Этикет древней греции. Развитие этикета: от Древней Греции до наших дней
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Правила этикета в Греции — тостуем и танцуем! Этикет древней греции


Этикет древнего мира: Греция | Искусство Древнего мира

Философы Древней Греции учили людей благородству, здравому смыслу, умеренности и воздержанию, как лучших добродетелей. Во взглядах выдающегося материалиста древности Демокрита, который основоположил моральные каноны и правила поведения, четко прослеживается желание привить человеку лучшие духовные качества. Демокрит отмечал, что благородство домашних животных заключается в высоком качестве их тел, тогда как благородство людей — в хорошем направлении их характера, что проявляется в их поступках.

Демокрит воспевал разум, мудрость и рассудительность. Бессмертными афоризмами стали его заметки «Телесная красота человека — это нечто твареподобное, если под ней не скрывается ум», «не пытайся знать все, чтобы не стать во всем невеждой», «дуракам лучше повиноваться, чем повелевать», «лучше думать прежде чем действовать, а не после «.

Демокрит

Демокрит требовал, чтобы слово не расходилось с делом, чтобы оно было тенью дела, поскольку «многие из тех, кто позорно совершает, говорит замечательные речи». При оценке поведения человека Демокрит учил считаться не только на ее действия, но и на внутренние побуждения и желания. Он говорил: «Честный и недостойный человек познаются не только потому, что они делают, но и из-за того, чего они хотят». Он осуждал лицемерное раздвоение личности для себя и для других, настойчиво советовал: «Не говори и не делай ничего плохого, даже если ты наедине с собой. Учись как можно больше стесняться самого себя, чем других», «замечательной есть надлежащая мера во всем», «если пересечешь границу, то самое приятное станет для тебя неприятным».

В отзывах о людях тоже стоит соблюдать меру и тактичности. Нужно взвешенно относиться к похвале других и себя. Нельзя не согласиться с Демокритом, что «очень вредят дуракам те, кто их восхваляет», «лучше, — продолжал он, — чтобы хвалил нас кто-то другой, чем хвалить самого себя», «если не можешь признать похвалу заслуженной, считай ее лестью «.

Эпикур

Другой выдающийся мыслитель древнего мира, знаменитый греческий философ-материалист Эпикур считал, что каждый человек стремится удовольствия и избегает возможных страданий. «Поэтому, — отмечал он, — мы называем удовольствие началом и концом счастливой жизни. Однако когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, — продолжал он, — мы имеем в виду не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающиеся в чувственной наслаждении, как считают те, кто не знаком, или не соглашается, или неправильно понимает, но мы понимаем свободу от телесных страданий и от мук совести и тревог «.

Свобода от телесных страданий, душевных мук и тревог достигается рассудительностью, ведь, говорил Эпикур, нельзя жить приятно, если не живешь разумно. Всему есть свой край, и его должен знать каждый человек. «Благосостояние и счастье — не в избытке денег, не в выси положения, не в должностях каких-либо или силе, — разъяснял Эпикур, — а в свободе от печали, в умеренности чувств и настройке души, всем знают границы».

Аристотель

На развитие этической мысли древнего мира огромное влияние оказал славный философ того времени Аристотель. По его убеждению, этика, поведение и поступки людей обусловлены политикой и экономикой, ведь и полноценный гражданин — утверждал он, — это общественное животное. Более того, согласно взглядам Аристотеля, нравственность предоставлена людям в виде возможности и превращается в действительность лишь общественной жизнью. «Не без основания, — утверждал он, — люди придумывают понятие блага или блаженства согласно жизни, которым они живут»Считая основой этики и поведения людей стремление к наслаждению, Аристотель напоминал, что кроме наслаждения есть еще и страдания. Во всяком наслаждении и страдании возможны избыток или недостаток, причем и то, и то плохо. «Избыток и недостаток, — отмечал Аристотель, — принадлежности порока, середина — принадлежность добродетели».

Умеренность и середина — вот условия нравственности добродетельной жизни, приличия и общения людей.Аристотель дает ответ на вопрос, за что мы (люди) любим друг друга. «Любить означает желать кому-то того, что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя, и пытаться по мере сил давать ему эти блага … Другом будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и сожалеет нашу тоску ради нас самих … Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а такие люди вежливые, не склонны подчеркивать ошибки (других), не любят спорить и ссориться …

Любим мы и тех, кто умеет пошутить и принять шутку, поскольку тот, кто умеет принять шутку и может сам прилично пошутить, одинаково наполняют удовольствием ближнего.Мы любим также людей, которые превозносят те добрые качества, которыми наделены мы, особенно если мы боимся оказаться лишенными этих качеств. Пользуются любовью еще люди чистоплотные в своей внешности, одежде и во всей своей жизни, а также люди, не имеющие привычки упрекать нас допущенные ошибки и совершенными благодеяниями.

Любим мы также людей незлопамятных, которые не помнят обид и легко идут на примирение …, а также людей несквернословных и тех, кто считается не на недостатки, а на добрые качества людей … Вообще мы любим тех людей, которые слишком благосклонны к своим друзьям и не оставляют их «. Древнегреческий посольский церемониал в те времена обставляли с изрядной торжественностью. Так, например, покровителем послов воды считали бога Гермеса. Он к тому же, по легендам, занимался путников и торговцами.

Послы имели при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были устроены крылья птицы и два переплетены узлы. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. После давали инструкции, написанные на двух карточках или табличках, составленных вдвое, — «дипломах». Отсюда и происходит слово «дипломатия».

Во времена расцвета греческой цивилизации древнегреческий философ Платон (IV век до нашей эры) в известном труде «Пир» воспевал людей, способных определять «золотые грани» потребление пищи и вина. Только дикари и варвары могли выходить за эти пределы, — считали древние греки. Среди афоризмов Григория Сковороды находим: «Счастлив тот, кто соединил врожденную свою работу с общей. Она есть настоящая жизнь. И теперь можно понять такое Сократове слово:» Кое-кто для того живет, чтобы есть и пить, а я пью и им для того, чтобы жить «.

Гомеровские герои

У древних греков впервые появляются понятия культуры поведения для целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Систему ценностей рыцарского поведения можно проследить у Гомера в «Илиаде». Важную роль в определении культурного человека (слово культ латыни означает глубокое уважение к кому-то (чему-то), почитание кого (чего), т.е. образец для подражания) играло ее благородное происхождение (подобно тому, как слово «какао» означало человека совершенно недостойное). С происхождением связывали не только благородство, но и красоту, прежде телесную. Гомеровские герои были удивительно чувствительны к красоте человеческого тела и многое прощали тем, кто был ею наделен.

Согласно древнегреческим этикетом фигуру человека должна излучать силу. Он должен быть высокого роста и плечистый. Не каждый поднял бы щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора длиной достигал одиннадцать локтей. Рыцарь должен быть искусным атлетом и достойно побеждать в соревнованиях. Эти умения служили образцом и были отличительной социальному признаку, потому вступления их требовало немало свободного времени. Прекрасно это описал Гомер в «Одиссее».

Рыцарь отличался от простонародья хорошим языком и учтивостью, причем эти качества на протяжении веков служили признаками культуры и принадлежности к высшим слоям общества. Вежливый человек не пытался любыми путями оказаться в центре внимания, вел себя сдержанно, как, например, Одиссей. Учтивость хозяев проявлялась в их тактичном поведении. Они не мешали гостю расспросами, а ждали, пока он после приличного угощения сам расскажет о себе столько, сколько сочтет нужным.

Можно добавить также, что в обществе, где рыцарь боролся свое положение с оружием в руках, храбрость считалась самым необходимым добродетелью, а обвинение в трусости — худшей обидой. Характер гомеровского героя определяли главным забота о чести, стремление к славе и отличия. Античный человек был очень чувствительный к чествованию, впрочем, мера их должна соответствовать полученным заслугам.

В книге «Совершенный грек и римлянин» говорилось: «Весь социальный строй гомеровский основанный на чествовании друг друга». Благородное происхождение приводило стремление к славе, поэтому родители требовали от своих сыновей, чтобы они во всем придерживались этикета добродетели и во что избегали того, чтобы выглядеть нелепо.

Гомеровский воин согласно требованиям этикета должен быть щедрым, а обязанность хозяина — искренне принять гостя, то есть проявлять гостеприимство. Считалось, что только четыре занятия не способны обидеть людей, возвышенных на вершину общества: власть, религия, война и спорт. Люди, уязвимые к обидам и ежесекундно готовы отстаивать справедливость, чаще прибегали к поединку мечом или хватались за лук и стрелы.

В решении конфликтных ситуаций и соперничества бой был важной составляющей жизни древних греков и обычно происходил по определенным правилам. Исход битвы часто решал поединок сильнейших рыцарей из враждебных станов. Поединок мог прекратиться после сообщения сопернику своей генеалогии, и нередко случалось так, что вражды был положен конец в случае, если стороны узнавали о давней дружбе своих предков.

Поединок мог прекратиться также по инициативе того, кто вызвал противника на дуэль. На прощание соперники дарили друг другу подарки, а клянясь в дружбе, даже обменялись доспехами. Публичная схватка ценнилась выше, чем военная хитрость. Победитель имел право снять доспехи с побежденного, а его тело бросить собакам или хищным птицам. Древние греки верили, что без погребения убитый не сможет переплыть реку Стикс и найти покой в мире мертвых.К непременных правил воинского этикета принадлежало перемирия для сбора тел погибших на поле битвы и захоронения их. Остро осуждалось нарушение заключенных под присягой соглашений. Лук считался менее почетным оружием, чем меч, впрочем, за победу боролись чем-либо, да и даже камнями.

Поводом к войне могли служить личная месть, возмущение против клятвопреступников, неблагодарность. Так возникло понятие долга, чести, силы и значения их как принципов справедливости. Неблагодарность заслуживала осуждения так же, как ситуация, когда товарища бросали на произвол судьбы, не предоставив ему необходимой помощи.

Правила древнегреческого этикета, продиктованы соображениями взаимоуважения и сострадания, требовали: «… помилуй того, кто покорился и просит пощады; почитай посла; соблюдай перемирие: не мешай захоронению мертвых и сдерживайся от восхвалений над трупом врага …».

Сохранение жизни врагу могло диктоваться желанием получить за него выкуп. Кроме того, если обязанность и честь — высшее благо, то добровольное унижение — огромная жертва, которую нельзя не уважать. Вот почему запрещалось наносить удары противнику, который покорился.

Сервировка и этикет стола в Древней Греции были весьма простыми. На завтрак съедали несколько ломтей хлеба, смоченного вином. Обед был главным в дневном рационе, поэтому во время обеда сидели за столом. Пища состояла из каши, сваренной преимущественно из очищенных зерен пшеницы или ячменя, блюд из зелени, маслин и незначительного количества мяса. В античной Греции не знали никаких столовых приборов и еду брали руками из общей посуды. После обеда слуги поливали гостям воду на руки над небольшим тазом.

Впоследствии на этикет стола в Древней Греции существенно повлияло сицилийское и малоазийское кулинарное искусство. В определенной степени были заимствованы и застольные обычаи персидского и лидийского царских дворов. Например, главное застолья стали назначать на более позднее послеобеденное или вечернее время, вошли в моду также застеленные покрывалами банкетные ложа, высотой почти такие же, как и уровень обеденного стола. На каждом из таких лож устраивались по двое мужчин; вместо женщины и дети, по-прежнему сидели за столами.

Культура за столом

Никаких сложных правил этикета за столом тогда не знали. Хорошим тоном считалось черпать супы или соусы ломтем выеденного хлеба или просто одной ложкой. После еды очищали руки хлебом или ароматной глиной.После блюд брались за вино. Эти симпозиумы, как называли такие пиры, имели прежде культовый характер (их устраивали в честь бога Диониса) с ощутимым эротическим компонентом. Они сопровождались философскими беседами и дискуссиями. В более поздние эллинистические времена симпозиумы окончательно превратились в огромные оргии. В Древней Греции различали два типа человеческих культур — «культуру стыда» и «культуру вины», имеющие противоположные критерии оценки поведения человека.

В «культуре стыда» такие оценки имеют внешний характер — одобрение при осуждении, подражания лучших и соперничество. В «культуре вины» на первый план выходит внутренняя система ценностей — «суд совести».Если, например, чувство внутренней греховности, присущее христианству, не было свойственно грекам, однако им были в высшей степени присущи чувство стыда перед согражданами, опасения публично попасть впросак. Эти важнейшие мотивы во многом определяли поведение древнего грека в обществе.

С другой стороны, античному человеку было свойственно стремление предшествовать, то есть стать лучшим среди многих. Желание быть лучшим не ограничивалось областью воинской доблести, оно касалось первенства и в спорте (гонки на колесницах, борьба, кулачный бой, бег, стрельба из лука, метание диска и копья). Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры и с тех пор несколько веков подряд регулярно проводились каждые четыре года. VII-VI века до нашей эры были временем обострения социальной борьбы греческих полисов (городов) за равенство перед законом, за свободу слова.

Настоящей «школой для Эллады» стали Афины. Гиппократ в своих произведениях писал о многочисленных физические и духовные особенности людей. Раннее детство мальчики и девочки проводили вместе, под наблюдением женщин. Начиная с шестилетнего возраста мальчик посещал уроки частных учителей (такие сценки можно увидеть на краснолаковых вазах, сохранившиеся до наших дней) в сопровождении педагога (греческое «педагог» переводится украинского как тот, кто сопровождает ребенка). Учебным пособием для детей послужили тексты Гомера, а за принадлежности правили восковые дощечки. По окончании гимназии юношей забирали на двухлетнюю службу в армию.

В доме для женщины было отведено специальное помещение. На улицу женщина с благородной семьи выходила исключительно в сопровождении рабыни или служанок. Впрочем, не следует считать, что замужем афинская женщина была бесправной перед мужем. В области своих обязанностей жена имела решающий голос. Кстати, Ксантипа, жена Сократа, ругала и даже била своего мужа за то, что он не приносил домой денег, теряя время в беседах.

Своеобразное место в жизни Афин занимали гетеры. Они имели большую свободу и независимость, достигали такого уровня культуры и образованности, который был недоступен замужним женщинам, к тому же они нередко заслуживали уважение умных людей того времени. Гетер нельзя сравнивать с японскими гейшами. Две древние культуры — японская и греческий — развивались параллельно. Так, например, культ красоты природы у японцев и культ красоты человеческого тела у греков возник почти одновременно.

Похожие записи

ancientart.ru

Древняя Греция | Всё об этикете!

Большую часть дня греки проводили вне дома – в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы – складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон – это до колен или ниже платье, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины – пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ – хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги, зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

Спорт, бани в Древней Греции

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Трехразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и обильного обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов. Приглашенные могли привести на пир своих друзей. Случалось, что к обеду приходили граждане, которых никто не приглашал – паразиты. Непрошеных гостей не принято было выгонять, но к ним относились с презрением. За стол садились строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Пиры устраивались только на мужской половине дома. Так как аккуратность считалась признаком вежливости, то у входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги, предлагали принять ванну и умаститься благовониями. Еда расставлялась на столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было высоким, покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей спиной друг к другу. Обедали в положении полулежа, опираясь левым плечом на подушку или валик. Хозяин дома располагался в центре. Самым почетным считалось место справа от него. Ели руками, вытирая пальцы тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Обед начинался с закусок, возбуждающих аппетит. Далее следовали перемены из мяса, рыбы, зелени и соусов. По окончании трапезы совершали омовение рук и приносили жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Это было началом симпосиума (симпозиум – философская беседа с вином). Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой в пропорции один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подобающим лишь варварам. Во время обеда велись важные и интересные беседы. На симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт проксении – прообраз дипломатической службы. При переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем государстве. Проксены (представители Афинского государства в других полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами, обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги

etiquette.all-talks.info

Правила поведения в Греции: жесты, этикет, запрещенные темы

Правила поведения в Греции для туристов. Какие тонкости этикета нужно знать и каких тем избегать, чтобы не «плюхнуться в лужу с разбега» в чужой стране?

В Греции восточные правила этикета перемешались с западными. Холодные рукопожатия при встрече так же уместны, как горячие объятия и поцелуи. Вот чего нет у греков, так это — японской пунктуальности. Зато восточное уважение к старшим и почтительность к возрасту — в крови. Греки гостеприимный и веселый народ. Они искренни и ценят это в других людях, тут никто не обратит внимание на активную жестикуляцию или громкий смех, греки сами экспрессивны. А вот если вы не скажите «спасибо» или «пожалуйста», сочтут вас невежей.

Правила поведения в гостях в Греции

Как себя вести в гостях у греков, чтобы не прослыть невежественным иностранцем?

Правила поведения в Греции — в гости с презентом!

Правила поведения в Греции — в гости с презентом!

  1. Не стоит приходить с пустыми руками. Букет цветов, торт, картинка или свежий Vogue — этим вы окажете знак почтения хозяевам. Важный момент: принесенные вами пирожные или торт не стоит самим ставить на стол, этим вы можете смутить хозяйку. Она наверняка ждала гостя и сама подготовила угощение. Настоящая гречанка поблагодарит за съедобный презент и поставит его в холодильник — возможно это будет сюрприз для следующего гостя. 
  2. В Греции в гостях не принято разуваться. Никто там старые засаленные тапочки (на всякий пожарный) не хранит. Греки не любят ковры, а мраморные (плиточные) полы натирают до блеска. Да и грязи российской, благодаря климату, на улице не встретишь. Так что смело можете не разуваться — никто не заставит вас демонстрировать носки или колготки, когда вам это не приятно. 
  3. Если греки пригласили вас в гости, то перед уходом сделайте ответный жест, позовите на чашку кофе. Даже если вам не очень хочется. Не хотите домой? Можно в кафе или ресторан — но счет при этом должны будете оплатить вы.

Именины в Греции — праздник номер один!

День именин для греков — свят. Куда более важная дата, чем День собственного рождения или Рождество.

Как празднуют именины в Греции

Xronia polla — с именинами!

Поэтому, если не хотите рассориться со своими греческими знакомыми (а особенно — бизнес партнерами), запомните дни их именин. Самые популярные имена в Греции — Янис, Николаос, Мария, Георгий, Христина. Если имя вашего друга редкое, спросите его о дате торжества напрямую. О дне своих именин любой грек ответит без запинки, да к тому же наверняка будет сражен вашим вниманием.

В день именин, как ни странно, не обязательно дарить подарки. Главное — искренне поздравить и долго, жарко желать имениннику всего самого-самого. Это греки очень любят и ценят.

Именины справляют в тавернах и недорогих кондитерских. Ведь имениннику требуется угостить всех своих друзей, пусть даже это будет чашка кофе и эклер.

В Греции на каждом углу продаются специальные именные календари. Стоят копейки, зато помогут вам, как в личной, так и деловой жизни.

Если вы все-таки решите сделать на именины презент, то, покупая его в магазине, сразу скажите продавцу, что вы покупаете подарок.

Вам дадут специальную «карту аллагис» — визитку магазина. С такой картой обладатель подарка без проблем сможет обменять его на другой. То, что ваш презент не подошел по размеру или не понравился, — ни один грек в лицо не скажет. Вас будут с улыбкой за него благодарить, а на следующий день — тихо обменяют его в магазине. Это общемировая практика, греки тут далеко не первопроходцы.

Правила повседневного этикета Греции

О чем не стоит говорить с греками, какие темы обходить стороной, чтобы не создавать «острые углы» в отношениях с греками своими же руками:

  • Жители Греции, в отличие от нас, не любят заниматься самобичеванием. Они трепетно и уважительно относятся к своей нации. Поэтому первое и главное — хвалите страну так же, как и дом вашего друга, этим вы выскажете уважение и ему, и всей его семье. 
  • В гостях уделяйте время пожилым людям, спросите у них о здоровье, как они переносят жару. Почтительное отношение к старшим в Греции возведено в культ. Стариков в этой стране ценят и уважают. Однако, здороваясь с членами семьи, не забудьте пожать руки и детям. 
  • За столом, после тоста в вашу честь, обязательно произнесите ответный тост. 
  • Если вам все время будут подкладывать в тарелку еду, вы должны делать то же самое другим. 
  • Жест пальцами, соединенными в букву «о» (ок), греки считают неприличным и вульгарным. 
  • Если ваш собеседник на ваш вопрос, закидывает голову вверх (смотрим в небо или на потолок), то это значит — «нет». 
  • Будучи в гостях в греческом доме, ведите себя раскрепощено. Греки любят танцевать, присоединяйтесь и вы к танцу. Своим выходом к танцующим вы еще раз выскажете почтение ко всей греческой нации.
Кофе в Греции - как пьют и варят

В этой стране не варят кофе «по-турецки» — только по-гречески

Теперь о политике

Заказывая кофе в кафе, не просите бармена сварить вам его «по-турецки». Дома такой выпьете. У греков же негласное табу на все турецкое. Давние воспоминания об османском рабстве до сих пор бередят умы и сердца — на генетическом уровне. Не говорите с ними и о Северном Кипре, и даже о Югославии. Лучше продемонстрируйте восхищение величием древней Эллады. Поблагодарите за то, что сохранили для человечества памятники истории. И что подарили миру демократию не беда, что она так и не прижилась ни в одной стране.

Эти нехитрые приемы работают, хотя и не всегда безотказно. Но политика — тема взрывоопасная, и за знание ее тонкостей вам простят даже грубые ошибки бытового этикета Греции.

Пляжи Санторини от А до Я, живописные пляжи Крита, а также пляжи Родоса с Голубым флагом. Узнайте как добраться на Керкиру, маршрут Крит — Санторини: расписание паромов. Летний отдых в Элунде — отели 2018, Ретимно — экскурсии по городу.

fountravel.ru

от Древней Греции до наших дней

Развитие этикета: от Древней Греции до наших дней фото

В Древней Греции в светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета. Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах (спортивных залах) и гимнасиях (стадионах). Все граждане во второй половине дня стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи, сообщались и обсуждались новости, поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой для хозяина складной стул для более удобного общения. Зачастую встречи затягивались допоздна и гражданам приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев.

В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также в азартных играх. Женщина, согласно обычаям, могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Важнейшими чертами общественной жизни древних греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт прок-сении — прообраз дипломатической службы. При выезде из своего отечества в соседние государства греки оказывались там чужаками, поэтому проксены защищали их интересы, предоставляя им жилье, обеспечивая деньгами.

Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. Римские граждане охотно посещали общественные игры и зрелища, число которых доходило до 170 в год. В жизни римлян термы (общественные бани) играли большую роль, чем у греков, из-за своего многофункционального характера. Позже они превратились в роскошные дворцы, предназначенные не только для купания. В термах появились комнаты отдыха для общения и библиотеки. Сюда приходили в сопровождении рабов, которые несли простыни, скребки. Во времена Римской империи термы играли роль клубов, в которых одновременно могли присутствовать около четырех тысяч человек. Здесь устраивались представления, велись философские беседы. Термы стали обязательным элементом городской застройки всех городов Римской империи.

В XI—XIII вв. появились правила поведения за столом. Пировали за длинным столом, во главе которого сидел хозяин, ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым, желая убедить гостей в том, что кушанья не отравлены.

В 1204 г. испанский священник Педро Альфонсо написал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов «Дисциплина клерикалис», на основе которой впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

С XIV в. в Италии отмечены тенденции к облагораживанию нравов, стремление к красоте, обучение манерам. В XV в. появляется мода и определяются основные правила этикета. Из Италии вместе с науками этикет проникает в Западную Европу: сначала в Англию, потом во Францию и Германию. На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки.

На королевских приемах во Франции, чтобы попасть на бал, необходимо было сначала научиться этикету. Главное правило дворцового этикета того времени — никто и никогда не имел права начинать первым разговор с его величеством. Был также утвержден королевский церемониал, который охватывал все стороны жизни монарха, установлены правила для короля: степенная походка, строгий взгляд, выражение превосходства. Свита покорно должна была повиноваться королю, выполнять любой его каприз; в правилах были описаны поклоны для подданных.

В этот период появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемонимейстера, следившего за выполнением всех тонкостей этикета и регламентировавшего всю дворцовую жизнь.

В это же время этикет появляется и на Востоке. Был создан кодекс учтивости, который впервые опубликовали в Японии, но до сих пор ученые и историки не могут его расшифровать. Выходит много сборников правил поведения в Китае, в которых насчитывается около 30 ООО видов церемоний. Основное правило китайского этикета: если человек не выполнил пункт из китайского кодекса учтивости, то позор падает на всю его семью, род. Много в этом кодексе правил по воспитанию детей, организации приемов, поведению за столом.

В Европе несколько позже начинают публиковаться правила поведения в театрах, на концертах. Там, например, можно было кричать на концерте, испытывая восторг, что было недопустимо в Советской России.

В 1588 г. появляется свод Правил «Статус Великого княжества Литовского», которому люди подчинялись на протяжении 250 лет, обучаясь по нему манерам и правилам поведения.

В Англии граф Честер — философ, писатель в области психологии и этикета — в 1774 г. опубликовал труд «Письма к сыну», в котором подробно описывал правила воспитания детей.

В XVIII в. Оливер Голдсмит — английский писатель-сентименталист — в своих произведениях описывает правила обхождения с женщинами, в которых впервые было оговорено, что женщина должна подчиняться своему мужу.

Первый президент США Вашингтон в 14 лет написал книгу «Правила приличного Поведения», которая включала в себя 100 правил. Третий президент США Томас Джеферсон в своих сборниках уделял внимание правилам поведения на приемах, балах, вечерах.

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций. Во времена Киевской Руси в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснившие языческие и скандинавские. В деревнях же до XIX в. сохранялась языческая культура. В период феодальной раздробленности после ордынского нашествия (XII—XIII вв.) на Русь проникают восточные нормы поведения, например, деспотизм мужа в семье и т.д., что сохраняется вплоть до XVI—XVII вв. В этот период возникает понятие «светская жизнь», связанное с государственной службой.

Европейский этикет в России появляется только в начале XVII в. До этого существовал общепринятый порядок, изложенный в кодексе правил «Домострой», в котором Владимир Мономах описывает жесткий свод правил эпохи Ивана IV. В основе этих правил лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших — старшим. Это сборник правил о том, «как должно жить». В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Детей надо было учить ремеслу и торговле, при неповиновении — «сокрушать ребра». Жена должна была воспитывать детей и вести хозяйство. «Домострой» учил «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не насмешничать, не помнить зла».

Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

К концу XVII в. домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества. Петр I, расширяя границы общения России с другими государствами, стал вводить в государстве европейские нормы поведения. Активный проводник правил этикета, Петр I после возвращения из-за границы велел всем подданным надеть парики и панталоны, стал проводить ассамблеи. Женщины начали выходить в свет, в обиход вошел иностранный язык, стало модным обучение танцам и музыке (для девочек), знание точных наук (для мальчиков), изучение литературы и культуры других стран: Франции, Испании, Германии.

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», которая понравилась русскому дворянству. В книге писалось: «Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, прямо, а, не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтобы не сказали: он лукаво на людей смотрит». Несмотря на то что Петр I искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции «Домостроя» еще долго сосуществовали с европейскими правилами.

При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. В начале XDC в. поведение светского человека должно было соответствовать канонам сентиментализма: в моде бледность и разговоры на чувствительные темы.

В 1744 г. при Елизавете Петровне был выработан «Церемониал для чужестранных послов при Российском Императорском дворе», который расписывал порядок действий от начала въезда гостей в столицу до организации приема.

Особую роль в формировании придворного этикета сыграла Екатерина II, она сама составила «Эрмитажный этикет», в котором писала: «Есть, пить вкусно и сладко, но не до такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы».

В период реформ Александра II в столице и губерниях складывается новый слой общества с более демократичными манерами, исчезает тип аристократа, все стремятся заниматься каким-либо делом, появляются кружки.

Современный этикет наследует обычаи всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку соблюдаются представителями не только определенного общества, но и самых различных социально-политических систем и групп, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем данной страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Дусенко С. В. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие для студ. / С. В. Дусенко. — М.: Академия, 2011. — стр. 8-12

livrezon.ru

Застольный этикет древних греков - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

blog_entry_597799

О том, чем питались в Древней Греции, нам одновременно известно и мало, и много. Мало – потому что до наших дней не дошло ни одной книги, которая смогла бы познакомить нас с  рецептами блюд тех мест и времен; много – потому что всю ту информацию, которой мы владеем сегодня, нам донесли страницы греческих пьес и философских трудов, начиная с «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера и заканчивая «Пиром» Платона. Само слово «гастрономия» имеет греческие корни и в вольном переводе означает не что иное, как «искусство радовать желудок»…

Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки, политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.

greece03501

Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.

И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.

Основы диетологии

В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.

554b858d59852

Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами –  иначе говоря, соблюдать диету.

Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.

Режим питания

В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.

554b85d49aa65

Чехарда названий  и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.

Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.

Совместные трапезы

В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.

Rim1

Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.

Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.

Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.

Мясо

В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.

554b8657b5eb7

В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.

Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.

Вино

В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.

arx-zast

Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.

При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.

Via

p-i-f.livejournal.com

Застольный этикет древних греков

О том, чем питались в Древней Греции, нам одновременно известно и мало, и много. Мало – потому что до наших дней не дошло ни одной книги, которая смогла бы познакомить нас с  рецептами блюд тех мест и времен; много – потому что всю ту информацию, которой мы владеем сегодня, нам донесли страницы греческих пьес и философских трудов, начиная с «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера и заканчивая «Пиром» Платона. Само слово «гастрономия» имеет греческие корни и в вольном переводе означает не что иное, как «искусство радовать желудок»…

Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки,политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.

Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.

И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.

Основы диетологии

В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.

Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами –  иначе говоря, соблюдать диету.

Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.

Режим питания

В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.

Чехарда названий  и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.

Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.

Совместные трапезы

В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.

Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.

Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.

Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.

Мясо

В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.

В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.

Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.

Вино

В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.

Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.

При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.

interesnosti.mediasole.ru

Застольный этикет древних греков - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

blog_entry_597799

О том, чем питались в Древней Греции, нам одновременно известно и мало, и много. Мало – потому что до наших дней не дошло ни одной книги, которая смогла бы познакомить нас с  рецептами блюд тех мест и времен; много – потому что всю ту информацию, которой мы владеем сегодня, нам донесли страницы греческих пьес и философских трудов, начиная с «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера и заканчивая «Пиром» Платона. Само слово «гастрономия» имеет греческие корни и в вольном переводе означает не что иное, как «искусство радовать желудок»…

Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки,политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.

greece03501

Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.

И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.

Основы диетологии

В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.

554b858d59852

Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами –  иначе говоря, соблюдать диету.

Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.

Режим питания

В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.

554b85d49aa65

Чехарда названий  и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.

Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.

Совместные трапезы

В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.

Rim1

Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.

Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.

Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.

Мясо

В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.

554b8657b5eb7

В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.

Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.

Вино

В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.

arx-zast

Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.

При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.

p-i-f.livejournal.com


Смотрите также