Особенности экономики восточного и античного рабства. Древний восток рабство
Особенности экономики восточного и античного рабства
История выделяет две основные разновидности рабовладельческого строя: восточные, или, как их ещё называют, раннерабовладельческие общества, и античные, или позднерабовладельческие общества. К восточным рабовладельческим обществам можно отнести рабовладельческие государ-ства в Египте, Вавилоне, Персии, Индии, Китае. Античная форма рабства господствовала в большинстве греческих городов-государств, или полисов, из которых наиболее развитыми были Афины, в ряде так называемых эллинистических государств и в Риме.
Народы стран Древнего Востока в силу благоприятных географических условий рано стали земледельческими, тем самым они достигли более высокого уровня в развитии производительных сил. В дальнейшем географические факторы уже теряют столь большое значение, и экономические успехи восточных народов опираются на прогрессивное развитие агрокультуры. На базе высокой урожайности становится возможным накопление материального богатства.
В результате относительно высокой производительности труда очень рано появился прибавочный продукт, в связи с этим человек приобрёл хозяйственную ценность. Возникает рабство, и начинается эксплуатация попавших в подневольное положение людей. Порабощение неоплатных должников и военнопленных становится системой.
Рабство нуждалось в политических гарантиях, и очень рано возникает государство. Само строительство ирригационных систем ускоряло создание централизованных государств. Такое строительство на определённой стадии выходило за рамки общины и даже племенного союза. Деспоты стран Древнего Востока ускоряют развитие рабства грабительскими походами, дают ему политические гарантии, строят ирригационные системы грандиозных масштабов, роскошные дворцы и храмы, усиливают процесс экономической дифференциации населения путём его фискального ограбления.
Одной из важных особенностей экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Рабство далеко продвинулось в своем развитии, но всё-таки осталось на стадии экономического уклада и смогло овладеть лишь ключевыми позициями общественного производства, такими, как строительство ирригационных систем. Поэтому община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства. В борьбе с угрозой порабощения крестьяне яростно цеплялись за общину. В силу этого борьба между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего Востока.
В истории Античности тоже имело место столкновение между рабством и общиной, но последняя была сломлена ростом городов, экспансией крупного землевладения и рабства. Её позиции сильно ослабляли особенности агрокультуры Греции и Рима, где широкое развитие получило садоводство и виноградарство, а также торговля в городах. В странах Древнего Востока противоречие между общиной и рабством оказалось перманентным, безысходным.
Ещё одна существенная особенность древневосточного рабовладения состояла в том, что оно в значительно большей мере опиралось на эксплуатацию неоплатных должников, чем античное рабовладение. В истории Античности долговое рабство граждан, гордых своими привилегиями, встретило политические барьеры. Деспотическое правление в странах Древнего Востока устранило эти барьеры. Политическое бесправие народных масс здесь создавало благоприятную обстановку для ростовщической кабалы и бесцеремонной распро-дажи неоплатных должников.
Исключительно важную роль в экономической истории Древнего Востока играло государство. Это объяснялось тем, что ирригационные системы строились и использовались под руководством или надзором государственных чиновников. Контролируя распределение воды, древневосточные государи, цари, фараоны и богдыханы начали произвольно распоряжаться экономическими ресурсами страны. Они претен-дуют даже на роль собственников всей земли, и государственное землевладение получает законодательное признание. Возникает система государственных монополий. Крупных масштабов достигает государственное рабовладение, которое было существенной опорой государственного деспотизма.
В целом для восточных рабовладельческих обществ, особенно на первых ступенях развития, характерно преобладание не частной, а коллективной собственности рабовладельцев на землю и другие средства производства, а также собственность на рабов в форме общинной, храмовой и государственной. Рабство в этих странах носило недостаточно развитый характер, приближающийся нередко к патриархальному рабству.
Первой отличительной особенностью античного рабовладения при сравнении его с восточным рабовладением является значительно большее развитие отношений частной собственности. В античном обществе частная собственность на рабов и на средства производства, в том числе на землю, преобладала над формами коллективной рабовладельческой собственности.
Второй его отличительный признак состоял в том, что труд рабов преобладал в системе общественного производства над трудом свободных производителей. Труд рабов стал основой существования общества.
Для античного рабовладения характерно также более высокое развитие товарных отношений, денежного обращения и торговли при сохранении натурального характера производства. Рабовладельческие отношения в античных странах достигли более полного своего развития. Так, в римских владениях возникли наиболее развитые формы эксплуатации рабов, они выделялись из всех форм эксплуатации, какие только знала алчность. Яркое представление об этом дают латифундии, которые прочно укоренились в Сицилии, Африке и других провинциях. Сальтусы и виллы Италии тоже эксплуатировали большое количество рабов.
Какими бы значительными не были различия между восточными и античными отношениями, и те, и другие являлись отношениями рабовладельческими, отношениями эксплуатации непосредственных производителей – рабов, которые находились в коллективной или частной собственности рабо-владельцев.
studfiles.net
Рабство на Древнем Востоке — Википедия РУ
Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.
Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.[источник не указан 1504 дня]
В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.[1]
Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.
В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных могли сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.[2]
Вместе с тем, в античной системе взглядов население государств Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).[3]
http-wikipediya.ru
Особенности экономики восточного и античного рабства
История выделяет две основные разновидности рабовладельческого строя: восточные, или, как их ещё называют, раннерабовладельческие общества, и античные, или позднерабовладельческие общества. К восточным рабовладельческим обществам можно отнести рабовладельческие государ-ства в Египте, Вавилоне, Персии, Индии, Китае. Античная форма рабства господствовала в большинстве греческих городов-государств, или полисов, из которых наиболее развитыми были Афины, в ряде так называемых эллинистических государств и в Риме.
Народы стран Древнего Востока в силу благоприятных географических условий рано стали земледельческими, тем самым они достигли более высокого уровня в развитии производительных сил. В дальнейшем географические факторы уже теряют столь большое значение, и экономические успехи восточных народов опираются на прогрессивное развитие агрокультуры. На базе высокой урожайности становится возможным накопление материального богатства.
В результате относительно высокой производительности труда очень рано появился прибавочный продукт, в связи с этим человек приобрёл хозяйственную ценность. Возникает рабство, и начинается эксплуатация попавших в подневольное положение людей. Порабощение неоплатных должников и военнопленных становится системой.
Рабство нуждалось в политических гарантиях, и очень рано возникает государство. Само строительство ирригационных систем ускоряло создание централизованных государств. Такое строительство на определённой стадии выходило за рамки общины и даже племенного союза. Деспоты стран Древнего Востока ускоряют развитие рабства грабительскими походами, дают ему политические гарантии, строят ирригационные системы грандиозных масштабов, роскошные дворцы и храмы, усиливают процесс экономической дифференциации населения путём его фискального ограбления.
Одной из важных особенностей экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Рабство далеко продвинулось в своем развитии, но всё-таки осталось на стадии экономического уклада и смогло овладеть лишь ключевыми позициями общественного производства, такими, как строительство ирригационных систем. Поэтому община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства. В борьбе с угрозой порабощения крестьяне яростно цеплялись за общину. В силу этого борьба между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего Востока.
В истории Античности тоже имело место столкновение между рабством и общиной, но последняя была сломлена ростом городов, экспансией крупного землевладения и рабства. Её позиции сильно ослабляли особенности агрокультуры Греции и Рима, где широкое развитие получило садоводство и виноградарство, а также торговля в городах. В странах Древнего Востока противоречие между общиной и рабством оказалось перманентным, безысходным.
Ещё одна существенная особенность древневосточного рабовладения состояла в том, что оно в значительно большей мере опиралось на эксплуатацию неоплатных должников, чем античное рабовладение. В истории Античности долговое рабство граждан, гордых своими привилегиями, встретило политические барьеры. Деспотическое правление в странах Древнего Востока устранило эти барьеры. Политическое бесправие народных масс здесь создавало благоприятную обстановку для ростовщической кабалы и бесцеремонной распро-дажи неоплатных должников.
Исключительно важную роль в экономической истории Древнего Востока играло государство. Это объяснялось тем, что ирригационные системы строились и использовались под руководством или надзором государственных чиновников. Контролируя распределение воды, древневосточные государи, цари, фараоны и богдыханы начали произвольно распоряжаться экономическими ресурсами страны. Они претен-дуют даже на роль собственников всей земли, и государственное землевладение получает законодательное признание. Возникает система государственных монополий. Крупных масштабов достигает государственное рабовладение, которое было существенной опорой государственного деспотизма.
В целом для восточных рабовладельческих обществ, особенно на первых ступенях развития, характерно преобладание не частной, а коллективной собственности рабовладельцев на землю и другие средства производства, а также собственность на рабов в форме общинной, храмовой и государственной. Рабство в этих странах носило недостаточно развитый характер, приближающийся нередко к патриархальному рабству.
Первой отличительной особенностью античного рабовладения при сравнении его с восточным рабовладением является значительно большее развитие отношений частной собственности. В античном обществе частная собственность на рабов и на средства производства, в том числе на землю, преобладала над формами коллективной рабовладельческой собственности.
Второй его отличительный признак состоял в том, что труд рабов преобладал в системе общественного производства над трудом свободных производителей. Труд рабов стал основой существования общества.
Для античного рабовладения характерно также более высокое развитие товарных отношений, денежного обращения и торговли при сохранении натурального характера производства. Рабовладельческие отношения в античных странах достигли более полного своего развития. Так, в римских владениях возникли наиболее развитые формы эксплуатации рабов, они выделялись из всех форм эксплуатации, какие только знала алчность. Яркое представление об этом дают латифундии, которые прочно укоренились в Сицилии, Африке и других провинциях. Сальтусы и виллы Италии тоже эксплуатировали большое количество рабов.
Какими бы значительными не были различия между восточными и античными отношениями, и те, и другие являлись отношениями рабовладельческими, отношениями эксплуатации непосредственных производителей – рабов, которые находились в коллективной или частной собственности рабо-владельцев.
studfiles.net
Рабство на Древнем Востоке — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.
Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.[источник не указан 1509 дней]
В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.[1]
Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.
В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных могли сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.[2]
Вместе с тем, в античной системе взглядов население государств Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).[3]
Источники рабства на Древнем Востоке[
ru.bywiki.com
Рабство на Древнем Востоке Википедия
Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.
Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.[источник не указан 1509 дней]
Специфика древневосточного рабства
В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.[1]
Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.
В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных могли сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.[2]
Вместе с тем, в античной системе взглядов население государств Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).[3]
Источники рабства на Древнем Востоке
См. также
Примечания
↑ Авдиев, В. И. Введение // История Древнего Востока. — 2-е изд. — Л.: Госполитиздат, 1953.
↑ Нуреев Р.М. Азиатский способ производства как экономическая система // [rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2010/05/nureev_asp_1993.pdf Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти]. — М.: Наука, 1993. — С. 62-87.
↑ Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (1 тысячелетие до н.э.) по библейским источникам. — Москва: Наука, 1993. — ISBN 5-02-017396-7.
Литература
Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока // Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
Дандамаев М. А. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. // М. «Наука», 1984.
Ссылки
wikiredia.ru
Рабство на Древнем Востоке — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.
Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.[источник не указан 1509 дней]
В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.[1]
Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.
В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных могли сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.[2]
Вместе с тем, в античной системе взглядов население государств Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).[3]
Источники рабства на Древнем Востоке[править | править код]
↑ Авдиев, В. И. Введение // История Древнего Востока. — 2-е изд. — Л.: Госполитиздат, 1953.
↑ Нуреев Р.М. Азиатский способ производства как экономическая система // [rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2010/05/nureev_asp_1993.pdf Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти]. — М.: Наука, 1993. — С. 62-87.
↑ Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (1 тысячелетие до н.э.) по библейским источникам. — Москва: Наука, 1993. — ISBN 5-02-017396-7.
Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока // Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
Дандамаев М. А. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. // М. «Наука», 1984.
ru.wikiyy.com
Рабство на Древнем Востоке — WiKi
Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.
Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.[источник не указан 1504 дня]
В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.[1]
Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.
В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных могли сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.[2]
Вместе с тем, в античной системе взглядов население государств Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).[3]