§ 1. Возмездие за обиду в Древней Руси (1Х-Х вв.). Обида в древней руси
Возмездие за обиду в Древней Руси (IХ-Х вв.) — Мегаобучалка
Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков человеческой истории. Древние памятники права - Десять заповедей Моисея, Закон XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею «возмещения и талиона»2.
Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Руси представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различались. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту вытекало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.
Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-
Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступлений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследования.
См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.
Раздел I Общие положения
Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти
воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узкого круга отношений между христианами и руссами, предусматривая наказание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномочные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от частной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отдаленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью родства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.
Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, который сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обязанных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взимал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.
Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный одному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родственникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.
При наследниках Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду перестали применять. Вводится «головщика» за убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично, независимо от заявленного иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались только после предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие - «неправда», причем неправда уголовная не отграничивалась от неправды гражданской.
При Ярославичах к органам, осуществляющим суд, относились: а) князь, которому принадлежала судебная власть; б) вирник, обязанный провести расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих вопрос о долге в тех случаях, когда ответчик «запирается» - отрицает получение чего-либо в долг; г) метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путем испытания раскаленным железом, он же делил наследство между братьями в случаях спора между ними; д) отрок - помощник вирника, исполняющий его
поручения. В одном из списков Русской правды упомянутые лица называются обобщенно «судьями», как лица, облеченные судебной властью1.
Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях посадников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал совместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немедленно исполнялось
Русская правда предусматривала и особую процедуру подготовки к судебному разбирательству, которая называлась «свод и гонение следа». Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, о краже вещи или раба). Эта процедура называлась «заклич». Виновный, у которого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить штраф и вернуть вещь Если он отказывался это сделать, дело передавалось в суд.
Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Считалось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекращалось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей2.
Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церковные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов перешли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кражах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, епископы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступления или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсудность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Всеволода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право судить прихожан.
Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.
Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 зЮшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428
Раздел I. Общие положения
megaobuchalka.ru
Возмездие за обиду в Древней Руси (IХ-Х вв.) — КиберПедия
Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков человеческой истории. Древние памятники права - Десять заповедей Моисея, Закон XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею «возмещения и талиона»2.
Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Руси представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различались. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту вытекало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.
Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-
Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступлений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследования.
См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.
Раздел I Общие положения
Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти
воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узкого круга отношений между христианами и руссами, предусматривая наказание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномочные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от частной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отдаленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью родства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.
Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, который сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обязанных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взимал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.
Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный одному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родственникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.
При наследниках Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду перестали применять. Вводится «головщика» за убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично, независимо от заявленного иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались только после предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие - «неправда», причем неправда уголовная не отграничивалась от неправды гражданской.
При Ярославичах к органам, осуществляющим суд, относились: а) князь, которому принадлежала судебная власть; б) вирник, обязанный провести расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих вопрос о долге в тех случаях, когда ответчик «запирается» - отрицает получение чего-либо в долг; г) метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путем испытания раскаленным железом, он же делил наследство между братьями в случаях спора между ними; д) отрок - помощник вирника, исполняющий его
поручения. В одном из списков Русской правды упомянутые лица называются обобщенно «судьями», как лица, облеченные судебной властью1.
Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях посадников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал совместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немедленно исполнялось
Русская правда предусматривала и особую процедуру подготовки к судебному разбирательству, которая называлась «свод и гонение следа». Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, о краже вещи или раба). Эта процедура называлась «заклич». Виновный, у которого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить штраф и вернуть вещь Если он отказывался это сделать, дело передавалось в суд.
Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Считалось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекращалось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей2.
Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церковные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов перешли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кражах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, епископы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступления или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсудность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Всеволода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право судить прихожан.
Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.
Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 зЮшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428
Раздел I. Общие положения
cyberpedia.su
Возмездие за обиду в Древней Руси (1Х-Х вв.) — КиберПедия
Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков человеческой истории. Древние памятники права - Десять заповедей Моисея, Закон XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею «возмещения и талиона»2.
Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Руси представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различались. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту вытекало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.
Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-
Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступлений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследования.
См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.
Раздел I Общие положения
Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти
воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узкого круга отношений между христианами и руссами, предусматривая наказание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномочные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от частной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отдаленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью родства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.
Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, который сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обязанных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взимал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.
Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный одному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родственникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.
При наследниках Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду перестали применять. Вводится «головщика» за убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично, независимо от заявленного иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались только после предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие - «неправда», причем неправда уголовная не отграничивалась от неправды гражданской.
При Ярославичах к органам, осуществляющим суд, относились: а) князь, которому принадлежала судебная власть; б) вирник, обязанный провести расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих вопрос о долге в тех случаях, когда ответчик «запирается» - отрицает получение чего-либо в долг; г) метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путем испытания раскаленным железом, он же делил наследство между братьями в случаях спора между ними; д) отрок - помощник вирника, исполняющий его
поручения. В одном из списков Русской правды упомянутые лица называются обобщенно «судьями», как лица, облеченные судебной властью1.
Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях посадников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал совместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немедленно исполнялось
Русская правда предусматривала и особую процедуру подготовки к судебному разбирательству, которая называлась «свод и гонение следа». Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, о краже вещи или раба). Эта процедура называлась «заклич». Виновный, у которого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить штраф и вернуть вещь Если он отказывался это сделать, дело передавалось в суд.
Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Считалось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекращалось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей2.
Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церковные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов перешли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кражах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, епископы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступления или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсудность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Всеволода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право судить прихожан.
Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.
Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 зЮшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428
Раздел I. Общие положения
cyberpedia.su
§ 1. Возмездие за обиду в Древней Руси (1Х-Х вв.) : ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную
обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков
человеческой истории. Древние памятники права - Десять заповедей Моисея, Закон
XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею «возмещения и талиона»2.
Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права
на Руси представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой
считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое
нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское
обычное право для жителей Руси не различались. Обычное право предусматривало
возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права
на защиту вытекало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах
родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение
мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.
Первыми древними источниками русского права считаются
договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945
и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при
князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-
Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано
расследование преступлений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда
совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации
предварительного расследования.
См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве.
Варшава, 1903. С. 53-54.
Собрание важнейших памятников по истории древнего русского
права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С.
52-53; Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция
1997. № 1. С. 53.
64
Раздел I Общие положения
Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти
65
воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались
только узкого круга отношений между христианами и руссами, предусматривая наказание
за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего
не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представляется, что на
Руси это был все же суд князя, от имени которого полномочные послы подписывали
договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в
договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным
спасением для жителей Руси от частной кровной мести было бегство
провинившегося, часто с семьей, в отдаленные места Только при Ярославе месть
было ограничена степенью родства. Но и в этом случае месть, по существу, сама
по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.
Неограниченное применение кровной мести приводило к
истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим
обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован
1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, который
сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обязанных
мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взимал виру в пользу
своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.
Обоснование кровной мести состояло в том, что вред,
причиненный одному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем
родственникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело
миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом,
если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить,
за родственниками сохранялось право мести.
При наследниках Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду
перестали применять. Вводится «головщика» за убийство в виде денежного выкупа.
Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские
правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично, независимо от заявленного
иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались только после
предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие -
«неправда», причем неправда уголовная не отграничивалась от неправды гражданской.
При Ярославичах к органам, осуществляющим суд, относились:
а) князь, которому принадлежала судебная власть; б) вирник, обязанный провести
расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих вопрос о долге в тех
случаях, когда ответчик «запирается» - отрицает получение чего-либо в долг; г)
метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путем испытания раскаленным
железом, он же делил наследство между братьями в случаях спора между ними; д)
отрок - помощник вирника, исполняющий его
поручения. В одном из списков Русской правды упомянутые лица
называются обобщенно «судьями», как лица, облеченные судебной властью1.
Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях
посадников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал совместно с
вечем, принимавшим окончательное решение, которое немедленно исполнялось
Русская правда предусматривала и особую процедуру подготовки
к судебному разбирательству, которая называлась «свод и гонение следа».
Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, о краже вещи
или раба). Эта процедура называлась «заклич». Виновный, у которого
обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить
штраф и вернуть вещь Если он отказывался это сделать, дело передавалось в суд.
Гонение следа заключалось в розыске преступника по его
следам. Считалось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если
след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекращалось.
Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы,
обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или
нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного
штрафа по усмотрению судей2.
Принятие и распространение христианства на Руси повлекло
создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церковные
(духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов перешли дела об
изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кражах из церкви, а также
дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать
дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного
суда были митрополиты, епископы и настоятели монастырей в зависимости от места
совершения преступления или возникновения спора. Деятельность церковных судов
и их подсудность регламентировались Церковными уставами князей Владимира
Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя
Всеволода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого
князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов
Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право судить прихожан.
Считается, что устройство судов, которое было определено в
Русской правде, сохранялось до XVI в.
Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного
объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 з Юшков С В История государства и
права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.
Собрание важнейших памятников по истории древнего
русского права С 323-428
66
Раздел I. Общие положения
www.adhdportal.com
Как ругались в старину
http://7x7-journal.ru/post/41543
Республика Коми
Регион
А
Архангельская область
Б
Белгородская область
Брянская область
В
Владимирская область
Вологодская область
Воронежская область
И
Ивановская область
К
Калининградская область
Калужская область
Республика Карелия
Кировская область
Республика Коми
Костромская область
Курганская область
Курская область
Л
Липецкая область
М
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Мурманская область
Н
Новгородская область
О
Орловская область
Оренбургская область
П
Пензенская область
Псковская область
Р
Рязанская область
С
Смоленская область
Т
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Тюменская область
У
Республика Удмуртия
Ульяновская область
Город Усинск
Город Ухта
Х
Ханты-Мансийский АО
Ч
Республика Чувашия
Я
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская область
en
RU
EN
7x7-journal.ru
§ 1. Возмездие за обиду в Древней Руси (1Х-Х вв.) : Правоохранительные органы Российской Федерации
Кровная месть и
возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением
материального
ущерба в течение многих веков человеческой истории. Древние памятники права -
Десять
заповедей
Моисея, Закон XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею возмещения и
талиона2.
Кровная месть не
миновала и Русь. Вся система обычного права на Руси представляла собой
возмездие и
возмещение за
нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение
кражи,
так и грубое
нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское
обычное
право для
жителей Руси не различались. Обычное право предусматривало возможность защиты
от любых
посягательств,
осуждаемых древними родами. Из права на защиту вытекало и право возмездия и
частной
кровной мести,
основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его
дружины.
Исполнение мести
ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.
Первыми древними
источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи
сообщают
о четырех
договорах 907, 911, 945 и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор
911 г.,
подписанный при
князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти договоры
страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узкого круга
отношений между
христианами и
руссами, предусматривая наказание за некоторые преступления (например,
убийство, увечье,
кражу), но в них
ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представляется, что
на Руси
это был все же
суд князя, от имени которого полномочные послы подписывали договоры, которые
князь
обязан был
выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во
времена
Олега и Игоря
единственным спасением для жителей Руси от частной кровной мести было бегство
провинившегося,
часто с семьей, в отдаленные места Только при Ярославе месть было ограничена
степенью
родства. Но и в
этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее,
самосудом.
Неограниченное
применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения.
Княжеская власть
была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список
датирован 1016
г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, который
сосредоточивается
в руках князя.
При отсутствии родственников, обязанных мстить за совершенное преступление или
иное
деяние, князь
взимал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью
князя в мирное
время.
Обоснование
кровной мести состояло в том, что вред, причиненный одному из родственников,
считался
общим вредом,
причиненным всем родственникам; последние преследовали обидчика. Суд же
старался
уладить дело
миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом,
если
обиженные
родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за
родственниками
сохранялось
право мести.
При наследниках
Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду перестали применять. Вводится
«головщика за
убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие
преступления и
гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично,
независимо от
заявленного иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались
только
после
предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие -
неправда, причем
неправда
уголовная не отграничивалась от неправды гражданской.
При Ярославичах
к органам, осуществляющим суд, относились: а) князь, которому принадлежала
судебная
власть; б)
вирник, обязанный провести расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих
вопрос о
долге в тех
случаях, когда ответчик запирается - отрицает получение чего-либо в долг; г)
метельник
(мечник),
который решал спор о тяжбах путем испытания раскаленным железом, он же делил
наследство
между братьями в
случаях спора между ними; д) отрок - помощник вирника, исполняющий его
поручения. В
одном из списков Русской правды упомянутые лица называются обобщенно судьями,
как
лица, облеченные
судебной властью1.
Наиболее сложные
дела, например о должностных преступлениях посадников, бояр и других
приближенных
князя, последний
разбирал совместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое
немедленно
исполнялось
Русская правда
предусматривала и особую процедуру подготовки к судебному разбирательству,
которая
называлась свод
и гонение следа. Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении
(например, о
краже вещи или раба). Эта процедура называлась заклич. Виновный, у которого
обнаруживалось
похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить штраф и вернуть
вещь
Если он
отказывался это сделать, дело передавалось в суд.
Гонение следа
заключалось в розыске преступника по его следам. Считалось, что куда привели
следы, там и
находится
преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение
следа прекраща-
лось. Гонение
следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность
самой
отыскать его и
выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой
наложение судом
на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей2.
Принятие и
распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к
юрисдикции
которых
относились прежде всего церковные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность
церковных
судов перешли
дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кражах из церкви, а
также
дела, возникшие
во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о
преступлениях
священнослужителей
и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, епископы и
настоятели
монастырей в зависимости от места совершения преступления или возникновения
спора.
Деятельность
церковных судов и их подсудность регламентировались Церковными уставами князей
Владимира
Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя
Всеволода
(около 1120г.),
Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во
время татаро-
монгольского ига
церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право
судить прихожан.
Считается, что
устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI
в.
www.adhdportal.com
§ 1. Возмездие за обиду в Древней Руси (1Х-Х вв.). ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зачётка.рф
Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства