Термы Диоклетиана в Риме — огромный комплекс для водных процедур. Древний рим термы
Термы в эпоху Римской империи
Центральные термы Помпей. Комплекс терм в Байях. Термы Тита. Термы Траяна. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Большие термы Лептис Магны. Термы в Тене
Среди общественных сооружений Рима огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по их склонностям, отдыхали и развлекались.
К началу империи в Риме было около 170 терм — государственных и частных. К IV в. н.э. их насчитывалось уже около тысячи. На каждый из 14 районов города приходилось от 60 до 80 терм. Особо выделялись колоссальные императорские термы.
В первые годы после образования империи возводились термы, подобные помпейским, с односторонним расположением банных помещений относительно палестры. Таковы Центральные термы Помпей (рис. 92), освещавшиеся большими застекленными окнами, и плохо сохранившийся комплекс терм в Байях (рис. 93). Фригидарий терм Меркурия представлял собой купольную ротонду (диаметром 21,5 м), предвосхитившую Пантеон своей конструкцией и масштабом. Этого рода сооружения продолжали строиться и позже, во II в.: Суранские термы в Риме на Авентине и термы Нептуна в Остии. Но ведущим стал другой тип, выработавшийся на протяжении 1 в. н.э. в не дошедших до нас столичных термах Агриппы (25 г. до н.э.) и Нерона (64 г.) на Марсовом поле и в термах Тита, законченных Домицианом. Известно, что в термах Нерона усложнился состав помещений за счет расширения гимнастического сектора. Термы Тита, известные по рисунку Палладио (рис. 94), уже имели симметричный план с расположением по главной оси кальдария, тепидария и фригидария и с двумя группами одинаковых помещений (вестибюля, раздевальни, залы для омовения, массажа и сухого потения) по сторонам от них. Таким образом, посетители сразу разделялись на два изолированных потока, которые после прохождения предварительных процедур объединялись в главных залах в центре терм и оттуда возвращались в раздевальни и приемные. План определялся рациональным кольцевым движением посетителей, симметричным главной оси сооружения.
95. Рим. Термы Траяна, 110 г. н.э. План
Термы Траяна, возможно, построенные Аполлодором (110 г., рис. 95), были ориентированы не по странам света, а под углом к ним, что давало обращенному на юго-запад и сильно выступающему зданию кальдария наибольший дополнительный обогрев в часы максимальной посещаемости терм, а выходившему на северо-восток фригидарию — затененность. Эта ориентация станет обязательной для терм последующего времени. Меньшие помещения по сторонам от главных, к которым прибавился большой плавательный бассейн, сгруппированы здесь более компактно, чем в термах Тита. Банный комплекс выделился в почти квадратное здание с повышенной средней частью, примыкающее к входной стене ограды и занявшее середину территории терм. Главная ось всего комплекса четко обозначалась выступом кальдария, большим полукружием ограды напротив него и выступающими вперед вестибюлями, фланкированными экседрами ограды. По внутреннему периметру терм в многочисленных помещениях разных форм размещались библиотеки, залы для бесед и отдыха, палестры, бассейны, нимфеи. В зоне отдыха имелись беговые дорожки и цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоев римского населения (богатые римляне предпочитали небольшие частные бани). Поэтому наряду с хлебом и зрелищами термы, также отвлекавшие толпу от политических проблем, играли важную роль во внутренней жизни империи, и их строительство предпринималось и поощрялось императорами и их наместниками в провинциях.
Наибольшим размахом и пышностью отмечены термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов (рис.96—100).
В планировке колоссальных терм (450 Х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в банный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Склон участка послужил также опорой зрительских мест стадия для гимнастических игр, устроенного у подножия резервуара. По сторонам от стадия располагались библиотеки, Ниже простиралось парковое пространство, ограниченное банным корпусом и полукружиями боковых выступов терм. Оно предназначалось для спорта, развлечений и отдыха среди зелени, статуй и у фонтанов нимфеев, для встреч и бесед в смежных с нимфеями залах больших полукружий.
В главной северо-восточной половине терм были сосредоточены разнообразные помещения для омовения, начиная от маленьких номерных бань на одного человека (или на семью), находившихся наряду с конторами и магазинами вдоль стен ограды, и до огромных великолепных залов главного корпуса.
Вся эта часть комплекса была расположена на субструкциях, поднимавших на 6 м уровень терм по их северо-восточной границе. Все обслуживание (котельные, водопровод и пр.) было помещено внизу между субструкциями. Главный корпус (214X110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом. Оттуда через небольшой тепидарий с теплыми ваннами попадали в центральный зал терм — фригидарий (ранее ошибочно принимавшийся исследователями за тепидарий), расположенный на пересечении осей здания и открывавшийся в широкий бассейн для плавания. Фригидарий имел пролет 19 м и был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами, опиравшимися на восемь столбов с приставными колоннами. Распор свода воспринимался группой более низких сводчатых помещений, окружавших ядро здания. Огромные окна фригидария над уровнем их крыш ярко освещали зал. Разные по размерам и форме помещения были умело сопоставлены, оттеняя особенности друг друга. То же и в объемной композиции здания, где огромный купол кальдария и высокие крестовые своды фригидария выделялись среди более низких цилиндрических, коробовых и крестовых сводов (см. рис. 98).
В противоположность непритязательности оштукатуренных фасадов терм интерьер поражал роскошью отделки. Подогретые изнутри горячим воздухом стены, своды и полы были облицованы цветным мрамором, порфиром и украшены великолепными мозаиками. Колонны с фигурными капителями, статуи и красивые каменные чаши, игра воды в фонтанах и бассейнах дополняли пышное внутреннее убранство терм Каракаллы.
101. Рим. Термы Диоклетиана, 306 г. н.э. Реконструкция (разрез)
102. Рим. Термы Диоклетиана. Генеральный план
Термы Диоклетиана (306 г.), меньшие по общим размерам (316 X 356 м), чем термы Каракаллы, имели большую вместимость главного корпуса (244X144 м). От терм Каракаллы они отличались лишь иными очертаниями внешней линии здания и несколько иными формами внутренних помещений (рис. 102). Размеры окружающих фригидарий боковых помещений, расположенных анфиладами, здесь ближе друг к другу по величине, благодаря чему нагрузка свода воспринималась более равномерно. В провинциях ни один из специфически римских типов сооружений не получил такого широкого распространения, как термы. Они встречаются на всем обширном пространстве Римской империи — от Британии до Евфрата. Во многих городах их известно несколько. Это объясняется не только тем, что с I в. н.э. вошло в обычай ежедневное посещение терм, но и тем, что термы помимо своего прямого назначения служили также еще и своеобразными местными клубами и частое посещение их было одним из признаков «римского образа жизни».
Широкое распространение этого типа сооружений начинается в провинциях только со II в. н.э., когда в Риме и Италии достаточно определились структура и типы терм. В провинциях копировали столичные образцы развитых типов, приспосабливая их к местным условиям. Многие из провинциальных терм II в. следовали типу терм Траяна: Северные термы древнего Парижа — Лютеции и термы Барбары в Августе Треверов.
103. Лептис Магна. Большие термы II в. н.э. План
В малоазийских и североафриканских термах была введена дополнительная галерея, охватывающая с трех сторон комплекс основных помещений. Она помогала циркуляции посетителей и отчасти принимала на себя функцию аподитерия. Впервые это нововведение появляется в больших термах Лептис Магны (рис. 103). Иногда эта галерея превращается в широкий коридор, заканчивающийся на концах двумя поперечными залами (термы Антонина Пия в Эфесе). Появление этого элемента часто сопровождалось сокращением размеров фригидария.
Некоторые из провинциальных терм не имели симметричного плана, характерного для римских терм II в. н.э. Таковы термы Фаустины в Милете, центральное ядро которых предварялось смещенным в сторону, вытянутым аподитерием, резко нарушавшим симметрию плана, а также Большие термы Кирены.
104. Тена. Термы. План
Своеобразны центрические в плане термы в Тене (Северная Африка) с круглым фригидарием в середине (рис. 104). В конце периода империи в Августе Треверов были возведены Императорские термы, повторяющие термы Диоклетиана. Интересны также сооружения, строившиеся на естественных горячих источниках и бывшие своего рода бальнеологическими курортами. Наиболее известны среди них так называемые Флавиевы воды (Эль-Хаммам) в Северной Африке. От горячего источника по каналу вода поступала в бассейн, откуда трубы подводили ее к различным помещениям.
Глава «Термы» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Античные бани Рима | Исторические сюжеты
Если вы думаете, что хорошо знаете, что такое баня, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Пройдемся по руинам грандиозных древнеримских бань, или терм, с фотокамерой, чтобы показать вам былое величие этих казалось бы простых сооружений…
Римские термы – это не просто бани, а по своей сути нечто большее, что-то вроде оздоровительно-развлекательных центров. Не все, конечно, а те, которые были большими. Всего в городе, как пишут, было несколько сотен больших и малых терм. Мы расскажем о двух – знаменитых термах Каракаллы и Диоклетиана.
Тeрмы Каракaллы – это термы императора Каракаллы, официально именуемые Антониановыми. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
Уже в V в. н. э. термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежал в парке, который был окружен сплошной линией разных помещений.
В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала были вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещался ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод.
Графическая реконструкция одной из частей терм Каракаллы.
Первые термы в Риме выстроил известный государственный деятель Агриппа в 1-м веке до н. э., завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Затем термы стали строить императоры – Нерон, Тит, Траян и др. На фото: руины терм Каракаллы.
Внутри императорские термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. Снаружи термы были облицованы мраморными плитами. Основу терм составлял комплекс специальных помещений.
Одежду оставляли в раздевалке (apodyterium), затем посетитель мог заняться спортом или смазать тело маслами. Банная «программа» начиналась с купания в холодной воде во frigidarium, затем в чуть теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium, с теплой водой. На фото: руины терм Каракаллы.
Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. На фото: руины терм Каракаллы.
Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры.
Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. На фото: руины терм Каракаллы.
Внешняя сторона терм Каракаллы, смотрящая на улицу. Здесь рядом находится вход на территорию этого памятника. Билет стоит около 5 евро.
Перед главным комплексом расположен парк, тоже являвшийся частью терм. Здесь даже, вроде бы, находился небольшой стадион. Туристов на территории терм очень мало, поэтому побродить тут очень приятно.
Современный вид на термы Каракаллы. Даже в разрушенном состоянии они потрясают своей масштабностью.
Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй).
Сейчас в термах можно увидеть вот такие остатки мозаичных полотен, украшавших пол и стены.
Остатки помещений терм Каракаллы с мозаичным полом.
Упадок терм Каракаллы наступил в поздней античности, якобы после разрушения варварами акведука, снабжавшего термы водой. Естественно, поверить в то, что люди не захотели восстановить водоснабжение, просто решив больше не мыться, невозможно. Скорее всего, реальной причиной запустения этих и других терм послужило воцарение христианской идеологии, в которую бани не вписывались.
Постепенно термы Каракаллы теряли свой облик – римляне растаскивали их буквально на части. В течение многих веков величественное сооружение служило источником строительных материалов.
А это термы императора Диоклетиана. Точнее, то, что от них осталось.
Строительство терм началось в 298 году. В 305 году они были освящены в честь Диоклетиана. Бани площадью более 13 га были построены по плану сходному с термами Каракаллы. Сооружения вмещали до 3 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.
Как и термы Каракаллы, термы Диоклетиана строились из кирпича и бетона.
В наше время в термах Диоклетиана расположен Национальный римский музей, в котором помимо прочего собрана одна из самых больших коллекция античной скульптуры.
Древний саркофаг на территории терм Диоклетиана. Лица изображенных людей явно сбиты. Кому они помешали?
На территории бывших терм Диоклетиана находятся также христианские церкви. Эта церковь – Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири – является перестроенной частью терм. Ее фасад – это стена кальдария (горячего помещения бани).
Считается, что строительство церкви было проведено по проекту Микеланджело и закончено в 1566 г. Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII-XVIII веков.
link
storyfiles.blogspot.com
Термы Диоклетиана в Риме: история, особенности посещения
Римляне были специалистами не только в военном деле и искусстве. Построенные в 3 веке нашей эры Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano) были поистине венцом творения инженерной мысли того времени. Техническое оснащение бань намного опередило своё время. По удобству и качеству исполнения термы могут соперничать с современными СПА-комплексами современности. Своему названию термы обязаны римскому императору Гаю Аврелию Диоклетиану, того самого, который в конце правления отрёкся от власти и удалился на малую родину выращивать капусту.
Территория, отведённая для строительства, равнялась 30 гектарам. Одновременно в банях могли принимать водные процедуры свыше трёх тысяч человек, для которых были установлены индивидуальные ванны и оборудованы общественные парильни. К услугам посетителей также были построены три больших бассейна. Вода в ванны и бассейны подавалась прямотоком по сложной конструкции водопровода, подключённого к отводу акведука Марция.
Горожане (а вход был разрешён всем свободным гражданам) не только мылись, но и культурно проводили время в садах со скульптурами, посещали представления в амфитеатре, читали книги в библиотеке и занимались физическими упражнениями в гимнастическом зале.
К сожалению, к 7 веку Термы Диоклетиана пришли в упадок и постепенно разрушались. В середине 16 века великий скульптор и архитектор Микеланджело построил на останках бани новый терм в стиле эпохи Возрождения и монастырь.
Лечебные свойства Терм
Купание в тёплой воде, богатой минеральными солями, считалось с древних времён целебным мероприятием. Гидротерапия в термальных источниках, по мнению Гиппократа, положительно влияла на общефизическое состояние человека. Особую ценность римские термы получили, благодаря подаче в ванны воды различной температуры. Удивительным образом был организован нагрев воды солнечными лучами, при этом вода в затенённых участках оставалась прохладной. Римские медики отмечали особые химические и физические свойства воды из источников, которая оказывала благотворное влияние на здоровье римлян.
Грандиозные Термы в наши дни
Сегодня Термы Диоклетиана представляют собой интересный архитектурный памятник, разделённый на три части в окружении садов площади Республика.
Часть территории была отдана под главную экспозицию Национального Римского Музея, или Музея Терм. Экспозицией музея являются сами стены терм, античные скульптуры (в том числе творения самого Микеланджело) и другие предметы из жизни древнего Рима. Другая часть Терм Диоклетиана была перестроена в базилику Сан-Бернардо-алле-Терме. Остальные строения в виде руин оставлены современным туристам, бывающим в Риме, для изучения и восхищения.
Рекомендуем также посетить термы Каракаллы.
Проезд и условия посещения
Термы расположены на улице Энрико Де Никола (Via Enrico de Nicola) в доме №79. Лучший способ добраться до терм и музея – воспользоваться римским метрополитеном. Выходить нужно на станциях Республика (Repubblica) или Термини (Termini), далее следуя указателям пройти пешком несколько сотен метров. Другой способ проезда: автобусы №№ 82, 61, 62, 60, 492 до остановки Cernaia.
Вход для иностранцев платный, билеты продаются в кассах. Стоимость ознакомления с термами – 8,5-12 евро в зависимости от количества достопримечательностей для осмотра. За максимальную стоимость в 12 евро туристы получают возможность в течение нескольких дней осмотреть Термы в полном объёме. Посещение для туристов разрешено во все дни кроме понедельника, с 9:00 до 19:45, кассы закрываются за полчаса до окончания работы.
Недалеко от терм находится церковь Санта-Мария-делла-Витториа, выполненная в стиле барокко.
Узнайте, во сколько вам обойдётся путешествие в Рим:
Поделиться с друзьями в социальных сетях:
rome-travel.ru
Термы Каракаллы — лучший подарок народу от далеко не лучшего императора Рима
Термы в Древнем Риме были не столько баней, сколько развлекательным центром. Так императоры боролись со скукой своих малоимущих граждан. Впадая в беспросветную печаль и меланхолию, римляне даже пытались устроить революцию, чтобы хоть как-то развлечься. Императоры знали об этой проблеме и старались разнообразить общественную жизнь столицы самыми разными зрелищами и удовольствиями.
От некогда великолепных, поражающих воображение граждан терм императора Каракаллы остались лишь руины, но и сегодня они передают атмосферу былого величия и роскоши.
На карте любого римского путеводителя Термы Каракаллы обозначены, как одна из основных достопримечательностей «вечного города». Добраться до руин «банно-развлекательного» комплекса можно на метро (остановка Circo Massimo, линия В), или на автобусах 118, 160 и 628.
Входной билет стоимостью в 6 евро даёт право на осмотр ещё двух римских достопримечательностей — вилла Квинтиле и мавзолей Цецилии Метеллы. Дети до 17 лет допускаются бесплатно.
Комплекс Терм Каракаллы открыт для посещения круглый год с 9 часов утра по 18:30 часов (по понедельникам до 14:00 часов).
В кассе посетителям предлагают аудиогид (5 евро). Экскурсовода придётся оплачивать отдельно — желающих просветить вас хоть отбавляй. Перед тем, как согласиться на услуги (просят от 10 до 20 евро) частного гида, попросите предъявить сертификат.
Теперь пора окунуться в древнюю историю «банного дела» в Древнем Риме.
Каракалла — коварный, трусливый, но щедрый
Отец Каракаллы Септимий Север завещал своим наследникам жить в дружбе, заботиться о развлечении пролетариев и щедро одаривать легионеров. Первое наставление строитель терм выполнил странным образом — уничтожил всех своих конкурентов и друзей: отца отравил, брата зарезал, остальные сами перестали «дружить» с жестоким владыкой. Остальные пункты поучения выполнял неукоснительно. Солдатам платил щедро, хлеб неимущим раздавал часто, бои и состязания устраивал регулярно. Боясь, что всех благодетельств недостаточно (он всю жизнь этого боялся), решил построить грандиозные термы.
Строительство продолжалось пять лет. Римляне приходили посмотреть на стройку, подобный размах и для них был удивителен.
Открытие в 217 году проходило уже без Каракаллы. Его успели зарезать бывшие друзья, недовольные скверным характером императора. А вот банно-развлекательный комплекс до сих пор считается самым щедрым подарком императора народу Рима.
Термы: баня, клуб, салон красоты, концертный зал, стадион
Далеко не все римляне могли себе позволить личную виллу с бассейном. Для большинства жителей имперской столицы единственной возможностью почувствовать все преимущества римского гражданства было посещение терм. Здесь можно было провести весь день, провести насыщенно и интересно.
К услугам посетителей были открытый бассейн с прохладной водой, горячие ванны, ложе для отдыха, залы для философских бесед, площадки для гимнастических упражнений и «тихих игр», богатая библиотека. Обслуживала посетителей армия специально обученных рабов. Они раздевали, одевали, делали массаж, умащивали пахучими маслами, инструктировали желающих заняться спортом, служили библиотекарями и консультантами для спорщиков (это чаще всего были рабы-греки с энциклопедическими знаниями).
На одной из открытых площадок терм выступали артисты, гимнасты, жонглеры. Их выступления были совершенно бесплатными, но в случае успеха в банях, им была гарантирована безбедная жизнь в Риме, приглашения на частные вечеринки и государственные праздники. Творческие люди со всей Европы стремились выступить именно здесь, чтобы получить «путевку в жизнь».
Внутренняя отделка терм была изысканной и монументальной: специально для главного зала из Греции были доставлены статуи Геракла, отдыхающего после подвигов. Полы и стены украшали мозаики, вместо окон — тончайшие пластины из полупрозрачного камня. Свет, проникающий через эти окна, окрашивал стены и полы в золотистый цвет, что делало обстановку в термах еще шикарнее.
Римская баня — это смесь из собственно бани, дома культуры, клуба по интересам, фитнесс-центра и салона красоты. В период расцвета заведения здесь проводили время до 1300 римлян одновременно.
Термы Каракаллы в Риме снискали жестокому и вероломному императору добрую славу и благодарность горожан. Более трёх веков служили они имперской столице, пока варвары не перекрыли акведуки, по которым сюда поступала чистейшая вода из горных источников. Термы Каракаллы медленно, но верно разрушались.
Остатки былой роскоши
Современное состояние Терм Каракаллы — могучие руины. Монументальность развалин, в которых угадывается имперский размах и неограниченные финансовые возможности, заставляют туристов засомневаться в искусственном происхождении постройки. Многие даже не воспринимают это как архитектуру.
В каждом зале, у каждой стены или опоры есть таблички с пояснениями. Сохранились фрагменты внутренней отделки и мозаичных полов. Бродить самостоятельно, без сопровождения гида, особого удовольствия не доставит. Вся прелесть этого места «оживает» только в сопровождении рассказа профессионального гида, который украсит свой рассказ легендами, преданиями и забавными фактами.
Аудиогид поможет в том случае, если английский (немецкий, французский и т.д.) для вас не проблема.
Изучив руины терм Каракаллы, отправляйтесь дальше знакомиться с достопримечательностями итальянской столицы. Мест, которые стоит посетить множество, перед туристами встает непростой выбор, куда пойти в первую очередь, а что оставить на «закуску». Чтобы облегчить вашу жизнь, мы расскажем, что ещё посмотреть в итальянской столице и в её окрестностях.
Отзывы посетивших
Алексей, 24 года, Хабаровск:
«В Термах Каракаллы провели около часа. Осмотреть можно было бы и быстрее, но уж больно интересно рассказывал экскурсовод (заплатили 15 евро, стоял с табличкой у входа). Без него впечатления остались бы жутковатые — огромные стены, колонны. Экскурсовода брать надо обязательно».
Надежда, 45 лет, Брянск:
«Развалины терм Каракаллы нашли без проблем. Внутрь не заходили, осмотрели вокруг. В Италии есть много грандиозных развалин, но эти производят особенно сильное впечатление. Фото на фоне получились замечательные».
PS. Немецкий «аналог»
Историческая справка: Римская империя в период своего расцвета включала в себя практически всю территорию западной Европы. Традиции, обычаи, государственная политика и правовые нормы были едиными на всей «римской земле».
В германском Баден-Бадене (бывшей колонии под названием Аква Аврелия), на месте римских терм расположен современный и один из самых популярных в Европе банных комплексов, названных «Термы Каракаллы». По части монументальности это чудо современного банного бизнеса уступает древнему аналогу в Риме. А вот по части разнообразия услуг — намного превосходит. Посетителей этого комплекса ожидают многочисленные спа-процедуры, сауны, бани, бассейны, паровые камеры, души… Всего и не перечислить. Цены на услуги (2—3 часа) — от 15 до 25 евро.
Неподалеку от банного комплекса находятся руины римских терм, которые можно осмотреть с апреля по ноябрь за символическую платы в 2,50 евро.
Андрес Якубовскис
chipolletto.com
Термы римлян эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима
Глава «Термы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н.э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода накапливаемая в резервуарах. К середине в. до н.э. изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения.
Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся — Стабианских термах Помпей (II в. до н.э.), реконструированных в I в. до н.э. (рис. 39).
Неправильные очертания плана определены здесь формой углового участка и не¬обходимостью использовать старые бани — четыре тесных темных помещения на северо-западной его стороне, приспособленные в качестве отдельных кабин. Главным был вход с улицы Изобилия, находившийся между табернами, которые примыкали к обоим обращенным в сторону улиц фасадам терм. Основные помещения бань располагались справа от входа. Термы начинались с просторного аподитерия мужских бань, свод которого украшала стуковая лепнина. За ним следовали круглый фригидарий с четырьмя нишами, тепидарий и кальдарий с прямоугольным бассейном, наполненным горячей водой, и апсидой, заключавшей круглую каменную чашу с холодной водой (рис. 40). За котельной следовала аналогичная группа помещений женских бань, но без фригидария. В начале I в. до н.э. к Стабианским термам подвели водопровод и было устроено изобретенное Сергием Оратой отопление горячим воздухом, циркулирующим в каналах, скрытых под полом и в стенах (рис. 41). Портики из дорических колонн огибали три стороны трапециевидного двора палестры. На открытую его сторону выходили плавательный бассейн и залы для гимнастических упражнений.
42. Помпеи. Термы форума. 80 г. до н.э. Кальдарий
43. Геркуланум. Аподитерий женских терм
В последнее десятилетие жизни Помпей термы были заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, еще усугубленную введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.
Построенные позже так называемые термы форума Помпей (80 г. до н.э.) аналогичны Стабианским, но меньше их и без палестры; тепидарий и кальдарий освещались довольно большими остекленными окнами (рис. 42). Термы Геркуланума принадлежат к тому же типу (рис. 43).
При несомненной типологической близости Стабианских и построенных позже Центральных терм к греческому гимнасию в них уже наметилось характерное для римских терм преобладание банных помещений над гимнастическими. Эта тенденция впоследствии получит дальнейшее развитие.
antique.totalarch.com
как добраться, описание, опера, цена, план, фото
Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) — достопримечательность, расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен Аппиевой дороги (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для Римской оперы.
История
К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.
Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.
Император Каракалла (лат. Septimius Caracalla), сын Септимия Севера, в 3 веке н.э. решил наделить итальянскую столицу колоссальным по своим масштабам банным комплексом. Строительство терм было начато в 206 г. н.э., с тем, чтобы продлиться 11 лет. К 217 году строители освоили 11 Га римской земли между холмами Целий (Celio) и Авентин (лат. Aventinus). Термы Каракаллы получили циклопические размеры, двор: 400х400 м, главный банный комплекс: 150х200 м, и были рассчитаны на 1500 посетителей.
Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.
По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.
Раскопки
Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.
Современная жизнь – Римский оперный театр
Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился отдать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра (Teatro dell’Opera di Roma). Обширная сцена на открытом воздухе, амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей и впечатляющие декорации, вдохнули вторую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон в банях прерывался на время Второй мировой войны, а также в 90-х годах 20 века. С 2001 года, после 10 лет реставрационный работ, комплекс стал вновь служить искусству.
На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).
Описание
Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.
Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).
План
Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:
фригидарий (лат. frigidarium) — огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур;
тепидарий (лат. tepidarium) — комната с горячим сухим воздухом (около 450), аналог сауны;
кальдарий (лат. caldarium) — большая комната, по центру которой располагался бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы имел диаметр около 35 м, и был украшен рядом колонн, поддерживающих крышу;
небольшие помещения для принятия индивидуальных ванн.
Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты музеев Ватикана и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры Древнего Рима, некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.
Как добраться?
Адрес: Viale delle Terme di Caracalla
На метро: линия В, остановка Circo Massimo.
Автобусы: к улице Via Terme di Caracalla идут маршруты № 118, 160, 628, 671, 714; к улице Via Baccelli идет маршрут № 160.
Также можно заказать такси или взять авто на прокат.
Стоимость билетов: на оперу и балет цена билета колеблется от 20 до 100 евро; цена билета на концерты знаменитости будет выше, от 70 до 250 евро, в зависимости от статуса исполнителя.
Официальный сайт театра: www.operaroma.it
Время работы: ежедневно, открытие в 9:00, а закрытие — к окончанию светового дня (зимой в 16:30, весной в 17:00-17:30, летом в 19:30, осенью в 19:00-18:30).
Стоимость объединенного билета для посещения Терм Каракаллы, Виллы Квинтилиев и Мавзолея Цецилии Метеллы: 6 евро полный, 3 евро — льготный.
Официальный сайт исторической достопримечательности: www.archeorm.arti.beniculturali.it
Facebook
Вконтакте
Одноклассники
italy4.me
Термы Каракаллы, история, описание, фото, график работы
Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь — здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.
В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, — завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.
Устройство и принцип работы древнеримских терм
Термы в Древнем Риме представляли собой комплекс из ряда банных помещений с различной температурой, расположенных в такой последовательности:
аподитерий — раздевалка;
фригидарий — «холодная» баня. Практически всё помещение отводилось под бассейн с холодной водой. Стены отделывались мрамором и мозаикой. Смена воды происходила два раза в день, поэтому она всегда оставалась свежей;
тепидарий — «тёплая» баня. Здесь проходил подготовительный этап разогрева;
кальдарий — «горячая» баня;
судаторий — парная, где температура поднималась до 85 °С;
лаварий — помещение, где обливались водой, принимали ванны, натирались ароматическими маслами.
Изначально судаторий обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решётке над раскалёнными углями нагревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах специальных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. Для этого пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Также горячий воздух циркулировал непосредственно между стенами и их мраморной облицовкой.
Как правило, под помещениями терм находились колоссальные субструкции, в которых были расположены все подсобные помещения и, в частности, отопительная система и водопровод. На внутреннем дворе размещалась огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве древнеримских инженеров. Широчайший размах строительства терм сочетался с экономией материала и рациональным использованием площади. Характерно применение ниш для облегчения стены и использование этих ниш для постановки статуй или устройства фонтанов.
Термы называли по имени построившего их императора. Самыми большими в Риме были термы Диолектиана, которые могли вместить одновременно до 3,5 тысяч человек, однако самыми красивыми и величественными считались термы Каракаллы, вмещавшие только 1600 посетителей. В конце I века до нашей эры в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV веку нашей эры их число увеличилось до 1000.
Римляне находились в бане обнажёнными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. Иногда для женщин устанавливались особые часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем больше внимания уделялось плотским утехам и разврату. Упадок империи сопровождался всё большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.
Термы Каракаллы
Термы Каракаллы (итал. Terme di Caracalla) представляли собой огромный архитектурный комплекс, столь же грандиозный и монументальный, каким были в своё время Колизей или мавзолей Адриана. Достопримечательность включала ряд залов для омовений, отдыха и развлечений. Здесь проводились собрания римских граждан, хранились произведения античного искусства, находились обширные библиотеки. Термы Каракаллы были гигантским общественным комплексом, поражающим своими размерами и богатством отделки.
Строительство терм, названных в честь правящего императора Септимия Бассиана Каракаллы, началось в 212 году, а было закончено в 217 уже после его смерти. Многометровые стены возводились из смеси извести с галькой и песком. Между плотно выложенных камней заливался бетон, а снаружи вся поверхность стен выкладывалась мраморными плитами. Таким образом, при внешней красоте и хрупкости сооружения, достигалась невероятная крепость стен.
Комплекс Терм Каракаллы размером 353×335 метров состоял из огромного главного здания (216×112 метров), окружённого со всех сторон парковой зоной с колоннадами. Внешними границами парковой зоны выступали двухэтажные постройки. План всего комплекса, состоявший из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Система входов строилась с учётом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Для сохранения тепла внутри главного здания, все коридоры и переходы были спроектированы в виде изогнутых линий.
На западной стороне комплекса находился амфитеатр, служивший местом для атлетических состязаний. За ним — сооружение, состоящее из 64 сводчатых помещений, где были установлены цистерны с водой, которая подавалась из акведука Марция. Слева и справа от амфитеатра были расположены библиотеки.
В северной и южной стенах комплекса были устроены большие симметричные экседры, выходящие в парк. В каждой из них размещались палестра, глубокий бассейн и нимфей с фонтанами. По всей территории архитектурного комплекса были разбросаны дворики и маленькие беседки, где можно было отдохнуть на свежем, благоухающем ароматами цветов, воздухе.
Вход в главное здание комплекса вёл через арку по аллее, усаженной кипарисами. Его центральный портал был отделан бронзовыми декоративными деталями, а портал украшен мраморной выкладкой. В главном здании последовательно были расположены:
Главный зал — роскошно декорированное помещение площадью 2700 м² (50 × 54) с высокими окнами–фонарями (архитектурные прототипы сводчатых окон средневековых церквей). В огромных полукруглых окнах главного зала были вставлены пластины из полупрозрачного камня цвета слоновой кости, который обеспечивал мягкий рассеянный и золотистый свет. Стены зала были выложены полированным мрамором. Свод, разделённый на сегменты с розетками внутри, опирался на высокие колонны. Через отверстие в центре купола в зал опускался столб дневного света.
В главном зале были устроены две глубокие ниши, где размещались статуи Флоры и Геркулеса. Также в зале находилась знаменитая мраморная скульптурная группа «Фарнезский бык», изображающая казнь Дирцеи братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирцею к рогам разъярённого быка, который растерзал её. Пол в зале был мозаичным, составленным из маленьких раскрашенных камешков, из которых составлялись картины с изображением животных и мифологических сцен.
Фригидарий («холодная» баня) — большой зал с бассейном размером 58 x 28 метров, где посетители охлаждались после долгого нахождения в горячих помещениях терм.
Тепидарий («тёплая» баня). Справа и слева от тепидария находились две большие полукруглые эскедры, перед каждой из которых были размещены гимнастические школы. Пол в гимнасиях был выложен знаменитой мозаикой с фигурами атлетов. В 1824 году при раскопках на Авентинском холме были найдены фрагменты этой мозаики, которые в настоящее время хранятся в Латеранском дворце.
Кальдарий («горячая» баня) — великолепная купольная ротонда диаметром 35 метров. По периметру кальдария были устроены маленькие ниши, прообраз современных ванных комнат, где можно было мыться в одиночестве. По обе стороны от кальдария были расположены залы для отдыха.
Термы Каракаллы (современное состояние)
Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм
После падения Римской империи (476 год) в течение двух веков практически все термы на территории Европы пришли в полный упадок. Важнейшую роль в забвении культуры гигиенических процедур и посещении бань сыграло христианство, которое проповедовало ничтожность тела и «умерщвление плоти», ведь «тело — ничто, только душа имеет значение». Уход за телом начал считаться грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, ведь именно таким образом, по их мнению, можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Кроме того, бани были названы очагами разврата и духовной заразы.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах ванные и туалетные процедуры классифицировались как роскошь и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Доподлинно известно, что вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением случаев, когда приходилось переходить реку вброд».
Результат не заставил себя долго ждать — в Средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях. Подробней про уровень гигиены в этот исторический период можно прочесть в статье Чем пахнут короли?.
Термы Каракаллы после падения Рима
Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.
В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.