В 1828 году молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон начал В Египте раскопки храмов Карнак и Луксор. Оба храма находились в Фивах и были построены фараоном Рамзесом, который посвятил их богу солнца Амону-Ра.
В самой глубине храмового комплекса, позади колонного зала, стояла статуя бога Солнца Амон-Ра. В руках он держал знак жизни, а диск на его короне изображал Солнце.
Перед ним находился жертвенный алтарь, а перед алтарем высеченные в камне глубиной 15 и шириной 50 сантиметров три дорожки.
В них командой Жана Франсуа были найдены остатки стекла в каждой своего цвета, красного, синего и белого, что видимо олицетворяло три части Египта. Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами с множеством разнообразных рисунков.
Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.
Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона, жука скарабея, солнечного диска и подобие доски утыканной гвоздями.
Один из рельефов показывал процедуру варки ритуального стекла в специальных горшках.
В Египте в это время уже умели варить стекло, но не знали как его сделать прозрачным. Позже, по рисункам рельефов в этой же части храма, была восстановлена древняя процедура священного обряда.
Сегодня можно сказать, что жрецы проходя по дорожке из битого стекла входили в религиозный транс и подходили к алтарю именно в этом состоянии измененного сознания. Только тогда их слова становились неопровержимой истиной, а их устами говорил сам Бог Солнца. Надо заметить что жрецы несли к алтарю чаши, доверху наполненные жертвенным маслом и как следует из изображений на тех же стенах, не разливали ни капли, но если бы они это сделали, их ждала бы смерть.
Археологическую работу Шампольона достойным образом продолжал крупный французский египтолог Гастон Масперо, который сумел объединить неутомимую энергию археолога с глубокими знаниями филолога и широким кругозором историка.
Тщательно обследовав саккарские пирамиды V—VI династий,он сумел проникнуть в них, и во внутренних погребальных комнатах этих пирамид египтолог обнаружил интереснейшие религиозные тексты, которые Масперо издал под названием “Надписи саккарских пирамид”.
При расшифровке этих текстов стало понятно, что найденные аналогичные углубления во всех храмах заполнялись либо цветным стеклом, либо Ливийским метеоритным стеклом, самым чистым природным стеклом, почти полностью состоящее из оксида кремния (SiO2=98%).
Именно оно было обнаружено Говардом Картером в гробнице Тутанхомона, 15 огромных горшков с остро обломанными краями явно специально расколотыми.
Среди прочих сокровищ был резной символ плодородия – скарабей. Этот центральный фрагмент золотого ожерелья, которое носил фараон, правивший в 1333-1323 гг. до н.э., так же был изготовлен из Ливийского метеоритного стекла.
В Египетской мифологии скарабей, по-египетски “хепри”, почитался, как священное животное богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, сверхспособностей, ясновидения и возрождения.
Хепри в древнем Египте является аналогом индийского Ганеша и китайского Хотея , он отвечал за удачу во всех делах, позитивное мировосприятие и крепкое, нерушимое здоровье.
В Долине Царей -расположенной на западном берегу Нила, напротив Луксора, найдено множество изображений, где Жук Скарабей уводит к Свету Знания и Просветления по дорогам из стекла Фараона и Жреца, держа их за руки лапами справа и слева от себя.
В виде изображения Скарабея в Египте часто изготавливались печати, многочисленные магические предметы и амулеты. Часто со стороны спинки жука одним из центральных фрагментов выдавленного рисунка служил диск Солнца , света “Знаний дня”, а со стороны брюшка Звёзды, свет “Знаний ночи” и под звёздами и под солнцем с обеих сторон изображался способ их достижения, дорога из стекла, как линия с шипами. Обычно эти амулеты изготавливали из белого, красного или синебирюзового непрозрачного стекла, но особо ценные реликвии мастера вырезали из золотисто прозрачного Ливийского стекла.
Вот как описывает появление Ливийского стекла Марк Боелоу: 28 млн. лет назад метеорит с поперечником 30 метров со скоростью 20 км/сек ворвался в земную атмосферу. В ее плотных слоях его разорвало, что привело к выделению огромного количества тепловой энергии. Мощность взрыва была равна мощности взрыва трехмегатонной водородной бомбы.Раскаленный до 2000oC воздух обрушился на земную поверхность и расплавил пустынный песок на площади в сотни квадратных километров, подобно сахару под газовой горелкой.
Кусочки такого стекла и сегодня находят в пустыне Египта. Оно считается достаточно дорогим и мистическим минералом. Но в пору фараонов это был только ритуальный предмет культа хождения по стеклу.
othereal.ru
Стекло древнеегипетское - Справочник химика 21
Хо гя химический состав древнеегипетского стекла в основном тот же, что и древней глазури, между ними, как мы уже говорили, существует коренное различие в способе употребления. Глазурь всегда наносится на поверхность другого предмета, между тем как стекло является самостоятельным материалом, и хотя в изделиях из стекла иногда бывает внутри временная формовочная шишка, стекло не должно приставать к ней, так как она после окончания формовки удаляется. Это отличие необходимо всегда помнить, ибо широкое употребление стекла как отличного от 1 лазури вещества характеризует определенную эпоху. [c.159]
Древнеегипетское стекло в основном состоит из силиката натрия и кальция. По своему составу оно близко обычному современному стеклу, чего нельзя сказать о сходстве соотношения его составных частей. Так, современное стекло содержит значительно больше кремнезема и меньший процент окисей железа и алюминия оно обычно не включает окиси марганца, почти не содержит окиси магния, содержит гораздо меньше щелочи и намного больше извести. [c.163]
Более низкое содержание кремнезема и извести, большее количество окиси железа и значительно более высокий процент щелочи в древнеегипетском стекле по сравнению с современным способствовали существенному снижению температуры плавления, что намного облегчало изготовление стекла. Однако все это неблагоприятно отражалось на качестве продукции, поскольку такое стекло обладает гораздо меньшей устойчивостью против разрушительных атмосферных влияний, особенно сырости. Нужно упомянуть еще одно существенное различие между древнеегипетским и современным стеклом. Современное стекло предназначается прежде всего для доступа света, между тем как древнеегипетское стекло играло чисто декоративную роль, и хотя иногда оно и бывало просвечивающим, а изредка даже [297] прозрачным, тем не менее чаще всего оно совсем не пропускало свет. [c.163]
Когда для варки стекла применяется желтый песок, присутствующие в нем соединения железа, которым он обязан своим цветам, окрашивают стекло в зеленый цвет, но в древнеегипетском стекле, за исключением синего, это обычно не играло существенной роли возможно, что в некоторых случаях действие железа нейтрализовалось естественно [c.163]
Древнеегипетское стекло бывает аметистового, черного, синего, зеленого, красного, белого и желтого цвета. Перейдем к рассмотрению различных веществ, от которых зависит окраска стекла. [c.164]
Древнеегипетское синее стекло бывает трех оттенков, а именно темно-синее, имитирующее лазурит, светло-синее, имитирующее бирюзу, и зеленовато-синее. [c.165]
Не считая чрезвычайно редкого употребления соединения сурьмы в качестве краски для подведения глаз (известен только одип, самое большее — два случая такого употребления), соединение сурьмы и свинца присутствует как окрашивающее вещество в желтом стекле, относящемся к XIX династии, персидскому и арабскому [310] периодам следы сурьмы встречаются в некоторых древнеегипетских медных и бронзовых предметах, где она является примесью, попавшей из мед пой руды. [c.171]
Анализ бесцветного и прозрачного древнеегипетского стекла (около 1500 лет до и. э.) дал следующие результаты (в вес.%) SIO2 — 63,4 ЫагО — 22,4 К2О — 0,8 СаО — 7,8 MgO —4,2 AI2O3 —0,6 РеаОз —0,7 МпО —следы. Стекло было известно в Египте, по-видимому, еще за 3500 лет до н. э. [c.597]
История химии. Как основанная на опыте практика, X. возникла вместе с зачатками человеческого общества (использование огня, приготовление пищи, дубление шкур) и в форме ремесел рано достигла изощренности (получение красок и эмалей, ядов и лекарств). Вначале человек использовал хим. изменения биол. объектов (брожение, гниение), а с полным освоением огня и горения - хим. процессы спекания и сплавления (гончарное и стекольное произ-ва), выплавку металлов. Состав древнеегипетского стекла (4 тыс. лет до н. э.) существенно не отличается от состава совр. б)ггылочного стекла. В Египте уже за 3 тыс. лет до н.э. выплавляли в больших кол-вах медь, используя уголь в качестве восстановителя (самородная медь применялась с незапамятных времен). Согласно клинописным источникам, развитое произ-во железа, меди, серебра и свинца существовало в Месопотамии также за 3 тыс. лет до н. э. Освоение хим. процессов произ-ва меди и бронзы, а затем и железа являлось ступенями эволюции [c.257]
Естественно, разные страны древности развивались не одинаково, и в один и тот же период времени отдельные страны были более развиты. Еще за много тысяч лет до нащей эры в древнем Египте уже умели выплавлять и использовать золото (6 тыс. лет до н. э.у, медь (4 тыс. лет до н. э.), серебро, олово, свинец и ртуть (3 тыс. лет до н. э.). В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекл и фаянса. Знали древние египтяне и многие минеральные (охра, сурик, белила) и органические (ализарин, пурпур, индиго) краски и другие вещества. Недаром знаменитый французский химик М. Бертло (1827—1907) считал, что само название науки химия произошло от древнеегипетского слова скет1 (хемы) так называли людей, населявших черные земли (Египет), т. е. искусство людей с черных земель, или наука людей Египта. Однако происхождение слова химия древнегреческий алхимик Засима (П1—IV вв. н.э.) объяснял по-другому он считал химией искусство делать серебро и золото Ыхимиа — искусство плавки металлов). Такое объяснение тоже правдоподобно, так как без плавки нельзя получить золото и серебро. Есть и другие толкования. Например, предполагают, что название произошло от египетского слова превращение , и т. д. До настоящего времени по этому вопросу у ученых нет единого мнения. [c.10]
Так или иначе производство стекла относится к числу древнейших химических производств. Стеклянные бусы и осколки стеклянных бутылок извлечены из усыпальниц правителей древнего Египта, живших, по оценке археологов, за 3—4 тысячеле-1ия до нашей эры. Состав древнеегипетского стекла существенно не разнится от состава современного бутылочного стекла, как не разнятся способы выдувания стеклянных изделий, применявшиеся стеклоделами древнего Египта, от кустарных методов, лишь ле так давно оставленных в Европе. [c.427]
С другой стороны, находка в Египте уже в слоях архаической эпохи изделий из обсидиана (вулканического стекла), месторождений которого в Египте не имеется, ясно указывает на возникновение в древности торговых связей между Египтом и соседними странами, откуда египтяне наряду с целым рядом различных товаров получали также и обсидиан. Можно привести и такой факт, когда на стене одной из гробниц в Бени-Хасане было обнаружено изображение процесса изготовления каменных ножей. Это изображение ясно указывает на то, что в силу длительного и устойчивого существования общинного строя, нри котором, долго сохранялись формы архаичной техники и экономики, вплоть до периода Среднего царства, когда были уже широко распространены металлургия и техника изготовления бронзовых орудий, в Египте все еще по старипке пережиточпо сохранялась техника изготовления каменных ножей. Таким образом, изучение камнеобрабатывающего ремесла позволяет [8] говорить не только об уровне развития египетской техники, но и подвергнуть изучению внешнюю торговлю Древнего Египта, а также установить и некоторые другие факты, типичные для древнеегипетского общественного строя. [c.3]
Зрачок большой кружок из черного вещества, нрикренленный к передней части глазного яблока или белка обычно — из обсидиана, но иногда — из черной смолы, черного известняка (естественной окраски или искусственно почерненного), черного стекла или другого черного вещества. Начиная с греко-римского периода его обычно делали из черного стекла, а иногда рисовали краской. Хотя химический анализ не показал, что древнейшим материалом для зрачков был обсидиан, все же немало косвенных данных указывает на правильность этого нредноложения. Вещество имеет внешний вид обсидиана, который был известен в Древнем Египте и употреблялся для различных целей начиная с додинастического периода. Вместо обсидиана могло применяться только черное стекло, употребление которого до эпохи Нового царства совершенпо невероятно. Кроме того, в тех значках, которые удалось тщательно исследовать, нет тех многочисленных мельчайших пузырьков воздуха, которые характерны для древнеегипетского стекла. Нет также признаков поверхностной коррозии, которая так часто наблюдается в древнеегипетском стекле и в некоторых стеклянных глазах греко-римской эпохи. На поверхности видны тонкие штрихи, оставленные абразивным порошком, примепеппым при шлифовке и полировке материала, между тем как такие же зрачки из черного стекла обычно, если не всегда, отливались в формах. [c.105]
Мне не удалось получить для анализа ни одного образчика древнеегипетского черного стекла. Не приводит результатов анализов этого стекла и Пароди, но Нейманн и Котыга обнаружили, что в двух случаях черная окраска была вызвана присутствием соединений меди и соединений марганца, а в третьем случае — высоким содержанием соединения железа" . [c.165]
Стеклянную мозаику часто называют эмалью, настой или стеклянной настой. Конечно, это не эмаль, которая, хотя и является стекловидным материалом, применяется в толченом виде и вплавляется в пазиачеппое ей место на жару, тогда как древнеегипетское стекло для мозаики всегда резали или формовали и закрепляли на месте при помощи какого-нибудь связующего вещества. Термины наста и стеклянная паста неудовлетворительны [c.168]
chem21.info
Кто изобрел стекло? или искусство древнего Египта
Представьте себе, что мы приехали в Каир. Мы идем по улицам этого большого своеобразного восточного города, любуемся его зданиями, садами, базарами. Но что это? На горизонте видны какие-то треугольные силуэты. Мы догадываемся, что это знаменитые гробницы фараонов - пирамиды. Скорее к ним, туда, на край пустыни! И вот мы стоим перед гробницами, ошеломленные их гигантскими размерами. Это не удивительно: ведь самая большая из них, пирамида Хеопса, достигает 146,6 метров в высоту. На ее постройку пошло свыше 2300 тысяч каменных плит весом по две с половиной тонны каждая. А построены пирамиды более четырех с половиной тысяч лет тому назад.
Египтяне первыми начали создавать каменные здания. До наших дней сохранилось много из того, что построили древние архитекторы в долине Нила: похожие на башни ворота храмов, стены, колонны, обелиски. Все это из камня, все украшено рельефными фигурами царей и богов, сценами битв и охоты.
Египетское искусство достигло большой высоты. Скульпторы создавали здесь статуи, мастерски передавая характерные черты разных лиц - внимательного писца, сурового царя, молодой женщины. Хорошо изображали они и занятых трудом рабов и слуг. Живописцы оставили нам чудесные стенные росписи. Вот над зелеными зарослями на берегу Нила летят птицы, вот дикая кошка сидит на стебле папируса, а вот тянут сеть рыбаки. Точно вся жизнь древнего Египта проходит здесь перед нами: тяжелые работы земледельцев, рабов и ремесленников, пиры знати, писцы в учреждениях, отряды воинов. Как свежи и ярки краски, как хорошо переданы движения танцовщиц и акробаток, колеблюдийся от ветра тростник, бешенный галоп лошадей, мерная поступь быков, легкие прыжки телят! Раскопки познакомили нас и с прекрасными изделиями ремесленников - камнерезов, металлистов, ювелиров. Египтяне первыми изобрели стекло. Множество тонких изящных вещей делали из золота и самоцветов египетские ювелиры.
Искусство Египта не было одинаковым во все времена египетской истории. В течение тысячелетий многое изменилось в долине Нила - человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. Иногда страну опустошали войны, иногда сам Египет захватывал соседние страны, откуда шли богтства, рабы, ценные материалы. В стране происходили разные события. Выдвигалась на первый план то одна, то другая область. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Случались и грозные народные восстания. Все это находило свой отклик в памятниках искусства. Иногда они выполнены строго по издревле установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. А иногда эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и ближе к действительности изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж, по-новому построить сцены.
В такой короткой статье нельзя, конечно, рассказать обо всем этом подробно, но мы запомним, что, как искусство каждой страны, искусство древнего Египта отражало в своих произведениях жизнь народа, который его создал.