Древняя лодка викингов. Деревянные корабли-драккары викингов: описание, история и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Археологи нашли лодку-игрушку эпохи викингов в Норвегии. Древняя лодка викингов


описание, история и интересные факты

Средневековые драккары викингов – одни из самых узнаваемых символов знаменитого воинственного народа. Появление этих судов на горизонте вызывало ужас христиан Европы на протяжении нескольких столетий. Конструкция драккаров включила в себя обобщение богатого опыта скандинавских мастеров. Это были самые практичные и быстрые суда своего времени.

"Драконий" корабль

Свое название драккары викингов получили в честь мифических драконов. Их головы вырезались на прикрепляемых к носу этих кораблей фигурах. Благодаря узнаваемому внешнему виду суда скандинавов можно было легко выделить на фоне судов остальных европейцев. Драконы устанавливались на нос только при приближении к вражескому поселению, а если викинги плыли в собственную гавань, то они убирали пугающих чудищ. Как и все язычники, эти мореходы были крайне религиозными и суеверными. Они считали, что в дружественном порту дракон злил добрых духов.

Другим характерным атрибутом драккара являлись многочисленные щиты. Экипаж вешал их по бортам своего транспорта. Драккары викингов обкладывались белыми щитами, если команда хотела продемонстрировать свое миролюбие. В таком случае мореходы складывали оружие. Этот жест был прообразом использования белого флага в более поздние времена.

драккары викингов

Универсальность

В IX-XII вв. корабли викингов (драккары) были самыми многофункциональными во всей Европе. Их могли использовать в качестве транспорта, военного судна и средства для исследований дальних морских рубежей. Именно на драккарах скандинавам удалось первыми добраться до Исландии и Гренландии. Кроме того, они открыли Винланд – Северную Америку.

Как многофункциональные корабли драккары появились в результате эволюции своих предшественников – снеккаров. Они отличались меньшими размерами и грузоподъемностью. В то же время существовали исключительно торговые суда – кнорры. Они обладали большей вместительностью, но были неэффективными в русле рек. Все эти недостатки остались в прошлом, когда появились драккары. Деревянные корабли викингов нового типа отлично подходили для путешествий по фьордам и рекам. Именно поэтому они так полюбились викингам во время войны. На таком транспорте можно было внезапно проникнуть вглубь территории разоряемой материковой страны.

драккары деревянные корабли викингов

Создание драккара

Средневековые корабли викингов (ладьи и дракары) строились из разных пород дерева. Как правило, использовались сосна, ясень и дуб, широко распространенные в скандинавских лесах. Особенно тщательно выбирались материалы, предназначенные для сбора шпангоутов и киля. Всего на создание среднего драккара могло уйти около 300 стволов дуба и несколько тысяч гвоздей.

Процесс переработки дерева включал в себя несколько этапов. Сразу после рубки его несколько раз расщепляли пополам с помощью специальных клиньев. Разделка совершалась с филигранной точностью. Мастер должен был расщеплять ствол исключительно вдоль естественных волокон. Далее доски смачивали водой и держали на огне. Получаемые материалы отличались особенной гибкостью. Им можно было придавать разные формы. При всем при этом инструментарий мастеров никогда не отличался чрезмерной широтой. Он включал в себя топор, сверла, долота и другие мелкие принадлежности. Скандинавы отличались еще и тем, что не признавали пилу и не использовали ее при строительстве кораблей.

Размеры и обшивка

Размеры драккаров были разными. Самые большие модели могли достигать 18 метров в длину. От габаритов зависел и размер команды. За каждым членом экипажа закреплялось его собственное место. Спали мореходы на скамьях, под которыми хранились их личные вещи. Самые большие суда могли перевозить до 150 воинов.

Драккар – техническое чудо викингов. Его уникальность сквозила во всем. Так, для обшивки своих кораблей скандинавы использовали своеобразную для своего времени методику. Доски укладывались внахлест. Скреплялись они с помощью заклепок или гвоздей. На завершающем этапе постройки корабля его каркас конопатился и смолился. После этой процедуры конструкция получала дополнительную устойчивость, стабильность и скорость движения. Благодаря своим выдающимся качествам драккары могли продолжать путь даже в самые страшные штормы.

корабли викингов драккары

Управление

Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.

Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления. Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

драккар техническое чудо викингов

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

корабли викингов ладьи и дракары

Находки затонувших драккаров

В XX веке местные рыбаки скандинавского побережья несколько раз случайно натыкались на затонувшие драккары. Такие находки – это не только удивительное совпадение, но и большая удача для археологов и историков. Некоторые останки удалось поднять на поверхность и в законсервированном виде отправить в музеи.

Одной из самых громких находок такого рода стал случай в 1920 году. Датские рыбаки вблизи местечка Скуллелева нашли остатки сразу шести драккаров. Поднять их на поверхность удалось только 40 лет спустя. С помощью радиоуглеродного метода специалисты определили возраст судов: они были заложены около 1000 года. Несмотря на огромное количество лет под водой и многочисленные разрушения, эти артефакты позволили составить наиболее полное представление об особенностях средневекового скандинавского судостроения.

драккары деревянные коробли

Интересные факты

Скандинавские драккары – деревянные коробли, которые оснащали парусами, изготавливаемыми из длинных овечьих волос. При этом использовалась только шерсть редкой североевропейской породы. Природный слой жира помогал парусу сохранить сухость даже в самую неприятную погоду.

Для того чтобы корабль лучше набирал ход при попутном ветре, ткань шилась исключительно в квадратной или прямоугольной форме. Большой парус для драккара мог достигать площади в 90 квадратных метров. На его производство уходило около двух тонн шерсти (при том, что одна овца давала в год в среднем по полтора килограмма этого ценного материала).

fb.ru

Драккары – традиционные парусники викингов

13.07.2016

Среди традиционных лодок можно выделить как те, что до сих пор эксплуатируются (причём чаще всего как развлечение для желающих экзотики туристов), так и те, что канули в Лету, но возрождаются режиссёрами исторических кинолент и любителями реконструкций прошлого.

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название традиционной лодки викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Традиционные скандинавские лодки - драккары

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Конструкция традиционного драккара викингов

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Особенности конструкции традиционного скандинавского драккара

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и Исландии, и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Помимо драккаров у викингов были ещё снеккеры и кнорры

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Драккары - традиционные лодки викингов

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из фьордов», также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Драккары викингов могли достигать побережья Америки

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты. 

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в музее кораблей викингов в Норвегии.

В музее кораблей викингов в Норвегии можно увидеть старинные погребальные драккары

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», пересекла Атлантику за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

Самый известный драккар современности - «Harald Fairhair»

К примеру, самый большой драккар современности – «Harald Fairhair», на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Драккары на набережной в Выборге

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Драккары Выборга были созданы специально для киносъёмок

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов. 

Современные драккары

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и Норвегии, но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых парусников Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

proboating.ru

Как назывались корабли викингов? - Other

Мне всегда нравилась культура викингов, именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле. Созданный ими меч Ульфберт, имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары, на столетия опережали суда других цивилизаций.

Корабли викингов

Родина викингов - суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

  • боевые корабли;
  • торговые корабли;
  • грузовые судна.

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов - это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли - кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Викинги - умелые навигаторы

Викинги были самыми искусными мореходами - они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале "Викинги" Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.

Прекрасные строители кораблей

Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.

travelask.ru

8 кораблей викингов, найденных недавно

8 кораблей викингов, найденных недавно

Новостные ленты обошла новость про обнаруженный в Америке, на берегах Миссисипи, корабль викингов. Мы решили копнуть еще глубже, чем американские археологи и вспомнить обо всех кораблях викингов, найденных за последние несколько лет.

 

2008 год, Эстония, о-в Сааремаа

На острове Сааремаа, в поселке Сальме, рабочие прокладывали электрический кабель и случайно наткнулись на кости. Найдя кости, сообщают СМИ, они поступили с ними в высшей степени цивилизованно и  толерантно. Вытащили из траншеи и бросили в кучу рядом, чтобы не мешали.

Местные власти сперва решили, что это эхо Отечественной войны, однако археологи обнаружили среди костей наконечник копья.

Лодка длиной 11,5 метров, была обнаружена с началом раскопок. Деревянные части сгнили, однако в земле остались железные заклепки – ровно 275 штук. Они показали археологам силуэт корабля — узкий, и, насколько тогда понимали это слово, обтекаемый.

корабль викингов в походе

Паруса на корабле не было, двигались на нем исключительно на веслах.

Внутри нашли скелеты семи человек 18-45 лет, а так же кое-какие вещи. Представители Тартуского университета в лице Марге Конса заявили СМИ, что все убитые пришли из Скандинавии.

По останкам древесины корабля был проведен радиоуглеродный анализ – оказалось, что лодку сделали между 650 и 700 годами. Это значит что обитатели Скандинавии, похороненные в ней, жили еще до эпохи викингов.

Первый морской поход, открывший эпоху викингов, состоялся летом 793 года, когда скандинавы разграбили монастырь св. Кутберта на острове Линдисфарн.

Но святым Кутберт был признан уже после смерти, а в то время, когда была изготовлена эта лодка он не только был вполне живым, но и служил в чине епископа этого самого острова Линдисфарн.

 

2009 год. Швеция, дно озера Вэнерн

Этот корабль, а вернее, его останки, обнаружили шведские военные водолазы на дне озера Вэнерн. Произошло это во время очередной тренировки. Затем в дело вступили подводные археологи.

драккар в озере

И вот что мы знаем об этом корабле на сегодняшний день.

  1. Корабль погиб в результате кораблекрушения.
  2. Корабль поднимать на поверхность нельзя – он покрыт мощным слоем ила и немедленно развалится. Однако это не касается его содержимого. Поэтому почти сразу на поверхность удалось поднять наконечник копья, рукоять каролингского меча и кое-какие фрагменты самого корабля.
  3. В ходе обследования окрестностей дна оказалось что военные обнаружили настоящее кладбище — 6 кораблей разных эпох.
  4. До сих пор в водах Швеции  еще не удавалось обнаружить ни одного затонувшего корабля викингов. Это не значит, что их не находили вовсе. Просто это первый корабль, именно утонувший, а не превращенный в огромный гроб для погребения военного вождя на суше.

2009 год, Ирландия, озеро Лох-Корриб

Еще один корабль викингов, который так и остается на дне озера, потому что поднимать его пока преждевременно. В начале апреля 2009 года СМИ сообщили, что точный размер корабля — предположительно, драккара будет определен в будущем. Однако ирландские власти оперативно запретили погружения в том районе, где была сделана находка.

На борту однако были обнаружены предметы тысячелетней давности, среди которых главный интерес представляет оружие. В 2013 году археологи подняли со дна вот эти три топора с рукоятями из вишневого дерева:

топорры викингов из драккара

Боевые топоры оказались надежно законсервированы в слое ила на дне озера, поэтому дошли до нас в своем первозданном виде. С 10 апреля 2014 года они выставлены в Национальном музее Ирландии.

Благодаря, в частности, им, удалось датировать затонувший корабль XI — началом XII века, то есть временем последних викингов, либо — такое тоже возможно — эпохой, начавшейся сразу же после их гибели.

По поводу того, как корабль оказался на дне озера, есть версия о древнем причале, на котором стоял корабль. Вероятно, он мог затонуть во время шторма — Лох-Корриб, хотя и считается озером, но имеет площадь в 176 квадратных километров.

На территории озера существует порядка трехсот островов разной величины, а по реке Корриб, впадающей в озеро, можно спокойно выйти в Атлантический океан. Поэтому нахождение в водах озера драккара вполне обосновано историей с географией.

2010, Норвегия, округ Вестфолд

Архзеологам повезло. Они обнаружили в округе Вестфолд, к югу от столицы страны – Осло – сразу два корабля эпохи викингов!

два корабля викингов

Нашли их правда на суше, при проведении дорожных работ. Самое интересное, что на момент публикации этой новости в СМИ, корабли не были еще толком раскопаны. Ученые  рассмотрели их с помощью георадара – специального устройства, которое сканирует землю и создает трехмерные изображения «увиденного». Как оказалось, один из обнаруженных драккаров достигает в длину 25 метров, это рекордный размер.

На данный момент свежих новостей о двойной находке в округе Вестфолд нету.

2011 год, опять Эстония, о-в Сааремаа, рядом с находкой 2008 года.

Находка была сделана в сотне метров от первой лодки, так что вскрытие асфальта было не в пустую. Длина обнаруженного корабля составила 16 метров, ширина – 3.  Его назвали «Сальме-2», тогда как предшественника – «Сальме-1».

Судно вероятно имело киль, а так же – самое раннее из всех найденных судов – мачту и парус.На борту были найдены мечи и 33 скелета. Это практически 33 богатыря, выходящие из морской пены! Вот и верь потом классикам!

В течении двух сезонов полевых работ археологи расчистили останки, лежавшие в 4 ряда внутри корабля, друг поверх друга. На самом верху лежал, очевидно, военный вождь.

15 человек были накрыты большими круглыми щитами, которые хоть и сгнили, но были опознаны по металлическим элементам.

Интересно, что воины были похоронены с мечами двух типов.

меч из могилы в корабле

Меч из корабля «Сальме-2»

Пять богато украшенных мечей были обоюдоострыми, а основная масса – заточенными только с одной стороны.

Как мы уже писали в статье «Однолезвийный меч норвежских викингов», такой тип оружия ни шведы ни датчане не использовали. Так что, возможно, речь идет о норвежской – хотя бы частично — дружине.

Повреждения скелетов – рубленые травмы рук, череп, у которого верх был снесен точным ударом, видимо меча, и так далее говорят что воины погибли в бою.

Еще нюанс. Если захоронение в ладье «Сальме-2» было полно оружия, то в лодке «Сальме-1» максимум, что представляло опасность это хозяйственные ножи.  Так что возможно в ней похоронили рабов, прислугу, пленников или кого-то еще, кто не являлся воином.

В любом случае ясно одно. Тысячу триста лет назад там, где были похоронены воины, находилась береговая линия и природный пляж. Со временем она отступила и поднялась, так что корабли оказались в 200 метрах от моря на глубине почти 3 метра.

2011 год, Шотландия, п-ов Арднамурхан

Два зуба и несколько фрагментов костей – вот и все, что осталось за тысячу лет от когда-то славного воина, которого похоронили на северо-западе Шотландии.

Однако, даже несмотря на практически никакую сохранность скелета, ученым удалось увидеть в его могиле немало интересного для науки.

Итак, воин был захоронен в лодке, по обычаю тех лет. Принято считать, что викингов хоронили исключительно в драккарах, однако это совершенно не так. Их хоронили в любом пригодном для погребения судне — например, конкретно эта могила представляла собой  пятиметровую лодку. Однако всегда умерших окружали оружием и другими вещами, которые были необходимы на том свете.

корабль викинга это его могила

Судно было наполнено камнями, однако в нем лежал еще и полный комплект вооружения – копье, каролингский меч, наконечник боевого топора, останки щита.

Оружие викинга из Шотландии

Доспехов в могиле найти не удалось, а может быть они оказались среди тех предметов, которые уже не подлежат идентификации.

2014, США, берег реки Миссисипи

Самый свежий и самый далекий от Скандинавии корабль викингов был обнаружен в Америке, на берегу реки Миссисипи.

Вообще, последние лет десять уже мало кто сомневается, что именно викинги Лейфа Эриксона были первыми европейцами, шагнувшими на берега Винланда – так они называли американский континент. Произошло это за добрых полтысячелетия до Колумба.

Мы уже рассказывали о руническом камне викингов, обнаруженном в США. Это один из тех предметов, о подлинности которого люди будут спорить еще очень долго. А вот в подлинности обнаруженного корабля викингов сомнений уже меньше.

корабль викингов из Америки

Во-первых, свидетельство археологов из университета города Мемфис, которые выдвинулись на место находки уже в первые часы с момента обнаружения. Радиоуглеродный анализ древесины, из которой был сделан кнорр, позволил датировать судно 990-1050 годами.

Во-вторых, место находки – неподалеку от того места, где в единое русло сливаются Миссисипи и река Вольф. То есть, место вполне подходящее для корабля.

Специалисты считают, что это не драккар, а кнорр – особый тип скандинавского корабля, предназначенный для торговли.

Длина судна исчисляется 16 метрами, а на борт оно было способно поднимать 24-28 тонн полезного груза. Вероятно, в окрестностях удастся сделать еще какие-то находки, относящиеся к викингам. Поживем – увидим.

К слову. Буквально в начале 2014 года на побережье озера Гурон были найдены 194 предмета скандинавского происхождения.  Вполне возможно, археологам, искавшим следы сгинувшего индейского поселения, удалось наткнуться на место, где тысячу лет назад викинги торговали с местным населением.

historicaldis.ru

8 кораблей викингов, найденных недавно |

Николай Чеботарев 21.08.2014

Люди, вещи, объекты

10 век, 11 век, 7 век, 8 век, 9 век, Америка, Вендельский период, викинги, Ирландия, корабль, Норвегия, Прибалтика, Швеция

современная реконструкция драккара

Новостные ленты обошла новость про обнаруженный в Америке, на берегах Миссисипи, корабль викингов. Мы решили копнуть еще глубже, чем американские археологи и вспомнить обо всех кораблях викингов, найденных за последние несколько лет.

Оглавление

  • 1 2008 год, Эстония, о-в Сааремаа
  • 2 2009 год. Швеция, дно озера Вэнерн
  • 3 2009 год, Ирландия, озеро Лох-Корриб
  • 4 2010, Норвегия, округ Вестфолд
  • 5 2011 год, опять Эстония, о-в Сааремаа, рядом с находкой 2008 года.
  • 6 2011 год, Шотландия, п-ов Арднамурхан
  • 7 2014, США, берег реки Миссисипи

2008 год, Эстония, о-в Сааремаа

На острове Сааремаа, в поселке Сальме, рабочие прокладывали электрический кабель и случайно наткнулись на кости. Найдя кости, сообщают СМИ, они поступили с ними в высшей степени цивилизованно и  толерантно. Вытащили из траншеи и бросили в кучу рядом, чтобы не мешали.

Местные власти сперва решили, что это эхо Отечественной войны, однако археологи обнаружили среди костей наконечник копья.

Лодка длиной 11,5 метров, была обнаружена с началом раскопок. Деревянные части сгнили, однако в земле остались железные заклепки – ровно 275 штук. Они показали археологам силуэт корабля — узкий, и, насколько тогда понимали это слово, обтекаемый.

корабль викингов в походе

Паруса на корабле не было, двигались на нем исключительно на веслах.

Внутри нашли скелеты семи человек 18-45 лет, а так же кое-какие вещи. Представители Тартуского университета в лице Марге Конса заявили СМИ, что все убитые пришли из Скандинавии.

По останкам древесины корабля был проведен радиоуглеродный анализ – оказалось, что лодку сделали между 650 и 700 годами. Это значит что обитатели Скандинавии, похороненные в ней, жили еще до эпохи викингов.

Первый морской поход, открывший эпоху викингов, состоялся летом 793 года, когда скандинавы разграбили монастырь св. Кутберта на острове Линдисфарн.

Но святым Кутберт был признан уже после смерти, а в то время, когда была изготовлена эта лодка он не только был вполне живым, но и служил в чине епископа этого самого острова Линдисфарн.

 

2009 год. Швеция, дно озера Вэнерн

Этот корабль, а вернее, его останки, обнаружили шведские военные водолазы на дне озера Вэнерн. Произошло это во время очередной тренировки. Затем в дело вступили подводные археологи.

драккар в озере

И вот что мы знаем об этом корабле на сегодняшний день.

  1. Корабль погиб в результате кораблекрушения.
  2. Корабль поднимать на поверхность нельзя – он покрыт мощным слоем ила и немедленно развалится. Однако это не касается его содержимого. Поэтому почти сразу на поверхность удалось поднять наконечник копья, рукоять каролингского меча и кое-какие фрагменты самого корабля.
  3. В ходе обследования окрестностей дна оказалось что военные обнаружили настоящее кладбище — 6 кораблей разных эпох.
  4. До сих пор в водах Швеции  еще не удавалось обнаружить ни одного затонувшего корабля викингов. Это не значит, что их не находили вовсе. Просто это первый корабль, именно утонувший, а не превращенный в огромный гроб для погребения военного вождя на суше.

2009 год, Ирландия, озеро Лох-Корриб

Еще один корабль викингов, который так и остается на дне озера, потому что поднимать его пока преждевременно. В начале апреля 2009 года СМИ сообщили, что точный размер корабля — предположительно, драккара будет определен в будущем. Однако ирландские власти оперативно запретили погружения в том районе, где была сделана находка.

На борту однако были обнаружены предметы тысячелетней давности, среди которых главный интерес представляет оружие. В 2013 году археологи подняли со дна вот эти три топора с рукоятями из вишневого дерева:

топорры викингов из драккара

Боевые топоры оказались надежно законсервированы в слое ила на дне озера, поэтому дошли до нас в своем первозданном виде. С 10 апреля 2014 года они выставлены в Национальном музее Ирландии.

Благодаря, в частности, им, удалось датировать затонувший корабль XI — началом XII века, то есть временем последних викингов, либо — такое тоже возможно — эпохой, начавшейся сразу же после их гибели.

По поводу того, как корабль оказался на дне озера, есть версия о древнем причале, на котором стоял корабль. Вероятно, он мог затонуть во время шторма — Лох-Корриб, хотя и считается озером, но имеет площадь в 176 квадратных километров.

На территории озера существует порядка трехсот островов разной величины, а по реке Корриб, впадающей в озеро, можно спокойно выйти в Атлантический океан. Поэтому нахождение в водах озера драккара вполне обосновано историей с географией.

2010, Норвегия, округ Вестфолд

Архзеологам повезло. Они обнаружили в округе Вестфолд, к югу от столицы страны – Осло – сразу два корабля эпохи викингов!

два корабля викингов

Нашли их правда на суше, при проведении дорожных работ. Самое интересное, что на момент публикации этой новости в СМИ, корабли не были еще толком раскопаны. Ученые  рассмотрели их с помощью георадара – специального устройства, которое сканирует землю и создает трехмерные изображения «увиденного». Как оказалось, один из обнаруженных драккаров достигает в длину 25 метров, это рекордный размер.

На данный момент свежих новостей о двойной находке в округе Вестфолд нету.

2011 год, опять Эстония, о-в Сааремаа, рядом с находкой 2008 года.

Находка была сделана в сотне метров от первой лодки, так что вскрытие асфальта было не в пустую. Длина обнаруженного корабля составила 16 метров, ширина – 3.  Его назвали «Сальме-2», тогда как предшественника – «Сальме-1».

Судно вероятно имело киль, а так же – самое раннее из всех найденных судов – мачту и парус.На борту были найдены мечи и 33 скелета. Это практически 33 богатыря, выходящие из морской пены! Вот и верь потом классикам!

В течении двух сезонов полевых работ археологи расчистили останки, лежавшие в 4 ряда внутри корабля, друг поверх друга. На самом верху лежал, очевидно, военный вождь.

15 человек были накрыты большими круглыми щитами, которые хоть и сгнили, но были опознаны по металлическим элементам.

Интересно, что воины были похоронены с мечами двух типов.

меч из могилы в корабле

Меч из корабля «Сальме-2»

Пять богато украшенных мечей были обоюдоострыми, а основная масса – заточенными только с одной стороны.

Как мы уже писали в статье «Однолезвийный меч норвежских викингов», такой тип оружия ни шведы ни датчане не использовали. Так что, возможно, речь идет о норвежской – хотя бы частично — дружине.

Повреждения скелетов – рубленые травмы рук, череп, у которого верх был снесен точным ударом, видимо меча, и так далее говорят что воины погибли в бою.

Еще нюанс. Если захоронение в ладье «Сальме-2» было полно оружия, то в лодке «Сальме-1» максимум, что представляло опасность это хозяйственные ножи.  Так что возможно в ней похоронили рабов, прислугу, пленников или кого-то еще, кто не являлся воином.

В любом случае ясно одно. Тысячу триста лет назад там, где были похоронены воины, находилась береговая линия и природный пляж. Со временем она отступила и поднялась, так что корабли оказались в 200 метрах от моря на глубине почти 3 метра.

2011 год, Шотландия, п-ов Арднамурхан

Два зуба и несколько фрагментов костей – вот и все, что осталось за тысячу лет от когда-то славного воина, которого похоронили на северо-западе Шотландии.

Однако, даже несмотря на практически никакую сохранность скелета, ученым удалось увидеть в его могиле немало интересного для науки.

Итак, воин был захоронен в лодке, по обычаю тех лет. Принято считать, что викингов хоронили исключительно в драккарах, однако это совершенно не так. Их хоронили в любом пригодном для погребения судне — например, конкретно эта могила представляла собой  пятиметровую лодку. Однако всегда умерших окружали оружием и другими вещами, которые были необходимы на том свете.

корабль викинга это его могила

Судно было наполнено камнями, однако в нем лежал еще и полный комплект вооружения – копье, каролингский меч, наконечник боевого топора, останки щита.

Оружие викинга из Шотландии

Доспехов в могиле найти не удалось, а может быть они оказались среди тех предметов, которые уже не подлежат идентификации.

2014, США, берег реки Миссисипи

Самый свежий и самый далекий от Скандинавии корабль викингов был обнаружен в Америке, на берегу реки Миссисипи.

Вообще, последние лет десять уже мало кто сомневается, что именно викинги Лейфа Эриксона были первыми европейцами, шагнувшими на берега Винланда – так они называли американский континент. Произошло это за добрых полтысячелетия до Колумба.

Мы уже рассказывали о руническом камне викингов, обнаруженном в США. Это один из тех предметов, о подлинности которого люди будут спорить еще очень долго. А вот в подлинности обнаруженного корабля викингов сомнений уже меньше.

корабль викингов из Америки

Во-первых, свидетельство археологов из университета города Мемфис, которые выдвинулись на место находки уже в первые часы с момента обнаружения. Радиоуглеродный анализ древесины, из которой был сделан кнорр, позволил датировать судно 990-1050 годами.

Во-вторых, место находки – неподалеку от того места, где в единое русло сливаются Миссисипи и река Вольф. То есть, место вполне подходящее для корабля.

Специалисты считают, что это не драккар, а кнорр – особый тип скандинавского корабля, предназначенный для торговли.

Длина судна исчисляется 16 метрами, а на борт оно было способно поднимать 24-28 тонн полезного груза. Вероятно, в окрестностях удастся сделать еще какие-то находки, относящиеся к викингам. Поживем – увидим.

К слову. Буквально в начале 2014 года на побережье озера Гурон были найдены 194 предмета скандинавского происхождения.  Вполне возможно, археологам, искавшим следы сгинувшего индейского поселения, удалось наткнуться на место, где тысячу лет назад викинги торговали с местным населением.

В обзоре использованы материалы отечественных и зарубежных СМИ. Фото — jpo1970, Renque do Chan, Geoff Robinson, Getty Images, worldnewsdailyreport.com, apxeo.info, facebook, «ВКонтакте»

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Суда викингов - это... Что такое Суда викингов?

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов, кнорров. Корабли могли служить как временное жилище — их можно было волоком вытащить на берег (они имели мощный киль) и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.

Дракар викингов (современное изображение) Корабли викингов

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи.

Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди — штагом, а по бокам — вантами, несколько смещёнными назад.

Строительство кораблей

Дракар викингов (современное копия)
Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом - ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое - потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон. Суда викингов = Jochen von Fircks. Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. — Л.: Судостроение, 1982. — 104 с. — 100 000 экз. (обл.)

Ссылки

dic.academic.ru

Лодка-игрушка эпохи викингов

Археологи из Университетского музея Норвежского университета науки и техники (NTNU) обнаружили игрушку, датируемую 1153 годом н.э., в заброшенной скважине в Эрланде, Норвегия.

древняя лодка викингов

Древняя игрушка детей викингов

«Тысячу лет назад, по причинам, которые мы никогда не узнаем, жители крохотной фермы на побережье центральной Норвегии наполнили старый колодец грязью», — сказали ученые.

«Может быть, вода высохла, или, может быть, она стала грязной. Но когда мы нашли старый колодец и выкопали его летом 2016 года, мы обнаружили неожиданный сюрприз: тщательно вырезанная игрушка, деревянная лодка с поднятым носом, похожим на гордый корабль викингов, и отверстие в середине, где расположена мачта».

«Эта игрушечная лодка говорит кое-что о людях, которые здесь жили», — добавляет археолог Университета NTNU д-р Ульф Франссон.

«Во-первых, не так уж и часто встречается то, что, вероятно, связано с детьми. Но это также показывает, что дети на этой ферме могли играть, что у них есть разрешение делать что-то помимо работы на полях и ферме».Найти 850-летнюю скандинавскую игрушечную лодку викингов, случается не так уж и часто, но и это не такая уже редкость.

Фактически, подобная древняя лодка, как по возрасту, так и по исполнению, была найдена в центре города Тронхейм в 1900 году. Находки из города в то время включали большую ложку, разные ручки, колышки из дерева и маленькую лодку.

Но в средние века Тронхейм уже был создан как торговый пост и город, который был столицей страны в эпоху викингов до 1217 года.

Концентрация людей и богатство, создаваемое торговлей, почти наверняка гарантировали, что по крайней мере у некоторых детей было время и способность играть.

Однако находка из Эрленда очень отличается. Средневековая ферма здесь далеко от моря, она не стратегически расположена. Есть другие фермы в Эрланде, которые более выгодно расположены», — говорит археолог Университета NTNU д-р Ингрид Истгаард, руководитель всего проекта Главной авиабазы ​​Эрленд .

«Таким образом, эта средневековая ферма была, вероятно, не самой богатой фермой в этом районе, далекой от нее. Но жизнь здесь была достаточно хороша, чтобы кто-то успел вырезать игрушечную лодку для ребенка. И ребенок успел поиграть с ней.

«Древние лодки были среди наиболее технологически продвинутых объектов, сделанных в средние века», — сказал д-р Франссон.

«Если вы построили корабль викингов или кнарр (тип лодки), то и дети, и взрослые думали, что это очень важно, это была очень специализированная конструкция».

«Это «настоящая»лодка. Вам не нужно прикладывать столько труда, чтобы сделать игрушку для ребенка. Тот, кто сделал это, сделал что-то похожее на настоящую лодку».

«Реально выглядящая игрушечная лодка, таким образом, воспринималась детьми грозных викингов как действительно крутая, так же, как дети сегодня думают, что гоночные машины или самолеты действительно круты».

comments powered by HyperComments

www.nerealno.info


Смотрите также