Географическое положение древней ассирии. Древняя Ассирия : природные условия, население, источники, периодизация истории. История в Староассирийский период
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План урока Географическое положение Ассирии. Географическое положение древней ассирии


Географическое положение Ассирии кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 Народ Ассирии долгое время проживал на Аравийском полуострове вместе с другими народами шумерской группы, однако климатические условия там стали непригодными для жизни, что заставило местных жителей искать другие места для проживания. Географическое положение Ассирии в самом начале ее истории оказало весьма позитивный эффект на дальнейшую судьбу государства. Именно здесь завершился переход от родового общества к классовому. В плодородных землях долин рек развилось земледелие. Ассирийское государство благодаря более приятному климату и активной торговле развивалось значительно быстрее, чем большая часть ее соседей. В частности, народы, проживающие в Северной Месопотамии, из-за неблагоприятного горного климата и неплодородной почвы долгое время оставались в тени своих южных соседей.Лишь в конце второго тысячелетия географическое положение Ассирии перестало быть бесспорным преимуществом – развившееся на севере Хеттское государство и государство Урарту стали достойными соперниками для Ассирии. В Древние времена Ассирией было принято называть не сколько государство, сколько всю местность посредине долины реки Тигр. В наше время на этой территории находятся северо-восток Ирака. В этом месте в реку Тигр впадают реки Большой и Малый Заб. Территория Ассирии была надежно защищена с северо-востока горами Загра, а с юго-востока находилась река Малый Заб. Открытым оставался запад государства – там находились широкие равнины. Воды Тигра использовались ассирийцами для создания ирригационных систем. Однако куда более плодородными оставались земли в низовьях основных рек Месопотамии.Северные территории Ассирии были не столь гостеприимными. Жители здесь в основном занимались скотоводством. В зимнее время здесь периодически выпадал снег, а летом трава могла выгорать на солнце, поэтому пастбища отгонялись в предгорья. Основной культурой, которую выращивали ассирийцы, был ячмень и эммер. Кроме того, Ассирия славилась своими виноградниками. В ранние периоды развития Ассирия была более развитой, чем государства, расположенные в низовьях рек Тигр и Евфрат. Хотя земля там была более плодородной, выращивать на ней что-либо было достаточно сложно, так как местность периодически затапливалась реками. С приходом Ассирии на эти земли появились ирригационные сооружения, которые позволили изменить ситуацию.  

antiquehistory.ru

План урока Географическое положение Ассирии

НазваниеПлан урока Географическое положение Ассирии
и в отчетах о научно-исследовательской работе, выполняемых в ра
Дата14.12.2012
Размер0.92 Mb.
ТипПлан урока

Ассирийская военная держава

План урока

  • Географическое положение Ассирии.

  • Ассирийское военное искусство.

  • Завоевания ассирийской армии.

  • Причины гибели Ассирийской державы.

Вспомним государства Древнего Востока

Подсказка

Река Нил

Реки Тигр и Евфрат

Государство царя Хаммурапи

Города Библ, Сидон, Тир

Проблемный вопрос:

Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

Географическое положение

  • Ассирия расположена в верхнем течении р. Тигр

  • Почва каменистая

  • Занятия жителей охота, скотоводство, торговля

Запишите дату:

X век до н.э. –

освоение железа.

Словарь:

Таран – стенобитное орудие

Катапульты – орудия для метания камней

Основные направления походов ассирийских царей

Словарь:

Держава – большое и сильное государство.

Да и нет физкультминутка

Запишите дату:

612 год до н.э. –

гибель Ассирии.

Проблемный вопрос:

Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

Ассирия находилась в (1...) течении реки (2...). Почва Ассирии каменистая, богата залежами (3.. .). В (4...) веке до н. э. армия Ассирии стала самой сильно в мире. (Тигр, верхнем, железа, восьмом).  

Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (1...). Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (2...), для переправы через реку (3...). Столица Ассирии (4...) была самым богатым городом. (таран, железа, Ниневия, кожаные мешки).

На уроке мне было

На уроке я работал

Закончи предложение На уроке я узнал ……………

Спасибо за работу!

Похожие:

План урока Географическое положение Ассирии iconПлан урока: Географическое положение и состав района Природные ресурсы Население Хозяйство района Цель урокаРассмотреть состав района, географическое положение, особенности природы и хозяйства волго вятского районаПлан урока Географическое положение Ассирии iconПлан урока Географическое положение океана Рельеф дна океана Особенности природы Хозяйственная деятельность Географическое положениеНьюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские)
План урока Географическое положение Ассирии iconУрока: Географическое положение Южной Америки. История открытия материка. Цель урока: Рассмотреть географическое положение и береговую линию материкаСравнить особенности географического положения материков Африки и Южной Америки. Сделать выводы сходства и различия материковПлан урока Географическое положение Ассирии iconПрезентация урока План изучения материка: Географическое положение История открытия и исследования Рельеф климат Внутренние воды
План урока Географическое положение Ассирии icon
Культура и искусство Японии моу «сош д. Шибково» учитель изо шкребина Н. В. План Географическое положениеГеографическое расположение Япония расположена на островах, вытянувшихся дугой вдоль восточных берегов АзииПлан урока Географическое положение Ассирии iconГеографическое положение. Географическое положениеАрктика включает в себя сло, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова
План урока Географическое положение Ассирии icon
Географическое положение. Географическое положениеГодовое количество осадков 559 мм, максимум в августе(74 мм),минимум в феврале (21 мм)План урока Географическое положение Ассирии iconГеографическое положение Географическое положениеБолгария расположена в восточной части Балканского полуострова. Площадь страны составляет 111 тыс км
План урока Географическое положение Ассирии iconПлан урока Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. Конфуций и его учение. Объединение Древнего КитаяПлан урока Географическое положение Ассирии iconГеографическое положение России. ©Агаркова Ирина ГеннадьевнаПоложение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Ассирийская держава

Рабочий лист. Тема «Древняя Палестина»

_Ф.И.___________________________Класс_______Оценка_____Число___________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание №1. Опишите географическое положение Ассирии, занятие населения. Кратко сравните с Древним Египтом.Первоначально Ассирия занимала небольшую территорию, центром которой был город Ашшур. Население занималось земледелием: выращивало ячмень и пшеницу, разводило виноград. В восточных районах страны большое влияние имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля. Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути: из Средиземноморья и Малой Азии по Тигру в районы Средней и Южной Месопотамии. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных рубежах. Уже на рубеже III–II тыс. до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра). Особенно активно колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Ассирии сырьё: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия.

Ашшур был расположен на реке Тигр и являлся столицей древней Ассирии. Город ведёт свою историю с 3-го тысячелетия до н. э. В ХIV–IХ вв. до н. э. он был центром торговли международной значимости. Ашшур являлся главным религиозным центром Ассирии, будучи тесно связанным с культом бога Ашшура. В конце VIII в. до н. э. столицей Ассирии стала Ниневия.

Географическое положение___________________________________________________________________

Занятия населения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее с Египтом____________________________________________________________________________

Различие___________________________________________________________________________________

Задание 2. Из кого состояла ассирийская армия и чем были вооружены её воины? Какая была задача конницы?

Ассирийская пехота. Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск. Пехота среди них была самой большой по численности. Она делилась на тяжело- и легковооружённую. Тяжеловооружённые воины сражались копьями и мечами, легковооружённые были лучниками, пращниками и метателями дротиков.

Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Назовите причины завоеваний ассирийских царей, какие страны они захватили, какими методами держали в повиновении покорённые народы. Запишите ответ

Завоевания Ассирии

К началу IX века до н. э. Ассирия окрепла, восстановила свою власть в Северной Месопотамии и возобновила захватническую внешнюю политику. Основное направление ассирийской экспансии было устремлено на запад, в район Восточного Средиземноморского побережья. Обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных камней), великолепный строевой лес, благовония были известны на всём Ближнем Востоке. Здесь же проходили основные пути сухопутной и морской торговли. Ассирии удалось подчинить арамейские племена, жившие в Северной Сирии. Его сын Салманасар III совершил несколько успешных завоевательных походов.

Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) возобновил захватническую деятельность. В 743–740 гг. до н. э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей. Затем, в 738 и 735 гг. до н. э., он совершил два удачных похода на территорию Урарту. В 734–732 гг. до н. э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царства, многие города побережья, арабские княжества и Элам. На востоке к 737 г. до н. э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побеждён Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нём короной вавилонского царя. Завоёванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царём. Именно при Тиглатпаласаре III началось систематическое переселение завоёванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73 000 человек. При приемнике Тиглатпаласара III — Салманасаре V (727–722 гг. до н. э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар V попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном II (722–705 гг. до н.э.). При нём Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трёхлетней осады в 722 г. до н. э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства — Самарию, а затем её полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н. э. было нанесено тяжёлое поражение государству Урарту. Затяжная борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон II вёл войну с племенами киммерийцев. Сын Саргона II продолжал ожесточённую борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 г. до н. э. осадили столицу Иудейского царства — Иерусалим. Иудейский царь принёс ассирийскому царю дань. Ассирийцы подошли к границе Египта.

Однако в это время Синахериб был убит в результате дворцового переворота, и на трон взошёл его младший сын — Асархаддон (681–669 гг. до н. э.). Асархаддон совершил походы на север, подавил восстания финикийских городов, утвердил свою власть на Кипре, завоевал северную часть Аравийского полуострова. В 671 г. он завоевал Египет и принял титул египетского фараона. Умер он во время похода на вновь восставший Вавилон.

Причины завоеваний____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Захваченные страны_____________________________________________________

________________________________________________________________________

Методы покорения_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие завоевания провёл Ашшурбанапал? Оцените его действия как правителя

Ашшурбанапал — ассирийский царь, правивший в период с 669–~633 гг. до н. э., сын царя Асархаддона (680–669 гг. до н. э.). В первые годы своего царствования он совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, однако ненадолго, так как около 655 г. до н. э. Египет окончательно отпал от Ассирии. Ашшурбанапалу приходилось вести военные действия практически во всех направлениях. На западе снова взял под контроль Палестину и Финикию. На севере и востоке успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. Однако около 653 г. до н. э. ему пришлось столкнуться с серьёзной антиассирийской коалицией (Вавилон, Элам и др.), которую возглавил его сводный брат Шамашшумукин. После продолжительных войн Ашшурбанапал сначала захватил Вавилон в 648 г. до н. э., а затем поодиночке разбил всех остальных соперников. Последним был разгромлен Элам в 639 г. до н. э. В силу недостаточности информации обстоятельства и точный год смерти Ашшурбанапала неизвестны. В 1849–1854 гг. в ходе археологических раскопок на месте ассирийской столицы Ниневии была найдена библиотека Ашшурбанапала. Она представляла собой собрание десятков тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Эти таблички являлись либо оригиналами, либо копиями древних текстов, которые свозились в Ниневию по приказу Ашшурбанапала со всех завоёванных территорий

Библиотека Ашшурбанапала

По распоряжению Ашшурбанапала писцы снимали копии с глиняных «книг», хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона, других центрах древней культуры Междуречья. Таблички свозились во дворец — таким образом, была собрана огромная библиотека, насчитывающая около 30 тысяч табличек.

Некоторые «книги» состояли из нескольких «листов» — табличек одинакового размера. На каждом листе стоял его номер, было написано название книги, которым служили начальные слова первой таблички. «Книги» в библиотеке собирались по отраслям знаний. В библиотеке также собирали и хранили самые различные документы: законы, купчии, донесения, контракты, приказы, жалобы, карты, планы земельных участков с указанием их площадей, справочные таблицы по математике (умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного корня…), хроники, отчёты о постройке зданий и каналов, сообщения астрономов, книги по химии. Среди них были даже таблички и с записью музыки.

С особой тщательностью Ашшурбанипал собирал в библиотеке медицинские книги, особенно с записью заклинаний от болезней, а также с описанием лекарственных трав, некоторые из них применяют и сейчас. Много хранилось шумеро-ассирийских словарей, сборников грамматических правил, примеров и упражнений. Всего в библиотеке хранилось примерно 700 сочинений, из них 200 приходится на литературные произведения. Различные мифы, легенды, предания древних шумеров, вавилонян и ассирийцев стали известны благодаря библиотеке Ашшурбанипала.

Глиняные письма хранились (и пересылались) в глиняных «конвертах», перед чтением конверт приходилось разбивать.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Подумайте, почему ассирийская держава пала. Какое наследие она оставила мировой цивилизации. Свой ответ запишите.

Разгром Ассирии Нововавилонским царством

В 615 г. мидийцы во главе со своим царём Киаксаром осадили Ниневию. Город взять не удалось, однако, сначала мидийцы осадили древнюю столицу Ассирии Ашшур. Затем вавилоняне и мидийцы заключили военный союз против Ассирии. Вскоре объединённые силы осадили Ниневию и через три месяца, в августе 612 г., город пал и подвергся разграблению и полному разрушению. Лишь части ассирийского войска удалось пробиться в область Харран в Верхней Месопотамии, и там оно под началом Ашшурубалита II продолжало войну. Тем временем мидийцы с львиной долей добычи вернулись к себе домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Вскоре после этого (ок. 608 г.) ассирийцы прекратили сопротивление, и многовековая борьба халдейских племён за освобождение Вавилонии наконец увенчалась победой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассирийские колесницы. Ударную силу ассирийской армии составляли колесницы. В колесницу обычно впрягалась четвёрка (квадрига) коней, иногда два коня, а третий, запасной, привязывался сбоку. В колеснице могли находиться двое: возничий и лучник, но мог быть экипаж и из четырёх человек, если к ним присоединялись ещё два щитоносца. Колесничие принадлежали к наиболее обеспеченным слоям населения и составляли привилегированную часть войска.

Ассирийская конница. Конница стала широко применяться, видимо, с IX в. до н. э. Она также делилась на тяжело- и легко-вооружённую. Особенно успешно конница использовалась в тех районах, где трудно было действовать пехоте и колесницам (в горах, степях, пустынях), её бросали в бой, когда нужно было рассеять неприятеля или преследовать отступающего врага.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

videouroki.net

природные условия, население, источники, периодизация истории. История в Староассирийский период

ТОП 10:

Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.

Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) — они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.

С III тыс. до н. э. — номовое государство Ашшур на среднем Тигре

В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура

Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам

Около 1720 г. до н. э. — правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу от Ассирии открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, пересечённая в северной части горами Сингара. На севере территория Ассирии незаметно переходила в армянское нагорье. Степи и горы, окружающие Ассирию, были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времён занималось главным образом скотоводством. Долина Верхнего Заба удобна для земледелия, так как эта река несёт весной много воды после таяния горных снегов. Долина Тигра хорошо орошалась периодическими разливами великой реки. Однако, стеснённая с востока горами, она сравнительно невелика. Площадь пахотных земель древней Ассирии не превышала 12 тыс. кв. км.

 

По своему климату и по условиям естественного орошения Ассирия несколько отличалась от средней и южной части Месопотамии. Осенью шли дожди или, по образному выражению древней надписи, «открываются врата (небесного. — В. А.) океана». Зима держалась недолго, но в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом и температура доходила до 14° ниже нуля. Ранней весной долина и степь быстро покрывались травой, но жаркое солнце уже в начале лета быстро сжигало всю растительность. Хлеб снимали в июле, а в августе жара становилась нестерпимой. Даже в садах «сохли сочные растения». Осенью, в сентябре — октябре, поспевали финики. Особенное значение для земледельческого хозяйства имели дожди. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь, небесный поток» и что «когда в стране падает дождь, то будет хороший урожай». Бог Рамман считался небесным владыкой, который посылает на землю дожди; в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада (т. е. дождь. — В. А.)». Периодические разливы Тигра давали возможность построить сеть каналов и использовать воду наводнения. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьёв и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья.

 

Горы были в некоторых местах покрыты лесом и изобиловали дичью. Здесь с древних времён люди находили различные сорта камня и металлическую руду, необходимые им для развития ремёсел. Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение, так как отсюда шли торговые дороги во все стороны: на юг по Тигру к Персидскому заливу, на восток по долинам рек на Иранское плоскогорье, на север через горные проходы в район трёх великих озёр — Севана, Вана и Урмии — и в области Закавказья, на северо-запад по Тигру к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывалась дорога на запад к торговым городам сиро-финикийского побережья.

 

Население

 

С очень древних времён, возможно с V–IV тысячелетий до н. э., на территории Ассирии жили субарейские племена, искони населявшие северную часть Передней Азии. Эти племена по своему языку, внешнему облику, культурному уровню и историческим судьбам были очень близки хурритам, населявшим северо-западную часть Месопотамии и северную Сирию, урартам Закавказья и горным племенам, жившим к востоку от Тигра. Однако эти субарейские племена к началу II тысячелетия до н. э. уже отчасти смешались с семитскими племенами, которые были близки к семитам Аккада и аморитам, населявшим сирийско-месопотамскую степь и Сирию. Затем, в эпоху образования Ассирийского государства, субарейские племена растворились среди семитов. Господствующим языком в Ассирии был ассирийский язык, входящий в группу семитских языков.

 

Источники

 

Античные авторы сохранили в своих трудах ряд разрозненных, часто недостоверных, но порой всё же существенных сведений по истории Ассирии. Уже в IX–VIII вв. до н. э. в греческой литературе появляются не только упоминания об Ассирии, но даже описания отдельных событий из истории Ассирии. Так, Аристотель сообщает, что существовал особый эпос Гесиода, в котором рассказывалось о разрушении ассирийской столицы Ниневии. Легенды о возникновении Ассирийского государства и об его крушении особенно прочно вошли в античную историографию. Ценные сведения об Ассирии даёт Диодор, который использовал данные Ктесия Книдского и Геродота, подвергнув их некоторой критической переработке.

 

Большой материал для изучения истории Ассирии дали раскопки крупнейших городов Ассирии Ашшура, Калаха, Ниневии и Дур-Шаррукина, где были обнаружены многочисленные развалины дворцов и храмов, разнообразные памятники архитектуры, предметы быта, памятники религиозного культа и, что особенно важно, огромное количество надписей. За последнее время были произведены раскопки в местах древнейших поселений субарейцев и ассирийцев. Особенно интересные и очень древние предметы и надписи были найдены в Арпачия, около Ниневии, несколько восточнее в Тепе-Гавра и, наконец, к востоку от нижнего Заба в Аррафа (Керкук). Древнейшие памятники, в частности керамика, покрытая геометрическим и стилизованным орнаментом, найденная в Арпачия, относятся приблизительно к тому жо времени, к которому относятся древнейшие шумерийскио памятники из эль-Обеида и древнемитаннийские, раскопанные в Тель-Халафе. Все эти предметы позволяют установить одну и ту же стадию в развитии материальной культуры, в эпоху первого появления металлов и разложения родового строя, но до появления государства.

 

Наибольшую ценность для изучения истории Ассирии представляют письменные источники, найденные на территории Ассирии и в соседних странах. Яркий свет на древнейшую историю Ассирии проливают документы, найденные в Кюль-Тепе, в Каппадокии, очевидно, происходящие из архивов торговых колоний, основанных ассирийцами в восточных областях Малой Азии, заселённых уже с конца III тысячелетия до н. э. хеттскими племенами. В этих документах упоминаются чисто ассирийские имена и встречаются типично ассирийские датировки.

 

Единственным крупным юридическим документом среди ассирийских надписей являются так называемые «Ассирийские законы» или, вернее, часть судебного сборника, в котором из 79 статей 51 статья касается семейного права. Этот сборник был составлен приблизительно в середине II тысячелетия до н. э. (в XV–XIII вв. до н. э.). Текст его был найден в развалинах древней столицы Ассирии — города Ашшура. Законы являются существенным источником по истории Ассирии и проливают некоторый свет на хозяйственный и общественный строй древних ассирийцев. Для более позднего времени большой интерес представляют царские надписи, летописи, перечни чиновников «лимму», по именам которых обозначались годы, историко-дипломатические документы, как, например, историческая справка, составленная по поводу договора, заключённого между Ассирией и Вавилоном при ассирийском царе Адад-нирари, наконец, очень ценная административная переписка ассирийских царей с местными чиновниками, относящаяся главным образом к последним векам существования Ассирийского государства. Огромное количество самых различных надписей, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, свидетельствует о довольно значительном уровне развития ассирийской культуры.

 

Древнейший период истории Ассирии

 

Раскопки, произведённые в Арпачия, позволяют установить уровень развития хозяйства и всей культуры субарейских племён, которые с древнейших времён населяли северную Месопотамию. Некоторые из этих племён уже вели оседлый земледельческий образ жизни. Они сеяли эммер, один из древнейших хлебных злаков, известных народам Передней Азии. Были приручены важнейшие домашние животные. Появляются и развиваются различные ремёсла: керамика, изготовление тканей и металлургия. Некоторые сведения мы имеем и о религиозных верованиях этих древних племён. Субарейцы обоготворяли явления природы и верили в загробную жизнь. Это подтверждают найденные скорченные погребения с могильным инвентарём: сосудами, каменными и костяными орудиями.

 

Храм богам Ану и Адад в городе Ашшуре. Реконструкция

 

Названия субарейских племён и страны Субарту встречаются в шумеро-аккадских и вавилонских надписях, в частности в важных документах, найденных в Мари. Ещё Саргон Древний, царь Аккада, воевал со страной Субарту. Документы, найденные в развалинах царского дворца в Мари, указывают, что вавилонский царь Хаммурапи, ведя борьбу с этими северными горными племенами Субари, вынужден был заключить против них военный союз с Зимрилимом, царём Мари. Государство Мари, так же как и Вавилон, стремилось укрепить своё экономическое и политическое влияние в Субарту. Зимрилим получает из северной Месопотамии много писем от подчинённых ему князей. Он получает оттуда дань, жертвы для богов и храмов Мари и называет себя «царем Верхней Страны». Очевидно, и Вавилон и Мари в равной степени были заинтересованы в укреплении всякого рода связей со страной Субарту. На очень широкое распространение субарейцев и значительное развитие субарейской культуры указывает целый ряд фактов. На обширной территории от северного течения Тигра вплоть до Ниппура были найдены документы, содержащие субарейские имена. К востоку от Титра, около Керкука, были также найдены аккадские надписи с субарейскими именами. Раскопки обнаружили здесь остатки субарейского поселения; субарейское влияние проникало даже на запад, вплоть до Сирии. Древнейшие ассирийские цари были тесно связаны с коренным субарейским населением страны. Некоторые из них носили субарейские имена, как, например, Ушпия и Кикия. В равной мере в древнейшей Ассирии чувствуется и некоторое митаннийское влияние. Так, в Самарре на реке Тигре была найдена медная табличка с митаннийским именем царя Арисена, который в III тысячелетии до н. э. правил в Уркише и в Наваре. Надпись содержит посвящение в честь бога Кергала.

В Ассирию с древних времён проникало сильное культурное влияние из Шумера. Так, во время раскопок древнего ассирийского города Ашшура под святилищем богини Иштар были обнаружены развалины более древнего храма, а под фундаментом этого храма был найден слой обломков, содержащий памятники типично шумерийской скульптуры. Ассирийское искусство в течение долгого времени было под сильным влиянием шумерийского искусства. Города южной части Ассирии находились в особенно сильной культурной зависимости от древнего Шумера. Правители этих городов носили обычно жреческий титул подобно шумерийским патэси. Ассирийские цари и впоследствии сохраняли эти жреческие титулы.

56. Первое государственное образование в Китае Шан (Инь)

На основании изучения всех видов источников вырисовывается картина сложной социальной структуры древнекитайского общества.

О далеко зашедшем социальном расслоении общества в XIV—XI вв. до н. э. и формировании классовых отношений свидетельствуют иньские погребения. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений: четко различаемые по внешним признакам: размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.

Первую категорию составляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В центральной погребальной камере площадью 400—500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один — внутренний. В могилу вместе с усопшим клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой каолиновой глины. Встречаются в гробницах и повозки, запряженные лошадьми. В погребениях этой категории всегда находят костные останки людей, скорее всего слуг или придворных, которых погребали насильственно вместе с усопшим.

Вторую категорию составляют погребения размером в среднем 20—25 кв. м при глубине 5—7 м. Здесь обычно нет человеческих сопогребений, однако инвентарь достаточно богат и разнообразен: бронзовые сосуды, яшмовые украшения, оружие. Третью категорию составляют захоронения в грунтовых ямах, едва вмещающих тело покойного. В инвентаре, как правило, встречаются грубые глиняные сосуды, иногда .орудия труда. Наконец, к четвертой категории относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений. По характеру скелетов и их расположению можно судить о том, что в могилах этой категории погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.

Могилы первой категории, очевидно, принадлежали иньским правителям или их ближайшим родственникам. Имеющие много общего с царскими могилами шумерского Ура, эти гробницы ярко характеризуют противопоставление правителей основной массе населения. Богатые погребения второй категории — это могилы представителей господствующего слоя иньского общества, которые по своему имущественному положению, знатности и социальному весу занимают особое место в общественной структуре. Скромные по размерам и инвентарю погребения принадлежат свободным общинникам. Что же касается погребений последней, четвертой категории, то в них хоронили людей, не имевших равных прав даже с простолюдинами, подневольных работников, слуг или рабов.

Согласно представлениям, господствующим в Древнем .Китае, «главные дела в государстве — это жертвоприношения и войны». И то и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях.

Одним из наиболее важных результатов любого военного похода был захват пленных. Победоносный полководец возвращался в Великий Город Шан, ведя за собой толпу пленников. Специальный гадатель обычно задавал божеству целую серию вопросов, связанных с дальнейшей судьбой захваченных в плен. Его интересовало, какое количество пленных, когда, каким способом и какому из усопших предков правителя следует принести в жертву. Во время религиозных церемоний в честь того или иного предка могли одновременно принести в жертву до нескольких сотен пленных. Существовало много различных способов принесения в жертву — отрубание головы, утопление, сжигание на костре и пр. Это явление сравнительно широко было распространено в архаических раннеклассовых обществах, не научившихся в полной мере ценить рабский труд и опасавшихся оставлять в живых военнопленных — мужчий. Длительное изучение гадательных текстов показало, что в них нет каких-либо специфических терминов, применявшихся для обозначения рабов.

Представления иньцев об окружающем мире и его населении носили отчетливо выраженный этноцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т. д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель, и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родопле-менного. Оно возникло скорее всего как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их своему влиянию.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Отчетливо выступает тенденция к утверждению единоличной власти государя. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я—единственный среди людей*. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находившемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, указывавший на то, что данное племя становилось членом иньской коалиции. Отныне оно могло рассчитывать на покровительство и защиту со стороны вана, который должен был заботиться обо всех своих подчиненных. Вождь племени, получивший от вана титул, обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань, а в случае необходимости предоставлять в распоряжение правителя свои ополчения. Если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди немедленно сообщали об этом вану. Ван был одновременно и верховным жрецом. Только он мог по трещинам на гадательной кости определять волю божества.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.

После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание».



infopedia.su

Древнейшая Ассирия

ДРЕВНЕЙШАЯ АССИРИЯ

Ранний Ашшур. Географическая среда

Ассирией в древности называлась область, расположенная в и население средней части долины Тигра, соответствующая северо-восточной части современного Ирака. Тигр принимает здесь с востока два крупных притока — Большой и Малый Заб. С северо-востока страну ограничивают отроги гор Загра, с юго-востока — река Малый Заб, с запада — степь. Воды реки Тигра наряду с колодцами используются здесь для искусственного орошения. Однако по плодородию эта часть нынешнего Ирака значительно уступает низовьям Тигра и Евфрата. Вверх по долинам Малого и Большого Заба расположены районы частично земледельческие (с использованием дождевых вод, собираемых в специальные водоёмы и применяемых для искусственного орошения), но главным образом скотоводческие. Хотя зимой здесь может выпадать даже снег, летом солнце выжигает травяной покров, поэтому скот в этот период перегоняют на горные луга. Из земледельческих продуктов Ассирия производила обычные для всего Двуречья виды злаков — в первую очередь, ячмень и эммер (пшеницу-двузернянку), а также мало распространённый в Вавилонии виноград.

В период неолита культура той области, которая позже стала называться Ассирией, ещё стояла значительно выше культуры стран, расположенных в низовьях Тигра и Евфрата, где условия для земледелия были неблагоприятными, пока там не стало использоваться искусственное орошение. Это объясняется тем, что в низовьях земля периодически затоплялась и заболачивалась, либо её травяной покров полностью выжигался солнцем, и чрезмерная сухость не позволяла взращивать злаки.

К тому же в предгорьях имелся материал для изготовления орудий (дерево, камень, медь), а в низовьях его не было. Поэтому оттеснённые в низовья племена едва находили там возможности для пропитания. В холмистых и предгорных районах Передней Азии в это время складывается довольно однородная культура, для которой характерны оседлые поселения, состоявшие из домов, либо глинобитных, либо (позже) из сырцового кирпича, иногда на каменном фундаменте; позже появляются также и крупные общественные сооружения в виде круглых общинных домов и прямоугольных святилищ. Для этой культуры характерно и развитие гончарного ремесла, памятником которого является замечательная расписная посуда.

Наиболее вероятно, что, по крайней мере, часть древнейшего населения принадлежала здесь к хурритам — группе племен, родственных по языку урартам Армянского нагорья. Язык хурритов имеет также в некоторых отношениях отдалённое сходство с языками народов Кавказа и Закавказья. Шумерские тексты III тысячелетия до н.э. называют рассматриваемые нами области “Субир”, аккадские тексты III и II тысячелетий до н.э.— “Субарту” или “Шубарту”, отсюда и название населения — субарейцы или шубарейцы. Большинство исследователей считает, что эти шумеро-аккадское обозначение тех же племён, которые называли себя хурритами.

Особенности развития

В связи с освоением техники ирригации в Двуречье в течение IV тысячелетия до н.э. происходило быстрое развитие производительных сил и подъем культуры. Когда на юге уже складывалось классовое общество, возникали первые государства, создавалась письменность и закладывались основы позднейшей шумеро-аккадской культуры, на севере развитие общества подвинулось вперёд лишь незначительно. В дальнейшем, с появлением бронзовых орудий, с использованием достижений культуры юга Двуречья, значительный прогресс в общественном развитии стал заметен и на севере.

Для понимания истории рабовладельческого общества Ассирии необходимо учитывать экономическое значение занимаемого ею района для снабжения ведущей сельскохозяйственной области Передней Азии — Вавилонии —металлом, которого она совершенно не имела, и лесом, которым она была очень бедна.

С юго-востока к Ассирии примыкали долины рек Адема и Диялы — место скрещения путей, ведших с Иранского нагорья в Аккад — северную часть Двуречья. Важнейший путь для Двуречья, связывающий Элам и Аккад с Сирией и далее с Палестиной и Египтом, проходил через самую Ассирию. Он шёл вверх по Тигру, а затем через культурные и населённые части Северной Месопотамии к переправам в районе большой дуги Евфрата, отделяющей Месопотамию от Сирии. Другой путь шел из Вавилонии в Сирию по Евфрату, проходя не далее чем в 200 км от пределов Ассирии. Путь, пролегавший прямо через Сирийскую степь, был непригоден для регулярных сношений, так как существовала опасность нападения степняков и было трудно снабжать медленно двигавшиеся караваны водой, в особенности, когда верблюд ещё не применялся как транспортное средство, т. е. до второй половины II тысячелетия до н.э. Наконец, ещё один важный торговый путь, а именно — идущий по Тигру из Малой Азии и Армении — также проходил через Ассирию, и в её пределах соединялся с восточным путём из Вавилонии в Сирию. Таким образом, по путям, либо прямо проходившим через Ассирию, либо лежавшим с нею в непосредственном соседстве, перевозились: медь, серебро, свинец, лес, — шедшие из Северной Сирии, Малой Азии и Армении в Вавилонию, а также золото, ввозимое из Египта (а может быть, и из Закавказья и Индии), целый ряд продуктов из Ирана, а через него — и из Средней Азии и Индии. С другой стороны, по этим же путям направлялись продукты сельского хозяйства и ремесла Вавилонии и Элама, шедшие в обмен на сирийские, малоазийские и другие товары.

Это обстоятельство наложило свой отпечаток на развитие древней ассирийской экономики. Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения сколько-нибудь широкого обмена между различными районами Передней Азии. То значение, которое Ассирия приобрела в истории древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным положением на караванных путях и тем особым местом, которое Ассирия занимала вследствие этого в экономике Передней Азии.

Приблизительно с середины III тысячелетия до н.э. (время, к которому восходят древнейшие слои городища на место поселения Ашшур — ядра будущего Ассирийского государства) в областях Месопотамии к северу от Двуречья появляются выходцы из Шумера и Аккада, что, несомненно, связано с той нуждой в сырье, которую испытывало Двуречье. По документам из Двуречья мы знаем, что для приобретения камня, леса, металла общины Шумера и Аккада посылали в длительные путешествия своих торговых агентов — тамкаров. На основных торговых путях была организована целая сеть постоянных факторий и колоний.

Опорным пунктом — притом важнейшим из них — на Тигре был Ашшур. Последний (ныне Кала'ат-Шеркат) стоял на правом берегу реки, несколько выше впадения Малого Заба. По его имени за всей страной позже утвердилось название Ашшур, или, в греческой форме, Ассирия.

Общественные отношения

Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре нам неизвестны. Мы знаем лишь, что в тот период, который освещен письменными памятниками, т. е. на рубеже III и II тысячелетий до н.э., Ашшур уже имел крупное значение в межобщинном и межгосударственном обмене Передней Азии, и это в значительной мере определяло его развитие.

Среди древнейших, может быть, легендарных имён правителей Ашшура мы встречаем, по-видимому, хурритские. Хотя, судя по собственным именам, хурритский язык наряду с аккадским ещё долго (возможно, до конца II тысячелетия) был распространён в Ашшуре и в окружающих селениях, однако аккадскому языку принадлежала ведущая роль. Уже наместник III династии Ура в Ашшуре пользуется аккадским языком для своей надписи; в дальнейшем, в Ашшуре в официальных надписях и документах пользовались исключительно аккадским языком и клинописью, приспособленной к аккадскому языку.

Продолжая начатое Аккадом освоение торговых путей, Ашшур основывает целый ряд подсобных факторий и колоний, из которых нам наиболее известны важные торговые поселения в Малой Азии. Создание этих колоний, несомненно, прямо или косвенно связано с завоеваниями, производившимися в течение второй половины III тысячелетия династией Аккади III династией Ура. Обе эти державы включали, по-видимому, также Ашшур и объединяли большие территории в Двуречье, в предгорьях Загра и даже в Северной Сирии. Это создавало благоприятные условия для освоения караванных путей и способствовало развитию Ашшура и других мелких городов-государств на территории будущей Ассирии.

Земля, по-видимому, считалась в это время в Ашшуре общинной собственностью. Наряду с храмовым землевладением, не игравшим, однако, столь крупной роли, как в Шумере, существовали земли общин, которые находились в руках свободных членов общин — как больших семей, так и отдельных лиц. Систематически проводились переделы земельных участков. Земля обрабатывалась большей частью самими членами общины с их семьями, частью же совместно с рабами, а в богатых хозяйствах — возможно, одними рабами. Изредка применялся наёмный труд. Рабы являлись отчуждаемой собственностью своих хозяев. Неоплатные должники становились домашними рабами кредитора, на срок или бессрочно — неизвестно; массового характера долговое рабство ещё не приобрело, несмотря на весьма сильное имущественное неравенство, которое развивается в это время между верхушкой рабовладельцев и массой рядового населения.

Государственный строй

Верховным органом власти в самом Ашшуре был совет старейшин. Каждый год носил имя определённого должностного лица лимму (вероятно, одного из членов совета старейшин), менявшегося ежегодно. По этим лимму велась датировка. По-видимому, тот же лимму стоял во главе казны города, сосредоточенной в “доме городского совета”, не только руководившего деятельностью тамкаров (торговых агентов), но и занимавшегося непосредственно обширными ростовщическими и торговыми операциями. Другим важным должностным лицом был укуллум, ведавший земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины. Должность укуллума обычно, хотя и не всегда, совмещалась с наследственной должностью ишшаккум. Ишшаккум, или, по шумерской терминологии, энси (патеси), имел право созывать совет, без которого, но всей вероятности, он не мог принимать важных решений. По-видимому, в его ведении находились только религиозные и связанные с ними дела (например, некоторые виды строительства). Вопросы судебные, экономические (например, податные и т. д.) лежали вне ведения ишшаккума, и совет Ашшура сносился с колониями по этим вопросам без его ведома.

mirznanii.com

CIVILOPEDIA Online: Ассирия

Возрождение Ассирии началось с восшествия на трон Адада-нирари II в 911 году до н.э. Этот этап истории Ассирии называют Новоассирийским царством. Оно просуществовало до падения Ниневии в 612 году до н.э. под напором объединенных сил вавилонян, мидян, скифов и киммерийцев. В эпоху своего расцвета – в начале VII века до н.э. – Новоассирийское царство простиралось от реки Нил через всю северную Аравию до Персидского залива, к северу - до Загроса и Кавказа, и занимало значительную часть Малой Азии на западе. Земли Ассирии полностью или частично охватывали территории современных государств Ирака, Ирана, Грузии, Турции, Армении, Сирии, Ливана, Иордании, Израиля, Кувейта, Египта и Саудовской Аравии.

После прихода к власти Адада-нирари II Ассирия восстановила полный контроль над приграничными территориями, где на протяжении последних ста лет власть Ассирии была фактически номинальной. Адад-нирари также сильно потеснил позиции арамеев, нео-хеттов и хурритов на севере. Именно тогда он начал государственную политику депортации и переселения новых подданных в другие области Ассирии, впоследствии продолженную его потомками. В последние годы своего правления он провел успешную кампанию против Вавилона.

После смерти Адада-Нирари в 892 году до н.э., его наследник закрепил позиции Ассирии, покорив персов и мидян, живших в горах Загрос. Ассирийская армия стала одной из самых сильных в мире. Ее преимущество достигалось за счет применения железа и осадных машин, которые легко разрушали глиняные городские стены. Ассирийская армия захватывала новые земли на Аравийском полуострове, в Малой Азии и в Месопотамии. Даже царицы продолжали ассирийскую экспансию. Когда в 810 году до н.э. на трон взошел Адад-нирари III, он был еще маленьким мальчиком. Первые годы правила его мать - полулегендарная царица Шаммурамат (Семирамида), которая присоединила к Ассирийскому царству последние уцелевшие владения мидян и персов.

После короткого мирного периода череда завоеваний продолжилась. Тиглатпаласар III (правивший в 745-727 гг до н.э.), Саргон II (722-705), и безжалостный Синахериб (705-681) присоединили к Ассирийскому царству Кипр, Финикию, земли Израиля, Иудейского царства, филистимлян, моавитян, а также обширные территории в горах Тавр и на Аравийском полуострове. Наследник Синахериба Ассаргадон пересек Синайскую пустыню, вторгся в Египет, вытеснил его нубийских правителей и попутно уничтожил кушитское царство. Вернувшись в Ассирию, Ассаргодон начал восстанавливать Вавилон, который сравняли с землей после очередного мятежа, но умер во время подготовки нового вторжения в Египет.

После смерти Ассаргодона в 669 году до н.э. на трон взошел Ашшурбанапал, величайший из новоассирийских правителей. Хотя Ашшурбанапала более интересовали наука и реформы, он зарекомендовал себя как таланливый военачальник. Он не только эффективно подавлял бунты и охранял границы государства, но и покорил Египет - это было последнее крупное завоевание Новоассирийского царства. Однако в первую очередь Ашшурбанапал прославился восстановлением городов, поддержкой ассирийской науки и искусства, а также учреждением библиотек. Разнообразные тексты, найденные археологами в его дворцовой библиотеке в Ниневии, дали современному миру огромное количество информации не только об Ассирии, но и о других древних государствах Ближнего Востока.

www.dndjunkie.com

Территория Ассирии - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Само государство образовалось вокруг города Ашшур, через который пролегали основные торговые пути того времени. Благодаря этому Ассирия достаточно быстро стала могущественным государством, и стала расширять свои территории. В первую очередь были объединены окрестные номы, а вместе с ними города Ниневия, Арбела и другие. Первым царем, который начал активную завоевательную деятельность стал Шамшиадат I. Уже в 1800 году до н.э. все северные регионы Месопотамии и значительная часть современной Турции, были включены в состав Ассирийского государства. Был открыт доступ к Верхнему (Средиземному) морю, а сама Ассирия стала достойной соперницей Вавилонии.                                            Географическое положение Ассирии

В 16 веке до н.э. Ассирия пришла в упадок, и ею более ста лет управляло государство Митанни. Лишь в 12 веке до н.э. царю Салманасаре I удалось полностью освободить свою страну из-под влияния Митанни, и включить все принадлежащие этому государству территории в состав Ассирии. В дальнейшем ассирийские правители вновь ударились в завоевания, успешно проведя войны против хеттов и Вавилона. Ассирия также активно создавала колонии и захватывала колониальные владения других государств, что было необходимо для расширения торговли. В 7 веке до н.э. территория Ассирии расширилась на поистине огромные пределы по меркам древности. Все государство Урарту (от Армении до Сирии), Финикия, Палестина, Вавилон и Египет были покорены ассирийцами. Фактически, в этот момент могучая Ассирийская империя занимала территорию почти всей Передней Азии. Однако в те времена было практически невозможно создать эффективный правительственный аппарат, способный охватить столь обширные земли. В стране то и дело вспыхивали восстания, покоренные земли все чаще пытались выйти из-под контроля, а кочевые племена то и дело атаковали внешние пределы Ассирии. Некоторое время ассирийским царям удавалось отражать как внешние, так и внутренние угрозы, однако постоянные войны обескровили государства. Последним могущественным царем Ассирии стал Ашшурбанипал, который больше интересовался наукой и знаниями, чем военным ремеслом. Ему не удалось оставить после себя достаточно харизматичного преемника, и в период с 631 по 612 годы до н.э. в Ассирии сменилось три царя. В это же время земли некогда могучей империи раздирались на части ее соперниками, и в 605 году в последней битве возле реки Евфрат пала последняя армия ассирийцев.

antiquehistory.ru