Естествознание в древней индии. Возникновение и развитие естествознания в государствах Древнего Востока и в Античном мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие научные знания получили развитие в Древней Индии? Естествознание в древней индии


Естествознание Древней Индии — реферат

     Фармакопея  была очень богата и использовала минеральные, животные и растительные вещества. Многие медикаменты были известны и применялись в Азии задолго до их введения в Европе, например масло дерева чаульмугра, которое традиционно назначалось как лекарство от проказы и до сих пор является основным средством борьбы с этой болезнью. Эти факторы в большей степени, чем теоретические знания, способствовали успехам древней индийской медицины, которая все еще широко применяется на субконтиненте, немного уступая современной науке.

     Развита была также ветеринарная медицина, прежде всего при дворах, где особенно заботились о лошадях и слонах, и врачи-практики, специализирующиеся в этой области, были очень востребованы. Доктрина ненасилия поощряла строительство пристанищ для брошенных, больных и старых животных, и эти акты милосердия по сей день совершаются во многих городах Индии.            

     Заключение 

     Таким образом, мировосприятие Древней Индии  было тесным переплетением  древнеиндийской теологии и науки. Возникновение же Вселенной индийцы издревле рассматривали не как однократное, а как периодически повторяющееся событие, мировой процесс представлял собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имели никакого значения.

     Естественнонаучные знания в Древней Индии оставались также очень зависимыми от религии, незначительно меняя свои теории от секты к секте. В целом индийская наука оставалась на относительно примитивном уровне. Как и вся наука древности, она не знала основных законов природы, которые являются основанием любого объяснения мира. Однако в неукоторых областях области (физика, химия, физиология) индийцы сделали важные открытия. Развитию же медицины и физиологии благоприятствовали два фактора: буддизм и интерес к физиологии, связанный с феноменами йоги и мистическим опытом.

     После гибели Индской цивилизации история  как бы делает «шаг назад» - на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолигических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное и научное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.    

     Список  литературы    

  1. Бонгард-Левин  Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 2001. -  290 с.
  2. Древняя Индия // http://www.newacropol.ru/Alexandria/ civilization/india/ india_simv/
  3. Индийская традиция, культура древней и современной Индии // http://maxbooks.ru/oriente/oris83.htm
  4. Капица С.П. Антология вступлений к классике естествознания. – М., 2000. – 600 с.
  5. Кукк В.А., Сергеев С.В. Концепция современного естествознания: Учебное пособие. – Челябинск, ЮУрГУ, 2006. – 270 с.
  6. Цивилизация Древней Индии / Артур Бэшем; пер. с фр. Е. Гавриловой под ред. Н. Шевченко. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.

turboreferat.ru

Естествознание Древней Индии — реферат

Введение 

     Древняя Индия относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировому естествознанию большое количество ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская (Идская) цивилизация).

     Краткий обзор естествознания Древней Индии позволяет определить главные направления мировоззрения и мировосприятия этой цивилизации, их характер и специфику, развитие научного знания и т.д. Эта тема является актуальной, так как мощные  пласты  древних  традиций продолжают действовать, и видимо, будут  ещё  долго  оказывать  серьезное влияние  на  самосознание, образ жизни и политику стран Востока.

     Цель  работы – обзор основных направлений  естествознания Древней Индии.

     Задачи, поставленные для достижения цели:

     - дать представление о природе мирового процесса в Древней Индии;

     - охарактеризовать состояние естественных наук Древней Индии.

     В работе были использованы как учебные  пособия по концепции современного естествознания, так и материалы, посвященные Древней Индии, ее культуре, науке, миропониманию.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.  

1 Представление о природе мирового процесса в Древней Индии 

     Вселенная - «Вед» - в Древней Индии была очень проста: внизу — Земля, плоская и круглая, выше — небосвод, по которому движутся Солнце, Луна и звезды. Между ними — воздушное пространство (анта-рикша), где находятся птицы, облака и полубоги. Это представление о мире с развитием религиозной мысли усложнилось.

     Выдвигаемые объяснения происхождения и эволюции мира не имели никакого отношения  к науке. Но все религии Индии  приняли некоторые космологические концепции, фундаментальные для индийского сознания. Они поразительно отличались от семитских идей, которые долгое время будут влиять на западную мысль: мир очень стар, он находится в бесконечном процессе сменяющих друг друга циклических эволюции и упадков; существуют другие миры, помимо нашего.

     Индуисты  считали, что мир имеет форму  яйца, Брахманды, или яйца Брахмы, и разделен на двадцать один пояс: Земля является седьмым начиная от вершины. Выше Земли вздымаются друг над другом шесть небес, соответствующие возраставшим степеням блаженства и не связанные с планетами, как у греков. Ниже Земли располагалась патала, или нижний мир, который включал семь уровней. Обиталище нагов и других мифических созданий, оно отнюдь не считалось неприятным местом. Ниже паталы находилось чистилище — трака, также разделенное на семь кругов, один другого хуже, так как это было место наказания душ. Мир был подвешен в свободном пространстве и, предположительно, изолирован от других миров.

     Космологическая схема буддистов и джайнов  отличалась от только что представленной по многим пунктам, но, в конечном счете, основывалась на той же концепции. И те и другие утверждали, что Земля плоская, но в начале нашей эры астрономы признали ошибочность такого представления, и, хотя оно продолжало преобладать в религиозных сюжетах, просвещенные умы знали, что Земля имеет форму сферы. Были сделаны некоторые подсчеты ее размеров, самой признанной была точка зрения Брахмагупты (VII в. н. э.), согласно которой земная окружность исчислялась 5000 йоджан — одна йоджана равнялась примерно 7,2 км. Эта цифра не так уж далека от истины, и она является одной из наиболее точных, которые были установлены астрономами древности.

     Эта маленькая сферическая Земля  по представлениям астрономов не удовлетворяла теологов, и поздняя религиозная литература еще описывала нашу планету как плоский диск большого размера. В центре поднималась гора Меру, вокруг которой вращались Солнце, Луна и звезды. Меру была окружена четырьмя континентами (двипа), отделенными от центральной горы океанами и названными по тем большим деревьям, которые росли на побережье, обращенном к горе. На южном континенте, где жили люди, типичным деревом был джамбу, поэтому он назывался Джамбудвипа. Южная часть этого континента, отделенная от других Гималаями, была «землей сыновей Бхараты» (Бхарата-варша), или Индией. Одна только Бхаратаварша имела 9000 йоджан в ширину, а весь континент Джамбудвипа — 33 000 или, по некоторым источникам, — 100 000 йоджан.

     К этой сказочной географии добавлялись  другие элементы, не менее фантастические. В пуранах Джамбудвипа описана как кольцо, окружающее гору Меру и отделенное от соседнего континента Плакшадвипа океаном соли. Этот, в свою очередь, окружал Джамбудвипу, и так далее до последнего, седьмого континента: каждый из них был круглым и отделялся от другого океаном из какого-нибудь вещества — соли, патоки, вина, топленого масла, молока, творога и чистой воды.

     Это описание мира, поражающее больше силой  воображения, чем достоверностью, негласно допускалось индийскими теологами, астрономы же не могли не считаться с ним и приспособили его к своей модели сферической Земли, сделав Меру осью земного шара и разделив его поверхность на семь континентов.

     Океаны  масла и моря патоки препятствовали развитию подлинной географической науки. Семь континентов совершенно невозможно соотнести с реальными участками земной поверхности — сколько бы ни пытались некоторые современные историки идентифицировать их с регионами Азии. Достоверны лишь Александрия, известная с первых веков нашей эры, и встречающиеся в астрономических трудах неясные указания на город Ро-мака (Константинополь). Но речь идет о практических знаниях, которые не повлекли за собой никакого исследования со стороны ученых.

     Возникновение Вселенной индийцы издревле рассматривали  не как однократное, а как периодически повторяющееся событие.

     Родившись из вод, огня и Золотого зародыша, мир  переживает последовательно четыре эпохи - юги. Первая из них носит название Сатьяюги - праведного века. Это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют социальные различия, и в государственной власти нет необходимости: все одинаково добродетельны, и выполнение долга (дхармы) никем не ставится под сомнение.

     В следующий период, Третаюгу, рождаются  человеческие пороки, а добро уменьшается  на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. Когда же наступает третья эпоха, Два-параюга, добро убывает еще на четверть, а в человеческую жизнь входят болезни и стихийные бедствия.

     Однако  настоящие ужасы приносит с собой  четвертая эпоха - Калию-га. Добро  уменьшается до одной четверти от первоначального количества; жизнь человека сокращается (в Сатьяюгу она длилась 4000 лет). Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Цари неспособны ни удержать народ в узде, ни защитить его от агрессии других народов - варваров, не исполняющих дхармы и не приносящих жертв богам. И когда даже страх перестает сдерживать злые инстинкты, Калиюге приходит конец. Происходит разрушение мира (пралайя).

     А затем все начинается заново. Опять  наступает золотой век, и опять  нарастающая порча нравов приводит мир к катастрофе. Таким образом, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имеют никакого значения. Лишь нетленные идеалы Сатьяюги - вот о чем следует помнить всегда.                     

     2 Естественные науки в Древней Индии 

     Физика  в Древней Индии оставалась очень зависимой от религии, незначительно меняя свои теории от секты к секте. Классификация мира по элементам возникла в эпоху Будды или, возможно, раньше. Все школы признавали как минимум четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода. Ортодоксальные школы индуистов и джайнизм добавили пятый — акашу (эфир). Было признано, что воздух не расширяется бесконечно, и индийскому сознанию с его страхом перед пустотой было очень трудно постичь пустое пространство. Пять элементов считались проводящей средой чувственного восприятия: земля — обоняния, воздух — осязания, огонь — зрения, вода — вкуса и эфир — слуха. Буддисты и адживики отвергали эфир, но адживики добавляли жизнь, радость и страдание, которые, согласно их учению, были в определенном смысле материальны, — тем самым число элементов было доведено ими до семи.

     Большинство школ полагали, что элементы образованы атомами, за исключением эфира. Индийский атомизм, разумеется, не имеет никакого отношения к Греции и Демокриту, поскольку он уже был сформулирован у неортодоксального Какуды Катья-яны, старшего современника Будды. Джайны считали, что все атомы идентичны и что различие свойств элементов зависит от того, как атомы соединяются между собой. Но большинство школ утверждали, что существует столько же типов атомов, сколько существует элементов.

     Во  всем остальном индийская физика остается на относительно примитивном уровне. Как и вся физика древности, она не знала принципа всемирного тяготения, который является основанием любого объяснения мира. Считалось, что такие элементы, как земля и вода, имеют тенденцию падать, а огонь — подниматься, и отмечалось, что твердые вещества и жидкости расширяются под воздействием тепла. Но эти явления не изучались экспериментально. Однако в области акустики индийцы сделали важные открытия благодаря фонетическим упражнениям, необходимым для правильного рецитирования «Вед». Им удавалось различать музыкальные тона, отделенные меньшим, чем в других музыкальных системах древности, интервалом, и они заметили, что различия в тембре вызываются обертоном (анурана-на)у меняющимся в зависимости от инструмента.

     Индийские металлурги были мастерами в добыче руды и плавке металла. Но их по большей части прагматические знания не опирались на разработанную металлургическую науку. Что касается химии, то она была поставлена на службу медицине, а не технологии. Она использовалась для получения медикаментов, эликсиров долголетия, возбуждающих средств, ядов и противоядий. Химики сумели выделить при помощи простой кальцинации и дистилляции различные щелочи, кислоты и соли, и существует даже недоказанная точка зрения, что они открыли формулу пороха.

     «Веды»  свидетельствуют об очень примитивном уровне знаний в области физиологии и медицины, но позже произошло значительное развитие этих двух наук. Основными трудами по медицине были руководства Чараки (I—II вв. н. э.) и Сушруты (около IV в. н. э.). Они были результатом вполне разработанной системы, сравнимой в определенном отношении с системами Гиппократа и Галена, но по некоторым вопросам идущей дальше.

     Вряд  ли можно сомневаться, что развитию медицины благоприятствовали два фактора: буддизм и интерес к физиологии, связанный с феноменами йоги и мистическим опытом. Буддийский монах, как позднее и христианский миссионер, зачастую выполнял функцию врача среди населения, у которого он просил подаяние. После Сушруты в индийской медицине почти не появилось ничего нового, за исключением более широкого применения медикаментов на основе ртути, а также опиума и сассапареля — оба были введены арабами. Методы, применяемые «аюрведийским» врачом (таким, который знает аюрведу, науку о долгой жизни), в современной Индии остались по большей части те же.

     Индийская медицина основывалась на теории жидкостей (доша). Здоровье, согласно большинству авторов, зависело от равновесия между тремя жизненными соками тела: ветра, желчи и слизи, к которым иногда еще добавляли кровь. В теории трех соков можно обнаружить те три гуны, или универсальных качества, о которых мы говорили в связи со школой санкхья.

     Жизненные функции поддерживали пять «ветров», или ваю: удана, распространяющийся из горла и позволяющий говорить; прана, чьим вместилищем является сердце и который отвечает за дыхание и поглощение пищи; самана, который усиливает в желудке огонь, который «варит», или переваривает, продукты и разделяет их на удобоваримые и неудобоваримые части; апана в брюшной полости отвечает за выделения и зачатие; вьяна присутствует во всем организме, осуществляет кровообращение и заставляет все тело двигаться.

     Индийцы не имели четкого представления  о функциях мозга и легких и  полагали, как и большинство народов  древности, что рассудок сосредоточен в сердце. Зато им было известно значение спинного мозга и они знали о существовании нервной системы, но представляли ее очень смутно. Табу на любой контакт с трупами не позволяло заниматься препарированием и изучать анатомию, хотя нельзя сказать, чтобы такой практики не существовало вовсе. Но развитие физиологии и биологии действительно сдерживалось.

     Несмотря  на эти недостаточные, в чем-то более  низкие по сравнению с другими  народами знания, в Индии было немало опытных хирургов, которые приобрели  свои знания экспериментальным путем. Они делали кесарево сечение, очень искусно лечили переломы и добились такого совершенства в области пластической хирургии, какого не достигла ни одна современная им цивилизация. Врачи-практики были специалистами по части исправления носа, ушей и губ, потерянных или поврежденных на войне или в качестве наказания. В этом отношении индийская хирургия продолжала намного опережать европейскую до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании стали учиться у своих индийских коллег искусству ринопластики.

turboreferat.ru

Древняя Индия — реферат

Введение      

Древняя Индия относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировому естествознанию большое количество ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская (Идская) цивилизация).     

Краткий обзор естествознания Древней Индии позволяет определить главные направления мировоззрения и мировосприятия этой цивилизации, их характер и специфику, развитие научного знания и т.д. Эта тема является актуальной, так как мощные  пласты  древних  традиций продолжают действовать, и видимо, будут  ещё  долго  оказывать  серьезное влияние  на  самосознание, образ жизни и политику стран Востока.     

Цель  работы – обзор основных направлений  естествознания Древней Индии.      

Задачи, поставленные для  достижения цели:     

- дать представление о природе мирового процесса в Древней Индии;     

- охарактеризовать состояние  естественных наук Древней Индии.      

В работе были использованы как учебные  пособия по концепции современного естествознания, так и материалы, посвященные Древней Индии, ее культуре, науке, миропониманию.      

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.   

1 Представление  о природе мирового процесса  в Древней Индии      

Вселенная - «Вед» - в Древней  Индии была очень проста: внизу  — Земля, плоская и круглая, выше — небосвод, по которому движутся Солнце, Луна и звезды. Между ними — воздушное пространство (анта-рикша), где находятся птицы, облака и полубоги. Это представление о мире с развитием религиозной мысли усложнилось.     

Выдвигаемые объяснения происхождения и эволюции мира не имели никакого отношения  к науке. Но все религии Индии  приняли некоторые космологические концепции, фундаментальные для индийского сознания. Они поразительно отличались от семитских идей, которые долгое время будут влиять на западную мысль: мир очень стар, он находится в бесконечном процессе сменяющих друг друга циклических эволюции и упадков; существуют другие миры, помимо нашего.     

Индуисты  считали, что мир имеет форму  яйца, Брахманды, или яйца Брахмы, и разделен на двадцать один пояс: Земля является седьмым начиная от вершины. Выше Земли вздымаются друг над другом шесть небес, соответствующие возраставшим степеням блаженства и не связанные с планетами, как у греков. Ниже Земли располагалась патала, или нижний мир, который включал семь уровней. Обиталище нагов и других мифических созданий, оно отнюдь не считалось неприятным местом. Ниже паталы находилось чистилище — трака, также разделенное на семь кругов, один другого хуже, так как это было место наказания душ. Мир был подвешен в свободном пространстве и, предположительно, изолирован от других миров.     

Космологическая схема буддистов и джайнов  отличалась от только что представленной по многим пунктам, но, в конечном счете, основывалась на той же концепции. И те и другие утверждали, что Земля плоская, но в начале нашей эры астрономы признали ошибочность такого представления, и, хотя оно продолжало преобладать в религиозных сюжетах, просвещенные умы знали, что Земля имеет форму сферы. Были сделаны некоторые подсчеты ее размеров, самой признанной была точка зрения Брахмагупты (VII в. н. э.), согласно которой земная окружность исчислялась 5000 йоджан — одна йоджана равнялась примерно 7,2 км. Эта цифра не так уж далека от истины, и она является одной из наиболее точных, которые были установлены астрономами древности.     

Эта маленькая сферическая Земля  по представлениям астрономов не удовлетворяла теологов, и поздняя религиозная литература еще описывала нашу планету как плоский диск большого размера. В центре поднималась гора Меру, вокруг которой вращались Солнце, Луна и звезды. Меру была окружена четырьмя континентами (двипа), отделенными от центральной горы океанами и названными по тем большим деревьям, которые росли на побережье, обращенном к горе. На южном континенте, где жили люди, типичным деревом был джамбу, поэтому он назывался Джамбудвипа. Южная часть этого континента, отделенная от других Гималаями, была «землей сыновей Бхараты» (Бхарата-варша), или Индией. Одна только Бхаратаварша имела 9000 йоджан в ширину, а весь континент Джамбудвипа — 33 000 или, по некоторым источникам, — 100 000 йоджан.     

К этой сказочной географии добавлялись  другие элементы, не менее фантастические. В пуранах Джамбудвипа описана как кольцо, окружающее гору Меру и отделенное от соседнего континента Плакшадвипа океаном соли. Этот, в свою очередь, окружал Джамбудвипу, и так далее до последнего, седьмого континента: каждый из них был круглым и отделялся от другого океаном из какого-нибудь вещества — соли, патоки, вина, топленого масла, молока, творога и чистой воды.     

Это описание мира, поражающее больше силой  воображения, чем достоверностью, негласно допускалось индийскими теологами, астрономы же не могли не считаться с ним и приспособили его к своей модели сферической Земли, сделав Меру осью земного шара и разделив его поверхность на семь континентов.      

Океаны  масла и моря патоки препятствовали развитию подлинной географической науки. Семь континентов совершенно невозможно соотнести с реальными участками земной поверхности — сколько бы ни пытались некоторые современные историки идентифицировать их с регионами Азии. Достоверны лишь Александрия, известная с первых веков нашей эры, и встречающиеся в астрономических трудах неясные указания на город Ро-мака (Константинополь). Но речь идет о практических знаниях, которые не повлекли за собой никакого исследования со стороны ученых.     

Возникновение Вселенной индийцы издревле рассматривали  не как однократное, а как периодически повторяющееся событие.     

Родившись из вод, огня и Золотого зародыша, мир  переживает последовательно четыре эпохи - юги. Первая из них носит название Сатьяюги - праведного века. Это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют социальные различия, и в государственной власти нет необходимости: все одинаково добродетельны, и выполнение долга (дхармы) никем не ставится под сомнение.     

В следующий период, Третаюгу, рождаются  человеческие пороки, а добро уменьшается  на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. Когда же наступает третья эпоха, Два-параюга, добро убывает еще на четверть, а в человеческую жизнь входят болезни и стихийные бедствия.      

Однако  настоящие ужасы приносит с собой  четвертая эпоха - Калию-га. Добро  уменьшается до одной четверти от первоначального количества; жизнь человека сокращается (в Сатьяюгу она длилась 4000 лет). Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Цари неспособны ни удержать народ в узде, ни защитить его от агрессии других народов - варваров, не исполняющих дхармы и не приносящих жертв богам. И когда даже страх перестает сдерживать злые инстинкты, Калиюге приходит конец. Происходит разрушение мира (пралайя).      

А затем все начинается заново. Опять  наступает золотой век, и опять  нарастающая порча нравов приводит мир к катастрофе. Таким образом, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имеют никакого значения. Лишь нетленные идеалы Сатьяюги - вот о чем следует помнить всегда.                                              

2 Естественные  науки в Древней Индии      

Физика  в Древней Индии оставалась очень зависимой от религии, незначительно меняя свои теории от секты к секте. Классификация мира по элементам возникла в эпоху Будды или, возможно, раньше. Все школы признавали как минимум четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода. Ортодоксальные школы индуистов и джайнизм добавили пятый — акашу (эфир). Было признано, что воздух не расширяется бесконечно, и индийскому сознанию с его страхом перед пустотой было очень трудно постичь пустое пространство. Пять элементов считались проводящей средой чувственного восприятия: земля — обоняния, воздух — осязания, огонь — зрения, вода — вкуса и эфир — слуха. Буддисты и адживики отвергали эфир, но адживики добавляли жизнь, радость и страдание, которые, согласно их учению, были в определенном смысле материальны, — тем самым число элементов было доведено ими до семи.     

Большинство школ полагали, что элементы образованы атомами, за исключением эфира. Индийский атомизм, разумеется, не имеет никакого отношения к Греции и Демокриту, поскольку он уже был сформулирован у неортодоксального Какуды Катья-яны, старшего современника Будды. Джайны считали, что все атомы идентичны и что различие свойств элементов зависит от того, как атомы соединяются между собой. Но большинство школ утверждали, что существует столько же типов атомов, сколько существует элементов.      

Во  всем остальном индийская физика остается на относительно примитивном уровне. Как и вся физика древности, она не знала принципа всемирного тяготения, который является основанием любого объяснения мира. Считалось, что такие элементы, как земля и вода, имеют тенденцию падать, а огонь — подниматься, и отмечалось, что твердые вещества и жидкости расширяются под воздействием тепла. Но эти явления не изучались экспериментально. Однако в области акустики индийцы сделали важные открытия благодаря фонетическим упражнениям, необходимым для правильного рецитирования «Вед». Им удавалось различать музыкальные тона, отделенные меньшим, чем в других музыкальных системах древности, интервалом, и они заметили, что различия в тембре вызываются обертоном (анурана-на)у меняющимся в зависимости от инструмента.     

Индийские металлурги были мастерами в добыче руды и плавке металла. Но их по большей части прагматические знания не опирались на разработанную металлургическую науку. Что касается химии, то она была поставлена на службу медицине, а не технологии. Она использовалась для получения медикаментов, эликсиров долголетия, возбуждающих средств, ядов и противоядий. Химики сумели выделить при помощи простой кальцинации и дистилляции различные щелочи, кислоты и соли, и существует даже недоказанная точка зрения, что они открыли формулу пороха.     

«Веды»  свидетельствуют об очень примитивном уровне знаний в области физиологии и медицины, но позже произошло значительное развитие этих двух наук. Основными трудами по медицине были руководства Чараки (I—II вв. н. э.) и Сушруты (около IV в. н. э.). Они были результатом вполне разработанной системы, сравнимой в определенном отношении с системами Гиппократа и Галена, но по некоторым вопросам идущей дальше.     

Вряд  ли можно сомневаться, что развитию медицины благоприятствовали два фактора: буддизм и интерес к физиологии, связанный с феноменами йоги и мистическим опытом. Буддийский монах, как позднее и христианский миссионер, зачастую выполнял функцию врача среди населения, у которого он просил подаяние. После Сушруты в индийской медицине почти не появилось ничего нового, за исключением более широкого применения медикаментов на основе ртути, а также опиума и сассапареля — оба были введены арабами. Методы, применяемые «аюрведийским» врачом (таким, который знает аюрведу, науку о долгой жизни), в современной Индии остались по большей части те же.     

Индийская медицина основывалась на теории жидкостей (доша). Здоровье, согласно большинству авторов, зависело от равновесия между тремя жизненными соками тела: ветра, желчи и слизи, к которым иногда еще добавляли кровь. В теории трех соков можно обнаружить те три гуны, или универсальных качества, о которых мы говорили в связи со школой санкхья.     

Жизненные функции поддерживали пять «ветров», или ваю: удана, распространяющийся из горла и позволяющий говорить; прана, чьим вместилищем является сердце и который отвечает за дыхание и поглощение пищи; самана, который усиливает в желудке огонь, который «варит», или переваривает, продукты и разделяет их на удобоваримые и неудобоваримые части; апана в брюшной полости отвечает за выделения и зачатие; вьяна присутствует во всем организме, осуществляет кровообращение и заставляет все тело двигаться.     

Индийцы не имели четкого представления  о функциях мозга и легких и  полагали, как и большинство народов  древности, что рассудок сосредоточен в сердце. Зато им было известно значение спинного мозга и они знали о существовании нервной системы, но представляли ее очень смутно. Табу на любой контакт с трупами не позволяло заниматься препарированием и изучать анатомию, хотя нельзя сказать, чтобы такой практики не существовало вовсе. Но развитие физиологии и биологии действительно сдерживалось.     

Несмотря  на эти недостаточные, в чем-то более  низкие по сравнению с другими  народами знания, в Индии было немало опытных хирургов, которые приобрели  свои знания экспериментальным путем. Они делали кесарево сечение, очень искусно лечили переломы и добились такого совершенства в области пластической хирургии, какого не достигла ни одна современная им цивилизация. Врачи-практики были специалистами по части исправления носа, ушей и губ, потерянных или поврежденных на войне или в качестве наказания. В этом отношении индийская хирургия продолжала намного опережать европейскую до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании стали учиться у своих индийских коллег искусству ринопластики.

 

Введение  

 

Культура Индии  имеет большую и богатую историю, истоки которой уходят в седую  древность. Ещё в глубокой древности  в Индии были накоплены большие  знания в области грамматики, медицины, математики, астрономии, физики, химии  и других наук.

Одна из важнейших  задач понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

myunivercity.ru

Возникновение и развитие естествознания в государствах Древнего Востока и в Античном мире

Накопление первых естественнонаучных представлений и знаний об ок­ружающем мире начинается в цивилизациях Древнего мира - в Египте, в Вави­лоне, Индии, Китае. Хотя эти цивилизации и не создали науку в современном смысле слова, они накопили огромный опыт навыков и технологий, использо­вавшихся в сельском хозяйстве, строительстве, ремесле и управлении государ­ством. Этот опыт предполагал разработку обширной системы знаний о законах окружающего мира.

Древнейшая цивилизация в истории человечества - египетская оставила нам величественные памятники культуры - пирамиды. Они свидетельствуют о том, что уже в III-м тысячелетии до нашей эры египтяне могли проводить сложные математические расчеты, необходимые для проектирования таких со­оружений, для учета строительных материалов и организации труда многочис­ленных рабов. В древних папирусах (папирус Ринда, Московский математиче­ский папирус) зафиксированы важнейшие математические достижения египтян, ориентированные в основном на решение практических задач, таких, как, на­пример, вычисление площадей и объёмов геометрических фигур. Для определения площади круга они возводили в квадрат 8/9 его диаметра, что давало для числа я приближённое значение 3,16. Исходя опять же из практических нужд - из нужд земледелия, египтяне тщательно проводили астрономические наблюдения, и на их основе разработали свой календарь. Год они делили на 12 месяцев, состоявших из 30 дней и, дополнительно к этим месяцам, добавляли ещё 5 дней. Каждый месяц был разделен на 3 декады, сутки - на 24 часа. Этот календарь позволял им весьма точно определять время начала разлива Нила.

В древнем Вавилоне (Месопотамии) математика достигла ещё более вы­сокого уровня. Это касается, прежде всего, алгебры. Вавилоняне умели вычис­лять квадратные и кубичные корни, решали квадратные уравнения и системы уравнений, знали теорему Пифагора. Проводя астрономические расчеты, они могли точно предсказывать время наступления лунных и солнечных затмений. В официальных документах регистрировали наблюдения над планетами, метеоритами, звёздами и планетами.

Значительное развитие получили в Египте и Вавилоне медицина. Не от­казываясь от магии, древние врачи на основе тщательных эмпирических на­блюдений разработали целый ряд методов (в том числе и хирургических) лече­ния различных болезней. До нас дошли лечебники по хирургии, гинекологии, глазным болезням.

Все перечисленные выше достижения древней науки впоследствии широко заимствуются авторами античного мира. Значение этого начального периода в истории науки очень велико, ибо в данную эпоху закладывались основы научного способа мышления. Во-первых, возникла письменность, без которой развитие культуры и науки было бы вообще невозможным. Во-вторых, возникли: фундаментальная идея числа и понятие об основных математических операциях, положивших начало методу математизации в естествознании.

Если Древний Египет и Вавилон оказали прямое влияние на возникновение и развитие науки, то цивилизации Древней Индии и Китая в этом отношении проявили себя в меньшей степени в силу целого ряда причин, прежде всего из-за географической отдалённости этих регионов от Европы. Но невозможно не отметить, что именно индийской математике мы обязаны позиционной системой счисления, а Китаю - использованием таких изобретений как компас, порох, бумага, книгопечатание.

Родиной научного метода постижения окружающего мира по праву мож­но считать Древнюю Грецию. Хронологический период возникновения научно­го метода можно определить VI - V вв. до н.э. Согласно общепринятому мнению, это так называемый доклассический этап развития науки, который продлится вплоть до ХУ1-ХУП веков. Несмотря на развитие достижения естествознания Др. Востока, его нельзя считать родиной научного метода. И вот почему. Вся совокупность научных достижений сводилась к сумме практических рецептов, описывающих, как шаг за шагом добиться конкретного результата (например, вычисления площади какой-либо фигуры, или излечения той или иной болезни). Древневосточный ученый не был серьезно озабочен доказательствами или широкомасштабными обоснованиями того или иного научного положения, ему было достаточно того, что данная методика работает и дает конкретный устойчивый повторяющийся результат. Он не спрашивал "почему?", его интересовало "как?".

По- видимому подлинный научный метод возник в Др. Греции потому, что именно там впервые задались вопросом "почему" именно там потребовали доказательств логического обоснования. Сознание древнегреческих ученых впервые возвысилось над потребностями практики они ощутили "радость познания" и ее самоценность. Так появились философы - "любители мудрости", которые, как правило, одновременно занимались и отвлеченными философскими размышлениями и наблюдением природных явлений - звездного неба, погоды, строения живых организмов и т.д. В совокупности вся эта система знаний (и отвлеченных и конкретных) оформилась в виде натурфилософии - первой исторической форме науки, весьма сильно отличающейся от науки современ­ной. В объяснении природных явлений натурфилософы, в силу отрывочности и неполноты знания фактов, часто прибегали к мифологическим объяснениям, придумывали новые сущности, движущие силы. Однако, несмотря на эти бо­лезни роста, натурфилософия имела главное - стремление понять глубинную сущность явлений природы, и из этого стремления, в конце концов, выросла классическая наука.

Античная натурфилософия развивалась на фоне господствовавшего тогда космоцентрического мировоззрения. Центральное понятие в мировоззрении древних греков - "космос". Его смысл тогда существенно отличался от совре­менного. "Космос" древних греков это вовсе не околоземное и межзвездное пространство. Под космосом первоначально понимали мировой порядок и гармонию, присущую всей природе, всему миру, окружающему человека Противоположным по смыслу понятием был «хаос» - «беспорядок». Космос представлялся древним грекам как проекция живого организма (обычно человече­ского) или же человеческого общества. Космос часто уподобляли телу гигант­ского человека, гармоническая взаимосвязь органов и частей тела которого бы­ла своего рода прообразом вселенской гармонии. То есть в человеке древние греки видели Вселенную, a во Вселенной обнаруживали человека. Человек, та­ким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим се, - он неотъемлемый элемент мировой гармонии.

В развитии античной натурфилософии выделяется четыре этапа:

  1. Ионийский (VI-V вв. до н.э.).
  2. Афинский (V-IV вв. до н.э.).
  3. Эллинистический (1V-I вв. до н.э ).
  4. Древнеримский (1 в. до н.э. -Ш в. н.э ).Большую роль в развигии античной натурфилософии сыграл Пифагор (582-500 до н.э ), внесший значительный вклад в развитие математики и астро­номии. Философской основой его достижений в науке является учение о чис­лах. Пифагор приписывал числам мистические свойства и интерпретировал от­дельные числа как совершенные символы - носители идей Единица - это все­общее первоначало, два - источник противоположности, три - символ природы и т.д. Вместе с тем, Шфш ор учил, что мир состоит из пяти стихий или элемен­тов (земли, огня, воздуха, воды и эфира) Каждому элементу соответствует осо­бая геометрическая фигура: земле - куб, огню - тетраэдр, воздуху - октаэдр (фигура из восьмигранников), воде - икосаэдр (фигура из двадцатигранников), эфиру - додекаэдр (фигура из двенадцатигранников),
  5. Рассмотрим развитие естественнонаучных представлений античных уче­ных на этих этапах. Натурфилософия впервые начинает формироваться в VI-V вв. до нашей эры в иотшческих городах в Милсте и Эфесе. Данный этап является первым в развитии древнегреческой натурфилософии. Наибольший вклад внесли фило­софы так называемой милетской школы натурфилософии, занимавшиеся поис­ком первоначал мира - природных стихли, порождающих все многообразие ве­щей и природных явлений - это Фалес Милетский (ок 625-547 до н.э.), и его ученики - Анаксимен (ок 585-524 до н.э.) и Анаксимандр (610-546 до н.э.). Мы не будем останавливаться на содержании их учений, гак как подробно они бы­ли рассмотрены в Теме № 3 курса философии. В попытках найти первоначала мира к философам Милетской школы примыкает Гераклит Эфесский (544-483 до н.э.) В качестве первоначала он выдвигает огонь и говорит: «этот космос единый из всего, не создан никем из богов и не создан никем из людей, но он всегда был и есть и будет вечно живым огнём в полную меру воспламеняю­щимся и в полную меру погасающим» (цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии -М., 1981. -С. 135).

Несмотря на то, что в учении Пифагора было много мистического, рациональное зерно заключалось в том, что взаимосвязь природных явлений он пытался выразить в виде числовых отношений. Например, загадка гармоничного звучания звуков музыки была раскрыта, когда Пифагор обнаружил, что длины струн музыкального инструмента, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как целые числа (3/2, 4/3 и т.д.). Это ни что иное, как первая попытка, как начало внедрения метода математизации в естествознание.

К важным научным достижениям Пифагора можно отнести, помимо из­вестной всем нам со школы «теорема Пифагора», учение о шарообразности Земли и вращении её вокруг собственной оси. Пифагор впервые ввел в математику понятие иррациональности, когда обнаружил, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью целых чисел.

Второй - афинский этап (V -VI вв. до н.э.) в развитии древнегреческой на­турфилософии связан с атомистическим учением и научной деятельностью Аристотеля.

В этот период на смену учениям о стихиях (о первоначалах мира) прихо­дят атомистические концепции устройства природы. Одной из первых среди них являются учение Демокрита (ок. 460 -370 до н.э.), согласно которому при­рода состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы - это абсолютно неделимые и непроницаемые частицы, находящиеся в постоянном движении. Они имеют различную форму и размеры. Самые мелкие и круглые атомы составляют души животных и людей. Движущиеся самопроизвольно в пространстве атомы, сталкиваясь, образуют предметы, планеты, звёзды и целые миры. Атомистическая теория строения мира Демокрита занимала в науке ли­дирующее положение на протяжении столетий, и была в XIX веке подтвер­ждена экспериментально.

Среди философов афинского этапа выделяется Аристотель - крупнейший философ и ученый, оказавший глубокое и длительное влияние на развитие нау­ки. Его научные взгляды фактически были канонизированы и в течение столе­тий принимались за истину, впрочем, авторитет этот был вполне заслуженным, > но для своей эпохи.

Систематизируя научные знания, накопленные в древнем мире и научные достижения своих непосредственных предшественников, Аристотель создаёт классификацию наук. Круг интересов и научное наследие Аристотеля были весьма обширны. Его по праву можно считать ученым-энциклопедистом своего   времени. Аристотель создал новую науку - формальную логику, которая по сей день преподается в практически неизменном виде. Его можно считать крёст­ным отцом физики, поскольку название одной из его книг — «Физика» стало на­званием будущей науки. Однако метод исследования природных явлений, предложенный в этой книге был еще далек от подлинно научного, так как Аристотель отвергал понятие эксперимента н математическое описание природных явлений. Он предпочитал общие умозрительные рассуждения о понятиях мате­рии и движении, пространства и времени, о бесконечности и т.д., полагаясь ис­ключительно на силу логического анализа.

Большое влияние на развитие научных представлений о строении Все­ленной оказало космологическое учение Аристотеля. Он утверждал, что Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной, а вокруг Земли вращаются Солнце, Луна и планеты. Эта космологическая модель, мате­матически обоснованная впоследствии Птолемеем, займёт господствующее по­ложение в науке вплоть до XVI века.

Третий этап развития античной натурфилософии - эллинистический на­чинается примерно с 330 года до н.э. и заканчивается в 30 году н.э., то есть длится с момента завоевания Александром Македонским Древней Греции до возвышения Древнего Рима.

Выдающимся ученым-математиком того времени был Евклид (жил в III в. до н.э.), который систематизировал все математические достижения своих предшественников. Евклид известен своей знаменитой книгой «Начала», по­свящённой, наряду с прочим, изложению системы геометрии, по сей день но­сящей название евклидовой. Впервые в качестве основы геометрических по­строений была выдвинута система аксиом, отправляясь от которых можно было доказать или опровергнуть любую теорему. Аксиомы принимались без доказа­тельств, так как были очевидны. Евклидова геометрия явилась тем фундамен­том, на котором было воздвигнуто здание классической физики. Заслугой Евк­лида является также и то, что он заложил основы геометрической оптики в сво­их сочинениях «Оптика» и «Катоптрика».

Наряду с Евклидом имя другого ученого - Архимеда (287-212 до н.э.), также всем известно из школьной программы. Будучи крупным математиком (он определил значение числа  решил ряд задач по вычислению площадей и объемов тел), наибольшую известность он получил как механик и инженер. Во-первых, он разработал теорию рычага и ввёл понятие центра тяжести, которые изложил в сочинении «О равновесии плоских фигур». Написав этот труд, Ар­химед любил повторять: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Во-вторых, он разработал известный закон о плавучести тел.

Занимаясь оптикой, Архимед обнаружил фокусирующие свойства вогну­тых зеркал. До нас дошла легенда о том, что в борьбе с римским флотом Ар­химед при помощи таких зеркал поджигал вражеские корабли. В области воен­ного дела его инженерный талант раскрылся в максимальной степени. Родной город Архимеда Сиракузы был лакомым куском для Рима, и поэтому, стремясь сохранить независимость, правители Сиракуз уделяли большое внимание обо­ронительным планам. Главным военным инженером выступил Архимед. Под его руководством было создано множество оборонительных орудий и приспо­соблений, не позволивших римлянам взять город приступом. И только после длительной осады город пал, а Архимед был убит римским солдатом. Труды Архимеда были забыты на долгие столетия, и только в эпоху Возрождения к ним вернулись и оценили по достоинству.

Завершающий, четвёртый этап развития античной натурфилософии носит название древнеримского и охватывает период с Т в. до н.э. по III в. н э. Если сравнить этот этап с предшествующим, то обнаруживается, что новых ориги­нальных идей было выдвинуто немного, а естественнонаучные труды в основ­ном носили компилятивный характер.

Наиболее известным мыслителем-натурфилософом этой эпохи был Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). В своей книге «О природе вещей» он излагает в поэтической форме свои взгляды на устройство природы. Вслед за Эпикуром и Демокритом он развивает идею об атомистическом строении материи, отвер­гая устаревшие мифологические воззрения. Лукреций утверждает, что материя вечна, поскольку вечны неделимые, неуничтожимые атомы, из которых она со­стоит.

Не менее известной, а в научном плане, быть может, более значительной фигурой был Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.) - географ, математик и астро­ном, прославившийся созданием математически строго обоснованной геоцен­трической системы мира. Его книга «Математическая система» не дошла до нас в греческом оригинале, так как была утеряна, но сохранился арабский перевод, который в ХП веке в Европе был переведён на латинский язык под арабским названием «Альмагест». Птолемей провел огромную работу по обобщению ас­трономических наблюдений движения планет по звёздному небу и настолько точно вывел математические формулы, что его система считалась истинной бо­лее тысячи лет.

magref.ru

Науки Древней Индии (обзор) | Энциклопедия Индии

Здесь я хочу немного рассказать о науках древней Индии, поскольку они в отличие от многих других древних знаний не были утрачены, а напротив весьма актуальны и широко используются на наши дни.Как и другие древние народы индийцы смотрели в небо и наблюдали за движением планет; болели и находили травы, которые помогали излечиться; искали собственные пути в мире и приходили к идее о его единства и взаимосвязи всего сущего.

Столетиями полезные замечания и озарения складывались с эмпирическим опытом и формировали системы знаний, которые сегодня мы называем науками. Науки древней Индии называются ведическими, с одной стороны в дань уважения к Ведам, наиболее древнему письменному памятнику Индии, с другой стороны потому, что именно в Ведах получили свое отражение накопленные до появления письменности знания древних индийцев. Наиболее известными древними науками Индии являются джйотиш, аюрведа, йога и тантра, а также васту.

Весьма примечательно, что в отличие от современных наук знания древней Индии сосуществуют в единстве и взаимосвязи, отдельные дисциплины и положения одной науки используются другой для достижения лучшего практического эффекта. Так, например, васту - древняя наука об архитектуре и дизайне зданий опирается на знания, полученные из астрологии джйотиш, так же как и аюрведа - когда хороший аюрведический врач назначает лечение он учитывает наиболее благоприятный период для его начала, который определяют звезды, и так далее.

Итак.

Что представляют собой науки древней Индии и зачем они нам?

Самой популярной из индийских наук является йога. Правда, в наши дни йога к сожалению рассматривается не как наука, а как некая почти спортивная дисциплина или оздоровительная система, уже совсем почти не связанная с ее настоящим древним смыслом, примером тому многочисленные йога клубы, фитнес йоги, йога тренеры и прочее. Давайте посмотрим на йогу с другой стороны.

Слово Йога - योग в переводе с санскрита означает "связь, соединение, союз, гармония" и еще полдюжины значений.Так, что можно сказать, что в широком смысле йога - это совокупность знаний, направленных на обретение связи с Божественным и жизни в гармонии с миром, в том числе это и физические и духовные практики. Считается, что йога возникла и развивалась с очень древних времен, до существования письменности, и с ее возникновением отдельные положения йоги были зафиксированы и в священных текстах, таких как Веды и Упанишады, и в многочисленных работах почтенных авторов, самой известной (мне) из которых являются Йога-сутры Патанджали.

Под словом йога объединяется значительное количество направлений, которые реализуют различные цели через совокупность специфических практик. Так, например, наиболее популярная хатха йога приводит человека к совершенству физического тела; раджа йога - ментальная практика, направленная на контроль ума; джняна йога направлена на постижение реального, а не иллюзорного мира, а бхакти йога - на союз с Божественным через практики поклонения и обожания.

Тантра - तन्त्र в двух словах это древнее учение о совершенствовании сознания, которое использует в основном различные энергетические практики и поклонение Шакти, Божественной Матери, выступающей в форме энергии.Если вас заинтересовали эти науки, вы можете прочесть статьи о некоторых аспектах йоги и тантры

Аюрведа - आयुर्वेद - медицина древней Индии в последнее время приобрела большую популярность на Западе и на это есть серьезные причины. Концепция аюрведы состоит не в лечение болезней, а в восстановлении здоровья человека, и само название аюрведа можно перевести как наука о жизни.Аюрведа - комплексная наука, которая использует не только обычные медицинские приемы типа приема таблеток, хотя она использует преимущественно растительные средства или минералы, которые тоже относятся к ее предмету изучения, также аюрведа имеет огромный арсенал собственных средств - массажи различных видов, масляное лечение типа широдхары, способы естественной очистки организма например шанкхапракшалана.Кроме того, в аюрведе широко применяются в лечебных целях различные практики йоги - медитации, асаны, пранаямы.

Более подробные статьи об аюрведе и аюрведических средствах собраны в этом разделе

Джойтиш - ज्योतिष - это индийская, ведическая астрономия и астрология.Джйотиш очень актуальная в современной Индии наука, традиция ориентироваться во звездам не утрачена за века и современные индийцы составляют гороскопы рождений и событий, подбирают по гороскопу будущего супруга, планируют свои самые важные и просто повседневные дела в соответствии с предсказаниями астрологов о благоприятном расположении планет.

Если говорить о различие между западной астрологией и джйотишем первое, что надо упомянуть это то, что в системе индийской астрологии учитываются и имеют большое значение 27 созвездий, а не 12 звезд. Эти 27 созвездий, называемых накшатра, являются основой астрологии и именно их показания учитываются в первую очередь.Кроме того, согласно джйотиша каждый из основных объектов нашей системы - грах, а их 9 - 7 планет и 2 луных узла, имеют соответствие в энергии определенных драгоценных и других камней, использованием которых джйотиш также занимается. Другими науками, рассматриваемыми в рамках индийской астрологии являются нумерология и хиромантия, поскольку считается, что цифры отражают вибрации планет и линии руки, могут индивидуализировать астрологические прогнозы.Статьи о ведической астрологии вы можете прочитать в этом разделе

На индонете есть еще несколько статей по вопросам, связанным с темой ведических наук, с ними вы можете ознакомиться здесь

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для читателей indonet.ru.

indonet.ru

Какие научные знания получили развитие в Древней Индии?

 

Возникновению и накоплению научных знаний способствовало прежде всего появление письменности. При раскопках в долине Инда были найдены иероглифические надписи, которые свидетельствуют о том, что в Индии еще в III тыс. до н. э. существовала древняя система письма, однако эти надписи остались неразобранными. В IV—III вв. до н. э. в Индии получила распространение алфавитно-слоговая письменность. И в древнейших произведениях индийской литературы появились сведения о зачатках науки.

Потребности повседневной жизни обусловили необходимость накопления наблюдений над явлениями природы, что привело к появлению начальных (первых) знаний в области медицины, астрономии и математики.

Зачаточные формы научных знаний в период господства религиозно-магических верований еще переплетались с их представлениями. Так, в Ригведе и в Атхарваведе сохранились указания на врачебные знания.

С течением времени древний знахарь (бхишадж – «изгоняющий бесов») постепенно превратился во врача-целителя. Он уже имел некоторые знания по анатомии, применялись специальные термины. Особенное внимание придавали мозгу, спинному хребту и грудной клетке. В «Ведах» упоминаются такие недуги: желтуха, болезнь в суставах, проказа, болезнь головы, «царская немочь» (предполагают легочный туберкулез). Схожие виды болезней получают обобщенные названия. Для изготовления лекарств использовали травы. Несмотря на то что медицина была еще примитивной, вырисовываются отдельные специальности: лечение внутренних болезней, глазных болезней, хирургия. В брахманских книгах упоминаются хирургические инструменты. При операциях использовали до 200 различных инструментов, применялось обезболивание. Причем уже умели оперировать и делать протезы. К началу новой эры появляются медицинские трактаты, например «Самхита Чарака». Ученые установили связь древнеиндийской медицины с античной, что объясняется культурными связями между Индией и Грецией. Об этом можно судить по тексту в Яджурведе, где сохранилось упоминание о четырех основных соках организма, о которых писал основатель греческой медицины Гиппократ. Близки к высказываниям Гиппократа предписания врачебной этики в трактате Чараки.

Определенные знания были накоплены в астрономии. Ее развитие было вызвано практическими нуждами земледелия. Наблюдения за Солнцем, Луной и звездным небом дали возможность индийцам установить фазы Луны, лунный зодиак и выработать своеобразную форму календаря. Сначала они определили год в 360 дней, затем в 366 дней, а в VI в. н. э. установили более точно продолжительность года. К этому времени астрономия значительно прогрессировала — установлен факт шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси, а также то, что Луна заимствует свой свет у Солнца. Данные об этих открытиях содержатся в трактате Ариябхатты.

В Древней Индии значительного развития достигла математика. Об этом можно судить по применению больших цифр и очень мелких дробей. Индийцы знали возведение в квадратную и кубическую степень, извлечение квадратного и кубического корня. Они умели решать уравнения с несколькими неизвестными, квадратные и даже неопределенные уравнения. Древние индийцы пользовались десятичной системой исчисления, которая легла в основу современной арифметики. Они знали способы построения квадрата, прямоугольника. В «Сульвасутрах» (VI – V вв. до н. э.) встречаются частные случаи теоремы Пифагора. Алгебраические сочинения индийских математиков в Средние века были использованы арабскими учеными.

В этой стране в начале нашей эры создали игру под названием чатуранга, которая явилась предшественницей шахмат.

 

Что характерно для религиозных взглядов древних индийцев,

Какова их эволюция?

 

О религиозных верованиях и воззрениях древних индийцев дают представление большое количество сохранившихся религиозных сборников, которые называются «Ведами» (от санскритского – знание). На основании этих священных писаний можно видеть, что индийская религия прошла сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.

Древнейший этап индийской религии (индуизм) охватывает III – I тыс. до н. э. Его называют ведийским – по имени указанных выше источников. Религиозные воззрения народов Индии этого периода восходят к тотемизму, обоготворению природы и к культу предков. При археологических раскопках в древнейших городах долины Инда найдены примитивные статуэтки богини плодородия, изображения священных деревьев и животных, включая быка, змею, слона. На печати сохранилось изображение сидящего трехликого бога с рогами на голове, который окружен четырьмя священными зверями. Это изображение считается типично индийским, напоминающим позднейшего бога Шиву. Его культ впоследствии был широко распространен.

В «Ведах» отражен культ природы. Индийцы поклонялись Солнцу (его называли Сурия), обоготворяли небо (его называли Варун).

Особенное значение придавалось культу священного огня и домашнего очага. Властителя этого культа называли Агни. Оформились представления о богине производительных сил природы в связи с развитием земледелия. Эту богиню называли Адити и считали «общей Матерью», поэтому говорили, что боги – «дети или сыны Адити». Слово «адитья» стало обозначать «боги».

Кроме домашнего огня поклонялись и небесному огню. С культом огня был тесно связан культ предков. Он возник еще при родовом Строе и должен был укреплять устои рабовладельческого общества, поддерживая священным авторитетом власть богатых аристократов глав патриархальных семей, домохозяев.

По мере развития рабовладельческого общества, индийского государства названные древние формы религии сменяются новыми религиозными верованиями. Поскольку их цель – поддержать и оправдать существующий строй, то происходит перевоплощение богов, теперь древние боги природы становятся богами – покровителями государства, царя, царской власти. Последующее формирование классового общества сопровождалось дальнейшими изменениями прежних верований. В I тыс. до н. э. выделяют новую стадию развития индуизма, получившую название брахманизма, хотя и на этом этапе религия используется для оправдания общественного неравенства. Вырисовывается и усиливается иерархия богов. Среди них выделяются верховные боги. Это Брахма – бог-творец, создатель Вселенной. Это Вишну – бог хранитель мирового порядка, могущий перевоплощаться в земные смертные образы. Это Шива – бог, представляющей собой воплощение космической энергии, а также бог-разрушитель.

На этапе образования крупных централизованных государств в религии индийцев возникают элементы единобожия. Поскольку государством на земле управляет единый царь, то ему должен соответствовать единый бог на небе. В кругах высшего жречества для защиты этой концепции сложилось учение о едином творце всего мира. Брахманская каста переживала в этот период усиление своей роли. Это проявляется и в появлении особой жреческой и богословской литературы, которая получила названия брахманских книг. По ходу времени значение Брахмы усиливалось и в I тыс. до н. э. его стали почитать как единого бога над всеми. Его признали единственным устроителем Вселенной, неведомым и неисчерпаемым.

Очень важное значение в ведийской религии придавалось жертве и жертвоприношениям, так как люди надеялись взамен получить от богов защиту от всяких несчастий (злых духов, болезней, врагов). Брахманы создали учение о переселении душ, в соответствии с которым люди после смерти рождаются вновь. При этом родиться человек может в самом различном образе – червя, моли, человека, птицы, зверя, смотря какой он заслужил в прежней жизни и какие знания имел. Таким образом возникла идея в сансаре, что означает беспрерывное круговращение жизни и переселение душ.

В основе вероучения брахманизма – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Жрецы утверждали и обещали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

Но действительность, пытливая мысль человека подтачивала эти стой брахманской религии, постепенно закрадывались сомнения в истинности догматов брахманизма.

Так, постепенно теряла свои устои брахманская религия и на смену ей приходит буддизм. Он вступил в свои права в VI в. до н. э. и стал идеологией развитого рабовладельческого общества. Основателем этой религии является Будда, т. е. «Просвещенный», по имени этого отшельника получила название религия. Он жил с 566 до 486 гг. до н. э. Несмотря на то что он родился в царской семье, ушел в монахи, стал отшельником и искал рецепт всеобщего счастья. В 35 лет ему снизошло просветление, он ушел странствовать с проповедями. Его ученики дали ему имя Будды. По эдиктам Ашоки можно видеть, что уже в III в. до н. э. буддизм получил широкое распространение. В этот период в Индии наблюдается подъем экономики, значительно выросла торговля. И буддизм сложился как идеологический протест против брахманизма и системы варн, тормозивших развитие социально-экономических отношений. Буддизм особенно резко выступил против кастовых традиций брахманизма. В учении Будды отражен протест против признания каждого человека, рожденного в касте брахманов, жрецом, который получает по одному праву своего рождения место в высшем обществе. Буддисты обвиняли брахманизм в излишнем использовании внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.

Буддизм в настоящее время наряду с христианством и исламом является одной из великих мировых религий.

Вместе с тем буддизм, тесно связанный с ведической религией и брахманизмом, соглашается с тем, что жизнь – зло и жить – значит страдать. Буддисты также учили тому, что жизнь представляет собой бесконечную цепь перерождений, которые жестко регулируются причинно-следственной связью. Связь заключается в следующем: если в настоящее время человек знатен и богат, это означает, что в предыдущей жизни он был добродетелен. Если же человек сейчас беден, болен и несчастен, это говорит о том, что в прошлой жизни он был Решен и должен получить по заслугам. Таким образом, догматами Законами) учения Будды являются переселение душ – круговорот превращений (он называется сансара) и возмездие за грех и воздаяние а Добродетель (он называется карма). Считается, что важнейший закон в буддийском учении о переселении душ – закон моральной причинности.

Учение Будды включало «четыре благородные истины»: страдание, его причины, возможность его уничтожения, пути к избавлению. По утверждению Будды, любой человек, несмотря на касту, цвет кожи, пол, может освободиться от страданий и стать богоподобным существом. Он не исключал возможности даже достижения высшей цели – вырваться из круга сансары.

Очень важным в буддизме является именно положение о том, что спасет от страдания не бог; спасение приходит в результате собственных усилий человека или благодаря помощи просветленных людей – будд. Это положение буддийской религии принципиально отличает ее от других мировых религий.

Если человеку удается освободиться от страдания, от сансары и слиться с мировым духом, то он тогда окажется в состоянии нирваны. Это значит, что наступит безмятежная отрешенность от мира, человек обретет абсолютный душевный покой – у него не будет никаких земных желаний, он отказался от мира и всех жизненных привязанностей.

Параллельно буддизму в VI в. до н. э. в Индии сложилась еще одна религия – джайнизм. Ее основатель – Джина. Сохранились его религиозно-философские трактаты – сутры. В них изложено учение об освобождении от уз сансары. Джайнизм расценивают как реакцию на ритуализм и умозрительность брахманизма. Представители этого религиозного учения отвергли авторитет «Вед», они открыли доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). В то же время джайнизм придерживался учения о переселении душ и воздаянии за поступки.

Своей целью они ставили освобождение от перерождений. Этого может достичь, согласно их учению, аскет, который соблюдает строгие правила, например не причиняет вреда живым существам. По этой причине джайны не могут заниматься земледелием, потому что при вспашке земли можно повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых.

В конце I тыс. до н. э. сформировалась религия, получившая название индуизм. Она впитала в себя определенные результаты ведической религии, брахманизма, ассимилировала народные верования и стала одной из наиболее многочисленных религий мира. Центральными звеньями воззрения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздания (карма) в зависимости от поведения (добродетельного или дурного). Сторонники индуизма почитают верховных богов (Вишну или Шиву) или их воплощения; они обязаны соблюдать кастовые бытовые правила. В индуизме считаются священными корова, змея, лотос, река Ганг.

 

 

lektsia.com

Научные знания - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Древней. Индии присущ высокий уровень научно-естественных и гуманитарных знаний, которые развились не без влияния на них вавилонских и греческих научных идей, особенно в областях математики и ас строномии индийские математики пользовались значением к (с точностью до четырех цифр), добывали квадратный и кубический корни, решали уравнения с одним неизвестным, раньше греков открыли"то пашем. Пифагора"Они применяли позиционную десятичную систему вычислений, которую у них заимствовали арабы, а у арабов - европейцы, разработали правила арифметических действий, которые практически не отличаются от с участниками. Поэтому наша школьная арифметика имеет древнеиндийские происхождения. Индейцы создали цифровую систему, которую называют"арабскими цифрами"и которой сейчас пользуются математики всего мира (кстати, арабы называли математику"индийской наукой"). Выдающимся достижением древнеиндийской математики было создание развитой алгебраической символики, богатой даже за греческую. Индийское происхождение имеют такие с агальновживани математические термины, как"цифра","корень","синус"тощ тощо.

Определенных успехов достигла также древнеиндийская астрономия, [индийский астроном. Ариабхата высказал предположение, что. Земля имеет форму шара, даже попытался вычислить ее окружность. Индийцы / создали примитивный лунный календарь, год в котором начинался примерно в середине апреля и состоял из 360 дней] (раз в пять лет в календарь включали дополнительный месяц).

Зародились в. Древней. Индии также физические и химические знания. Так, индейцы изготовляли краски, лекарства, духи, цемент и т.д.. Изобретенная ими в древности оранжево-коричневая краска кашайя, которой в. Варанаси фа арбувалы текстиль, под названием бенаресская каттхаи широко используется в стране и сейчас. Достойный удивления тот факт, что древнеиндийские металлурги знали секрет выплавки чистого железа, которое сейчас ученые добыл ають граммами лабораторным способом. В V веке н е они вылили из него шеститонную колонну высотой более 7 м и диаметром почти полметра. Эта колонна простояла в условиях влажных тропиков уже более 1500 лет, а на ней нет никаких следов коррозии. В истории мировой металлургии железная колонна в г. Дели - феноменом — феномен.

Однако с естественнонаучных знаний наибольшего развития в. Древней. Индии достигла медицина. Индийские медики осуществляли вскрытие трупов поэтому хорошо знали анатомию человека. Они делали сложные операции, ос собливо при лечении ран и опухолей, применяли кесарево сечение, снимали катаракты, ампутировали конечности, делали трепанацию черепа, успешно применяли противоядие (при царском дворе потребность в. Этому м появлялась достаточно часто, потому что там претенденты на трон удовольствием травили своих политических конкурентов) и т.д.. В умении осуществлять пластические операции лица европейская медицина достигла уровня староиндийсь кой лишь в XVIII в. Индийские медики знали лечебные свойства диеты, психотерапии, правила асептики и, возможно, имели представление о бактерии и другие болезнетворные организмы, пользовались наркозаозом.

Многочисленные достижения древнеиндийской медицины, уровень которой был выше античную, успешно используют для лечения ревматических, нервных и кожных заболеваний нынешние индийские, американские и евро опейськи медики древнеиндийской медицинский трактат. Аюрведа ("Наука о жизни") внимательно изучают гомеопаты во многих странах миру.

К сожалению, не все секреты древнеиндийской медицины удалось разгадать нынешним медикам, отдельные ее достижения стали достоянием лишь узкого круга современных народных целителей. Этнограф. Н. Р. Гусева так сообщение мляе об одной из тайн аюрведийськои медицины:"На улицах, на базарах и где угодно (в. Индии) еще можно встретить дантиста, который тут же на месте вырвет больной зуб бескровно и безболезненно, пользуясь для этого лишь своими пальцами. И никаких заражений при этом не бывает. Как это он делает - наследственный секрет кастыасти".

С гуманитарных знаний в. Древней. Индии особенно успешно развивалась лингвистика - благодаря существованию в стране большого количества языков и диалектов большое достижение древнеиндийской лингвистики - игра аматика. Панини. Аштадхяи (содержит примерно 4000 грамматических правил), составленная в середине I тыс. до н е. ЕЕ основная ценность заключается в полноте описания санскрита. Современные филологи считают, что"для одной др. вой древнего языка не существует описания, подобного описания санскрита. Панини, и только себе представлять, что сейчас удастся так же подробно описать какое-то разговорный языкмову".

Исторические знания в. Древней. Индии, как об этом уже говорилось, не сложились. Причину этого видят в беспримерном доминировании в стране религиозно-мифологического мировоззрения, в этническом и кастовому разнообразие итти населенныхя.

Научные знания в. Древней. Индии, как и в других старо-восточных обществах, были утилитарными, имели сугубо прикладной характер и тесную связь с религией

uchebnikirus.com