Древний рим культурология. 9.КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каталог :: Культурология. Древний рим культурология


9. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

иЛиберы, Флоры, Дианы, Фавна и др.). Иноземные влияния всегда были очень сильны. От этрусков заимствована Минерва, богиня разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов, совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и т. д. Позже с Востока перешли в Рим культы Изиды, Сераписа и Митры. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, под их влиянием стала развиваться культура храмового строительства.

Проблема греческого и этрусского влияния на римскую религию остаётся до сих пор обсуждаемой, кроме того, самостоятельность римской религии проявлялась в её явном «политическом характере», обусловленном особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами. Формировалась и самостоятельная римская мифология – как отражение земного Рима в сфере небесной. Многим известны следующие имена римских богов: Амур – бог любви, Вакх – бог виноделия, Луна – богиня ночного света, Уран – бог времени, Эрот – бог любви, Фауна – богиня лесов и полей, покровительница животных и так далее.

Важнейшая характеристика римской религии – её государственный характер, связь с политическим и социальным развитием Древнего Рима. В период Республики, при осуществлении территориальной экспансии Древнего Рима можно было наблюдать рост популярности богов, связанных с политической значимостью Рима (Капитолийская волчица, Марс), с определенными социальными слоями и профессиональными группами (Церера

иЛибер – сперва с плебсом, затем с земледельцами, Меркурий, Нептун, Геркулес – с торговцами, Минерва – с ремесленниками, Ферония и Диана на Авентине – с отпущенниками и рабами), с исконными римскими институтами – фамилией, соседствами, с надеждами отдельных граждан на помощь в болезнях

studfiles.net

Древний Рим, Римская республика - Культурология Библиотека русских учебников

С конца I века до н э ведущее значение в античном мире приобретает римская культура. По более чем тысячелетнюю историю она прошла большой и сложный путь развития. Трудно назвать область культуры, в кото. Оройя римляне не оказали бы влияния на последующие поколения. В медицине, географии, астрономии, архитектуре нашли применение открытия,. Сделанные римскими учеными. Дальнейшее развитие получили достижения в сельском хозяйстве. Само слово"культура"первоначально означало"возделывания почвы","уход за землей"Основы военного искусства,. Разработанные римлянами в многочисленных войнах, не утратили своего значения для современности. Юристы всего мира изучают римское право. Система правовых отношений, зафиксированная в нем, точные юридические понятия до сих пор служат образцом для законодателей. Произведем ния римских писателей стали классическим, и само римское слово"классика"стало обозначать"первоклассные,. Образцовый"применительно к произведениям. Вергилия,. Горация,. Овидия достойной античных автораминых авторов.

Своеобразие римской культуры сказалось в трезвости мышления, миропонимания, рационалистически восприятии действительности, в веризма (документальное точности), в остром и сурового реализма,. Который со оставил основу римского искусств.

Хронологически рамки развития культуры. Древнего. Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения в конце VI века до н э до конца V века п э. Начальный этап относится к периоду республики (конец V - конец I вв до н э), расцвет - к периоду образования мировой рабовладельческой державы (конец I в до н э - V в н э- V в. н. э.).

Римская культура сложилась на основе сложного взаимодействия культур местных италийских племен достойной народов, в основном, этрусков, имевших, вероятно, малоазийское происхождение

Большой вклад в формирование культуры. Рима внесли греческие колонисты в. Южной. Италии и. Сицилии, в городах которых активно функционировала научная жизнь, развивалась Античная художественная культура. Зн начительным было также влияние культуры пародов, постепенно вошедший в состав. Римской империи, - галлов, германцев, кельтов.

Культура. Древнего. Рима решала задачи,. Поставленный последним этапом развития античного общества

Римская республика

Римская культура периода республики (конец VI - конец I вв до н э) отразил социальные процессы этого времени,. Связанные с усилением политической активности. РАЗЛИчНЫХ слоев населения этого огромного г государства (углубление классовых противоречий, гражданские войны,. Многочисленные восстания рабов, в том числе, грандиозное восстание. Спартака - I в до н э и т ди т. д.).

Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений - древни их оборонительных стен. Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуковв * 216. Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции

* 216:. Акведук - сооружение для пропуска водотока над пониженным участком местности

В связи с тем, что. Рим стал могущественным государством, в состав которого входил весь тогдашний культурный мир. Европы и. Ближнего. Востока, в связи с притоком богатств из завоеванных стран в общество п проникли стремления к роскоши, утонченность. В. Рим ввозятся. Знаменитые греческие статуи и картины. Римские храмы превращаются в своего рода музеи искусств. В архитектуре сказывается значительное влияние греческого стиля (обращение к ордерной системе). В эпоху республики храм - основной тип общественного здания (храм. Сибиллы в. Тиволи, I в до н э, храм фортуны. Вирилис в. Риме, I в до н э до н. э.).

Своеобразие римской архитектуры проявляется в создание нового типа частного дома богатых землевладельцев; в разработке системы высокохудожественных стенных росписей. Особый интерес представляют. Помпейс ские росписи,. Которые знакомят с. Основными чертами античной фрески помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства. Западной. Европпы.

Уже в I веке до п есть как самостоятельный жанр проявляет себя скульптурны портрет, в котором воплощаются. Самобытный реализм, острая наблюдательность художников, ясность и сжатость формы. Один из немногих их сохранившихся памятников этого периода - так называемые"Брут"(конец III - начало II в до н э). С большой выразительностью запечатлен образ республиканского деятеля с худощавым асимметричным лицом значительным силой своего интеллекта и воли, пристальным взглядом суровых глаз из-под нависающих бровей скульптурны портреты предельно лаконично выражают идею самоутверждения личности. Знаменитая ста туя"Оратор"(так называемые. Авл. Метелл - начало I в до п э) являет начало развития портрета, поражающего беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению порой некрасивых, но ярко индивидуальных лидуальных лиц.

Литература эпохи республики отразил взаимовлияние римской и греческой культур, что проявилось в существовании двух направлений - сторонников и противников эллинизма. В. Этот период получает развитие по оэзия, в основном. Созданная по греческим образцам: например,. Ливий. Андроник - автор комедий, переводчик. Гомера;. Квинт. Энний - создатель трагедий и комедий, исторического эпоса"Анналы", претендующего на гомеровский стиль.

Крупнейшим мастером римской комедии, так называемой"паллиаты" * 217, являлся. Тит. Макций. Плавт (250 - 184). Наиболее значительные его комедии:"Хвастливый воин","Горшечная комедия"(или"Горшок"),"Два. Менехма","пленник","Амфитрион"и другие. В основном это отка греческой комедии для народного театрра.

* 217: паллиата (лат"паллиум"- греческий плащ) - комедия с греческим сюжетом, ее герои иосят греческую одежду и. Имеют греческие имена. См:. Анпеткова-Шарова. Г. Г,. Чекалова. Е. И. Античная литература -. Л, 1 1980 -. С 1680. -. С. 160.}

В. Этот же период, немного позднее, начинает развиваться римская проза. Подлинным основателем латинской прозы является. Марк. Порций. Катон (234-149), получивший прозвище. Старший. Катон прославился и как по олководец, и как политический деятель. Он оставил обширное литературное наследие, но к нам дошло одно произведение -"О земледелии"Уже в старости он написал труд"Начала",. Который открывает римскую и сториографию на латинском языкзыке.

Середина II века до н э - 40-е годы I века до н э - период гражданских войн и гибели республики. Большое значение приобретает творчество выдающегося оратора, известного политического деятеля. Цицерона. М. Марк. Туллий. Цицерон (106-43) оставил громадное литературное наследие, представленное вещами, трактатами, письмами. Его творчество связано с политическими событиями римской республики. Так, в период свое го консульства (63 г до н э). Цицерон разоблачил заговор. Катилины; этому событию посвящены его речи"против. Катилины",. Построенные по всем правилам ораторско искусства. Четырнадцать вещей. Цицерона нап равлены против. Марка. Антония, пытавшегося после убийства. Цезаря (44 г до н э) занятий его пост. Эти речи получили название"Филиппикы"(напоминалы речи. Демосфена против. Македонского царя. Филиппа). Цицеро н призывал отстоять свободу республики против тираники против тирана.

И судебные, и политические речи. Цицерона провозглашал высокие моральные принципы, осуждалы корыстолюбие, невежество, жестокость ("Оратор","О пределах добра и зла","О дружбе","Об обязанностях"и др руги). Прекрасный стилист,. Цицерон по праву. Считается создателем римской. Классической мимоы.

Гай. Юлий. Цезарь (100-44) - выдающийся политический деятель, полководец, оратор и писатель занимал. Видное место в литературной жизни своей эпохи. Сохранились два его произведения:"Записки о галльской в войне","Записки о. Гражданской войне"Они носят характер мемуаров,. Имеют большую ценность и с исторической, и с литературной точки зренния.

Особое место в литературе. Древнего. Рима. Занимает. Тит. Лукреций. Кар (около 98-55) - поэт и философ, последователь. Древнегреческий философа. Эпикура, воспринявшим его теорию, основанную на материалистиче. Эском атомизму. Для философского трактата. Лукреций выбрал форму дидактической поэмы"О природе вещей"Это подлинно художественное произведение, исполненное высокого пафосса.

Поэт. Считает, что человек должен освободиться от разных суеверий и страхов, проник разумом в тайны природы, законы это развития. Лукреций воссоздает в своей поэме величественную панораму природы, изу учение которой должно"изгнать. Этот страх из души и потемки. Рассея".

развивается в. Этот период и лирическая поэзия. Увлечение позднегреческой литературой отражается в творчестве поэтов, названных. Цицероном"неотериками", т е новаторами. У них наблюдается отход от обществ венной тематики, углубление интереса к индивидуальному миру человека. Наиболее значительным среды них. Был. Гай. Валерий. Катулл (около 87-54). Его послание"К. Аллы"называют предвестниками римской любовной элегии. Основное место в творчестве. Катулла. Занимает цикл его любовных стихотворений, посвященных. Лесбии и отличающихся непосредственностью эмоций, искренностью и глубиной передачи чувст чувств.

И ненавижу ее и люблю"Почему же?"

Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь

Характерная для поэзии. Катулла тема дружбы. Друзьям своим он желает благополучия и успехов в любви. Катулл - основатель римской лирики. Он оказало влияние на развитие латинской поэзии сочетанием искренности ты чувств и совершенства поэтической техники, простоты и изяществатва.

uchebnikirus.com

Глава 12 Древний рим. История мировой культуры

История древнего Рима

Рим явился второй великой морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать народы, жившие до них. Основанный, по преданию, Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., Рим в IV в. до н. э. захватил всю территорию Италии, а с середины III в. по середину II в. до н. э. в Пунических войнах сокрушил Карфаген. Во II в. до н. э. Рим захватил Грецию; в I в. до н. э. – Египет, Иудею, Галлию, часть Британии. В середине I в. до н. э. единоличным правителем римского государства становится Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается приемный сын Цезаря Август. В III в. император Константин переносит столицу в г. Визант на берегу Боспора, которому дает название Константинополь. В конце IV в. Римская империя делится на Западную и Восточную, получившую название Византия. В 410 г. варвары впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование.

Важным этапом римской экспансии было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой стали римляне. Потерявшие независимость греки покорили Рим своей мифологией и философией и одержали культурную победу. «Греческая философия уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Преподавание все шло на греческом языке. Блистательнейшая победа Греции была одержана ее педагогами и профессорами» (Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991. С. 29). Когда римляне покорили Малую Азию, на территории римской империи стал распространятся культ персидского бога Митры. После захвата Египта в Риме получили известность египетские боги. Захват Иудеи привел в конечном счете к торжеству христианства в Римской империи и во всей Европе. Странствующий немецкий поэт XIII в. Фрейданг объяснил это так:

Владык великих древний Рим

Поработил мечом своим,

Но за неправду осужден

Принять поверженных закон

(Зарубежная литература средних веков. М., 1975. С. 107).

Строгий и практичный стиль римской цивилизации соответствовал задаче, которую она выполняла, – расширение ареала греческой и других культур, их перенесение на громадные расстояния. Рим можно назвать первой цивилизацией, которая пыталась создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, где (новый момент!) существовало несколько достаточно развитых культур. Помогало то, что римская культура не обладала собственной целостностью, которая противостояла бы другим культурам. Она впитывала в себя культуры покоренных народов и духовно подчинялась им, придавая специфику. В гигантском котле варились многие культуры. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций – египетскую, ближневосточные, еврейскую. Это потребовало беспрецедентной культурной работы. Начиная со II в. н. э., после завоевания Греции, данную роль выполняли греческая мифология и философия, в новую эру она перешла к христианству, ставшему мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством в лице Овидия, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией в лице римских стоиков, создавших единый этос.

Римская культура – прообраз мировой культуры, позволяющий сделать вывод, что это возможно. Правда, Римская империя объединила не весь мир, но можно представить, что было бы, если бы римляне захватили Индию и Китай. Итак, в римской культуре осуществился первый в истории синтез, который повлиял на последующее развитие культуры (достаточно вспомнить, что христианство пришло в Европу из Рима, а мусульманство было бы невозможно без христианства).

Три великих историка Древнего Рима – Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.), Тацит (ок. 58 – ок. 117 гг. н. э.) и Плутарх (ок. 46 – ок. 127 гг. н. э.), грек, прславившийся сравнительными биографиями исторических деятелей. Титу Ливию, написавшему «Историю Рима от основания города» и относящемуся к «золотому веку» древнеримской литературы, мы обязаны сведениями из мифологии Древнего Рима.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Реферат Культурология Древний Рим

В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его сына, а дочь отправил весталкой в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в неё и спустился с небес на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками за власть, приказал утопить младенцев в Тибре. Но река в это время широко разлилась и раб оставил корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком. Позже их там нашел царский пастух и забрал малышей к себе домой, воспитал их вместе с женой. Супруги и назвали мальчиков Ромулом и Ремом Когда братья подросли, пастух открыл им тайну их рождения. Узнав правду, Ромул и Рем подняли на восстание жителей всей страны, свергли Амулия и вернули царство своему деду Нумитору. А сами решили основать свой город. Место они выбрали как раз то, где их подобрала волчица – на берегу Тибра на Палатинском холме. Но между братьями тут же завязался спор, о том кто будет давать название городу, как его основывать и кто будет в нем царствовать. По древнему обычаю нужно было узнать волю богов, ауспиции (гадания по полету птиц) отдали предпочтение Ромулу. Но Рема не устраивало такое решение. Однажды, наблюдая за тем, как прокладывается ров и возводится вал будущего города, он стал издеваться над маломощностью укреплений, которые строил Ромул. Рем с легкостью перепрыгивал через ров и вал, насмехаясь над братом. Ромул не смог сдержать своего гнева и ударил Рема, так он убил своего брата. После этого он впряг в плуг белого быка и корову и провел священную борозду. Она ограничивала будущий город и показывала его внешние стены. Там, где должны были быть ворота, он поднимал плуг и нес его на руках. Город он назвал своим именем — Римом (по-латыни — Рома) [1]. Постепенно город рос, его жители - римляне - подчиняли своей власти одно племя за другим. Вскоре уже вся Италия оказалась под их владычеством. Со временем они покорили почти все известные тогда страны и народы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. Начать разговор о Древнем Риме хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает наиболее полное представление о духовной мире человека того времени. Мифология наложила свой отпечаток на развитие различных направлений искусства, таких как литература, архитектура, живопись. В древнейшей римской религии отражался быт людей. По убеждению римлянина вся его жизнь, каждое его действие находилось под опекой разных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-то высшей силы. Наряду с такими божествами как Юпитер и Марс существовало множество других богов, духов. Все эти божества были безлики. Ни один римлянин не осмеивался утверждать, что он знает, как зовут бога и бог это или богиня. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет никакого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Римские боги, в отличие от греческих, не спускались на землю и не показывались людям так охотно. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке холмов, либо в тишине полей вдруг раздавались неожиданные возгласы. Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями. Чужие боги очень легко приживались в Риме. У них был обычай при завоевании новых городов римляне переселяли божеств в свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева[2] . Еще до столкновения римлян с греками, большое влияние на религию оказал соседний народ – этруски. Это был народ неведомого происхождения, они жили в северо-западной части Италии. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. Но более сильное влияние на римскую мифологию оказали греческие верования. Римляне полностью восприняли всех греческих богов, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афродита -Венерой, Арес – Марсом и так далее. Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера. Они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и с нем же тесно связаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Ещё одна достопримечательность Рима — рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя. У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали[3] В конце I в. до н.э. был популярен третий пампейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью. В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э. [4]. Второй шедевр зодчества — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником[5]. Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон — «храм всех богов» — и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров [6]. В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм. Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д. Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства. Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера. Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей[7]. Но самой популярной и самой зага­дочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и разду тые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней - по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. История сохранила имена двух великих римских актёров - комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику. Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.[8] В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись. В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. . В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера. С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре. Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. В дальнейшем прославленными поэтами были Вергилий, Горация, Овидий. Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя. Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя [9]. Календарь в Древнем Риме В древнейшие времена римский (или Ромулов) год делился на 10 месяцев. Первым месяцем был март, названный в честь бога Марса, считавшегося, согласно преданию, отцом Ромула. К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала — двуликого Януса, и февраль — месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare — очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. В середине I века до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365.25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами — 24 февраля. В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т.е. месяцем Юлия, а измененный им календарь "юлианским". Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август. Названия месяцев древнего римского года сохранились и в нашем календаре. В латинском языке эти названия первоначально выступали в роли прилагательного к слову mensis — месяц. Отчет месяцев в календаре шел от марта, так, например, сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый. Количество дней в каждом месяце, известное нам сегодня, было установлено также при Юлии Цезаре: 4 месяца (апрель, июнь, сентябрь и ноябрь) имеют по 30 дней, остальные — по 31 дню, февраль — 28 (29). Однако числа месяца определялись не привычным для нас перечислением с 1 по 30 (31), а по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (от этого слова происходит "календарь"). 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны. 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды. Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре. В остальные месяцы Ноны приходились на 5-е, а Иды — на 13-е число [10]. В новых языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов: Понедельник — день Луны Вторник — день Марса Среда — день Меркурия Четверг — день Юпитера Пятница — день Венеры Суббота — день Сатурна Воскресенье — день Солнца[11]. Право в Древнем Риме Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим – родина юриспруденции. Если в небольших городах, с их разнообразными и часто менявшимися формами правления, многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ — Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях. Среди древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан. Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников [12]. Заключение Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, зна­чимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени. Использованная литература: 1. История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса 2. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса. 3. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001. 4. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 5. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. 6. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи. 7. [1] А. Княжицкий, С. Хурумов, Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса, www.mhk.spb.ru/book/7-1Rim-surov/ [2] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. www.countries.ru/library/ant/rimmif [3] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek [4]История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса www.ancienthistory.spb.ru/book/19-59preemniki [5] Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект www.countries.ru/library/ant/rimarch [6] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek [7] Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001 www.countries.ru/library/ant/rimscul [8] www.tmn.fio.ru/works/64x/307/w01-4 [9] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001www.countries.ru/library/ant/rimlitera [10] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal [11] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal [12] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 www.countries.ru/library/ant/rimnauk

works.tarefer.ru