Нет ни одного народа, у которого бы не было своей истории, где повествовалось бы о первом человеке, о начале вселенной, о разных богах и великих героях, которые совершали подвиги во имя справедливости и добра.
Во всем, что окружало человека — смена дня и ночи, звуки природы, сильный гром, буря на море – люди видели проявления страшных и неведомых сил как добрых, так и злых. Все зависело от того, какое влияние оказывали они на его каждодневную деятельность и жизнь.
С течением времени отдельные представления о явлениях и капризах природы оформились в некую систему взглядов и верований. Пытаясь понять, что было неясным, человек начал одушевлять окружающую его природу, наделив ее человеческими возможностями и чертами. Появился богатый мир богов, взаимоотношения между которыми были такими же, как между людьми. Каждый бог мог олицетворять различные силы природы, например ветер, гром или молнию.
Определение темы и цели урока
Я вам расскажу одно Шотландское предание, а Вы скажите, что оно объясняет?
Оно демонстрирует типично кельтский подход к проблеме соотношения прошлого и настоящего, тамошнего и здешнего, жизни и смерти. Для кельтов все это - параллельные миры, между которыми нет непроходимых границ. Ничто не проходит, все остается. И ничто не умирает, все изменяется. Особенно "живы" в этом смысле великие герои и короли гэльского прошлого, в том числе "король фениев"
Рассказывали, что есть скала и внутри этой Скалы спят фении и что, если кто-нибудь войдет туда и трижды подует в Деревянного Свистуна, который лежит рядом с Финном, они поднимутся живыми и здоровыми, какими были прежде.
Кузнец, который жил на острове, слышал этот рассказ и решил попытаться войти в Скалу. Он дошел до места, где она была, и тогда ему пришла хорошая мысль насчет ключа к входному отверстию. Он возвратился в кузницу и сделал ключ, который подходил к скважине. Затем он вернулся к Скале, и как только повернул ключ в скважине, дверь открылась.
Он увидел перед собой обширное, пространное место и непомерно больших людей, лежавших на полу. Один человек, громадной, чем остальные, лежал посредине, а рядом с ним - большой полый деревянный жезл. Кузнец подумал, что это Деревянный Свистун. Но он был такой большой, что кузнец испугался, что не сможет его поднять, не то что свистнуть в него. Постоял он немного, рассматривая его, но под конец понял, что слишком далеко зашел и любой ценой должен попытаться. Он взялся за Деревянного Свистуна и с трудом поднес его ко рту. Он дунул в него что было силы, и звук оказался таким громким, будто Скала со всем, что было на ней, рухнула ему на голову. Громадные неповоротливые люди, что лежали на полу, содрогнулись от макушек до подошв.
Он дунул в Деревянного Свистуна в другой раз, и одним рывком привстали они на локтях. Их пальцы были как лозы лесного винограда, а руки - как ветви железного дуба. Своей величиной и устрашающей наружностью они ввергли его в такой ужас, что отбросил он Деревянного Свистуна и помчался прочь. Тогда они закричали ему вослед: "Худо, что ты нашел нас, еще хуже, что ты нас оставил!"
Но он не оглядывался, пока не выбрался наружу и не запер дверь. Затем он вытащил ключ из скважины и забросил его в озеро, что было рядом со Скалой и что зовется по сей день Озером Скалы Кузнеца.
Ответы детей: Он объясняет происхождение названия озера.
Учитель: Какова тема урока?
Ответы детей, корректировка учителем
Учитель: Запишите цель урока, каждый свою.
Ответы детей, корректировка учителем.
Вот так соединились представления о богах и природе с рассказами о реальных людях и героях, живших в далекие времена. Легенды превратились в мифы. Образы мифов и легенд нашли свое отражение в литературе, произведениях живописи и музыки. Хотя это истории минувших веков, образы богов и героев до сих пор оказывают сильное влияние на современников.
Так что же такое миф?
Ответы детей: - это сказания или предания о богах и героях, которые объясняли происхождение мира или природного явления
Уточнение учителя:
А чем же миф отличается от сказки? И в чем их схожесть?
Опираясь на теорию литературы стр. 14-15 учебника Литературы 6 класс и на личные знания детей о сказке, составляем следующую таблицу в тетради:
МИФ
СКАЗКА
Фантазия народа
Историческое представление людей о происхождении мира, героев, богов
Это народный эпос. Его цель: развлечение
Вера людей в истинность повествуемого
Это творческий вымысел, передаваемый из уст в уста.
Гиперболизация образов
Наделение волшебными свойствами предметов и персонажей
Глубоко национален, психологичен, связан с системой ценностей народа
Схематичность сюжета.
Молодцы.
У А.С. Пушкина есть такие строки:
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида бога мчат.
Пять строк – шесть загадочных слов! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь.
Сейчас мы с вами живем в 21 веке. Мы уже очень далеко от того времени, когда люди представляли себе Олимп, приносили жертвы богу грома и молнии Зевсу, называли самовлюбленного человека Нарциссом. Зачем нам изучать мифы?
Предположения детей: Мы и сейчас используем многие устойчивые выражения в своей речи, в солнечной системе есть созвездия, названия которых были даны еще в те времена, произведения живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, киноиндустрии опираются на сюжеты древнегреческой мифологии ( примеры)
Обобщение учителя: Постепенно эти устойчивые крылатые выражения проникли во многие языки мира. Не стал для них исключением и Русский язык. Как они называются?
Ответы детей: Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами. Обобщение учителя: Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» - выражение оборот речи, «логос» - понятие, учение.Фразеология - это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты.
Зачем мы употребляем их в речи?
Ответы детей: Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. С помощью таких устойчивых сочетаний можно сказать коротко о многом. Например: о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.
Обобщение учителя: Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
Крылатые слова.
Происхождение многих фразеологизмов тесно связано с историческим прошлым народа. И я предлагаю Вам организовать мастерскую.
Разбейтесь на 3 группы. Выберите капитана. Я Вам дам листы. ( Физминутка «Слова на спине». Условие: писать слова только пальцем и только по теме урока. Опрос фронтальный)
Условия мастерской (на доске):
Слушать и не перебивать рассказчика.
Оценивать его работу взвешенно
Заполнять карту
Приготовиться защитить оценку группы: название фразеологизма, его иллюстрирование, пример мифа, его источники, дополнительные сведения
Не готовый к защите ученик садиться на волшебный стул и сочиняет свой миф.
3 группы по 6-7 человек, где каждый представляет свой фразеологизм
За 15 минут до окончания урока один представитель от группы защищает любой миф данной группы, чем подтверждает оценивание группой, либо наоборот: оценка становится на балл ниже.
Домашнее задание: (листы, уровень работы дети выберут сами)
Уровень «5» Написать сочинение по темам: «Мамино задание», «Мой друг», «Питомец», используя в нем фразеологические обороты, пройденные сегодня на уроке. Тема сочинения может быть и своя.
Уровень «4» Вспомнить устойчивые выражения из русского языка. Объяснить их.
Уровень «3» Найти в мифах о Геракле фразеологические обороты.
ВЫВОД: Язык – это наше богатство, пользоваться которым нужно умеючи.
Я приготовила для вас тест-опрос! ( на слайдах)
Устойчивое, крылатое выражение:
Синоним (1а)
Омоним (3д)
Лексика (5г)
Миф (2а)
Фразеологизм (5а)
Миф – это
Историческое представление народа о происхождении мира, богов и героев (1а)
Сказка (3в)
Рассказ о людях, которые верили в богов(2а)
Выражение «Авгеевы конюшни» означает:
Конный ипподром (5е)
Царство Авгея (1г)
Грязное место (1в)
Используя фразеологический оборот наша речь…
Засоряется иностранной лексикой (4в)
Обогащается (5в)
Не изменяется (3в)
Заимствования из древнегреческого языка нашли свое отражение…
В различных областях знания, искусстве и мн.др. (5е)
В нашем воображении (5в)
Выражение «Троянский конь» означает:
Вышедший из повиновения конь (3а)
Конь, который спас Трою (1д)
Обман (1е)
Смысл всей жизни (5а)
1
2
3
4
5
а
•
•
б
в
•
•
г
д
е
•
•
Выставление и комментирование оценок!
Спасибо за урок!
l.120-bal.ru
Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологииАвторы: ученики 7класса Анохин Илья, Юрина Кристина
Слайд 2
Цели и задачиЦель: изучить природу фразеологизмов и учиться на примере мифов Древнего мира употреблять фразеологизмы в своей речи.
Задачи:
• Проанализировать необходимую языковую информацию о фразеологизмах;
• познакомиться с фразеологическими словарями;
• составить свой словарь фразеологизмов;
• создать мультимедийные ресурсы о фразеологизмах.
Слайд 3
Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского языка и заимствованные из западноевропейских языков. Значительное число фразеологизмов заимствованы из древнегреческой мифологии.
Слайд 4
Авгиевы конюшни
В Древней Греции, по преданию, жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. В его знаменитых конюшнях стояло три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались эти животные, не чистились в течение 30 лет, и они, естественно, по самые крыши наполнились навозом. Однажды на службу к царю Авгию поступил силач Геракл, которому Авгий поручил очистить свои конюшни – сделать это кому-то другому было уже невозможно.
Геракл отличался не только могучей силой, но и умом. Он решил эту проблему просто: отвел в ворота конюшен речку, и ее бурный поток быстро вымыл оттуда всю грязь.
Эту древнюю легенду впервые сообщил миру древнегреческий историк Диодор Сицилийский.
Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем сегодня, когда хотим сказать о крайней запущенности.
Слайд 5
Ахиллесова пятаВсякое слабое, уязвимое место человека в его привязанностях, характере называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?
Ахилл – герой древнегреческих мифов, отважный и непобедимый, которого не брали никакие вражеские стрелы. В мифе рассказывается, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула сына, еще в пору младенчества, в воды священной реки Стикс. Когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку, и пятка оказалась незащищенной. Ахилл был убит в одном из состязаний стрелой своего противника, которая попала в пятку.
Слайд 6
Весы ФемидыВ Древнегреческой мифологии Фемида – богиня правосудия. Ее всегда изображали держащей в одной руке меч, а в другой – весы, и обязательно с повязкой на глазах, символизирующей беспристрастие, с которым она судит обвиняемых в чем-то людей. Фемида как бы взвешивает на своих весах все доводы обвинения и защиты и карает виновных мечом. Выражение «весы Фемиды» стали синонимами правосудия, справедливости.
Слайд 7
Гомерический хохотГомер – знаменитый древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои этих поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами, смех их подобен раскатам грома. Гомерический хохот – это очень громкий, неудержимый хохот.
Слайд 8
Гордиев узелВ одной древнегреческой легенде рассказывается, что фригийский царь Гордий принес в дар Зевсу колесницу, а к ее дышлу привязал волов таким сложным узлом, что никакой искусник не мог его распутать. Древний оракул (предсказатель) возвестил всех, что тот, кто сумеет развязать это хитрый узел, будет владеть всем миром. Величайший полководец древности Александр Македонский, завоевавший Фригию, тоже услышал об этом. Он вошел в храм, куда поместили колесницу, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив свой золотой меч, рассек узел одним ударом. С тех пор и повелось : «разрубить гордиев узел» – значит быстро, очень решительно, силой разрешить какое-то запутанное дело.
Слайд 9
Дамоклов мечЭто пришло к нам из древнегреческого мифа. У сиракузского тирана Дионосия Старшего был приближенный Дамокл. Дамокл сильно завидовал своему властелину. Дионисий знал об этом. Однажды он решил проучить Дамокла. Во время пира приказал своим слугам возвести своего любимчика на трон и оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от радости – сбылось его заветное желание. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием книзу висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волосе. Каждую минуту меч мог сорваться прямо на голову Дамоклу.
- Вот, Дамокл, - сказал тиран, - ты считаешь мое высокое положение завидным, но посмотри теперь: спокоен ли я на своем троне?
С тех пор выражение «дамоклов меч» означает наивысшую опасность, которая может обрушиться в любую минуту.
Слайд 10
Олимпийское спокойствиеОлимп – гора в Древней Греции, где, как рассказывалось в древнегреческих мифах, обитали бессмертные боги. С олимпийскими богами мы теперь сравниваем людей, которые при любых обстоятельствах сохраняют невозмутимое спокойствие духа» так же мы называем людей высокомерных и недоступных. В нашей речи возникли такие выражения, как «литературный Олимп» или «музыкальный Олимп» - группа признанных поэтов, писателей и музыкантов. А олимпийское спокойствие – спокойствие ничем невозмутимое.
Слайд 11
Паника, панический ужасПаника – слово греческого происхождения. Оно пришло к нам из древнегреческого мифа о боге полей, лесов и стад Пане, который родился на свет обросшим шерстью, с козлиными рогами, копытами и с козлиной бородкой. Своим внешним видом новорожденный так испугал свою мать, что она в ужасе покинула его, но отец сына Гермес отнес сына на Олимп и показал богам. Ребенок рассмешил богов и очень им понравился, они приняли его в свое число и дали имя Пан. Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Однако всякого, кто подходил к его лесному убежищу, Пан обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. По преданию, страх, который внушал Пан, был так силен, что овладевал даже войсками, которые, заслышав дикие завывания Пана, обращались в бегство. От мифологического имени Пан в дальнейшем произошло слово «паника», означающее безотчетный, неудержимый страх, преимущественно массового характера, а также слово «паникер» - «человек, легко поддающийся смятению, распространяющий тревожные слухи».
Слайд 12
Прокрустово ложеЧтобы узнать историю этого выражения, снова обратимся к греческой мифологии. Жил в Аттике страшный разбойник Полипемон, прозванный Прокрустом. Он не просто убивал зашедших в его владения путников, а сначала укладывал своего гостя на ложе и смотрел, точно оно соответствует росту несчастного или нет. Если гость был длиннее, обрубал ему ноги, а если короче – вытягивал суставы до необходимой длины. Бывает и так, что какое-нибудь произведение искусства или открытие в науке кто-то старается вопреки всякому смыслу подогнать к тем или иным требованиям, то есть загнать в искусственные рамки. Вот в таких случаях и используют это выражение.
Слайд 13
Рог изобилияДревнегреческий миф рассказывает нам о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что отнимут у него власть. Жена Кроноса поэтому родила сына Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за младенцем.
Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали. Так выражение «рог изобилия» стало символом достатка и богатства.
Слайд 14
Фонарь ДиогенаДревнегреческий писатель Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнь, учения и мнения знаменитых философов» рассказывает, что древнегреческий философ Диоген Синопский однажды зажег днем фонарь, и расхаживая с ним, говорил: «Я ищу человека». Возникшее отсюда выражение «искать с фонарем Диогена» употребляется в значении «упорно, но напрасно, тщетно стремиться найти кого – либо или что –либо. В последнее время больше используется в речи синоним этого выражения – «искать днем с огнем».
Слайд 15
Ящик ПандорыВ древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил для них у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение «ящик Пандоры» означает источник несчастий, великих бедствий.
Слайд 16
Сизифов трудСизифов труд – «тяжелая, бесконечная работа». Много коварства и обманов совершил в жизни царь Коринфа Сизиф. Он осмеливался обманывать даже богов. Разгневались боги на Сизифа и присудили ему тяжкое наказание в загробной жизни. В царстве Аида он должен был вкатывать камень на высокую гору. Каждый раз вырывается камень из рук Сизифа, и он снова принимается за этот тяжелый труд. Так возникло выражение «сизифов труд».
Слайд 17
Яблоко раздораВыражение происходит от древнегреческого мифа. На свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали три прекрасные греческие богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвертая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей, и ни за что не уступала его другой. В спор вмешался сын троянского царя Приама Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине любви и красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Так разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий яблоком раздора.
Слайд 18
И еще…Бочка Данаид
Геркулесовы столпы
Кануть в лету
Танталовы муки
Прометеев огонь
Содом и Гоморра
И др.
lusana.ru
Фразеологизмы из Библии
Автор: Дмитрий Сироткин
Представляю вам обзор фразеологизмов из Библии.
В него включено более 140 фразеологизмов.
Все фразеологизмы разделены на две группы: фразеологизмы из Ветхого завета и фразеологизмы из Нового завета. Приводятся их значения.
Фразеологизмы из Ветхого завета
Аредовы веки – очень долго, века (жить)
Беден, как Иов – очень бедный человек
Вавилонское столпотворение – беспорядок; бурлящая толпа; неразбериха (см. значение и происхождение фразеологизма "вавилонское столпотворение")
Валаамова ослица - покорный человек, вдруг решившийся на протест
В костюме Адама / Евы - в голом виде, без всякой одежды
Вкушать от древа познания (добра и зла) – познавать, получать знания
Возвращаться на круги своя / Всё возвращается на круги своя – всё повторяется; возвращаться к исходному состоянию
Во многой мудрости много печали - чем больше человек познает себя и окружающих, тем острее он воспринимает несовершенство жизни и себя самого (кстати, фразеологизмы к много)
Время разбрасывать камни, и время собирать камни - всему свое время; противоположные события чередуются (кстати, фразеологизмы со словом камень)
Всякой твари по паре – смешанное общество; всех понемногу
Глас вопиющего в пустыне - напрасный призыв, остающийся без ответа
Да не оскудеет рука дающего – призыв помогать нуждающимся (кстати, фразеологизмы со словом рука)
Дом Божий – церковь, храм (кстати, фразеологизмы со словом дом)
Кимвал звенящий (бряцающий) – торжественная, но малосодержательная речь
Книга за семью печатями – слишком мудреное, непонятное (кстати, фразеологизмы со словом книга)
Книга жизни - жизнь
Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень - шутливо-ироническая форма ответа на недоброжелательную критику, злословие
Кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и левую - формула непротивления злу
Левая рука не знает, что делает правая – непоследовательность, несогласованность действий
Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко – трудновыполнимое дело
Люди доброй воли - люди с мирными намерениями (кстати, фразеологизмы со словом добро)
Метать бисер перед свиньями – пытаться объяснить что-то тому, кто не способен этого понять (кстати, фразеологизмы со словом свинья)
На ветер говорить / Бросать слова на ветер – обещать и не выполнять обещанного, говорить необдуманно
На земли мир, во человецех благоволение - состояние всеобщего согласия и покоя
Невзирая на лица - беспристрастно, не считаясь с социальным положением кого-либо (кстати, фразеологизмы со словом лицо)
Не от мира сего – погруженный в мечтания, блаженный, странный
Нести свой крест - мужественно переносить невзгоды судьбы
Нет пророка в своем отечестве – люди склонны ценить человека не из своего круга, а издалека
Ничтоже сумняшеся – не раздумывая, решительно
Отделять овец от козлищ – отделять хорошее от плохого
Отделять плевелы от пшеницы – отделять хорошее от плохого
От лукавого – ненужное, могущее принести вред
От Понтия к Пилату (посылать) – отправлять по инстанциям, не решая вопроса
Пелена / чешуя спала с глаз - наступило прозрение
Петь Лазаря - прикидываться несчастным, чтобы разжалобить
Питаться медом и акридами - жить впроголодь
Пути господни неисповедимы - непостижимо для ума, что произойдет с кем-либо
Свет во тьме – появление прогрессивных идей и личностей в период кризиса или упадка
Служить Мамоне - заботиться о богатстве
Смертный грех – ужасный, непростительный поступок или порок
Соль земли – самые лучшие, талантливые люди страны
Сучок в глазу замечать - замечать чужие мелкие недостатки, не замечая своих крупных
Терновый венец - мучительный путь страданий; символ страдания
Тридцать сребренников – плата за предательство (кстати, фразеологизмы с числительными)
Трубный глас - грозное предзнаменование
Умывать руки - отстраниться от участия в ответственном деле
Упасть на добрую почву – встретить внимание, интерес к своему делу
Фома неверующий – крайне недоверчивый человек
Хлеб насущный - жизненно важное, необходимое для существования
Чающие движения воды – жаждущие каких-либо улучшений, благ
Как видим, немало хорошо известных и порой кажущихся народными фразеологизмов восходят к библейским текстам. Действительно, влияние этой Книги на русскую культуру и на русский язык огромно.
Конечно, некоторые из пришедших из Библии фразеологизмов постепенно становятся малоупотребимыми, так как молодежь перестает понимать их значение. Тем не менее, многие библейские фразеологизмы по-прежнему в ходу, иногда даже неожиданным образом. Например, в советское время фразеологизм «люди доброй воли» стали применять для обозначения той части человечества, которая мало подвержена влиянию «вражеской», империалистической пропаганды.
Мне самому наиболее нравятся фразеологизмы «ложь во спасение» и «левая рука не знает, что делает правая».
В продолжение вы можете перейти к другим обзорам:
Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
burido.ru
Фразеологизмы на тему фольклор и мифология древнего мира...
1. Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз.
2. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Выражение возникло из греческих мифов о герое Тесее, убившем Минотавра. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.
3. Ахиллесова пята – уязвимое место. В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в “Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.
4. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность. Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь.
5. Дары данайцев. – «коварные» дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Троянский конь – тайный коварный замысел (отсюда – Троянский вирус (Троян)) . Выражения возникли из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки) , после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: “Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих! ” Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.
Оцени ответ
shkolniku.com
Происхождение фразеологизмов. По страницам мифов Древней Греции
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ПО СТРАНИЦАМ МИФОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Автор: Пешков Иван. МБУ СОШ № 93, 5 класс.
Научный руководитель: А.Ю. Будина, учитель русского языка и литературы 1 категории МБУ СОШ № 93 г. О. Тольятти.
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.
Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы, в частности, фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Иногда простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из них пришли к нам из других эпох, сказок, легенд, языков.
О фразеологии написано много статей, книг, а интерес к этой области языка не пропадает ни у исследователей, ни у тех, кто просто неравнодушен к слову.
Однако фразеология как сочетание всех устойчивых выражений в том или ином языке - слишком широкое поле деятельности для такой небольшой работы, как наша.
При выборе направления исследований мы остановились на одном из аспектов – происхождение фразеологизмов, а именно мифы Древней Греции. Они составляют особую группу, корнями уходящую в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. Античные фразеологизмы могут служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства, эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намека.
Наши исследования проходили на основе «Большого фразеологического словаря для детей». В ходе работы было выявлено свыше 50 фразеологизмов из древнегреческой мифологии. В качестве примеров мы привели и истолковали значение и происхождение наиболее интересных, на наш взгляд, фразеологических оборотов:
Авгиевы конюшни
Бочка данаид
Внести свою лепту
Дары данайцев
Загадка сфинкса
Кануть в лету
Оседлать пегаса
Прометеев огонь
Сизифов труд
Ящик пандоры
В результате нашего исследования, мы пришли к выводу, что множество фразеологизмов появились в речи благодаря мифам Древней Греции. Лишь несколько приведенных примеров наглядно иллюстрируют, как фразеологический оборот способствует усилению образности, яркости речи и, помимо информационной функции, выполняет задачу эмоционального воздействия.
Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры. Поэтому мы должны уделять немаловажное внимание изучению такого раздела языкознания как фразеология. Нужно научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать.
Список литературы.
1. Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях.-М.: Греко-латинский кабинет, 1992.
2. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009.
3. Успенские В.В. и Л.В. Мифы Древней Греции.- Л.: Дет. лит., 1989.
nsportal.ru
Фразеологизмы из древнегреческих мифов Фразеологизм “Сизифов труд” значение
Фразеологизмы из древнегреческих мифов Фразеологизм “Сизифов труд” значение - страница №1/3
Натура. Заимств. в XVI в. из лат. яз., где natura «природа» — суф. производное от natum «рожденное» (от nascor «рождаюсь»). Ср. природа.
каю́к
«лодка, челн", укр. каю́к. Заимств. из тат., тур., крым.-тат., казах.
Сцилла и Харибда - в древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей. Сцилла, обладавшая шестью головами, хватала с проплывавших кораблей гребцов, а Харибда, всасывавшая в себя воду на огромном расстоянии, поглощала вместе с ней корабль.
Ски́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) — морские чудища из древнегреческой мифологии.
Харибда в древнегреческом эпосе[1] — олицетворенное представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда означает «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полета стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.
Сопоставление Скиллы с Харибдой послужило образованию пословицы, равнозначащей русской «из огня да в полымя»:
Фразеологизмы из древнегреческих мифов
Фразеологизм “Сизифов труд” значение
В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…
Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.
Фразеологизм “Яблоко раздора” значение
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначинающий причину ссоры, вражды
ВЗГЛЯД МЕДУЗЫ
Если человек неприятен в общении и не нравится окружающим, то часто говорят, что он обладает взглядом Медузы.
Медуза Горгона - чудище, на голове которого извивались змеи, а вместо ступней были медные копыта. Если человек смотрел на нее, то тут же превращался в камень.
Победить чудище удалось Персею. Чтобы убить Медузу герою пришлось проявить недюжинную смекалку: во время сражения он использовал блестящий щит, в котором отражалась Горгона – так Персей ни разу не посмотрел на чудовище. Потом он отрезал голову поверженной Медузы и прикрепил ее к щиту. Как оказалось, ее взгляд все еще мог превращать в камень все живое.
БОЧКА ДАНАИД
Бочка данаид - бессмысленный, бесполезный труд.
Как гласит древнегреческая легенда, давным-давно на ливийском троне восседал царь Данай, у которого было пятьдесят красавиц-дочек. А египетскому царю Египту боги даровали полсотни сыновей, которых он задумал сосватать с дочерьми Даная. Но ливийский царь воспротивился воле Египта и вместе с дочерьми пустился в бегство. В греческом городе Аргосе сыновья настигли Даная и силой принудили его дочек вступить с ними в брак. Но Данай не пожелал мириться с таким исходом и подговорил дочерей после свадебного пиршества убить супругов. Повеление отца исполнили все, кроме одной из сестер. Прекрасная Гипермнестра искренне полюбила красавца Линкея и не смогла лишить его жизни.
Преступление, совершенное Данаидами, разгневало Богов, и они жестоко покарали провинившихся. В ужасном Тартаре их ждало страшное проклятие – сестры навечно обречены наливать воду в бездонную бочку, пытаясь наполнить ее.
Оборот - калька с лат. sal Atticus. Выражение приписывается древнеримскому писателю и оратору Цицерону (106 - 43 гг. до н. э.). Стремясь популяризировать в Риме греческую культуру, Цицерон в своих писаниях уделил значительное место теории ораторского искусства, разработанной греками. Особенно он выделял жителей Аттики, славившихся красноречием. "Все они были... посыпаны солью остроумия..." - писал Цицерон.
ПРОМЕТЕЕВ ОГОНЬ
Прометеев огонь - (книжн.) дух благородства, мужества, неугасимое стремление к достижению высоких целей.
Выражение пришло из древнегреческой мифологии. Один из титанов, Прометей, похитил у богов огонь и научил людей пользоваться им. Разгневанный Зевс велел Гефесту приковать титана к скале, куда каждый день прилетал орел, чтобы клевать печень Прометея. Освободил Прометея герой Геракл.
НИТЬ АРИАДНЫ
Нить Ариадны - означает выход из какой-либо трудной, запутанной ситуации. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Золотом руне, когда Ариадна дала своему возлюбленному клубок ниток, чтобы он мог найти выход из лабиринта. Здесь можно скачать или прослушать МИФ "Путешествие Тесея на Крит" - источник фразеологизма нить Ариадны.
Олимп - гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали боги. У Софокла, Аристотеля, Вергилия и других авторов Олимп - небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы - бессмертные боги, всегда сохраняющие величественную торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа.
ЦАРЬ! ПОМНИ О ГРЕКАХ
Царь! Помни о греках. 1. Напоминание о неотложном деле. 2. Напоминание о необходимости отмщения.
Эти слова царь Персии (522-4X6 до н. э.) Дарий I приказал своему рабу громко повторять ему три раза в день, каждый раз, когда Дарий садился за стол. Как сообщает древнегреческий историк Геродот, тем самым этот правитель показывал, что он не забыл, как греки (афиняне и ионийцы) захватили и сожгли персидский город Сарды, и что он непременно отомстит, когда это будет возможно.
ЯЩИК ПАНДОРЫ
Ящик Пандоры. Иносказательно ― «источник несчастий, неприятностей». Фразеологизм связан с мифом о Пандоре, получившей от бога Зевса закрытый ящик, наполненный всеми земными бедствиями и несчастьями. Любопытная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели человеческие несчастья
ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ
Прокрустово ложе. Иносказательное выражение ― «образец, данный заранее, под который нужно подготовить что-то». В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Прокрусте (истязателе). Он ловил прохожих и подгонял под свое ложе: если человек был длиннее, ему отрубали ноги, если короче ― вытягивали.
ЗОЛОТОЕ РУНО
Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль "Арго" (быстрый), по имени которого участники этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт Пиндар (518—442 гг. до н. э.).
ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ ПЕНАТАМ
Вернуться к своим пенатам - возвратиться под родную кровлю.
Что значит пенаты и почему к ним возвращаются? Древние римляне верили в добрых, уютных божков, живущих в каждом доме и охранявших его, своебразных домовых. Их звали пенатами, почитали, угощали едой со своего стола, а уезжая на чужбину, старались увозить с собой их маленькие изображения.
Вспомните "Евгения Онегина" А.С. Пушкина:
Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смеренный.
ДВУЛИКИЙ ЯНУС
В римской мифологии Янус - бог времени, входов и выходов - изображался с двумя лицами. Одно лицо, молодое, было обращено вперёд, в будущее. Другое, старческое, - назад, в прошлое. В современном языке употребляется как синоним неискреннего, двуличного человека, двурушника.
ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ
Дары данайцев - коварные дары, приносимые с предательской целью.
Выражение из "Илиады": в легенде греки взяли Трою, соорудив огромного деревянного коня и подарив его троянцам. Внутри коня был спрятан отряд воинов.
ТКАНЬ ПЕНЕЛОПЫ
Ткань Пенелопы - об изощрённой хитрости.
Пенелопа, жена Одиссея (героя поэмы Гомера "Одиссея"), пообещала сделать выбор из числа досаждавших ей женихов после того, как закончит ткать покрывало для своего старого свёкра Лаэрта. Но каждую ночь она распускала всё, что успевала сделать за день. Когда хитрость её была раскрыта, вернулся Одиссей и перебил в жестокой схватке всех соискателей руки своей жены.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
В древности люди верили, что давным-давно, на заре времен, на земле царил прекрасный золотой век, когда человечество наслаждалось спокойствием и безмятежностью – люди не знали, что такое страх, войны, законы, преступления, голод.
И хотя эти наивные верования давно канули в лету, фразеологизм золотой век до сих пор жив – так мы называем самое лучшее время, дни расцвета чего-либо.
Здесь можно прослушать или скачать МИФ "ПЯТЬ ВЕКОВ"
РОГ ИЗОБИЛИЯ
Рог изобилия - нескончаемый источник достатка, богатства.
Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.
Так выражение рог изобилия стало символом достатка, богатства.
Здесь можно прослушать или скачать МИФ "РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА"
УЗЫ ГИМЕНЕЯ
Узы Гименея - взаимные обязательства, которые совместная жизнь налагает на супругов, или, попросту, самое супружество, брак.
Узы - это путы, то, чем связывают человека или привязывают одно живое существо к другому. Слов этого корня немало: "узник", "узел", "узда", "обуза" и т. п. Таким образом, речь идет о чем-то вроде "связок" или "цепей", Гименеем же в Древней Греции именовался бог брака, покровитель свадеб.
Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина говорит Татьяне Лариной:
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей... -
когда заходит речь об их возможном браке.
Здесь можно скачать или прослушать МИФ "ГИМЕНЕЙ"
ТАНТАЛОВЫ МУКИ
Танталовы муки, муки Тантала - страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть. Здесь можно прослушать или скачать МИФ "ТАНТАЛ"
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ - грязное место, запущенное дело, беспорядок.
1. Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз.
2. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Выражение возникло из греческих мифов о герое Тесее, убившем Минотавра. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.
3. Ахиллесова пята – уязвимое место.
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в “Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.
4. Бочка Данаид - не имеющий конца труд, бесплодная работа.
Данаиды — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида.
5. Век Астреи – счастливая пора, время.
Астрея — богиня справедливости. Время, когда она находилась на земле, было счастливым, “золотым веком”. Она покинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии Зодиака.
6. Геркулес. Геркулесов труд (подвиг). Геркулесовы столпы (столбы).
Геркулес (Геракл) — герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой. Он совершил знаменитые двенадцать подвигов. На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил “Геркулесовы столпы (столбы) ” . Так в древнем мире называли скалы — Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти считались “краем мира”, дальше которого нет пути. Поэтому выражение “дойти до Геркулесовых столбов” стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки. Выражение “Геркулесов труд, подвиг” употребляется, когда говорят о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий.
7. Геркулес на распутье. Применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.
Выражение возникло из речи греческого софиста Продика. В этой речи Продик рассказал сочиненную им аллегорию о юноше Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути, который ему предстояло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность, нарисовавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель, указавшая ему тяжелый путь к славе.
8. Узы (цепи) Гименея – брак, супружество.
В Древней Греции слово “гименей” означало и свадебную песню, и божество брака, освященного религией и законом, в отличие от Эроса, бога свободной любви.
9. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь.
10. Дары данайцев.– «коварные» дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.
Выражения возникли из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы(греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: “Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!” Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.
11. Двуликий Янус - двуличный человек.
Янус — бог всякого начала и конца, входов и выходов (janua — дверь). Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым — вперед, в будущее, старым — назад, в прошедшее.
12. Золотое руно – золото, богатство, которым стремятся овладеть.
Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана) , которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль “Арго”, по имени которого участники этого, по преданию, первого дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном.
13. Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.
Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения.
14. Между Сциллой и Харибдой – в тяжёлом положении, когда опасность угрожает с двух сторон.
По сказаниям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей.
15. Муки Тантала - страдания вследствие неудовлетворенных желаний.
Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру (“Одиссея” , II, 582—592), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода. Он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Над ним нависли ветви с роскошными плодами, но как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются.
16.Нарцисс – человек, любящий только себя.
Нарцисс — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от тоски. Тело его обратилось в цветок.
17. Нектар и амврозия – необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо.
В греческой мифологии нектар — напиток, амврозия (амброзия) — пища богов, дающая им бессмертие.
18. Олимпийцы – высокомерные, недоступные люди.
Олимпийское блаженство – высшая степень блаженства.
Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем не возмутимое.
Олимпийское величие – торжественность с манерах.
Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали бессмертные боги.
19. Панический страх – внезапный, сильный страх, вызывающий смятение.
Возникло из мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово “паника”
20. Пигмалион и Галатея – о страстной любви без взаимности.
В мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой.
21. Прометеев огонь - священный огонь, горящий в душе человека; неугасимое стремление к достижению высоких целей.
Прометей — один из титанов. Он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале. Ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана.
22. Работа Пенелопы – нескончаемая работа (верность жены).
Выражение возникло из “Одиссеи” Гомера. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов. Она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта. Целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу.
23. Сфинксовая загадка – что-либо неразрешимое.
Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив. Сфинкс подстерегал путников и задавал им загадки. Не сумевших разгадать их он убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни.
24. Сизифов труд – бесконечная, бесплотная (бесполезная) работа.
Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.
Цирцея (латинская форма; греч. Кирке) — по Гомеру, коварная волшебница. С помощью волшебного напитка она превратила спутников Одиссея в свиней. Одиссей, которому Гермес дал магическое растение, победил ее чары, и она предложила ему разделить ее любовь. Заставив Цирцею поклясться в том, что она не замышляет ничего дурного против него и вернет человеческий облик его спутникам, Одиссей склонился на ее предложение.
26. Яблоко раздора -причина спора, вражды.
Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.
27. Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.
Некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину — Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.
28. Золотой дождь – большие деньги или без труда добытое богатство.
Этот образ возник из греческого мифа о Зевсе, который, пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, явился к ней в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.
29. Циклоп - одноглазый
Циклопы - одноглазые великаны-кузнецы, силачи, людоеды, жестокие и грубые, живущие в пещерах на вершинах гор, занимающиеся скотоводством. Циклопам приписывалось строительство гигантских построек.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А.С.Пушкин
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, --
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, --
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Примечания
* Пророк (стр. 149). В образе пророка, как и в "Подражаниях Корану" (см. выше) Пушкин разумел поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке).
Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. А. Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г.: ""Пророк" он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим etc.")" ("Звенья", VI, 1936, стр. 153). Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.
Вариант первого стиха "Пророка" -- "Великой скорбию томим", имеющийся в записи Пушкина, относится, по-видимому, к первоначальной редакции известного текста.
Шестикрылый серафим - В христианской мифологии серафимами назывались ангелы, особо приближенные к Богу и его прославляющие.
Перст – палец
Зеницы - Зрачок, глаз.
Отверзлись – открылись
Вещие - Предвидящий будущее, пророческий
Горний (полет) - Находящийся в вышине.
Прозябанье – произрастание
Десница - правая рука, иногда вообще рука
Виждь – смотри
Внемли - Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.
следующая страница >>
davaiknam.ru
Исторические фразеологизмы древнего мира и их значения. «Легендарные» фразеологизмы
Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди,
своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не
подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь. Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и римлян. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни. Сегодня стало очень модно увлекаться астрологией Астрологии названия большинства планет заимствованы из Римской мифологии Им также присвоены характеры и образы мифологических божеств.
Известный нам бог Гермес (у римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний конец света в своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как«Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них: «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны», «Геростратова слава» *«Ахиллесова пята» - пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда«ахиллесова пята» - уязвимое, слабое место.*«Кануло в Лету» - в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает - забыть навсегда; *«Все в Тартарары» - мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно; *«Геростратова слава» - слава о Герострате, который желая прославиться,сжег храм Артемиды в Эфесе означает память о злодеянии;*«Танталовы муки» - Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимы жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги и румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.«Нить Ариадны» - Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение «нить
Ариадны», «путеводная нить»; Не отдавая себе отчета мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги - обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины - амазонке.
5.Понятие эпоса:возникновение героического эпоса.Историческая и мифологическая основа гомеровского эпоса."гомероский "вопросюХудож-ое своеобразие гомер-х поэм.
Для античности не характерно обычное определение «эпоса». «Эпос» - «речь, рассказ». Он появляется как форма бытового рассказа о важном для истории племени или рода событии. Всегда поэтическое воспроизведение. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. В основе художественных древних эпосов лежит величественная героика. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей). Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе. Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же. Э́пос (др.-греч. ἔπος- «слово», «повествование») -героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей Происхождение Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская и древнееврейская. Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения. Социально-историческая основа гомеровского эпоса Гомеро