Древние германские племена. Германское древнее племя
Происхождение германских племён
В широко известном феномене Великого переселения народов немалую, если не
решающую роль сыграли германцы. Германцы — это племена индоевропейской языковой
группы, занимавшие к I в. н.э. земли между Северным и Балтийским морями, Рейном,
Дунаем, Вислой и в Южной Скандинавии. Проблема происхождения германских племён
чрезвычайно сложна. Как известно, у германцев не было ни своего Гомера, ни Тита
Ливия, ни Прокопия. Всё, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу
греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда адекватен явлениям
германской действительности.
Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на
юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних
районах к конфликтам, в других — к союзу и этническому взаимовлиянию.
Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так
племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы
заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не
отличали германцев от кельтов.
Германские племена принято делить на три группы: северогерманские,
западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия
являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных
германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север
Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к
движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы — это племена
Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев
и исландцев. Восточные германцы — племена, переселившиеся из Скандинавии в
Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы,
гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих
районов остаётся спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном
регионе. Самая значительная группа — это западные германцы. Они делились на три
ветви. Одна — это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н.
рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили
батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии,
усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского
побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки,
ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племён был
культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады,
семноны и гермундуры.
Общая численность германских племён в I в. н.э. составляла около 3-4 млн.
чел. Но эта скромная цифра к началу Переселения снизилась, ибо германский
племенной мир нёс человеческие потери в результате войн и межплеменных
конфликтов. На него обрушились эпидемии и потрясения из-за периодических
колебаний климатических условий, естественных изменений ресурсов фауны и флоры,
преобразования ландшафтов в результате использования огня, новых орудий или
приёмов труда.
Уже в раннее время германцы занимались земледелием. Оно являлось
вспомогательным типом хозяйства. В некоторых районах под пшеницей были заняты
значительные площади. Однако среди посевных культур преобладал ячмень, из
которого кроме хлеба изготовляли пиво. Сеяли также рожь, овёс, просо, бобы,
горох. Германцы выращивали капусту, салат, корнеплоды. Потребность в сахаре
компенсировалась за счёт мёда. У некоторых племён важную роль играли охота и
рыболовство. Следует отметить, что пользуясь сохой и колёсным плугом, германские
племена могли обрабатывать только лёгкие почвы. Поэтому испытывалась постоянная
нехватка пахотных земель. Хозяйственный уклад германцев отличался
примитивностью, «от земли они ждут только урожая хлебов». Примитивная система
земледелия требовала больших площадей для прокормления сравнительно
немногочисленного населения. Поиски таких земель приводили в движение целые
племена. Шёл захват владений соплеменников, а позже и удобных земель на
территории Римского государства.
До начала Переселения главенствующая роль в хозяйственной жизни германских
племён принадлежала скотоводству. Скот — «единственное и самое любимое их
достояние». Скотоводство было особенно развито в районах, изобилующих лугами
(Северная Германия, Ютландия, Скандинавия). В этой отрасли хозяйства были заняты
главным образом мужчины. Они выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней,
овец, коз, домашнюю птицу. Домашним скотом дорожили, видя в нём не только
рабочую силу, но и средство платежа. В пище германцев большую роль играли
молочные продукты, мясо домашних и диких животных.
Уже в это время у германских племён развивалось ремесло, продукция которого
была не слишком разнообразна: оружие, одежда, утварь, орудия труда. Технология и
художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские
влияния. Германцы умели добывать железо и изготовлять оружие. Велась также
добыча золота, серебра, меди, свинца. Развивалось ювелирное дело. Германские
женщины преуспели в ткачестве и гончарном деле, хотя керамика не отличалась
высоким качеством. Были развиты выделка кож и обработка дерева.
Весьма активно германские племена занимались торговлей. Внутри германского
племенного мира преобладал натуральный обмен. В качестве средств платежа часто
использовался скот. Лишь в пограничных с Римским государством областях в ходе
торговых операций употреблялись римские монеты. Они, кстати, ценились и как
украшение. Центрами внутренней торговли были укреплённые поселения набирающих
силу германских правителей. Центрами германо-римской торговли являлись Кёльн,
Трир, Аугсбург, Регенсбург и др. Торговые пути проходили по Дунаю, Рейну, Эльбе,
Одеру. В зону торговых контактов входило Северное Причерноморье. Купцы плавали
по Северному и Балтийскому морям. Торговля с Римом играла значительную роль. В
большом количестве Рим поставлял германским племенам керамику, стекло, эмаль,
бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино,
дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и
животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом
янтарь. Многие племена имели специальную привилегию свободы посреднической
торговли. Так, гермундуры вели торговые операции по обе стороны верхнего течения
Дуная и даже проникали в глубь римских провинций. Батавы переправляли в
прирейнские области скот. Торговля являлась одним из мощных стимулов готовности
германских племён к передвижениям. Контакты с римскими купцами давали им не
только информацию о новых землях и путях в эти земли, но и способствовали
формированию «притягательных целей» их будущих переселений.
Германские племена жили родовым строем, который в первые века н.э. находился
в стадии разложения. Основной производственной ячейкой германского общества была
семья (большая или малая). Активно шли процессы перехода от родовой общины к
земледельческой. Но род продолжал играть значительную роль в жизни германских
племён. Членов рода объединяла общая территория, на которой они проживали,
собственное имя, религиозные обычаи, общая система управления (народное
собрание, совет старейшин), неписанное право. Род являлся опорой любого члена
этого рода, ибо сам факт принадлежности к нему давал определённую защищённость.
Постоянные же контакты разделившихся родственников обусловливали сохранение
клановых связей и сакрального единства. Однако в повседневной хозяйственной
практике род уступал свои позиции большой семье. Она состояла, как правило, из
трёх-четырёх поколений, которые жили в большом (до 200 м2) продолговатом
каменном или деревянном доме, окружённом полями и выгонами. Несколько домов
образовывали хутор. Подобные поселения находились на значительном расстоянии
друг от друга. Вероятно хуторская психология германских племён отразилась на их
нежелании строить города. Между жителями поселений преобладали соседские связи.
Интересы членов общины учитывались не только в хозяйственной деятельности. У
германских племён не было частной собственности на землю. Общее владение землёй
объединяло членов общины при нападении врагов. Они совместно строили деревянные
или земляные укрепления, которые помогали выдерживать натиск противника. Жители
поселений участвовали в отправлении культа, в обеспечении установленных правил
жизнедеятельности общины.
К началу Переселения германская община уже не была однородной, хотя
социальное расслоение было выражено пока ещё довольно слабо. Большинство
германских погребений не имеет инвентаря. Материальная культура германских
племён этого времени не отличалась разнообразием, совершенством технического
исполнения и была тесно связана со своим функциональным назначением. Лишь
отдельные находки выделялись богатством и мастерством исполнения, но в подобных
случаях мы имеем дело не с местным производством, а с кельтским импортом,
который вполне удовлетворял потребностям пока ещё немногочисленной германской
знати. К началу Переселения становится заметной тенденция возвышения германской
знати. Она формируется из представителей старой родовой знати и вновь
нарождающейся верхушки племени, т.н. «новой знати», которая приобретает в
племени вес по мере захвата дружинниками и их вождями во время военных походов
различной добычи и обширных земель.
Центральной фигурой у древних германцев был свободный член общины. Он
соединял занятия хозяйственной деятельностью, исполнение обязанностей воина и
участие в делах общественного свойства (народное собрание, культовые церемонии).
Социальная весомость такого свободного члена общины определялась в первую
очередь принадлежностью к семье, имеющей определённый статус. Накануне
Переселения статус семьи каждого германца зависел не столько от богатства,
сколько от численности, происхождения, авторитета его предков, общего мнения о
семье и роде в целом. Знатность рода, хотя и не проистекала от богатства, но
давала определённые преимущества материального свойства, например, при дележе
земель.
Хотя центральной фигурой в экономической жизни германских племён, как уже было
отмечено ранее, являлся свободный член германской общины, источники позволяют
считать, что существовала прослойка людей экономически зависимых от свободных
общинников. Это были или соплеменники, или пленные. Тацит называет их рабами,
основываясь на том, что такие люди были обязаны отдавать хозяину часть
производимой продукции, работать на него. Кроме того, они имели более низкий
социальный статус. Так, раб по происхождению считался чужестранцем. У германцев
были домашние рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами. Они
отличались от них только личным бесправием, ибо им не разрешалось носить оружие
и участвовать в народном собрании. Другая категория рабов — посаженные на землю.
Однако, здесь можно лишь условно говорить о примитивном патриархальном рабстве.
Такой раб мог иметь семью, хозяйство, и вся зависимость выражалась лишь в
отчуждении у него части его труда, или продуктов труда. У германских племён в
быту не было особой разницы между рабом и господином. Статус раба не был
пожизненным. Пленённый в бою через некоторое время мог быть отпущен на свободу
или даже усыновлён. Объём рабского труда составлял незначительную долю в жизни
германцев. Не всякое богатое семейство имело рабов. Примитивное германское
рабство вполне соответствовало потребностям примитивного хозяйства германцев.
Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Как и в
хозяйственной жизни, центральной фигурой был свободный член германской общины.
Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены
племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и
решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор
сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и
заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на
собрании племени. Одним из органов власти древнегерманского общества являлся
совет старейшин. Однако накануне Переселения его функции и традиция формирования
изменились. Наряду с мудрыми патриархами племени в совете принимали участие
представители новой родоплеменной знати, в лице вождей и наиболее влиятельных
лиц племени. Власть старейшин постепенно становилась наследственной. Совет
старейшин обсуждал все дела племени и лишь затем вносил важнейшие из них на
одобрение народного собрания, на котором представители старой и новой знати
играли наиболее активную роль.
Выразителем высшей исполнительной и распорядительной власти являлся
избираемый народным собранием, а также и смещаемый им предводитель племени. У
античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, что,
по мнению исследователей, в смысловом значении приближается к общегерманскому
термину konung. Сфера деятельности конунга была весьма ограничена и его
положение выглядело очень скромно. «Конунги не обладают у них безграничным и
безраздельным могуществом». Конунг ведал текущими делами племени, в том числе
судебными. От имени племени он вёл международные переговоры. При дележе военной
добычи имел право на большую долю. Власть конунга у германских племён носила и
сакральный характер. Он являлся хранителем племенных традиций и обычаев предков.
Его власть основывалась и поддерживалась личным авторитетом, примером и
способностью к убеждению. Конунги «больше воздействуют убеждением, чем
располагая властью приказывать».
Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали
военные дружины. В отличие от племенного ополчения, они формировались не по
признаку родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю.
Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в
соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший
склонностью к риску и авантюрам (или к наживе), или способностями военного
лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность
предводителю («выйти живым из боя в котором пал вождь — бесчестье и позор на всю
жизнь»). Дружинниками, как правило, становились представители двух полярных
социальных категорий древнегерманского общества. Это могли быть молодые люди из
знатных семей, гордящиеся своим происхождением, древностью рода, стремящиеся
приумножить его славу. Не менее активно в дружину шли те, кто не имел крепких
семейных связей, не особенно дорожил родовыми традициями, пренебрегал и даже
противостоял им. Дружина доставляла племени немалое беспокойство, ибо порой
своими набегами она нарушала заключённые мирные договоры. В то же время, как
опытная в военном деле и хорошо организованная сила, дружина в критических
ситуациях составляла ядро племенного войска, обеспечивая ему военные успехи. В
дальнейшем, в ходе Переселения, дружина превращалась в основу военной власти
конунга. Однако, поскольку она служила не конунгу, а своему предводителю, то
последний зачастую становился соперником главы племени. Вожди отдельных дружин
нередко становились вождями целых племён, а некоторые из них превращались в
конунгов. Однако авторитет таких конунгов был непрочным и определялся прежде
всего знатностью происхождения. Власть конунга, выраставшая из власти военного
вождя, была крайне неустойчивой и пока у германцев доминировали нормы,
основанные на принципах родства, «новая знать» не могла претендовать на
монопольное распоряжение «общественным полем».
Таким образом, к началу Переселения германские племена уже представляли собой
достаточно серьёзную и мобильную силу, способную как к эпизодическим
проникновениям на римскую территорию путём участия дружин в военных набегах, так
и к продвижению на новые территории всем племенем или значительной частью
племени с целью завоевания новых земель.
Первое крупное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением
кимвров и тевтонов. Тевтоны представляли собой группу германских племён, живших
вдоль западного побережья Ютландии и в районах нижнего течения Эльбы. В 120 г.
до н.э. они вместе с кимврами, амбронами и другими племенами двинулись на юг. В
113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на
своём пути, вторглись в Галлию. Их продвижение в Испанию остановили кельтиберы.
В 102-101 гг. до н.э. тевтоны терпят сокрушительное поражение от войск римского
полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (ныне Экс в Провансе). Та же участь
постигла в 101 г. до н.э. кимвров в битве при Верцеллах.
Второй миграционный толчок из германского племенного мира, предваряющий Великое
переселение народов, приходится на 60-е гг. I в. до н.э. и связан с племенами
свевов. Одни исследователи считают свевов союзом племён, другие полагают, что
это какое-то крупное племя, от которого постепенно отделялись дочерние племена.
К середине I в. до н.э. свевы стали настолько сильными, что появилась
возможность объединить под их властью несколько германских племён и сообща
выступить на завоевание Галлии. Военно-переселенческое движение этого союза в
Галлию имело свои паузы во время которых добывались средства к существованию. И
хотя эти паузы были непродолжительными, процесс завоевания Галлии затягивался.
Под предводительством конунга Ареовисты свевы пытались закрепиться в Восточной
Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем. Именно после этого рейда
Ариовисты римляне стали называть свевами всю совокупность племён за Рейном и
Дунаем. Кроме маркоманнов и квадов, о которых речь пойдёт ниже, к свевам
принадлежали вангионы, гаруды, трибоки, неметы, седусии, лугии, сабины.
Борьба Цезаря с Ариовистом закончилась победой Цезаря и изгнанием Ариовиста
из Галлии. В результате поражения в войне с Римом союз племён под главенством
Ариовиста распался.
Часть свевских племён ушла в Моравию и в дальнейшем известна в истории как племя
квадов. Другие свевские племена сыграли значительную роль в союзе племён под
водительством маркоманна Маробода (8 г. до н.э. — 17 г. н.э.).
Таким образом, миграционный импульс, связанный со свевами, выявил стремление
германских племён к консолидации и был собственно первым опытом такой
консолидации. Именно после разгрома свевов Цезарем среди германских племён
начинается массовый процесс образования различных союзов. Объединительное
движение было вызвано стремлением отдельных племён защититься от Римского
государства и сохранить свою независимость. После триумфа Цезаря римляне
неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все
большее число племён попадает в зону военных конфликтов с Римом. При этом
повседневная жизнь германцев, даже без потери ими независимости, лишается
внутренней стабильности, но далеко не все германские племена после силовых
контактов с Римом теряют желание сохранить автономию и самостоятельность.
Гарантировать же независимость племени и обеспечить рядовому германцу и членам
его семьи мирную и спокойную жизнь могла только сильная поддержка
соседей-сородичей. Племя имело больше шансов сохранить стабильность и надёжную
защиту от внешней угрозы, находясь в составе крупного племенного объединения. В
этот период также проявился и тип племени, стремящегося к лидерству и способного
лидировать. Ненадолго удалось возглавить германских племенной мир маркоманнам.
Эти племена первоначально обитали на Средней Эльбе, но затем продвинулись в
область Майна и на протяжении I в. до н.э. принимали участие в различных
межплеменных столкновениях. Так, в 58 г. до н.э. они сражались в войсках союза
племён, возглавляемого Ариовистом, но уже в 9 г. до н.э. римские войска под
командованием Друза одержали над маркоманнами победу, после чего они
переселились на территорию нын. Богемии, которую перед этим покинули племена
бойев. Здесь маркоманны стали ядром союза родственных (квады, семноны,
лангобарды, гермундуры) племён, возглавляемых Марободом. Однако война с
херусками Арминия в 17 г., а затем свержение Маробода в 19 г. привели к
прекращению гегемонии маркоманнов и превращению их в клиентов римского
государства. Трудно судить, какие причины, кроме стремления Маробода к
единоличной власти, помешали маркоманнам в это время удержать прочный контроль
над свевской группой племён — недостаток сил, внешнеполитические затруднения или
что-то ещё, но факт остаётся фактом: маркоманны временно уступили пальму
первенства херускам, одному из значительных племён, обитавших между Везером и
Эльбой севернее Гарца. В конце I в. до н.э. они были покорены Друзом и Тиберием.
Однако уже в 9 г. н.э. возглавляемый Арминием союз племён нанёс римлянам в
Тевтобургском лесу сокрушительный удар: погибли три легиона с легатами и всеми
вспомогательными войсками.
Крупное поражение римской армии в Тевтобургском лесу в начале I в. н.э.
явилось логическим завершением полосы внешней активности германцев, ставшей как
бы увертюрой к Великому переселению. Они проявили мобильность, обрели опыт
успешных военных действий, нашли такую форму консолидации, как военный союз,
которая увеличивала их силу и далее в ходе Переселения была многократно ими
использована. Первые военные союзы (кимвров, тевтонов, свевов Ариовиста,
херусков Арминия, свево-маркоманнов Маробода) были непрочными и недолговечными.
Они формировались на исконно германских территориях, в интересах военной
организации, с целью противостояния Риму и не представляли абсолютного
этнополитического единства. Объединительные процессы проходили не бесконфликтно.
Потребность в консолидации подпитывалась, вероятно, не только наличием сильного
соседа — Римской империи, или других соперничавших окрестных «народов», но и
внутренней эволюцией общественных традиций германских племён. Образование первых
военных союзов можно рассматривать как проявление начавшихся процессов
противостояния и одновременного сближения римского и варварского миров.
В свою очередь эволюционировало отношение Империи к германцам. Хотя в течение
всего I в. н.э., походы римлян в земли свободных германцев продолжались, удалось
даже одержать ряд побед, тем не менее с мечтой о покорении Германии пришлось
расстаться навеки. Римская империя в это время более всего нуждалась в защитных
мерах, которые могли бы хоть сколько-нибудь замедлить натиск германских племён.
В конце I в. окончательно определилась граница, отделявшая население Римской
империи от этнически разноликой Barbaricum solum. Граница проходила по Рейну,
Дунаю и лимесу, который соединял эти две реки. Limes Romanus представлял собой
укреплённую полосу с фортификационными сооружениями, вдоль которой были
расквартированы войска. Это была граница, которая и далее на протяжении многих
сотен лет разделяла два сильно различающихся и противостоящих друг другу мира:
мира римской цивилизации, уже вступившего в свою акматическую фазу, и мира
только ещё пробуждающихся к активной исторической жизни германских племён.
Однако политику сдерживания германцев Империя осуществляла не только путём
военного усиления границ.
Другим средством сдерживания должна была выступить торговля. Расширяется сеть
торговых дорог, растёт число пунктов разрешённой торговли с германскими
племенами. Многие племена получают привилегию свободы посреднической торговли.
Развивая традиционные торгово-экономические связи и создавая новые, Империя
надеялась удержать в необходимых для её спокойствия рамках чрезмерный азарт,
жажду нового и склонность к авантюрам германских вождей.
Однако такая политика Империи давала противоположные результаты. Чем больше
Рим втягивал германские племена в сферу своего влияния, тем более опасного
соперника он сам себе создавал. Общение прирейнских германцев с римскими
солдатами и купцами стимулировало изменения в их родовом строе. Возрастало
влияние родовой знати, представители которой служили в римской армии, получали
римское гражданство, осваивали римский образ жизни. Вместе с тем знать была
недовольна господством римлян, что и обусловило, например, восстание Арминия.
Сдерживая германцев от миграций, Рим косвенным образом стимулировал их
внутреннее развитие. Совершенствовалось земледелие и ремесло, становилась более
устойчивой организация и структура власти в племени, росла плотность населения.
В то же время в ряде случаев Империи удавалось удачно сочетать силовые и
несиловые методы в сдерживании чрезмерной активности германских племён. Это
можно сказать о батавах, которые ещё в 12 г. до н.э. были завоёваны римлянами.
Но побеждённый противник широко привлекается к службе в войсках. В результате
притеснений батавы во главе с Юлием Цивилисом в 69-70 гг. поднимают восстание.
Оно охватило район от Самбры, Шельды, Мааса и Рейна до Эмса. Наряду с
полиэтничностью батавского союза, а в него входили: германские племена —
каннинефаты, фризы, бруктеры, тенктеры, кугерны, кельтизированные германцы —
нервии и тунгры, кельтские племена — треверы и лингоны, ярко выделялась позиция
его участников по отношению к Риму: от активных противников до племён верных и
преданных. Восстание батавов Цивилиса было подавлено, однако римское
правительство все больше нуждалось в помощи со стороны германцев и было
вынуждено договариваться с их вождями. И даже после подавления восстания батавов
продолжают привлекать на военную службу. Сильного телосложения белокурые
воины-батавы были известны как искусные всадники и матросы. Преимущественно из
них состояли императорские телохранители.
Унизительное поражение в Тевтобургском лесу и нарастающая консолидация
германского племенного мира усилили концентрацию римских войск на Рейне, но
прекратили зарейнскую агрессию Империи. После подавления восстания батавов
вспомогательные части перестали размещаться в тех провинциях, из которых они
были набраны, было укорочено и улучшено сообщение между рейнской и дунайской
границей, включены в Империю Декуматские поля на правом берегу Рейна и сооружены
новые кастеллы. Германцы остались свободными, но независимость их была условной.
Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и судеб
отдельных германских племён, в кажущейся хаотичности межплеменных союзов и
конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом,
вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые
составляли суть Великого переселения. Ранее уже говорилось об объективных
предпосылках и побудительных причинах, толкнувших к историческому движению
германские племена: необходимость освоения новых земель для занятия земледелием
и скотоводством, изменение климата и потребность переселения в более
благоприятные в этом отношении регионы и т.д. Но для реализации этих предпосылок
сами племена должны были обрести определённое новое историческое качество. Племя
должно было стать достаточно устойчивым и мобильным в социально-экономическом и
военно-организационном отношении. Это обеспечивалось развитием системы власти и
подчинения, самостоятельностью военных структур (дружин) и уровнем вооружённости
всех свободных германцев, позволяющим отражать натиск врага, когда дружина
находилась в походе, и поставлять резерв для вооружённых формирований.
Важно было также преобладание скотоводства над земледелием, и в то же время
достаточно высокий уровень земледелия, позволяющий менять местопребывание
племени без разрушительных для племенного хозяйства последствий. Необходимо было
и ослабление племенной изолированности, формирование навыка достаточно
устойчивого и длительного объединения, ибо, как показывает судьба отдельных
племён, само существование племени в ходе Переселения порой зависело от его
способности к объединению с другими племенами в процессе контактов и конфликтов
с Римом.
Не менее важным было «накопление знаний» о Риме. Именно они помогали наметить
цели передвижения, определяли характер военных и иных приготовлений к
продвижению в римские пределы, формировали в племенном сознании, фиксирующем как
поражения, так и победы, представления о возможности успеха в противостоянии или
взаимодействии с римским государством.
Итак, необходимость покинуть родные месте могла возникнуть тогда, когда
племя, обретая достаточно высокий уровень развития, осознавало себя единой и
могучей общностью, и являлось весьма многочисленным. Такой «готовности» многие
германские племена достигли к началу Маркоманнских войн, которые открывают
Великое переселение народов.
biofile.ru
Древние германские племена
Германские племена – это этническое формирование людей, населявших северную и центральную часть евро материка начиная с первого тысячелетия до н.э.
История
Своим происхождением германцы должны индоевропейским племенам, которые населяли Северную Европу. В первом тысячелетии до н.э. они становятся самостоятельным этническим образованием. В это время германские племена начинают миграцию в примыкающие районы, где и расселяются. В III веке до н. э. они впритирку подходят к границам Римской империи и начинают вторгаться на ее местность. Эти набеги происходят прямо до V века н.э. и завершаются полным разгромом гуннами одной из самых могущественных империй в нашей истории.
Завоевывая местности, германские племена ассимилировались с коренными жителями, которых было существенно больше, вследствие чего и появились такие этнические группы, как британцы, французы, шведы и другие народы. С большей толикой правды потомками германцев могут себя именовать шведы и датчане.
Публичный строй старых германцев
Сначала старыми племенами на этой местности управляли вожди, которым в роли помощников служили жрецы и старейшины. Они имели в руководстве воинов, свободных людей (вольноотпущенников) и рабов. Вожди избирались на народном собрании и жили за счет членов племени (кстати, на добровольческие пожертвования). Только к I веку н. э. у племен возникают царствуй, отличающиеся от вождей тем, что могут передавать власть по наследию.
Занятия
Германские племена в главном жили за счет военных набегов, также они занимались скотоводством. Земледелие и разные ремесла были им чужды. Для ведения войн им нужно было орудие, потому германцы научились обрабатывать железо, в чем много преуспели, согласно историческим показаниям. Жили они в длинноватых домах, напоминающих казармы, при этом, совместно со скотиной.
Развитие письменности
Письменность старых германцев – это так называемое руническое письмо, которое вышло из обычая гадать на особых древесных плашках. Это очень сложное для нас понятие письменности, которая потом пропала стопроцентно.
Верования
Древнейшие германские племена были язычниками, они занимались жертвоприношениями, в том числе и человечьими. Своим богам германцы не строили храмы, а жрецы проводили особенные священные ритуалы прямо под открытым небом.
Набеги на Римскую империю
Когда античные германские племена начали все поглубже просачиваться во владения Рима, они стали удачно заниматься ремеслами. В этот период они научились ткать и шить одежку, изготавливать из кожи разные предметы одежки и утвари, начали делать предметы из дерева и глины. Все же, война для их оставалась главным занятием. В свободное от войн время германцы занимались торговлей с римлянами.
Торговля
Германское племя, занимающееся торговлей, поставляло в Римскую империю кожи, скот, меха, также очень ценившийся римскими патрициями янтарь. Взамен у римлян можно было приобрести орудие, изделия из золота и серебра, эмаль, вино и ткани. Торговля занимала совершенно маленькую часть в их отношениях, в главном в их присутствовало вероломство со стороны варваров, которого римляне не ждали.
Войны
1-ое очень суровое нападение в 113 году до н.э. совершило германское племя тевтонов, разбив римское войско при вторжении в Галлию, правда, через пару лет они были разгромлены. Потом германские племена еще не раз доставляли римлянам огромные проблемы, прямо до IV века н.э., когда бродячие племена гуннов вторглись на местность Римской империи. В итоге этого она пала и началось Величавое переселение народов, закончившееся полным распадом Римской империи в V веке н. э. Германцы удачно занимали римские местности и создавали собственные страны, а величавой империи так и не было предначертано возродиться вновь.
live-note.ru
Древние германские племена
Германские племена – это этническое формирование людей, населявших северную и центральную часть европейского континента начиная с первого тысячелетия до н.э.
История
Своим происхождением германцы обязаны индоевропейским племенам, которые населяли Северную Европу. В первом тысячелетии до н.э. они становятся самостоятельным этническим образованием. В это время германские племена начинают миграцию в соседние районы, где и расселяются. В III веке до н. э. они вплотную подходят к границам Римской империи и начинают вторгаться на ее территорию. Эти набеги происходят вплоть до V века н.э. и заканчиваются полным разгромом гуннами одной из самых могущественных империй в нашей истории.
Завоевывая территории, германские племена ассимилировались с коренными жителями, которых было значительно больше, вследствие чего и появились такие этнические группы, как англичане, французы, шведы и другие народы. С большей долей истины потомками германцев могут себя назвать шведы и датчане.
Общественный строй древних германцев
Поначалу древними племенами на этой территории управляли вожди, которым в роли помощников служили жрецы и старейшины. Они имели в подчинении воинов, свободных людей (вольноотпущенников) и рабов. Вожди избирались на народном собрании и жили за счет членов племени (кстати, на добровольные пожертвования). Только к I веку н. э. у племен появляются цари, отличающиеся от вождей тем, что могут передавать власть по наследству.
Занятия
Германские племена в основном жили за счет военных набегов, а также они занимались скотоводством. Земледелие и различные ремесла были им чужды. Для ведения войн им необходимо было оружие, поэтому германцы научились обрабатывать железо, в чем немало преуспели, согласно историческим свидетельствам. Жили они в длинных домах, напоминающих казармы, причем, вместе со скотиной.
Развитие письменности
Письменность древних германцев – это так называемое руническое письмо, которое произошло из обычая гадать на специальных деревянных плашках. Это очень сложное для нас понятие письменности, которая впоследствии исчезла полностью.
Верования
Древние германские племена были язычниками, они занимались жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Своим богам германцы не строили храмы, а жрецы проводили особые священные ритуалы прямо под открытым небом.
Набеги на Римскую империю
Когда древние германские племена начали все глубже проникать во владения Рима, они стали успешно заниматься ремеслами. В этот период они научились ткать и шить одежду, изготавливать из кожи различные предметы одежды и утвари, начали делать предметы из дерева и глины. Тем не менее, война для них оставалась основным занятием. В свободное от войн время германцы занимались торговлей с римлянами.
Торговля
Германское племя, занимающееся торговлей, поставляло в Римскую империю кожи, скот, меха, а также очень ценившийся римскими патрициями янтарь. Взамен у римлян можно было приобрести оружие, изделия из золота и серебра, эмаль, вино и ткани. Торговля занимала совсем небольшую часть в их взаимоотношениях, в основном в них присутствовало вероломство со стороны варваров, которого римляне не ожидали.
Войны
Первое очень серьезное нападение в 113 году до н.э. совершило германское племя тевтонов, разбив римское войско при вторжении в Галлию, правда, через несколько лет они были разгромлены. Впоследствии германские племена еще не раз доставляли римлянам большие неприятности, вплоть до IV века н.э., когда кочевые племена гуннов вторглись на территорию Римской империи. В результате этого она пала и началось Великое переселение народов, закончившееся полным распадом Римской империи в V веке н. э. Германцы успешно занимали римские территории и образовывали собственные государства, а великой империи так и не было суждено возродиться вновь.