Византийские фрески Кипра. Фрески древней византии
Мозаики и фрески Константинополя - ВИЗАНТИЯ В КАРТИНКАХ
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Жили у бабуси два весёлых гуся / Один серый, другой белый...
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Напоминает старый анекдот "чё тут думать - трясти надо!"
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Очень даже брутально. И кровь вполне натуральная.
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Мальчик и кролик (хотя мне там ягнёнок мерещится). Судя по выражению лица мальчика, кролику (он же ягнёнок) недолго осталось...
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Если китлев и слон подерутся, то кто победит?
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.Очень, кстати, натуралистично. Даже крылья у льва.
Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
***
Мозаики Св. Софии Премудрости.Император Иоанн II Комнин (1118—1143) и императрица Ирина. В руках у императора мешочек с деньгами. Это неспроста. Именно в этой части храма Св. Софии была касса клир Св. Софии получал жалование.
Мозаики Св. Софии Премудрости.Император Константин IX Мономах (11 июня 1042 — 11 января 1055) с императрицей Зоей - тоже с мешком денег.
Мозаики Св. Софии Премудрости.
Мозаики Св. Софии Премудрости.Император Лев VI Мудрый (Философ) (19 сентября 866 — 11 мая 912) у ног Спасителя вымаливает прощение за четвёртый брак.
Мозаики Св. Софии Премудрости.Деисус.
Храм Св. Софии. Детали.Вензель императора Юстиниана I (527—565 гг.) и Феодоры в капители колонны.
Храм Св. Софии. Детали.Капитель колонны.
Храм Св. Софии. Детали.Капитель колонны.
Храм Св. Софии. Детали.Граффити - скандинавские руны IX века, викинг Halvdan.
Храм Св. Софии. Детали.Граффити: "Матфей поп галический".Люди не меняются... Граффити "Коля, 30. 03. 2011 г." - тоже присутствует...
***
Церковь Богородицы Кириотиссы (XI–XII вв.)
Церковь Богородицы Кириотиссы (XI–XII вв.)Фрески интересны тем, что эта часть (нижняя церковь) недоступна для туристов. Её показывают только наиболее продвинутым краеведам. Освещения в ней нет никакого, до недавних пор была затоплена.
Церковь Богородицы Кириотиссы (XI–XII вв.)
Церковь Богородицы Кириотиссы (XI–XII вв.)Мозаика на полу.
***
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре (527 г., с переделками VII, IX вв.(?) (археологических подтверждений нет), 1-я фаза строительства — основное пространство - 1077–1081 гг.; 2-я фаза строительства — нартекс и эксонартекс, парекклесион с южной стороны — между 1315 и 1321 гг.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.В куполе и на стенах мозаики с житием Богородицы по апокрифичному Протоевангелию от Иакова.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики 1315 г.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики 1315 г.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики 1315 г.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики 1315 г. Фёдор Мехонит (великий логофет при императоре Андронике II) - заказчик мозаик и фресок - перед Спасителем.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики 1315 г.
Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.Мозаики и фрески.
***
Церковь Богоматери Паммакаристос (Всеблаженной), кон. XI в., амбулаторий — ранний XIV в. В 1456 г. стала патриаршей церковью для патриарха Геннадия.
Православие — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление».
Православие сложилось в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Византийской империи и впоследствии распространилось на Балканском полуострове, в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.После распада Римской империи на Восточную и Западную части, Кипр в 395 году, оказался под властью Византии, став её частью. Этот период продолжался почти 800 лет, прерванный периодом арабского доминирования 648—965гг.
Закончился Византийский период в 1191 году, во время правления Исаака Комнина Кипрского, когда английский король Ричард I Львиное Сердце занял остров во время Третьего крестового похода.В период Византийского господства на Кипре было православие. И , понятно,что построили много православных храмов.Со времен Византии осталось не так много мест, где фрески сохранились. И Кипр - одно из них. Здесь много церквей с фресками в хорошем состоянии. Они очень разные по стилю и манере исполнения, и принадлежат разным школам.Что же такое фреска? Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и, пока он свежий, пишут пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену. Фреску художник должен писать очень быстро, так как раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются.
Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменных храмов.Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы же скрывали ее под одеждой: художник писал не тело человека, а «образ его души»!Скрытые роскошными хламидами, фигуры похожи на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, а для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже - ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах - святые и пророки, на западной стене храма - сцена Страшного суда.
Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».В Византии в росписи стен до XII века сохранялись античные традиции - верхний слой грунта делался известково-мраморным, выглаженным до слабого блеска. По нему писали с расчетом на его просвет сквозь красочный слой.
Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах - левкасах из сильно «отощенной» извести, но с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и других).
Однако масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Поэтому с XII века количество слоёв штукатурки уменьшилось до двух, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних - лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Добавки эти были минимальными, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. Такие трубчатые грунты самые долговечные, это и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.
Наивысшего расцвет византийской фрески, был период с середины IX по XIV век. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII век)
Раннее средневековье в Европе - это период с конца V в. (отсчет идет от 476 г., когда произошло крушение Западной Римской империи) до середины XI в.
Это было время глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Он выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира.
На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни.
Ранний период.
С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности вторгались в пределы Западной Римской империи, получая поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г. Западная римская империя распалась, на ее территории образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии — франки, на севере Испании — вестготы, в Северной Италии — остготы, в Британии — англосаксы, смешиваясь с коренным населением, состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян, образовывали конгломерат различных национальностей, объединенных понятием «римский гражданин». Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Варварские народы, создававшие свои государства на развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде.
Поздний период.
На первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но не олицетворением государственной власти. Однако с конца XI в. (особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны. Опорой этой власти становятся рыцарство и богатые горожане. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция).
Особенности мировоззрения
Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов. Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней.
Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого - «царский дом»).Здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.
В средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры — публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен превращались в целые поэмы.
Наиболее знаменитой из них была «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в XI веке и окончательно отработанная в XII веке. Сюжетом ее были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализированном виде.
Такой же героической поэмой с чертами прославления народного героя была «Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов.
Третьей наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с раннесредневековыми историческими преданиями (Брунегильда, Аттила и др.) и рыцарским бытом более позднего времени (XII—XIII вв.).
В XII веке появились, быстро получив широкое распространение, рыцарские романы,
Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии.
Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.
Период средневековья занимает достаточно длительный временной отрезок — с V до XIV в., т.е. приблизительно тысячелетие.в рамках средневековой эстетики и средневекового сознания принято выделять три больших региона: Византия, западноевропейское средневековье, восточноевропейский регион (Древняя Русь).
Формирование византийских эстетических представлений происходит на рубеже IV и V вв. В IV в. Римская империя распадается на две самостоятельные части — западную и восточную. Императором восточной части стал Константин, она устояла в последующих бурях, сохранилась и после падения Рима как империя ромеев.
Начальные этапы развития византийской культуры отмечены противоборством двух подходов к пониманию роли художественных изображений в христианской культуре. Речь идет о сторонниках иконоборчества и сторонниках иконопочитания.
Позиции иконоборцев основывались прежде всего на библейских постулатах о том, что Бог есть Дух и его никто не видел, а также на указании: «Не сотвори себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли».Такого рода пафос вдохновлял, в частности, императора Константина V, который принадлежал к истовым иконоборцам, провозгласившим единственным образом Христа евхаристические хлеб и вино.
В ряду активных сторонников иконопочитания был Иоанн Дамаскин (675—749).Позиции иконоборцев оставались влиятельными на протяжении чуть более ста лет. Вселенский собор 787 г., посвященный вопросам иконопочитания, пришел к выводу: «...что повествование выражает письмом, то же самое живопись выражает красками». И если книги доступны немногим, то «живописные изображения и вечером, и утром, и в полдень — постоянно повествуют и проповедуют нам об истинных событиях».
К VIII в. в Византийской империи существовало уже множество живописных изображений Христа. В целом, обсуждая художественные особенности византийских икон, нельзя не отметить их строгую каноничность, которая обнаруживается не только в строгой иерархии цветов, установившейся в тот период, но и в композиционных приемах изображения.
Так, изображение Христа строго регламентировалось, могло быть только фронтальным, в то время как изображение Богоматери, апостолов могло даваться в три четверти; в профиль изображали лишь отрицательные образы — образы сатаны, ада.
Символика цвета
Каждый цвет, наряду со словом, выступал важным выразителем духовных сущностей и выражал глубокий религиозный смысл.
Высшее место занимал пурпурный цвет — цвет божественного и императорского достоинства.
Следующий по значению цвет — красный, цвет пламенности, огня (как карающего, так и очищающего), — это цвет животворного тепла и, следовательно, символ жизни.
Белый цвет часто противостоял красному как символ божественного цвета. Одежды Христа в византийской живописи, как правило, белые. Уже со времени античности белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенности от всего мирского, т.е. цветного.
Далее располагался черный цвет как противоположность белому, как знак конца, смерти.
Затем — зеленый цвет, который символизировал юность, цветение.
И, наконец, синий и голубой воспринимались в Византии как символы трансцендентного мира.
Фрески и мозаики Византии.
megaobuchalka.ru
Главные черты византийской культуры. Своеобразие художественной культуры Византии: мозаика, фреска, иконопись.
Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь,названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.
Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.
Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.
Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.
Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.
В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.
ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.
X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.
Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культураВизантии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.
Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.
Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.
Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.
Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.
Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.
Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).
Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.
В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.
Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.
К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.
Высокого уровня достигает в Византиииконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметитьикону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.
Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.
Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).
Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего черезутверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.
Читайте также:
lektsia.com
ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ это что такое ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ: определение — История.НЭС
ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
итал. fresco – свежий, сырой) как форма монументальной храмовой живописи, выполненной в технике стенной росписи водорастворимыми натуральными красками по сырой (афреско) или сухой (асекко) штукатурке, была широко распространена по всей империи ромеев. Ее главная функция заключалась в том, чтобы раскрыть высокое духовное назначение человека, подчеркнуть призрачность всего материального и дополнить основные принципы богослужебного обряда. Художники, выполнявшие фрески, не работали с натуры и строго следовали жестким правилам иконографического канона, согласно которому человек и любой предмет являлись носителями определенного значения. Человек рассматривался как выразитель вечных идей и поэтому изображался статично, чтобы подчеркнуть углубленность в себя. Неодушевленные предметы (трон, стол, ложе, свиток, книга, чаша) и пейзаж (горки, река, деревья или кусты) служили для передачи эмоционального состояния и были еще более статичны, чем человек. О ранневизантийских фресках, уничтоженных в период иконоборчества, можно судить по сохранившимся описаниям (описание церкви св. Сергия в Газе начала VI в., сделанное ритором Хорикием). До наших дней дошли фрески VI – VII вв. в нише монастыря св. Иеремии в Саккара (Египет). Изображение Богоматери с младенцем, отличавшееся жизненной непосредственностью, не соответствовало православным канонам, так как после церковного собора 451 г. египетские христиане стали приверженцами монофиситства. В период иконоборчества (726 – 643) фигурные композиции в интерьерах храмов заменялись декоративными (орнамент геометрического характера, стилизованные фигуры и природные мотивы, близкие к абстрактным) и символическими (фрески интерьера пещерной церкви Токале Килиссе в Каппадокии). Однако в сохранившихся росписях большей части каппадокийских храмов художники отходили от иконоборческих запретов. Их фрески отличались плоскостным изображением, приземистостью фигур, линейностью, яркой цветовой гаммой. С восстановлением иконопочитания в 843 г. во фресковой живописи, как и в остальных формах изобразительного искусства, окончательно утвердился канон, в котором большую роль играли разнообразные символы и цвет (см. церковная символика). Союз христианской церкви и государства, упрочившийся при Василии I (867 – 786), способствовал тому, что одной из целей монументальной живописи стало укрепление власти императора. В XI – XII вв. фресковые композиции украшали своды, купола, ниши и неровные поверхности внутренних стен в провинциальных церквах, более бедных по сравнению со столичными (крипта св. Варвары и церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде). Основные этапы развития фресковой живописи в палеологовскую эпоху (1261 – 1453) нашли отражение в росписях церквей Афона и Мистры, сохранивших лучшие традиции константинопольсих мастеров (изящество, утонченность рисунка и др.). В них появились светские тенденции в раскрытии религиозных тем (сцены посещения храма императором, эпизоды из жизни заказчика храма, сцены трапезы, многочисленные бытовые детали: ножи, салфетки, разнообразная мебель и др.), усилилось личностное начало, передача настроения, появились новые мотивы («Брак в Кане», «Тайная вечеря», «Троица» и др.), повествовательные циклы стали более подробными. Художники начали подписывать свои произведения (Дзанфуриари, Панселин и др.). Нередко они вносили в облик святого черты своих современников. К фрескам XIII – XV вв. относятся росписи церкви Протатон на Афоне (сцена «Омовение ног» и др., ок. 1300 г.), росписи церквей Афендико (ок. 1290 г.), Богоматери Перивлепты (ок. 1350 г.), Богоматери Пантанассы (ок. 1428 г.) в Мистре.
Оцените определение:
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
interpretive.ru
Византийская живопись | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел:
Византийская империя
Богоматерь с младенцем. Византийская икона VI века
Византийские церкви и дворцы были украшены мозаиками — изображениями, создававшимися на стенах и сводах из мелких кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали также полы дворцов и храмов. До наших дней сохранилась мозаика полов Большого императорского дворца в Константинополе. Она изображает сиены сельской жизни, борьбу диких зверей, охоту.
На стенах храмов помещали фрески — многоцветные росписи красками по сырой штукатурке. Они изображали эпизоды из жизни Христа, пророков и святых. Алтарь украшался иконами — особыми картинами на христианские темы, написанными на деревянных досках.
Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках, мозаиках, иконах главное — одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда. Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Материал с сайта http://worldofschool.ru
Ангел. Византийская фреска
Византийская мозаика
Книжная миниатюра
Свои книги византийцы украшали великолепными цветными рисунками — миниатюрами.
Творения, созданные византийцами, восхищали европейцев. Византийских зодчих и живописцев приглашали строить и расписывать церкви в Италии и других странах. Сочинения ученых и писателей Византии переводились на многие языки.
На этой странице материал по темам:
Византийские художники средних веков
Вопросы по этому материалу:
Что такое мозаика, фреска, икона? Чем отличается от них живопись на пергаменте?
Докажите, что по уровню развития культуры Византия стояла выше стран Западной Европы.
worldofschool.ru
Византийские Афины. Старинные фрески
В результате распада Римской империи, Константинополь стал столицей Византийской империи (восточной её части), Рим стал столицей западной части империи.
Почти тысяча лет просуществовала Византия, наследие её огромно.
Греция, входившая в Византию, сумела сохранить, пусть не все, но достаточно большое количество византийских церквей, храмов, монастырей.
Художники, творившие в этот период, создали свой византийский стиль в искусстве.
Что стоит посмотреть ценителям византийского искусства в Афинах:
- один из самых знаменитых музеев в мире - музей Христианства и Византии в Афинах. Коллекция экспонатов включает в себя иконы, картины, фрески, гравюры, мозаики, скульптуры (всего около пятнадцати тысяч экспонатов).
адрес и телефон музея:
просп. Василиссис Софиас, 22
тел. 210 7211027
карта
- монастырь Кесариани (XI век)
На территории его находится храм Пресвятой Богородицы, часовня Св. Антония, монастырские кельи, кухня, бани. Редчайшие старинные фрески привлекают сюда паломников со всего мира.
доехать до монастыря можно на автобусе № 224 (до конечной и пройти пешком около 20 минут)
на такси от центра города 20 минут
тел. 210 7236619
карта
- монастырь Дафни (XI век)
В центре монастыря расположен храм Успения Богородицы, уникальные мозаики, украшающие купол и стены храма признаны шедевром Византийского искусства.
доехать до монастыря можно на автобусе №860 и №880
на авто - в сторону Коринфа ( 11 км от центра города)
карта
- храм Святых Апостолов (X век)
считается первым храмом Византийского периода в Афинах. Старинные фрески храма, заинтересуют любителей Византийского искусства.
храм находится на территории Древней Агоры
карта
- храм Св. Троицы (X век), в Афинах его называют русской церковью, т. к. был выкуплен российским правительством в 1851 году.
находится на ул. Филеллинон, 21 А (недалеко от пл. Синтагма)
карта
Та к же интересны для посещения: церковь Капникарея, время постройки - 1050 год. Церковь расположена в центре города на главной торговой улице Афин, улице Эрму.
храм Св. Катерины (напротив Арки Адриана), Храм Св. Элефтерия (рядом с кафедральным собором Афин).
Переводчик и гид в Афинах Ирина Картаси : телефон +30 6942710277; e- mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.