, в которых фиксировались договорные отношения князей и торговых людей, сделки по купле и продаже, дела о наследстве, имущественные споры и т. п. Древнейшая русская рукопись – Остромирово евангелие – относится к 1056 – 1057 гг. Следующая по времени рукопись - Изборник Святослава Ярославовича – относится к 1073 г.Вo всех этих письменных источниках и тех случаях, когда необходимо, употребляются числа и простейшие арифметические сведения.Например, монастырский устав Федора Студита, принятый в Киеве и XI веке, устанавливает следующие наказания за порчу сапожного инструмента: "О усмошьвци: аще небережением переломит шило или ино что, им же усние режут, да поклониться 30 и 50 или 100" [4].Мы здесь упомянем также "Русскую Правду", отдельные статьи которой неоднократно привлекали внимание историков математики, и Кирика Новгородского с его "Наставлением" [5].Но все эти сочинения и документы составлялись немногими авторами, а затем переписывались специально подготовленными писцами. Отметим попутно, что далеко не все писцы принадлежали к духовенству, как это часто думают. От XI-XII веков дошло до нас 25 подписей писцов, из них лишь семь принадлежат к духовным лицам; остальные 18 были писцы-ремесленники.Возникают вопросы: какое распространение имела грамотность в древней Руси среди населения? Какое распространение имели математические сведения? Как часто и в каком виде встречаются в исторических источниках математические знаки и термины?Это, конечно, только первые вопросы, на которые необходимо ответить при изучении истории развития математики в древней Руси. Освещению этих самых первых вопросов и посвящена настоящая статья.Прежде всего следует обратить внимание на записи, встречающиеся па отдельных предметах. Большой интерес представляет уже неоднократно описанный в литературе Тмутараканский камень. Тмутаракань играла большую роль в древней Руси. Она была крупнейшим торговым городом и гаванью, выросшим невдалеке от древней греческой торговой колонии Фанагории. Пролив между Тмутараканью и Керчью был местом оживлённой переправы. Князь Глеб Святославович в 1068 г. зимой по льду измерил ширину пролива. Запись об этом была высечена на лежавшей поблизости от переправы мраморной плите из развалин какого-то античного здания "в лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тъмутораканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен". Камень хранится сейчас в Ленинградском Эрмитаже. Копии с этого камня имеется в Государственном Историческом музее в Москве.Сын Ладожского посадника Иванко Павлович производил в 1133 г. углубления или запруды Волги, пытаясь связать её с Новгородом через реку Полу и Ловать. В честь начала этой работы был поставлен на берегу озера Стерж так называемый каменный Стерженский крест.На кресте имеется следующая надпись: "6641 месяца июня 14 день почах рыти реку сию, яз Иванко Павловиц и крест сь поставих" [6].В 1161 г. мастер Лазарь Богшей сделал для Ефросиньи Потоцкой крест, на котором имеется следующая надпись: "кованье его, злото и серебро и каменье и женчюг в 100 гривен, а... 40 гривен" [7]. Перед цифрой 40 имеется пропуск, вызванный порчей креста. Возможно 40 гривен означает стоимость работы. В Государственном Историческом музее в Москве хранятся медные золочёные листы, покрывавшие среднюю главу Успенского собора во Владимире, построенного в 1158—1161 гг. На этих листах имеются номера, обозначавшие порядок пригнанных друг к другу листов. На них имеются, например, такие цифры:и др. (рис. 2).В Новгороде был раскопан погреб XII века и на наружной стороне его северной стенки были обнаружены параллельные вертикальные насечки в порядке венцов: на первом венце – одна насечка, на втором – две и так до четырнадцати; на четырнадцатом венце – четырнадцать насечек. Следовательно, строитель различал брёвна по числу насечек. Трудно предположить, чтобы это делалось иначе, чем пересчитыванием количества насечек. Вообще, для счёта тех или иных предметов насечки в те времена применялись часто. В Государственном Историческом музее хранятся счётные бирки, найденные в Новгороде в 1947—1948 гг., относящиеся примерно к XI—XIII векам (рис. 3).В 1951 г. в Новгороде на глубине 2,13 м обнаружили надпись на нижнем венце сруба. Надпись состоит из одной славянской буквы, вырубленной тремя ударами плотницкого топора на массивном бревне: . Сверху имеется небольшая зарубка, которая служит титлом. Следовательно, перед нами цифра 1. Это метка для первого венца сруба. Если в предыдущем случае венцы метились зарубками, а так именно поступали вплоть до XX века, то в древнем Новгороде нам встретился грамотный плотник, который метил венцы цифрами. Это бревно относится к XIV-XV векам [8].В Новгороде также обнаружена деревянная бирка, относящаяся к первой половине XIII века, с шестью насечками и следующей надписью: "три рожи, а три жита", пo-видимому, это запись для памяти владельца бирки (хранится в Государственном Историческом музее).
В 1951 г. в том же Новгороде на глубине 5,64 м был обнаружен деревянный цилиндр длиной 8 см, шириной 5,5 см с двумя взаимно перпендикулярными каналами внутри (хранится в Государственном Историческом музее). Цилиндр относится к X-XI векам. На цилиндре имеется надпись "емьця гривны 3". Деревянный цилиндр, по-видимому, служил для хранения гривен, в нем помещалось в соответствии с надписью 3 гривны [9].
В Киевских пещерах при обвале стен была обнаружена медная гирька, относящаяся к княжению Глеба Юрьевича в Киеве в 1170—1172 гг. На гирьке написана цифра 7, а вокруг нее нарисовано семь кружков. Такие гирьки служили для проверки веса монет. Кружочки, по-видимому, поставлены для того, чтобы те, кто не мог прочитать , могли бы посчитать кружочки [10].Представляет большой интерес обнаруженный в 1954 г. в Тмутаракани на восточном участке в слоях IX—X веков высокий красноглиняный кувшин с таблицей математических знаков.Таблица эта расположена в два столбца. После прочтения она в современной записи выглядит так:
Вопросы поставлены в тех местах, где надпись разобрать не удалось. По-видимому, правая таблица есть продолжение левой. Любопытно, что все числа, кроме одного, округлены до 10. Возможно, что перед нами какая-нибудь хозяйственная запись владельца кувшина (рис. 4 и 5).
Аналогичных надписей можно было принести значительно больше. Эти надписи на бытовых предметах делались простыми людьми, и они показывают, что простейшие математические сведения, как и письменность в древней Руси, вмели значительно более широкое распространение, чем думали историки раньше.
Существует много других косвенных указаний на широкое распространение математических сведений. Ремесленники, изготовляя посуду, на днищах горшков ставили свои отличительные знаки-клейма. Почти все клейма носит геометрический характер. На рис. 6 приведены наиболее распространённые клейма. Лишь редко клейма носили негеометрический характер: цветок, человек, ключ oт замка и т. п. В подавляющем большинстве случаев, как мы видим, это - концентрические окружности, соприкасающиеся окружности, квадрат, описанный вокруг окружности, и т. п. Это указывает на знакомство мастеров хотя бы с простейшими свойствами геометрических фигур.Самые ранние клейма обнаружены на посуде в кургане дер. Митино, недалеко от Смоленска. Курган относится к началу XI века. В XII—XIII веках широко была распространена орнаментовка различных украшений (браслеты, височные кольца) с помощью металлического зубчатого колесика. Для нанесения орнамента на браслет, найденный в Вотской Пятине, было использовано зубчатое колесо R=1,6 см с нарезанными 24 зубцами. Дли этого нужно было уметь разделить окружность на 24 части [11].
Деление окружности па равное число частей встречается в это время и у волжских болгар. В Болгарах, в Красной Палате, раскопана баня XIV века, в центре которой находился каменный бассейн фонтана в виде цветка с 12 лепестками. Бассейн имеет в диаметре приблизительно 1,5 м (хранится в Государственном Историческом музее в Москве). Чтобы сделать лепестки, необходимо было уметь делить окружность на 12 частей (рис. 7).
Веретенные пряслица (грузики для веретен) из глины, а затем из шифера имели формы шара, усечённого конуса, двух усечённых конусов, соединенных основаниями. Такие пряслица встречаются, начиная с VIII века. Знаки на пряслицах также имеют геометрический характер. Наиболее часто встречающиеся знаки на пряслицах приведены на рис. 8.
К большому сожалению, до сегодняшнего дня только небольшая часть древнерусских городов подвергалась планомерным раскопкам. По отношению ко всей территории города площадь раскопок бывает так мала, что нельзя получить общую картину планировки. Все же раскопано много отдельных жилищ и кварталов, что дает нам материал по интересующим вопросам.На первое место здесь нужно поставить раскопки в Перыни, недалеко от места, где Волхов вытекает из Ильменя (близ Новгорода). Раскопанное сооружение представляет круг, ограниченный рвом. Диаметр круга 33 м. Точно в центре круга находится яма от столба. Ров, окружающий круглую площадку, в плане представляет громадный цветок с восемью лепестками, которые расположены симметрично.Все сооружение поражает своей правильной формой. Это было святилище Перуна. В центре стояла деревянная статуя Перуна, которая была срублена в 988 г. Перынь была одним из важнейших центров древнерусской религии.Исходя из правильной планировки святилища, можно сделать вывод о применении строителями различных измерительных инструментов, а также о знании свойств геометрических фигур (рис. 9). Звёздочками отмечены места, где раскладывали костры.
Чем древнее раскапываемые избы и хозяйственные помещения, тем чаще среди них встречаются строения, которые имеют квадратное основание. Например, в Ладоге IX—XI веков все раскопанные избы квадратные, размером от 3,7x3,7 и до 6х6. Землянки в Суздале X—XII веков также квадратные, размером от 2,3x2,3 м до 6x6 м. Хлевы тоже квадратные, несколько меньших размеров, от 2,8x2,8 до 3,2х3,2 м. Лишь впоследствии строения принимают форму прямоугольников.Можно предположить, что объяснение этому на ходится в том, что в то время было известно, что квадрат является таким четырехугольником, который при том же периметре охватывает наибольшую площадь, так что строения с квадратным основанием требуют при одинаковой площади меньшей затраты труда и материала. Впоследствии большую роль стала играть эстетическая сторона. В отдельных случаях землянки имели форму равнобедренной трапеции.Керамические плиты для настила полов церквей XII—XIII веков обычно были квадратные. Наиболее часто встречаются следующие размеры: 17x17x2 см, 16х16х2,5 см, 11x11x2,3 см, 8x8x1,5 см, но иногда встречаются и равносторонние треугольники со стороной 6 см при толщине 1,5 см.Во Вщижском городище, относящемся к концу XII века, обнаружено много жерновов, наиболее крупные из них достигают в диаметре 50 см, с диаметром отверстия в 11 см.Количество таких примеров можно было бы значительно увеличить. Все они показывают, что широкий круг простых людей имел первоначальные математические сведения; кроме того, эти примеры показывают, что математические сведения вырабатывались в практике различных производств, ремёсел и строительства.Возвращаясь к письменным источникам, мы должны сказать, что их круг до самого недавнего времени был очень ограничен. Но совершенно неожиданно этот круг резко расширился. При раскопках в Новгороде были обнаружены так называемые берестяные грамоты.Первая берестяная грамота была найдена 26 июня 1951 г. Основным материалом древней письменности был пергамент, изготовляемый из телячьей кожи. С XIV века начала распространяться бумага. Пергамент в земле сохраняется хорошо, но на нём писали только чернилами.Береста же, как и другие остатки растений, сохраняется в земле, если очень сухо или если очень сыро. В Новгороде сыро, чернила поэтому сохраняются в земле очень плохо, и потому нахождение пергаментных грамот маловероятно.Свидетельства о применении бересты в древней Руси в качестве письма имелись давно. Были известны, например, берестяные рукописи XVII—XVIII и XIX веков, но все они написаны только чернилами. Были ещё обнаружены берестяные поплавки с отдельными буквами,которые процарапывались на бересте.В Новгороде же были найдены целые берестяные грамоты, надписи на которых нанесены процарапыванием острым костяным или металлическим предметом. Один из костяных инструментов для писания на бересте был также найден.Березовая кора для грамот бралась во всю толщину. Буквы, как правило, наносились на внутреннюю поверхность берёзовой коры. Возможно, что береста специально обрабатывалась для облегчения процесса письма, тем более, что следы некоторой обработки налицо. Берестяные грамоты обрезаны сверху и снизу, а иногда с боков. Содержание грамот очень разнообразно. В подавляющем большинстве – это частные письма. Само существование древнерусских частных писем до находок берестяных грамот было неизвестно. Наряду с письмами встречаются хозяйственные документы, а также грамоты самого различного содержания, например встречаются загадка, духовное завещание и др.Находка берестяных грамот не есть находка какого-либо архива. Грамоты находятся в тех местах, где они были утеряны пли выброшены. Чем больше будет производиться раскопок, тем больше будет найдено берестяных грамот, этих совершенно новых уникальных исторических документов. В древней Руси берестяные грамоты назывались бересто.В 1951 г. их было найдено 10; в 1952г. — 73; в 1953 г. — 23; в 1954 г. — 30. Из них опубликованы первые 83 грамоты, которые занумерованы в порядке их нахождения (см. А. В. Арциховский и М. Н. Тихомиров, Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.), М., 1953; А. В. Арциховский, Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.), М., 1954). Кроме того, одна грамота была найдена в Смоленске. Грамоты в Новгороде встречаются довольно равномерно в слоях веков от XI до XIV века. Для интересующего нас вопроса берестяные грамоты представляют богатый материал. В деловых грамотах, да и в частных письмах приводится большое количество чисел. Рассмотрим некоторые наиболее важные для нас грамоты.Первая найденная грамота № 1 представляет большой интерес. Это — так называемая грамота "О поземе и даре", найдена на глубине 2,4 м, длина её 13 см, ширина 38 см; она относится к первой четверти XV века. Значительная часть утеряна; но, несмотря на это, содержание грамоты можно установить довольно точно. Позема — разновидность оброка. Дар — феодальная повинность приносить подарки феодалу в случае его приезда, а также в определённые праздники. Величина дара устанавливалась заранее.В грамоте идет речь о поземе и даре, которые поступали с ряда сел Фоме. Числа всюду ставятся между двумя точками, титлы над числами отсутствуют. Ввиду того, что документ хозяйственный, чисел встречается много, например: и т. п. Любопытно, что единственное число "тридцать три" написано словами, но это единственное число в грамоте, которое больше 10 и не кратно 10. Вся феодальная повинность по записи в грамоте выплачивалась в белках и натурой. Никаких других единиц обмена, кроме белок, в грамоте не встречается. Счёт на белки в те времена был распространен. В грамоте имеется такое место: "4 ваци солоду". Слово "ваци" не известно, но еще в XIX веке употреблялось слово "вачик" — двойная сумка. В XVII веке известно слово "ват", уменьшительное от него "вачик" — единица для меры объема. Можно предположить, что "ваци" — употребительная в то время единица объема. В грамоте имеется слово "кадь" — известная мера сыпучих тел.Грамота № 2, так называемая грамота "О мехах", найдена на глубине 2,6 м около мостовой. Длина грамоты 8,5 см, ширина 26,5 см. Текст написан на обеих сторонах бересты. Текст на одной стороне является продолжением текста на другой стороне. Относится к концу XIV— началу XV века. Текст читается так:"Аекуев бела росомуха. У Фоме 3 куници. У Мики 2 куници. У Фоме соху даль, дару куницю. Вельяказа 4 куница. Игугмор на Волоки куница. У Мятещи 2 куници. У Велыотовых 2 куници. У Воземута 2 куници. У Филиппа 2 куници. У Наместа 2 бели. В Жидили куница. Воликом острове куница. У Вихтимаса 2 белки. У Гостили 2 куници. У Вельюта 3 куници. У Лошшкова 6 бел.".Все числа записаны между точками и с титлами, причем и количество точек различно, а титлы имеют разную форму, как, например, на рис. 10.
Грамота №50. От этой грамоты сохранилось шесть кусков, найденных в различных местах, далеко от построек и на различной глубине, от 2,57 до 3,22 м. Пять кусков подошли один к другому вплотную. Шестой кусок отделен от них промежутком, размер которого не известен.Не хватает еще одного куска, очертания которого видны (рис. 11). Длина 34 см, ширина 9 см. Грамота является хозяйственным документом, относящимся к XIV веку. "3 дежи трьтие... Радославомо дижя семая. Воислали 2 дежи... дослали ис половия 13 улоки. За Олександромо лонеского жита 13 улоки. Олоксандре дале Коромолнику 3 улки верши. Волосе на Хомутини у... искорми. Ладога 3 дежи. Ондришку 4 улки искормими. 14 улки овиса Олексаидрь с Волосомо"."Дежа" — какая-то мера объёма, "семая" — седьмая. "Половье" — натуральный оброк, половина урожая, отдаваемая испольщиками.Пять раз в этой грамоте встречается слово "улоки" (улки). Из текста следует, что улками мерили зерно: ёмкость улки, по-видимому, меньше, чем ёмкость дежи. Такая единица измерения нигде раньше не встречалась. Грамота, как видно, представляет документ сельскохозяйственной отчётности. Эта грамота представляет интерес из-за того, что в ней встречаются новые единицы объёма: улка и дежа. Конечно, по одной грамоте мы не можем судить о распространённости этих единиц.В некоторых грамотах числа писались словами. Тогда ярко выступала структура того или иного числа. В этом смысле очень интересна грамота №78 (муляж этой грамоты выставлен на витрине в Государственном Историческом музее). Она найдена на глубине 4,01 м невдалеке от мостовой Великой улицы. Длина грамоты 39 см, ширина 4 см. Относится к XI—XII векам. "Въезми у Тимоще одпнунадесяте гривъну, у Въицина шурина на коне псании хомуть и воже, и оголове, и попону".В слове "одинунадесяте" хорошо видна первоначальная структура слова одиннадцать. 11 гривен по тому времени очень большая сумма.В берестяных грамотах все дробные числа писались только словами.
Рис. 11. Фотография берестяной грамоты №50.
Рассмотрим грамоту №45, найденную на глубине 3 м на мостовой Великой улицы. Длина грамоты 18,3 см, ширина 3,8 см. Грамота представляет собой начальную часть какого-то денежного документа. Относится к рубежу XIV—XV веков. "Се соцетеся добро со Семеномо на полотеретея рубля на 3 годы полоцтевртынатця гривно, а рубл..." Цифра 3 написана с титлом и с одной точкой: "Полотеретея" — два с половиной; "полоцтевртынатця" — тринадцать с половиной.К сожалению, документ оборван и не позволяет установить соотношение между этими числами.Числа встречаются также в грамоте №61. Грамота найдена на глубине 3,06 м невдалеке от мостовой Великой улицы. Длина грамоты 39,2 см, ширина 2,1 см. Текст представляет собой конечную часть письма, которое относится к XIII веку. В этой грамоте любопытна запись числа 10."... з гостомо полотрьтиядесято гривьно сьрьбра... истины 10 пудово мьду, а три годы, а Ное самь ведаете, кодцо исправить, кодь, что взяти, а ко мне кажить о всьмо"."Полотрьтиядесято" — 25.Речь идет о присылке с гостем 25 гривен серебра, огромной по тому времени суммы. 10 пудов мёда — тоже большая ценность. Можно сделать вывод, что это отрывок переписки богатых людей. Число 10 записано так: .Перечеркнутое i — (десятиричное) сверху имеет дугу и обведено пунктирным ободком.Встречаются и некоторые другие разновидности записи чисел, о чем мы уже говорили раньше.В грамоте №42, относящейся к XIV веку, число 2 записано следующим образом: .Из дробей, как мы видели, встречаются половины, но в грамоте №23, относящейся к рубежу XIV—XV веков, встречается четверть — "два овина цьтвьри" — четверть, конечно, записана словами. Следует отметить, что в более древних грамотах числа чаще записываются словами. Например, в грамоте №7, относящейся к ХII веку, написаны словами числа: "сорок", "шесть". Но в другой грамоте, относящейся к XII веку (№ 8), число 8 записано так: .В нашей литературе широко распространено мнение, что в древнерусской записи чисел титло совершенно необходимо (например: БСЭ, т. 26, стр. 471). Как мы видим, это далеко не так; при скорописи, например, ставили просто с двух сторон точки.Берестяные грамоты говорят о широком распространении грамотности в древнем Новгороде, а также о широком распространении арифметических сведений.Новгород того времени был одним из крупнейших городов в Европе. В нём широко были развиты различные ремёсла и производства со значительной производственной дифференциацией. Имелись кузнецы, сапожники, зольники, игрушечные мастера, всевозможные мастера по дереву, включая и изготовляющих детали различных механизмов, и многие другие. Улицы города были замощены, следили за чистотой улиц. Новгород вел обширную торговлю не только с русскими землями, но и с Западом и Востоком.Поэтому можно ожидать много интересного от дальнейших раскопок.Остановимся еще на одном вопросе. Игральные кости хорошо были известны грекам и римлянам. Есть свидетельства, что игры в кости в античную древность имели довольно широкое распространение. Рассмотрение истории азартных игр, в первую очередь игр в кости, в древней Руси имеет значение как для истории вообще, так и для истории математики, в частности для правильного освещения зарождения теории вероятностей.Наиболее древняя игральная кость на территории древней Руси была обнаружена в Чернигове при раскопке кургана Черная Могила, относящегося к X веку. Кость эта не совсем обычная (хранится в Государственном Историческом музее). Это — палочка длиной около 6 см с поперечным сечением квадратной формы площадью около 1 см2. Такие или аналогичные игральные палочки, кроме обнаруженной в Черной Могиле, известны были египтянам, грекам, римлянам, древним британцам и индейцам племени майя. Боковые грани таких палочек отмечены разным числом кружочков. Такие кости древнее кубических игральных костей, так как их проще изготовлять.В раскопках 1951—1952 гг. в Новгороде обнаружена игральная кость, относящаяся к XI—XII векам, сделанная из кости (хранится в Государственном Историческом музее). Очки на гранях отмечены маленькими кружочками. Расположение очков на гранях следующее: 1 против 2; 3 против 4; 5 против 6. Длина ребра колеблется близко к 9 мм. Кость хорошо сохранена.В журнале "Biometrica" за июнь 1955 г. были опубликованы результаты испытаний трёх игральных костей классической древности, хранящихся в Британском музее, сделанных из разного материала: горного хрусталя, железа и мрамора. Каждая кость была брошена 204 раза и зафиксированы количества выпаданий всех граней (очков).Чем все частоты ближе к 1/6, тем качество изготовления кости лучше. Чтобы сравнить Новгородскую кость с этими данными, я произвел две серии бросаний по 204 раза. Все результаты сведены в одну таблицу:
В идеальном случае количество появлений каждого очка должно равняться 34; чем ближе все числа к 34, тем правильнее сделан куб.Из таблицы видно, что лучше всего сделана кость из горного хрусталя. Новгородская кость выполнена значительно лучше мраморной. По качеству она примерно совпадает с железной.
[1]. Автор благодарит Д. К. Щербачева за выполнение фотографий и рисунков.[2]. По исследованию экономики и культуры древней Руси имеются ценные работы, например: Б. А. Рыбаков, Ремесло древней Руси, 1048; Т. И. Райнов, Наука в России XI—XVII веков, М.—Л., 1940; Сборник статей "История культуры древней Руси", М—Л., т. I, 1948, т. II, 1951; М. Н. Тихомиров, Древнерусские города, М., 1956 и др.[3]. Пропись текста дана в книге: С. Д. Никифоров, Старославянский язык, 2-е изд., М., 1955, стр. 99.[4]. Цитировано по книге: Б. А. Рыбаков, Ремесло древней Руси, 1948, стр. 402.[5]. "Наставление, как человеку познать счисление лет", а также статью В. П. Зубова о Кирике Новгородце см. в Историко-математических исследованиях, вып. VI, 1953, стр. 175-212.[6]. Цитировано но книге "История культуры в Древней Русл", т. 1, M.—Л., 1948, стр. 298.[7]. Цитировано по книги Б.А. Рыбаков Ремесло древней Руси, 1948, стр. 512.[8]. Фотография этого бревпа приведепа в книге: А. В. Ардиховский и М. И. Тихомиров, Новгородские грамоты на бересте, М., 1953.[9]. Гривна — слиток серебра или золота, служивший денежной и весовой единицей в древней Руси, имевший повсеместное распространение. Относительно веса гривны имеются разноречивые сведения. В XV веке половина гривны — рубль вытеснил гривну. С XVI века гривна стала денежной единицей в 10 коп.[10]. Рисунок этой гирьки приведён в книге: П. Я. Депман, Меры и метрическая система, М., 1954, стр. 37.[11]. Рисунок этого браслета приведён в книге: Б. А. Рыбаков, Ремесло древней Руси, 1948, стр. 160.
slav-drevnosti.livejournal.com
Как учили грамоте на Руси | Путешествия во времени
Передо мной старинная книга. XVI век. Толстая бумага с водяными знаками, кованые застежки, тяжелый переплет из доски, обтянутой парчой. (Недаром говорили: «Прочитать от доски до доски»), я осторожно перелистываю страницы. Сколько труда, мастерства и вкуса! Великолепен орнамент заставок и буквиц. Многокрасочные миниатюры рассказывают о жизни наших предков. Здесь можно увидеть и Куликовскую битву, и мирный труд пахаря, и сцены монастырской жизни. А вот страница без заставок, буквиц и миниатюр. На ней только текст. Только текст! Но эта страница — тоже произведение искусства. Ровными рядами идут аккуратные строки полуустава. В конце каждой главы они постепенно укорачиваются, образуя своеобразный треугольник. Какое понадобилось терпение, чтобы так красиво переписать страницу за страницей огромную книгу, в которой около 400 листов. Неторопливо нанизывали переписчики на строку буквы — словно кружева плели. Долгие дни и ночи просиживали за этой работой. Но еще большего труда стоило преодолеть хитрую и мудреную науку — грамоту. Теперь даже представить себе нелегко, сколько времени и энергии некогда уходило на то, чтобы выучиться читать и писать.
Страница древнерусского букваря. Склады.
Длинный стол, лавка, на стене — полка с книгами и обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола восседает учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то уже провинившийся и ожидающий возмездия. Древнерусская миниатюра изображает и сам акт наказания. Этот сюжет мы встречаем в искусстве древней Руси неоднократно. Существуют даже стихи, посвященные розге.
Розга ум острит, память возбуждаетИ волю злую ко благу прелагает……Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте…
Однако не следует преувеличивать значение розги в системе древнерусского воспитания. Ею пользовались не чаще, чем в других странах средневековья. Летопись XVI в. сохранила наставление учителям не злоупотреблять этим «орудием обучения». Рекомендовалось «учить же их (детей) не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым рассуждением»… Таким образом, наша старинная педагогика рассчитывала не только на плетку, но и на убеждение.
Учебный день продолжался долго. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались с часов семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Впрочем, уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» — «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было бы делать, если весь день проходил в «училище». Заучить все надо было во время занятий — это и было основной методикой. Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учит — во всю избу кричат».
Гравюра из первого букваря, напечатанного в Москве в 1634 году.
Учили азбуку так. Каждая буква имела свое название. А — аз — личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б — буки — буква, В — веде — i знаю, Г — глаголь — говори, Д — добро, Е — есть, Ж — животе, I 3 — земля, И — иже, К — како, Л — люди, М — мыслете, Н — наш, О — он, П — покой и т. д.
Прежде всего, ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Be, Ге, Де… Би, Ви… и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении: Буки — аз — ба. Веде — аз — ва… Люди — есть — ле… како- — иже — ки… покой — он — по. После складов в две буквы шли склады в три буквы: Бла, вла, гла и т. д.
Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Некоторые слова из наиболее часто встречающихся и наиболее «важных», как «бог», «царь», «святой», «дух», «сын» писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак «титло»: бг, црь, стый, fix, Ен. В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был и их знать назубок. Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомнив слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста.
Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра… И за каждую ошибку полагалась розга. Понятно, почему в то время, как ученик приступал к изучению грамоты, мать его частенько стояла под дверью и голосила, как по покойнику.
Некоторым грамота казалось такой мудреной, что они предпочитали выучить все наизусть с голоса, не научившись читать по буквам. Были и учителя такие, которые считали, что заставить выучить наизусть куда легче, чем научить читать. Новгородский архиепископ Геннадий (XV—XVI в.) жаловался на таких учителей, что они не учат, «а только портят». «Сперва он (учитель) научит его вчерне, и за то приносят мастеру каши да гривну денег. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая… А отойдет от мастера, ничего не умеет, только бредет по книге». Далее Геннадий советовал начинать обучение с азбуки и титлов.
Древнерусская школа. Миниатюра.
Очень часто обучение грамоте входило составной частью в ремесленное обучение. Какой-нибудь портной, кузнец или сапожник брал к себе в дом ученика, обязуясь обучить его, «чему и сам горазд», а кроме того, грамоте и писать. Срок обучения — обычно пять лет, после которых ученик бывал обязан отработать еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Таким образом, ученик поступал в полное распоряжение учителя, у которого он жил, ел, спал, делал всю домашнюю работу и обучался ремеслу и грамоте.
Продолжение следует.
Автор: В. С.
P. S. Старинные летописи рассказывают: Вот так учили грамоте на Руси, строго, обстоятельно и без халявы. Это сейчас можно заказать дипломную работу в Минске (например, здесь), Киеве, или Москве и вообще просто имитировать обучение, покупая курсовые и дипломные, раньше же приходилось учиться всерьез.
travel-in-time.org
Презентация - Грамота на Руси
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
24 МАЯ – ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ГРАМОТА НА РУСИ
Слайд 2
Когда – то давно никто не умел писать.
Люди могли общаться, только
разговаривая друг с другом.
Все, что узнавал или
изобретал человек,
он хранил только в голове.
Знания передавались устно.
Это было чрезвычайно
важное и трудное дело – не
прервать нить знания,
передать его от учителя
к ученику, чтобы тот
когда-то передал
его своему ученику –
и так далее,
из поколения в поколение.
И ведь не всегда это удавалось.
Сколько секретов было утеряно безвозвратно.
Слайд 3
Представляете, как сильно изменилась жизнь людей с изобретением письменности?
Слайд 4
Люди научились изображать свою речь знаками. Рисунки постепенно упрощались и превращались в символы, которые могли обозначать обобщенные понятия.
Слайд 5
ОТ РИСУНКА К АЛФАВИТУ
Слайд 6
Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит для славянских языков на основе греческого алфавита
Слайд 7
В стране древних книгНа Руси довольно долго использовали писчий материал – бересту. Знаки на бересте наносились костяным стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали стерженек на пояс.
Слайд 8
На Руси первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы, заглавия. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышку переплета замыкали застежкой. Такие книги были подлинными произведениями искусства.
Слайд 9
Страница древнерусского букваря.
Склады.
Слайд 10
Слайд 11
Длинный стол, лавка, на стене — полка с книгами и
обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они
все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и
не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола
восседает учитель. Перед ним на коленях ученик
отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же
другой ученик, в чем-то уже провинившийся и
ожидающий возмездия.
Древнерусская миниатюра
изображает и сам акт
наказания. Этот сюжет
мы встречаем в искусстве
древней Руси неоднократно.
Существуют даже стихи,
посвященные розге.
Слайд 12
ТАК ГОВОРИЛИ ДЕТИ«Нарисовай мне барбоса»
«Отскорлупай мне яйцо»
«Спей мне песню о глупом мышонке»
«Почесай меня»
«Мама сердится, но быстро удобряется»
«Ох, какой пузырь выпузырился»
«Расширокайтесь! Расширокайтесь!» - кричала своим гостям четырехлетняя девочка»
«Замолоть этот гвоздик»
«Смотри, как налужил дождь»
Слайд 13
ПервопечатникиНачалом русского книгопечатания считается 1564 г. Русские мастера Иван Федотов и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова 1 марта 1564 г. Это церковная книга «Апостол». Затем в 1565 г. был издан «Часовник» - книга, содержащая молитвы на каждый день.
Слайд 14
Первые печатные книги и печатный станок
Слайд 15
Запомни! 24 мая – День славянской письменности и культуры24 мая считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия.
Создание славянской письменности относится к 9 веку и приписывается византийским монахам-учёным Кириллу и Мефодию.
Слайд 16
Викторина1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на все 33 буквы? Азбука
2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? сено
3. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? о-пять
4. Какие два местоимения портят дороги? я-мы
5. В каком слове из четырех букв есть три одинаковых буквы? трио
6. Чья речь состоит только из двух союзов? осла
7. В каком слове сорок гласных? сорок-а
8. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ц
9. В каком слове сто отрицаний «нет»? стонет
10. Чем кончается всё? Ё
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Слайд 18
ЛитератураЭнциклопедия для детей. Т. 10. Русский язык. Языкознание. – М.; Аванта+, 2001.
Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. – М.; Белый город, 2002.
Макарова Е. Путешествие в страну Славянской Азбуки // Воскресная школа. – Первое сентября. – 2001 - №18. – С. 8-9.
Кощеева С. Праздник славянской письменности и культуры // Педсовет. – 2001. - №8. – С. 4-6.
Малая Н. Сокровища зелёного сундучка // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №5. – С. 58-64.