Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями. Древний рим патриции
Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями
Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.
Социальные классы Древнего Рима
Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.
Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима – это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.
Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.
Римские патриции: происхождение
Интересен перевод слова «патриции» – оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами абсолютную власть, и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.
Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе – это как раз родовое имя. И третье – так называемое семейное. Например, Гай Юлий Цезарь. Юлий – родовое имя одного из древних патрицианских родов.
Патриции – это также самое первое население Рима. В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.
Функции и обязанности привилегированного класса
Патриции – это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.
Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние
Практически вся история великой империи – это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.
Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные войны Рима, на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов – основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать знатному человеку император.
fb.ru
Патриции. История Рима (с иллюстрациями)
Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) имели общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.
У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.
Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить следы общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохранились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные способы погребения. Так, Цицерон[47] говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.
Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три трибы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три племенных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном римском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образований — латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских племен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).
Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия — на десять родов, каждый род — на десять семейств. Таким образом, всего было 30 курий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотношение заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных целей.
Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели территориальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).
Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии приписывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех — самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридцати, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал куриям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции — по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ содержится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых — из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и назвали одну Рамны — в честь Ромула, вторую — Татии, в честь Татия, а третью — Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользуясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» [lucus]). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищенных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуются по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Патриции. История Рима
Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) имели общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.
У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.
Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить следы общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохранились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные способы погребения. Так, Цицерон[47] говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.
Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три трибы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три племенных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном римском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образований — латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских племен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).
Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия — на десять родов, каждый род — на десять семейств. Таким образом, всего было 30 курий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотношение заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных целей.
Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели территориальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).
Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии приписывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех — самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридцати, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал куриям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции — по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ содержится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых — из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и назвали одну Рамны — в честь Ромула, вторую — Татии, в честь Татия, а третью — Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользуясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» [lucus]). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищенных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуются по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями
Образование 8 августа 2014
Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.
Социальные классы Древнего Рима
Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.
Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима – это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.
Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.
Римские патриции: происхождение
Интересен перевод слова «патриции» – оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами абсолютную власть, и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.
Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе – это как раз родовое имя. И третье – так называемое семейное. Например, Гай Юлий Цезарь. Юлий – родовое имя одного из древних патрицианских родов.
Патриции – это также самое первое население Рима. В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.
Видео по теме
Функции и обязанности привилегированного класса
Патриции – это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.
Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние
Практически вся история великой империи – это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.
Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные войны Рима, на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов – основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать знатному человеку император.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Образование Тюль - это он или она: происхождение слова, его значение и род
Эта вещь сегодня, без сомнения, есть в каждом доме. Уже более ста лет она является неотъемлемым атрибутом интерьера любого жилища в СНГ, независимо от уровня достатка его хозяина. Речь идет о тюле, который украшает со...
Домашний уют Распространенные болезни груши и борьба с ними
Садоводы охотно заводят на своих участках грушевые деревья. Их ценят за сочные плоды, обладающие отменным вкусом. К сожалению, груши часто подвергаются различным заболеваниям инфекционного и неинфекционного происхожде...
Домашний уют Вредители капусты и борьба с ними. Что необходимо знать об этом
Безусловно, каждый владелец приусадебного участка заботится о том, чтобы сохранить собственный урожай в целости и сохранности. Однако далеко не все знают, как это сделать в условиях, когда овощные культуры практически...
Закон Что такое ОПГ и борьба с ними
С рападом СССР в нашей стране возникла небывалая преступная активность. Это было связано с кр...
Самосовершенствование Негатив - это неотъемлемая часть нашей жизни. Где он встречается и как с ним существовать?
Негатив – это термин, пришедший к нам из искусства фотографии. Многие употребляют его в психологическом смысле, имея в виду что-то плохое, отрицательное, неприятное, тяжелое. Каждый из нас сталкивался с этим хот...
Дом и семья Насос для матраса: разновидности, преимущества и недостатки
Многие пользуются надувными матрасами, они очень удобны и при х...
Духовное развитие К чему снится туман: сонник
Не очень хорошо повстречать в стране Морфея туман. Сонник Азара говорит, что это предвестие болезни. Недуг уже угнездился в теле и вот-вот проявит себя. Еще горше прогноз, который дает Французский сонник. Туман &ndash...
Еда и напитки Кабачки в сметане с чесноком: рецепт
О чем вы сразу подумаете, услышав такое словосочетание, как "блюдо из кабачка"? Наверняка о кабачковой икре и об обычном жареном овоще, ну, возможно, вспомните рагу. А ведь из этого, казалось бы, ничем не примечательн...
Закон Сертификат СТ-1: что это такое? Сертификат о происхождении товара
Сертификат о происхождении товара — это документ, который доказывает, что товар был произведен на территории определенной страны и выдан уполномоченным органом. При этом, если критерии выдачи данного документа я...
Закон Нотариус - это лицо, уполномоченное на совершение нотариальных действий. Функции и обязанности нотариуса
Нотариус - это должность, которая известна многим. Далеко не всем понятно, как стать нотариусом. Также не до конца понятно, чем именно занимаются такие работники и какая ответственность на них возлагается. Сегодня нам...
monateka.com
Патриции и плебеи. Римская республика [От семи царей до республиканского правления]
Патриции и плебеи
Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.
Патриции полагали, что лишь их можно считать настоящими римлянами, а к плебеям, работавшим на полях и служившим в войске, они относились как к людям второго сорта, которым нельзя доверить управление городом.
После окончания войн с этрусками и латинами наступили тяжелые времена, и жизнь плебеев стала поистине невыносимой. Их дома были разрушены, поля разорены, еды не хватало; бедняки стонали под бременем долгов, а патриции жили припеваючи и вовсе не стремились облегчить участь плебеев.
Да и зачем? Им-то тяжелые времена были не страшны. И если плебей залезал в долги, закон требовал, чтобы он продавал себя и свою семью в рабство, чтобы заплатить долг. А брал он деньги у своего землевладельца и к нему же попадал в рабство.
Партию патрициев в то время возглавлял Аппий Клавдий. По происхождению он был сабинин, но всегда держал сторону Рима; в юности он привел в Рим большую группу своих соотечественников и верно служил городу, принявшему его. Он стал патрицием, и в 495 г. до н. э. его избрали консулом. Он управлял твердой рукой, и плебеев, вероятно, возмущало еще и то, что человек, безжалостно требовавший выполнения суровых законов о долгах, не был даже коренным римлянином.
Плебеи дошли до такого состояния, что они больше не чувствовали себя хозяевами родного города, и в 494 г. до н. э. решили покинуть Рим и основать свой собственный город на холме в трех милях восточнее Рима. Рим оставило много людей, и патриции, которые не могли позволить, чтобы население города так сильно сократилось, согласились на переговоры с плебеями.
Согласно преданию, плебеев убедила вернуться назад речь патриция по имени Менений Агриппа, который рассказал им сказку о бунте частей тела против живота.
Руки жаловались, что они поднимают тяжести, ноги — ходят, челюсти — жуют, сердце — бьется и так далее, а вся пища достается животу, который ничего не делает. Живот ответил, что хотя он и съедает всю пищу, но с помощью крови распределяет ее между всеми частями тела, которые в противном случае не смогли бы существовать.
Суть этой аллегории заключалась в том, что, хотя все должности заняты патрициями, они используют свою власть для того, чтобы мудро управлять городом на благо всех его жителей.
Басня Менения не кажется слишком убедительной, и трудно поверить, чтобы она смогла заставить угнетенных людей вернуться назад и позволить угнетателям вновь поработать себя. На самом деле патрициям не удалось ограничиться поучительными историями — они были вынуждены предложить плебеям кое-что посущественней.
Было достигнуто соглашение, по которому плебеи получали право назначать своих должностных лиц; эти чиновники выбирались только плебеями и являлись их представителями, а не представителями всего римского населения. Они получили название трибунов (раньше так назывался вождь племени).
В их задачу входило защищать интересы плебеев и следить, чтобы патриции не принимали законов, нарушавших права простого народа. В конце концов трибуны стали так сильны, что могли воспрепятствовать принятию закона, который они не одобряли, простым криком «Veto!» («Я запрещаю!»). И вся власть консулов и сената была бессильна перед вето трибуна.
Естественно, все понимали, что трибуны едва ли будут пользоваться расположением натрициев и могут даже стать жертвой насилия. Поэтому было решено, что никто не должен причинять трибуну никакого вреда. При любом проявлении неуважения к его должности он мог наложить штраф.
Были назначены помощники трибунов, в обязанности которых и входило взимание штрафов. Их звали эдилами. Они не только брали штрафы, но выполняли некоторые функции современной полиции. Используя собранные деньги, они взяли на себя ответственность за многие общественные дела, например заботились о храмах (слово «эдил» произошло от латинского слова «храм»), о канализации, о водоснабжении, распределении продуктов и об общественных играх. Они регулировали также и торговлю.
Плебеи таким образом стали принимать участие в политической жизни города, и некоторые плебейские семьи сделались весьма богатыми и уважаемыми. Со временем им стали доступны различные официальные посты, вплоть до консульства.
Однако в первые годы существования трибунов патриции несколько раз предпринимали попытки восстановить прежнее положение, когда вся власть сосредоточивалась в их руках. Главой этого движения, согласно римской легенде, был патриций Гней Марций.
В 493 г. до н. э., на следующий год после попытки плебеев покинуть Рим, Гней Марций, как полагают, захватил богатый Вольский город Кориоли и за храбрость, проявленную в бою, получил почетное прозвище Кориолан, под которым он и вошел в историю.
На следующий год в Риме разразился голод и зерно привозили из Сицилии. Кориолан предложил патрициям припрятать зерно и не выдавать его плебеям, если они не согласятся отменить должность трибуна.
Но трибуны тут же обвинили его в стремлении нанести им вред (что соответствовало действительности, причем мотивы Кориолана были самыми презренными — он хотел нажиться на страданиях людей). Его отправили в ссылку, и он бежал к вольскам.
Кориолан получил в свое распоряжение войско, обещав вольскам захватить Рим. Разгромив армию, которой он когда-то командовал, он остановился в пяти милях от Рима, готовясь к последнему броску. Римское предание рассказывает нам, что он отверг мольбы римских посланцев, просивших его увести армию. Не внял он и молитвам жрецов, присланных урезонить его. Наконец, к нему явилась его мать, и он обещал уйти, воскликнув при этом: «О мать моя, ты спасла Рим, но погубила своего сына!»
Кориолан увел армию вольсков и, согласно некоторым вариантам легенды, был убит ими как двойной предатель (совершенно справедливо).
Современные историки утверждают, что все это — чистой воды выдумка. Например, они говорят, что в то время, когда Кориолан якобы осаждал Кориоли, завоевывая себе славу и прозвище, город этот был вовсе не вольским, а верным сторонником Рима.
Тем не менее, даже если детали этой истории и вымышлены, суть от этого не меняется — она свидетельствует о том, что некоторое время между плебеями и патрициями шла своего рода гражданская война и что, в конце концов, плебеям удалось удержать то, что они завоевали.
Плебеи хорошо понимали, что в их интересах добиться, чтобы законы Рима были изложены в письменной форме. Пока они не записаны, остается вероятность того, что патриции истолкуют их в свою пользу. Только при наличии писаных законов трибуны смогут обоснованно оспаривать действия патрициев.
По традиции считается, что первый письменный свод римских законов появился в 450 г. до н. э. Для его составления было выбрано десять патрициев, которых назвали децемвирами, от словосочетания «десять человек». Они правили вместо консулов, пока создавался свод законов.
Законы были выгравированы на двенадцати бронзовых табличках и получили поэтому название Двенадцать таблиц. Эти таблицы в течение многих веков служили основой римского права.
Однако создание свода законов вовсе не означало, что в стране наступили мир и благоденствие. Римское предание гласит, что децемвиры не захотели отдавать власть и незаконно правили и после выхода в свет Двенадцати таблиц. Они стремились присвоить как можно больше разных прав и регалий. Например, каждого из них сопровождало двенадцать телохранителей, называемых ликторами.
Ликторы набирались из плебеев, они носили с собой специальный знак своей должности — связку прутьев с воткнутой в нее секирой. Это означало, что правители (сначала цари, а потом консулы и другие магистраты) имеют право присудить провинившегося к наказанию розгами или отрубить ему голову секирой. Эти знаки назывались фасцы от латинского слова «связка».
Лидером децемвиров был Аппий Клавдий Красс, сын или внук Клавдия, чьи действия вызвали уход плебеев из Рима почти пятьдесят лет назад.
Этот новый Аппий Клавдий был убежденным противником предоставления политических прав плебеям и, согласно более поздним рассказам, пытался установить в Риме режим террора. Но он зашел слишком далеко, попытавшись сделать своей наложницей прекрасную девушку, Вергинию, дочь солдата-плебея. Аппий Клавдий собирался подвести под это деяние законную основу с помощью ложного свидетельства, гласящего, что девушка — будто бы дочь одного из его рабов и поэтому автоматически является его рабыней.
Отчаявшийся отец Вергинии, понимая, что ему не удастся на законном основании помешать могущественному децемвиру захватить его дочь, в самом разгаре судебного разбирательства схватил нож и заколол ее, заявив, что только смерть могла спасти девушку от позора.
Возмущенные поведением Аппия Клавдия плебеи пригрозили снова уйти из Рима. В 449 г. до н. э. децемвиров заставили уйти в отставку. Аппий Клавдий то ли умер в тюрьме, то ли покончил жизнь самоубийством.
В результате власть трибунов как защитников интересов плебеев усилилась. Им было позволено находиться внутри здания сената, где они могли непосредственно влиять на принятие решения. Они также получили право толковать знамения и решать, благоприятен ли момент для заседания сената или его надо отложить. Заявив, что предзнаменования неблагоприятны, они легко могли остановить все государственные дела, по крайней мере временно.
В 445 г. до н. э. были разрешены браки между патрициями и плебеями, а в 421 г. до н. э. плебеям позволили занимать должность квесторов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Патриции Википедия
Патри́ций (лат. patricius, от pater — отец).
В Древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
В средние века в европейских городах — лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.
Античная эпоха[ | код]
В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия, предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.
С конца VI века до н. э. патриции превратились в господствующий класс — сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus).
После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса, слившись, образовали нобилитет.
В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. К этому времени старые патрицианские роды вымерли, и сословие пополнилось за счёт неофитов, «аристократии по письму», которых возвёл в патрицианское достоинство в награду за службу император (этот процесс начал ещё Цезарь).
Средневековая Европа[ | код]
Патрициату (нем. Patriziat) принадлежала финансовая, политико-административная и судебная власть в имперских и вольных городах. Они, как правило, составляли Городской совет (нем. StadtRat, Bürgerschaft), возглавляли важнейшие городские учреждения, избирались сенаторами.
«Патрициями» (нем. Patrizier) назывались высшие слои имперского городского бюргерства (городских граждан), представители купеческой знати, чиновничества магистратов, а также принявших правовой статус «бюргеров» (перешедших в «бюргерство») представителей других феодальных сословий — аристократии (дворянства) и рыцарства.
По социальному статусу патриции приравнивались к феодальной дворянской аристократии (нем. Adel, Adelstand), но с ней никогда не смешивались.
Богатство патрициата складывалось в торгово-ростовщической сфере. В ряде городов Северной Италии, на северо-западе Европы часть патрициата занялась организацией ремесла по типу рассеянной мануфактуры.
См. также[ | код]
Литература[ | код]
ru-wiki.ru
Патриции — WiKi
В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия, предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.
С конца VI века до н. э. патриции превратились в господствующий класс — сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus).
После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса, слившись, образовали нобилитет.
В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. К этому времени старые патрицианские роды вымерли, и сословие пополнилось за счёт неофитов, «аристократии по письму», которых возвёл в патрицианское достоинство в награду за службу император (этот процесс начал ещё Цезарь).
Патрициату (нем. Patriziat) принадлежала финансовая, политико-административная и судебная власть в имперских и вольных городах. Они, как правило, составляли Городской совет (нем. StadtRat, Bürgerschaft), возглавляли важнейшие городские учреждения, избирались сенаторами.
«Патрициями» (нем. Patrizier) назывались высшие слои имперского городского бюргерства (городских граждан), представители купеческой знати, чиновничества магистратов, а также принявших правовой статус «бюргеров» (перешедших в «бюргерство») представителей других феодальных сословий — аристократии (дворянства) и рыцарства.
По социальному статусу патриции приравнивались к феодальной дворянской аристократии (нем. Adel, Adelstand), но с ней никогда не смешивались.
Богатство патрициата складывалось в торгово-ростовщической сфере. В ряде городов Северной Италии, на северо-западе Европы часть патрициата занялась организацией ремесла по типу рассеянной мануфактуры.