Городское население древней руси. Города, государственность и христианство — важные факторы консолидации славянского населения Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Город и быт населения Древней Руси. Городское население древней руси


Городское население Древней Руси

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра: Истории России

РЕФЕРАТ

Городское население Древней Руси

                                                                                 Выполнено: Яловая А. И.

                                                                                 Проверено: Борзенков А. Г.

Новосибирск 2008г.  

Оглавление:

Введение______________________________________________________2

Глава 1

           Внутренняя структура______________________________________5

·  Ремесленники________________________________________________5

·  Холопы и другие категории зависимых людей в городах___________11

·  Купечество_________________________________________________12

·  Городское боярство__________________________________________13

·  Духовенство________________________________________________14

Глава 2

          2.1 Численность населения________________________________15

          2.2 Пополнение численности населения_____________________15

Глава 3

         3.1 Культурный уровень__________________________________16

         3.2 Быт_________________________________________________19

Заключение_________________________________________________23

Список используемой литературы______________________________25

Введение:

Актуальность темы.

   История населения – история стран, культур, эпох. Многих историков сейчас интересуют проблемы демографии, географии и экономики населения. Их исследования могут помочь в поиске решений проблем, существующих в современной России, таких как национальный, культурный, демографический вопросы, проблема определения экономической ориентированности региона.

   Большой вклад в поиск этих решений может внести изучение социально-экономического развития Древней Руси.

 Степень изученности темы.

Для изучения своей темы я рассмотрела несколько книг, в которых авторы рассматривают вопросы состава населения, их быт и культуру, вопросы демографического развития.

    Для подробного рассмотрения я использовала несколько основных источников.

  В первую очередь, это книга  М. Н. Тихомирова в двух изданиях. В них он подробным образом описывает структуру населения, его быт. Отдельно он характеризует каждую категорию населения городов Древней Руси.

   В. П. Даркевич в своей книге «Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.) », автор объясняет процесс формирования древнерусских городов в эпоху раннего феодализма.

 Цель.

Сделать некоторые обобщения по истории русских городов, расширить и углубить свои знания  в области развитии древнерусских городов в эпоху раннего феодализма.

Задачи.

Задачей ставится изучение городов, населенной древнерусской народностью. А также рассмотреть и проанализировать быт, структуру и демографию.

Методология.

     К. Маркс писал: «Основой всякого развитого и товарообменом опосредованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности». Большое методологическое значение при изучении поставленной проблемы имеет труд В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», прежде всего разработанные в нем положения об отделении промышленности от земледелия и города от деревни. Самым наглядным выражением этого развития является, указывает В. И. Ленин, рост городов как промышленных и торговых центров.

     Углубление общественного разделения труда и рост товарного производства имели своим следствием концентрацию промышленности не только в городах, но и за их пределами, в торгово-промысловых слободах и селах. «Отсутствие свободы передвижения, сословная замкнутость крестьянской общины вполне объясняют ту замечательную особенность  России, что в ней к индустриальному населению должна быть отнесена не малая часть сельского населения, добывающая себе средства к жизни работой в промышленных центрах и проводящая в этих центрах часть года. Мы говорим о так называемых отхожих неземледельческих промыслах». Эти процессы являются «необходимой составной частью капиталистического развития». Отмеченные В. И. Лениным как характерные для пореформенной России, они, несомненно, восходили еще к феодально-крепостнической эпохе и ч той или иной мере имели место и во второй половине XVIII в. [1]

  Территориальные и хронологические рамки.

Изучение темы будет проходит в рамках начала X в. – по начало XII в.; в реферате рассматриваются территории Древней Руси (частично рассмотрено

vunivere.ru

НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ

Население городов состояло из ремесленников, купцов, городского боярства и других представителей знати («лепших мужей»), а также духовенства. Сегодня со словом «городя связан образ леса небоскрёбов, где живут десятки и сотни тысяч, а то и несколько миллионов людей. А велико ли было население средневековых городов?

К сожалению, судить об этом можно лишь на ос­новании косвенных данных — сведений об эпидемиях, пожарах и людских потерях во время войн. Яснее всего дело обстоит с численностью населения столич­ных центров. Летопись сообщает, что в 1092 г. в Киеве разразилась эпидемия и гробовщики за короткий срок продали 7 тысяч гробов. Во времена «великого» пожа­ра 1211 г. в Новгороде сгорело 4300 дворов. На дворе проживало не менее 3—4 человек. Хотя пожар летописцы и назвали «великим», он охватил не весь город. Таким образом, только уничтоженную огнём часть Новгорода населяло не менее 10 тысяч человек. В том же городе во время голода 1231 г. только в одной яме похоронили 3030 человек; были там и две «скудельницы» (общие могилы). На основании этих и подобных им данных историки считают, что в эпоху расцвета в Киеве, Новгороде, Владимире-Залесском и других столицах древнерусских земель и княжеств проживало от 10—/5 тысяч до 20—30 тысяч человек.

Поддаётся определению число жителей Москвы. В 1382 г. город взял обманом и разорил хан Тохтамыш. После нашествия осталось огромное количество непо­гребённых трупов. Летопись сообщает, что за уборку 40 мертвецов платили по полтине, а от 70 и больше — по рублю; всего же раздали 150 рублей. Произведя подсчёты, можно узнать число погибших: около 10 тысяч человек. Но сюда не входят ни огромный по­лон, уведённый татарами в Орду, ни заранее покинув­шие город бояре и купцы с дворней. Таким образом, население столицы в полтора-два раза превышало на­званную цифру и составляло 15—20 тысяч человек.

Что же касается других городов, то в среднем го­родском центре Древней Руси число горожан редко превышало 1—2 тысячи, а зачастую составляло не более 500 человек. Европейские города по числен­ности населения мало отличались от древнерусских. Деревни на Руси в средние века состояли из 1—4 дворов. Общая же численность населения Восточной Европы эпохи Киевской Руси оценивается примерно в 10 млн человек (это чуть больше, чем в наши дни проживает в Москве).

В древнерусских городах находились дворы и целые кварталы иностранцев. Первыми такими райо­нами можно смело считать места, где оседали варяги — дружинники и купцы. В древнем Киеве в первой половине X в. уже существовала еврейско-хазарская община. Одни из городских ворот Киева получили даже название Жидовских — по компактному району проживания здесь евреев.

Наиболее обстоятельны сведения о проживании иностранцев в Москве в XIV—XV вв. Недалеко от Крем­ля, в районе греческой церкви Святого Николая, рас­полагалась греческая колония, населённая ремеслен­никами и торговцами. Довольно рано возникла и осо­бенно выросла с конца XV в. «фряжская» (итальян­ская) слобода. Судя по всему, католики-итальянцы имели в Москве свою церковь. Во всяком случае, известно, что в 1492 г. капеллан (т. е. католический священник) — августинский монах Иван Фрязин — об-

(грамотами) из Сарая. Власть тысяцких посте­пенно сосредоточивается в руках крупных бояр­ских семей и передаётся по наследству. В Твери тысяцкими были Шетневы, в Москве за эту должность боролись знатнейшие бояре Хвостовы-Босоволковы и Воронцовы-Вельяминовы (послед­ние в итоге вышли победителями). Дело кончилось тем, что под нажимом великого князя должность тысяцкого в Москве вообще была отменена. В послемонгольский период в городах угасают древ­ние демократические обычаи, и в XIV—XV вв. они становятся преимущественно княжескими центра­ми. «Устроителем» и «создателем» города, главной его фигурой в этот период выступает князь, чья воля, военное и экономическое могущество опре­деляют судьбу того или иного центра.

ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

Экономическое и

культурное значе­ние города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники — зодчие, ка­менотёсы-резчики, мастера «по меди, сребру и злату», иконописцы.

Изделия отечественных городских ремесленни­ков славились далеко за пределами Руси. За­тейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под названием «русских» замков. О высоком искусстве мастеров черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Из­вестны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских святых — братьев Бориса и Глеба.

Летопись отмечает, что «многи, приходяще из Греции и других земель», свидетельствовали: «Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники, работавшие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта.

Монгольское нашествие нанесло особенно тяжё­лый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономи­ки. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы. Оборвалась связь мастер — подмастерье — ученик. Специальные исследования показали, что в целом ряде ремёсел во второй половине XIII в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киев­ской Руси. Среди археологических находок, отно­сящихся к этому периоду, уже нет многих предметов, обычных для предшествующей эпохи. Зачахло и постепенно выродилось стеклоделие. Навсегда было забыто искусство тончайшей пере­городчатой эмали. Исчезла многоцветная строи­тельная керамика.

Однако примерно с середины XIV в. начался

новый подъём ремесленного производства. До наших дней дошёл облик русского ремесленника-кузнеца того времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского собора в Новгороде. На них он поместил и свой автопортрет. Мастер бородат, стрижен в кружок, в руках у него главные орудия труда — молот и клещи. Одет он в подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги.

Во второй половине XIV в. стали изготавливать кованые и клёпаные пушки, началось про­изводство листового железа. Получило развитие и литейное дело, прежде всего литьё колоколов и пушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся литейщики, среди них особенно славился тверской мастер Микула Кречетников — «якоже и среди немец не обрести такова». Для литья пред­варительно изготавливали восковую модель изде­лия, в которую затем вливался сплав меди и олова — бронза. Литьё было трудным делом и требовало большого искусства. Необходимо было не нарушить пропорцию металлов (и обязательно добавить серебра для чистоты колокольного зво­на!), не переварить («не передержать», как говорили мастера) металл, не попортить формы, вовремя извлечь готовое изделие. Недаром су­ществовало поверье, что для пущей предосто­рожности надо пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь внимание любо­пытных от производимой работы.

ТОРГОВЛЯ

В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Города привлекали людей средневековья и возмож­ностью приобрести на тор­ге необходимую вещь. Купцы, ходившие с далё­кими караванами, помимо разнообразных товаров привозили свежие новости, рассказывали о замор­ских землях и обычаях. Можно выделить три основных направления торговых связей Руси: вос­точное, западноевропейское и средиземноморское. Из Средней Азии, Персии доставлялись разные сорта шёлка, кожа и сафьян, краски, дорогое восточное оружие и другие изделия. Так, в одном из завещаний великих князей московских, отно­сящемся к XIV в., упомянуто «блюдо ездиньское», изготовленное в иранском городе Йезд. Особенно ценились такие восточные товары, как пряности (перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шафран) и сладости (изюм, чернослив, миндаль, сахар, орехи).

Через Псков и Новгород, отчасти через Смо­ленск при посредничестве торгового союза северо­германских городов, известного под названием «Ганза», шла интенсивная торговля с Западной Европой. На Руси пользовались спросом как ткани, так и сырьё для ремесленного производства. Например, в XIV—XV вв. прекрасным и ценным подарком считалась штука, т. е. моток, сукна «ипского» (изготовленного в городе Ипр во Фландрии). В Новгороде за две штуки ипского сукна могли дать тысячу беличьих шкурок лучшего сорта. В XIV—XV вв. на Русь поступало также дорогое и

ратился в православие. Наличие итальянской колонии в Москве сыграло немаловажную роль в истории русской культуры — здесь жили «мастера стенные, палатные, пушечные, серебряные, монетных дел» (известнейший среди них — выходец из Болоньи Аристотель Фиораванти, талантливый архитектор, инженер и мастер литейного дела). В конце XIV в., вероятно, существо­вал уже и армянский район, располагавшийся в преде­лах Китай-города. Армяне проявляли большую актив­ность в волжской торговле и селились в Москве, являв­шейся центральным торговым пунктом Северо-Восточ­ной Руси. Значительную часть московского населения составляли «бесермены», т. е. мусульмане Средней Азии и бывшей Волжской Булгарии. В XIV в. на тер­ритории Кремля, в непосредственной близости к вели­кокняжескому дворцу, располагался татарский двор. Бухарцы и персы селились и останавливались на постой в особых городских кварталах. Предполагают, что знаменитый московский Арбат каким-то образом связан с ними. Это название происходит, вероятно, от араб­ского слова «рабад» (множественное число — «арбад»), что означает по-русски «предместье» или «посад» — торгово-ремесленный район.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Города, государственность и христианство — важные факторы консолидации славянского населения Древней Руси

Города, государственность и христианство — важные факторы консолидации славянского населения Древней Руси

Огромная роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их жителям — городскому сословию. Начало процесса градообразования на Восточно-Европейской равнине определяется X столетием. Уже в VIII–IX вв. в различных местностях зарождаются торгово-ремесленные поселения — протогорода. Они стали центрами кристаллизации нарождающегося военно-дружинного и торгового сословий, а также пунктами становления древнерусского ремесла. Протогорода, основу населения которых составляли преимущественно представители того племени, в ареале которого они возникли, охотно принимали в состав жителей иноплеменников и оказывались пестрыми в этническом отношении. Так, среди обитателей Ладоги с ранней поры археологически документируются словене ильменские, кривичи, варяги, местная чудь и балты.[1013]

К числу интереснейших протогородских центров лесной полосы Восточной Европы принадлежит Изборск. Городище здесь было основано на рубеже VII и VIII вв. В VIII–X вв. здесь жили и работали бронзолитейщики и ювелиры, костерезы и резчики по камню, развита была и обработка железа. Поселок обеспечивал своей ремесленной продукцией как окрестные, так и более отдаленные аграрные селения и включился, как можно судить по находкам восточных монет, стеклянных бус, скандинавских, эстских и летто-литовских предметов, в международную торговлю. Население Изборского городища было разноэтничным.[1014]

В южных землях наиболее яркими протогородскими поселениями являются кратко описанные выше городища Зимно на Волыни и Пастырское в антском регионе, в составе населения которого были славяне — выходцы из разных племен и неоднородные тюрки. Разноплеменность населения — одна из характернейших черт протогородских поселений.[1015]

Такими же неоднородными по этнической структуре стали и древнерусские города.[1016] Археологическое изучение Новгорода, Киева, Суздаля, Пскова, Чернигова и других отчетливо свидетельствует, что городское население Руси формировалось из жителей разных регионов Восточной Европы. Так, материалы раскопок Новгорода Великого показывают, что его население складывалось не только из среды словен ильменских, на территории которых он был основан, но также из кривичей (псковских и смоленских), переселенцев из регионов вятичей и радимичей, а также варягов и прибалтийских финнов из окраин Новгородской земли.[1017]

Древняя Русь накануне татаро-монгольского нашествия имела несколько сотен крупных, средних и малых городов. По подсчетам М. Н. Тихомирова,[1018] уже в X в. на Руси было не менее двадцати пяти городов, в XII в. число их достигло двухсот двадцати четырёх, а к 30-м гг. XII в. существовало не менее трёхсот городов (рис. 120). В реальности их было больше, так как далеко не все города упомянуты в летописях.

Рис. 120. Распространение городов Древней Руси.

а — города Руси домонгольского периода;

б — граница Древнерусского государства в XI — начале XII в.

Для строительства и пополнения населения новых городов привлекались жители разных регионов Руси. Так, уже в конце X в., когда по повелению киевского князя Владимира Святославича для защиты южных рубежей Руси «нача ставите городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне», были собраны для их строительства и проживания в них жители многих областей Руси: «И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривичъ, и от чюди, и от вятичъ, и от сихъ насели грады».[1019] Безусловно, в возведении и обживании этих городов участвовало также местное население — северяне и поляне.

С увеличением числа городов и в связи с их бурным развитием возрастает новая общественная сила Древней Руси — горожане. Это было новообразование, формировавшееся из представителей разных славянских, а отчасти и неславянских племенных групп. В условиях городской жизни прежние региональные различия относительно быстро стирались.

Городское население, не связанное с местными племенными традициями или слабо связанное с ними, стало мощной движущей силой в создании и распространении единой материальной и духовной культуры на всей территории Руси, в нивелировке племенного разнообразия, в интеграции восточнославянской этноязыковой общности.

Раскопочные изыскания в городах свидетельствуют о весьма активном развитии городской жизни и культуры. Городская культура домонгольской Руси была единообразной на всей ее территории. Ее целостность прежде всего была обусловлена высоким уровнем городского ремесла. Повсеместное распространение гончарного круга и глиняной посуды, изготовляемой на нем, привело к определенному единству древнерусского керамического инвентаря — одинаковому ассортименту изделий, в основном однотипной их орнаментации, однонаправленности эволюции гончарного дела. О сложении единства древнерусской городской культуры говорят и изделия железообрабатывающего ремесла, и общность технологических приемов, и одинаковость вооружения, продукции косторезного ремесла, и — особенно ярко — бронзолитейного и ювелирного производства. Городская культура с первых шагов своего развития разрывает пределы племенной замкнутости. Металлическое убранство костюма горожанок не обнаруживает каких-либо региональных различии. Трёхбусинные височные кольца, изготавливаемые городскими ремесленниками в разных стилях и технике, получают широкое распространение во всех городах Древней Руси и из городов нередко поступают в сельские округи. Бронзовые и билоновые браслеты и перстни из древнерусских городов составляют несколько типов, но все они в равной степени имели хождение по всему восточнославянскому ареалу. Излюбленным украшением горожанок Древней Руси стали стеклянные браслеты, и опять-таки каких-либо региональных различий в их бытовании не наблюдается. Ювелирные изделия, выполненные в сложной технике (зернь, скань, чернь, эмаль), также распространялись по всей Русской земле.

Несомненным катализатором восточного славянства была торговля, которая в результате активизации городской жизни Руси приобретает всё более и более широкий размах. По всей древнерусской территории получили широкое хождение пряслица из волынского шифера. В многочисленные малые города из крупных ремесленных центров поставлялись стеклянные браслеты и бусы, различные ювелирные украшения, крестики-тельники и энколпионы, костяные и самшитовые гребни. В сельские местности коробейниками доставлялись самые различные изделия городских ремесленников. Вырабатывается целый ряд вещей общедревнерусского характера.

В городах создавалась каменная архитектура, развивались связанные с ней производства строительных материалов. Города импульсировали развитие общевосточнославянского фортификационного дела.

Города оказывали существенное влияние на сельскую округу. Постепенно элементы городской культуры в той или иной степени проникали в среду земледельческого населения.

Города были не только создателями, носителями и распространителями единой древнерусской культуры, но и оказывали активное воздействие на многие стороны духовной жизни восточного славянства. Города стали центрами просвещения и грамотности. В крупных городах велось общерусское летописание, составлялись грамоты, акты и уставы, велась деловая переписка. Грамоты на бересте, обнаруженные уже в восьми древнерусских городах, а также бронзовые, железные и костяные писала-стило, встреченные во многих десятках городских поселений, говорят о сравнительно широкой распространенности грамотности на Руси. Все это не могло не способствовать культурному и языковому сближению славянского населения Восточно-Европейской равнины.

А. А. Шахматов отмечал, что некоторые памятники письменности, созданные в Киеве, не содержат ярких диалектных особенностей. Это позволило ему говорить о сложении в этом городе такого наречия (диалектного койне), которое утратило или сгладило диаектные черты, присущие разным местностям Древней Руси.[1020] Подобные койне могли формироваться и в других крупных городах, и они играли активную роль в нивелировке диалектного многообразия восточного славянства.

В цементации древнерусской народности большое значение имело распространение среди славянского населения Восточной Европы христианской религии. Она прямо или косвенно способствовала единению культуры и языка восточного славянства. Церковь внесла определенный вклад в развитие просвещения, в создание литературных ценностей и произведений искусства и архитектуры. Несомненна и роль христианства в приобщении Руси к культурным богатствам Византии и всего христианского мира. Христианская идеология, искусство и просветительская деятельность оказались мощными объединительными стимулами восточного славянства. Монастыри, наряду с городами, были общерусскими центрами просвещения и культуры.

Для отправления христианских обрядов необходим был слой людей, владеющих грамотой и основами средневековой образованности. Уже Владимир Святославич сразу же после крещения Руси «нача поимати у нарочитые чади дети и даяти нача на ученье книжное».[1021] Один из важнейших результатов развития культурной жизни восточного славянства — становление литературного языка, который имел хождение на всей территории Древней Руси. Население, принявшее христианскую религию, в той или иной мере соприкасалось с получившим бытование на Руси старославянским языком, на котором была написана богословская литература и совершалось отправление церковных обрядов. При этом, несомненно, имело место сложное взаимодействие между письменным языком и разговорной речью. Постепенно разговорный язык, нужно полагать, впитывал в себя некоторые элементы письменного языка, что в той или иной степени способствовало процессу формирования языкового единства древнерусской народности.

Вместе с вышеназванными факторами определяющим в становлении древнерусской народности было создание и упрочение единого государства. Ведь недаром начало формирования восточнославянского этноса по времени совпадает с процессом образования единой государственности. Древнерусская держава политически объединила все области Восточно-Европейской равнины, заселенные славянским населением. Государственная власть стала мощной консолидирующей силой в единении разноплеменного славянства, незаметно активизировала славянизацию остатков финского и балтского населения.

Государственная власть осуществляла административные и судебные функции на всей территории Руси, не считаясь с прежним племенным строением восточного славянства. Создаваемые ею воинские формирования из представителей различных земель вели к активному стиранию территориальных различий как в диалектном, так и в культурном отношении.

Определяющую роль Древнерусского государства в развитии единого языка подчеркивал А. А. Шахматов. Складывающаяся в пределах этого политического образования, по его выражению, «общерусская жизнь», безусловно, стирала языковую дифференциацию и активизировала языковую интеграцию.[1022]

Государственная деятельность по консолидации славянского населения Восточно-Европейской равнины протекала по нескольким направлениям. Прежде всего это привлечение населения из разных уголков Руси к решению общегосударственных проблем. Как отмечалось выше, для укрепления южных рубежей государства и борьбы с кочевниками киевские князья активно переселяли жителей из северных восточнославянских земель. Активизации процесса единения восточного славянства способствовала и княжеская деятельность в области права, суда и религии.

Следует подчеркнуть, что названные интеграционные явления действовали комплексно, в самом тесном взаимодействии. Так, государственная власть способствовала развитию городов и строительству крепостей, а они, в свою очередь, становились активными очагами упрочнения государственности и единения восточного славянства. Государство и города были заинтересованы в развитии внутренней и международной торговли, и вместе они размывали элементы региональной обособленности, относящейся ко времени освоения славянами Восточно-Европейской равнины. Распространение христианской религии вело к упрочению государственной власти, и они вместе становились более мощной объединительной силой, направленной на формирование единого этноса.

Рис. 121. Территория древнерусской народности.

а — границы территории древнерусской народности;

б — ареал славянского племенного образования, представленного браслетообразными незавязаннымн височными кольцами.

Единство территории, общность материальной и духовной культуры и единство языка (диалектные различия при этом не исключаются) — существеннейшие маркеры этноса. Рассмотренное выше позволяет утверждать, что в X–XII вв. в пределах территории Древнерусского государства протекал довольно активный процесс этноязыковой интеграции разноплеменного славянского населения (в его составе были и славянизированные финские и летто-литовские племена). В результате сформировался единый этнос — древнерусская народность (рис. 121).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Город и быт населения Древней Руси, Культурология

Пример готового реферата по предмету: Культурология

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

Из всех московских слобод только Кузнецкая слобода (в районе ул. Кузнецкий мост) стояла в непосредственной близости к Китай-городу, все остальные находились в отдалении.

Город, как мы видели раньше, с особой быстротой начинает расти с конца XIV века. К этому времени и относятся первые известия о московских слободах, хотя еще в известии о московском пожаре 1547 года ремесленные районы обозначены по-старому: «гончары», «кожевники».

Московские слободы возникли за пределами городской территории, границы которой в основном совпадали с позднейшей чертой Белого города. Слободы, населенные людьми великого князя или московских князей-совладельцев, естественно, возникали за городской чертой, и население их управлялось особо от других горожан.

Кроме дворцовых слобод, в средневековой Москве существовали княжеские слободы, боярские и монастырские. Как возникали княжеские слободы, видно по грамотам конца XV века.

Упразднив третное владение, Иван III в то же время на территории Москвы выделил для своих сыновей особые слободки или села. Юрий Иванович получил сельцо Сущево, Дмитрий Иванович — сельцо Напрудское, Семен Иванович — сельцо Луцинское, Андрей Иванович — слободку Колычевскую в Замосковоречье. Сущево и Напрудское были отданы «з дворы с городцкими с посадными» (10, 341).

Несмотря на название «сельцо», это были особые слободки с приписанными к ним городскими дворами. «Отвод» села Сущева, данного князю Юрию Ивановичу Дмитриевскому, был сделан по населенной местности, по переулкам и улицам. В результате часть городских дворов отошла к Сущеву; другая осталась в московском посаде. Из грамоты Ивана III видно, что отвод «Сущовскому селцу к двором городцким» создавал в Москве особое княжеское владение. Дворы, приписанные к Сущеву, «и митрополичьи, и розные, чьи дворы ни буди», выходили из-под юрисдикции великого князя. «А сын мои Василей у моего сына у Юриа в те дворы не вступается», — завещал Иван III. Это было оговорено и в докончании великого князя Василия с Юрием Ивановичем (10,341).

Впрочем, князья — владельцы выделенных им на территории Москвы особых слободок — были ограничены в своих правах. Им запрещалось держать в слободках торги, ставить лавки, торговать зерном; разрешалось только торговать съестными припасами. Права князей были ограничены, так как рассмотрение уголовных дел (убийство, кража с поличным) осталось в ведении большого московского наместника (10,342).

Тем не менее, создание княжеских слободок в Москве начала XVI века было определенной уступкой старым феодальным обычаям. Значительная часть московской территории оказывалась в руках князей-совладельцев. Княжеские слободки, впрочем, существовали недолго. Из четырех младших сыновей Ивана III потомство имел только Андрей. Его сын Владимир Андреевич долгое время, находился в заточении вместе с матерью. Позже он погиб при Иване Грозном, который своеобразно повторил практику своего деда, также выделив часть городской территории в опричнину. С точки зрения москвичей XVI века это не было новостью, а только повторением на других основах того, что совершил Иван III, накромсавший из московского посада и его ближайших сел владения для своих сыновей.

Отдельные слободы находились во владении бояр. Счастливый случай сохранил завещание князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленное в 1499 году. В нем перечислено большое количество ремесленников-холопов, живших на различного рода «местах» в Кремле и на посаде. Ему же принадлежала «Заяузкая слободка», а также слободка в Замоскворечье против села Семчинского (в 1476 г. «сгорела слободка княжь Юрьевская за Москвою рекою против Семчинского» (10,343) .

К княжеским и боярским слободкам надо прибавить слободки монастырские и церковные, а также отдельные дворы феодалов, разбросанные по всему городу. По справедливому замечанию П. П. Смирнова, «княжеский город XIV — XV вв., как кружево, был изрезан иммунитетами своеземцев-вотчинников, владевших в нем отдельными дворами, улицами, слободами и т. п.» (12, 135) .

Количество феодалов, которым принадлежали дворцовые места, дворы и слободки, конечно, было несравненно меньшим, чем количество принадлежавшей им «челяди», среди которой преобладало трудовое население — ремесленники, чернорабочие «страдные люди» и другие категории холопов и зависимых людей. Они составляли довольно многочисленную прослойку московского населения в XIV — XV веках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Города Древней Руси имели свою собственную судьбу, историю и преемственность, реальные индивидуальные черты, во многом обусловленные природно-географическим, демографическим, этнокультурным и другими факторами, особенностями социально-экономического и цивилизационного развития стран и регионов. Это-то и объясняет многообразие путей эволюции городов, их специфику и генетическую неоднородность.

На территории Древней Руси, охватывающей смежные территории нынешней России, Украины и Белоруссии, к XII в. городов было 150(2,47) Это были крупные поселения, сложившиеся под защитой надежных укреплений. Уже в летописях IX в. упоминаются такие города, как Новгород, Псков, Белозерск, Ростов Великий, Смоленск, Муром. Норманны называли русское государство «Гардарика», т. е. «страна городов». Города возникали и развивались по берегам рек, озер, служивших торговыми путями, или в плодородных опольях — житницах Древней Руси.

В период монголо-татарского нашествия 2/3 городов были разрушены и сожжены и почти 1/3 их них не возродилась. По мере укрепления Москвы и объединения княжеств и земель вокруг нее формировалось централизованное государство, и под власть Москвы переходили города: Тверь, Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и др. После окончания монголо-татарского ига («стояние на р. Угре», 1480) и завоевания Казанского ханства (1552) территория русского государства стала быстро расширяться на восток и юг. Для защиты новых присоединенных территорий и их хозяйственного освоения и Московским государством, и Российской империей строились укрепленные линии. Их образовывали цепочки городов-крепостей и более мелких укреплений (засечные черты).

В настоящей работе рассмотрена история возникновения слобод в Московском государстве.

Исходя из утверждения Беляева И.Д. о возникновении и роли городов и слобод при них, «К нему (городу) тянула вся земля, занятая племенем, и нередко от города получала свое название, так например от Новгорода вся страна, занятая племенем ильменских Славян, называлась новгородскою землею, от Ростова весь окрестный край получил название ростовской земли, от Суздаля—суздальской. Поэтому все селения вокруг города были или городскими выселками, или принадлежали самим же гражданам и населялись их людьми и наемниками. Племя, построившее первый город в занятой земле, продолжая оттеснять туземцев и распространять свои владения, строило новые города, которые, будучи колониями первого города, назывались, пригородами и находились в тесной связи с старым городом, с своею метрополиею. По летописям нам известно что младшие города управлялись начальниками из старшего города; так, из Новгорода посылались посадники в его пригороды: Ладогу, Псков и др. Отсюда и решение веча в старшем городе было непреложным законом для пригородов: „на что старшие сдумают, на том и пригороды станут“, говорят источники, и это первоначальное отношение между городами осталось неприкосновенным и при князьях, так что князь, принятый старшим городом, беспрекословно признавался и пригородами. Таким образом, мы видим, что города на Руси в первый период русского законодательства имели центральное значение, как для населения, так и в отношении управления страною» (1, 109).

Город, старший в стране, считался господствующим и пригороды и селения, как выселки старшего города, находились в отношении подчинения и зависимости; старший город управлял всею страною и был представителем племени, пригороды же, находясь в подчинении старшему городу, в то же время имели значение центров для селений, которые тянули к ним.

Слободы при этих центрах являли собой островки нового в экономическом развитии государства.

Они служили своеобразным разрушающим фактором для натурального хозяйства средневековой Руси, поскольку жившие в слободах ремесленники своим трудом невольно способствовали развитию торговли, расширению экономических связей между разными землями государства, расширению границ для внешних контактов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беляев И.Д. Лекции по Истории Русского Законодательства. М/Право/.1967- 573с

Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. М./Высшая школа/ 1980−368с.

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М./Наука/ 1989−336с.

Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси Т.2 М.-Л./Наука/1947

Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси., М./Высшая школа/ 1994.-466с

История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М./Академкнига/1996.-487с

Кристиансен С.О. История России XVII в.: Обзор исследований и источников. М./Изд-во АН СССР/1989.-338с

Копанев А.И., Маньков А.Г., Носов Н.Е. Очерки истории СССР. Конец XV- нач.XVIIв. М./Высшая школа/1957−298с

Маньков А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Л./Академкнига/1980.-269с

Покровский С.А. История государства и права СССР. часть I. М/Политиздат/ 1959−338с

Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в XIV—XVII вв. М./Академкнига/1969. -407с

Смирнов П. Посадские люди М./Просвещение/1974−219с

Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV—XVI вв.еках. М./Наука/1957−351с

2

Список источников информации

1.Беляев И.Д. Лекции по Истории Русского Законодательства. М/Право/.1967- 573с

2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. М./Высшая школа/ 1980−368с.

3.Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М./Наука/ 1989−336с.

4.Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси Т.2 М.-Л./Наука/1947

5.Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси., М./Высшая школа/ 1994.-466с

6.История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М./Академкнига/1996.-487с

7.Кристиансен С.О. История России XVII в.: Обзор исследований и источников. М./Изд-во АН СССР/1989.-338с

8.Копанев А.И., Маньков А.Г., Носов Н.Е. Очерки истории СССР. Конец XV- нач.XVIIв. М./Высшая школа/1957−298с

9.Маньков А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Л./Академкнига/1980.-269с

10.Покровский С.А. История государства и права СССР. часть I. М/Политиздат/ 1959−338с

11.Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в XIV—XVII вв. М./Академкнига/1969. -407с

12.Смирнов П. Посадские люди М./Просвещение/1974−219с

13.Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV—XVI вв.еках. М./Наука/1957−351с

список литературы

referatbooks.ru

Население Древней Руси - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Освоение русскими новых земель. Картина К. Лебедева

Население Древней Руси — жители Древнерусского государства в Восточной Европе, возникшего в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Точная численность населения Древней Руси неизвестна. Согласно оценкам историка Вернадского, общая численность населения составляла 7,5 миллионов человек, из которых 1 миллион проживал в городах, число которых ко времени татаро-монгольского нашествия достигало 300[1].

На основании «Русской правды» историки выделяют несколько групп населения Древней Руси. Знать в Древней Руси состояла из выдающихся людей славянских племен и родов, а затем её основную часть составили представители династии Рюриковичей. Их сопровождали дружины, из которых позднее сформировалось боярство. Дружина делилась на старшую и младшую. К числу зажиточных людей относились купцы, некоторые ремесленники, а также владельцы крупных земельных участков.

Основное население Руси составляли свободные крестьяне-общинники, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами — другой группой населения Руси, в которую входили зависимые от князя крестьяне. Смерды были лично свободны, но подчинялись специальной юрисдикции князя[2]. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т. д. мог стать челядью (более позднее название — холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы — неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились на уровне холопа, а вторые — в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т. д.), однако находились под защитой церкви[3].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 120. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  2. ↑ Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 163. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  3. ↑ Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 168. — ISBN 878-5-699-55146-0.

Литература[ | ]

  • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — Москва: Наука, 1985. — 429 с.
  • Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Ленинград, 1974.

encyclopaedia.bid