Кто такая Елена Троянская?. Кто есть кто во всемирной истории
Кто такая Елена Троянская?
В Древней Греции существовало много мифов и легенд о богах и людях. Самой красивой женщиной в греческой мифологии была Елена Троянская. Ее матерью была смертная женщина Леда, а отцом – бог Зевс.
Считалось, что Елена была так прекрасна, что любой, кто видел ее, не мог забыть ее красоту. Как только Елена достигла расцвета женственности, красивейшие и могущественнейшие владыки Греции стали добиваться ее руки. Поклонников было очень много, и ее отчим, царь Спарты, заставил их поклясться, что они сохранят лояльность к человеку, который станет мужем Елены.
Выбор пал на Менелая, богатейшего и могущественнейшего из всех женихов. Позднее он стал царем Спарты, и они с Еленой жили счастливо.
Богиня любви Афродита пожелала наградить человека по имени Парис – сына троянского царя Приама. Она обещала отдать Парису самую красивую женщину из смертных. Парис поплыл в Спарту. Там он увидел Елену и влюбился в нее. Парис уговорил Елену оставить Менелая и бежать с ним в Трою.
Менелай разгневался и поклялся уничтожить Париса и вернуть Елену. Помня обещание, данное женихами Елены, он попросил их о помощи в войне против Трои.
В эпической поэме «Илиада» великий греческий поэт Гомер рассказывает о последних сражениях этой войны, о гибели многих героев Греции и Трои. Вероятно, Троянская война была примерно в 1200 году до Рождества Христова, но никто точно не знает, почему она началась. История о Елене Прекрасной, может быть, всего лишь легенда.
Во время войны Парис был убит, и Троя была разрушена. Елена умоляла Менелая простить ее, и царь согласился. Они вернулись в Спарту. Но есть легенда, что после смерти Менелая Елену увезли из ее дворца на остров Родос.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Елена, дочь Зевса и Леды
Некогда славный герой Тиндарей был изгнан из своего царства Гиппокоонтом. После долгих скитаний нашел он приют у царя Этолии, Фестия. Полюбил царь Фестий героя и отдал ему в жены свою прекрасную, как богиня, дочь Леду. Когда великий сын Зевса Геракл победил Гиппокоонта и убил его и всех его сыновей, вернулся Тиндарей с прекрасной женой своей в Спарту и стал там править.
Четверо детей было у Леды. Прекрасная Елена и Полидевк были детьми Леды и громовержца Зевса, а Клитемнестра и Кастор были детьми Леды и Тиндарея.
Прекрасна была Елена. Ни одна из смертных женщин не могла сравниться с ней красотой. Даже богини завидовали ей. По всей Греции гремела слава Елены. Зная о ее божественной красоте, ее похитил у Тиндарея великий герой Аттики Тесей, но братья Елены, Полидевк и Кастор, освободили сестру и вернули ее в дом отца. Один за другим приходили во дворец Тиндарея женихи свататься за прекрасную Елену, каждый хотел назвать ее, прекраснейшую из женщин, своей женой. Не решался Тиндарей отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену, он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет великая распря. Наконец, хитроумный герой Одиссей дал такой совет Тиндарею:
- Пусть прекраснокудрая Елена решит сама, чьей женой хочет она стать. А все женихи пусть дадут клятву в том, что никогда не подымут они оружия против того, кого изберет Елена в мужья, а будут всеми силами помогать ему, если он призовет их в случае беды на помощь.
Послушался Тиндарей совета Одиссея. Все женихи дали клятву, а Елена выбрала из них одного, и этим избранным был прекрасный сын Атрея, Менелай.
Женился на прекрасной Елене Менелай. После смерти Тиндарея он стал царем Спарты. Спокойно жил он во дворце Тиндарея, не подозревая, сколько бед сулит ему брак с прекрасной Еленой.
Пелей и Фетида
www.ancientmyth.ru
ПАРИС ПОХИЩАЕТ ЕЛЕНУ. Легенды и мифы древней Греции (ил.)
ПАРИС ПОХИЩАЕТ ЕЛЕНУ
Прошло много дней, после того как вернулся Парис в дом своего отца Приама. Казалось, что та перемена, которая произошла в его жизни, заставила его позабыть о даре, обещанном ему Афродитой за золотое яблоко. Теперь он был царевичем, а не простым, никому не известным пастухом. Но Афродита сама напомнила ему о прекрасной Елене и помогла своему любимцу построить великолепный корабль, и он собрался отплыть в Спарту, где жила Елена. Напрасно стал предостерегать его вещий сын Приама Гелен. Он предсказал гибель Парису. Ничего не хотел слушать Парис. Он взошел на корабль и пустился в далекий путь по безбрежному морскому простору. Отчаяние овладело Кассандрой, когда увидала она, как удалялся быстроходный корабль Париса от родных берегов. Простерши к небу руки, воскликнула вещая Кассандра:
Суд Париса. Посередине сидит Парис, направо от него Афина и Гера, налево Афродита с Эротом.
— О, горе, горе великой Трое и всем нам! Вижу я: объят пламенем священный Илион, покрытые кровью, лежат поверженные в прах его сыны! Я вижу: ведут в рабство чужеземцы плачущих троянских жен и дев!
Так восклицала Кассандра, но никто не внял ее пророчеству. Никто не остановил Париса.
А он плыл все дальше и дальше. Поднялась на море страшная буря. Не остановила и она Париса. Миновал он богатую Фтию, Саламин и Микены, где жили будущие враги его, и прибыл, наконец, к берегам Лаконии. Причалил Парис в устье Эврота и вышел со своим другом Энеем на берег. С ним отправился он к царю, как гость, не замышляющий ничего злого.
Менелай радушно принял Париса и Энея. В честь гостей приготовил он богатую трапезу. Во время этой трапезы Парис впервые увидел прекрасную Елену. Полный восторга, смотрел он на нее, любуясь ее неземной красотой.
Пленилась красотой Париса и Елена, он был прекрасен в своих богатых восточных одеждах. Прошло несколько дней. Менелаю необходимо было ехать на Крит. Уезжая, он просил Елену заботиться о гостях, чтобы ни в чем не имели они недостатка. Не подозревал Менелай, какую обиду нанесут ему эти гости.
Елена и Парис.
(Барельеф III в. до н. э.)
Когда Менелай уехал, Парис тотчас же решил воспользоваться его отъездом. С помощью Афродиты он уговорил нежными речами прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою.
Уступила Елена просьбам Париса. Тайно увел Парис прекрасную Елену на свой корабль; похитил он у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту, и дочь свою Гермиону забыла она ради любви к Парису.
Покинул корабль Париса устья Эврота, увезя с собой богатую добычу.
Быстро несся корабль по морским волнам назад к троянским берегам. Ликовал Парис — с ним была прекраснейшая из смертных женщин, Елена. Вдруг, когда корабль плыл далеко от берегов в открытом море, остановил его могучий бог моря Нерей. Он всплыл из морской пучины и предсказал гибель и Парису, и всей Трое. Смутились Парис и Елена. Но Афродита успокоила их и заставила забыть это грозное предсказание. Три дня плыл корабль, хранимый Афродитой, по спокойному морю. Быстро гнал его попутный ветер. Благополучно прибыл он к троянским берегам.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
ЕЛЕНА (в мифологии) - это... Что такое ЕЛЕНА (в мифологии)?
ЕЛЕ́НА, в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая (см. МЕНЕЛАЙ (в мифологии)). Отцом ее считался Зевс (см. ЗЕВС), а матерью — Леда (см. ЛЕДА (в мифологии)), с которой Зевс соединился в облике лебедя. Еще в ранней юности ее похитили Тесей (см. ТЕСЕЙ) и царь лапифов Пирифой (они бросили жребий, и красавица досталась Тесею). Диоскуры (см. ДИОСКУРЫ) освободили сестру, когда Тесей и Пирифой отправились в Аид за Персефоной (см. ПЕРСЕФОНА), и возвратили Елену ее земному отцу — Тиндарею. Руку Елены оспаривали десятки самых знатнейших героев (Аяксы (см. АЯКСЫ), Одиссей (см. ОДИССЕЙ), Патрокл (см. ПАТРОКЛ), Сфенел (см. СФЕНЕЛ)), и отец ее, опасаясь вражды обойденных претендентов к себе и друг к другу, связывает их взаимной клятвой по совету Одиссея. Елена становится женой Менелая, вероятно, потому , что его брат Агамемнон (см. АГАМЕМНОН) уже женат на ее сестре Клитемнестре (см. КЛИТЕМНЕСТРА). От Менелая у Елены рождается дочь Гермиона (см. ГЕРМИОНА). Афродита (см. АФРОДИТА), выполняя обещание, данное Парису (см. ПАРИС) при разрешении спора о яблоке раздора, помогает ему похитить Елену, которой внушает любовь к Парису. Ее бегство служит поводом к Троянской войне (см. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА). В «Илиаде» Гомер (см. ГОМЕР) без осуждения описывает поведение Елены в Трое, где, несмотря на то, что навлекла на город столько бедствий, она снискала любовь троянцев благодаря своей красоте. После взятия города Менелай ищет неверную жену с мечом в руках, но найдя, отказывается от убийства. Не могут и другие ахейцы побить ее камнями за причиненные бедствия. По другой версии, известной по Стесихору и Гесиоду (см. ГЕСИОД), Гера подменила подлинную Елену призраком, за который и шла война, а сама Елена вела благочестивую жизнь в Египте под защитой старца Протея (см. ПРОТЕЙ (в мифологии)), дожидаясь возвращения Менелая. Различно повествуется и о жизни Елены после смерти Менелая: по одной версии, она была изгнана сыновьями мужа и бежала на Родос или в Тавриду; по другой же, она была перенесена на чудесный остров Левка (см. ЛЕВКА), где вечным союзом соединилась с Ахиллом (см. АХИЛЛ), как самая прекрасная из женщин с самым доблестным из мужчин. Образ Елены неоднократно привлекал внимание античных (Гомер, Еврипид) и европейских авторов. Различные эпизоды из мифов о Елене неоднократно использовались в античной живописи и пластике. В живописи Возрождения наиболее частый сюжет — похищение Елены.
dic.academic.ru
ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ | Миф о Парисе и Елене | Миф о стенах Трои | Царь Трои Лаомедонт | Сестра Приама Гесиона
Похищение Елены
Посейдон и Аполлон строят стены царю Трои Лаомедонту. — Мщение бога Посейдона. — Дочь Лаомедонта Гесиона, освобожденная Гераклом. — Нимфа Энона. — Похищение Елены.
Парис увозит Елену на корабле. Изображение на архаической древнегреческой вазе геометрического стиля из Фив, VIII до Р.Х. Рисунок схематичен: герои мифологии Парис и Елена изображены крупно, а рядовые гребцы корабля Париса («маленькие люди») — мелко.
Посейдон и Аполлон строят стены царю Трои Лаомедонту
У фригийского царя Троя, основателя Трои, было три сына. Один из них, Ганимед, был взят Зевсом на Олимп и служил там виночерпием; другой, Ил, построил крепость Трою, которая называется также Илионом.
Третий сын царя Троя, Лаомедонт, решил окружить город Трою высокой стеной.
Согласно мифам древней Греции, боги Посейдон и Аполлон, переодетые каменщиками, предложили царю Лаомедонту свои услуги. До того времени при постройках укладывали камни один на другой без всякого связывающего их цемента. Такие постройки носят название циклопических построек. Только впоследствии придумали соединять камни и заделывать отверстия между ними цементом, который твердел от действия воздуха и солнца.
Посейдон — вода, а Аполлон — солнце: они были более всего пригодны на такое дело, как постройка стен Трои. Царь Лаомедонт с радостью принял их предложение и согласился на плату, заранее ими выговоренную. Окончив работу, Посейдон и Аполлон стали требовать эту плату. Царь Лаомедонт, нарушая условие, отказался заплатить богам.
Мщение Посейдона
Тогда Посейдон в наказание за вероломство царя Лаомедонта залил водой окружающие Трою поля и уничтожил все жатвы.
Не довольствуясь этим, Посейдон потребовал, чтобы дочь царя Лаомедонта, Гесиона, была отдана на съедение морскому чудовищу, вызванному Посейдоном из недр моря.
Несчастная Гесиона была выставлена на скале на съедение. (Похожий мифологический сюжет выставления царской дочери для морского чудовища имеется в мифе о Персее и Андромеде.)
Дочь Лаомедонта Гесиона, освобожденная Гераклом
Царь Трои Лаомедонт пообещал Гераклу, если он освободит его дочь Гесиону, отдать ему прекрасных коней, подаренных ему Зевсом за Ганимеда.
Геракл убивает морское чудовище, спасая Гесиону, дочь Лаомедонта и сестру Приама. Древнегреческая вазопись.{Фото: (Creative Commons license): aaron wolpert}
Геракл убил морское чудовище и освободил дочь Лаомедонта Гесиону, но царь, по своему обыкновению, не дал обещанной награды. Тогда Геракл осадил вместе с другими героями мифологии Трою, убил царя Лаомедонта, а Гесиону отдал воину Теламону, вошедшему первым в осажденную Трою. Геракл убил всех сыновей царя Лаомедонта, даровав жизнь одному только Подарку, или Приаму, которого выкупила Гесиона ценой своего брака с Теламоном.
[Имя Приам толковалось греками как выкупленный — якобы от древнегреческого глагола ἐπριάμην [эприа́мэн] (я) купил, что, видимо, и послужило источником мифа о выкупе Приама Гесионой.]
Освобождение Гесионы изображено на нескольких памятниках искусства. Из новейших художников француз Лебрен написал картину на мифологическую тему о Гесионе и Геракле, очень известную по частым репродукциям.
Нимфа Энона
Сын Лаомедонта Приам (бывший Подарк) стал царем Трои и взял себе в жены Гекубу, от которой имел много детей. Из детей Приама и Гекубы приобрели известность сыновья Гектор и Парис и дочери Кассандра и Поликсена.
Полигамия была обычным явлением на Востоке, и, по словам Гомера, у царя Приама было пятьдесят сыновей и столько же дочерей. Все они росли в доме отца, кроме Париса, которого считали погибшим, так как он был брошен на съедение диким зверям благодаря пророческому сну Гекубы. В действительности, Парис рос вдали от семьи и пас стада.
Нимфа Энона, пораженная красотой Париса, согласилась быть его женой. Энона, которую когда-то любил Аполлон, обладала даром прорицания. Она предсказала Парису гибель всей его семьи и страшное бедствие для его отечества, если он не откажется от своего намерения похитить жену спартанского царя Менелая Елену.
Но Парис, полагая, что ревность внушила Эноне это предсказание, не послушался и, желая во что бы то ни стало овладеть Еленой, стал добиваться, чтобы его признал царь Приам.
Вскоре Парису представился случай отличиться и победить многих соперников во время торжественных состязаний в борьбе. Получив приз, Парис открыл отцу свое происхождение и показал ему пеленки, в которые он был завернут, когда его отдали пастуху.
Похищение Елены
Средневековая французская гравюра на дереве, по-средневековому иллюстрирующая античный миф о похищении Елены Парисом. 1484 г.
Обрадованная Гекуба, забыв свой вещий сон, с радостью приняла Париса, а Приам возложил на него поручение, очень почетное, хотя и опасное. Царь Приам послал Париса в Грецию потребовать выкуп за увезенную сестру Приама Гесиону.
Но Парис выкупа не получил, а взамен Гесионы похитил Елену, жену спартанского царя Менелая.
Многие античные мифы рассказывают весьма различно причины, заставившие Елену покинуть Менелая и последовать за Парисом. Вернее же всего, причиной того была неотразимая красота похитителя. (Напомним, что похищение Парисом было вторым похищением Елены в греческой мифологии: первый раз Елену похитил в ее юности герой Тесей. Похищение Елены Тесеем было, как известно, неудачным.)
Античный барельеф изображает богиню Афродиту, которая, верная своему обещанию дать Парису самую красивую подругу, приводит к нему Елену.
На другом барельефе бог Эрот ведет Париса к дверям Елены.
Отъезд Елены с Парисом на фригийском корабле также не раз изображался на античных памятниках искусства.
Что такое ЕЛЕНА - Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии - Словари
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
ЕЛЕНА Почти во всех источниках, в которых упоминается Елена, подчеркивается ее удивительная красота, в остальном же сведения о ней весьма противоречивы. Говорят, что Елена была дочерью Зевса и Леды, сестрой близнецов Кастора и Полидевка и у сводной сестрой Клитемнестры; безусловно, она «вылупилась из золотого яичка», впрочем, по другой версии, земным отцом Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам Павсания, Елена вместе со своими братьями долгое время провела в Спарте. Представляется вероятным, что в Лаконии Елена была богиней еще в догреческий период, причем ее имя связывалось с птицами и деревьями; и Павсаний, в свою очередь, указывает на связь Елены с деревьями, а на острове Родос существовал культ Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появляется в свадебном гимне Менелаю и Елене в «Идиллии» (XVIII) Феокрита. Ничего подобного нет в литературной традиции, начатой Гомером. Там Елена совершенно очеловечена. Она – жена Менелая из Спарты, похищенная Парисом (см. Суд Париса) и увезенная им в Трою, что послужило причиной продолжительной и кровавой Троянской войны. В «Илиаде» отсутствуют описания красоты Елены, но в книге (3) есть удивительно трогательный эпизод, когда старые троянцы соглашаются даже с войной, если в результате удастся сохранить Елену в Трое. В «Одиссее» она мирится с Менелаем и становится гостеприимной, погружённой в домашние заботы хозяйкой. В более поздних легендах рассказывается, что еще до замужества Елену похитил Тесей, но братья освободили ее, что со смертного ложа Елена была унесена, чтобы жить вечно с Ахиллом на «белом острове» в Черном море; и морализаторская нота превозносит предположение, что она – дочь не Леды, а Немезиды. Большинство не гомеровских деталей – это местные легенды и фольклор, но существует примечательный вариант поэта Стесихора, писавшего, что в Трою отправился только призрак, а настоящая Елена оставалась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в «Федре»), этому следовал Еврипид в своей «Елене». Подобный мотив снова возникает в опере Гофмансталя – Р. Штрауса «Елена Египетская» и в поэме Сефериса «Елена»: ...так много страданий, так много жизни, присоединившейся к хаосу, все из-за пустой туники, все из-за Елены. Еврипид в «Оресте» и «Троянках» придерживается традиционного взгляда и так же враждебен к Елене, как Эсхил в «Агамемноне». Это общее для греков отношение к Елене из-за несчастий, причиной которых она послужила. Риторики, как Горгий и Исократ, могли пространно высказываться в ее пользу, но это на самом деле только примеры упражнений в панегириках. Римляне: Вергилий, Овидий, Сенека – при упоминании Елены осуждали ее слабость. И, как можно было ожидать, она оказывается среди похотливых в смерче Дантова второго круга: А там Елена, тягостных времен Виновница... Елена приходит в легенду о Фаусте через гностическую мистику поздней античности, которая связывает ее с волшебником Симоном Магом. Для Гете она была символом всего идеализированного в эллинизме. В «Фаусте» (часть 2) она – Красота греческого идеала, который Гете надеялся соединить с немецким средневековым романтизмом. Шекспиров Троил, естественно, выдвигает романтическую защиту Греческой королевы, чья молодость и свежесть Посрамляют Аполлоновы и заставляют утро выглядеть несвежим. Но к концу этой жестокой пьесы скорее согласишься с Гектаром, что «она не стоит того, во что обошлась». Елена – один из самых соблазнительных образов в изобразительном искусстве, особенно во времена эпохи Возрождения. Тинторетто, Рени, Тишбейн, Давид – в живописи, Росси, Пюже, Канова – в пластике оставили нам свое видение прекраснейшей из смертных.
www.slovopedia.com
Троянская война. ПАРИС И ЕЛЕНА
469
ПАРИС И ЕЛЕНА
Когда Елена, прекрасная дочь Леды, достигла брачного возраста и жила в Спарте во дворце своего приемного отца Тиндарея, все цари Греции пришли свататься к ней с богатыми дарами или отправили сватами своих родственников. Только что одержавший под Фивами победу Диомед был здесь вместе с Аяксом, Тевкром, Филоктетом, Идоменеем, Патроклом, Менесфеем и многими другими. Пришел туда и Одиссей, но не принес ничего, так как у него не было никакой надежды на успех. По его сведениям, братья Елены Диоскуры хотели, чтобы она вышла замуж за афинца Менесфея, но Елене все равно пришлось бы стать женой Менелая, самого богатого ахейца, сватом которого был зять Тиндарея могущественный Агамемнон [1].
b. Тиндарей никого из женихов не отсылал, но и не брал ни у кого даров, боясь, что любой его выбор неизбежно вызовет ссору. Однажды Одиссей спросил его: "Если я скажу тебе, как избежать ссоры, поможешь ли ты мне жениться на дочери Икария Пенелопе?" "Договорились!" - обрадовался Тиндарей. "Тогда, - продолжал Одиссей,— мой совет таков: заставь всех женихов Елены поклясться в том, что они будут защищать избранника Елены, кем бы он ни был". Тиндарей нашел совет вполне разумным. Принеся в жертву лошадь и расчленив ее, он поставил всех женихов на кровоточащие куски мяса и заставил их произнести клятву, сочиненную Одиссеем. После чего все мослы были зарыты в месте, которое до сих пор называется "Лошадиная могила".
с. Неизвестно, сам ли Тиндарей выбрал для Елены мужа или же она сама объявила о своем выборе, возложив на своего супруга венок [2]. В любом случае она вышла замуж за Менелая, который после смерти Тиндарея и обожествления Диоскуров стал царем Спарты. Однако их брак был обречен: за много лет до этого, принося жертвы богам, Тиндарей случайно забыл об Афродите, которая поклялась в отместку сделать так, что все три его дочери-Клитемнестра, Тимандра и Елена - печально прославятся своими любовными изменами [3].
d. От Елены у Менелая была одна дочь, которую он назвал Гермиона, и сыновья Этиол, Марафий (от которого происходит персидская семья Марафионов) и Плисфен. Этолийская рабыня по имени Пиерида позднее родила Менелаю двух внебрачных сыновей — Никострата и Мегапента [4].
е. Почему, спрашивается, Зевс и Фемида устроили Троянскую войну? Уж не для того ли, чтобы прославить Елену как причину ссоры между Европой и Азией? Или чтобы возвеличить род полубогов и одновременно истребить многочисленные племена, под тяжестью которых изнывала мать-земля? Какой бы ни была причина, но решение о войне было принято, когда Эрида бросила золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей" во время свадьбы Пелея и Фетиды. Всемогущий Зевс отказался решить спор, возникший между Герой, Афиной и Афро датой, но разрешил Гермесу отвести богинь на гору Ида, где их должен был рассудить сын Приама Парис, выросший вне родительского дома [5].
f. Как раз накануне рождения Париса Гекаба увидела сон, будто она родила пылающий факел, грозивший уничтожить Трою. Проснувшись, она рассказала свой сон мужу. Приам тут же обратился к своему ясновидящему сыну Эсаку, который изрек: "Ребенок, который вот-вот родится, станет погибелью для своей страны! Заклинаю вас избавиться от него" [6].
470
g. Спустя несколько дней Эсак изрек вновь: "Троянка царского рода, производящая сегодня на свет ребенка, должна быть убита вместе со своим отпрыском!" Услышав эти слова, Приам убил свою сестру Киллу и ее новорожденного сына Мунита, который тем утром появился на свет от тайного союза с Тимойтом, и предал их земле в святилище Троса. Но еще до наступления ночи Гекаба родила сына, и Приам пощадил их обоих, несмотря на то что жрица Аполлона Герофила и другие ясновидцы требовали, чтобы Гекаба убила хотя бы свое чадо. Но она не смогла заставить себя совершить убийство, и тогда Приаму пришлось послать за своим главным пастухом, неким Агелаем, и поручить ему это дело. Мягкосердие Агелая не позволило ему воспользоваться веревкой или мечом - он просто оставил ребенка на горе Иде, где его вскормила медведица. Вернувшись на гору через пять дней и увидев живого ребенка, Агелай был так поражен, что решил подобрать брошенного ребенка и принес его домой в котомке, от которой и пошло его имя "Парис"*. В доме пастуха он стал расти вместе с его только что родившимся сыном [7]. В подтверждение того, что он все-таки выполнил повеление Приама, Агелай принес царю отрезанный собачий язык. Некоторые, правда, говорят, что Гекуба подкупила Агелая, чтобы тот не убивал Париса, но Приам не был посвящен в их тайну [8].
h. Благородное происхождение Париса было раскрыто благодаря его необычайной красоте, живости ума и силе. Еще совсем мальчиком он обратил в бегство шайку похитителей коров и вернул похищенных животных, за что прозвали его Александром ("защитником мужей") [9]. Хотя в то время он еще был на положении раба, это не помешало ему стать избранником родниковой нимфы Эноны, дочери реки Эней. Искусству предсказания ее научила Рея, врачеванию — Аполлон, когда тот служил пастухом у Лаомедонта. Парис и Энона вместе пасли овец и охотились. Ее имя он часто вырезал на коре буков и тополей [10]. Больше всего он любил развлекаться тем, что стравливал друг с другом быков Агелая, украшая потом победителя цветами, а побежденного соломой. Если один из быков постоянно побеждал остальных, он выставлял его против быков-победителей из соседних стад и его бык всегда брал верх. Кончилось тем, что Парис объявил, что возложит золотую корону на рога того быка, который сможет одолеть его собственного быка-победителя. Тогда, шутки ради, Арес превратился в быка и выиграл награду. То, что Парис не раздумывая вручил полагавшуюся награду Аресу, приятно удивило богов, наблюдавших за всем с Олимпа. Вот почему именно Париса избрал Зевс, чтобы решить спор трех богинь [11].
i. Парис пас коров у скалы Гаргар, венчавшей гору Ида, когда Гермес в сопровождении Геры, Афины и Афродиты принес ему золотое яблоко и слова Зевса:
"Парис, поскольку ты так же красив, как и умен в делах сердечных, Зевс повелел тебе стать судьей в споре этих богинь. Отдай яблоко самой прекрасной из них".
Парис в нерешительности принял яблоко и воскликнул: "Как может простой пастух, вроде меня, судить о божественной красоте? Вот разделю сейчас яблоко на три части!"
"Нет, нет, ты не можешь ослушаться всемогущего Зевса! — поспешно вмешался Гермес. - Я же не могу давать тебе советов, поэтому воспользуйся своим природным умом!"
"Делать нечего, - вздохнул Парис. - Но сначала пусть проигравшие обещают мне не таить на меня обиды. Я всего лишь человек и способен совершить самую глупую ошибку".
Все богини согласились подчиниться его решению.
"Должен ли я судить богинь по их одеяниям, — спросил Парис Гермеса, - или
471
они должны предстать предо мной обнаженными?"
"Правила таковы, что ты должен все решать сам", - сказал Гермес, улыбаясь.
"В таком случае не могли бы они разоблачиться?"
Гермес передал просьбу богиням, а сам вежливо повернулся к ним спиной.
j. Первой была готова Афродита, но Афина настояла на том, чтобы та сняла свой знаменитый волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в его обладательницу. "Хорошо, - не без злорадства произнесла Афродита, — но только после того, как ты снимешь свой шлем, без которого на тебя просто страшно смотреть".
Теперь, если вы не возражаете, предстаньте предо мной по одной, чтобы избежать ненужных споров. Подойди сюда, божественная Гера! Пусть остальные покинут нас на некоторое время".
"Смотри на меня внимательно, - Гера не спеша поворачивалась к нему то одним, то другим боком, стремясь показать все достоинства своего великолепного тела, - и помни, что если ты признаешь меня прекраснейшей, я сделаю тебя повелителем всей Азии и самым могущественным из живущих ныне людей [12].
"Меня не должно подкупать, моя госпожа... Я уже видел все, что должен был видеть. Войди теперь, божественная Афина!"
k. "Я здесь, - и Афина поспешила приблизиться в Парису. - Послушай, Парис, если у тебя хватит здравого смысла, чтобы присудить мне награду, я сделаю так, что ты выйдешь победителем во всех своих битвах, а также будешь самым красивым и мудрым человеком в мире".
"Я ничтожный пастух, а не воин, - произнес Парис. - Можешь сама убедиться, что во всей Лидии и Фригии царит мир и никто не угрожает царю Приаму. Но я все равно обещаю честно решить, кому отдать яблоко. А теперь надень все одежды и шлем. Готова ли Афродита?"
l. Афродита робко подошла к нему, и Парис залился краской от близости оказавшейся с ним рядом богини.
"Смотри внимательно, ничего не упусти... Между прочим, как только я увидела тебя, то сказала себе: "Честное слово, это самый красивый юноша во всей Фригии! Почему он должен прозябать в этой глуши и пасти этот дурацкий скот?" Почему бы тебе, Парис, не перебраться в город и не зажить более пристойной жизнью? Что ты потеряешь, если женишься, скажем, на Елене Спартанской, которая красива, как я, и такая же страстная? Я уверена, что стоит только вам встретиться, как она бросит все - и дом, и семью, чтобы стать твоей любовницей. Ты хоть что-нибудь слышал о Елене?"
"Никогда, моя госпожа. Я буду премного благодарен, если ты опишешь мне ее".
m. "Елена красива и хрупка; она появилась на свет из лебединого яйца. Она может считать Зевса своим отцом, любит охоту и борьбу, а в младенческом возрасте уже стала причиной войны. Когда она достигла брачного возраста, все царевичи Греции добивались ее руки. Сейчас она замужем за Менелаем, братом верховного царя Агамемнона, но это ничего не значит - если захочешь, она будет твоей".
"Как же она может стать моей, если она замужем?"
"О небеса! Какая наивность! Неужели ты никогда не слыхивал, что в мои обязанности как богини как раз и входит устраивать такие дела? Предлагаю тебе взять моего сына Эрота в проводники и отправиться в странствие по Греции. Когда ты достигнешь Спарты, мы с ним сделаем так, что Елена без памяти влюбится в тебя".
"Поклянись в этом!" - Парис сгорал от нетерпения.
472
Афродита произнесла торжественную клятву, и Парис, не раздумывая, присудил ей золотое яблоко.
Узнав о его решении, Гера и Афина, затаив гнев, удалились, взявшись за руки и строя планы разрушения Трои, а Афродита, победно улыбаясь, осталась на месте, раздумывая, как ей лучше сдержать свое обещание [13].
n. Спустя некоторое время Приам отправил своих слуг поймать быка из стада Агелая. Бык должен был стать наградой победителю погребальных игр, которые ежегодно устраивались в честь его умершего сына. Когда слуги выбрали быка, который одолевал всех остальных, Парису захотелось присутствовать на играх и он бросился догонять слуг Приама. Агелай попытался удержать его: "У тебя свои бои быков не хуже, чего тебе еще желать?" Но Парис настоял на своем, и Агелаю не оставалось ничего, кроме как отправиться вместе с Парисом в Трою.
о. У троянцев был такой обычай: после шестого заезда в состязаниях колесниц перед царским троном начинался кулачный бой. Парис решил принять в нем участие и, несмотря на уговоры Агелая, вошел в круг и одержал победу благодаря не столько мастерству, сколько отваге. Затем он первым закончил поединок в беге. Это так рассердило сыновей Приама, что они вновь вызвали его на поединок в беге, который Парис вновь выиграл, получив третью награду кряду. Обиженные тем, что принародно проиграли, сыновья Приама решили убить Париса. Для этого у каждого входа на стадион была поставлена вооруженная стража, а Гектор и Деифоб, обнажив мечи, напали на Париса. Тот бросился искать спасения у алтаря Зевса, а Агелай устремился к Приаму с криком: "О царь, этот юноша - твой давно пропавший сын!" Приам тут же позвал Гекабу, которая при виде погремушки, которую показал ей Агелай, нашедший ее когда-то вместе с Парисом, признала в нем своего сына. С большим почетом Парис был препровожден во дворец, где Приам отпраздновал возвращение сына большим пиром и жертвоприношениями богам. Но когда весть об этом дошла до жрецов Аполлона, те объявили, что Париса следует немедленно предать смерти, иначе Троя погибнет. Их слова были доложены Приаму, который ответил: "Лучше пусть падет Троя, чем погибнет мой прекрасный сын!" [14]
р. Женатые братья Париса стали требовать, чтобы тот взял себе жену, на что он ответил, что в выборе жены доверился Афродите, которой не устает каждый день возносить молитвы. Когда вновь собрался совет, чтобы обсудить, как спасти плененную Гесиону, мирных настроений уже не было и Парис вызвался возглавить поход, если Приам снабдит его большим флотом и нужным количеством людей. При этом он хитро добавил, что если ему не удастся вернуть Гесиону, то как выкуп за нее он, быть может, привезет греческую царевну одного с Гесионой положения. Конечно же, его сердце горело желанием поскорее отправиться в Спарту, чтобы заполучить Елену [15].
q. В тот же день Менелай неожиданно появился в Трое и стал спрашивать, где находятся могилы Лика и Химера, сыновей Прометея и дочери Атланта Келено*. Он объяснил, что Дельфийский оракул повелел ему принести им жертвы как героям, чтобы избавить Спарту от свирепствовавшей там чумы. Парис принял у себя Менелая и попросил того оказать любезность и совершить над ним в Спарте обряд очищения, поскольку он нечаянно убил игрушечным мечом Анфея, младшего сына Антенора. Когда Менелай согласился, Парис, по совету Афродиты, поручил сыну Гармонида Тектона Фереклу* построить обещанный Приамом флот, причем нос главного корабля должен был быть украшен фигурой Афродиты, держащей в руках маленького Эрота. Париса согласился сопровождать его двоюродный брат Эней, сын Анхиса [16]. Распустившая волосы Кассандра предсказала, что этот поход приведет к огром-
473
ному пожарищу, и ее слова подтвердил Гелен. Но Приам не обратил внимания на то, что говорили его ясновидящие дети. Даже Эноне не удалось отговорить Париса от рокового путешествия, хотя он и уронил слезу, прощаясь с ней. "Если тебя когда-нибудь ранят, приходи ко мне, - сказала Энона, - только я смогу вылечить тебя" [17].
r. Когда флот вышел в море, Афродита послала ему благоприятный ветер, и вскоре Парис уже был в Спарте, где Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис одарил Елену привезенными из Трои дарами, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки ввергли ее в смятение: то он взял кубок из ее рук и прижался губами к тому месту на ободке, которого только что касались ее губы, то она вдруг увидела слова "Я люблю тебя, Елена", выведенные вином на столешнице. Ей стало страшно оттого, что Менелай может заподозрить ее в том, что она нарочно подогревала страсть Париса. Но муж ее, не отличавшийся большой наблюдательностью, оставил ее развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам в хорошем расположении духа отплыл на Крит, чтобы присутствовать на похоронах своего деда с материнской стороны Катрея [18].
s. Той же ночью Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной, как только они первый раз сошли на берег. Этим местом оказался остров Краная. На материке против этого острова стоит святилище Афродиты Соединительницы, построенное Парисом в честь такого события [19]. Некоторые идут против истины, когда пишут, что Елена отвергла ухаживания Париса и что он увез ее силой, захватив или неожиданно напав на город Спарту, когда она была на охоте, или приняв с помощью Афродиты образ Менелая. Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но взяла с собой сына Плисфена, большую часть дворцовых сокровищ, три таланта золота, украденного из храма Аполлона, а также пять служанок, среди которых были две бывшие царицы - мать Тесея Эфра и сестра Пирифоя Фисадия [20].
t. По пути к Трое сильная буря, насланная Герой, вынудила Париса пристать к Кипру. Оттуда он отправился к Сидону, где был принят местным царем. Уже освоившись с нравами, которые царили в греческом мире, Парис предательски убил и ограбил царя в его собственном зале для пиров. Во время погрузки богатой добычи на корабли на них напала группа сидонцев. Парис отбил нападение и, потеряв два корабля в завязавшейся кровавой схватке, благополучно вышел в море. Боясь преследования Менелая, Парис несколько месяцев пробыл в Финикии, на Кипре и в Египте. Наконец, благополучно добравшись до Трои, он отпраздновал свадьбу с Еленой [21]. Троянцы приветствовали Елену, пораженные ее божественной красотой. Однажды, обнаружив в троянской цитадели камень, из которого от трения о другой сочилась кровь. Елена открыла в нем сильнодействующее приворотное средство и стала пользоваться им, чтобы не дать страсти Париса утихнуть. Более того, не только Парис, но и все жители Трои были влюблены в нее, и Приам поклялся никуда ее не отпускать [22].
u. Есть и совершенно противоположное свидетельство, согласно которому Гермес похитил Елену по велению Зевса и отдал ее на попечение египетскому царю Протею. Тем временем призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят некоторые, Протеем) из облаков, был с-Парисом послан в Трою с единственной целью - вызвать воину [23].
y. Столь же невероятно свидетельство египетских жрецов, будто троянский флот отнесло далеко в сторону и Парис сошел на берег у Канобского устья Нила близ города Канопа. Там стоит храм Геракла, где находят убежище беглые рабы, которые, по прибытии, посвящают себя богу наложением священных знаков. Слуги Париса бежали в это святилище, а когда жрецы пообещали им всяческую защиту, они
474
обвинили Париса в том, что тот похитил Елену. Об этом стало известно наместнику Канона. Он тут же сообщил обо всем царю Протею в Мемфис и доставил туда Париса и Елену вместе с похищенными сокровищами. После допроса с пристрастием Протей изгнал Париса, а Елену и сокровища оставил в Египте, чтобы их мог получить Менелай. В Мемфисе есть храм "Чужеземной Афродите", который якобы воздвигла сама Елена.
Елена родила Парису трех сыновей - Бунома, Агана и Идея, которые еще в раннем детстве погибли в Трое под упавшей на них крышей, - и одну дочь, которую тоже назвали Еленой [24]. У Париса был старший сын от Эноны по имени Кориф, которого ревнивая мать отправила проводником, чтобы тот привел жаждущих отмщения греков к Трое [25].
1 Алоллодор III. 10. 8;Гигин. Мифы 81; Овидий. Героини XVII. 104 и cл.
2 Аполлодор III. 10. 9; Павсаний III. 20. 9; Гигин. Цит. соч. 78.
3 Сгесихор. Цит. по: Схолии к "Оресту" Еврипида 249; Гигин. Цит. соч.; Аполлодор III. 11.2.
4 Гомер. Одиссея IV. 12-14; Схолии к "Илиаде" Гомера III. 175; "Киприи". Цит. по: Схолии к "Андромахе" Еврипида 898; ПавсаниЙ II. 18. 5.
5 "Киприи". Цит. по: Прокл. Хрестоматия I; Аполлодор. Эпитома III. 1-2; "Киприи". Цит. по: Схолии к "Илиаде" Гомера I. 5.
6 Аполлодор III. 12. 5; Гигин. Цит. соч. 91; Цец. Схолии к Ликофрону 86.
7 Цец. Цит. соч. 224 и 314; Сервий. Комментарий к "Энеиде" Вергилия II. 32; ПавсаниЙ X. 12. 3; Схолии к "Андромахе" Еврипида 294 и к "Ифигении в Авлиде" 1285; Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч. 91 и cл,
8 Диктис Критский III.
9 Аполлодор. Цит. соч.; Овидий. Цит. соч. XVI. 51-52 и 359-360.
10 Овидий. Цит. соч. V. 12-30 и 139; Цец. Цит. соч. 57; Аполлодор III. 12. б.
11 Падение Трои.
12 Овидий. Цит. соч. XVI. 71-73 и V. 35-36;Лукиан. Разговоры богов 20; Гигин. Цит. соч. 92.
14 Гигин. Цит. соч. 91; Сервий. Цит. соч. V. 370; Овидий. Цит. соч. XVI. 92 и 361-362.
15 Дарес 4-8.
16 Цец. Цит. соч. 132; "Киприи". Цит. по: Прокл. Хрестоматия I; Гомер. Илиада V. 59 и ел.; Аполлодор. Эпитома III. 2; Овидий. Цит. соч. XVI. 115-116.
17 "Киприи". Цит. по: Прокл. Цит. соч.; Овидий. Цит. соч. XVI. 119 и cл. и 45 и cл.; Аполлодор III. 12.6.
18 Овидий. Цит. соч. XVI. 21-23; XVII. 74 и cл.; 83 и 155 и cл.; Аполлодор. Эпитома III. 3; "Киприи". Цит. по: Прокл. Цит. соч.
19 Овидий. Героини XVI. 259-262; "Киприи". Цит. по: Прокл. Цит. соч.; ПавсаниЙ III. 22. 2; Аполлодор. Цит. соч.; Гомер. Цит. соч. III. 445.
20 Сервий. Цит. соч. I. 655; Евстафий. Комментарий к "Илиаде" Гомера, с. 1946; Аполлодор. Цит. соч.; "Киприи". Цит. по: Прокл. Цит. соч.; Дарес 10; Цец. Цит."соч. 132 и cл.; Гигин. Цит.соч. 92.
21 Гомер. Одиссея IV. 227-230; Прокл. Цит. соч. I; Диктис Критский I. 5; Аполлодор. Эпитома III. 4; Цец. Цит. соч. 132 и cл.
22 Сервий. Цит. соч. II. 33.
23 Аполлодор. Эпитома III. 5; Еврипид. Электра 128 и Елена 31 и cл.; Сервий. Цит. соч. I. 655 и II. 595; Стесихор. Цит. по: Цец. Цит. соч. 113.
475
24 Геродот II. 112-115; Диктис Критский V. 5; Цец. Цит. соч. 851; Птолемей Гефестион IV.
25 Конон. Повествования 22; Цец. Цит. соч. 57 и cл.
* * *
1. Стесихору, сицилийскому поэту VI в. до н.э., приписывают рассказ о том, что Елена никогда не отправлялась в Трою, а вся война велась "только за призрак". Написав поэму, представлявшую Елену в самом невыгодном свете, он потерял зрение и впоследствии узнал, что таким образом он был наказан уже умершей Еленой (см. 164. m). Этим объясняется палинодия в его начальных строках: "На корабли ты не всходила, в Пергам троянский не плыла", публичная декламация которой якобы вернула ему зрение (Платон. Федр. 243 а—b; Павсаний III. 19. 11). Вполне возможно что троянцы совершили набег на Спарту и захватили наследницу трона и дворцовые сокровища в отместку за разграбление греками Трои, на которое намекает история с Гесионой. При этом если Елена из рассказа о набеге Тесея была. реальным человеком (см. 103. 4), то троянская Елена могла быть "только призраком", как утверждает Стесихор.
2. Рождение Париса обставлено так же, как и в мифе об Эоле (см. 43. с), Пелии (см. 68. d), Эдипе (см. 105. а), Ясоне (см. 148. b) и других героях. Известен и сюжет, когда он побеждает в беге пятьдесят сьмовей Приама (см. 53. 3 и 60. m).
3. В XIV в. до н.э. Египет и Финикия страдали от частых набегов кефтиу, или "людей моря", в которых троянцы, вероятно, играли не последнюю роль. "Кровоточивший" камень, обнаруженный Еленой в цитадели Трои, объясняется умерщвлением на этом месте племянника Приама Мунита: Парис оставался возлюбленным царицы благодаря ежегодному принесению в жертву ребенка. Анфей ("цветущий") представляет собой аналогичную жертву. Его имя — не что иное, как титул весеннего Диониса (см. 85. 2), который получали несчастные царевичи, как бы "срезанные" в расцвете жизни. Среди них был также Антей Галикарнасский, утопленный в колодце Клеобидой (Парфений. Любовные истории 14).
4. Килла, чье имя означает "жребии для гадания, сделанные из ослиной кости" (Гесихий под словом Сillае), должна быть Афиной, богиней троянской цитадели, которая изобрела искусство предсказания (см. 17. 3) и руководила умерщвлением Мунита.