Элам — древнейшее государство на территории Ирана. Элам древнее государство
древнейшее государство на территории Ирана •
Дорогие мои братья и сестры!
Продолжая тему древних государств, сегодня хочу рассказать вам еще об одном интересном образовании — древнейшем государстве на территории Ирана, Эламе.
В IV–III тыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страны Элам, занимавшей юго-запад Ирана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе.
Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти всю территорию Иранского плато.
Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны и контролировавший пути из Элама в Месопотамию.
Постоянными геополитическими противниками Элама были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
В XXIII в. до н. э. западная и южная части древнейшей территории подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились.
Около 1775–1765 гг. до н. э. Элам, вмешавшись в междоусобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским.
В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселения индоевропейцев-ариев и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Была уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, опустели и другие центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – в том числе и Элам. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина – 3-я четверть II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам.
К середине XI в. до н. э. Эламское царство распалось. История непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама.
В конце 590-х гг. до н. э. Эламское царство под ударами Навуходоносора II Вавилонского потеряло Сузиану, а в 549 г. до н. э. Кир Великий превратил его в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее, иранизация основной массы эламитов произошла не ранее I в. н. э., а их родной язык сохранялся вплоть до X в. н. э. Иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана – луры и бахтиары.
Уже с начала III тысячелетия до н.э., а возможно и несколько ранее эламиты применяли письмо логографическое по значению и картинное по форме знаков. Письмо это, обычно называемое «протоэламским», видимо, возникло в основном самостоятельно из еще более древней, не дошедшей до нас эламской пиктографии. В середине III тысячелетия до н.э. эламское письмо под влиянием аккадского приобретает клинописную форму.
Для Элама были характерны архаические обычаи родоплеменной древности. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства.
После покорения Элама персами эламский язык и письмо сильно изменяются (так называемые «новосузские надписи»), а затем вытесняются персидским языком.
В изобразительном искусстве Элама чувствуется влияние Двуречья. Сильное влияние Двуречья на Элам проявилось и в религии. Боги Элама, кроме главы пантеона, Иншушинака, назывались именами их шумерских соответствий — Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар и т. д. Но было и обратное влияние — в Двуречье жречество включало в свой пантеон некоторых эламских богов.
Надеюсь, вам было небезынтересно узнать об Эламе — древнейшем государственном образовании на территории Ирана.
Возникновение государства в Эламе. Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен к земледелию и скотоводству. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Раннеземледельческие общины делали разнообразную глиняную посуду.
Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Существование монументальной архитектуры. Идет и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями. Вскоре установиливаются прочные торговые связи с Месопотамией.
К началу III тысячелетия в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы. Кроме Суз существовали также небольшие. Позднее все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды — в Аншане.
Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана. Во второй половине III тысячелетия на севере и востоке Ирана отмечается интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа.
Элам во второй половине III тысячелетия — первой половине П тысячелетия. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В XXIV—XXII вв. он находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. Около 2230 г. эламский правитель заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В начале XXII в. весь Элам стал единым и независимым государством. При царях III династии Ура (конец XXII—начало XX в.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах».
Система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, суккалмах пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель —суккалом, после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом в случае смерти последнего, а на его должность выбиралось новое лицо.
Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол.
Возвышение и гибель Эламского царства. В конце XIV в. Элам был завоеван касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.
Ок. 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. Однако В 1115 г. в битве при Дере вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на три столетия исчезает с исторической арены.
В VIII в., когда Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Война шла с переменным успехом. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Войны окончились около 639 г. полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами.
Около 595 г. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, около 549 г. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.
Эламское общество. В III тысячелетии в Эламе преобладали сельские общины. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием.
С начала II тысячелетия в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Имущественная дифференциация, распад сельских. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности.
На смену сельским общинам к концу II тысячелетия пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины.
Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.
Вначале эламиты совершали деловые сделки без записи, но с начала II тысячелетия под влиянием вавилонян они стали их письменно фиксировать. На судебных заседаниях кроме судей присутствовали представители наместника области и городских жителей. Цари с помощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников.
Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к XV в. перестала существовать. Начиная с XIII в. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.
В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение. Женщина могла выступать в суде как свидетель, истица и ответчица. Дочери получали одинаковую с сыновьями долю наследства.
22.Персидская держава от образования до 520 г. Возникновение Персидской державы.
Завоевательная политика Кира II. Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. К VII в. заняли исконную эламскую территорию на юго-западе и юге Ирана, которая по их имени получила название Персия.
Уже в конце VIII в. персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из знатного рода Ахеменидов, названного так по имени основателя. Постепенно персы стали расширять свою территорию. Однако, когда в 639 г. ассирийцы нанесли поражение Эламу, царь персов Кир I признал власть Ассирии. Приблизительно с 600 по 559 г. в Персии царствовал Камбиз I, находившийся в зависимости от царей Мидии. Он был женат на дочери мидийского царя, их сын Кир II являлся внуком Астиага, последнего мидийского царя. В 558 г. Кир стал царем персидских земледельческих племен. Он основал город Пасаргады. В 553 г. Кир выступил против мидийского владычества.
Война окончилась в 550 г. захватом персами столицы Мидии Экбатан.
Около 549 г. персами были захвачены Сузы. Были покорены также страны, входившие в состав прежней Мидийской державы, а именно: Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения.
Крез, правитель могущественного Лидийского царства в Малой Азии, был сильно обеспокоен стремительными успехами Кира и начал готовиться к войне с ним. В 547 г. у реки Галис произошла кровопролитная битва, но она окончилась безрезультатно, и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Зимой 547 г. персы захватили город и взяли в плен Креза.
Вскоре персы покорили также и все города Малоазийского побережья. Между 545 и 539 гг. Кир завоевал восточноиранские и среднеазиатские области. После этого он решил начать войну с Вавилонией, и в сентябре 539 г. она покорилась власти Кира. После этого все западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. В 530 г. Кир предпринял поход против кочевников. В решающей битве Кир потерпел поражение и погиб сам.
Камбиз и завоевание Египта. В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. В армии Камбиза кроме персов были и военные контингенты всех покоренных ими народов. Персы имели в своем распоряжении сильный флот финикийских и кипрских городов. Персидская армия была сосредоточена в Палестине. Кочевники Синайской пустыни стали союзниками Камбиза и помогли его войску пройти через безводную территорию, чтобы добраться до пограничного египетского города Пелусий.
Начальник египетского флота Уджагорресент, по-видимому, и не помышлял о сопротивлении чужеземцам и лишь искал удобного случая, чтобы перейти на их сторону. Фанес, командир греческих наемников, находившихся на службе у египетского фараона Псамметиха III, изменил ему и, бежав к персам, доставил им ценные сведения о военных приготовлениях египтян.
Египетская армия ждала персидское войско у Пелусия. В гневе на своего бывшего командира Фанеса греческие наемники закололи перед строем его сыновей, находившихся в Египте, смешали их кровь с вином и выпив эту смесь, бросились в бой. Это была единственная крупная битва (весна 525 г. до н. э.). Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис, который скоро был взят персами, учинившими там жестокую расправу: 2000 жителей, включая сына Псамметиха III, были казнены. Но сам фараон был пощажен.
Вскоре весь Египет оказался в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.
К концу августа 525 г. до н. э. Камбиз официально был провозглашен фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Как свидетельствуют официальные
египетские источники, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки царского правления, принял титул «царь Египта, царь стран» и традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса» и др. Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Сразу после захвата Египта Камбиз приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причиненный святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Так, жрец и полководец Уджагорресент не только сохранил при Камбизе все государственные должности (кроме начальника флота), которые он занимал прежде, но и получил новые. Он также стал советником Камбиза, а позднее и Дария I в делах, касавшихся управления страной.
Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу на юг, в Нубию. Если верить рассказу Геродота, Камбиз отправился в этот поход без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить. Поход персов в западный Ливийский оазис бога Аммона также не достиг своей цели, войско погибло в песчаной буре при переходе через пустыню.
Неудачи Камбиза побудили египтян в его отсутствие поднять восстание против персидского господства. Однако в конце 524 г. до н. э. он вернулся в Мемфис и сурово расправился с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих был казнен, и в стране была восстановлена власть Камбиза.
studfiles.net
Элам - это... Что такое Элам?
Эламское государство (выделено красным) и соседние территории
Элам (Елам) (шум. Ним, аккад. Эламту, самоназвание Haltamti) — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) — город Сузы.
Элам (Елам) в Библии
Согласно Библии, Елам (родоначальник Элама) был семитом (Быт.10:22).
Ещё до своего падения Содом подвергся нападению войск эламского Кедорлаомера, который действовал в союзе с царем Сеннаара (Быт.14:1-11). Эламиты славились своими лучниками (Иер.49::35), однако они были завоеваны ассирийцами и частично поселены в Самарии (Езд.4:9-10).
В эламской земле располагался город Сузы (Дан.8:2).
К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли свое этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы (Деян.2:9).
Эламский язык
О генеалогических связях эламского языка с самого начала его изучения высказывались различные точки зрения. Делались попытки связать его с кавказскими, алтайскими, дравидскими языковыми семьями.
В последнее время наиболее интересными представляются две гипотезы: эламо-дравидская и эламо-афразийская. Первая была высказана ещё в 1856 году Робертом Колдуэллом (англ. Robert Caldwell, и обстоятельно изучена в 1970-е — 1980-е гг. Дэвидом У. Макалпином (англ. David W. Mcalpin. После этих работ гипотеза была поддержана многими исследователями, в том числе И. М. Дьяконовым. В 1992 г. В. Блажеком была высказана альтернативная гипотеза о родстве эламского языка с афразийскими языками и даже о вхождении его в афразийскую макросемью. 10 лет спустя обе гипотезы были рассмотрены Г. C. Старостиным, который, не отвергая ни одну из них, тем не менее показал, что, во-первых, большинство эламо-дравидийских соответствий являются общими с другими семьями ностратической макросемьи, а во-вторых — что число возможных лексических параллелей между эламским языком и афразийскими с одной стороны и эламским языком и ностратическими с другой примерно равно. По мнению Старостина, это может свидетельствовать в пользу того, что эламский язык является в некотором смысле мостом между двумя этими макросемьями, которые в конечном итоге могут образовывать макросемью ещё более высокого уровня, объединяющую, возможно, большинство языковых семей Евразии.
История Элама
Историю Элама можно условно разделить на три периода, охватывающих более двух тысячелетий. Период до первого известен как протоэламский:
Протоэламский период: 3200 до н. э. — 2700 до н. э., протекавший локально в Сузах.
Старый эламский период: 2700 до н. э. — 1600 до н. э., ранний период, проходивший до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.
Ближний эламский период: 1500 до н. э. — 1100 до н. э., период до вавилонского вторжения в Сузы.
Неоэламский период: 1100 до н. э. — 539 до н. э., период характерного иранского и сирийского влияния. В 549 году до н. э. Элам завоевывают персы, однако они настолько адаптируют культуру порабощенной страны, что Иосиф Флавий даже называл эламитов предками персов (ИД кн.1, гл.6:4).
Описание
Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части — горная долина рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окрестные горные районы — по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti — форма, возможно, более архаичная (ср. элам. hal 'страна').
В III тысячелетии до н. э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие.
Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен — это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; Анчан — это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.[1]
Цари Элама
Аванская династия
Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII — первой половине XXVI века до н. э., когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Около 2500 г. до н. э. правители шумерского города Киш сумели избавиться от эламского господства. В это время в Аване утвердилась новая династия, основателем которой был, вероятно, Пели. Впрочем, история этого времени известна очень плохо. Около 2300 г. до н. э. Элам был покорён Аккадским государством, но аккадцы не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет её оставить. Новый аккадский царь Римуш смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете, заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламски, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Эламе. При последнем представителе Аванской династии, Кутике-Иншушинаке, когда Аккад сам пал под натиском племен гутиев, Элам вернул себе независимость. Но кутии напали и на Элам, в результате чего государство распалось на несколько отдельных областей. Только через сто лет страна сумела воссоединиться, и началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.[2]
Династия Симашки
Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоёван урским царём Шульги. В течение нескольких десятилетий страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Преемник Гирнамме — Энпилухан — смог отделиться от Ура и захватил города Аван и Сузы. Хотя сам Энпилухан был вскоре пленён шумерским войском, Элам к тому времени полностью сбросил с себя власть шумеров. Урские гарнизоны повсюду изгонялись, а самим шумерам пришлось вскоре бежать из страны. Под властью царя Хутрантемпти эламиты начали совершать набеги на территорию Междуречья и вскоре смогли отомстить Уру за их владычество в Эламе. Последний царь III династии Ура Ибби Суэн был низложен при помощи эламских войск, после чего эламские гарнизоны были размещены в Уре и других крупных городах Шумера. Тем не менее, им пришлось уйти оттуда через несколько лет. При царе Идатту I правители Симашки подчинили своей власти весь Элам. Однако процветание эламского государства продолжалось менее полувека. Вскоре цари Симашки стали терять свое могущество, и примерно в первой половине XIX века до н. э. власть над Эламом перешла к новой династии Суккаль-махов.
Династия Суккаль-махов (Эпартидов)
Основатель династии — некий Эпарти — был выходцем из низов, получившим власть над страной не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, сумели существенно укрепить царскую власть и усилить Эламское государство. Структура власти в Эламе представляла тогда своего рода триумвират. В стране существовало одновременно три правителя: 1) суккаль Суз, 2) суккаль Элама и Симашки, 3) суккаль-мах. Царем страны фактически считался суккаль-мах, его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на эламской престол обычно вступал суккаль Элама и Симашки. Обычно это был брат покойного. А суккалем Суз (правителем столицы) суккаль-мах ставил своего старшего сына. Таким образом, власть в Эламе переходила не от отца к сыну, как это было принято тогда в остальных государствах, а от старшего брата к младшему. О политической истории династии Суккаль-махов до нас дошли только отрывочные сведения. Элам тогда вел войны с Вавилонией и Аккадским царством, с переменным успехом. В начале XV века до н. э. династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Неизвестно почему, но можно предположить, что Элам был завоеван касситами. Только через столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость под властью царей Аншана и Суз.
Династия царей Аншана и Суз (Игехалкиды и Шутрукиды)
Это, несомненно, наиболее славный период эламской истории, оставивший также наибольшее количество археологических памятников, в частности знаменитый зиккурат Дур-Унташ (ныне Чога-Замбиль), построенный при царе Унташ-Напирише.
Новой эламской династии, видимо, удалось в это время сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. С начала XIII в. до н. э. начинается новая серия эламских завоеваний. Эламитам удалось захватить обширную область на реке Дияле, в том число и город Эшнунну (При царе Унташ Напирише (вступил на царство в 1275 г.до .н.э). Через эту область проходили караванные пути из Двуречья на нагорья Ирана. Эти победы эламитов содействовали кризису касситской династии в Вавилонии и полному освобождению Элама из-под вавилонской власти.
При царе Китен-Хутране (начал царствовать в 1235 г. до н.э) было совершено два завоевательных похода на Вавилонию, взят Ниппур, а затем Исин. Но все попытки эламского правителя укрепиться в Вавилонии были сорваны ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I, который сам был заинтересован в гегемонии над Вавилоном, в чём преуспел намного больше эламского царя. Вскоре после смерти Китен-Хутрана в Эламе к власти приходит новая династия — Шутрукидов, названная по имени царя Шутрук-Наххунте. Этот царь в 1160 году совершил победоносный поход на Вавилон, полностью разорив город, взяв с Вавилонии огромную дань. Среди военной добычи была взята знаменитая стела с законами Хамураппи, найденная потом в Сузах археологами. В 1157 году до н. э. касситская династия в Вавилоне окончила свое существование, но Эламу не удалось полностью покорить Вавилонию.
Наивысшего развития Эламская держава достигла при царе Шилхак-Иншушинаке, который значительно расширил эламские владения, особенно в горах Загра и восточнее их. Ему удалось вторгнуться и в Ассирию, где он занял южноассирийский город Экаллате.
После поражения Элама, нанесенного ему Навуходоносором I, царем Вавилона в 1130 г. до н. э. (битва на реке Улай), а затем после поражения Вавилонии, нанесенного ей ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII века до н. э., обе страны, Элам и Вавилония, испытывают период упадка. Однако Вавилон не теряет значения в качестве объекта завоеваний, Элам же перестаёт упоминаться в текстах на протяжении трёх веков. В Эламе восстанавливается или сохраняется господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства и крайнюю непрочность царской власти, превратившуюся в игрушку борющихся клик знати, мы встречаем и в I тысячелетии до н. э. как характерные черты истории Элама.
Новоэламская династия
Религия эламитов
Зиккурат (Дуранташ)1300 г до н. э.
Религия эламитов — политеизм, имела многие черты, сближавшие её с религиями соседней Месопотамии. Главным божеством в III тысячелетии до н. э. была богиня Пиненкир (существовали ещё 2 богини-матери — Парти и Киририша), через тысячу лет «на престоле» её сменил мужской бог Хумпан. Большое значение играл также культ бога города Сузы Иншушинака. Другие известные боги — Хутран (сын Хумпана), Манзат, Наххунте, Нарунди.
По верованиям эламитов, каждое божество обладало сверхъестественно аурой китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак — табу.
Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах, построенных наподобие месопотамских на вершинах ступенчатых пирамид — зиккуратов. Такой зиккурат сохранился в нынешнем Чога-Занбиль, он построен во времена царя Унташ-Напириши. Кроме того, известны обряды поклонения богам в священных рощах, которые росли близ храмов.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Элам | Наука | FANDOM powered by Wikia
Файл:Elam Map.jpg
Элам - историческая область и древнее государство (III тысячелетие — сер. VI в. до н. э.), располагавшееся к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья (территории современных иранских провинций Хузестан и Луристан). Центр (столица) - город Сузы. Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части - горная долина рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окрестные горные районы - по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti - форма, возможно, более архаичная (ср. элам. hal 'страна'). В III тысячелетии до н. э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие. Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен - это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; Анчан - это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.
(И. М. Дьяконов ЭЛАМСКИЙ ЯЗЫК Языки Азии и Африки. Т. III. - М., 1979. - С. 37-49)
Аванская династия Править
Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII — первой половине XXVI века до н. э., когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Около 2500 до н. э. правители шумерского города Киш сумели избавиться от эламского господства. В это время в Аване утвердилась новая династия, основателем которой был, вероятно, Пели. Впрочем, история этого времени известна очень плохо. Около 2300 до н. э. Элам был покорён Аккадским государством, но аккадцы не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет её оставить. Новый аккадский царь Римуш смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете, заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламски, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Эламе. При последнем представителе Аванской династии, Кутике-Иншушинаке, когда Аккад сам пал под натиском племен кутиев, Элам вернул себе независимость. Но кутии напали и на Элам, в результате чего государство распалось на несколько отдельных областей. Только через сто лет страна сумела воссоединиться, и началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.
Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоёван урским царём Шульги. В течение нескольких десятилетей страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Преемник Гирнамме — Энпилухан — смог отделиться от Ура и захватил города Аван и Сузы. Хотя сам Энпилухан был вскоре пленён шумерским войском, Элам к тому времени полностью сбросил с себя власть шумеров. Урские гарнизоны повсюду изгонялись, а самим шумерам пришлось вскоре бежать из страны. Под властью царя Хутрантемпти эламиты стали делать набеги на территорию Междуречья и вскоре смогли отомстить Уру за их владычество в Эламе. При царе Идатту I правители Симашки подчинили своей власти весь Элам. Однако процветание эламского государства продолжалось менее полувека. Вскоре цари Симашки стали терять свое могущество, и примерно в первой половине XIX века до н. э. власть над Эламом перешла к новой династии Суккаль-махов.
Династия Суккаль-махов (Эпартидов)Править
Oснователь династии - некий Эпарти - был выходцем из низов, получившим власть над страной не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, сумели существенно укрепить царскую власть и усилить Эламское государство. Структура власти в Эламе представляла тогда своего рода триумвират. В стране сушествовало одновременно три правителя: 1) суккаль Суз, 2) суккаль Элама и Симашки, 3) суккаль-мах. Царем страны фактически считался суккаль-мах, его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на эламской престол обычно вступал суккаль Элама и Симашки. Обычно это был брат покойного. А суккалем Суз (правителем столицы) суккаль-мах ставил своего старшего сына. Таким образом, власть в Эламе переходила не от отца к сыну, как это было принято тогда в остальных государствах, а от старшего брата к младшему. О политической истории династии Суккаль-махов известно очень плохо и лишь в частях. Элам тогда вел войны с Вавилонией и Аккадским царством, с переменным успехом. В начале около ХV до н. э. династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Неизвестно почему, но можно предположить, что Элам был завоеван касситами. Только через столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость под властью царей Aншана и Суз.
Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тысячелетия до н. э. развивается поливное земледелие, появляются крупные населенные пункты. В сер. IV тыс. до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончарного круга и т.д. Идет и социальное расслоение. В результате Ю-З часть Ирана, носящая название Сузиана, постепенно превращается в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов=торговые связи с Месопотамией.
К нач.III тыс. до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государство, столица-Сузых, отдельные периоды—Аншан.
Во второй пол. III тыс. до н. э. на сев. и вост. Ирана отмечается соц. дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа (Шахри-Сохте и др.).
История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев. При царях III династии Ура (конец XXII — начало XX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах».
В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны гос-ом управлял его заместитель — обычно младший брат царя, который назывался суккалом («посланец»). На третьей ступени гос-ой иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. После смерти власть переходила к племянникам по материнской линии. Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами — характерные черты эламского общества, отражающие архаические элементы общественной жизни, пережитки родоплеменного строя.
В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситским Вавилоном. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил города Сиппар, Киш, Опис, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.
В 1155 г. до н, э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором 1 нанесло эламитам сокрушительное поражение.
В VIII в. до н. э. Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. В 720 г. до н. э. эламиты при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу.
Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Однако после разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным поражением Элама и захватом Суз.
Около 596 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов, а около 549 г. до н. э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.
Эламское общество. В III тысячелетии до н. э. в Эламе преобладали сельские общины. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием.
С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда, что приводило к имущественной дифференциации=>возникновениt частной земельной собственности.
На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, распаду коллектива как единой хозяйственной ячейки, к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.
Вначале эламиты совершали деловые сделки (заем денег, аренда земли, продажа домов и т. д.) без записи, но с начала II тысячелетия до н. э. под влиянием вавилонян они стали их письменно фиксировать. На судебных заседаниях кроме судей присутствовали представители наместника области и городских жителей. Цари с помощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Начиная с ХШ в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.
В Эламе ! женщина занимала высокое социальное и экономическое положение.
Культура Элама. Пиктографическое (рисуночное) письмо, наличие письма у шумеров дало толчок появлению эламского письма, однако последнее является самостоятельным видом, который принято называть прото-эламским.
Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой пол. II тысячелетия до н. э. для составления хоз-ых и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины II тысячелетия до н. э. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.
Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»). Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Еще в IV тысячелетии до н. э. на терр. Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей.
Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии = бронзовая статуя царицы Напирасу.
Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э.
Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.
Мидийское царство.
В 673 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил Каштарити. В 672 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории.
К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.
В 625 г, до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар. Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.
В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.
Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.
Мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства: покорена Персия, удалось захватить также Парфию и Гирканию. В конце 590-х гг. мидийцы подчинили своей власти Урарту, ликвидировали Скифское царство в Сакасене и покорили Манну.
В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до,н.,э.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам.
В VII —первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.
Вопросы лекции.
1. Природа и население региона. Источники и историография.
2. Элам и Мидия
3. Персидское царство в VI веке до н.э.
4. Упадок и гибель Персидской державы.
I. Природа и население. Источники и историография
Природа.
К востоку от Месопотамии лежит обширное Иранское нагорье, простирающееся до устья реки Инд. Центральную часть его занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбурса. К нему примыкают Хорасанские горы. С запада и юго-востока нагорье ограждают хребет Загрос и Южно-Иранские горы.
В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках рос дикий ячмень. Здесь до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Иранского нагорья земледелие требует искусственного орошения. Для этого используются все водные ресурсы - небольшие речки, сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки.
Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана – современный Хузистан. Сухой субтропический климат и плодородная почва дают здесь возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых, кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра. В этом районе возникло древнейшее государство Иранского нагорья - Элам.
Население региона
В древнейшие времена на территории Ирана жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках, сведения о которых очень скудны, за исключением эламского. Эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидам.
Позднее в этот регион проникают народы индоевропейской языковой группы. Они именовали себя ариями(«благородными»). Отсюда название Иран - сокращенная форма от Арианам - «страна ариев».
Вопрос о прародине индоевропейской общности народов остается спорным. Начало распада её относят к IV тысячелетию до н.э. Индоевропейские племена стали двигаться на юг - в Малую Азию (хетты, лувийцы), на Балканский полуостров (древние греки, фракийцы).
Позже началось перемещение племен на запад - в Италию (италики), в западные области Европы (кельты, германцы), а также в леса Прибалтики (литовцы, латыши), к Дунаю (славяне). Племена индоиранской языковой группы утвердились также на Иранском нагорье, в Средней Азии и Индии.
Источники по истории Древнего Ирана
Отдельные периоды истории народов и государств Иранского нагорья хорошо освещены письменными источниками. Древнейшие из них относятся к Эламу с III по I тысячелетие до н. э. Это - царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках.
Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы. К ним относятся хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников.
К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является Бехистунская напись.
Надписи персидского царя Дария I (522-486 гг. до н. э.) расположены в скалах Накш-и-Рустама, в нескольких километрах к северу от древней столицы Персии - Персеполя. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I с текстами на древнеперсидском, эламском, аккадском, египетском языках.
Ценные сведения об иранских племенах на границах Передней Азии содержатся в ассирийских надписях IX-VII в. до н. э. Вавилонская историческая хроника («Хроника Набонида – Кира») повествует о захвате Месопотамии персами. Об этом же событии рассказывает и «Цилиндр Кира II», составленный на аккадском языке. Кир Великий повелел выбить на нем клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных клинописных документов персидского времени.
В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так называемая «Антидэвовская надпись»). Персидские клинописные надписи обнаружены и за пределами Ирана. Например, в Египте нашли три стелы Дария I с надписью на древнеперсидском, эламском, аккадском и египетских языках . Они сообщают о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем,.
В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке из персидского царского архива. Они сообщают о транспортировке продуктов, взимании налогов, выдаче пищи работникам и выплате жалованья государственным чиновникам. Некоторые документы представляют собой служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников.
В Персидской державе был широко распространён арамейский язык.До нас дошли многочисленные надписи на нём, сделанные на папирусе, кожаных свитках, камнях, монетах, гирях, печатях и т. д. Их находят в самых различных местах, от острова Элефантина в Египте и до реки Инд. Среди этих текстов - указы персидских царей, другие официальные документы.
Особую ценность представляет архив Аршамы, персидского наместника в Египте. Документы из него рисуют картину жизни в этой стране под властью персов в V в. до н. э. Это - инструкции по приобретению рабочей силы, обращению с непослушными рабами, управлению имениями персидских вельмож и т. п.
Основными повествовательными (нарративными) источниками по истории Мидии и Персии являются произведения древнегреческих авторов. Почти вся дипломатическая и политическая история региона в V-IV веках до н. э. известна лишь из них. Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота.
Знаменитый греческий историк Фукидид в своей «Истории» подробно и достоверно рассказывает о войнах между Персией, Спартой и Афинами в 433-411 гг. до н. э. Продолжением его труда является «Греческая история» Ксенофонта. Последнему принадлежит еще несколько произведений, содержащих важные сведения о Персидской державе. Особенно ценны среди них исторические мемуары «Анабасис» («Восхождение»). В них содержатся сведения об образе жизни, нравах и обычаях персов и других народов Передней Азии IV века до н.э. Важные данные по истории Персии имеются в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского.
Особое значение для историков имеет священная книга древних персов «Авеста». Древнейшими ее частями являются «Гаты» - проповеди пророка Заратуштры (Зороастра), а также «Яшты» - гимны богам.
Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории.
II. Элам и Мидия.
Элам
Религия и культура Элама.
Религия. В договоре между эламским царем Хитой и аккадским правителем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали «Матерью богов». Большую роль играл культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Почитались местные боги, покровители городов и областей.
Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Судя по изображениям на печатях, культовые действия жрецы совершали обнаженными. В религиозных церемониях участвовали музыканты.
Культура. Около 3000 года до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо. Пока оно остается нерасшифрованным. Письмо отличалось от шумерского, возникшего несколько ранее. Оно употреблялось около 400 лет и имело примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова.
Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо, имевшее около 80 знаков. Им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении. Основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью.
В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но затем появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью эламиты пользовались до V века до н. э., после чего перешли на арамейское письмо.
Искусство. Уже в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.
Во второй половине III-II тысячелетии до н. э. большое влияние оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Эламские статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии. Шедевром считается бронзовая статуя царицыНапирасу.
Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII-XII вв. до н. э., в период усиления государства. Образцом монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городеДур-Унташ недалеко от Суз. У входа в храм стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра.
Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых составляла 42 метра. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.
Культурные достижения Элама оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.
Мидия
Историческая область Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть её у границ с Ассирией известна в истории как Атропатена.
В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Мидии обитали неиндоевропейские племена земледельцев и скотоводов. Мидийцы и родственные им персы вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии до н. э. Шло смешение пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным.
С расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения связано широкое распространение могил вооруженных всадников. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей.
Правление Бардии.
По официальной версии, зафиксированной в Бехистунской надписи царя Дария I, власть в государстве 11 марта 522 года до н. э. под видом Бардии захватил маг (жрец) Гаумата. Не позже чем через месяц он был признан царем в Вавилонии, откуда происходят датированные его правлением государственные документы. В них Бардия – Гаумата фигурирует как «царь Вавилонии, царь стран». Вскоре он получил всеобщее признание и стал правителем Персидской державы.
Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в обществе. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года.
В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не был популярен в народе, отбирал у народа дома и прочее имущество, разрушал храмы. Однако из других источников известно, что Гаумата пользовался поддержкой как в самой Персии, так и в других областях державы.
29 сентября 522 г. до н. э., после семи месяцев правления, Гаумата был убит заговорщиками - представителями семи наиболее знатных родов персов. Новым царем стал один из них - 28 летний Дарий (др.-перс. Дараявауш - «Добронравный»), сын Гистаспа, представитель младшей линии Ахеменидов.
Подавление мятежей.
Сразу после восшествия на престол Дария I против него восстала Вавилония. Дарий сам возглавил поход на восставших. Персы вступили в Вавилон и казнили руководителей мятежников. Тем временем восстали Персида, Элам, Маргиана, Парфия, сакские племена Средней Азии и Египет. Началась долгая и кровопролитная борьба за восстановление державы.
Лишь через год с небольшим после прихода к власти Дарий смог подавить восстания и восстановить державу Кира и Камбиза в ее прежних границах. После этого царь приступил к сооружению величественного памятника, рассказывающего о его победах.
Бехистунский рельеф, изображающий триумф Дария над плененными вождями мятежей, был высечен на отвесной скале на высоте 105 метров. Он сопровождается грандиозной надписью, составленной на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. В ней царь заявляет, что до захвата им власти в государстве царил беспорядок, люди убивали друг друга, а он умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных.
Внешняя политика Дария I.
Упрочив свою власть и завершив реформы, Дарий I приступил к расширению владений. Около 517 года до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. Одновременно продолжались завоевания в бассейне Эгейского моря.
В следующем году Дарий I собрал большой флот и направился к Черному морю. Различные племена и греческие города, расположенные у южного побережья, подчинились, не оказав сопротивления. Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Черного моря.
Скифские вожди прибегли к тактике выжженной земли. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники воды землей. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить.
Скифский поход Дария состоялся около 514 года до н. э. К тому времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге.
Греко-персидские войны
В 500 г. до н. э. в греческом городе Милете, расположенного на малоазийском берегу Эгейского моря, произошло восстание против персидского господства. Греческие города на юге и севере Малой Азии примкнули к нему. Восставшие обратились за помощью к грекам Балканского полуострова. Помощь им оказали афиняне и жители города Эретрия на острове Эвбея откликнулись на призыв. Тем не менее, к 493 году до н. э. восстание было жестоко подавлено.
После этого Дарий начал приготовления к походу против Балканской Греции. В это время она состояла из множества самостоятельных городов-государств, постоянно враждовавших друг с другом. Поэтому казалось, что покорение Греции не будет представлять трудности для персов, располагавших огромной, хорошо вооруженной армией и лучшим для своего времени флотом.
Однако персы недооценили военные силы греков. В крупном сражении на Марафонской равнине (в 40 км от Афин) 12 августа 490 г. до н. э. афинские тяжеловооруженные пехотинцы нанесли поражение персидской армии и заставили ее отступить. Однако Дарий не оставлял мысли о новом походе на Грецию, подготовка которого требовала времени.
В октябре 486 года до н. э. в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Через месяц Дарий I умер, не успев подавить это выступление. Продолжателем династии стал его сын Ксеркс I (486 - 465 гг. до н. э.). Он тут же столкнулся с целым рядом мятежей. Поэтому только в январе 484 г. до н. э. Ксеркс подавил восстание в Египте. Население страны подверглось безжалостной расправе, имущество многих храмов было конфисковано.
Летом 484 года до н. э. вспыхнуло восстание в Вавилонии. Оно было подавлено, а его зачинщики сурово наказаны. Однако уже через два года вавилоняне восстали снова. Осада Вавилона длилась долго и завершилась в марте 481 года до н. э. взятием города, срытием его стен и других укреплений, разрушением зданий.
Весной 480 года до н. Ксеркс во главе огромной армии выступил в поход против Балканской Греции. Все сатрапии от Индии до Египта послали свои контингента войск. По утверждению Геродота, в армии Ксеркса было 1 700 000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях и 20 000 на верблюдах, а также вспомогательные войска, всего 5 283 220 человек. Однако эта цифра сильно преувеличена. Полагают, что персидская армия насчитывала не более 100 000 воинов. Но по тем временам это была действительно громадная армия.
Воинство Ксеркса переправилась через пролив Геллеспонт (совр. Дарданеллы), прошла через Южную Фракию и Македонию в Северную Грецию. Пройдя ущелье Фермопилы, которое защищал отряд во главе со спартанским царем Леонидом, персы наводнили Среднюю Грецию. Был захвачен и разрушен один из крупнейших греческих городов - Афины.
Судьба всей кампании должна была решиться в морском сражении. 28 сентября 480 г. до н. э. произошла битва при Саламине, продолжавшаяся двенадцать часов. Большой персидский флот (650 кораблей) оказался скованным в узком заливе, его корабли мешали друг другу. Греки, имевшие 380 кораблей, одержали в этой битве полную победу, большая часть персидского флота была уничтожена. Ксеркс с частью армии решил вернуться в Малую Азию, оставив в Греции полководца Мардония с войском.
Решающая сухопутная битва произошла в 479 г. до н. э. близ города Платеи. Она завершившаяся разгромом персов. Осенью этого же года произошло крупное морское сражение у мыса Микале, на юго-западном берегу Малой Азии. Персы потерпели поражение, которое послужило сигналом к повсеместным восстаниям греческих государств в Малой Азии против персидского господства.
Военные неудачи обострили положение в Персидской державе. Летом 465 г. до н. э. Ксеркс был убит в результате заговора, и царем стал его сын Артаксеркс I. В 460 г. до н. э. в Египте вспыхнуло очередное восстание во главе с Инаром. Афиняне послали на помощь восставшим свой флот. Персы потерпели несколько тяжелых поражений.
В 455 году до н. э. Артаксеркс 1 направил против восставших египтян и их союзников сильное войско и финикийский флотом. Восставшие потерпели поражение. Инар и другие вожди были взяты в плен, доставлены в Персию и казнены. Таким образом, Египет снова стал персидской сатрапией.
Тем временем продолжалось греко-персидское противостояние в Эгейском море. После десятилетий тяжелых сражений, обе стороны поняли, что не в состоянии достигнуть победы. В 449 года до н. э. в Сузах был заключен мир, знаменовавший окончание греко-персидских войн.
Гибель Персидского царства
В 338 году до н. э. македонский царь Филипп II подчинил своей власти материковую Грецию. Вскоре он был избран командующим объединенной греческой армией и начал подготовку к походу на Восток. В 336 году до н. э. царь послал 10 000 македонских воинов для захвата Западного побережья Малой Азии. Но в том же году он был убит заговорщиками. Царем стал его двадцатилетний сын Александр (336-323 гг. до н.э.).
Весной 334 года до н. э. македонская армия выступила в поход. Первое столкновение произошло на берегу Геллеспонта (совр. Дарданеллы), в устье реки Граник. Победителем оказался Александр. После этого он захватил греческие города в Малой Азии и двинулся в глубь Персидской державы.
В ноябре 333 года до н. э. произошло сражение при Иссе, на границе Киликии с Сирией. В ходе ожесточенной битвы Дарий III потерял самообладание. Не ожидая исхода сражения, бежал, бросив свою семью. Битва окончилась победой Александра. Под его власть перешла Финикия.
Осенью 332 года до н. э. Александр подчинил Египет и затем вернулся в Сирию. У местности Гавгамелы недалеко от города Арбелы его ожидал Дарий III со своим войском. 1 октября 331 года до н. э. произошла решающая битва. И вновь персидский царь бежал с поля боя. Александр одержал победу и захватил Вавилонию. В феврале 330 г. до н. э. его армия вступила в Сузы. Вскоре в руки захватчиков попали Персеполь и Пасаргады, где находились главные сокровищницы персидских царей.
Дарий со своими приближенными бежал из Экбатан в Восточный Иран, где был убит Бессом, сатрапом Бактрии. Персидская держава перестала существовать. Все ее владения стали частью империи Александра.
Религия и культура Персии
Религия. В период царствования Дария I официальной религией персов стал зороастризм. Продолжалось почитание древних культов, том числе бога солнечного света Митры и богини плодородия Анахиты.
Следует отметить исключительную веротерпимость персидских царей. Например, Кир II повелел восстановить разрушенные ранее храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям и участвовал в религиозных церемониях, поклоняясь местным божествам.
Дарий I объявил себя сыном египетской богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей.
Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства, Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал в качестве меры, лишавшей враждебное ему население помощи местных богов.
Культура. Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного смешения народов, культур и религиозных культов. Оживленные этнические контакты способствовали обмену культурными достижениями, научными знаниями и приемами искусства.
Персы и другие народы заимствовали достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развивали их, обогащая мировую культуры.
Одним из культурных достижений персов было создание своеобразной клинописи. В отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, она была почти алфавитной и имела немногим более 40 знаков.
Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Пасаргады располагались на обширной равнине, на высоте 1900 метров над уровнем моря. Здания города были сооружены на высокой террасе. Они облицовывались светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов.
Самый замечательный памятник Пасаргад - сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. К ней прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и Мавзолей – гробница сатрапа Карии Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.
Строительство Персеполя началось около 520 года до н. э. и продолжалось около 70 лет. Площадь города составляла 135 000 кв. метров. У подножия горы была сооружена искусственная платформа. Для этого пришлось выровнять около 12 000 кв. метров неровной скальной поверхности. Построенный на платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича. С четвертой - восточной стороны он примыкал к неприступной горной скале.
Парадный дворец Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. метров, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана - зал для больших государственных приемов, имела площадь около 100 кв. метров. Сюда вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы изображена длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю.
При Дарии I большое строительство велось в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. На строительных и декоративных работах были заняты ремесленники из многих областей – вавилоняне, ассирийцы, греки, лидийцы, согды и бактриане, египтяне и другие.
Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные - бараны, львы, кабаны и т. д.
Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают совершенством форм и оригинальностью сюжета.
Лекция 11. Государства Иранского нагорья в древности. Элам, Мидия и Персия.
Вопросы лекции.
1. Природа и население региона. Источники и историография.
2. Элам и Мидия
3. Персидское царство в VI веке до н.э.
4. Упадок и гибель Персидской державы.
Читайте также:
lektsia.com
Элам. История Древнего Востока
Некоторое культурное влияние на древнейшие племена Ирана, очевидно, оказал Элам. Раскопки, произведённые в Сузах, обнаружили большое количество прекрасных образцов орнаментированной керамики и множество других предметов материальной культуры, которые свидетельствуют о существовании здесь со времён неолита высокой самобытной культуры. Хотя некоторые племена и продолжали вести в горах и степях кочевой образ жизни, в долинах рек люди уже в глубокой древности перешли к оседлому земледельческому быту. Во время раскопок в Сузах были найдены серпы и зернотёрки. Как и в других древневосточных странах, высокого развития достигли обработка камня, керамика и ткацкое дело. Металлургия в древнейшие времена развивалась медленно. Поэтому медные орудия долго воспроизводят форму каменных. Несколько позднее в археологическом слое, относящемся ко времени Нарамсина, царя Аккада, появляется бронза. Наличие обсидиана и лазурита, которые были обнаружены при раскопках в Сузах, указывает на то, что эти виды камня были привезены из соседних стран. Эламская культура была в значительной степени самобытной. В Эламе возникла самостоятельно картинная письменность (пиктография), которая впоследствии была заменена более усовершенствованной клинописью, заимствованной у древних народов Месопотамии.
Древнейшие правители и цари Шумера и Аккада, защищая земледельческие области Двуречья от нашествий эламских племён, вели с ними непрерывную борьбу. В своих надписях они пишут о вторжении эламитов, а также и о своих походах в страну Элам. Так, правитель Лагаша «Эаннатум раздробил голову Эламу. Элам был отогнан в свою собственную страну». Маништусу, царь Аккада, завоевал Аншан, очевидно, одну из областей Элама, и наложил на неё дань. При Шульги, царе III династии Ура, шумерийцы прочно завоевали некоторые области Элама, которыми управляли особые шумерийские чиновники. Падение III династии Ура способствовало освобождению Элама и усилению независимого Эламского царства. Эламские цари стали вторгаться в Месопотамию и прочно обосновались в её южной части, в частности в Ларсе. Вавилонскому царю Хаммурапи пришлось вести упорную борьбу с эламитами. И только объединив значительную часть Месопотамии под своей властью, Хаммурапи смог изгнать эламитов из Шумера.
Ассирийские цари также были вынуждены вести непрерывную, длительную и упорную борьбу с Эламом. Первое столкновение Ассирии с Эламом произошло в VIII в. до н. э., при Саргоие II. Несмотря на высокую военную организацию и лучшее вооружение, ассирийские войска потерпели поражение от эламитов. Крупный поход против Элама совершил ассирийский царь Синахериб. В летописи своих походов он сообщает: «34 укреплённых города, вместе с маленькими селениями в их окрестностях, которым нет числа, я осадил, завоевал, разграбил, разрушил, опустошил, предал огню и дымом их пожарищ я покрыл широкое небо, подобно урагану». Эламский царь Кудурнахунди приказал населению Элама скрыться в крепостях, а сам покинул свою резиденцию Мадакту и отступил в дальние горные области. Синахериб пытался преследовать противника, но неудачно. Сославшись на «крайний холод и ужасную бурю», на «снег и дождь», Синахериб возвратился в Ниневию. Очевидно, ассирийским войскам не удалось полностью разгромить эламитов и завоевать весь Элам. Возможно, что эламиты оказали сильное сопротивление и вынудили ассирийцев к отступлению. Из глубины страны Синахерибу пришлось совершить второй поход в Элам, для того чтобы нанести врагу решительный удар и укрепить влияние Ассирии в Эламе. Эта борьба Ассирии с Эламом окончилась только при Ашшурбашшале, который в 645 г. до н. э. опустошил и жестоко разграбил Элам, добившись тем самым полного поражения вековечного врага Ассирии.
То обстоятельство, что Элам в течение ряда веков не только сопротивлялся шумерийским, вавилонским и ассирийским царям, но даже нередко переходил в наступление, указывает на то, что Элам был значительным и сильным государством. Раскопки, произведённые в Эламе, обнаружили памятники высокой и своеобразной эламской культуры. Весьма возможно, что эта страна, история которой восходит к Ш-му тысячелетию до н. э., могла оказывать культурное влияние на древнейшие народы, жившие на территории Ирана.