Этикет в древнем риме. Шпаргалка: История этикета в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История этикета в Древнем Риме (стр. 6 из 6). Этикет в древнем риме


Шпаргалка - История этикета в Древнем Риме

--PAGE_BREAK--Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

Что же такое манера поведения? Манера — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать свою неосведомленность и будет оценена как невежество.

Вежливость

Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.

Одним из главных элементов вежливости считают уме-кие запоминать имена, Бот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.

Итальянцы — народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать.

Деловые встречи должны проходить для равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.

Формирования основ этикета В период Принципата (Ранняя римская империя) верховная власть императора (принцепса) постепенно из почетной обязанности становилась выражением его величия. Приближенные к принцепсу демонстрировали могущество верховной власти. При Августе, основателе системы Принципата, «друзья» императора образовали Совет принцепса — консилиум (consilium). Их можно считать первыми вельможами, постоянно свидетельствующими свое почтение императору. В 1—2 веках сенаторы обязаны были присутствовать при пробуждении императора. В период римских династий Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антоние сенаторы имели простой доступ к персоне императора. В обычай вводятся утренние приемы. Охрану дворца обеспечивали гвардейцы-преторианцы, а личную охрану императора — телохранители из варваров. Император приветствовал уважаемых гостей поцелуями. Сенаторы и придворные могли вести беседу с императором сидя. На императорских пирах особо почетных гостей принцепс сам принимал и рассаживал. Однако гостей предварительно обыскивали на предмет ношения оружия. Роскошные пиры императоров привлекали богатых провинциалов, готовых платить огромные суммы денег за право принять в них участие.

Распространение культа императора в Римской империи постепенно возвышает особу верховного правителя над массой его подданных. С 3 века римский император был отдален не только от массы своих подданных, но и от высших должностных лиц государства. Даже членам верховного совета при императоре доступ к нему был затруднен. Они должны были докладывать свои вопросы только стоя. Верховная власть в Римской империи в 4-5 веках начинает испытывать мощное влияние Среднего Востока в оформлении придворного этикета. Двор императора, ранее состоявший лишь из близких друзей, разрастается до гигантских размеров и превращается в огромный штат чиновников разного ранга. Низшие должности, предназначавшиеся в период Республики и ранней Империи для рабов и вольноотпущенников, становятся вожделенными для людей высшего сословия (секретари, курьеры, держатели опахала и т. д.). Восточной чертой при римском дворе было появление евнухов, которые приобрели сильное влияние в дворцовой жизни. Появляются должности, ранее неизвестные республиканскому Риму: царский виночерпий, надзиратель царского ложа. Носители этих должностей начинают влиять на политику императора в большей степени, чем вызывающие его опасения командир охраны и крупные полководцы. Если в период ранней Империи такие принцепсы, как Траян, Адриан внешне мало чем отличались от знатного римлянина, то в поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями. Большой штат чиновников, составляющий канцелярию императора, служит буфером между ним и его подданными. Просители заранее записывались на прием и могли месяцами дожидаться вызова в канцелярию. Дворец начинает жить самостоятельной жизнью и превращается государство в государстве.

    продолжение --PAGE_BREAK--История этикета в Древнем Риме Прогулки В определенные часы в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики.

Дамы появлялись закутанными, открытым оставалось только лицо: длинная стола спускалась до пят, широкий плащ покрывал всю фигуру и даже часть головы, т.к. законы этикета не позволяли женщинам появляться в обществе с непокрытой головой; кроме того, половину лица скрывала вуаль. За женщинами следовали рабы, окружая свою госпожу, чтобы защитить ее от толпы. В противоположность знатным дамам куртизанки поражали бьющей в глаза роскошью своих туалетов и старались привлечь внимание развязным поведением и вызывающими взглядами. Среди мужчин особое внимание своим изысканным нарядом и украшениями обращали на себя внимание так называемые bellus homo — красавцы. Их узнавали прежде всего по множеству колец, украшавших из пальцы — до 5—6 штук на каждом пальце; затем по белизне кожи, которую с этой целью они терли пемзой, по изящно причесанным и надушенным волосам, по подбородку — гладкому или покрытому пушистой бородкой, по длине туники и рукавов, по блеску и изяществу тоги необыкновенной ширины.

Загородные поездки — на носилках, в экипаже либо верхом — обычно совершались на Аппиеву дорогу. Здесь светские люди показывали свои великолепные экипажи, запряженные мулами, хорошо подобранными по росту и масти, с богатыми пурпурными чепраками и золотой сбруей. Экипажи были покрыты драгоценными коврами, украшены слоновой костью, медью, чеканным серебром. Это были либо четырехколесные повозки, запряженные парой лошадей, либо экипаж, закрытый со всех сторон, либо экипаж, который везли три мула и т.д. Самые красивые экипажи были запряжены четверкой лошадей. Многие франты, садясь вместо возницы, правили сами, держа в руках длинные вожжи и бич. Впереди многих экипажей ехали отряды всадников, разгонявших толпу. Менее состоятельные граждане для этих целей использовали больших собак. Прогуливавшихся на носилках несли на плечах 6 или 8 рабов высокого роста. Все эти рабы, всадники и носильщики были одеты в великолепные одежды из белой или красной шерсти.

На Аппиевой дороге можно было встретить и женщин. Здесь прогуливались куртизанки в полном блеске своей юности и красоты, полулежавшие на открытых носилках или ехавшие в обитых шелком экипажах, которыми они сами правили. В величавых экипажах следовали матроны. Обычно это были двухколесные повозки, которыми только они имели право пользоваться. Порой матрона пересаживалась в носилки, опираясь рукой на мягкую пуховую подушку. По бокам носилок неотлучно находились две рабыни — одна с зонтиком, другая с веером из павлиньих перьев. Впереди шли четыре скорохода индийского или африканского происхождения, сзади — два белых раба, всегда готовых, как только носилки остановятся, поставить справа и слева маленькие лесенки, — чтобы матрона не утруждала себя указаниями, с какой стороны она желает сойти.

На прогулках не только отдыхали, но и занимались делом. В Риме можно было быть кем-нибудь, только постоянно выдвигаясь вперед, открывая свой дом для всех, завязывая обширные связи и знакомства; и прогулка была важным и существенно необходимым актом в этой жизни. Человек, который не показывался бы всюду, где бывало все общество, очень скоро был бы забыт. Следовательно, для честолюбивого римлянина было просто необходимостью постоянно бывать в местах праздного времяпровождения; прогуливаясь, он как бы выставлял и поддерживал свою кандидатуру в обществе. Выступление перед аудиторией

Публичные выступления появились при императоре Августе (I в. до н.э.) и во второй половине I в. н.э. вошли в большую моду.

Этому искусству обучали специальные преподаватели. Поведение оратора было строго регламентировано — на все существовали правила, например, насчет манеры лектора держаться, а также поведения аудитории: первому следовало быть скромным, второй — снисходительной: «Не оскорбляй человека и не делай себе из него врага из-за литературных мелочей, когда ты пришел дружески предоставить в его распоряжение уши. Будь у тебя больше заслуг или меньше, или столько же, сколько у него, — в любом случае хвали, хвали неизменно, как низшего по положению, так и высшего и равного». Таковы были правила для аудитории.

Лектору при входе в зал предписывалось притвориться немного смущенным, слегка покраснеть, чтобы расположить аудиторию к себе, поднимать робкие взоры к небу, чтобы намекнуть, откуда к нему пришло вдохновение. После этих заигрываний со слушателями лектор усаживался. В кратком импровизированном введении он говорил несколько слов о своем плане, вручал себя и свое произведение благосклонности публики или же старался расположить ее к себе какими-либо иными средствами. Затем он развертывал рукопись и читал свое произведение либо часть его — смотря по степени терпения и расположения аудитории.

Существовали особые правила, касающиеся произношения, жестов, дикции, — правила, которые лектор должен был соблюдать, если он хотел понравиться. Голос рекомендовался мягкий, ласкающий, а не порывистые вскрикивания; жесты — умеренные и редкие, но не размахивание всей рукой.

Произношение имело столь большое влияние на успех выступления, что, например, поэт с недостаточным дыханием либо нечеткой дикцией заставлял читать свои стихи вольноотпущенника, специально обученного этому искусству. Тот, кто сам читал свое произведение, не только напрягал слух, чтобы уловить все, что говорится в аудитории, но также исподтишка бросал взгляды по сторонам, угадывая по выражению лиц, глаз, по жестам, по вдруг пронесшемуся шепоту или наступившему молчанию, каково было чувство, переживаемое людьми, что было искренним, а что — просто вежливостью.

Правила приличия требовали, чтобы, прочитав более или менее длинный отрывок, лектор заставлял просить себя продолжать, объявляя, что он намерен закончить чтение: «Я кончу, друзья мои, если вы позволите. Продолжать значило бы злоупотребить вашей дружбой». При этом лектор робко разворачивал внушительный остаток своей рукописи. Аудитория начинала кричать: «Продолжайте, продолжайте! Мы предоставим в ваше распоряжение завтрашний и даже послезавтрашний день, если нужно!».

Все это было заранее условленной комедией — такую процедуру предусматривал кодекс хороших манер, обязательных и для «докладчика», и для слушателей. Предусматривалось несколько способов аплодирования, причем каждый выбирал тот способ, который более всего соответствовал его характеру и его усердию. Самых употребительных было четыре:

·                   возгласы типа «Хорошо, очень хорошо, восхитительно!»;

·                   хлопанье в ладоши;

·                   стучание ногами об пол;

·                   размахивание тогой.

С конца I в. н.э. публичные чтения стали приходить в упадок: присутствие на таком «мероприятии» перестало быть обязанностью друга и клиента и превратилось в тяжелую повинность, от которой каждый, как умел, отлынивал, — картина, до боли знакомая многим из граждан бывшего СССР по занятиям политической, экономической и прочей учебы.

Беседы древних римлянПрекрасный климат не позволял римлянам сидеть дома. День они проводили под открытым небом. Жители Рима, если не были в театре или цирке, прогуливались среди разнообразных зрелищ.

Они слонялись по улицам, останавливались на перекрестках, садились на скамьи и экседры, которые стояли на площадях. Это были толпы праздных зевак, собиравшихся вместе, чтобы поглазеть на что-либо или поболтать. Часто толпа собиралась специально для того, чтобы послушать рассуждения важных и влиятельных людей, знавших все новости. Особенно заметна была их роль в дни тревоги и ожидания. Уличные политиканы собирались у подножия трибуны для произнесения речей. Здесь находился источник мрачных слухов, которые волновали Рим. Поэтому император установил надзор за этими говорунами. В толпу засылались шпионы, которые доносили начальству обо всем услышанном.

Таким образом, разговоры под открытым небом могли представлять для граждан определенную опасность. Благоразумные люди предпочитали хранить молчание Они давали волю языку лишь в кружке Людей, которым доверяли. В те времена в Риме существовало нечто подобное, что в более поздние эпохи стало называться «светом», — собрание людей, чаще всего чужих друг другу, различного происхождения и состояния. У них не было каких-либо общих дел или интересов, и сходились они только из-за удовольствия быть вместе. Интересной чертой таких светских собраний было присутствие на них женщин.

Светскими собраниями могли быть и пиры, о которых речь впереди. Помимо них, были еще и собрания другого рода. Начиная с I в. н.э. привычка к тесному общению развила между людьми разных полов фамильярное отношение, чуждое древнему обществу.

Когда собирались одни мужчины, они рассуждали и спорили; в присутствии дам им приходилось болтать. Сенека дал прекрасное описание этой светской болтовни, затрагивающей все и не исчерпывающей ничего, легко перескакивающей с предмета на предмет. Много говорили о самих себе и о других. Привычка жить в постоянном соприкосновении друг с другом развивала вкус к самонаблюдению, желание изучать характеры людей и их страсти. В Риме — огромном городе, где ежедневно шла ожесточенная борьба за власть и богатство, у светских моралистов не было недостатка в предметах обсуждения и изучения. Они рассказывали пикантные анекдоты об известных личностях и являлись вечером сообщить их своим друзьям. Разговаривали также о литературе: римский большой свет любил литературу; каждый был, как правило, оратором по обязанности, поэтом для развлечения. Стала процветать особая салонная поэзия, произведения которой не дошли до наших дней. В них воспевались игра в кости и шахматы, рыбная ловля и плаванье, танцы и музыка, искусство заказать хороший обед и достойно принять гостей.

Когда темы злословия и литературы надоедали, переходили к политике. В свете развилась наклонность к ироническому отношению: умение приятно высмеять своего ближнего считалось весьма ценным качеством и, очевидно, это достоинство было самой высокой пробы, когда таким ближним оказывался сам император. Разумеется, это была опасная игра, и насмешки такого рода могли обойтись очень дорого. Но опасность далеко не всегда заставляла отказаться от шутки, особенно когда ее автор считал, что она остроумна и вызовет всеобщее одобрение. Сенека Старший писал: «Я не могу жалеть об этих людях, которые скорее готовы потерять голову, чем потерять удачную остроту».

Особой любовью пользовались слухи, которые без риска нельзя было ни повторять, ни слушать. В Риме была масса охотников до новостей. Они знали все: что говорят в войсках, что думают в провинциях, кто подсыпал яд умершему. И никогда злые языки не усердствовали так, как с тех пор, когда людям запретили говорить.

Рабочий день римлянина Как я уже говорила выше,утро римского аристократа начиналось с приема множества посетителей, представлявших собой весьма странную и пеструю смесь. Это были клиенты, другие богачи, ученые, просящие денег, философы, пытавшиеся получить приглашения на обед, всадники, сенаторы; одним словом, собиралось немало людей, которых привлекала надежда на какую-нибудь милость со стороны вельможи.

У двери стоял привратник, вооруженный тростниковой палкой. Его милости можно было купить. Номенклатор, функция которого состояла в вызывании принятых посетителей, составлял целые списки имен, хотя на эту должность назначались люди с прекрасной памятью. Приемы у высших сановников были очень похожи на приемы при императорском дворе.

Утренние посещения были не просто актом вежливости. К этому часу приурочивались всевозможные торжественные случаи: облачение юноши в мужскую тогу, обручение, свадьба, вступление магистратов в должность. Напротив, похороны происходили в самые поздние часы.

В силу вышесказанного всякий римлянин, у которого были более или менее обширные связи и знакомства, терял массу времени. Плиний Младший отмечал: «Странно видеть, как в Риме проходит время. Если взять каждый день в отдельности, то он окажется заполненным разными делами; если же их собрать все вместе, то удивишься, до чего они пусты. Спроси кого-нибудь: что ты делал сегодня? И он тебе ответит: я был у такого-то на облачении в мужскую тогу, или на обручении, или на свадьбе; этот просил меня сопровождать его в суд, другой звал на совещание. Каждое из этих занятий в тот самый день, когда их делаешь, кажется необходимым; но в итоге, когда подумаешь, что они отняли у тебя все время, то они оказываются бесполезными. Особенно ясно осознаешь их ничтожество, когда покидаешь Рим».

Столица была настоящим центром суетливого безделья, которое процветало в ней больше, чем в каком-либо ином городе. Число людей, проводивших всю свою жизнь в обмене пустыми знаками вежливости, было необычайно велико уже в начале эпохи Империи. Они составляли особый класс, называвшийся арделионами. Сенека сравнивал их с муравьями, без плана и цели бегающими по всему дереву от корней до вершины и от вершины до корней. Если, остановив такого человека, спросить его, куда он идет и каковы его намерения, он ответит: «Не знаю».

Известный врач при дворе императора Коммода (II в. н.э.) Гален так описывал день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты. Потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами. Многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди других удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня».     продолжение --PAGE_BREAK--Головные уборы и обувь Обычно римляне выходили на улицу с непокрытой головой или же приподнимали тогу на голову. Но у них существовали и шапки, которые носились не только простолюдинами, но и людьми высшего общества. Вместо шапки использовался также капюшон, который крепился к тоге либо набрасывался прямо на плечи.

Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они поднимали паллу. Наилучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Митра представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика. Обычно она доходила только до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозно уложенные волосы. Кроме того, римлянки использовали и головные сетки.

Обувь была разных видов.

Кальцеус — высокая и закрытая обувь, вроде нынешних ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, направляясь в город. Показаться в обществе обутым в какую-либо иную обувь считалось неприличным. Кальцеус носили и женщины.

Форма, высота и цвет этого вида обуви изменялись сообразно общественному статусу человека. Кальцеус сенаторов был очень высокой обувью, доходившей до половины ноги. Она изготавливалась из черной мягкой кожи. Сенаторский ботинок имел четыре ремешка. Люди, принадлежавшие к старинной знати, на подъеме башмака прикрепляли полумесяц («luna» на латыни) из слоновой кости, который служил для завязывания.

Кальцеус муллеус имел пурпурный цвет, который, как известно, с древнейших времен был отличительным признаком высшего чиновничества. От латинского «mulleus» происходит название «mule» — так ныне называется папская обувь.

Кальцеус мулебрис — закрытая обувь из тонкой кожи самых разнообразных цветов: красных, светло-желтых, а чаще всего белого.

Солея и крепида — сандалии, т.е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Ремни солеи покрывали только ступню, а ремни крепиды поднимались выше лодыжки.

Перо представляла собой грубую кожаную обувь и употреблялась в основном крестьянами.

Воины носили каличи, состоявшие из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями. К подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, который образовывал подобие сетки вокруг пятки и ступни; пальцы же оставались открытыми.

Цвета в одежде Смысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства и, следовательно, нарушение исконно римского канона скромности, приличия, уважения к нормам. Это чувство наиболее ясно выражал алый цвет — и очень дорогой, и намекавший на магистратский, сенаторский или всаднический пурпур. Почти все отрицательные герои древнеримских писателей Ювенала, Петрония, Марциала — наиболее наглые, отвратительные или смешные — ходят в пурпуре и в одежде различных оттенков алого цвета.

Носителями определенного негативного смысла в мужской одежде являлись зеленый и особенно оранжевый цвета. Зеленый был «женским» цветом, и его использование в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на склонность к тому, что сейчас называется гомосексуализмом. Существовало выражение «galbini mores» — «зеленоватые (т.е. извращенные) нравы». Такой же смысл нес в себе и оранжевый цвет — это был цвет брачного покрывала невесты, и ношение его мужчинами выглядело как издевка над чистотой и мудростью народных обычаев. Рубаха и туника Рубаха, или туника с рукавами, имела сложную судьбу. В Риме она появилась во II в. до н.э., но права гражданства обрела только во II—III вв. н.э. Это было обусловлено уже отмечавшейся неприязнью римлян к скроенной одежде: к крою, всегда содержавшему, в глазах римлян, в себе что-то варварское, в виде рукавов добавлялась забота о тепле и удобстве, воспринимавшаяся в Риме как изнеженность и развращенность.

Туника в сочетании с тогой, стола в сочетании с паллой указывали на принадлежность к гражданской общине и ее традициям, на верность ее нормам. Однако эта принадлежность и эта верность вступали в конфликт с требованиями повседневной жизни. Гражданин имел, таким образом, народный статус, в его внешности были черты искусственности и декоративности.

Кроме того, тога, в принципе, всегда должна была быть белой. Простой же народ, занятый тяжелым физическим трудом, не мог, естественно, носить белую одежду. Поэтому в реальной жизни римская толпа всегда была пестрой и многоцветной. Цвет мог быть двух разновидностей, и римляне серьезно относились к их разграничению. Все оттенки коричнево-желтого и серо-черного были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, трудовых, бережливых, по старинке живущих граждан. Все оттенки красного, фиолетового, зеленого (синий почти не встречается), наоборот, создавались искусственно, с помощью натуральных красителей. Одежда этих цветов указывала на две характеристики человека, носившего ее: на его богатство, причем не в земельной, а в денежной форме, и на его включенность в сферу торгового обмена, который осуществлялся в основном предметами роскоши. В III—I вв. до н.э. оба эти фактора делали подобного римлянина выпавшим из традиций, «новомодным», и противопоставляли его гражданам, воплощавшим столь любезный сердцу римлянина консерватизм.

Существовала также своеобразная этика цвета, обязательная для римских женщин. Сенека писал: «Матронам не следует надевать материи тех цветов, какие носят продажные женщины». «Приличными» считались различные оттенки желто-коричневого и, прежде всего, зеленого цветов, «неприличными» — алый и лиловый. Впрочем, непристойным считался не столько тот или иной цвет, сколько кричащая пестрота, необычность и нескромность сочетания. Пестрота воспринималась как противоположность римскому вкусу, сдержанности и достоинству, как нечто чужеземное и варварское.

Надо сказать, что в глазах римлян одежда вообще делилась на две главные разновидности: со швами, кроеную, и без швов, драпирующую тело.

Последний тип был присущ египтянам, грекам, римлянам и воспринимался как признак средиземноморской культуры, городской цивилизации, в отличие от сшитой одежды, которую носили народы, жившие на периферии античного мира — галлы, германцы, парфяне, — и которую считали признаком варварства.

Стола играла в женской одежде такую же роль, как тога в мужской, — она удостоверяла принадлежность женщины к римской гражданской общине, ее положение жены и матери; девушки и незамужние женщины стол не носили. Это одеяние представляло собой длинную и широкую тунику, дважды перепоясанную — под грудью и ниже талии. О ее длине и рукавах трудно судить, так как столу всегда носили (судя по сохранившимся изображениям) вместе с паллой — большим куском ткани, окутывавшим почти всю фигуру, из-за которого мало что можно было различить.

Стола полностью укладывалась в упомянутый выше древнеримский канон драпирующей, а не кроеной одежды. Она считалась символом женской чистоты, ибо «тело в ней не открыто ничьим вожделениям» (Сенека).

К числу повседневных видов одежды относились лацерна, сагум, палла, камиса и некоторые другие. В отличие от официальной и очень консервативной одежды бытовая одежда постоянно пополнялась новыми видами. Лацерна, сагум, палла (в мужском варианте — паллиум) являли собой варианты одного и того же вида одежды — плаща. То были куски ткани, обычно окрашенные, которые носили поверх тоги или туники. Сагум был таким же куском ткани, но обычно более грубой и толстой. Он был короче лацерны, по форме напоминал квадрат и чаще всего носился солдатами.

Самая общая и аморфная одежда Древнего Рима — плащ. Он не связан с определенным временем и сословием — его носили во все времена и знатные люди, и простолюдины — землепашцы, ремесленники и т.д. Другие предметы повседневной римской одежды — пенула и рубаха — представляют собой кроеные и сшитые изделия. Они, по существу, не римского и вообще не античного происхождения и распространение получили довольно поздно. Кроеная одежда до конца античного периода истории воспринималась как неловкая, связывающая человека, стесняющая его движения. Пенула представляла собой нечто вроде пальто (обычно из толстой, а у «модников» и пушистой материи), расстегивающееся спереди, иногда до конца, а иногда до середины, с рукавами или прорезями для рук, чаще всего с капюшоном, который откидывался.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Застольный этикет. Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы

Застольный этикет

Вернемся в триклиний. Фламинго успели унести, и его сменяет вторая перемена жаркого, еще один шедевр; он настолько велик, что внесли его на особых носилках. Это отварной теленок с увенчанной шлемом головой. Отвечающий за разделку мяса раб наряжен Аяксом, он нарезает порции для участников пира остро наточенным мечом.

Внезапно черноволосая толстуха издает такую звучную отрыжку, что наш знакомый, делавший в этот момент глоток вина, от неожиданности проливает полкубка на пол. Сенатор смотрит на нее и одаряет почти благодарной улыбкой… За первой отрыжкой следует еще и еще. И сенатор каждый раз расплывается в улыбке. Тоже мне, званый ужин! Какие же у римлян правила поведения за столом?

Они как минимум сильно отличаются от наших: даже император рисковал бы быть изгнанным из нашего ресторана, если бы придерживался галантных манер своей эпохи. И все же таков "бонтон" древних римлян: едят руками, постоянно их пачкая. Объедки — кости, панцири лангустов, раковины моллюсков — бросают прямо на пол, вокруг лож триклиния и под них. То и дело слышатся отрыжки… принимаемые весьма благосклонно. Их даже считают (пожалуйста, не падайте)… признаком утонченности! Вернее сказать, цивилизованности: ведь, по мнению философов, человек таким образом следует природе, и поэтому отрыжка на полном серьезе считается последним словом мудрости.

Отголосок этого обычая сохранился в арабском и индийском мире, где хозяева дома ожидают от гостя отрыжку в знак искреннего одобрения предложенного кушанья.

Мне самому довелось испытать серьезное замешательство на ужине в одном североафриканском доме. В какой-то момент там воцарилась напряженная атмосфера ожидания, чуть ли не страха, что ужин пришелся мне не по нраву или что-то оказалось плохо приготовлено. Когда же я наконец уступил местным традициям, все испытали явное облегчение…

И это еще не все. На пиру, подобном тому, на котором мы присутствуем, допускается также пускать ветры. Как бы нам это ныне ни казалось непристойным, на элитном званом ужине никого это не возмущает. Наоборот, пускание газов за столом однажды чуть не было… узаконено! Как передают, собирался издать соответствующий эдикт император Клавдий, узнав, что один из приглашенных едва не лишился жизни из-за того, что удержался от испускания газов в его присутствии…

Продолжая путешествие по нормам римского этикета, мы обнаруживаем другие совершенно чуждые нам правила. В какой-то момент один из гостей щелкает пальцами. К нему подходит раб с элегантным ночным горшком из дутого стекла и, приподняв гостю тогу, дает ему возможность "облегчиться", избавившись от избытка жидкостей…

Много было сказано об обычае вызывать рвоту во время пиров. Истину трудно установить. Ювенал прямо говорит о блевотине на мозаике пола в конце пиршества, но непонятно, было ли это обиходным явлением или сатирическим обличением злоупотребления угощением. Сенека же более обстоятельно освещает этот момент, давая понять, что гости время от времени вставали и уходили в другую комнату, чтобы там освободить место для следующих блюд.

Наконец, есть обычай, который мы находим вполне современным: гости имеют право унести с собой еду, завернув ее в салфетку. На словах ее берут для прислуги, а на самом деле для того, чтобы полакомиться ею дома на следующий день. Этот обычай, называемый apophoreta, удивительно напоминает doggy bag, "собачий пакет", широко практикующийся в ресторанах Соединенных Штатов (тут тоже остатки еды как бы предназначаются для домашних питомцев, на деле же — для их хозяев…).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Реферат - История этикета в Древнем Риме

--PAGE_BREAK--Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

Что же такое манера поведения? Манера — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать свою неосведомленность и будет оценена как невежество.

Вежливость

Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.

Одним из главных элементов вежливости считают уме-кие запоминать имена, Бот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.

Итальянцы — народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать.

Деловые встречи должны проходить для равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.

Формирования основ этикета В период Принципата (Ранняя римская империя) верховная власть императора (принцепса) постепенно из почетной обязанности становилась выражением его величия. Приближенные к принцепсу демонстрировали могущество верховной власти. При Августе, основателе системы Принципата, «друзья» императора образовали Совет принцепса — консилиум (consilium). Их можно считать первыми вельможами, постоянно свидетельствующими свое почтение императору. В 1—2 веках сенаторы обязаны были присутствовать при пробуждении императора. В период римских династий Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антоние сенаторы имели простой доступ к персоне императора. В обычай вводятся утренние приемы. Охрану дворца обеспечивали гвардейцы-преторианцы, а личную охрану императора — телохранители из варваров. Император приветствовал уважаемых гостей поцелуями. Сенаторы и придворные могли вести беседу с императором сидя. На императорских пирах особо почетных гостей принцепс сам принимал и рассаживал. Однако гостей предварительно обыскивали на предмет ношения оружия. Роскошные пиры императоров привлекали богатых провинциалов, готовых платить огромные суммы денег за право принять в них участие.

Распространение культа императора в Римской империи постепенно возвышает особу верховного правителя над массой его подданных. С 3 века римский император был отдален не только от массы своих подданных, но и от высших должностных лиц государства. Даже членам верховного совета при императоре доступ к нему был затруднен. Они должны были докладывать свои вопросы только стоя. Верховная власть в Римской империи в 4-5 веках начинает испытывать мощное влияние Среднего Востока в оформлении придворного этикета. Двор императора, ранее состоявший лишь из близких друзей, разрастается до гигантских размеров и превращается в огромный штат чиновников разного ранга. Низшие должности, предназначавшиеся в период Республики и ранней Империи для рабов и вольноотпущенников, становятся вожделенными для людей высшего сословия (секретари, курьеры, держатели опахала и т. д.). Восточной чертой при римском дворе было появление евнухов, которые приобрели сильное влияние в дворцовой жизни. Появляются должности, ранее неизвестные республиканскому Риму: царский виночерпий, надзиратель царского ложа. Носители этих должностей начинают влиять на политику императора в большей степени, чем вызывающие его опасения командир охраны и крупные полководцы. Если в период ранней Империи такие принцепсы, как Траян, Адриан внешне мало чем отличались от знатного римлянина, то в поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями. Большой штат чиновников, составляющий канцелярию императора, служит буфером между ним и его подданными. Просители заранее записывались на прием и могли месяцами дожидаться вызова в канцелярию. Дворец начинает жить самостоятельной жизнью и превращается государство в государстве.

    продолжение --PAGE_BREAK--История этикета в Древнем Риме Прогулки В определенные часы в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики.

Дамы появлялись закутанными, открытым оставалось только лицо: длинная стола спускалась до пят, широкий плащ покрывал всю фигуру и даже часть головы, т.к. законы этикета не позволяли женщинам появляться в обществе с непокрытой головой; кроме того, половину лица скрывала вуаль. За женщинами следовали рабы, окружая свою госпожу, чтобы защитить ее от толпы. В противоположность знатным дамам куртизанки поражали бьющей в глаза роскошью своих туалетов и старались привлечь внимание развязным поведением и вызывающими взглядами. Среди мужчин особое внимание своим изысканным нарядом и украшениями обращали на себя внимание так называемые bellus homo — красавцы. Их узнавали прежде всего по множеству колец, украшавших из пальцы — до 5—6 штук на каждом пальце; затем по белизне кожи, которую с этой целью они терли пемзой, по изящно причесанным и надушенным волосам, по подбородку — гладкому или покрытому пушистой бородкой, по длине туники и рукавов, по блеску и изяществу тоги необыкновенной ширины.

Загородные поездки — на носилках, в экипаже либо верхом — обычно совершались на Аппиеву дорогу. Здесь светские люди показывали свои великолепные экипажи, запряженные мулами, хорошо подобранными по росту и масти, с богатыми пурпурными чепраками и золотой сбруей. Экипажи были покрыты драгоценными коврами, украшены слоновой костью, медью, чеканным серебром. Это были либо четырехколесные повозки, запряженные парой лошадей, либо экипаж, закрытый со всех сторон, либо экипаж, который везли три мула и т.д. Самые красивые экипажи были запряжены четверкой лошадей. Многие франты, садясь вместо возницы, правили сами, держа в руках длинные вожжи и бич. Впереди многих экипажей ехали отряды всадников, разгонявших толпу. Менее состоятельные граждане для этих целей использовали больших собак. Прогуливавшихся на носилках несли на плечах 6 или 8 рабов высокого роста. Все эти рабы, всадники и носильщики были одеты в великолепные одежды из белой или красной шерсти.

На Аппиевой дороге можно было встретить и женщин. Здесь прогуливались куртизанки в полном блеске своей юности и красоты, полулежавшие на открытых носилках или ехавшие в обитых шелком экипажах, которыми они сами правили. В величавых экипажах следовали матроны. Обычно это были двухколесные повозки, которыми только они имели право пользоваться. Порой матрона пересаживалась в носилки, опираясь рукой на мягкую пуховую подушку. По бокам носилок неотлучно находились две рабыни — одна с зонтиком, другая с веером из павлиньих перьев. Впереди шли четыре скорохода индийского или африканского происхождения, сзади — два белых раба, всегда готовых, как только носилки остановятся, поставить справа и слева маленькие лесенки, — чтобы матрона не утруждала себя указаниями, с какой стороны она желает сойти.

На прогулках не только отдыхали, но и занимались делом. В Риме можно было быть кем-нибудь, только постоянно выдвигаясь вперед, открывая свой дом для всех, завязывая обширные связи и знакомства; и прогулка была важным и существенно необходимым актом в этой жизни. Человек, который не показывался бы всюду, где бывало все общество, очень скоро был бы забыт. Следовательно, для честолюбивого римлянина было просто необходимостью постоянно бывать в местах праздного времяпровождения; прогуливаясь, он как бы выставлял и поддерживал свою кандидатуру в обществе. Выступление перед аудиторией

Публичные выступления появились при императоре Августе (I в. до н.э.) и во второй половине I в. н.э. вошли в большую моду.

Этому искусству обучали специальные преподаватели. Поведение оратора было строго регламентировано — на все существовали правила, например, насчет манеры лектора держаться, а также поведения аудитории: первому следовало быть скромным, второй — снисходительной: «Не оскорбляй человека и не делай себе из него врага из-за литературных мелочей, когда ты пришел дружески предоставить в его распоряжение уши. Будь у тебя больше заслуг или меньше, или столько же, сколько у него, — в любом случае хвали, хвали неизменно, как низшего по положению, так и высшего и равного». Таковы были правила для аудитории.

Лектору при входе в зал предписывалось притвориться немного смущенным, слегка покраснеть, чтобы расположить аудиторию к себе, поднимать робкие взоры к небу, чтобы намекнуть, откуда к нему пришло вдохновение. После этих заигрываний со слушателями лектор усаживался. В кратком импровизированном введении он говорил несколько слов о своем плане, вручал себя и свое произведение благосклонности публики или же старался расположить ее к себе какими-либо иными средствами. Затем он развертывал рукопись и читал свое произведение либо часть его — смотря по степени терпения и расположения аудитории.

Существовали особые правила, касающиеся произношения, жестов, дикции, — правила, которые лектор должен был соблюдать, если он хотел понравиться. Голос рекомендовался мягкий, ласкающий, а не порывистые вскрикивания; жесты — умеренные и редкие, но не размахивание всей рукой.

Произношение имело столь большое влияние на успех выступления, что, например, поэт с недостаточным дыханием либо нечеткой дикцией заставлял читать свои стихи вольноотпущенника, специально обученного этому искусству. Тот, кто сам читал свое произведение, не только напрягал слух, чтобы уловить все, что говорится в аудитории, но также исподтишка бросал взгляды по сторонам, угадывая по выражению лиц, глаз, по жестам, по вдруг пронесшемуся шепоту или наступившему молчанию, каково было чувство, переживаемое людьми, что было искренним, а что — просто вежливостью.

Правила приличия требовали, чтобы, прочитав более или менее длинный отрывок, лектор заставлял просить себя продолжать, объявляя, что он намерен закончить чтение: «Я кончу, друзья мои, если вы позволите. Продолжать значило бы злоупотребить вашей дружбой». При этом лектор робко разворачивал внушительный остаток своей рукописи. Аудитория начинала кричать: «Продолжайте, продолжайте! Мы предоставим в ваше распоряжение завтрашний и даже послезавтрашний день, если нужно!».

Все это было заранее условленной комедией — такую процедуру предусматривал кодекс хороших манер, обязательных и для «докладчика», и для слушателей. Предусматривалось несколько способов аплодирования, причем каждый выбирал тот способ, который более всего соответствовал его характеру и его усердию. Самых употребительных было четыре:

·                   возгласы типа «Хорошо, очень хорошо, восхитительно!»;

·                   хлопанье в ладоши;

·                   стучание ногами об пол;

·                   размахивание тогой.

С конца I в. н.э. публичные чтения стали приходить в упадок: присутствие на таком «мероприятии» перестало быть обязанностью друга и клиента и превратилось в тяжелую повинность, от которой каждый, как умел, отлынивал, — картина, до боли знакомая многим из граждан бывшего СССР по занятиям политической, экономической и прочей учебы.

Беседы древних римлянПрекрасный климат не позволял римлянам сидеть дома. День они проводили под открытым небом. Жители Рима, если не были в театре или цирке, прогуливались среди разнообразных зрелищ.

Они слонялись по улицам, останавливались на перекрестках, садились на скамьи и экседры, которые стояли на площадях. Это были толпы праздных зевак, собиравшихся вместе, чтобы поглазеть на что-либо или поболтать. Часто толпа собиралась специально для того, чтобы послушать рассуждения важных и влиятельных людей, знавших все новости. Особенно заметна была их роль в дни тревоги и ожидания. Уличные политиканы собирались у подножия трибуны для произнесения речей. Здесь находился источник мрачных слухов, которые волновали Рим. Поэтому император установил надзор за этими говорунами. В толпу засылались шпионы, которые доносили начальству обо всем услышанном.

Таким образом, разговоры под открытым небом могли представлять для граждан определенную опасность. Благоразумные люди предпочитали хранить молчание Они давали волю языку лишь в кружке Людей, которым доверяли. В те времена в Риме существовало нечто подобное, что в более поздние эпохи стало называться «светом», — собрание людей, чаще всего чужих друг другу, различного происхождения и состояния. У них не было каких-либо общих дел или интересов, и сходились они только из-за удовольствия быть вместе. Интересной чертой таких светских собраний было присутствие на них женщин.

Светскими собраниями могли быть и пиры, о которых речь впереди. Помимо них, были еще и собрания другого рода. Начиная с I в. н.э. привычка к тесному общению развила между людьми разных полов фамильярное отношение, чуждое древнему обществу.

Когда собирались одни мужчины, они рассуждали и спорили; в присутствии дам им приходилось болтать. Сенека дал прекрасное описание этой светской болтовни, затрагивающей все и не исчерпывающей ничего, легко перескакивающей с предмета на предмет. Много говорили о самих себе и о других. Привычка жить в постоянном соприкосновении друг с другом развивала вкус к самонаблюдению, желание изучать характеры людей и их страсти. В Риме — огромном городе, где ежедневно шла ожесточенная борьба за власть и богатство, у светских моралистов не было недостатка в предметах обсуждения и изучения. Они рассказывали пикантные анекдоты об известных личностях и являлись вечером сообщить их своим друзьям. Разговаривали также о литературе: римский большой свет любил литературу; каждый был, как правило, оратором по обязанности, поэтом для развлечения. Стала процветать особая салонная поэзия, произведения которой не дошли до наших дней. В них воспевались игра в кости и шахматы, рыбная ловля и плаванье, танцы и музыка, искусство заказать хороший обед и достойно принять гостей.

Когда темы злословия и литературы надоедали, переходили к политике. В свете развилась наклонность к ироническому отношению: умение приятно высмеять своего ближнего считалось весьма ценным качеством и, очевидно, это достоинство было самой высокой пробы, когда таким ближним оказывался сам император. Разумеется, это была опасная игра, и насмешки такого рода могли обойтись очень дорого. Но опасность далеко не всегда заставляла отказаться от шутки, особенно когда ее автор считал, что она остроумна и вызовет всеобщее одобрение. Сенека Старший писал: «Я не могу жалеть об этих людях, которые скорее готовы потерять голову, чем потерять удачную остроту».

Особой любовью пользовались слухи, которые без риска нельзя было ни повторять, ни слушать. В Риме была масса охотников до новостей. Они знали все: что говорят в войсках, что думают в провинциях, кто подсыпал яд умершему. И никогда злые языки не усердствовали так, как с тех пор, когда людям запретили говорить.

Рабочий день римлянина Как я уже говорила выше,утро римского аристократа начиналось с приема множества посетителей, представлявших собой весьма странную и пеструю смесь. Это были клиенты, другие богачи, ученые, просящие денег, философы, пытавшиеся получить приглашения на обед, всадники, сенаторы; одним словом, собиралось немало людей, которых привлекала надежда на какую-нибудь милость со стороны вельможи.

У двери стоял привратник, вооруженный тростниковой палкой. Его милости можно было купить. Номенклатор, функция которого состояла в вызывании принятых посетителей, составлял целые списки имен, хотя на эту должность назначались люди с прекрасной памятью. Приемы у высших сановников были очень похожи на приемы при императорском дворе.

Утренние посещения были не просто актом вежливости. К этому часу приурочивались всевозможные торжественные случаи: облачение юноши в мужскую тогу, обручение, свадьба, вступление магистратов в должность. Напротив, похороны происходили в самые поздние часы.

В силу вышесказанного всякий римлянин, у которого были более или менее обширные связи и знакомства, терял массу времени. Плиний Младший отмечал: «Странно видеть, как в Риме проходит время. Если взять каждый день в отдельности, то он окажется заполненным разными делами; если же их собрать все вместе, то удивишься, до чего они пусты. Спроси кого-нибудь: что ты делал сегодня? И он тебе ответит: я был у такого-то на облачении в мужскую тогу, или на обручении, или на свадьбе; этот просил меня сопровождать его в суд, другой звал на совещание. Каждое из этих занятий в тот самый день, когда их делаешь, кажется необходимым; но в итоге, когда подумаешь, что они отняли у тебя все время, то они оказываются бесполезными. Особенно ясно осознаешь их ничтожество, когда покидаешь Рим».

Столица была настоящим центром суетливого безделья, которое процветало в ней больше, чем в каком-либо ином городе. Число людей, проводивших всю свою жизнь в обмене пустыми знаками вежливости, было необычайно велико уже в начале эпохи Империи. Они составляли особый класс, называвшийся арделионами. Сенека сравнивал их с муравьями, без плана и цели бегающими по всему дереву от корней до вершины и от вершины до корней. Если, остановив такого человека, спросить его, куда он идет и каковы его намерения, он ответит: «Не знаю».

Известный врач при дворе императора Коммода (II в. н.э.) Гален так описывал день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты. Потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами. Многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди других удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня».     продолжение --PAGE_BREAK--Головные уборы и обувь Обычно римляне выходили на улицу с непокрытой головой или же приподнимали тогу на голову. Но у них существовали и шапки, которые носились не только простолюдинами, но и людьми высшего общества. Вместо шапки использовался также капюшон, который крепился к тоге либо набрасывался прямо на плечи.

Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они поднимали паллу. Наилучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Митра представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика. Обычно она доходила только до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозно уложенные волосы. Кроме того, римлянки использовали и головные сетки.

Обувь была разных видов.

Кальцеус — высокая и закрытая обувь, вроде нынешних ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, направляясь в город. Показаться в обществе обутым в какую-либо иную обувь считалось неприличным. Кальцеус носили и женщины.

Форма, высота и цвет этого вида обуви изменялись сообразно общественному статусу человека. Кальцеус сенаторов был очень высокой обувью, доходившей до половины ноги. Она изготавливалась из черной мягкой кожи. Сенаторский ботинок имел четыре ремешка. Люди, принадлежавшие к старинной знати, на подъеме башмака прикрепляли полумесяц («luna» на латыни) из слоновой кости, который служил для завязывания.

Кальцеус муллеус имел пурпурный цвет, который, как известно, с древнейших времен был отличительным признаком высшего чиновничества. От латинского «mulleus» происходит название «mule» — так ныне называется папская обувь.

Кальцеус мулебрис — закрытая обувь из тонкой кожи самых разнообразных цветов: красных, светло-желтых, а чаще всего белого.

Солея и крепида — сандалии, т.е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Ремни солеи покрывали только ступню, а ремни крепиды поднимались выше лодыжки.

Перо представляла собой грубую кожаную обувь и употреблялась в основном крестьянами.

Воины носили каличи, состоявшие из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями. К подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, который образовывал подобие сетки вокруг пятки и ступни; пальцы же оставались открытыми.

Цвета в одежде Смысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства и, следовательно, нарушение исконно римского канона скромности, приличия, уважения к нормам. Это чувство наиболее ясно выражал алый цвет — и очень дорогой, и намекавший на магистратский, сенаторский или всаднический пурпур. Почти все отрицательные герои древнеримских писателей Ювенала, Петрония, Марциала — наиболее наглые, отвратительные или смешные — ходят в пурпуре и в одежде различных оттенков алого цвета.

Носителями определенного негативного смысла в мужской одежде являлись зеленый и особенно оранжевый цвета. Зеленый был «женским» цветом, и его использование в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на склонность к тому, что сейчас называется гомосексуализмом. Существовало выражение «galbini mores» — «зеленоватые (т.е. извращенные) нравы». Такой же смысл нес в себе и оранжевый цвет — это был цвет брачного покрывала невесты, и ношение его мужчинами выглядело как издевка над чистотой и мудростью народных обычаев. Рубаха и туника Рубаха, или туника с рукавами, имела сложную судьбу. В Риме она появилась во II в. до н.э., но права гражданства обрела только во II—III вв. н.э. Это было обусловлено уже отмечавшейся неприязнью римлян к скроенной одежде: к крою, всегда содержавшему, в глазах римлян, в себе что-то варварское, в виде рукавов добавлялась забота о тепле и удобстве, воспринимавшаяся в Риме как изнеженность и развращенность.

Туника в сочетании с тогой, стола в сочетании с паллой указывали на принадлежность к гражданской общине и ее традициям, на верность ее нормам. Однако эта принадлежность и эта верность вступали в конфликт с требованиями повседневной жизни. Гражданин имел, таким образом, народный статус, в его внешности были черты искусственности и декоративности.

Кроме того, тога, в принципе, всегда должна была быть белой. Простой же народ, занятый тяжелым физическим трудом, не мог, естественно, носить белую одежду. Поэтому в реальной жизни римская толпа всегда была пестрой и многоцветной. Цвет мог быть двух разновидностей, и римляне серьезно относились к их разграничению. Все оттенки коричнево-желтого и серо-черного были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, трудовых, бережливых, по старинке живущих граждан. Все оттенки красного, фиолетового, зеленого (синий почти не встречается), наоборот, создавались искусственно, с помощью натуральных красителей. Одежда этих цветов указывала на две характеристики человека, носившего ее: на его богатство, причем не в земельной, а в денежной форме, и на его включенность в сферу торгового обмена, который осуществлялся в основном предметами роскоши. В III—I вв. до н.э. оба эти фактора делали подобного римлянина выпавшим из традиций, «новомодным», и противопоставляли его гражданам, воплощавшим столь любезный сердцу римлянина консерватизм.

Существовала также своеобразная этика цвета, обязательная для римских женщин. Сенека писал: «Матронам не следует надевать материи тех цветов, какие носят продажные женщины». «Приличными» считались различные оттенки желто-коричневого и, прежде всего, зеленого цветов, «неприличными» — алый и лиловый. Впрочем, непристойным считался не столько тот или иной цвет, сколько кричащая пестрота, необычность и нескромность сочетания. Пестрота воспринималась как противоположность римскому вкусу, сдержанности и достоинству, как нечто чужеземное и варварское.

Надо сказать, что в глазах римлян одежда вообще делилась на две главные разновидности: со швами, кроеную, и без швов, драпирующую тело.

Последний тип был присущ египтянам, грекам, римлянам и воспринимался как признак средиземноморской культуры, городской цивилизации, в отличие от сшитой одежды, которую носили народы, жившие на периферии античного мира — галлы, германцы, парфяне, — и которую считали признаком варварства.

Стола играла в женской одежде такую же роль, как тога в мужской, — она удостоверяла принадлежность женщины к римской гражданской общине, ее положение жены и матери; девушки и незамужние женщины стол не носили. Это одеяние представляло собой длинную и широкую тунику, дважды перепоясанную — под грудью и ниже талии. О ее длине и рукавах трудно судить, так как столу всегда носили (судя по сохранившимся изображениям) вместе с паллой — большим куском ткани, окутывавшим почти всю фигуру, из-за которого мало что можно было различить.

Стола полностью укладывалась в упомянутый выше древнеримский канон драпирующей, а не кроеной одежды. Она считалась символом женской чистоты, ибо «тело в ней не открыто ничьим вожделениям» (Сенека).

К числу повседневных видов одежды относились лацерна, сагум, палла, камиса и некоторые другие. В отличие от официальной и очень консервативной одежды бытовая одежда постоянно пополнялась новыми видами. Лацерна, сагум, палла (в мужском варианте — паллиум) являли собой варианты одного и того же вида одежды — плаща. То были куски ткани, обычно окрашенные, которые носили поверх тоги или туники. Сагум был таким же куском ткани, но обычно более грубой и толстой. Он был короче лацерны, по форме напоминал квадрат и чаще всего носился солдатами.

Самая общая и аморфная одежда Древнего Рима — плащ. Он не связан с определенным временем и сословием — его носили во все времена и знатные люди, и простолюдины — землепашцы, ремесленники и т.д. Другие предметы повседневной римской одежды — пенула и рубаха — представляют собой кроеные и сшитые изделия. Они, по существу, не римского и вообще не античного происхождения и распространение получили довольно поздно. Кроеная одежда до конца античного периода истории воспринималась как неловкая, связывающая человека, стесняющая его движения. Пенула представляла собой нечто вроде пальто (обычно из толстой, а у «модников» и пушистой материи), расстегивающееся спереди, иногда до конца, а иногда до середины, с рукавами или прорезями для рук, чаще всего с капюшоном, который откидывался.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

История этикета в Древнем Риме

Алкогольные напитки и традиции пития

Еще в «Повести временных лет» отмечен обычай пить за здоровье. Именно с таким тостом был отравлен князь Ростислав. Древнерусское выражение «пити (на кого)» описывало такую процедуру, когда один человек отпивал из чаши и передавал ее другому. У многих народов этикет требовал, чтобы хозяин первым попробовал пищу и питье, приготовленные для гостей, показывая тем самым, что угощение не отравлено и с ним не посылается порча.

«За здоровье» пьют, имея в виду не себя, а другого человека: «Пьют для людей, а едят для себя».

Царь, хозяин пира, подавал гостю наполненную чашу с тем, чтобы тот выпил за царское здоровье. Вообще говоря, питье «за здоровье» — взаимный процесс: если сотрапезник пьет за ваше здоровье, то вы обязаны в ответ выпить за него. Перед питьем, как известно, сосуды поднимают вверх. Изначальный смысл этого жеста состоит в том, что приближая сосуд к небу, люди как бы предлагали его Богу или благодарили его.

Вывод

Я думаю вывод можно сделать такой, что владение нормами правильного поведения приносит человеку неоценимую пользу, даже если он сам этого не осознает. Например, зная, что предпринять в новой для себя или трудной ситуации, любой из нас ощущает большую уверенность в собственных силах. У неизменно вежливого и внимательного человека всегда хорошая репутация.

И, наконец, приверженцы этикета неизмеримо обогащают свой собственный духовный мир, неся добро и свет людям. То ни с чем не сравнимое, совершенно особенное теплое чувство, которое испытываешь, проявляя доброту по отношению к окружающим, вероятно, и является самым мощным стимулом, побуждающим нас запоминать и применять на практике приемы благовоспитанного поведения, которым и были посвящены эти материалы.

Список использованной литературы

1. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учеб. Пособие. Минск: Тетрасистемс, 1998.

2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: Олма-Прес, 1999.

3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

4. Джери, Джеффри «Путеводитель по обычаям и этикету» Издание: М.: АСТ Страниц: 160. 2009г

mirznanii.com

История этикета в Древнем Риме

Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

Что же такое манера поведения? Манера — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать свою неосведомленность и будет оценена как невежество.

Вежливость

Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.

Одним из главных элементов вежливости считают уме-кие запоминать имена, Бот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.

Итальянцы — народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать.

Деловые встречи должны проходить для равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.

Формирования основ этикетаВ период Принципата (Ранняя римская империя) верховная власть императора (принцепса) постепенно из почетной обязанности становилась выражением его величия. Приближенные к принцепсу демонстрировали могущество верховной власти. При Августе, основателе системы Принципата, «друзья» императора образовали Совет принцепса — консилиум (consilium). Их можно считать первыми вельможами, постоянно свидетельствующими свое почтение императору. В 1—2 веках сенаторы обязаны были присутствовать при пробуждении императора. В период римских династий Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антоние сенаторы имели простой доступ к персоне императора. В обычай вводятся утренние приемы. Охрану дворца обеспечивали гвардейцы-преторианцы, а личную охрану императора — телохранители из варваров. Император приветствовал уважаемых гостей поцелуями. Сенаторы и придворные могли вести беседу с императором сидя. На императорских пирах особо почетных гостей принцепс сам принимал и рассаживал. Однако гостей предварительно обыскивали на предмет ношения оружия. Роскошные пиры императоров привлекали богатых провинциалов, готовых платить огромные суммы денег за право принять в них участие.

Распространение культа императора в Римской империи постепенно возвышает особу верховного правителя над массой его подданных. С 3 века римский император был отдален не только от массы своих подданных, но и от высших должностных лиц государства. Даже членам верховного совета при императоре доступ к нему был затруднен. Они должны были докладывать свои вопросы только стоя. Верховная власть в Римской империи в 4-5 веках начинает испытывать мощное влияние Среднего Востока в оформлении придворного этикета. Двор императора, ранее состоявший лишь из близких друзей, разрастается до гигантских размеров и превращается в огромный штат чиновников разного ранга. Низшие должности, предназначавшиеся в период Республики и ранней Империи для рабов и вольноотпущенников, становятся вожделенными для людей высшего сословия (секретари, курьеры, держатели опахала и т. д.). Восточной чертой при римском дворе было появление евнухов, которые приобрели сильное влияние в дворцовой жизни. Появляются должности, ранее неизвестные республиканскому Риму: царский виночерпий, надзиратель царского ложа. Носители этих должностей начинают влиять на политику императора в большей степени, чем вызывающие его опасения командир охраны и крупные полководцы. Если в период ранней Империи такие принцепсы, как Траян, Адриан внешне мало чем отличались от знатного римлянина, то в поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями. Большой штат чиновников, составляющий канцелярию императора, служит буфером между ним и его подданными. Просители заранее записывались на прием и могли месяцами дожидаться вызова в канцелярию. Дворец начинает жить самостоятельной жизнью и превращается государство в государстве.

    продолжение

www.coolreferat.com

История этикета в Древнем Риме. История этикета в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Визитные карточки и их использование

История визитной карточки

Французы - интеллигентные потомки необузданных галлов, утверждают, что родиной визитных карточек стала именно Франция в XVII столетии. Китайцы, естественно, пытаются доказать, что после того, как ими был изобретен порох...

Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников

1. История возникновения и структура этикета

Этикет - это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представлен материально: в произведениях искусства, ремесла, промышленности...

История экономической этики

1. История экономической этики

Историю развитию делового этикета и его трансформацию с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории делового этикета важно и для нашего времени...

Корпоративные подарки

1.4 История корпоративных подарков

Корпоративными подарками принято называть всю ту сувенирную продукцию, которую принято вручать на различных мероприятиях и презентациях. В ее число входит немало наименований - это и авторучки, и футболки с бейсболками, и чашки, и блокноты...

Лингвистические средства речевого этикета в сфере делового общения (на материале русского и английского языка)

1.1 История речевого этикета

речевой этикет деловое общение Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. В книге Н...

Международный этикет

1.1 История мирового этикета

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого...

Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

1.1 История возникновения речевого этикета

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества...

Отражение религиозных идей этрусков в эстетике

1.1 История и происхождение этрусков

Прежде чем перейти к рассмотрению этрусской эстетики и влиянии на нее этрусской религии нам необходимо познакомится с историей и культурой этого древнего народа, а также осветить основные элементы их верований...

Развитие этикета в исторической ретроспективе

2.1 Этикет в Древнем Египте

Древние египтяне почитали богов и умерших. Гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой...

Специфика профессиональных этических принципов социального работника

§2 История профессиональной этики

Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически - на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса...

Чайный этикет как основа английской чайной традиции

1. История и культура английского чая

Англичане очень любят чай. Они шутят, что легче представить Англию без Королевы, чем без чая. В Великобритании пьют чёрные чаи, в основном индийские и цейлонские, и лишь небольшое число людей употребляет зелёный китайский чай...

Этика и бизнес

1. История этики

В соответствии с тремя классовыми общественно-экономическими формациями в истории этики, также как и в истории философии в целом, выделяются три периода: античность, средневековье и Новое время...

Этика и этикет: единство и различие

2. История развития этикета как части этики

Этикетные нормы. Этикет -- практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную...

Этика управления

1.2 История этики

В восточной и античной мысли этика была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни...

Этикет в сфере делового общения

1.1 История этикета

Значительная часть правил этикета пришла из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила забывались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем...

etic.bobrodobro.ru