Экономика древних цивилизаций. 2.2 Экономика древневосточных цивилизаций. Азиатский способ производства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Характеристика экономического развития древних цивилизаций. Экономика древних цивилизаций


5.2.3. Экономика древних цивилизаций

Был отработан механизм управления государствами и мировы# ми империями, довольно сложными по своему составу. Так, в Римской империи во главе каждой провинции стояли намест ник и прокуратор, подчинявшиеся императору. Экономическое единство обеспечивалось единством денежной системы — золото го ауреса (25 серебряных динариев, 100 латунных сестерциев). Знаменитые римские дороги общей протяженностью 150 тыс. км (в основании — большие каменные плиты, на которых большой слой гравия; ширина дорог — 4–5 м) помогали быстро перебрасы вать войска, товары, почту, служили транспортными артериями единой империи.

Войны в Древнем мире. Хотя вооруженные столкновения между общинами и племенами за обладание лучшими землями, пастбищами, богатствами периодически случались и в неолите,

идо него, однако война как социально экономическое явление, как функция, осуществляемая профессиональными войсками, по явилась лишь вместе с государствами и локальными цивилизаци ями. В таком понимании войнам свыше пяти тысяч лет.

Врабовладельческом обществе война была одной из важ нейших функций государства, обусловленной экономически

иполитически. Войны были нужны для пополнения армии ра бов, захвата территорий и богатств, обороны от нападений извне. Чаще всего боевые действия велись в густонаселенных регионах мира, на территориях, где возникли первые государ

ства и цивилизации. Периодически возникали конфликты с участием армии и внутри государств — при подавлении вос станий рабов, столкновениях враждующих политических групп и этносов.

Не следует полагать, что войны велись постоянно и были чрезвычайно кровопролитными. Исследования П.А. Сорокина показали, что мирных лет в Древней Греции и Древнем Риме, как правило, было больше, чем военных, а число жертв (убитых и ра неных) не превышало4,4–7,6%численности армии [47. С. 632].

Войны стимулировали создание новых видов вооружений, оборонительных сооружений. Но они же отвлекали от произво дительного труда наиболее активную часть общества, станови лись причиной уничтожения памятников культуры, гибели мир ного населения. Возникла военная экономика — производство во оружений, снабжение армии, строительство крепостей, оборони тельных сооружений (самым крупным из которых стала Великая Китайская стена).

studfiles.net

2.2 Экономика древневосточных цивилизаций. Азиатский способ производства

    Первыми государствами и первыми рабовладельческими обществами в истории человечества были государства Древнего Востока, нередко объединяемые под названиями восточные деспотии или речные цивилизации. К ним относятся Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. Хронологические рубежи периода существования этих государств (конец IV- первая половина I тыс. до н.э.) совпадают с так называемым бронзовым и началом железного века.

    Раннему и успешному развитию древневосточных государств во многом способствовали теплый климат, высокое плодородие земли, наличие руд цветных и благородных металлов, удобные транспортные пути в виде полноводных рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы) и теплых морей. Не рассматривая особенности экономического развития каждого из ранних рабовладельческих государств, которые, на наш взгляд, были вызваны, в первую очередь, религиозно-культурными причинами, отметим то общее, что было характерно для всех них.

    1. Хозяйство имело преимущественно натуральный характер. Основной отраслью экономики было ирригационное земледелие в условиях речных долин. Урожайность основных сельскохозяйственных культур при этом была весьма высока (среднем сам-15...сам-20)

    2. В экономике наблюдалось разнообразие видов ремесел и высокая степень искусности городских ремесленников.

    3. Главной производительной силой общества были юридически свободные, но экономически зависимые от государства крестьяне-общинники и ремесленники. В пользу государства они должны были регулярно налоги (натурой и деньгами). Помимо этого общинники несли и трудовые повинности по строительству и ремонту каналов, дорог, храмов и т.д.

    4. Численность и удельный вес рабов в населении был незначителен (не более 2-7 %) Рабство носило преимущественно долговой, патриархальный характер.

    5. Государство имело форму деспотии, то есть самодержавной власти. В пользу верховной власти изымалась большая часть прибавочного, а порой и необходимого, продукта в виде своеобразной ренты-налога.

    6. Собственность на ирригационные сооружения и большую часть земли была государственной. Государство контролировало жизнь своих подданных с помощью многочисленного (до 20 % населения) чиновничьего и репрессивного аппарата.

    7. В обществе наличествовала жесткая иерархия: обязанности и права каждого зависели от его места на социальной лестнице. Огромную роль в поддержании существующего порядка вещей играла религия.

    Отмеченные особенности развития древневосточных государств позволяют сделать вывод о существовании в них так называемого азиатского способа производства (термин введен в научный оборот К. Марксом). Этот способ производства зиждется на системе неразделенности государственной власти и собственности, на необходимости подчинения каждого интересам государства, на трудовой повинности всех и вся в пользу государства.

    Представление о хозяйственной жизни древневосточных цивилизаций дают немногочисленные свидетельства экономической мысли той поры. Среди них наиболее показательны: кодекс вавилонского царя Хаммурапи, труды Конфуция, индийский трактат “Артхашастра”.

    Вопросы для внутрисеместрового контроля по разделу 2:

    1. Каковы основные черты первобытной экономики?

    2. Какие важнейшие изменения произошли в экономике в эпоху мезолита?

    3. Что такое неолитическая революция?

    4. Назовите формы присваивающего и производящего типов хозяйства.

    5. Что такое общественное разделение труда? Назовите важнейшие виды общественного разделения труда.

    6. Каковы основные черты азиатского способа производства?

    7. Что объединяет экономику государств, принадлежащих к речным цивилизациям?

    8. Когда и где был создан кодекс царя Хаммурапи?

    9. Что представляет собой долговое рабство?

    10. Какова была роль рабского труда в экономике древневосточных цивилизаций?

studfiles.net

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока — Мегаобучалка

Главная особенность восточного рабства заключается, как изве­стно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обуслов­ленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловно­го участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством рег­ламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности госу­дарства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяй­ство восточных цивилизаций нередко называют азиатским спосо­бом производства.

Остановимся на наиболее популярных источниках – памят­никах экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.

Древний Египет. На примере этой страны человечество распола­гает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных обра­зований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н. э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея – недопу­щение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего паря Хаммурапи (1792- 1750 до н. э.), часто имену­емое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ос­лабления государственных структур и армии от сократившихся по­ступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие право­вые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую эконо­мическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

- посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

- за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов;

- срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг от­меняется по отбытии срока наказания;

- предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фу-цзы (551-479до н. э.) и его сборником «Лунь-юй» («Беседы и сужде­ния»), а также с идеями популярного в IV- III вв. до н. э. коллектив­ного трактата» Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и зашиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению ес­тественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богат­ство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогаще­ния» торговцев и ростовщиков) и также, как он, ратовали за незыб­лемость сословного деления общества (полагая, что без Богом из­бранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйст­венных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных креди­тов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвен­ными (перекладывая эти налоги на производимые с их использова­нием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате на­званы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением высту­пать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндий­ской экономической мысли на протяжении IV–III вв. до н. э. явля­ется трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), воз­вещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределе­ния торговой прибыли между купцами и государством. Именно госу­дарство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных соору­жений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирую­щими торговцами и т. д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан - ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование зем­лей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйствен­ный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного про­исхождения.

 

megaobuchalka.ru

Экономика античной цивилизации — контрольная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

  1. Экономика античной цивилизации (Древняя Греция)……………………….4
  2. Переодизация истории Древней Греции……………………………………...5

2.1. Эгейский  мир и гомеровская Греция………………………………………..5

2.2. Ранняя Греция………………………………………………………………...8

    1. Классическая Греция……………………………………………………...14
    2. Эллинизм…………………………………………………………………..19
  1. Античный способ производства……………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

Введение 

Составной частью истории древних цивилизаций является история античной цивилизации, представляющая собой особое явление мировой истории и культуры. Античная цивилизация включает в себя греческую (эллинскую) цивилизацию и римскую средиземноморскую цивилизацию.

Такое деление  связано с тем, что возникновение  и расцвет каждой из этих цивилизаций  имеют свои особенности, характерные  черты, которые отличают их друг от друга, и делают их особыми явлениями  в мировой истории. Вместе с тем  следует отметить, что между эллинской и древнеримской средиземноморской цивилизацией имеется большое сходство, которое позволяет говорить о греко-римской античной цивилизации, об античной истории и культуре, которая как целое отличается от древневосточной истории или древневосточной цивилизации.

 

 

  1. Экономика античной цивилизации (Древняя Греция)

 

Отличия античного способа производства от азиатского.

Первое, что  сразу бросается в глаза, так  это несельскохозяйственный базис. Если в Египте и других цивилизациях с азиатским способом производства основу экономики составляло центрально регулируемое сельское хозяйство (земледелие), то в основе экономики Средиземноморья (Древней Греции) был несельскохозяйственный децентрализованный фактор. Этот фактор - торгово-промышленный обмен. И второе - это то, что на смену страновой экономике Египта пришла мировая экономика. Цивилизованный мир античности охватывал десятки (и даже сотни) государств бассейна Средиземного моря. Оба эти обстоятельства можно объединить характеристикой «международное разделение труда». Единство атомарных государств-полисов достигалось посредством торговли.

Международное разделение труда, торговля и использование  рабов в качестве специфического средства производства (как «орудие  говорящее» наряду с вещественными  орудиями) - факторы экономики античной цивилизации. Но это не значит, что способ производства был рабовладельческим (рабским). Трудилось и свободное население; удельный вес свободного труда был гораздо более 50%. Если в Древнем Египте труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в домашнем хозяйстве, то в Древней Греции - главным образом в промышленности, на капиталистической основе, т.е. рабов покупали за деньги, эти деньги должны были окупиться и принести предпринимателю прибыль путем производства товаров. Если труд рабов не окупался, то использовался наемный труд свободных людей, крестьян, метеков (иностранцев), а рабов отпускали на свободу без предоставления им гражданства.

 

 

 

2. Переодизация истории Древней Греции

 

В истории Древней  Греции имеется 4 крупных периода:

  1. Эгейский мир и гомеровская Греция,
  2. Ранняя Греция,
  3. Классическая Греция,
  4. Эллинизм.

 

2.1. Эгейский  мир и гомеровская Греция

 

История экономики  античной цивилизации открывается  историей Крита, которая представляет собой связующее звено между  историей экономики Древнего Египта и экономики Древней Греции. С VI по III тысячелетие до н.э. на Крите господствовала экономика неолита - новокаменного века, затем экономика мед-но-каменного века и, наконец, экономика медно-бронзового века. Критская культура называется также минойской, ее длительность - 18 веков. В минойской экономике выделяется 3 периода (в каждом из которых имеется 3 подпериода):

  1. Раннеминойский (3000-210 гг. до н.э.),
  2. Среднеминойский (2100- 1580),
  3. Позднеминойский (1580-1200).

Расцвет экономики  Крита приходится на 1750-1450 гг. до н.э.

Экономика Крита  характеризовалась вначале азиатским  способом производства, но благодаря  географическому положению преобразовалась  в торгово-морскую, став аванпостом античной экономики. Крит выполнял функции, которые впоследствии перешли Греции: морская торговля, создание крупного флота, завоевание Кикладских островов, их колонизация. На Крите были условия для земледелия и животноводства, но главным была торговля между странами Европы, Азии и Африки. При этом выделялись северный порт Кносс и южный порт Фест, а также порты Кидония, Маллия, Гурния (север), Палекастро, Закро (восток). Основные внешнеторговые связи Крита были с Египтом, Угаритом, Микенами и Троей (Иллионом). Минос очистил морские пути от пиратов, и посредническая торговля стала приносить большие прибыли. Между портами севера и юга Крита были построены дороги. Передвижения по суше были уже не только вьючные, но и на повозках (с двумя и четырьмя колесами).

В древнее время  функцию денег выполнял скот, а  при Миносе (XVI в. до н.э.) - медные слитки, золотые и серебряные пластинки. В ходу были египетские, финикийские и вавилонские эталоны мер веса, длины и т.д. Изобретение на Крите барки (корабля с поднятым носом и низкими краями) произвело переворот в мореходстве и торговле. Письменность на Крите вначале была иероглифической (она отличалась от египетской и не расшифрована до сих пор), а затем линейной и силлабической (слоговой).

В период расцвета для экономики Крита были характерны разделение труда и высокая ремесленная техника, что видно по предметам, которые извлекаются при раскопках (изделия оружейников, кузнецов, плотников, кожевенников, горшечников, бронзовщиков, резчиков, мастеров по слоновой кости, рисовальщиков, скульпторов и др.).

Кносский правитель  соединял функции жреца и военного вождя. При раскопках дворцов Кносса и Феста найдены кладовые с большими запасами продовольствия. Стены дворцов украшены цветными росписями, которые могут конкурировать с живописью средневековой Франции. Найдено много высокохудожественных изделий, в том числе и скульптур. Известный критский художник и архитектор Дедал построил минойский лабиринт - чудо строительного искусства.

Критское господство распространялось и на Афины. Позже  Крит был завоеван греками (ахейцами).

Параллельно с Критом развивалась культура Микен, расположенных на материковой Греции, в истории которой подпериод XIV-XII вв. до н.э. называется микенским. В Микенах жили греки-ахейцы, которые пришли с севера Балкан около 2000 г. до н.э. Около XI в. до н.э. ахейцы были сильно потеснены дорийцами. Выдающимся царем Микен был Агамемнон, по приказу которого была построена большая купольная гробница, известная как «Сокровищница царя Атрея». Найдены ценные сокровища не только в Микенах, но и в иных местах (в древних городах Тиринфе, Орхомене, Фивах, Троаде). Памятники Микен примитивнее по сравнению с критскими. От критян ахейцы заимствовали письмо, которое приспособили к своему языку. Троянская война, описанная в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера, была кануном упадка Микен. Ахейцы хлынули в Малую Азию, в XII в. их сменили дорийские племена.

Подпериод с XII по VII в. до н.э. в греческой экономике  был периодом упадка. Крито-микенская  экономика была разрушена дорийскими варварами, побеждавшими благодаря  применению железного оружия. Само по себе распространение железа было прогрессом для истории экономики, но оно несло разрушение и упадок. Доказательством ухудшения уровня ремесленного производства служат так называемые дипилонские вазы, которые найдены в окрестностях Афин. Они относятся к XI в., грубы по отделке и рисунку.

Способ производства, который принесли дорийцы, был, по сути, первобытнообщинный. Но греческая экономика  находилась уже в стадии разложения. Господствовала военно-земледельческая  аристократия. От земледельцев, пастухов и рыболовов отделились басилеи, частные собственники, которые и представляли аристократию. Их хозяйство было натуральным, с применением свободного и рабского труда и называлось ойкосом. Ойкосы состояли из крупных домов, хлебных полей, пастбищ и виноградников. Для пахоты использовались плуги, запряженные волами. Плуг с упряжкой из двух быков распахивал в день треть гектара на глубину до 25 см. Использовались железные орудия - кирка, колотушка и заступ. Применялось навозное удобрение и орошение с помощью каналов.

Труд в гомеровскую  эпоху для свободных не считался позорным, как это стало в классическую эпоху. Хотя хозяйство было в основном натуральным, оно не обходилось без  привозных товаров, за которые платили  экспортом вина и фруктов. Некоторые  басилеи превращались в профессиональных купцов и предпринимателей. Наряду с торговлей греки занимались и пиратством.

Все это приводило  к разложению натурального хозяйства  и патриархального строя. Отделилось ремесло, связанное с обработкой железа: металлургия, рудничное дело, изготовление оружия,- поскольку эти занятия требовали опыта и мастерства. Но строгой специализации не было, кузнец и плотник мог быть поочередно производителем и повозок, мебели, судов и др. Рабство существовало главным образом домашнее, но рабы применялись в разных отраслях земледелия и скотоводства. Главным источником добычи рабов были войны. Цена раба колебалась от 8 до 20 быков. Царь постепенно терял руководящую роль, за ним оставались лишь функции жреца.

 

2.2. Ранняя  Греция

 

Период VIII-VI вв. в истории экономики Древней Греции называется архаическим (или ранним). В VIII в. до н.э. было 3 группы греческих поселений:

  1. ахейско-эолийская группа (северо-восток),
  2. ионийская группа (восток и Малая Азия),
  3. дорийская (юг).

Поселения греков расширялись во все стороны от Греции, поэтому греческая цивилизация приобретает международный характер. Этот период также называется «Великой колонизацией», которая приобрела системный характер. Порядки в колониях в основном воспроизводили строй метрополии, но родовые отношения в колониях были гораздо более слабыми. Инициатива колонизации исходила от развитых городов Малой Азии - Милета, Эфеса, а также от островов и Балканской Греции (Халкида, Мегары, Коринф). Колонизация шла на восток (до берегов Черного моря включительно), на запад (в Италию, Сицилию), на юг (Египет, Киренаика). В Крыму возникла целая серия греческих городов - Херсонес, Феодосия и другие; в Италии - Тарент, Сибарис, Кротон; в Египте возникла колония греков Навкратис; западнее Египта - колония Кирена. Греки колонизировали побережье и не проникали в глубь территорий. В VII в. в малоазийских греческих городах началась чеканка монеты. Античная цивилизация охватывает все Средиземноморье. Рим в те времена был еще экономически ничтожен.

Халкида на Эвбее  стала городом медных рудников. На о. Хиос изобрели способ паять железо. Милет был центром металлургии, ткацкого и красильного производства, а также керамики. В самой Греции перешли на импорт пшеницы и занялись выращиванием винограда, оливок и фруктов, а также пчеловодством и огородничеством. Стала прибыльной эксплуатация рабов в сельском хозяйстве и промышленности.

Экономический подъем подрывал значение родовой аристократии. Под напором денежного хозяйства  и рабского способа производства родовой строй разлагался. «Не  знатность, а богатство делают человека» - таков был лозунг экономики VI в., в то время как в VIII в. дело обстояло иначе. Все это привело к обострению классовой борьбы, а в ответ на это на смену родовой демократии пришла государственная тирания. Тираны зачастую представляли интересы бедных, хотя они были выходцами из аристократии.

Тирания означала захват власти одним лицом. Она напоминала царскую власть, которая существовала в IX в. до н.э. Кроме тиранов существовали айсименты - выборные лица, которые, как  и тираны, должны были разрешать конфликты между богатыми и бедными. Роль тирании и айсиментства заключалась в уничтожении господства родовой знати и в переходе к демократии. Первой победой демократии было издание писаных законов (иначе - кодификация обычного права).

Сравнив эти  события с современностью, можно  сказать, что в России аналогом господства родовой аристократии был большевизм, когда писаное право носило формальный характер, а экономические и другие вопросы решались по принципу «выгодно это партии или нет». В нынешний постсоветский период происходит кодификация обычного права для России.

Первые писаные  законы появляются BVII в. до н.э., сначала  в греческих колониях, где было меньше помех со стороны родовой  аристократии. Известны законы Харонда  для города Катаны (Сицилия) и законы Залевка для южноиталийского города Локры. Хотя эти первые законы были несовершенны и слишком суровы, они имели большое значение для прогресса экономики. Упрощалась передача материальных ценностей от одного лица к другому, утверждался принцип частной собственности, гарантировались права кредитора и должника.

Кстати сказать, в России ныне все эти проблемы не решены до сих пор. У населения  на руках порядка 50 млрд. долл., которые  люди боятся доверить банкам и государству, не дающим гарантии их сохранности (не так давно Сбербанк узурпировал право собственности примерно на 300 млрд. долларов сбережений населения, приватизация также не имеет настоящего правового обоснования, существуют требования передела собственности и т.д.).

yaneuch.ru

Характеристика экономического развития древних цивилизаций

Содержание1. Особенности азиатского способа производства в период возникновения древневосточных цивилизаций

2. Особенности азиатского способа производства в период возникновения древневосточных цивилизаций

Литература

1. Особенности азиатского способа производства в период возникновения древневосточных цивилизаций

Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые государственные образования – сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае.

Разложение первобытнообщинного строя, общественное разделение труда, становление классового общества начиналось не в Европе, а в странах Древнего Востока – Египте, Месопотамии, Средней Азии, Индии, Китае и др. Это во многом обусловлено природно-климатическими условиями, географическим положением регионов, где складывались древнейшие цивилизации. Мягкий климат, плодородная почва, богатые естественные удобрения, периодические разливы больших рек содействовали раннему возникновению оросительного земледелия и высокому развитию ирригации. В странах, расположенных на морском побережье, уже в древности зарождается торговля. Там, где имелись богатые залежи металлических руд, развиваются ремесла.

В Месопотамии существовали древние шумерские государства (XXVIII – XXIV вв. до н.э.), Аккадское царство (XXIV–ХХIII вв. до н.э.), государство с центром в Уре (конец ХХII – начало XX вв. до н.э.), Древний Вавилон (XIX – XVI вв. до н.э.). Особое место в истории занимает Древний Египет (вторая половина IV тыс. –VI в. до н.э.).

В Древнем Шумере основной отраслью хозяйства было земледелие: выращивались ячмень, полба, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, овощи, финиковая пальма, виноград, яблони. Развивались ремесла, выделялось гончарное, камнерезное, ювелирное дело. Оживился внутренний и внешний обмен. Поселения увеличивались в размерах, становились прообразами будущих городов. Их центрами были храмы, иногда возникали целые храмовые комплексы, в которых работали ремесленники.

Экономический подъем III тыс. до н.э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем раньше, использованием металла. Высокого уровня достигло ремесленное производство, металлургия. Шумеры активно применяли медь, овладели методами литья, клепки, паяния.

Земля делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям. Эта земля могла продаваться и покупаться. Другая составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: собственно храмовая; земля, раздаваемая храмовому персоналу в ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; земля, сдаваемая в Г, аренду с уплатой доли урожая. Существовало также царское землевладение. В сохранившихся надписях того периода упоминаются рабы, но в производстве они были мало заняты. Основными производителями были мелкие землевладельцы.

В середине III тыс. до н.э. было образовано Аккадское царство, объединившее города-государства Двуречья, где была создана ирригационная система. В нем храмовые хозяйства перешли в руки царей. Царский земельный фонд расширился за счет скупки общинных земель, конфискаций в пользу царя, что заложило основы системы царских хозяйств. Знать также имела большие владения.

В конце III тыс. до н.э. произошло возвышение Ура, объединившего под своей властью все Двуречье. Основная масса земли была царской, она вобрала в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Одна часть земель была собственно царской, и она обрабатывалась частично разорившимися общинниками, зависимыми работниками, получавшими натуральное довольствие, частично рабами из числа военнопленных. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, третья – административному и храмовому персоналу, воинам. Сохранялись частные и общинные земли.

В первой половине II тыс. до н.э. образовалось Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (XVII в. до н.э.). Успехи в сельском хозяйстве были достигнуты за счет расширения и улучшения оросительной системы. В отличие от престижных государств хозяйство было децентрализованным. Поощрялся общинно-частный сектор, царская земля, мастерские, торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам в условное держание за службу, остальным – в виде аренды. За аренду пашни взималась плата 1/3 урожая, за садовые земли – 2/3. Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля: вывозили зерно, финики, шерсть, ремесленные изделия, ввозили лес, камень, металлы. В Вавилоне существовало долговое рабство, ростовщичество, причем законы Хаммурапи ограничивали норму дохода: 20% за взятое в долг серебро, 33% – за зерновую ссуду. Долговое рабство не превышало трех лет. Рабство было патриархальным, рабы могли иметь имущество, вступать в брак со свободными. Рабами были и иноземцы. В целом же значительных размеров рабство не приняло.

Одна из первых цивилизаций, возникших на планете, Древний Египет, образовалась в долине Нила.

Важнейшие предпосылки весьма раннего экономического подъема этого государства – VI–V тысячелетия до н.э.:

1) плодородие почв;

2) возможность их орошения;

3) выгодное географическое положение;

4) богатые залежи полезных ископаемых;

4) наличие единого прочного государства.

Первые государственные образования – номы – возникли здесь во второй половине IV тыс. до н.э., а на рубеже IV–III тыс. враждовавшие Верхне- и Нижнеегипетское царства после победы последнего объединились в единое государство. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградарства.

В эпоху Раннего царства (XXX–XXVIII вв. до н.э.) организовалась совершенная оросительная система в Нильской долине. Для нее характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло, египтяне начали изготавливать папирус, предназначенный для письма.

В период Древнего царства (XXVIII–ХХIII вв. до н.э.) дальнейшее развитие получило животноводство и садоводство, огородничество, виноградарство. Египтяне открыли пчеловодство. Главным богатством было зерно – ячмень и пшеница-двузернянка. Существовало царское, храмовое и вельможное хозяйства, причем последнее лучше всего известно по источникам. Очевидно, здесь была занята основная часть общинников. Вельможное хозяйство состояло из двух частей: одна была платой за должность и считалась условным владением, другая находилась в собственности. Однако это не была еще полная частная собственность, так как верховное право на землю принадлежало фараону, являвшемуся организатором и распределителем ирригационной системы. Земли обрабатывались так называемыми «рабочими отрядами», получавшими из хозяйства семена, тягловый скот, одежду. Собранный урожай принадлежал хозяину.

Для Египта была характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса производственного продукта. Чиновники скрупулезно учитывали урожай и количество скота. Те общинники, кто работал на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ. Примерно также организовывалось ремесленное производство. В частном хозяйстве довольно широко использовался труд рабов, бывших полной собственностью своих хозяев, в государственном производстве он не применялся.

В период Среднего царства (XXII–XVIII вв. до н.э.) совершенствовались орудия труда: наряду с каменными и медными все чаще применялись орудия из бронзы. Возникло производство стекла. Значительный прогресс наблюдался в земледелии, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительных систем в Фаюмском оазисе.

Особенностью египетской экономики этого периода было падение роли громадных царских хозяйств и укрепление среднего и мелкого землевладения. Мелкие землевладельцы обозначались термином «царские хемуу». Они трудились в царском, храмовом и вельможном хозяйствах. С юного возраста они учитывались, распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, торговцы, воины и т.д.) и направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно. Рабы «баку» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. И все же большую часть населения составляли свободные общинники, которые облагались государственными повинностями.

В период Нового царства (1580–1085 гг. до н.э.) владения Египта были расширены, что стимулировало экономическое развитие. В страну хлынул поток сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных. Широко применялись орудия из бронзы, но из-за дороговизны меди продолжали использоваться каменные орудия. От этой эпохи сохранились некоторые железные изделия, но сначала они считались едва ли не драгоценностью. Лишь в VII–VI вв. до н.э. повсеместно начали изготовлять орудия труда из железа.

Египтяне усовершенствовали соху, в металлургии стали применять ножные меха, вертикальный ткацкий станок. Развилось не известное прежде коневодство, интенсифицировалось производство стекла. Искусство мумификации достигло совершенства именно в этот период. Активизировалась внутренняя торговля, внешняя же приобрела некоторое значение только во второй половине Нового царства, поскольку до этого все необходимое Египет получал в виде дани или добычи.

Достаточно широко применялся труд рабов, но основным производителем материальных благ оставались мелкие земледельцы и ремесленники. Развивались арендные отношения.

В период Позднего царства (X–VI вв. до н.э.) Египет находился под властью ливийцев, затем эфиопов, позже ассирийцев, персов. В 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским.

Таким образом, достаточно высокий для своего времени уровень экономического развития был достигнут странами Древнего Востока на основе ирригационного земледелия. Здесь наметился значительный культурный и социальный прогресс, активную роль в организации хозяйства играли государственные структуры. Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как:

1)     сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу;

2)     устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных каналов, что было под силу только значительной группе людей;

3)     устойчивость государства, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными работами, монополизировавшего право организации всех общественных работ;

4)     наличие храмового или царского хозяйства, являвшегося центром экономической жизни;

5)     слабое развитие частной собственности на землю;

6)     появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения;

7)     использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Для него характерны сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли (если таковая у него была), некоторая доля хозяйственной самостоятельности и гарантии против изменения правового статуса, сравнительно небольшая норма эксплуатации. Производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабов и рабовладельцев;

8)     увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках государства.

www.coolreferat.com


Смотрите также