Тот (Θόουτ, Θώθ, Thoth, егип. Dhowtï, сб. Футий) — древнеегипетский бог мудрости и знаний. Имя «Тот» является греческой формой (греч. Θωύθ) собственно древнеегипетского Джехути, или Тахути.
Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мертвых Осириса).
В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.
В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.
Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празденствам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом).
Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Он чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма в руке, хотя иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием. Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены.
Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём по имени Великий Гоготун.
Во время Второго переходного периода один из фараонов Шестнадцатой династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов Восемнадцатой династии, в том числе Тутмоса III (Джехутимесес III).
Так как у древних греков мудрости покровительствовала богиня, а не бог, Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Розмари Кларк Священная магия Древнего Египта Литургия Джехути
Розмари Кларк
Священная магия Древнего Египта
Литургия Джехути
при приближении участников к святилищу
Хвала Тебе, записывающий меры,
Тот, кто уравновешивает весы, на которые возлагается сердце.
Джехути, создавший сам себя, исчисляющий пути,
Могущественный жезл божественной змеи Уаджет,
Обновляющий формы, дарующий дыхание изможденному сердцем,
Возвращающий потерянные скрижали в обитель Аментет.
Привет Тебе, ибисоглавый, ведающий все секреты,
Изрекающий формулы, что разрешают все споры,
Джехути, измеряющий и исчисляющий звезды и души-ка,
Член великого совета, хранитель вечного баланса,
Обитающий в высших пределах Земли,
Защитник Осириса в ночь великой битвы в Гелиополе,
Всезнание - Твоя сила, могущественно слово Твое.
Вехем (литания)
Начало храмовой церемонии, призванное привлечь внимание божества.
Обычно при каждом произнесении имени божества бросают благовония в курильницу, если они сыпучие. Так или иначе, это самый подходящий момент для воскурения благовоний.
Поклонение Джехути, сыну Ра, Луне,
Прекрасной в восходах своих, владыке явлений, свету Богов.
Привет Тебе, Джехути, Луна,
Могучий бык в Шмуне, обитающий в Хесерет,
Тот, кто приуготовляет пути для каждого из Богов,
Записывающий их речения, знающий все их секреты,
Разделяющий в мире сем один язык от другого,
Судия всех людей в будущей жизни,
Стоящий на носу ладьи вечности,
Посланник человечества, знающий каждого по словам его,
Кто заставляет поступки свидетельствовать о тех, кто их совершил.
Кто помогает Ра, как советник единого владыки,
Сообщая ему о всем, что совершается.
На рассвете Ты являешься в небе, памятуя о вчерашнем,
Мудрый советник в Иуну, являющий мудрость всех Богов,
Тот, кто знает их величие и разъясняет их тайны,
Кто памятует о скоротечном, чьи слова пребудут вовеки.
Геси (Помазания)
Обычно в этот момент производится краткое помазание храмовым маслом всех участников (можно просто помазать лоб небольшим количеством масла).
Секха (размышления о божестве)
Во время этой части ритуала участники сосредотачиваются на конкретных аспектах божества. Это момент приближения к сакральной сфере и встречи с божественным.
В этот момент демонстрируется изображение божества, а так же другие священные предметы (если они связаны с ним и используются в этой церемонии)
Приди, ибис почтенный, великий дух, любящий Гермополь,
Лучезарный, обитающий в Оне, советник великой Девятки,
Ты даешь наставления, делая человека великим через дар твоих совершенных законов.
Когда Ра говорит, Джехути записывает слова его, и божественный совет соглашается с ними.
По слову Твоему, я следую по пути праведности,
По суждению Твоему, меня приветствуют в священной обители.
Хекаут (инвокация)
Инвокация призывает божество снова явиться в материальном мире и воссоздать себя, как это было при начале творения. Священные имена произносятся, чтобы указать божеству путь в предуготовленное святилище. Инвокация так же заверяет божество, что храм приготовлен должным образом, подобно утробе, сквозь которую бог может войти в мир живущих. Инвокация произносится с большой уверенностью (твердостью) и концентрацией. Большое значение уделяется ритуальным позам, т.к. в этот момент литургист служит не только проводником, но и источником энергии для проявления божества. В этот момент он служит каналом для проявления божественных сил (энергий).
О Ты, прямой отвес весов Истины, изгоняющий всякое зло,
Твое явление божественно, и слова Твои крепки,
Поведай мне то, что забыто, войди в Дуат и сообщи о часе.
Божественный писец, превращающий смятение в мир,
Толкователь божественных слов!
Я взываю к мудрости Твоей и к справедливому суждению.
Явись в храм сей,
Да охраняешь ты нос моей барки,
Что вступает в священные пределы.
Иах-Джехути, владыка ловчей сети,
Записывающий священные изречения в Хесерет, владыка Истины в Урит,
Djehuti Iu aper em peh-ef, kher utu aat em maakheru.
Мау (медитация)
В этот момент проявления божественной энергии особенно сильны, и нужно быть
предельно внимательным и сконцентрированным. Могут возникать необычные явления, включая вспышки света, звуки и так далее. Ведущему церемонию нужно быть внимательным к этому и следить за тем, чтобы не нарушался порядок.
В этот момент зажигаются свечи, звучит музыка, добавляются благовония.
Ведущий этой части церемонии (самой магической) может провести направленную медитацию для участников.
Джехути приводит меня в Шмун, свою священную обитель,
Он хранит уста мои, когда я говорю,
Я предстаю пред лицом владыки Совета, и ухожу оправданным.
Джехути приносит мне воду издалека, и Безмолвный утоляет мою жажду.
Источник его запечатан для тех, кто болтлив, и открыт для того, кто внимает.
Хотеп (приношения)
В этот момент предлагаются приготовленные приношения.
В этот момент можно причастить участников, но можно сделать это и после
завершения ритуала, как будет более удобно по ситуации.
Мену (Посвящение храма)
В этот момент участникам напоминается о том, что храм служит вместилищем
божественной жизни. Хекау возвращает нас к моменту основания храма.
В этот момент призвание стихий, как при изначальном освящении храма, с
напоминанием о том, что эфирная структура храма создается и управляется
божеством. В данный момент она «укрепляется».
Владыка чистоты, отвергающий все злое,
Для которого всякая ложь ненавистна.
Твои слова устанавливают порядок на обоих берегах,
В твоем присутствии говорят писания.
Твое явление в святилище изгоняет всякую неправду,
При явлении твоем я получаю дозволение слышать тайные звуки,
Престол твой установлен на священной ладье,
И слава твоя является в заклинаниях, тобою изреченных.
Перет-херу Нечер (явление божества)
Вещание от имени божества (теофания), в этот момент может также проводиться
дивинация, или произносится послание, полученное от призванного божества свыше.
Я - Джехути, мудрый писец, чьи руки чисты,
Я изгоняю зло и свидетельствую об Истине
Тот, кому Ра благоволит,
Прославляющий Творца, я Джехути, владыка законов.
Обладающий Знанием, возвещающий о грядущем,
Направляя священную ладью через небеса и пределы Земли, и миры незримые,
Я дарую дыхание тому, кто пребывает в тайне,
Заклинаниями, исходящими из уст моих.
Я дарую вечность как магическую защиту для тела твоего,
Усмиряя гнев и ликуя в двойном святилище,
Я храню твое сердце живым, произнося слова, которым радуются Боги.
Хеб (празднование)
Здесь может начинаться дополнительный праздник (соответствующий сезону) или иной ритуал, не связанный с начальным непосредственно. Может проводиться ритуал на исцеление, или молитва за умерших и т.п.
Имена просителей могут быть записаны на бумаге и положены на алтаре.
Темау (Закрытие церемонии)
Формальное закрытие церемонии, напоминает участникам о необходимости вернуться в профанный мир. В западной традиции в этот момент делается закрытие пространства (в перманентно освященном египетском храме этого делать не нужно).
После этого участники церемонии покидают храм.
Создатель вечности, творец бесконечности,
Я одарен твоей силой, я наделен твоей книгой;
Займи свое место в великом совете, воссядь на своем престоле на Западе,
Там, где праведные обретают блаженство.
Сияние Шу нисходит на меня по слову твоему,
Он озаряет мой путь немеркнущим светом твоего явления.
Приложение
Восхваление ТотуПеревод с английского (c) In-Taier, 08.03.2015
Оригинал на английском: (c) DonaldRicker 2013 -- http://www.reverbnation.com/donaldricker
Кто приходит к тем, кто призывает его,Изгоняя всякое зло и неизвестность?Тот возвращает Далекое Око,Даруя жизнь и напутствуя всё человечество.Он делает то, что угодно богиням, Получая их любовь и содействуя их воле.Благодетель всей Вселенной,Хранитель Весов,Защищающий сияющее Око Луны.
Огдоада стремится к нему,Таинственному и непостижимому.Великий, дважды великий, Трижды Величайший,Справедливый судья, Рассудительный и совершенный,Для которого всякая ложь ненавистна, Примири нас.Милостивый, молчаливый,Ты можешь отвратить любое зло,В постоянстве своей любви к Истине.Ты – лев, грозно рычащий,Чье стило защищает нас всех,Устанавливая законы для людей.
Создавший себя самого и вечный,Превосходный беспристрастный правитель,Умиротворяющий разъяренное Око.Серебряный диск ночного солнца,Язык Атума, сердце и душа Ра в доме вечности.Тот, великолепный в своих суждениях,В могуществе, в победах над врагами,В триумфе и в милосердии.Почтенный павиан и величественный ибис,Знающий все, что происходит в Двух Землях,Пути и дела всех людей.
Справедливый сердцем, великий в магии,Тот хранит руки свои в чистоте, и планы его безупречны.Радующийся в Истине,Он точно исчисляет дни, и времена, и сроки,И праздники, и новолетия.Всезнающий писец многих божественных книг,Он ведет учёт всему, что существует.Тот – создатель всех прекрасных вещей,И всё, что пожелает его сердце, исполняется;Он первым создал магические знаки.
Носитель солнечного ОкаУстанавливает все вещи в мире на предназначенные им места,Открывает врата и пути для верующих.Он дарует долготу днейТем, чьи устремления и достижения угодны ему.Он благословляет благополучиемТех, кто искусно произносит его заклинания,Совершенствуяcь в магических знаниях.Тот наказывает глупцов и врагов разума,И вознаграждает своих лучших и преданных служителей.
Писец Эннеады, обитающий в Доме Жизни,Глава Дома Книг,Чье имя призывается в Чертоге Рождений.Тот, сильный и могущественный,Неведомый, сияющий,Чей лик безжалостен в гневе,Проводник и хранитель Небес, Земли и Дуата,Обладающий знанием всех божественных Имен,Владыка долголетия, радости, винопития и речи.
Кто приходит к тем, кто призывает его,Изгоняющий всякое зло и неизвестность?Это наш союзник, Тот.Загляни в будущее, предопредели судьбу, умягчи сердца Богов,О великий владыка магии.Даруй дыхание каждому человеку, нашедшему приют под деревом твоим,Особенно изможденному сердцем.Принеси мир нашим землям,Продли наши дни и умножь годы благоприятные,О телец Звезд.
Инвокация Тота-ТахутиПеревод с английского (c) In-Taier, 11.11.2014Оригинал на английском: (с) 1989 e.v. byDavidCherubim. All rights reserved.http://nmrjournal.com/zine/archive/issues/24/272.htm
О Ты, Великий БогВсевышнего Слова,Создавший себя самогоИз Великого Незримого,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, таинственное величиеНепостижимой Жизни,Тот, Ты – Логос и СловоНемеркнущего Света,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, являющийсяИз таинственных миров горних,Несотворенный СынБожественного Солнца,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, владыка Истинной РечиИ слов непобедимых,Великий язык Ра,Ты, голос небесный,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, владыка магииИ слов мистерий,Творец миров,Ты, Логос Бесконечности,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, великий повелительЕдиной Истины в Человеке,Ты, увенчанный мудростью ТахутиИз древней земли Кемет,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, чье рождение прославляетсяВ Доме Смерти,Непостижимая Сила,Дарующая дыхание жизни,Тебя, Тебя я призываю!
О Ты, верховный ПосланникНепостижимого Единого,Тот, Ты – Слово и ЛогосСокрытого Солнца в Тайнах,Тебя, Тебя я призываю!
Перевод с английского (c) In-Taier, 13.11.2014Оригинал на английском: DjehutyDevotional, (c) byAlCumminshttp://www.digitalherm.com/invocations-practices/djehuty-devotional/
Услышь нас, о Джехути,Ибисоглавый Владыка Божественной Речи,Истинный автор всякого знания,И человеческого, и божественного!
Джехути, великий,Изобретатель письменности,Архитектор всех наук,Записывающий времена и сроки,По чьим расчетам утверждены небеса, и Земля, и звезды,Мудрый Бог магического искусства!
Джехути, великий,Несотворенный, создавший себя самого,Секретарь загробного суда,Спутник Сешат, госпожи Дома Книг,Судящий мертвых и изрекающий формулу воскресения,Всезнающий Бог серебряной луны!
Джехути, великий,Исцеляющий отверженных,Мудрый дипломат и советник,Следящий за битвами Порядка и Хаоса,Увенчанный двойною короной Верхнего и Нижнего Царства,Пресветлый Бог равновесия и справедливости!
Джехути, трижды великий,Управляющий мудростью человеческой души,Принцип высшего Ума,Воплощенная мысль,Живое Слово!
Мы – твоя палетка для письма, о Джехути,и приносим тебе твою чернильницу.
Мы не имеем общего с теми, кто в тайне творит беззаконие,Да не совершится с нами никакого зла.
Перевод Ин-Тайэр
castalia.ru
Тот, Джехути - это, определение слова, понятие. Что такое Тот, Джехути, значение, словарь, энциклопедия
- в др.-епш. мифологии - бог пуны, мудрости, письма и счета, покровитель библиотек и архивов, творец св. книг. На загробном суде Осириса ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Т. изображался в виде человека с головой ибиса. Центр культа — г. Гермаполь.
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(егип.), бог мудрости, счета и письма, управляющий всеми языками, ведущий летописи, покровительствующий архивам и писцам в эллинистическую эпоху создатель священных книг и поздней магической «Книги дыхания», которую клали в гробницу вместе с «Книгой мертвых» важный персонаж...
Энциклопедия "Религия"
ТОТ — в Древнем Египте — древнеегипетский бог мудрости, Луны и письменности. Также ассоциируется с Гермесом Трисмегистом (см.).
Философский словарь
древнеегипетский бог мудрости, изобретатель иероглифической письменности, покровитель мудрецов и писцов. В эпоху эллинизма был отождествлен с древнегреческим богом Гермесом и почитался под именем Гермеса-а. В связи с этим герметисты и оккультисты считают а родоначальником...
Философский словарь
(Егип.) Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, остается...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Егип.) Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, остается...
Энциклопедия мифологии
Джехути (dhwtj), в египетской мифологии бог мудрости, счёта и письма. Женой Т. считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Т. относится к древнейшему периоду, отсюда эпитеты Т. - «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был город Шмун (Хемену,...
Поделиться:
insai.ru
Древний Египет
Deprecated: Function eregi_replace() is deprecated in /home5/voytanet/public_html/wizzz/workpages/functions.php on line 431
*На последнюю тему в разделе о Богах Древнего Египта студенты пришли со смешенными чувствами: с воодушевлением – им очень нравился новый предмет и леди профессор, его преподававшая; и с некоторой грустью – последняя лекция – она и в Загробном мире последняя.*
- Выше Ваши чудесные носики, визовцы! – на удивление профессор была весела, - это всего лишь последняя лекция данного раздела. Впереди нас с Вами ждёт много интересного. К тому же и сегодня скучать не придётся. Что мы сегодня проходим?
- Может, Сета? – спросил мальчик с Мора, лукаво улыбнувшись.
- Нет, он слишком противоречив, - ответила профессор, подмигнув ученику.
- Птаха? – произнесли несколько голосов.
- И снова нет, ещё?
- Возможно, Джехути? – девочка с Лайра взглянула на профессора.
- Именно! Сегодня мы проходим тему, посвящённую мудрейшему из богов. Запишите: Бог, владеющий искусством письма.
Бог мудрости.
Недаром его изображения являются одним из прекраснейших памятников древнеегипетского искусства ваяния.
Владение письмом позволяло летописцу отразить события, исторические факты, он знал, таинственные иероглифы, неизвестные большинству населения. Само владение письмом делало его жизнь приятной и обеспеченной, возносило его наверх социальной лестницы.
Центром культа Джехути был город Хемену главный ном пятнадцатого нома Верхнего Египта. По преданию, бог Джехути разбил яйцо, из которого появились четыре первые богини и четыре первых бога: отсюда и название Хемену, которое означает «восемь», то есть «город восьмерых». Эта теологическая система, базирующаяся на восьми основных божествах, составляла систему города Гермополя. Греки отожествляли Египетского бога Джехути с Гермесом Трисмегистом и Хемену греки величали Гермополем, то есть город Гермеса.
Джехути изображали в разных видах: иногда в виде ибиса, но чаще всего в виде человека с птичьей головой, указывающего на таблички с письменами. Его почитали так же в виде павиана, взобравшегося на плечи летописца и внимательно следящего за его работой.
Египтянам, которые видели ибисов, постоянно роющихся в земле и отыскивающих себе пищу, казалось, что ибисы разгадывают какие-то секреты. Есть и другая гипотеза: когда египетские крестьяне обрабатывали свои наделы, их всегда сопровождали стаи ибисов, которые легко находили себе пищу на свежевспаханной земле.
Что же касается павиана, то его считали самым быстрым, ловким и умным животным. Как и человек, он питается одновременно мясом и овощами; его руки, так похожие на наши, могут хватать, писать. Творить.
В одном из магических текстов, относящихся ко времени Нового Царства, возникновение жизни идентифицируется с яйцом, положенным в гнездо ибисом, то есть богом Джехути.
Как покровитель письма, Джехути имел, следовательно, отношение ко всем видам мыслительной деятельности человека и богов. Теологические исследования и мифы, окружающие его культ, уподобляют Джехути богу Птаху – покровителю ремесленников, и сердцу Ра, богу богов. Все эти ассоциации привели к тому, что богу Гермополя стали приписывать деятельность алхимиков и устрашающую магическую власть. Благодаря этим необычайным знаниям, бог Джехути стал писцом и секретарём других богов. Именно ему были переданы полномочия судьи, роль мыслителя, администратора, автора отчётов и изобретений.
В качестве бога Луна с Джехути связывалось представления о фазах ночного светила. Мудрый Джехути регулировал время, разделив его на месяцы (первый месяц года носит его имя). На земле он первый покровитель земного царства Осириса, а в Преисподней он составил точный перечень всех грехов, совершённых умершими перед лицом суда.
*Профессор закончила на столь волнующей ноте, решив сохранить немного интриги.*
- Сегодня я не скажу Вам «Всё, урок закончен», просто запишите домашнее задание. Что же касается следующего раздела, то он будет посвящён правителям Страны Пирамид. Во время небольшого отдыха, который Вас, так или иначе, ожидает между тем, как я выставлю в расписании новые лекции, Вы можете приходить сюда – заверяю Вас, мы отлично проведём время.
Вы так же можете писать дополнительные работы – я буду рада их проверить.
Удачи Вам, мои милые.
Домашнее задание:
1. Бога Джехути часто называли покровителем воров, и отождествляли с римским богом Меркурием. Объясните, почему?
2. Что Вы знаете о богах-покровителях письменности в других культурах? Проведите параллели с Джехути.
С уважением, Miss Gondor.
Иллюстрации к лекции смотрите в разделе Изображения.
Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty, возможно произносится ḏiḥautī[2]) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов[3]. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий).
Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис.
Считается, что Маат была женским дополнением Тота[4].
История изучения[ | ]
Работы о боге Тоте были ещё до расшифровки Шампольоном египетской письменности, они опирались на сведения древнегреческих и римских авторов. Наиболее известной из подобных трудов была книга «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius» (1724), в которой он выступал против популярной в то время точки зрения, что Тот — историческое лицо, возможно один из царей, и придерживался позиции, что он был мифологическим персонажем[5].
Египетские памятники как источник информации о Тоте первым использовал сам Шампольон, невзирая на бессистемность и устарелость сведений, ему первому удалось установить, что это божество было связано с Луной и загробным миром. Достаточно много информации о нём в древнеегипетских памятниках нашел Карл Лепсиус: некоторые надписи из гробниц Гермопольских номархов, издание Книги мертвых и изучение Гермопольской огдоады дали много материала для изучения Тота. Достаточно долго этот материал было невозможно корректно использовать, по той причине, что египтология придерживалась мнения о застойности египетской культуры. Из-за этого разные данные привлекались как единое целое, а свидетельства древнегреческих источников ставились в один ряд с данными о Древнем и Среднем царствах[6]. Из-за этого научные работы о Тоте грешили огромным количеством неточностей, в частности, в работе Бругша была сделана попытка изучить его как местную форму Шу, близкую к Хепри и Хнуму[7].
Сферы влияния[ | ]
Ранние представления[ | ]
Культ Тота происходил из города Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий), там же был центр его почитания[8][9]. Изначально в этом городе был распространен культ зайца. Он был вытеснен из города культом Тота, а из всех священных животных, почитавшихся там (павиана, змеи и восьми божеств-лягушек), продолжили почитать только павиана, бывшего ведущим животным на праздниках фараона, уже в качестве воплощения Тота[10]. А в более ранней гермопольской мифологии он был архигетом этих восьми божеств[11].
Первоначально почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов[12] и олицетворявшего лучшие качества человека[13]. Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе[14]. Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна[4].
Неизвестно, имел ли он характеристики лунного божества еще во времена его регионального почитания в Гермополе, или же это значение он приобрел в дальнейшем, однако, изначальное влияние Тота как лунного божества вполне вероятно: бог Луны может быть наравне или даже влиятельнее солнечного, у многих древних народов лунные боги считались покровителями, защитниками скота и людей, а также, такие божества часто изображались мудрыми[13].
В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Хора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра[15]. Тем не менее, его продолжали считать языком Птаха и сердцем Ра[10].
Представления во время расцвета Древнего Египта[ | ]
Позже его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов[12], письменности[14] и календаря[16], автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя ученых и чиновников[12]. С ним связывалось знание всех наук, особенно магии[16]. Как бог Луны, он был заместителем бога Ра[12]. Он был членом триады Птах-Хор-Тот, позднее трансформировавшейся в Ра-Хор-Тот[14]. Кроме того, он был богом слова[17], его слова приводили к действиям (в качестве бога слова он имел титул «могущественный в речах»)[18]. Согласно древнеегипетской мифологии, он создал весь мир словом[17].
Будучи богом Луны (эти функции всё больше переходили сыну Амона Хонсу[15]) с титулом «Серебряный Атон», полученным в период Позднего Египта[10], Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии[15]. В династический период постепенно забывалась роль Тота как творца, а всё больше подчеркивалось то, что он создал письменность, был богом мудрости, сохранял баланс между днем и ночью в начале вселенной, был судьей между Гором и Сетом и имел абсолютную беспристрастность и справедливость[19]. В какой-то момент Тот фактически стал руководить судом мертвых вместо Осириса[20].
Тот в Книге Мертвых, в руках у него тросточка и палетка
Его считали создателем письма, покровителем архивов, Гермиопольской библиотеки и писцов[10]. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним[21].
В качестве протоколиста Тот присутствовал на суде мёртвых Осириса[12]. Занимая особое место среди древнеегипетских богов, он был могущественнее Осириса и даже бога Ра. Он был крайне важным богом в Книге мертвых[18]: там он называется «Писец Маата в энеаде богов», на изображениях в Книге Мертвых у него в руках инструменты для письма: палетка и палочка из тростника[22]. Считался автором ряда заупокойных текстов[18].
Поздние представления[ | ]
Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём[1].
В эллинистический период его считали создателем священных книг, включая Книгу Дыхания[10].
Миф об изменении календаря[ | ]
Тоту также приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл эти пять дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти пять дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении пяти дней, выигранных Тотом)[23].
Египтяне также верили, что он вел счет времени и создал его разделение на месяцы и годы. Тот имел титул «владыка времени»[10], и считался одним из его богов наряду с Хех[21].
Священные животные[ | ]
Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан)[14]. Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается[24].
Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, ее отличают мерная походка и красивый полет. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало ее благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны[25]. В результате, он стал главным символом этого божества, зачастую слова «Тот» и «Ибис» египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов[26].
Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо, древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т.д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной[24], их отвращение к запрещенной жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола «писать»[27].
Изображения[ | ]
Изображение Тота в виде павиана
Чаще всего он изображался в образе человека с головой ибиса, в руках у него был скипетр и анх. В других изображениях он, как лунный бог Аах, изображался как мумия с локоном волос Гарпократа, на таких изображениях у него были месяц и полная луна, а в руках — различные атрибуты Осириса[14].
Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием[12]. Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан — олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как «владыки божественных слов и писца богов», что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами[28].
Головные уборы[ | ]
Изображение Тота с короной Хемхемет
Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц, на других изображениях он носил корону Хемхемет, на которой были кобра, рога, солнце и прочее[14]. Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. Он был воплощением одного из вариантов богов Ин-Хера и Шу, поэтому на части изображений у него на голове были короны этих богов. На некоторых изображениях Тот носил двойную корону Юга и Севера[18].
Происхождение[ | ]
Согласно старой легенде, Тот был сыном бога Гора, семя которого попало в тело бога Сета с помощью листьев салата. Это семя проросло, в результате чего родился Тот, вышедший из Сета через его лоб. Есть и другая версия, согласно которой Сет вынул из своего лба золотой серп, который Тот у него отнял и положил на свою голову как украшение. Первый вариант этой легенды был отвергнут доктором Гардинером, по мнению которого, Тот пришел из места под названием Джхути[14].
Помощники Тота и его фараоны-тезки[ | ]
Мраморный бюст фараона Тутмоса III
Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены[29].
Во время Второго переходного периода один из фараонов XVI династии носил имя , то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов XVIII династии — Тутмосидов, в том числе Тутмоса III (Джехутимесу III).
Культ и места почитания[ | ]
Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий)[8][9][30]. Именно в этом городе находился главный храм Тота[4].
Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту[30]. Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе, Рехуи, Хесерте и Абидосе[4].
В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации[1].
Культ в Гермополе[ | ]
Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе[30]. О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот). Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды»[31].
Считается, что Тоту был посвящен целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь[32].
Общеегипетский культ[ | ]
О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III): сразу после перечисления даров Фивам, Мемфису и Гелиополю идет описание поклонений богу Шу, а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов[33]. Из папируса можно заметить, что Тоту посвящен более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор[34].
Отождествления[ | ]
У древних греков мудрости покровительствовала богиня Афина, а не бог, поэтому Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии[35].
Тот также ассоциировался с римским Меркурием[10].
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
↑ 1 2 3 Ellie Crystal. Thoth: God of the Moon, Magic and Writing (англ.). Crystalinks. Проверено 2 апреля 2016.
↑ Иоффе Д. Древний Египет и установление поэтических знаков // Критика и семиотика. — 2009. — Вып. 13. — С. 95.
↑ Jenny Hill. Thoth (англ.). Ancient Egypt Online. Проверено 2 апреля 2016.
↑ 1 2 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148-149.
↑ 1 2 Кристина Свистунова, с. 3.
↑ 1 2 3 4 5 6 7 Тот / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская Энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
↑ Тураев, 1898, Ермополь, с. 16.
↑ 1 2 3 4 5 6 Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1 2 Adolf Erman. Die Aegyptische Religion. — Berlin: Reimer, 1909.
↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420.
↑ Hans Bonnet. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — 3, unveränderte Auflage. — Hamburg: Nikol, 2000. — ISBN 3-937872-08-6.
↑ 1 2 Тураев, 1898, Ермополь, с. 22.
↑ Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 8.
↑ Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 10.
↑ Тураев, 1898, Ермополь, с. 23.
↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420-421.
↑ Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 159-162. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
↑ 1 2 3 Тураев, 1898, Культ Тота, с. 112.
↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 113.
↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 119—120.
↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 116—117.
↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 118.
↑ Jaroslav Černý Thoth as Creator of Languages (англ.) // Journal of Egyptian Archæology. — 1948. — № 34. — С. 121-122.
Литература[ | ]
Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Тот, бог мудрости и его спутники // Древний Египет: духи, идолы, боги. — Litres, 2013. — С. 147-152. — ISBN 5457408183.
Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Глава 13 // Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2015. — С. 416-434. — ISBN 5457827887.
Свистунова, Кристина. Краткий список главных божеств Древнего Египта // SCRIPTORIUM: история древнего мира и средних веков: толковый словарь.
Тот / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская Энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
Тураев Б. А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древне-египетской культуры. — Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета. — Лейпциг: Типография Ф.А. Брокгауза, 1898.