Возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе. Гигиена древней греции
Про гигиену и ароматы Древней Греции
Судя по археологическим раскопкам, литературным и историческим источникам, у древних греков уровень развития гигиены и косметики был очень высок. Гомер, живший предположительно во второй половине VIII века до н.э., в знаменитой «Илиаде» с особой тщательностью описывает внешний вид и смертных героев, и небожителей, не забывающих воспользоваться и косметическими средствами. В древнегреческом обществе был особый, прославленный историей и литературой, культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. Ближний Восток поставлял Афинам не только благовония, но и знания, накопленную веками культуру эстетики и гигиены.
Многое из того, что является наиболее ценным в современной культуре красоты, непосредственно восходит к эпохе Гиппократа (около 460-370 гг. до н.э.) – древнегреческого врача, которого считают отцом современной медицины. В трудах Гиппократа можно найти множество советов, основанных на медицинских знаниях и опыте египтян, которые ему удалось расширить и обогатить. Он уделял особое внимание изучению дерматологии. В качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж, а главное – разумный, или, как мы говорим, здоровый образ жизни. Однако отметим, что массаж был известен издавна. Так, по меньшей мере, за 2000 лет до Гиппократа он применялся в Древнем Китае, Японии и Индии, да и в Греции им пользовались еще за несколько столетий до рождения великого врача. Но именно Гиппократ возвел массаж в ранг одной из главных косметических процедур.
В период с IV по I века до н.э. в Греции особого совершенства достигают декоративная косметика и украшения. Древние греки изготавливали ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства. У египтян они переняли рецепты приготовления кремов для лица. Прекрасный рецепт духов был изобретен Теофрастом из города Эреза (372-287 гг. до н.э.), основателем ботаники, учеником Аристотеля. Строго говоря, духов в современном смысле этого слова ни Греция, ни впоследствии Рим еще не знали; их создали позднее арабы путем дистилляции растительных веществ. Древнегреческие красавицы вынуждены были прятать в прическах маленькие фунтики с козьим жиром и экстрактом жасмина. На жаре жир плавился и постепенно стекал на лицо, шею и плечи, благоухая жасмином. В Афинах проявляли особую заботу о волосах, совершенствовали способы их завивки. Здесь не был обделен и сильный пол – придавалось особое значение гармонической форме прически и бороды.
serres.ru
Гигиена у древних греков и в Средневековье. Часть 2. Средневековье. - Сергей Алданов
Рисунок из книги Von heilsamen Baederndes Teuschenlands…Иоганна Якоба Хуггелина (Johann Jacob Huggelin), Mullhausen , 1559, посвященной благотворному терапевтическому действию ванн из минеральных вод.
"Venari, ludere, lavari, bibere; Hoc est vivere!"
(Охотиться, играть, мыться, пить – это жизнь!)
Латинская поговорка, популярная в Средневековье
Само название этого очерка призвано обратить внимание на то, что многие достижения античной гигиены принадлежат именно грекам и что к некоторым из них пришлось возвращаться много позже. Между новаторами - древними греками и Средневековьем лежал также блестящий с точки зрения развития публичных бань и культа здоровья период 600-летнего римского владычества. Он, например, выразился и в построении более 2000 великолепных терм по всей территории империи.
Но не следует и преувеличивать гигиенические успехи римлян: потребности их бань в воде была так высока, что иногда они использовали не самую чистую воду, да и уборка мусора в городах империи (Рима в том числе) была не идеальна. Дело в том, что социальные контрасты империи означали высокую материальную культуру для избранных и низкий уровень жизни плебса. Но и таким Древний Рим почти на 1500 лет вперед стал недостижимым образцом для полухристианской-полуварварской Европы, пережившей откат к более примитивным формам общественной жизни, в том числе и в гигиене личной и общественной.
Попытаемся сравнить средневековую Европу с Древней Грецией по уже выбранным пунктам.
Представления о гигиене в средневековой Европе. Гигиенические представления и привычки, конечно, не были утеряны полностью, осообенно в тех местах, где они вошли в плоть и кровь. Другое дело, что технологический упадок уничтожил возможность поддерживать и развивать такие социальные черты, как водопровод, канализацию, уборку мусора – некому было это делать, да и города сильно уменьшились в размерах..
Нередко в снижении уровня гигиены в Средневековье обвиняют христианство. Упоминается, между прочим[1], что св. Франциск Ассизский считал грязь признаком святости, что св Екатерина Сиенская избегала мыться, а св. Агнесса, умершая в 13 лет, ни разу не мылась в ванне. Или указывают на уставы монастырей которые регламентировали максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур – что говорит скорей о том, что монахи до того увлекались ими.
Добавим также, что в Риме бани были по большей части заброшены или использовались для других целей. Тепидариум бань Диоклетина, к примеру, использовали в качестве фасада известной церкви, к украшению которой приложил руку сам Микельанджело.
Развалины бань Диоклетиана в Риме, гравюра Этьена дю Перак (Etienne Du Pérac) в начале 16 века.
Баня, превращенная в храм. Базилика Santa Maria degli Angeli
Но, собственно, христианская церковь не была против гигиены. В Восточной Римской империи, то есть в наследнице Древней Греции - Византии, бани благополучно сохранялись. Так же как и там, где от них не отвыкли и были способны поддержать: в основанных римлянами городах в Германии, Галлии и даже Британии, к примеру. Так, Карл Великий обожал Аахен с его римскими банями. Постепенно, однако, под давлением экономических обстоятельств и создаваемых ими низких стандартов жизни, утрачивалось представление о ценности гигиены. Возврат к высоким стандартам наступил, однако, лишь с появлением новых социальных возможностей.
Внимание к потребностям тела. И с этим было все более или менее в порядке. Дворяне готовились к боям и ухаживали за своими телами, женщины хотели нравиться, мужчины стремились к женщинам, все люди требовали для себя и своего тела периодического отдыха. Другое дело, что в этих потребностях они все зависели от своих экономических возможностей. И тут опять появляется вопрос - а когда и как экономические перемены Средневековья повлияли на гигиену? Похоже, что самый большой спад в гигиенических возможностях наступил чуть не 1000 лет спустя после краха Римской империи. Но об этом немного ниже.
Средневековая гравюра.
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Моющие средства. Существует 2 версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с 8 века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедиия дает более поздние даты – около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. Собственно, большого противоречия между двумя версиями нет. В раннем Средневековье связь между регионами была слаба. С торговлей началась конкуренция, и в ней победил Марсель. А вот в 16 веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.
Традиционное марсельское мыло - Savon de Marseille
Ванна. Изображения ванн можно найти в средневековых манускриптах. Как правило, это деревянные бадьи с обручами, родственницы бочек . Но и это, в общем-то, неплохой, достаточно комфортный вариант. Ванна, судя по гравюрам, пользовалась любовью – в ней ели-пили и общались, довольно часто интимно.
Bath and board; Tristan, Paris, 1494-95.
Ornate Initial With
aldanov.livejournal.com
Гигиена у древних греков и в Средневековье. Часть 3. Сравнения и обсуждение. - Сергей Алданов
Когда факты более или менее изложены, наступает самое интересное – их обсуждение. Из сравнений почти всегда можно вынести что-то необычное.
Временные разницы. Как всегда, меня интересует датировка явлений - в перспективе намечается статистическое сравнение достижений Древней Греции и возврата к ним в Средневековой Европе.
Таблица 1. Древнегреческие инновации и возвращение к ним в Среневековой Европе.
Инновация
Древняя Греция
Средние века
Временная разница
Водопровод
VI век до н.э.
Локальные уже в XI в.
XII век н.э. Англия, Франция
Ок.1700 лет
Канализация подземная.
Около VI в до нэ
Милан, XV в.
Ок 2000-2100 лет
Уборка мусора
Афины: около 500 г. до нэ – появление свалок, в 320 г до нэ – регулирующего закона, мусорщики – вероятно, рабы.
Середина XIII век – регуляция законами, мусорщики, XIV-XV организация вывоза мусора на свалки.
Ок. 1800 лет
Душ
Души-фонтаны, в Греции появились сразу после создания водопроводов, то есть в VI-V вв.
Фонтаны – конец XIV века, но как души они не использовались.
Механический душ изобретен в XVIII веке
Для фонтанов – разница примерно 1800-1900 лет, с душем не менее 2100 лет
2. Фонтаны. В качестве комментария к таблице добавлю несколько слов о фонтанах.
Рисунки с амфор, которые фиксируют мытье греков и гречанок под струями воды, относятся, конечно, к фонтанам. Изображений фонтанов на аттических вазах немало. К примеру, такое:
Attic black figure hydria, Women at a fountain house, 520 - 510 BC. Boston, Fine Arts
Или такое:
Polyxena at the fountain, watched out by Achilles (right). Attic white-ground lekythos, ca. 480 BC. From South Italy.
Первый известный древнегреческий «фонтаностроитель» – великий афинский правитель VI века до н.э. Писистрат (правил с перерывами в 560—527 до н. э.)., организовавший постройку в Афинах водопровода с фонтаном «Эннеакрунос» («Девятиструйный источник», служивший вплоть до XVIII в.). Фонтан этот тиакже посвящался мифологической красавице Каллирое (Kallirrhoe).
В то же время фонтан был и в Коринфе, а потом они быстро стали частью греческих городов.
Фонтан Каллирое – тут можно увидеть, что это стена с несколькими трубами, украшеннами изваяниями животных. Но греки были творцы – и очень скоро началми развивать фонтаны в сторону их оригинальных форм
В средние века традиция фонтанов вписалась в христианское омовение рук, требуемое перед причащением от прихожан, как символическое свидетельство чистоты совести, а также и от священнослужителей в ряде служб. И потому простые фонтаны, lavabo, служащие этим целям, появились в монастырях примерно в XI-XII вв. Тут монахи омывали руки перед службами.
Конечно, по большей части те фонтаны в первоначальном виде не сохранились. Но вот о lavabo в ирландском цистерианском Old Mellifont Abbey, основанном в 1142 году, и закрытом в 1539, пишут, что он примерно 1200-1210 года. То есть это в самом деле пример раннего lavabo.
aldanov.livejournal.com
Возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе
Похожие материалы
Профилактическая медицина, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических формаций, прогрессом науки и культуры. Навыки гигиенического характера, основанные на наблюдениях и опыте, соблюдались издавна. Следует подчеркнуть, что в развитии гигиены эмпирические наблюдения значительно опережали научные исследования.
Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Поэтому они постоянно накапливали опыт и навыки по охране личного, а затем и коллективного здоровья. Археологические раскопки, производимые в различных частях земного шара, свидетельствуют о том, что уже в глубокой древности люди владели элементарными правилами по сохранению здоровья. Много внимания в то время уделялось вопросам питания, личной гигиены, благоустройства жилища и др. Выдающийся отечественный гигиенист Ф. Ф. Эрисман писал: "Уже у древних культурных народов существовали довольно ясные и сознательные представления о многих условиях, вредных или благоприятных для здоровья и физического развития людей и, нужно отдать справедливость этим народам, санитарные стремления их имели преимущественно общественный характер'.
В древних городах сохранились остатки сооружений, свидетельствующие об их хорошем санитарном благоустройстве. Особенно большое внимание вопросам гигиены уделяли индусы, китайцы, вавилонцы, египтяне, а также народы, проживавшие на территории среднеазиатских государств.
Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат "О воздухе, водах и местностях", в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей. В то время уже была высказана идея, что здоровье человека в значительной мере зависит от влияния на него факторов внешней среды и что причины многих болезней находятся именно в среде, окружающей человека.
В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани и купальни, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Уделялось внимание правильной планировке городов. В Спарте особое значение придавали личной гигиене, физическому развитию и воспитанию с целью формирования мужественных, физически развитых и сильных воинов.
Накопленные греками опыт и знания были впоследствии восприняты и усовершенствованы в Римской империи. В Риме начали зарождаться элементы профилактической медицины, что проявилось в сооружении общественных бань, соляриев. Была создана широкая сеть водопроводов, канализационная система выводила сточные воды за город на поля и огороды, осуществлялся санитарный контроль за продажей пищевых продуктов. Преследовалась продажа населению недоброкачественных и фальсифицированных продуктов. Осуществлялся надзор за строительством жилищ. Определенное внимание уделялось соблюдению санитарных правил в войсках. В Древнем Риме впервые появились элементы медицинского образования.
Все достижения санитарии, которыми так гордились в Древнем Риме и Древней Греции, носили четко выраженный социальный характер. Они были достоянием господствующего класса, так как создавался комфорт и удобства для рабовладельцев, военачальников, жрецов, торговцев, но не для рабов. В этот период постоянно вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний (чумы, оспы, тифа и др.), которые сопровождались высокой смертностью, особенно среди рабов и бедных слоев населения.
В эпоху феодализма (VI—XIV века) наблюдался общий упадок науки и культуры, что отразилось и на санитарном состоянии городов, особенно в странах Западной Европы. В средневековье ростки санитарной культуры античного периода были уничтожены натиском религиозных догм христианства. Распространение идей христианства в этот период с его проповедью аскетизма, презрением к физическому здоровью привело к тому, что люди начали игнорировать элементарные санитарные правила. Санитарно-технические сооружения в городах отсутствовали, нечистоты выливались непосредственно на улицу из окон. Кривые улицы, покрытые грязью, никогда не убирались, люди не мылись, пренебрегая личной гигиеной, не меняли одежду и белье в течение длительного срока, жилища были грязными и захламленными. Неудивительно, что многие инфекционные заболевания (чума, оспа, холера, тифы) в результате эпидемий уносили миллионы человеческих жизней. Так, пандемия чумы унесла в XIV веке почти 25 млн человек. Такие болезни, как проказа, сифилис, трахома, туберкулез, чесотка и другие заболевания, были распространены повсеместно.
Эпоха Возрождения (XV—XVI века) ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Впервые проявился интерес к болезням, связанным с профессией. Так, в частности, известный врач Парацельс изучил болезни рудокопов.
Следует отметить, что в период упадка общей культуры, гигиенических навыков и знаний в Европе в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали точные науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине и санитарии. В месте расположения древнего хорезмского государства при раскопках были обнаружены остатки городов с элементами благоустройства, водоснабжения и канализации. Этот период в Азии известен трудами знаменитого ученого, врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны). Он автор уникального для того времени произведения "Канон врачебной науки". В разделах этого произведения, касающихся гигиены, содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, правилам охраны здоровья и другие гигиенические рекомендации.
all-gigiena.ru
История интимной гигиены Perfice te (лат. – совершенствуй себя)
Автор: Доцент кафедры истории медицины и правоведения РГМУ
к.и.н. Розанова И.Е.
История интимной гигиены Perfice te
(лат. – совершенствуй себя) Пролистывая беглым взглядом страницы истории медицины древности и последующих веков, везде мы можем найти отголоски проблемы нас интересующей. Личная гигиена и, в частности, интимная гигиена, человека когда-то была вопросом частным, когда-то общественным, когда-то запретным и неприличным. Сегодня - это целая индустрия, приносящая огромные прибыли. С одной стороны – это рекламная компания, гигиенический «ликбез», уже навязчиво-привычно достающая нас в средствах массовой информации. Бархатным голосом известного актера нам объясняют про то, что это «нежнее-нежного», и что это не для рук, не для ног и не для лица, - подразумевается, что это для других частей тела. Это и розовощекие младенцы, упакованные счастливыми мамами во все более и более совершенствующиеся памперсы. Это и летающие «крылышки» или некие тампоны, которые «окей» весьма стыдливо промокают чем-то синим и т.д. С другой же стороны – это целый и весьма важный и нужный раздел гигиены как науки о здоровье человека и пропаганды этого правильного и современно-разумного здорового образа жизни. Гигиена в первобытном обществе.
История косметики и гигиены, в том числе интимной, начинается с древнейших времен, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега. Наблюдения археологов и ученых, изучающих различные артефакты и жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени и стоящих на низших ступенях развития, подтверждают это. Не может быть никакого сомнения в том, что еще в самых глубинных временах истории, когда собственно человек еще не был гомо сапиенс (человеком разумным), он оказывал себе и своим детям посильную помощь для самосохранения и избавления от телесных страданий или неудобств, как это делали и делают животные. Конечно, трудно достоверно определить, когда человек впервые понял, что прежде всего вода – это универсальное средство гигиены, которое прекрасно избавляет от грязи, ведущей к болезням. Мелкий песок и зола служили прообразами моющих средств, лекарственные растения и минералы помогали при лечении некоторых заболеваний. Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней, первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину и гигиену.
Древний Восток.
Много тысячелетий назад в сердце человеческой цивилизации – Месопотамии была создана древнейшая из дошедших до нас пропись - «фармакопея» медицинского содержания с большим количеством лекарственных трав и минералов. У древних шумер вавилонян и ассирийцев были выработаны строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и пр. Более того, на шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду» и изображали в одежде в виде рыбы1. Уже одно это позволяет нам сделать смелый вывод о том, что водные процедуры расценивались древними врачевателями Месопотамии как важнейшее средство интимной гигиены и общим залогом здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканий и обмываниях, а также применятся в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов2.
В древности в религиозных традициях многих восточных народов, в том числе древних евреев, были уже закреплены некие правила поведения при естественных физиологических процессах, происходивших в организме человека. «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера»3. В последующие исторические периоды помимо догматических установок человечество постепенно приходило к мысли о необходимости изобретения практических гигиенических средств. Интимная гигиена в Древнем Египте.
Принято считать, что родина современной интимной гигиены - страны Древнего Востока и, прежде всего, Египет.
Когда удалось прочесть египетские папирусы, возникла картина уровня знаний за три тысячи лет до нашей эры. Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в "Гинекологическом папирусе" из Кахуна, "Ветеринарном папирусе", папирусах Эруса, Бругша и др. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и косметические рецепты, и описание гигиенических процедур, зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями. В Лейпциге хранится знаменитый «Папирус Эберса», датируемый 2000 г. до н. э. В нем описываются способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Палестины. Египетским целителям были известны лекарственные растения, многие из которых - касторовое масло, льняное семя, полынь и опий - применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение4.
Высокого уровня достигла и гигиена Древнего Египта: диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Бога мудрости Тота египтяне обычно изображали в виде человека с головой птицы ибис или же в виде самой птицы5. Причина изображения его ибисом заключается, по всей видимости, в том, что эта птица известна как истребительница змей, червей, скорпионов и вредных насекомых - бича Египта. Особенно древние египтяне опасались червей, поскольку они, как считали древние врачи, могли появляться в организме человека не только в результате приема плохой, загрязненной пищи и воды, но и в результате порчи его "соков ". В результате таких представлений о причинах болезней основу их предупреждения и лечения составляли очистительные мероприятия: омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление "дурной "крови и "испорченного "воздуха, прием больным слабительных, потогонных, рвотных и других очистительных средств. В эпоху позднего царства этому богу приписывалось авторство так называемых "Герметических книг", которыми регламентировалось лечение болезней в эпоху последних фараонов, персидских и греческих властителей6.
Поэтому понятно глубокое почтение египтян к богу Тоту, которому они приписывали изобретение клизмы7. Данное изобретение, а самое главное – его широкое и повсеместное использование в Египте, навевает мысли и о том, что уже тогда использовалось и спринцевание. Тем более что именно из Египта ведут свою историю и средства менструальной гигиены. Сведения, содержащиеся в египетских манускриптах, позволяют нам узнать о тампонах, сделанных из льняных волокон, которые "вводились в плоть" во время менструации. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) описал средства внутренней защиты сделанные из свернутой в трубочку ткани, а также из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласно еще одному сохранившемуся источнику "... жительницы Египта, Сирии и Вавилона предпочитали внутренние средства гигиены в форме рулончика, который изготавливался из мягкого папируса (для богатых) и из тростника (для бедных)".
Существует и еще один любопытный артефакт, на этот раз затрагивающий вопросы интимной гигиены мужчин. Дошедшие до нас признаки использования презерватива в древнем Египте относятся к временам XIX Династии (1350 -1200 год до Р.Х.). Сегодня очень трудно по обнаруженным рисункам судить о назначении кондомов – религиозном, интимном или контрацептическом. Тем не менее, в Национальном музее в Каире утверждают, что хранящийся у них кожаный мешочек и есть первый в истории презерватив и носил его сам фараон Тутанхамон (1343-1325 до Р.Х.), правивший Египтом в возрасте с 9 до 18 лет.
Конечно, собственно медицинских сюжетов в художественных росписях и рельефах древнеегипетских гробниц и храмов, скульптур и иллюстраций "медицинских папирусов" сохранилось до нашего времени не так уж много, но они являются важным источником по истории древнеегипетской медицины. На одном из могильных памятников из Саккары сохранилось изображение ритуала обрезания, говоря медицинским языком, циркумцизия (обрезание крайней плоти пениса), который египтяне совершали с гигиенической целью8. Операция производилась с помощью кремневого ножа9.
В Египте обычай обрезания несколько раз упразднялся и вновь вводился в обиход. Геродот объяснял его заботой о личной гигиене, современные же ученые склонны рассматривать его и как магический акт, символизирующий кровавую жертву божеству. Кроме того, Геродот утверждает, что евреи, эдомитяне, аммонитяне и моавитяне заимствовали обычай обрезания у египтян. Это кажется тем более вероятным, что в Месопотамии, откуда названные племена прибыли в Ханаан, такого обряда не существовало. Греческий историк утверждает, кроме того, что египтяне, в свою очередь, переняли обычай обрезания у эфиопов. История обрезания подробно описана в Библии. Авраам, который вел свой народ из Ирака в Палестину, услышал глас Божий, повелевший ему обрезать острым камнем крайнюю плоть. С тех пор так должно поступать всем иудеям мужского пола в знак союза с Господом. Однако если смотреть на предмет с другой точки зрения, то обрезание, безусловно присутствующее и в первобытном обществе и позже, в первую очередь вопрос личной гигиены. Этим издревле и объясняется его популярность среди народов пустыни и степных кочевников, для которых вода до сих пор ценится дороже золота. Для большинства из них это был обряд, показывающий возмужание мужчины, инициацию. Обрезание всегда было распространено у арабов; оно вошло в обиход и у мусульманских народов10.
Таким образом, возвращаясь к медицине Древнего Египта, отметим, что она находилась на очень высоком уровне и в значительной степени повлияла на развитие медицины в Древней Греции. Тот же Геродот в своей «Истории» упоминал, что египетские врачи считаются лучшими в мире. Египтяне, от которых, во многом унаследовали медицину греки, придерживались идеи четырех основных стихий, а именно: огня, воды, воздуха и земли, которые, по их мнению, оказывали влияние на здоровье человека. Древняя Греция и Рим.
Античная эпоха оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. Древние греки и римляне заложили основы европейской культуры. Сами древние греки во многом опирались на опыт и знания Древнего Египта, Вавилона, Ассирии и Финикии. О медицинских знаниях и врачебной практике древних греков и римлян мы можем судить как по письменным, так и по материальным источникам. Это надписи и рисунки на посвятительных стелах и бытовых предметах, папирусные и пергаментные свитки, эпические ("Илиада "и "Одиссея") и литературные произведения, мифы и легенды, философские труды и медицинские трактаты.
Так только "Гиппократов сборник" содержит ряд специальных работ: "О природе женщины", "О женских болезнях", "О бесплодии" и др. В заключительный период истории древней Греции - эпоху эллинизма занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную профессию. Так, известным акушером своего времени был ученик Герофила Деметрич из Апамеи (II в. до н.э.). Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н.э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.
В I-II вв. н.э. в Риме работал хирург и акушер Архивен, который впервые применил при обследовании влагалища и шейки матки зеркало, названное им диоптра (греч. dioptra; от diopleuo - видеть всюду).
Общеизвестно, что в Древней Греции был особый, прославленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. Ближний Восток имел сильное влияние на Древнюю Грецию, поставляя ей не только благовония, но и культуру эстетики и гигиены. В трудах того же Гиппократа можно найти множество советов и в области косметики и личной гигиены. Он уделял особое внимание изучению дерматологии. В качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж, а главное — разумный образ жизни. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства.
Из Древней Греции культура гигиены и эстетики попала в Рим, где получила дальнейшее развитие. Всем известны римские термы (бани), которые занимали большое место в жизни знатных римлян. Они служили местом отдыха, спортивных упражнений и развлечений, здесь происходили встречи политических деятелей, людей искусства и литературы. Патриции проводили в публичных купальнях лучшее время. В банях применялись разные виды массажа для сохранения стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи. В те времена уже существовали специалисты-парфюмеры, готовившие масла для умащивания и растирания.
Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Одна из лечебниц Эллады, известная целебными минеральными водами, обязана своим именем древнему городу Термон, название которого происходит от эпитета "термия" ("теплая")11. Дочь и верная помощница Асклепия, юная Гигиея, обычно изображалась красивой женщиной в традиционном одеянии, с чашей лекарства в руке и волшебной змеей, обвившейся вокруг чаши. Гигиея единственная из детей Асклепия имела свои храмы и алтари, и потому ее статуи, вырезанные в мраморе и камне, отлитые в бронзе, дошли до нас в сравнительно большом количестве12. На многочисленных греческих вазах имеются также художественные изображения сцен личной гигиены и правильного ухода за телом13. В этой связи приходит на ум замечательное высказывание Платона: «Вода смывает все людское зло»14. Необыкновенно поэтичны и изящны рисунки с изображением купальщиц, женщин за утренним туалетом. Часто встречающимся сюжетом было изображение бань, мужских и женских. Выполняя свое прямое назначение - задачи гигиенические, бани вместе с тем были в Древней Греции своеобразными общественными клубами, в которых свободные граждане встречались не только для омовения, но и для отдыха, обсуждения проблем полиса и даже для развлечений15.
Рис. Купальщицы.
Так великий Гомер свидетельствует о соблюдении норм личной и общественной гигиены. Моются гомеровские герои, можно сказать, до самозабвения, моются везде, где есть вода. Вот Навсикая вместе с подругами купается в устье реки (Одиссея. Песнь VI, 96). А затем и Одиссей обмывается в потоке этой же речной воды:
Одиссей же, в поток погрузившийся, тину,
Грязно облекшую плечи и спину его и густые
Кудри его облепившую, смыл освежительной влагой
(Одиссея. Песнь VI, 224–226).
А вот тот же Одиссей вместе с Диомедом идут купаться в море после убийства троянского разведчика Долона:
Сами же тою порой, погрузившися в волны морские,
Пот и прах смывали на голенях, вые и бедрах
(Илиада. Песнь Х, 572–573).
Для омовений гомеровские герои использовали не только естественные водоемы, но и специальные купальни или бани:
Там, положивши на кресла и стулья свои все одежды,
Начали в гладких купальнях они умываться
(Одиссея. Песнь XVII, 86–87).
Поэмы Гомера позволяют утверждать, что уже в древнейшие времена у греков сложилась целая система норм личной, в том числе интимной, гигиены: мытье рук и ног, омовение и умащение тела, уход за посудой и одеждой. Помимо воды как главного средства гигиены упоминаются также оливковое масло, серные окуривания.
Кроме всего прочего, древние гречанки тоже отдавали предпочтение внутренней форме гигиены, и пользовались самодельными тампонами, сделанными либо из свернутой в трубочку ткани, либо из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласитесь, что дерево, что тростник, вряд ли могли обеспечить комфортные ощущения. Такие тампоны не могли принимать форму и нередко вызывали внутренние повреждения стенок влагалища.
Древние римлянки использовали более щадящие, с точки зрения тактильных ощущений, предшественники тампонов - рулончики мягкой шерсти, слегка смазанные жиром. Византийские аристократки предпочитали только самую лучшую шерсть, импортируемую с Кавказа, которая особым образом вычесывалась и скатывалась в тампоны.
В этот период был сделан первый шаг в массовом использовании и средств мужской защиты и гигиены. В античном Риме прототипы презервативов использовались как для украшения, так и для контрацепции и защиты от заболеваний. В то время уже догадывались о венерических заболеваниях. Применялись кондомы в сравнении с Египтом более демократично и сырьё для производства стало доступнее. Достоверно известно, что полководцы древнего Рима заботились о заготовке на время длительных походов и выдавали солдатам высушенные кишки домашнего мелкого скота для использования в качестве презервативов. Кроме того, мочевые пузыри скота использовались как женские презервативы. К сожалению, следом за просвещённым античным Римом наступили тёмные Средние Века. Использование презервативов в Европе практически сошло на нет.
Кроме того, в этот период на помощь воде и гигиене пришло мыло. Древнеримский писатель и историк Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже, поэтому не только женщины, но и мужчины пользовались духами, различными ароматическими мазями и притираниями, основной целью которых было заглушить неприятный запах, оставшийся после мытья. Зато в отношении комфорта в ванной римляне даже опережали нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но еще и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, какими пользовались люди победнее. Впрочем, и знатные римляне любили иногда посетить общественную баню, служившую им чем-то вроде клуба. Ритуал посещения бани состоял из пребывания в парной, купания в ванне с горячей, а затем с холодной водой. Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания, первейшим средством личной гигиены и широко использовалась при лечении многих болезней. В стихотворении неизвестного древнеримского поэта «Похвала баням» говорится о целебных свойствах бани:
Даров источник многих в банях мы найдем:
Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,
Избыток желчи гонят из кишок они,
Смягчают зуд, - приятен и докучен он…
Забывчивость уносят, память же хранят,
Для размышленья разум прояснять вмиг,
К беседе оживленной направляют речь,
А тело все блестит от омовенья там.16
Древняя Русь
Прямой продолжательницей замечательных гигиенических традиций античности и Византии стала Русь. Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества.
Древние славяне, бывшие, как свидетельствует история, крепким и здоровым народом, жившим в условиях сурового климата, применяли массаж и баню в целях закаливания организма. В ходу были растирающие движения по всему телу вместе с похлопыванием и стеганьем тела березовым и дубовым вениками. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась "хвощеванием", говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками как предметами первой необходимости, так что становится понятным, откуда появилась любовь к баням среди славян. В летописях Нестора (ок. 1113г.) есть такое описание: "Как ся мыют, хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокуться, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити... и обливаются водою студеную и такс живуи". Русская баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания17. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр. Спустя столетия выдающийся российских врач и акушер Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою…бане»18. Даже в те далекие времена, когда еще не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура, возникшая параллельно с народной медициной. Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовалось умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока на соломенной золе. При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолченного мела или растертого в порошок каменного кирпича. Наибольшее распространение в народной косметике и личной гигиене имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Мудрость многих поколений способствовала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения.
Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз»19.
В «Домострое» - этом замечательном письменном свидетельстве XVI века нормы гигиенического поведения также нашли свое отражение: «А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают, так что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать, и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца». И далее – в главе «Как всякую одежду жене носить и хранить»: «Платья и рубашки и платки на себе носи бережно всякий день, чтобы не извалять, не запятнать, не измять, не залить, на кровавое и на мокрое не класть»20. По уровню развития гигиены и санитарии древнерусское государство в X-XIV вв. не только не отставало, но и опережало многие страны Западной Европы.
Средние века и Возрождение.
Общеизвестно, что в эпоху средневековья наблюдался некий общий упадок культуры и санитарно-гигиенических норм. Но несмотря на скученность населения в городах, отсутствие канализации богатые европейские горожане утром принимали горячую ванну в деревянной бадье. В подвалах замков феодалов были оборудованы парилки с деревянными полами и лавками. В предбаннике хранились огромные кувшины с настоями ароматных растений и трав. Были выпущены правила поведения, предписывающие перед едой и особенно утром омовение рук и лица21. В средневековых замках во Франции сохранились небольшие помещения с фонтаном посредине, на стене или на поверхности фонтана была сделана надпись в назидательном характере: "нужно мыть руки, чтобы быть чистым идя, к столу".
Рис. Купание в богатом доме.
Позже в учебниках хорошего тона 16 века настойчиво продолжают напоминать о том, что "лицо и руки рекомендуется мыть ежедневно". Философ и писатель Монтень очень сетовал на то, что перестали принимать ежедневные ванны, способствующие восстановлению бодрости духа. Он писал: "Я высоко ценю полезную для здоровья ванну и думаю, что мы навлекаем на себя недомогания, утратив обычай, соблюдавшийся в прежние времена". В домах богатых горожан и знати продолжали подавать дорогие миски или небольшие тазики с водой для полоскания рук, но обычай мыть руки перед едой постепенно был утерян. Вместо этого гости в угоду хозяину обмакивали кончики пальцев в воду, быстро вытирая их салфеткой.
Интимная гигиена европейских женщин того периода заключалась в том, что они носили в период менструации обычную тканевую повязку, сложенную в несколько раз и приколотую к поясу юбки. Хотя такая прокладка не была особенно надежной и вызывала у женщин дискомфорт, окружающие, благодаря тому, что юбок на женщине было много, не замечали пятен, остающихся на нижнем белье. Такие тканевые прокладки использовались неоднократно, очищаясь при помощи обычной стирки. Мощнейшим толчком к повторному изобретению презервативов в Европе, как незаменимых помощников гигиенических противоинфекционных средств, явилась первая экспедиция Христофора Колумба в Америку, а точнее, команда корабля, которая привезла в Европу в 1494 г. сифилис с острова Гаити. Этой болезнью через несколько лет были уже почти поголовно охвачены практически все европейские страны. К XVI веку сифилис стал самой распространенной болезнью в мире. По разным оценкам в отдельных странах, например, в Италии, больными было до 70% половозрелого населения. В 1564 г. посмертно было опубликовано произведение "De Morbo Gallico" Габриеля Фаллопия (1523-1563). В нем итальянский анатом описал льняной презерватив и возможность его усовершенствования с помощью вымачивания в специальном химическом растворе и просушки в тени. Презерватив использовали для защиты от венерических заболеваний. Фаллопий протестировал презерватив среди 1100 мужчин и ни один из них не получил заражения. Второе пришествие более удобных и изысканных презервативов из ливера домашнего крупного и мелкого скота состоялось благодаря придворному врачу Карла II - полковнику Его Величества королевской армии, графу Кондому (Condom или Condum, Condon, Conton). Доктор сделал для короля противозачаточно-гигиенические колпаки - мешочки из масла и бараньих кишок. По предложениям и иных аристократов, от которых доктор Кондом не мог отказаться, возникло мелкосерийное производство презервативов. Презерватив таким образом послужил основой первого известного в истории человечества превращения торговой марки в имя нарицательное. В литературном языке слово "кондом" закрепилось уже к 1706 г. в стихотворении под названием "Шотландский ответ Британии", включающим ссылки на специальные инструменты для борьбы с венерическими заболеваниями, включая кондомы.
В истории мировой культуры период Нового Времени, начало которому положили нидерландская и английская буржуазные революции, характеризуется переходом к новым прогрессивным взглядам в искусстве, науке и, в частности, в медицине. Многочисленные исследования и открытия в области физики, химии, биологии, способствовали сближению науки, практики и производства. В эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции развивается парфюмерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов. Самый же главный шаг в проблеме развития средств личной и интимной гигиены был сделан уже в конце 19 и в 20 веке.
19-20 века
Современный подход к интимной гигиене сложился в конце XIX - начале XX века прежде всего в Европе и Северной Америке. Средства гигиены стали использоваться, что называется - «a capillis usque ad ungues» (лат.) от волос до ногтей. Технический прогресс, разумеется, коснулся абсолютно всех сторон жизни человека и, даже его интимной части. По мере изобретения новых материалов с уникальными для своего времени свойствами начинают появляться и новые виды гигиенической продукции.
Важнейшим революционным шагом вперёд было изобретение процесса горячей вулканизации резины в 1839 г. Ч. Гудиером (США). Презервативы из резины стали массовым продуктом после 1844 г., когда полученная по новой технологии резина получила применение в контрацепции и как средство личной гигиены. Одним из первых в мире резиновых заводов, использующих новую технологию, стало "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" в Санкт-Петербурге, основанное в 1859 г. Позже, в конце XIX века, завод получил название "Резиновая мануфактура "Треугольник". К этому времени завод обзавелся и собственным научно-исследовательским центром, очень авторитетным и весьма продвинутым. Центр был одним из мировых лидеров в разработке резиновых технологий. Выпускал завод и протекторы для предохранения и снижения заболеваемости венерическими болезнями. Уже в 30-х годах в СССР был построен Баковский завод резинотехнических изделий (Московская область). Баковский завод начал работать в 1936 г. и сразу прославился на всю страну выпуском презервативов, или, по-другому, резинового изделия №2. Смысл этого обозначения объяснялся просто: изделием №1 на заводе, да и в стране был противогаз. Когда в начале 80-х годов XX века был выявлен ВИЧ вирус, который вызывает СПИД, стало очевидно, что только использование презервативов и защищенный секс могут остановить мировую эпидемию.
Первые женские прокладки, изготовленные промышленным способом, появились в США. В то время женщины все еще использовали для интимной гигиены специальное белье или отрезки ткани, которые после очередной стирки шли в ход повторно. Во время первой мировой войны медицинские сестры для своих «критических нужд» стали употреблять новый перевязочный материал – целлюкотон. Его высокая степень впитывания сразу была оценена по достоинству и немедленно пущена в ход в качестве лучших на то время самодельных гигиенических средств. С 1920 г. началось уже коммерческое производство прокладок. Первый же тампон – прототип сегодняшних тампаксов, котексов, o.b и пр. – был изобретен чуть позже, в тридцатых годах 20 вв. В 1936 г. американская компания Tampax впервые представила современный тампон промышленного производства. Этот интравагинальный тампон изобрел в 1933 г. хирург Эрл Хаас из американского штата Колорадо. Эрл Хаас сделал гениальное изобретение не ради славы, а из желания помочь своей жене. Ее не устраивали существующие в то время прокладки, они мешали кататься на лошади. По просьбе супруги доктор Хаас свернул тампон из хирургической ваты, пришил по всей его длине шнур и поместил тампон в картонную трубочку, которую впоследствии назвали аппликатором. Тампон был назван им "Tampax", от английских слов "tampon" (тампон) и "pack" (упаковка). Через 3 года тампон доктора Хаас был признан ценнейшим открытием в области гигиены.
На сегодняшний день средств интимной гигиены великое множество. Это уже общеизвестные и общеприменяемые во всех странах мира, презервативы, тампаксы и пр., всевозможные прокладки, памперсы, многочисленные и многообразные гели, кремы, специальное мыло и многое-многое другое. Все эти чудо-продукты современной цивилизации значительно облегчили процесс соблюдения норм личной гигиены. Вопрос лишь в ценовой политике компаний-производителей, а, следовательно – доступности этих предметов гигиены, а также гигиенической грамотности широких слоев общественности.
konesh.ru
Развитие медицины в Древней Греции и Древнем Риме. Санитарно-гигиенические сооружения.
Цель занятия:Изучить становление медицинских знаний в странах
Древней Греции и Древнем Риме и их влияние на
развитие мировой медицины.
Задачи:1. Изучить развитие медицины в Древней Греции и Древнем Риме в соответствии
с основными этапами развития цивилизации.
2. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и
влияние его идей на современную медицину.
3. Показать роль выдающейся личности Галена и
влияние его идей на современную медицину.
Основные понятия темы:Понятие о целостности организма, единство и
противоположности субстанций
функционирующего организма.
Материалистические и идеалистические
представления о болезни, единство организма
и среды. Законы санитарии и гигиены,
гигиенические сооружения, военные
госпитали.
План:
1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о
врачевании и медицине в Греции.
2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.
3. Развитие общественной и личной гигиены.
4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о
врачевании и медицине в Древнем Риме.
5. Развитие общественной и личной гигиены.
6. Становление и развитие военной гигиены.
7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Основные греческие школы по подготовки врачей
2. Врачебная этика в Древней Греции.
3. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.
4. Закон двенадцати таблиц (Рим).
Рефераты и сообщения:
1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.
2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.
«Гиппократов сборник».
4. Храмовое врачевание в Древней Греции.
5. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.
6. Больничное дело в Римской империи.
7. Вклад Галена в развитие медицины
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Лечебный факультет
Семинарское занятие № 7
Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.
Блиц-собеседование по теме I модуля
Модуль № 2. Медицина периода Средневековья и эпоха Возрождения.
Лечебный факультет
Семинарское занятие № 8
Тема: Медицина Византийской империи (395-1453 гг.) и врачевание в Киевской Руси (IX-XII).
Цель занятия:Показать общие закономерности всемирно-исторического
процесса развития врачевания в странах Европы в средние
века. Проследить историю становления и развития
врачевания и медицины в Древней Руси и ее связь с все
историческими процессами становления медицины.
Задачи:1. Раскрыть объективные причины развития народной медицины
Древней Руси.
2. Какое влияние медицины на врачевательство и появление
первой монастырской медицины в Древней Руси.
3. Показать особенности медицины Византийской империи 395 –
1433гг.
Основные понятия темы:народная медицина, травники, лечебники,
Монастырская медицина, рациональные и
иррациональные методы лечения,фармация,
простые и сложные лекарственные вещества.
План
1. Византийская медицина, наука и религия.
2. Становление медицинских знаний в Византии.
3. Санитарно-гигиеническое направление в государстве.
4. Развитие народной медицины Древнерусском государстве.
5. Зарождение монастырской медицины на Руси. Приемы врачевания в монастырях.
6. Светские врачи и светская медицина в Киевской Руси.
7. Вопросы врачевания и гигиены по древним актам и документам.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Больничное дело в Византии и медицинское образование.
2. Рациональные и иррациональные методы лечения. Причины появления, значение в оказании медицинской помощи детям.
3. Первые письменные источники медицинских знаний, способы и приемы народной медицины.
Рефераты и сообщения:
1. Развитие медицинских знаний. Выдающиеся ученые Византийской
империи.
2. Первые русские монахи-врачеватели (Антоний, Агапит, Алимпий).
3. Эпидемии в Киевской Руси и борьба с ними.
4. Лекарствоведение на Руси.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –
М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,