Древний Сувар: археологические исследования и находки. Древний сувар каталог археологических находок
Древний Сувар: каталог архелогических находок
ББК 63.4 Д 73
Под научной редакциейчлена-корреспондента АН РТ, доктора исторических наук,профессора Ф.Ш. Хузина
Рецензенты:Набиуллин Наиль Готиатуллович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Национальный центр археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ)Набиев Рустам Фанисович — кандидат исторических наук, доцент (Казанский юридический институт МВД России)
Древний Сувар: каталог архелогических находок / авторы-составители А. А. Хайдаров, Н. М. Садриева; под науч. ред. Ф. Ш. Хузина. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. — 154 с.
Каталог подготовили:Хайдаров Альберт Анварович — кандидат юридических наук, старший преподаватель Казанского юридического института МВД РоссииСадриева Нинель Масгутовна — старший научный сотрудник Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (БГИАМЗ), заведующий филиалом «Сувар»
В настоящем каталоге представлены фотографии экспонатов, которые хранятся в фондах Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, представлены на экспозиции археологического музея «Сувар», а также находятся в частных коллекциях.Предназначена для специалистов, изучающих историю и культуру Волжской Булгарии, а также доступна широкому кругу читателей.
Сувар принадлежит к числу древнейших городов Волжской Булгарии. В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Болгар, еще в 920-х годах. По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть». Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца X столетия являлся центром обособленного княжества — эмирата, политически не зависимого от Болгарского.
К сожалению, об этом городе мы знаем очень мало. Городище Сувара, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ах- марова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933—1937 годах на нём производил исследования А. П. Смирнов, в 1974—1975 годах — Т. А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах — Ф. Ш. Хузин и Р. Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения. Однако предметом монографического изучения Сувар так и не стал, что является большим упущением учёных Татарстана. Не заинтересовались им и чувашские археологи, связывающие исторические корни своего народа с сувазами-суварами.
В последние годы история и археология Сувара привлекли внимание молодого исследователя из Казанского юридического института МВД России А. А. Хайдарова, выпустившего в 2009 году интересную книгу «Древний Сувар: археологические исследования и находки» (Казань, 2009. — 206 с.), являющуюся своеобразным сводом сведений об этом выдающемся археологическом памятнике. В ней представлены фрагменты из сочинений древних авторов, исследований С. М. Шпилевского, Г. Н. Ахмарова, А. П. Смирнова, Т. А. Хлебниковой, Р. Г. Фахрутдинова, Ф. Ш. Хузина и Р. Ф. Шарифуллина, А. М. Губайдуллина, Р. Ф. Набиева, Н. М. Садриевой, а также описание находок с территории памятника, хранящихся в разных музеях страны.
Настоящее издание является продолжением предыдущей книги. В нём на более высоком полиграфическом уровне публикуются вещественные находки из Сувара. Одновременно автору-составителю удалось уточнить происхождение находок (подъёмный материал, материал из раскопок и т. д.), что очень важно для будущих исследований.
Надеемся, что представленный каталог-справочник будет полезным не только для специалистов и музейных работников, но и для всех, кто интересуется средневековой историей татарского народа.
Ф. Ш. Хузинчлен-корреспондент АН РТ,доктор исторических наук, профессор.
Заключение
Какие предварительные выводы можно сделать, ознакомившись с коллекцией находок из раскопок и сборов Суварского городища?
В первую очередь обращает на себя внимание богатство и разнообразие находок. Среди них имеются предметы из черного (железо, сталь) и цветного (медь, свинец, серебро, золото) металла, кости, полудрагоценных камней (сердолик, халцедон, горный хрусталь и т. д.), янтаря, стекла, шифера и других материалов. Конечно же, основную часть находок составляют керамические изделия, главным образом, глиняная посуда, как местного изготовления, так и привозная. Находки представлены орудиями труда (плужные ножи и сошники, топоры, серпы, мотыжки, шила, рыболовные крючки, ножи и др.), ремесленным (литейные формы, тигли, матрицы) и торговым (чашки от весов, гирьки, свинцовые пломбы, детали весов) инструментарием, оружием (наконечники стрел и костяные накладки на лук и колчан, детали мечей и др.), конским снаряжением (стремя, детали узды, подпружные пряжки, распределители ремней, панцирные пластины, подковы, ледоходные шипы, бронзовое навершие нагайки в виде грифона), предметами повседневного быта (ножи и ножницы, иглы, проколки, кресала, светильники, пряслица, детали металлических сосудов, ушки медные от котелков и ведер), женскими украшениями (бусы, подвески, перстни, браслеты и др.) и предметами туалета (зеркала, гребни и расчески, пряжки и накладки на поясной ремень, копоушки, пуговицы и др.), скобяными изделиями (гвозди, штыри, скобы, пробои, замки и ключи к ним), детскими игрушками (миниатюрные сосудики, астрагалы баранов с отверстиями, фигурки птичек и зверюшек) и пр.
Особо следует отметить наличие в составе находок обломков стеклянной посуды (из раскопок 1991 г. имеется почти целый бокал с полностью реконструируемой формой) и оконного стекла. По мнению доцента КГУ С. И. Валиуллиной, стеклоделие как вид особого ремесла существовало в домонгольское время, по всей вероятности, только в Биляре и Суваре. Данный факт подчеркивает значительную роль Сувара в экономическом потенциале государства как центра высокоразвитого ремесла.
Ещё раз обращаем внимание читателя на особое положение Сувара в системе булгарской государственности, доказательством чему является факт чеканки собственных монет, о чём уже упоминалось в предисловии. Об этом же свидетельствуют отдельные монетные находки, прежде всего, небольшой клад арабских дирхемов X столетия. Значение Сувара как административно-политического центра подчеркивается также наличием в его культурном слое памятников кирпичной архитектуры, один из которых, условно названный «суварским дворцом», исследовался еще в 1930-е годы. Заметное количество среди суварских коллекций импортных вещей (среднеазиатская и ближневосточная поливная посуда, прибалтийский янтарь, наконечник ножен меча скандинавского типа, пряслица из овручского шифера и др.) указывают на роль Сувара в системе международной торговли по Великому Волжско-Балтийскому пути.
Проблемы хронологии Сувара окончательно еще не решены. Публикуемые здесь материалы, надеемся, помогут более точно определить хронологические рамки существования города — время его возникновения и гибели. Можно сделать в этом плане предварительные наблюдения. Как уже отмечалось, Сувар (наряду с Болгаром) в письменных источниках упоминается не раньше конца первой четверти X в. (ал-Балхи). Известны монеты суварской чеканки 948—976 гг. и клад дирхемов конца X в. Ранняя группа археологических находок, прежде всего, лепная керамика салтово-маяцких истоков, некоторые типы ювелирных украшений и стеклянных бус, также не выходит за рамки X в. По наблюдениям исследователей, лепная керамика из нижних напластований слоя занимает скромное место в составе глиняной посуды (около 1—2%). По этому показателю керамический комплекс Биляра выглядит более архаичным (около 5—6% от общего количества посуды из раннего слоя). Время возникновения Сувара, по имеющимся материалам, приходится на первую четверть X в. (в 920-930-х годах он уже существовал).
В историко-археологической литературе время окончательной гибели Сувара относят обычно к XIV в. Однако во время раскопок городища не найдено ни одного предмета, характерного только для золотоордынского времени. «В целом керамический комплекс несёт все признаки домонгольского гончарства булгар», — писала Т. А. Хлебникова в отчете о раскопках 1990 г. Примечательно также полное отсутствие в раскопках джучидских монет, являющихся массовой находкой в памятниках Золотой Орды. Читатель, вероятно, уже заметил, что в настоящем каталоге имеется всё же небольшая группа находок золотоордынского времени: фрагменты сосудов кашинного теста с полихромным орнаментом, несколько монет сарайской чеканки XIV в., обломки зеркал. Все они являются случайными находками, точное место нахождения которых не установлено. Вероятно, их происхождение связано с пригородными памятниками, в том числе селищами, расположенными в окрестностях Сувара.
Традиционно считается, что город Сувар основали савиры (сувары-сувазы), появившиеся на Северном Кавказе в начале VI в. и впоследствии вошедшие, наряду с болгарами, в состав Хазарского каганата. В конце IX — начале X вв., т. е. в период образования государства на Средней Волге, сувары-савиры состояли, скорее всего, в булгарской конфедерации племен, но обладали при этом значительной автономией, выразившейся, в частности, в основании одноименного города, на время ставшего их политико-административным центром. По некоторым данным, савиры имели этногенетические контакты с угорскими племенами. Однако специфика материальной культуры населения Сувара едва заметна. Любопытно всё же, что в керамическом комплексе городского населения XII — начала XIII вв. выделяется XVII этнокультурная группа посуды (по классификации Т. А. Хлебниковой), возникшей на основе более ранней VIII группы. Создателями последней были мастера из числа угорских племен (см.: Хлебникова Т. А. Керамика памятников Волжской Болгарии. — М., 1984. — С. 233). В целом же высокоразвитая культура населения Сувара отражает общебулгарскую культуру X — начала XIII вв.
Представляется целесообразным возобновление на городище систематических археологических исследований, и поставить вопрос перед руководящими органами республики о превращении памятника (в недалёкой перспективе) в туристский центр Татарстана.
Ф. Ш. Хузинчлен-корреспондент АН РТ,доктор исторических наук, профессор
xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai
АРХЕЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЧУВАШИИ. ИСТОРИИ НАХОДОК
Много интересных находок и сокровищ было найдено в Чувашии, про некоторые случаи мы расскажем в этой статье. За многовековую историю на правом берегу Волги пересевались пути Емельяна Пугачева и разбойника Кудеяра, по Волге шли многочисленные торговые караваны, которые нередко становились добычей речных разбойников, есть множество легенд про клады и серебро, зарытые в Киреметях.
Много преданий также и про ненайденные до сих пор клады в Чувашском краю.
Вот некоторые из них.
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА ЧУВАШИИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЧУВАШИЮ - ТУТ!
РЕКИ ЧУВАШИИ - ТУТ!
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ БУЛГАР И СУВАР - ТУТ!
1: Емельян Пугачев в допросе признался, что вез с собой около десяти миллионов золотых червонцев. Отряды Михельсона у Кокшайска сели восставшим “на хвост”.
И Пугачев спрятал свой клад у Сундыря. Но точное местонахождение клада неизвестно. Его до сих пор ищут историки и археологи. Они полагают, что ценности спрятаны либо у Государевой горы, либо у Черной речки, протекающей между поселком Спиртзавод и обозным заводом.
Д. Федоров уверен, что рано или поздно пугачевский клад будет найден. У Черной речки уже находили россыпи екатерининских медных и серебряных монет.
ЛЕГЕНДАРНАЯ ГОСУДАРЕВА ГОРА
2: Дер. Верхние Панклеи (ныне Моргаушского района) основана Осипом. Он был очень богатым, имел три стада скота. Держал 20 работников. Был женат на русской женщине. Вырастил трех сыновей.
Один из сыновей в течение всего лета ездил по свадьбам, не расседлывая коня, отчего на спине его завелись черви. Будучи недоволен этим сыном, Осип зарыл две бочки с серебром за своим сараем .
3: Предание сообщает, что дер. Имбюрти (Ёмпурт Туда), что в Цивильском районе, образована переселенцами из дер. Второй Тойзи. Первым выселился богатый чуваш, который поставил на новом месте большой дом из семи покоев. У него было семь жен, и каждая жила в отдельном покое, каждая имела лучинник для освещения ночью своей комнаты. От большого дома богача исходит и наг звание деревни: Ём пурт означает Мон пурт-«Большой дом».
Сей богатый чуваш имел пивной котел золотых монет, который был им зарыт. Об этом узнали воры. Однажды днем, нарядившись в одежду путешественников, зашли к богатею в дом. Хозяин и все его домочадцы были в то время в поле на жнитве. Как только зашли в дом воры, пришла домой одна из жен богатея варить похлебку для работников.
Воры стали допытывать се и уговаривать ее показать место хранения денег мужа. Та не знала места и не смогла выдать спрятанных денег.
Но коварная жена богатея обещала ворам пустить их ночью в покой мужа. Как только воры постучались ночью в дверь, она пустила их в дом. Воры тут же схватили богатея и стали пытать его, подводя зажженные лучины к нижней части, и требовать припрятанные деньги и остальное богатство. Старик молчал и тайну свою не открыл до смерти. Клад его остался неизвестным до наших дней.
4: Новые Ачакасы Канашского района записал такое предание: «В лесу Новых Ачакасов имеется одно очень интересное место. Здесь во времена царицы Екатерины Первой был водочно-пивной завод. Его содержал купец Кудельников.
По рассказам стариков, он был очень злым человеком, угнетал чувашей нещадно. Тех работников, которые на работе получали увечья (сусарланна е аманна), он скармливал своим собакам а их у него было более ста. Когда царица Екатернна узнала о его тайном заводе, Кудельников сжег его, золото свое спрятал в колодце, а сам сбежал. Впоследствии многие искали это золото, но не нашли
5: Заклятый клад, зарытый разбойниками еще при возникновении села, открылся ему, пастуху, когда он в поле спал на нем после обеда. Он вырыл и привез клад в свою клеть. Клад не должен был видеть никто из членов семьи.
У Митрейки за неделю скончались увидевшие этот клад жена, три женатых сына с невестками, жившие в особых избах в его же дворе, а неженатый сын остался калекой — перестал владеть руками и ногами. Клад Илюшкин отвез в лес в муравейник, чтобы муравьи очистили его, но потом не смог его найти.
6: Дьячок Евлампеич из деревни Ульково, рассказывал, как его дедушка искал с артелью клад на Бараньих горах, верстах в семи от деревни. По преданию, лежал там большущий белый камень, а под ним — сундук.
Одна партия копала, а другая сидела дома с каким-то странником-«ворожцом», который читал в то время по книге заклинания. Подкопались, ощупали сундук со скобами и тут вдруг заспорили. Дедушка дьячка говорит: «Я и на сына Евлашку часть денег возьму». А другой говорит: «Как же, сейчас! Держи карман!» Сундук-то как застучит, загремит да из рук-то и ушел — так и не поймали. А «ворожец» в те поры читал, читал, да как хлопнет книгой: «Нет, — говорит, —толку не будет!» — и ушел. Бабы тоже потом ездили туда, ковыряли землю — «На нас-де не выйдет ли?» Так и не вышел.
Около деревни Фоминцы Коряковской волости, на расстоянии около версты от деревни была найдена толстая каменная плита длиною около двух сажен со знаком «гусиной лапы». Эта находка породила среди местного населения слух о том, что под этой плитой укрыт зачарованный клад. Еще две подобных плиты находились в Солигаличском уезде, у села Кадникова. В Межевых книгах по Костромскому краю XVI и XVII столетий нередко упоминаются родовые знаки на камнях, отмечающих границы угодий и покосов, — «тетеревина нога», «сорочья нога».
КЛАДЫ ЧУВАШИИ
На территории Чувашии никогда не было богатых городов, а все купеческие фамилии можно пересчитать по пальцам. И тем не менее только в XX веке в республике обнаружили несколько десятков кладов. Впрочем, если верить легендам, самое ценное сокровище, которое может храниться в земле Чувашии, — это вовсе не деньги.
В мае 2004 года в старинном городе Алатырь подростки обнаружили клад. На газоне. Им даже копать ничего не пришлось. Шестилетний мальчик схватил большой ком глины, и он рассыпался у него в руках на сотни монет. В основном это были медные пятаки и копейки, отчеканенные в 1820–1860 годы. Попались и несколько серебряных. Землю для обустройства газонов в город привезли еще осенью. Всю зиму алатырцы ходили мимо, глядели на припорошенную снегом горку и не подозревали, что под ногами у них лежит клад. А весной, уже после того как монеты были обнаружены, городские власти всё пытались выяснить, откуда рабочие привезли эту землю для газонов.
Спустя шесть лет героями-кладоискателями оказались еще одни мальчишки. Во время раскопок в исторической части Чебоксар студенты Чувашского педуниверситета Дмитрий Прокопьев и Леонид Харитонов нашли стеклянный кувшин с копейками 1923–1925 годов и банку с серебряными полтинниками. Они тянули на 7 кг. Одних монет достоинством 10, 15 и 20 копеек было 6245. Кто их мог зарыть, выяснить уже невозможно.
Вообще раскопки в старой части Чебоксар еще в 1960-е годы начал известный в России историк профессор Василий Каховский. Сейчас эту работу взял на себя его сын. Копают, конечно, не ради сокровищ: историки продолжают спорить о дате основания Чебоксар и пытаются обнаружить остатки или хотя бы следы древней крепостной стены, которой был обнесен город. Найденные полтинники — их в шесть раз меньше, чем копеек, — 1202 штуки — были выпущены на Петроградском телефонном заводе «Красная заря» из сплава меди и никеля, потому они и позеленели.
Историки говорят: судя по блеску, эти деньги не успели побывать в обращении, их принесли из банка и, видимо, тут же закопали. Это первые советские серебряные полтинники, выпущенные в начале 1920-х годов во время опять же первой в СССР денежной реформы. Сначала их чеканили в Петрограде на Монетном дворе, потом стали заказывать в Великобритании. Монеты английского происхождения можно распознать по буквам «Т. Р.» на ободке — «Томас Роуз».
Находка такого клада, содержащего тысячи монет из серебра и сплава, — это явление для истории города неординарное и необычное, тем более некоторые из них отпечатаны на Лондонском монетном дворе. Часть монет отпечатана в Ленинграде. Как они попали в землю? Это остается загадкой. Можно только предположить следующее: так как все монеты находились в медицинских сосудах, то они были зарыты для дальнейшего использования на глубину 1,5 м аптекарем. Наиболее интересные слои остались там, где проживали ремесленники, а здесь проживала знать в XVI–XVII веках. Здесь культурный слой чуть меньше, но и он принес нам интересные находки.
Кандидат исторических наук, доцент Борис Каховский, SmartNews
Эту находку работники педуниверситета передали в Чувашский национальный музей, где хранятся еще девять кладов, обнаруженных в республике в XX веке.
Ценность клада для музейщиков не в его стоимости, а в том, что найденные монеты составляют историю практически столетней давности. В нашем музее монеты будут сданы в специализированное хранилище для драгоценных металлов, поэтому за ценность и сохранность подаренных музею монет мы отвечаем. Экземпляры монет будут представлены на выставках. Когда пройдут этапы государственного учета, они будут выставлены в постоянную экспозицию или будут использованы при составлении тематических выставок.
Историки давно выявили закономерность: чаще всего клады закапывают во время войн, нашествий, восстаний, революций. Большинство монет, найденных в земле Чувашии, относятся к XVIII веку — веку дворцовых переворотов и народных восстаний.
Так, в 1965 году в краеведческий музей республики с тяжеленным сундуком приехал начальник Ядринского райотдела милиции П. Пряников. Он привез клад из медных монет XVIII века. Пересчитали — их оказалось 6883. Другую находку, относящуюся ко времени царствования Елизаветы Петровны, обнаружили в 1953 году в Чебоксарах. В кожаном мешочке лежали 62 медные монеты разного достоинства (2, 5 копеек, деньга, полушка). Историки так и не смогли выяснить, кто и при каких обстоятельствах их закопал.
Еще одна коллекция опять-таки медных монет хранится в музее с 1955 года. Эти деньги спрятали, видимо, уже в революцию 1917 года, потому что там монеты большого временного отрезка с 1766 по 1916 год. Есть копейки времен Екатерины II, Николая I, Александра II и Николая II. Вместе с деньгами была медная медаль с отверстием для ленты «За усмирение польского мятежа 1864 года». Кому она принадлежала — опять-таки загадка.
А в другом кладе лежал круглый жетон с дыркой. На нем только номер 3041 и больше ничего. «Возможно, арестантский», — предполагает главный хранитель Национального музея Татьяна Гринева. Почему его схоронили вместе с 200 медными монетами разного времени разного достоинства, опять-таки непонятно. Обнаружили эту находку тоже в Ядринском районе в деревне Персирланы.
Монеты у нас хранятся в том виде, в каком их нашли и принесли нам. Почти все почернели или позеленели. Мы их не чистили, потому что в музее нет реставратора по металлу. Если в ближайшее время наш реставратор по дереву получит еще и квалификацию на работу с металлом, возможно, тогда будем чистить. Работы ему хватит. Нумизматическая коллекция музея насчитывает 17 тыс. предметов.
Татьяна Гринева, главный хранитель Чувашского национального музея, SmartNews
По словам кладоискателей, найти в Чувашии золотые или серебряные монеты — большая удача, в основном попадаются медные. Объясняют это просто: когда Петр I узнал, что марийцы, чуваши и мордва дырявят монеты с царским ликом и делают из них украшения, велел, чтобы на этих землях товарообмен происходил только медью, чтобы не ввозили туда серебро. Кстати, дырявые монеты из женских украшений кладоискатели находят гораздо чаще, чем целые.
В 2011 году в Красноармейском районе Чувашии на месте, где исторически устраивалась ярмарка, нашли серебряный рубль времен Анны Иоанновны. Монета датирована 1734 годом. По нумизматическим каталогам, сейчас ее стоимость оценивается где-то в 2,5 тыс. долларов.
Игорь Павлов, член Федерации приборного поиска России и историко-культурного поискового центра «Обелиск», SmartNews
В музее же хранят серебро более древнего происхождения — времен Золотой Орды и XVI века. У деревни Тихомирово, что в Порецком районе Чувашии, в 1928 году нашли клад из 470 серебряных монет. Причем каждая имеет свое название: Пулар Тимур, Абдаллах Сарай Новый, Хизр Сарай Новый, Джучиды, Бардибек Гулистан. К этому же времени распада Золотой Орды относят и другую находку — 598 монет в деревне Досаево Красноармейского района. Клады находят абсолютно во всех уголках республики.
Вот такой крохотный глиняный горшочек с монетами принес к нам в музей в 1976 году Николай Николаев из Аликовского района. А там были 130 серебряных монет XVI века. Круглые тогда еще не чеканили, поэтому все они разной формы — такие тоненькие, как чешуйки. Пахали поле трактором и нашли этот горшочек.
Татьяна Гринева, главный хранитель Чувашского национального музея, SmartNews
По словам поисковика Игоря Павлова, копать в регионе было бы совсем нечего, если бы у чувашей-язычников не существовало обычая задабривать богов. Причем не животными, не урожаем, а именно деньгами. И республика богата не столько кладами, сколько местами идолопоклонства. Именно у древних кереметей искателям и попадались самые ценные находки. В Красноармейском районе у деревни Кошки есть святое озеро.
Еще до Крещения до вхождения Чувашии в состав Российского государства туда на массовые моления приезжали чуваши со всей окрестности. Попросив о чем-нибудь у божества, они кидали в воду монету. В XVIII веке об этом обычае узнал один нижегородский купец и взял озеро в аренду — якобы для того, чтобы бутилировать и продавать святую воду. На деле же нанял батраков, вырыл каналы и осушил его. Точных сведений нет, но, говорят, со дна было поднято немало старинных серебряных монет.
Впрочем, судьба часто смеется над кладоискателями и подсовывает им «обманки». Как рассказывает Игорь Павлов, в конце мая во время обследования кромки оврага на окраине одной из деревень в Канашском районе металлоискатель издал характерный звук. Мужчина начал копать. На глубине около метра увидел светлый металл.
Вспоминает: «Сердце екнуло в груди, неужели серебро?» Оказалось, «обманки». Крестьяне плавили олово, делали кругляки и в еще теплый металл вдавливали монету. Цифры отпечатывались зеркально. В ход такие «деньги» не пускали, чтобы не прослыть фальшивомонетчиками, а шли с ними к своим кереметям. Крестьяне в Чувашии были государственными, то есть бедными как церковные крысы, а к богам (в XIX веке еще были распространены языческие обряды) с пустыми руками не придешь — вот и выкручивались как могли. Пытались обмануть высшие силы, а на деле вышло, что потомков.
Копают в Чувашии не только свои, часто приезжают москвичи. И некоторые на чужой земле не считаются ни с чем — роют на старых кладбищах, под опустевшими часовнями, разрушенными храмами.
Поисковики, совершая свои рейды по заброшенным деревням, частенько натыкаются на ветхие церкви и часовни. Построенные в XVIII, XIX, XX веках, они являются свидетелями лихих времен. Через них прошли десятки, а может, и сотни тысяч людей, которые радовались и горевали, надеялись на лучшую долю. Многие поисковики уважительно относятся к подобным памятникам истории и архитектуры нашей страны и нашего края. Но находятся и горе-копатели, которым абсолютно безразлично, где «пошариться». Вот и громят остатки полов и близлежащие наделы в надеждах найти поповские червонцы. Одумайтесь, коллеги, пока не поздно. Намоленные веками места могут нести отрицательную энергетику, которая может принести вам только негатив и отрицательный впоследствии результат. Ищите более нейтральные места, и будет вам и всем польза.
Sniper, запись на сайте «Поволжский кладоискатель»
ЧУВАШСКОЕ КЕРЕМЕТИЩЕ, где скрыто серебро
Больше всего преданий о поволжских кладах связано, конечно, с именем Емельяна Пугачева. Во-первых, местные жители, те, что были побогаче, боясь вторжения и разграбления, старались припрятать все ценности. Во-вторых, люди Пугачева свое добро все время с собой не носили и тоже закапывали, надеясь потом в эти края вернуться. К тому же у зачинщиков восстания была своя казна.
Возможно, самым ценным кладом Чувашии, если его когда-нибудь откопают, будет пушка Пугачева. Есть такая легенда, что перед тем, как переправляться через Волгу, его люди загнали в дуло знамена своих отрядов, чтобы они не достались царским войскам, заклепали и закопали где-то на берегу как раз в Мариинско-Посадском районе. Уже приезжало немало искателей, но они так ничего и не нашли. Эти старые знамена будут, пожалуй, и важнее и дороже денег.
Клады монет на территории Чувашии находили неоднократно, в основном это находки монет XIX- начала ХХ вв. Наибольший интерес представляют изученные археологами четыре клада серебряных монет. В 1928 г. К.В. Элле изучил клад у д. Тихомирово Порецкого района, было найдено 489 монет чеканки 1300-1340 гг. с именами ханов Тохтогу, Узбека, Джанибека, Бердибека, Кульпы, Науруза, Хизр и др. Большинство монет чеканено в Сарае, часть – в Гулистане. Болгарского чекана монет нет, т.к. город Болгар потерял тогда свое экономическое значение. В 1938 г. у с. Альменево Козловского района обнаружены 216 монет XIII в., содержащих имя города Кермана, а также серебряная цепь с подвесками и серебряная коробочка.
В 1957 г. В.Ф. Каховский исследовал клад из 558 монет начала XV в. у д. Нимечкасы Красноармейского района.
Монеты в основном чеканены в Болгаре (две в Сарае, на одной указано имя Каффа аль Джедид), монеты обрезаны и подогнаны под вес русских монет (400-800 мг), что свидетельствует об интенсивных торговых связях с Русью.
В 1975 г. у д. Досаево Красноармейского района было обнаружено 598 джучидских монет. Раскопки В.Ф. Каховского показали, что на месте находки клада существовало болгарское селище. Клад был зарыт в XIV в. Обнаружены монеты ханов Тохты (1310-1311 гг.), Узбека (1317-1318 гг.). Джанибека (1348 г.), Бердибека (1357-1359 гг.), Науруза (1359-1360 гг.) и др., последняя – хана Токтамыша (1380-1381 гг.). Имеются анонимные монеты, подражания и одна русская. Таким образом, территория междуречья Свияги и Суры, входящая в состав Болгарского государства, в эпоху Золотой орды была втянута в сферу ее экономических отношений.
ИНТЕРЕСНЫЕ НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ В ЧУВАШИИ
Первые исследования на территории республики проводились в 20-е годы прошлого века. В основном их вели московские археологи, своих специалистов тогда еще не было.
Хорошо известная абашевская культура открыта на территории Чувашии археологом Смолиным. Это уникальная культура, ее памятники встречаются по всей России. Схожие вещи находят даже в Европе.
Хорошо исследованы Чебоксары. Здесь действительно очень трудно найти хотя бы небольшой уголок, некопанный. В Новочебоксарске исследовано Ельниковское городище — поселение раннего железного века. В 1981 году там вел раскопки Борис Каховский. По размерам оно небольшое, скорее всего, это временное убежище — с окрестностей люди приходили сюда, чтоб скрыться от врагов. Хорошо изучен также Толиковский языческий могильник XVI-XVII века. Находили женские украшения, холодное оружие.
В середине июля в исторической части Чебоксар археологический отряд под руководством известного ученого, археолога Бориса Каховского проводил раскопки. На том месте, где когда-то находилась стена Чебоксарского кремля, найдена редкая монета XVIII века. После окончания исследований она займет почетное место в зале Национального музея, посвященном археологическим находкам на территории Чувашии.
Подробности мы решили узнать у Дмитрия СПРЫЖКОВА, руководителя археологической экспедиции Чувашского национального музея.
— Дмитрий Валерьевич, расскажите о монете.
— На лицевой стороне изображен вензель императрицы Екатерины II в лавровом венке под короной, вверху надпись “Монета сибирская”, на оборотной — обозначение стоимости и дата, написанная на щите, который поддерживают два соболя. Она чеканилась с 1763 по 1781 год исключительно для обращения в Сибири.
Губернаторы Сибири постоянно жаловались императрице, что за Уралом нет мелкой разменной монеты. Везти ее из Центральной России дорого и опасно, поэтому встал вопрос о чеканке местной монеты. В 1762 году Екатерина издала указ о постройке монетного двора, где несколько лет спустя начали печатать монеты из колыванской меди с алтайских рудников. Через 15 лет монетный двор в Сузуне закрыли по указу императрицы, так как в меди нашли большое содержание серебра. Последняя партия была отпечатана в 1781 году.
Данная монета — одна из первых, найденных на территории Чебоксарского кремля. Она позволяет датировать остатки деревянных сооружений последней четвертью XVIII века. Примечательно, что на монете выбита дата 1773, в этом году случился разрушительный пожар, в результате выгорело более двух третей территории города.
— Есть предположения о том, как монета могла попасть в Чебоксары?
— Это загадка, которую не так-то просто разгадать. Можно только предположить, что прибыла она в Чувашию с купцами из Сибири.
— Насколько монета известна?
— Она есть в музее Новосибирска, у частных коллекционеров, представлена на нумизматических сайтах.
— Это случайная находка?
— Единичная находка. Мы чистили шестой штык (раскопки ведутся штыками по 25-30 сантиметров), это на уровне метра с небольшим, и вышли на остатки конструкции: вертикально вкопанное большое бревно, дуб или сосна, диаметром 30-40 см. Когда зачистку проводили по дну, там я ее и обнаружил. А деревянная конструкция, видимо, относится к остаткам кремля.
На берегу Волги обнаружена уникальная древняя находка.
Громкая археологическая находка в Моргаушском районе. Исследователям удалось обнаружить на берегу Волги металлургический горн средневековья. Масштабы впечатляют. Альберт Ильин в этом убедился и узнал почему именно на берегу плавили метал.
У археологов небольшая передышка. Тонны аккуратно снятого грунта, регулярные подъемы по скалистому берегу и жара ― условия работы жесткие. Но оно того стоит. Такого на берегу Волги еще не находили.
- Нашли этот горн случайно совершено, ранним утром один из археологов с сыном решили искупаться, ночью был сильный ливень, видимо он подмыл грунт. И выходя из воды, археолог увидел, что сын смотрит, не отрываясь, в одну точку. Отец посмотрел туда же и понял - это открытие.
Предположительно этот горн соорудили в эпоху раннего железа или в средневековье. Наши предки выкопали яму, накрыли куполом, обмазали глиной и отверстие для слива шлаков направили на север. Здесь и сегодня всегда с реки дует ветер ― получалось отличное поддувало.
- Судя по слоям горн использовали раза три. Потом почему-то забросили, - говорит руководитель археологической экспедиции Дмитрий Спрыжков.
Находку археологи называют уникальной. Говорят прямо ― это покруче будет, чем обычный клад с монетами. Правда поработать пришлось изрядно ― попробуйте кисточкой и метелкой тонны грунта переместить.
- Многие думают – клад, клад… А что клад? В Чувашии кладов полно. А вот горн ― он один, - говорит научный сотрудник чувашского национального музея Вячеслав Спиридонов.
А еще помимо кладов в Чувашии много так называемых черных археологов ― настоящих вандалов ― готовых ради артефактов чуть ли не экскаватором землю копать. Ими с переменным успехом занимается милиция, но ущерб все равно велик.
- Теряются уникальные предметы старины, которые могли бы украсить не один музей, - сожалеет руководитель археологической экспедиции.
Археологи Чувашского национального музея получили в Россохранкультуре открытый лист на право проведения раскопок. И сейчас пытаются найти датировочный материал. Кусочек металла того времени ― чтобы точно определить ― когда здесь стучал молот древнего кузнеца. То ли это было первое столетие до нашей эры, то ли средние века. Во всяком случае после 18 века такие горны уже не использовались ― пришли новые технологии.
В Чувашии археологи нашли украшения, которым больше двух тысяч лет.
Клад обнаружили в Вурнарском районе республики. Ученые говорят, что находка уникальная, предметов, старше этих, в Чувашии еще не откапывали.
О месте, где были найдены драгоценности, археологи узнали от историка-любителя. По совету местных жителей он приехал сюда в прошлом году.
- Только начал копать и почти сразу обнаружил старинные украшения, - говорит Игорь Павлов.
Находку он показал специалистам. Оказалось, что драгоценности были сделаны во II-III веке до нашей эры. На место выехали сотрудники института гуманитарных наук и не пожалели. В отвале они нашли элементы доисторических украшений (амулеты, бусы, броши) и кусочки ткани.
Также из захоронения ученым удалось поднять часть человеческих останков, которые сохранились благодаря соприкосновению с нагрудными, шейными и головными бронзовыми украшениями.
- Бронза известна как хорошее консервирующее вещество, - объясняет заведующая отделом археологии Чувашского государственного института гуманитарных наук Наталья Березина.
Археологи уверены, что наткнулись на древнее кладбище, которому более 1700 лет. На территории Чувашии именно этот период истории еще не изучен. Тогда здесь жили предки современных волжских финнов, удмуртов, мордвы и марийцев.
Археологи считают, что рядом вполне могут располагаться и другие, например, мужские захоронения с оружием и даже целые поселения. Чтобы это выяснить, ученые в июне планируют продолжить раскопки.
В Алатыре (Чувашия) археологи нашли древние керамические изделия
В пойме Суры южнее Алатыря (Чувашия) вновь обосновался лагерь археологов. В течение пяти лет здесь ведутся раскопки, но в этом году в лагере собралось рекордное количество участников - более 70. Это студенты и аспиранты Пензенского и Самарского вузов, готовящих археологов, а также московские и питерские ученые, изучающие эпоху мезолита, сообщили ИА REGNUM Новости в администрации Алатыря. Цель раскопок, которые будут продолжены и в следующем году, - создать по находкам хронологический срез более 10 археологических культур, которые представлены на этом сурском участке.
В первые две недели работы на раскопах найдены новые артефакты ранней керамики Европы: предположительно, им 8-10 тыс. лет. Для подтверждения этого требуется проведение лабораторных исследований. Это было первой новостью, с которой поделились участники раскопок с прибывшим в археологический лагерь главой города Михаилом Марискиным.
Археологи обнаружили на раскопках в Чувашии жилища древних хвалынских племен
Чувашские археологи обнаружили в Алатырском районе республики жилища хвалынских племен, живших на территории региона приблизительно 6 тысяч лет назад (около 4 тысяч лет до нашей эры), а также наконечники стрел, топоров и ножей тех времен, сообщила РИА Новости завотделом археологии Чувашского госинститута гуманитарных наук Наталия Березина.
По ее словам, жилища были обнаружены археологами впервые. По оценке ученых, племена проникли на территорию нынешней Чувашии со стороны Самарской и Саратовской областей в эпоху медно-каменного века.
«Уникальность этой культуры в том, что они принесли с собой новые культурные традиции и традиции изготовления кремния, а также оказали влияние на другие племена, живущие на территории нынешней Чувашии, так называемые волосовские племена, названные так в честь деревни Нижегородской области Волосово», — рассказала Березина.
Она отметила, что жилища представляли собой прямоугольные наземные конструкции. «Не бревенчатые, не сруб, а прямоугольные каркасные домики. По углам домиков стояли столбы, которые были обтянуты неким покрытием», — сообщила собеседница агентства.
Березина подчеркнула, что, помимо новых традиций обработки кремния, хвалынские племена известны тем, что были первыми, кто овладел технологиями изготовления меди.
«С их приходом на территорию современной Чувашии изменилось коренным образом все: и хозяйственный уклад, и технология изготовления ножей, и в последующем культура финно-угорских племен», — заявила Березина.
В ходе исследования жилищ хвалынских племен экспедиция раскопала и набор каменных орудий, применявшихся в то время: наконечники стрел, топоров и тесел, крупных ножей на кремниевых пластинах.
Также в рамках экспедиции археологи раскопали керамическую посуду ранних неолитических племен, живших около 3 тысяч лет назад и пришедших с нынешней территории Ростовской области, и гончарные керамические изделия торгового поселения приблизительно 13-14 веков нашей эры, импортированные из крупных ремесленных центров Волжской Булгарии. Одна из крупных находок той поры — «бусинная бронзовая серьга с ажурными серебряными вставками», которая, как отметила собеседница агентства, принадлежала состоятельной женщине из купеческого сословия.
«В это время на берегу реки Утюж в Алатырском районе Чувашии, вероятно, было торговое поселение, которое стояло на сухопутном пути из Волжской Булгарии на Русь. В этом поселении жили как предки современных финно-угорских племен, так и булгары. Мы нашли как гончарную, так и лепную керамику этой поры», — сообщила Березина.
Экспедиция проводилась совместно археологами Пензы и Самары, а также волонтерами из Чехии и Словении и состояла из 90 человек. Все находки археологов хранятся в Чувашском государственном институте гуманитарных наук и в скором времени будут выставлены для всех желающих.
В Чувашии охотились на мамонтов и оставляли рунические надписи
В булгаро-чувашском святилище в Чебоксарском районе археологами были обнаружены каменные плиты, одна из которых содержит следы рунической надписи, насыпи обожженных костей жертвенных животных (до двух метров в высоту и десять метров в диаметре), ритуальные кострища и другие уникальные объекты.
В Алатырском районе раскопали древнейшую в Европе керамическую посуду, которой более семи тысяч лет. Горшки изготавливались из речного и озерного ила.
С этой культурой связывается переход к новой эпохе - неолиту.
В Вурнарском районе археологи обнаружили погребальный памятник древнейшей мордвы, занимавшей в первом тысячелетии нашей эры северную часть современной Чувашии.
Археологами изучено пять погребений длиной до трех метров, в которых найдены человеческие останки, посуда, украшения, орудия труда и предметы вооружения.
Некоторые погребения позволяют узнать, как выглядела одежда людей, живших почти две тысячи лет назад.
Это интересно
В Цивильском районе находится стоянка первобытных людей «Шолма», охотившихся на мамонтов. Это место считается самым древним археологическим памятником в Чувашии, существовашим 12-14 тысяч лет назад.
В уходящем году здесь ученые раскопали уникальную находку - кость ископаемого бизона со следами разделывания древним человеком.
Не знала, что в Чувашии есть такие интересные места и находки.
И не только в Чувашии. Я думаю, весь тот край ещё только предстоит открыть. То что мы знаем о культуре людей там живших - просто ничтожно мало, а многие открытия просто замалчиваются официальной наукой т.к. не вписываются в их колею. Хорошо если хотя бы наши внуки смогут чуть приоткрыть тайны Чувашии и близлежащих регионов.
Емельян Пугачев в допросе признался, что вез с собой около десяти миллионов золотых червонцев. Отряды Михельсона у Кокшайска сели восставшим “на хвост”. И Пугачев спрятал свой клад у Сундыря. Но точное местонахождение клада неизвестно. Его до сих пор ищут историки и археологи. Они полагают, что ценности спрятаны либо у Государевой горы, либо у Черной речки, протекающей между поселком Спиртзавод и обозным заводом. Д. Федоров уверен, что рано или поздно пугачевский клад будет найден. У Черной речки уже находили россыпи екатерининских медных и серебряных монет.
Предание сообщает, что дер. Имбюрти (Ёмпурт Туда), что в Цивильском районе, образована переселенцами из дер. Второй Тойзи. Первым выселился богатый чуваш, который поставил на новом месте большой дом из семи покоев. У него было семь жен, и каждая жила в отдельном покое, каждая имела лучинник для освещения ночью своей комнаты. От большого дома богача исходит и наг звание деревни: Ём пурт означает Мон пурт-«Большой дом». Сей богатый чуваш имел пивной котел золотых монет, который был им зарыт. Об этом узнали воры. Однажды днем, нарядившись в одежду путешественников, зашли к богатею в дом. Хозяин и все его домочадцы были в то время в поле на жнитве.
Как только зашли в дом воры, пришла домой одна из жен богатея варить похлебку для работников. Воры стали допытывать се и уговаривать ее показать место хранения денег мужа. Та не знала места и не смогла выдать спрятанных денег. Но коварная жена богатея обещала ворам пустить их ночью в покой мужа. Как только воры постучались ночью в дверь, она пустила их в дом. Воры тут же схватили богатея и стали пытать его, подводя зажженные лучины к нижней части, и требовать припрятанные деньги и остальное богатство. Старик молчал и тайну свою не открыл до смерти. Клад его остался неизвестным до наших дней.
Новые Ачакасы Канашского района записал такое предание: «В лесу Новых Ачакасов имеется одно очень интересное место. Здесь во времена царицы Екатерины Первой был водочно-пивной завод. Его содержал купец Кудельников. По рассказам стариков, он был очень злым человеком, угнетал чувашей нещадно. Тех работников, которые на работе получали увечья (сусарланна е аманна), он скармливал своим собакам а их у него было более ста. Когда царица Екатернна узнала о его тайном заводе, Кудельников сжег его, золото свое спрятал в колодце, а сам сбежал. Впоследствии многие искали это золото, но не нашли.
Продолжение => здесь.
www.chgign.ru
Каталог находок
К оглавлению книги «Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.» | К следующей главе
Система измерений.Графическое пояснение к Каталогу находок.
Наименование населенных пунктов и областное деление, приведенные в каталоге, соответствуют существовавшим в момент обнаружения предметов и тем данным, под которыми они уже опубликованы или значатся в музейных описях. В графе «Источник информации… » указываются, если возможно, наименование периодического или серийного издания, страница и номер рисунка. Год и место издания приводятся один раз и при повторных ссылках опускаются. Тире обозначает отсутствие сведений. Система измерений вещей, использованная при составлении каталога, поясняется на прилагаемой схеме. Вещи, тип которых по тем пли иным причинам не был установлен, пронумерованы в каталоге не арабскими, а римскими цифрами. Номер, который имеет вещь в каталоге, сохраняется на картах, в тексте и в сносках. Нумерация предметов для каждого раздела каталога самостоятельна. В разделах о кольчугах и щитах вещи в пределах указанных хронологических периодов перечислены в географической последовательности с севера на юг, в разделе о шлемах эта же последовательность сохранена, только предметы сгруппироваваны вместе еще и по типам.
[adsense]
КОЛЬЧУГИ IX —X вв
КОЛЬЧУГИ IX —X вв.
КОЛЬЧУГИ IX —X вв.
КОЛЬЧУГИ IX —X вв.
ШЛЕМЫ X—XIII вв.
ШЛЕМЫ X—XIII вв.
ШЛЕМЫ X—XIII вв.
Щиты X—XI вв.
Щиты X—XIII вв.
К оглавлению книги «Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.» | К следующей главе
В этот день:
Нет событий
arheologija.ru
Древний Сувар: археологические исследования и находки
ББК 63.4 Д 73
Одобрено редакционно-издательским советом КЮИ МВД России
Рецензенты:
Хузин Фаяз Шарипович — доктор исторических наук, профессор заведующий кафедрой истории Татарстана ТГПТУГазимзянов Ильгизар Равильевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального центра археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики ТатарстанКамалов Айрат Ленарович — преподаватель кафедры истории государства и права России, зарубежных стран и международного права Казанского юридического института МВД России
Древний Сувар: археологические исследования и находки / авторы-составители А. А. Хайдаров и др.; под ред. А. Г. Мухамадиева. — Казань: КЮИ МВД России, 2009. — 207 с.
Авторы рассматривают этапы создания Суварского музея-заповедника и его современное состояние, содержание источников, посвященных исследованию Сувара, а также представляют описание наиболее значимых находок, сделанных на исследуемом городище.Книга снабжена большим количеством иллюстраций.Пособие предназначено для специалистов, изучающих историю и культуру Волжской Булгарии, а также для широкого круга читателей.
Книгу подготовили:Хайдаров Альберт Анварович — преподаватель Казанского юридического института МВД России (раздел I, II, V)Набиев Рустам Фанисович — к.и.н., доцент Казанского юридического института МВД России (раздел III)Садриева Нинель Масгутовна — старший научный сотрудник Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (БГИАМЗ), заведующий филиалом «Сувар» (раздел II, IV)Рыбаков Александр Юрьевич — смотритель отдела охраны памятников Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (раздел II, V).
5 Хлебникова Т.А. Раскопки на городище Сувар в 1974 году
6 Хузин Ф.Ш., Шарифуллин Р.Ф. Город Сувар
7 Губайдуллин А.М. Фортификация города Сувар
8 Фахрутдинов Р.Г. «Мелодия камней»
Раздел III О термине сабар-сувар-сибир-север
1 Сабары
2 Традиции градостроительства
Раздел IV. Музей Сувар
1 Город дивный, город древний
2 Этапы создания Суварского музея-заповедника 1968—2008 гг.
3 Становление музея «Сувар» 2000—2008
Раздел V. Находки и их описание
Библиография
Обращение к читателям
Смотрите также
xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai
Сувар (город) Википедия
Расселение болгарских племен в Волжской Болгарии
Сувар (тат. Суар, чуваш. Сăвар) — город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров не позднее IX века и существовал до 1236 года. Разрушен в 1236 году в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату, и больше не восстанавливался.
Описание
В Суваре были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), чеканилась (X в.) монета. Население занималось также земледелием и скотоводством.
В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Булгаром, еще в 920-х годах. По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть».
Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества — эмирата, политически независимого от Болгарского.
Исследования
Городище Сувар, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ахмарова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933—1937 годах на нем производил исследования А. П. Смирнов, в 1974—1975 годах — Т. А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах — Ф. Ш. Хузин и Р. Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения.
Наиболее известные работы о городище Сувар, вышедшие в последнее время:
Древний Сувар: архелогические исследования и находки / авторы-составители А. А. Хайдаров и др. под ред. А. Г. Мухамадиева. — Казань: КЮИ МВД России, 2009. — 206 с.
Древний Сувар: каталог археологических находок / авторы-составители А. А. Хайдаров, Н. М. Садриева; под науч. ред. проф. Ф. Ш. Хузина. — Казань: Институт им. Марджани АН РТ, 2012. — 244 с.
Местоположение
Городище расположено рядом с деревней Татгородок Спасского района Республики Татарстан около современного села Кузнечиха.
Ссылки
wikiredia.ru
Сувар — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сувар (тат. Суар, чуваш. Сăвар) — город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров не позднее IX века и существовал до 1236 года. Разрушен в 1236 году в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату, и больше не восстанавливался.
Описание
В Суваре были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), чеканилась (X в.) монета. Население занималось также земледелием и скотоводством.
В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Булгаром, еще в 920-х годах. По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть».
Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества — эмирата, политически независимого от Болгарского.
Исследования
Городище Сувар, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ахмарова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933–1937 годах на нем производил исследования А.П. Смирнов, в 1974–1975 годах – Т.А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах – Ф.Ш. Хузин и Р.Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения.
Наиболее известные работы о городище Сувар, вышедшие в последнее время:
1. Древний Сувар: архелогические исследования и находки / авторы-составители А.А. Хайдаров и др. под ред. А.Г. Мухамадиева. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 206 с.
2. Древний Сувар: каталог археологических находок / авторы-составители А.А. Хайдаров, Н.М. Садриева; под науч. ред. проф. Ф.Ш. Хузина. - Казань: Институт им.Марджани АН РТ, 2012. - 244 с.
Местоположение
Городище расположено рядом с дер. Татгородок Спасского района Республики Татарстан около современного села Кузнечиха.
Напишите отзыв о статье "Сувар"
Ссылки
[suvar.net/ Сайт филиала «Сувар» Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника]
[xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ Сайт «Сувары.рф»]
Отрывок, характеризующий Сувар
Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы: – «Миром господу помолимся». «Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа. – О свышнем мире и о спасении душ наших! «О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», – молилась Наташа. Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него. Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу богу предадим». «Сами себя богу предадим, – повторила в своей душе Наташа. – Боже мой, предаю себя твоей воле, – думала она. – Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня! – с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков. Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась богу о том, чтобы он помог ей. Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из Синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия.
wiki-org.ru
Древний Сувар: археологические исследования и находки
ББК 63.4 Д 73
Одобрено редакционно-издательским советом КЮИ МВД России
Рецензенты:
Хузин Фаяз Шарипович — доктор исторических наук, профессор заведующий кафедрой истории Татарстана ТГПТУГазимзянов Ильгизар Равильевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального центра археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики ТатарстанКамалов Айрат Ленарович — преподаватель кафедры истории государства и права России, зарубежных стран и международного права Казанского юридического института МВД России
Древний Сувар: археологические исследования и находки / авторы-составители А. А. Хайдаров и др.; под ред. А. Г. Мухамадиева. — Казань: КЮИ МВД России, 2009. — 207 с.
Авторы рассматривают этапы создания Суварского музея-заповедника и его современное состояние, содержание источников, посвященных исследованию Сувара, а также представляют описание наиболее значимых находок, сделанных на исследуемом городище.Книга снабжена большим количеством иллюстраций.Пособие предназначено для специалистов, изучающих историю и культуру Волжской Булгарии, а также для широкого круга читателей.
Книгу подготовили:Хайдаров Альберт Анварович — преподаватель Казанского юридического института МВД России (раздел I, II, V)Набиев Рустам Фанисович — к.и.н., доцент Казанского юридического института МВД России (раздел III)Садриева Нинель Масгутовна — старший научный сотрудник Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (БГИАМЗ), заведующий филиалом «Сувар» (раздел II, IV)Рыбаков Александр Юрьевич — смотритель отдела охраны памятников Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (раздел II, V).