Архитектура древнего китая кратко. В чем особенности развития Китайской архитектуры. Архитектура древнего Китая кратко. Реферат.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура в Древнем Китае. Архитектура древнего китая кратко


Архитектура в Древнем Китае.

Китай — крупнейшпя страна Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится ко времени господства династии Шан (около1300 г. до н. э.), пришедшей на смену культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.— середина II тысячелетия до н. э.).

Первые памятники древней китайской культуры были обнаружены при раскопках в 20-х гг. нашего века. Они дают представление о культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.— середина II тысячелетия до н. э.), на смену которой пришли памятники эпохи Шан (Инь) (ок. XVI—XI вв. до н. э.).

В XII—III вв. до н. э. заканчивается мифологический этап развития представлений о природе. Развиваются учения даосизма и конфуцианства, которые по-новому раскрыли тему мира и человека в нем. Сами мифологические божества стали восприниматься более условно, зато образ человека делается конкретнее.

Своего наивысшего подъема китайская культура достигает при правлении династии Чжоу, длившемся около 8 веков (вплоть до III в. до н. э.).

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма, который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого.. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды и скальные монастыри, состоящие из сотен больших и малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15—17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII—X вв.) в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.

В 1127 г. весь север страны захватили кочевые племена чжурчжэней. Правителям Китая пришлось отступить на юг, где была основана новая столица Ханчжоу. Позор поражения, тоска по оставленным землям во многом определили настроения искусства XII—XIII вв. Природа стала как бы единственным утешением в печали, и в ее трактовке возникли новые черты. Она становится более соразмерной человеку.

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

Архитектура периода Хань (III в. до к. э.— III в. н. э.)

Более ясное представление мы имеем об архитектуре периода Хань (III в. до к. э.— III в. н. э.). Благодаря найденным в погребениях глиняным моделям домов, башен и т. п. мы получили понятие о типе построек этой эпохи. В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан целый ансамбль глиняных моделей жилищ, дающих яркое представление об усадьбе мелкого феодала ханьской эпохи. О подлинной архитектуре эпохи Хань мы можем судить только по парным каменным пилонам, которые ставились перед некоторыми местами погребений.

Целиком сохранившиеся памятники архитектуры относятся не раньше чем к VI в. н. э. Начиная с этого периода и вплоть до XX в. произведения китайской архитектуры могут быть разделены на две основные хронологические группы.

К первой группе относятся памятники архитектуры с VI до XVII вв.; основными чертами стиля этих памятников являются монументальность и преобладание конструктивных форм над декоративной стороной. В памятниках последних трех столетий архитектура теряет характер монументальности; усиливается значение декоративно-орнаментального элемента; наконец, наблюдается перегрузка зданий орнаментальными деталями, измельчение и дробность архитектурных форм. Архитектура первого периода отражает идеологию феодального общества; архитектура второго периода — идеологию буржуазии, нарождающейся в недрах феодальной формации, а с XV11I в. уже могут быть прослежены черты воздействия европейского зодчества.

Древнейшим памятником китайской архитектуры, целиком дошедшим до нас и точно датированным (523), являетсяпагода  Сунъюэсы в Суншане, в провинции Хэнань. Она построена на двенадцатигранном основании и имеет пятнадцать этажей; оканчивается небольшой ступа. В этом последнем обстоятельстве и в применении арочек над нишами заостренной подковообразной формы видно воздействие индийского искусства, занесенного вместе с буддизмом, воспринятым верхушкой аристократии.

Архитектура эпохи Тан (618—906), когда в Китае наблюдалось большое развитие литературы и искусства, также представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич.

Примером каменных пагод является построенная в 681 г. трехэтажная пагода в Сян-джи-сы, близ Сианфу. Эта пагода отличается простотой и строгостью форм, лишенных украшений, если не считать зубчиков по карнизам. Одна из наиболее замечательных кирпичных пагод — «Большая пагода диких гусей», построенная в 652 г. Пагода эта стоит на высокой террасе и имеет до 60 м высоты. Общий вид ее напоминает вытянутую ввысь пирамиду с усеченной верхушкой. Эффект впечатления от «Башня диких гусей» достигается хорошо уравновешенными пропорциями, массивной формой, усиленной положением пагоды на естественном возвышении.

Архитектура периода Сун (960—1280) представлена также исключительно пагодами. Другие виды зодчества сунской эпохи до нас не дошли. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества. Относящаяся к X в. железная тринадцатиэтажная пагода в Тан-ян-сяне на Ян-цзы дает ряд новых особенностей мало изученного южнокитайского стиля. В частности можно отметить в ней ранее не наблюдавшийся мотив крыши, гнутой частями, над отдельными этажами, и более детальную орнаментальную разделку граней.

Об архитектуре эпохи Мин (XIV — XVII вв.) мы имеем значительно лучшее представление, так как от этой эпохи, особенно от второй ее половины, дошло до нас уже довольно значительное количество не только пагод, но и других культовых и гражданских сооружений. Архитектура минского периода до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII — XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда император Юн Лэ перенес столицу Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.

Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе.

Разбирая архитектурные ансамбли раннеминской эпохи, остановимся сначала на рассмотрении плана Пекина (Бейпина), организованного по тому же основному принципу, что и жилой, дворцовый и храмовый комплексы. Пекин является типичным примером большого китайского города, в основных чертах сложившегося к началу XV в. Пекин представляет собой комплекс трех городов, обнесенных общей стеной до 12 м вы­соты и до 20—24 м ширины.

Города эти следующие: манчжурский, или татарский город, длина стен которого достигает 23 км, внутри него находится обнесенный особой стеной так называемый запрещенный город, со всей массой построек бывшего императорского дворца; и, наконец, третий — китайский город, длина стен которого около 16 км; по середине его, по североюжной оси, проходит главная улица; в южной его части расположены среди тенистых парков обширные храмовые ансамбли: храм Неба и храм Земледелия. Мощные стены Пекина имеют многочисленные бастионы, грандиозные башни с воротами простого и величавого стиля.

Переходя к рассмотрению дворцовых ансамблей, возьмем для примера такой сложнейший комплекс, как бывший императорский дворец в Пекине, которому подражали в дальнейшем при планировке других архитектурных ансамблей. Здесь соблюдена планировка по северо­южной оси в соответствии с правилами геомантики; по сторонам этой оси расположен ряд построек, а между ними — дворцы, арки и пр. Постройки представляют собой здания с окружающими их галереями на колоннах; двойные выгнутые крыши этих построек покрыты цветной черепицей. Архитектурный ансамбль здесь тесно связан с ландшафтом; здесь все утопает в зелени садов, так что структура архитектурного комплекса может быть воспринята зрителем только при прохождении им насквозь всего ансамбля.

Та же архитектурная композиция и тот же тип построек повторяются в меньшем масштабе и в других дворцовых и храмовых ансамблях. Относительно храмовых зданий надо заметить, что по одному и тому же типу строились как конфуцианские, так даосские и буддийские храмы.

studfiles.net

В чем особенности развития Китайской архитектуры. Архитектура древнего Китая кратко. Реферат.

в чем особенности развития китайской архитектуры

Китайская архитектура

Древняя китайская архитектура является неотъемлемой частью длинной истории и богатой культуры Китая. Она имеет много характерных черт различных регионов, национальностей и временных периодов. Древняя китайская архитектура является выдающимся примером древней восточной архитектуры. Ее характерные черты можно увидеть в каждом отдельном здании, дворцовом комплексе или отдельном городе.

История древней китайской архитектуры

От первобытного общества до эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) проходил процесс усовершенствования различных методов строительства зданий из дерева. Строители также научились возводить стены из сильно утрамбованной земли. Они стали обжигать плитку и научились строить здания из камня. Технологии в архитектуре были значительно развиты во времена государства Вэй (Wei) и в эпоху правления западной династии Цзинь (265 г. – 316 г.), а также в период Южной и Северной династий. Объемы производства и качество кирпича и черепицы были существенно повышены. Техника строительства зданий из дерева получила дальнейшее развитие. В то время было построено множество архитектурных комплексов, связанных с буддизмом.

Особенности древней китайской архитектуры

Для древней китайской архитектуры характерны гибкая структура, элегантный внешний вид зданий, правильная планировка и великолепные декоративные элементы.

Лучшие образцы знаменитых древних зданий

Древние китайцы строили множество мавзолеев, храмов, пагод, городских стен, а также великолепные императорские дворцы и резиденции. Все эти здания в настоящее время являются памятниками истории и архитектуры и представляют собой богатое культурное наследие. Читать далее материалы по теме Лучшие образцы знаменитых древних зданий материалы по теме Лучшие образцы знаменитых древних зданий

Современная китайская архитектура

В период, который начался с Опиумной войны 1840 г. и закончился основанием Китайской Народной Республики в 1949 г. китайская архитектура испытала сильное западное влияние. Хотя во многом традиционная китайская архитектурная система по-прежнему оставалась доминирующей силой, многие здания развлекательного сектора, такие как театры, рестораны и гостиницы, а также деловые и торговые центры, стали строиться в смешанном стиле, который имел черты как китайской, так и западной архитектуры.

Лучшие образцы современной архитектуры

Вместе с общим развитием экономики Китая строительный сектор переживает настоящий бум. Во многих городах Китая строятся целые квартала небоскребов. Некоторые из этих высотных зданий признаются как настоящие шедевры современной архитектуры и становятся главными достопримечательностями городов. искусства в Пекине.

С внешней стороны здание театра покрывает купол из стекла и титана. Этот уникальный архитектурный элемент состоит из 18398 титановых пластинок и 1226 кусков сверхбелого стекла. Окружает здание искусственное озеро. С высоты здание театра похоже на огромное яйцо, плавающее в озере. Задача архитектора заключалась в том, чтобы создать уникальный дизайн, который будет таким же узнаваемым, как дизайн Сиднейского дома оперы.

Мировой финансовый центр является самым высоким зданием в Шанхае. Вместе с телебашней Восточная жемчужина и Башней Цзиньмао он является главными современными архитектурными достопримечательностями города. Чтобы добраться на лифте с 1-го этажа на 95, требуется всего 1 минута. Скорость движения в этом лифте составляет 10 м в секунду. Находясь на 100 этаже и осматривая город из смотрового павильона, посетители могут увидеть самую верхушку телебашни Восточная жемчужина и верхние этажи Башни Цзиньмао. Находясь в этой галерее длиной 55 метров, посетители могут рассмотреть также все, что находится у них под ногами благодаря прозрачным полам. Павильон специально как бы вынесен наружу, поэтому у себя под ногами посетители видят улицы города. Смотровой мост на самом верху здания является самой высокой смотровой площадкой в мире.

Знаменитые китайские ландшафтные сады

Китайские сады являются особым элементом традиционной китайской культуры и искусства. Это не просто островки зелени в каменных джунглях города. Это территория, где гармонично сочетаются созданные человеком ландшафты и природные пейзажи, где можно насладиться лучшими образцами архитектуры, живописи, каллиграфии и садового искусства. Садовые комплексы окружены стенами, которые подчеркивают их принадлежность владельцу.

История китайских садов

Древние китайские сады, которые также часто называют традиционными китайскими садами или классическими китайскими садами, имеют историю развития, уходящую вглубь веков. Их богатая культура и уникальные особенности никого не оставляют равнодушным. Разнообразные виды садов обладают неповторимым очарованием. Древние китайские сады считаются одними из лучших образцов садового искусства в мире. Имея историю, насчитывающую почти 5 тысячелетий, китайские сады нашли свое место в мировой сокровищнице культуры и архитектуры.

Особенности китайских садов

Одним из принципов создания китайских садов является принцип гармоничной интеграции творений человека в природный ландшафт. В типичном китайском саду можно увидеть камни, воду, растения и различные здания, которые словно всегда стояли посреди разных природных элементов.

Знаменитые китайские ландшафтные сады

Все древние китайские сады могут быть разделены на две категории: королевские сады и частные сады. Ландшафтные сады южного Китая, особенно те, что расположены в дельте реки Янцзы, считаются одними из самых красивых. Считаются, что сады этого региона наилучшим образом представляют классические черты китайской садовой архитектуры. Сады в городе Сучжоу были внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Современная китайская архитектура

С того времени, как разразилась опиумная война в 1840 году до создания Китайской Народной Республики в 1949 году, китайская архитектура свидетельствовала смесь китайского стиля с западным стилем.

История китайской архитектуры

С первобытногообщества додинастии Хань, техника на строительство древесной структуры постепенно улучшлась и совершенствовалась.

Черты древней китайской архитектуры

Старые здания использовали древесину в качестве главного материала. И компоненты в основном колонны, балки, прогоны, которые свяжутся шипами и пазами.

Известный современный китайский зданий

Дом народных собраний находится на улице Чанъань и на западном краю площади Тяньаньмэнь в Пекине. Он используется для законодательноых и торжественных мероприятий Китайской Народной Республикии и коммунистической партии Китая.

История китайского сада

Древние китайские сады, также известные как традиционные китайские сады или классические китайские сады, имеют многовековую историю, богатую культуру и уникальные особенности.

Знаменитый древний китайский зданий

Для того, чтобы консолидировать контроль императоров, подчёркивать императорскую власть, и удовлетворить их элегантную материальную жизнь. роскошные дворцы всегда были построены в больших масштабах.

Источник: http://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-architecture.htm

архитектура древнего китая кратко

Древняя архитектура Китая

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.

У нас в стране говорят, что "стена дома может обвалиться, но дом не разрушится." Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

Однако, сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие.

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других.

Источник: http://china.kulichki.com/art/0009.shtml

архитектура древнего китая реферат

Архитектура Древнего Китая

Ко времени объединения страны в централизованную империю (периоды Цинь и Хань, III в. до н.э. — III в. н.э.) относятся такие памятники зодчества, как Великая китайская стена, великолепные дворцовые комплексы, пагоды, храмы и дворцы, отличающиеся прочной конструкцией и гармонично вписывающиеся в окружающую природу.

Наивысших достижений китайская архитектура достигла во время правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм. Города строились по четкому плану. Они представляли собой мощные крепости, окруженные высокими стенами и глубокими рвами.

Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие китайские пагоды отличаются огромными размерами и достигают в высоту 50 м. Лучшие из них поражают почти математически точными и соразмерными пропорциями, в них как бы воплощен дух конфуцианской мудрости. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.

Прекрасно сохранились созданные на рубеже нашей эры многочисленные комплексы гробниц знати, представляющие собой большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображают стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) рассказывают о создателях земли и неба, о легендарных героях, о торжественных процессиях, о борьбе между царствами.

Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э. когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.

По древним правилам все сооружения были обращены фасадом к югу, а город с юга на север пересекала прямая магистраль. Вырабатываются новые формы архитектурных ансамблей и городов. С переносом столицы в 1421 г. из Нанкина в Пекин город укрепляется, строятся дворцы, храмы и монастыри. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в Запретном городе.

Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота.

Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными маленькими речками и каналами с островами и полуостровами.

В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. В этот город ведут великолепные Лунные ворота.

Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни.

Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной.

Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий.

Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной.

Первым по Дороге духов перед путниками возникает Храм Молений об урожае, построенный в XV в. и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой выкрашенную красным лаком ротонду, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает его трехъярусную крышу.

Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий.

Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей.

Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отражены в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися на огромной территории по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха возникли еще в XII столетии, а новый храм был построен в начале XVI в.

Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад Гармонии и Добродетели, Пагода Духов и Будды, Сад Гармоничной Радости, Павильон Нефритовых Волн. В ветреную погоду в парке слышен тихий мелодичный перезвон колокольчиков, украшающих скаты крыш павильонов.

Влияние на китайскую художественную культуру буддизма нашло отражение в известной достопримечательности Пекина — ламаистском храме. Он был воздвигнут на северо-востоке Старого города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744-м превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. У выхода из павильона привлекает внимание вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, выполненными из золота, серебра, бронзы, олова и железа.

Источник: http://works.doklad.ru/view/tnEbhXc60Mc.html

www.eduotdyhat.ru

Архитектура Китая — ПскоВики

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

ICA9X4HSE.jpg 220px-Chinese-style minaret of the Great Mosque.jpg

Авторы проекта

Сидоров Иван

Алексеева Светлана

ученики 7 класса

Школа № 18

Учебный проет

Архитектура Китая

Творческое название

Тайна изогнутых крыш Китая

Общие сведения о проекте

Рассматривается история развития архитектуры Китая,основные особенности строительства различных зданий и сооружений, а также главные архитектурные памятники.

Ключевые вопросы

1. Какова история развития архитектуры в Китае?

2.В чем заключаются основные особенности строительства различных зданий?

3.Какие архитектурные строения В Китае являются наиболее известными?

Цель исследования

Изучение особенностей китайской архитектуры

Методика исследования

Исследование проводится самостоятельно в группе с использованием компьютерных технологий, каждый из авторов работает над конкретными вопросами, осуществляет подбор информации и иллюстрационного материала к ним.

Планирование исследования

1. Выбор темы

2. Сбор материала

3. Обработка материала

4. Оформление результатов

5. Представление проекта

Ход работы

1. Выбор одной из следующих тем:

- История развития архитектуры Китая

- Особенности строительства различных зданий и сооружений в Китае

- Главные архитектурные памятники Китая

2.Сбор информации

Hhh.jpeg

Был подобран информационный и иллюстрационный материал по каждой из тем.

3.Обработка информации

Из найденного материала был выбран наиболее интересный.

4. Оформление результатов

В качестве конечного продукта деятельности была создана Wiki-страничка.

5. Представление проекта

Wiki-страничка была представлена классу, после чего прошло обсуждение того, что получилось, а где были недоработки

История развития архитектуры Китая

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор. Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Для каждой эпохи правления китайских императоров характерны свои особенности развития архитектуры.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности

Архитектура эпохи Тан (618—906 гг.) представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич. Архитектура периода Сун (960—1280 гг.) представлена также исключительно пагодами. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества. Архитектура эпохи Мин (XIV — XVII вв.) до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII — XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства. Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе. Важное значение как при возведении отдельных построек, так и при планировке архитектурных ансамблей имели установленные религиозной традицией правила «геомантики». На геомантике основывается так называемый «фэн-шуй» (ветер и вода).

Особенности строительства зданий в Китае

Характерным элементом китайской архитектуры является изогнутая крыша. Кровли императорских зданий покрывались черепицей золотисто - желтого цвета, храмов и домов крупных чиновников - зеленого. Для башен городских стен, как правило, использовалась черепица синего цвета. Крыши дворцовых и храмовых сооружений украшались скульптурными, декоративными фигурами людей, животных, птиц, драконов, имевших символическое значение.

Планировка традиционного городского дома отличается четкостью и простотой и в своей основе имеет прямоугольную форму. Наиболее распространенным был 5 - комнатный жилой дом, где каждая комната имела определенное назначение - комната предков - своеобразная молельня, спальня, приемная, гостиная, комната для прислуги и т.д. Главный фасад зданий, всегда был обращен на юг и имел вход и окна, которые заклеивались бумагой. Отсутствие окон на северной стороне защищало от проникновения холодных ветров.

Деревенский жилой дом, как правило, представлял собой одно помещение, не разделенное внутренними перегородками на отдельные ячейки. В соответствии с обычаями, взрослые сыновья со своими семьями должны были жить на одном участке с родителями, что приводило к строительству ряда одинаковых домов. Многие жилые дома перед входом имеют террасы, расположенные по всей длине фасада. В центре террасы - вход, имеющий очертания круга, прямоугольника, силуэта вазы или цветка. Как правило, сразу же за входом, с улицы во дворе, возводилась небольшая, отдельно стоящая стенка, преграждавшая, по поверью, путь злым духам. Стена имела и утилитарное значение, закрывая внутреннее пространство двора с улицы. Окраска здания, материал и цвет кровли строго регламентировались. Украшение и окраска стен разрешались только знатным людям. Деревянная поверхность зданий зачастую покрывалась цветными лаками, преимущественно красного цвета, В качестве красителя применялась глина, иногда с добавлением свиной крови, которая придавала поверхности особую прочность и блеск. В домах простых людей стены сохраняли естественный цвет строительного материала.

Что касается пагод, то они бывают самых многообразных форм - квадратные, шестиугольные, восьмиугольные, обычно с четным числом углов и многоярусные. Строительным материалом им служит дерево, кирпич, камень, глазурованная черепица, железо. По своей конструкции они имеют вид башен или павильонов с многочисленными карнизами.

Наиболее известные архитектурные памятники Китая

Храм Неба

Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Площадь комплекса составляет 267 га.

Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался храмом неба и земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу. Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу. В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

Железная пагода

Железная пагода — восьмигранная тринадцатиярусная кирпичная пагода буддийского храма Ю Го в китайском городе Кайфэн. Построена в 1049 г., имеет высоту 56,88 метров и является одним из центральных памятников архитектуры династии Сун, столицей которой был Кайфэн. Постройка возведена на месте 120-метровой деревянной пагоды, которая обрушилась от удара молнии. При строительстве использовалось до 50 разновидностей глазурованного кирпича, который имеет специфический металлический отлив, откуда и название. Стены покрыты резьбой, изображающей Будду, монахов, певцов, плясунов и драконов. Под карнизами подвешены 104 колокола, которые позванивают при малейшем дуновении ветра. Внутри постройки — винтовая лестница и фрески с иллюстрациями к классическому роману «Путешествие на Запад».

Великая Китайская стена

Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края - две тысячи пятьсот километров. В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Они были неодинаковые по размеру, строились из разного материала, но каждая представляла внушительную пирамиду шириной и высотой около двенадцати метров. Друг от друга их отделало расстояние в "два полета стрелы", а соединялись они толстой отвесной стеной, высота которой около семи метров, а ширина такова, что свободно могла пройти шеренга из восьми человек. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, которые скреплялись известковым раствором необычайной прочности и делали конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

В древности, Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в "Срединное государство". Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору). Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов.

Это интересно

Если все материалы, использованные при постройке Великой Китайской Стены периода династии Мин, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. Если также поступить со всеми материалами, использованными династиями Цинь, Хань и Мин, то такая импровизированная "стенка" сможет опоясать землю больше дюжины раз.

"Самым длинным кладбищем мира" называют Великую Китайскую Стену - здесь похоронено 400 000 человек.

Традиционная планировка китайского феодального города - прямоугольник или квадрат. Здания и отдельные архитектурные ансамбли располагались в определенном порядке, с предпочтительной ориентацией по северо - южной оси. Это было связано с представлениями древних китайцев о том, что небесный свод делится на четыре равные части: восточная часть - синий дракон, южная - красная птица, западная - белый тигр, северная - черная черепаха. Считалось, что благоприятные условия для жизни людей могут быть созданы лишь при содействии этих четырех сил.

Художественное своеобразие китайской архитектуры формулируется для западного человека благодаря изогнутым силуэтам высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой.

Главный вход дома китайца был защищен «ширмой от духов» (ин би) стеной, построенной прямо напротив главного входа, чтобы внутренний двор не был виден снаружи. Она должна была преграждать вход в дом злым духам.

Список источников информации

http://www.ogurcova-uchebka.com/bookpages/arkhitiektura-v-drievniem-kitaie

http://www.sunplanet.ru/countrylist/china/chinapress/3036/

http://akstudio.narod.ru/chinese43.htm

http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/199/

http://hrak9000.narod.ru/part2/chinawall.html

http://www.arhitekto.ru/txt/2razv12.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F5%E8%F2%E5%EA%F2%F3%F0%E0_%CA%E8%F2%E0%FF

wiki.pskovedu.ru