Культура древней Греции и Рима. Древний рим греция
Римский период греческой истории
Возникнув из сравнительно небольшого государства Лаций в античной Италии (8 в. до н.э.) Рим, обладающий дисциплинированной и жаждущей новых завоеваний армией, начал свою экспансию на Восток. К тому времени, когда потомки легендарного Ромула вторглись в ближайшую грекоязычную страну – Македонию, они уже успели подчинить себе всю территорию Италии и разрушить Карфаген. И теперь взгляды римских легионеров были устремлены на приходящий в упадок разрозненный эллинистический мир Балканского полуострова.
Несмотря на все попытки македонцев противостать агрессорам, военная мощь Рима пересилила, и в 148 г. до н.э. Македония пала, проиграв битву при Пидне. Македония потеряла свой суверенитет и была поделена на четыре части (четыре города с полной изоляцией), превратившись в одну из римских провинций. Та же участь постигла Иллирию и Эпир – соседей и союзников Македонии. Причем, в провинцию Македония была включена и часть Иллирии, поделенной на три округа (от Лисса до Керавнских гор). Население этих малых государств нещадно уничтожалось или тысячами продавалось на невольничьих рынках новой империи, остро нуждавшейся в притоке бесплатной рабочей силы.
Утрата независимости Греции
Падение Македонии, Эпира и Иллирика заставили Грецию по-иному взглянуть на своего римского «друга». Как никогда стало очевидным, что пришла пора сплотить силы военно-политического объединения Греции – Ахейского союза и противостать захватчикам. До 146 г. до н.э. римляне предпочитали действовать против этого союза путем подкупа и шпионажа, и только потом перешли в открытое наступление. Поводом к войне послужил выход из Ахейского союза Спарты (147 г. до н.э.), активно поддерживаемой Римом, который к тому же решил отделить от него еще и Коринф, Гераклею и ряд других городов. Апогеем возникшего конфликта стала битва при Левкопетре (Истм). Римский отряд во главе Луция Муммия превосходивший силы войск Ахейского союза почти вдвое, нанес последним сокрушительное поражение. После победы Муммий двинулся на Коринф – главный конкурент Рима в коммерческих делах. Коринфяне решили сдаться на милость завоевателя без сопротивления, но Луцию Муммию жалость не была присуща: город подвергся полному уничтожению, практически все мужское население Коринфа было перебито, а женщины и дети отправлены на невольничьи рынки. Так Греция окончательно потеряла свою независимость, превратившись в римскую провинцию Ахайя.
Другие государства, эллинизированные когда-то Александром Македонским, также постепенно отошли под гегемонию мощной Римской империи. В 133 г. до н.э. умер царь Пергама Аттал III, предварительно завещав свой трон Риму. Таким образом Пергамское царство стало римской провинцией Азия. Сирия на Ближнем Востоке была завоевана Помпеем в 64-63 г. до н.э. и включена в состав Римской империи. Последним пал Египет – крупное эллинистическое государство Птолемеев, когда в 31 г. до н.э. римский полководец Марк Антоний и египетская царица Клеопатра потерпели поражение в морской битве у мыса Акаций в Эпире. Клеопатра покончила жизнь самоубийством, и Египет в 30 г. до н.э. потерял свою независимость.
Но еще долго греки не хотели мириться с потерей былого могущества их государства и несколько раз выступали против римского господства на стороне его противников. Например, в 88 г. до н.э. Афины присоединились к антиримскому движению, возглавленному Митридатом, царем Понта. К афинянам примкнула практически вся Греция, жаждущая вновь обрести свободу. На стороне Митридата выступили также Спарта и Беотия. Но 86 г. до н.э. римский военачальник Корнелий Луций Сулла штурмом взял город и жестоко расправился с его жителями. Та же участь ожидала и другие греческие города, поддерживавшие Афины. Но Сулла решил все же оставить городу, хоть и фиктивную, но свободу, из уважения к его былой славе и могуществу. По оценке историков, подавление этого мятежа Греции было ужасающим, она вся лежала в руинах и больше никогда не смогла подняться до былых высот своего могущества.
Греция делала еще две попытки освободиться от римского гнета, когда в политическом противоборстве между Цезарем и Помпеем встала на сторону последнего. В 48 г. до н.э. состоялась битва при Фарсале (Фессалия), где в помощь Помпею были посланы вооруженные силы Спарты, Крита, Афин, Фессалии и Беотии. Но победу одержала армия Гая Юлия Цезаря, заставив тем самым греков ощутить еще одну горечь поражения и несбывшихся надежд. Следующей ошибкой Греции была поддержка Марка Антония (мужа Клеопатры) в его борьбе против Октавиана Августа, претендовавшего на высшую власть после смерти Цезаря. Октавиан стал единовластным правителем Римской империи, прекратив своим восшествием на престол череду гражданских войн. Всякая надежда для Греции выйти из-под власти римлян была окончательно потеряна.
Приобретение Грецией статуса политического и культурного центра
Стоит заметить, что влияние Рима на подвластную ему Грецию не всегда было негативным. Римляне очень быстро оценили греческую культуру и искусство и все последующие годы всячески поддерживали их, практически став приемниками достижений цивилизации древних эллинов. Постепенно Греция вновь приобрела статус высокоразвитого политического и культурного центра, но теперь уже Римской империи. Даже пантеон греческих богов нашел свое отражение в религии римлян, божества поменяли лишь только имена. В 44 г. до н.э.
Гай Юлий Цезарь принялся за восстановление Коринфа, его приемник Август основал в Греции такие города, как Никополь и Патры. Последующие римские императоры даровали многим регионам Греции статус сенатских, а то и императорских провинций, что способствовало не только улучшению их экономического положения этих, но и подъему искусств, развитию наук и философских школ. Император Нерон, любивший поэзию, в том числе и греческую, пошел еще дальше и провозгласил независимость Греции в память о ее великом прошлом, что на практике означало лишь освобождение провинции от налогов.
Среди знатных римлян было модным обучать своих детей в Афинах или Александрии и приобщать к богатству философской и научной мысли греков, а также обучать их ораторскому искусству. Процветал своего рода туризм римской элиты в Грецию, особенно в такие города как Афины, Коринф, Милет, Александрия, Смирну и Салоники, с целью увидеть ее восстановленные культурные памятники прошлого. Греческие писатели, философы и ученые в свою очередь посещали Рим и обосновывались в других городах древней Италии. Греческий язык наравне с латинским стал одним из официальных языков Римской империи, а римский Сенат пополнил свои ряды за счет вновь появившейся богатой греческой элиты.
Возникновение христианских общин
Так как греки были более склонны к восприятию всего нового, не удивительно, что именно на их землях были образовано очень много первых христианских собраний, основанных апостолом Павлом в период между 42 – 57 гг. н.э. В таких городах как Патры, Коринф, Салоники, Филиппы и Афины росли и процветали общины христиан.
Но почти 300-летнее мирное существование Греции в условиях Rax Romana (римского мира) сыграло свою роковую роль в том, что разучило ее население держать в руках оружие, а это не замедлило отрицательно сказаться при нападении на провинцию варварских племен с севера. Например, в 267-268 гг. н.э. в Ахайю вторглись германские племена готов и разорили Ахею, Фракию, Македонию, Спарту и Коринф, продолжив свой опустошительный поход в Афины и Азию. И хотя готов с большим трудом, но все же удалось изгнать, Греция больше не знала покоя. Начинавшееся разложение Римской империи только усугубило это положение, с временным облегчением при правлении императоров Диоклетиана и Константина, который в 330 г. перенес столицу своей империи из Рима в Константинополь, тем самым отодвинув границы Греции от опасного соседства.
Падение Римской империи
В 395 г. единая Римская империя, подточенная постоянными династическими войнами, моральным разложением населения и нашествиями варваров перестала существовать. После смерти императора Феодосия I она была разделена на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи, к которой и стала относиться Греция.
В том же 395 г. вестготский король Аларих (бывший союзник умершего императора Феодосия) возглавил военный поход на Константинополь, в результате которого были разрушены и сожжены Аргос, Коринф, Спарта и другие города. Избежать этой печальной участи удалось лишь Афинам путем выплаты огромного выкупа Алариху за свои жизни и неприкосновенность города. Вестготы ушли из Восточной империи в 395 г. и двинулся в Италию, полностью уничтожив в 410 г. Западную Римскую империю.
Так, для Греции начался следующий период в ее истории – византийский.
www.ilovegreece.ru
Культура древней Греции и Рима
Культура древней Греции
Впитав в себя культурный опыт Вавилона и Египта, античная Греция определила свой путь социально-политического и культурного развития. Вечное противоречие между духом и телом было решено в пользу последнего. Именно на «телесности» зиждется все мировоззрение Древней Греции: наука, религия, философия, искусство, социально-политическая жизнь. Поэтому эталоном красоты считалось человеческое тело. Сама личность человека считалась полезной только в том случае, если могла быть полезна обществу своими гражданскими добродетелями. Двумя основными характеристиками древнегреческого мировоззрения являются космологичность и антропоцентризм.
Космос противостоит Хаосу своим совершенством и красотой, а эта красота заключена в природе и а человеке. Именно поэтому человек считался центром Вселенной, а для всей древнегреческой культуры был свойствен поиск гармонии и идеала человеческого тела и духа. Религия Древней Греции имеет две основные характеристики: политеизм и антропоморфизм.
Пантеон греческих богов сложился в эпоху архаики. В нем можно выделить 12 основных божеств, каждое из них выполняет строго определенные функции. В основе антропоморфизма лежит принцип уподобления человека богу. Кроме религии, большое значение в жизни древних греков имела мифология. Мифологическое и религиозное мышление определяется единством духовного и природного начала. Древняя Греция известна как цивилизация, положившая начало многим наукам. Грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о законах природы, общества, взглядов на мир и людей. Но философию Греции трудно было бы понять без смежной ей науки эстетики, для которой главным становились поиски красоты и гармонии в мире. В Греции трудно выделить ученых, которые занимались бы наукой в чистом виде. Поэтому их было принято называть философами.
Величайшими философами Древней Греции являются Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Геродот, Гиппократ. Огромное значение в Древней Греции имела литература, зародившаяся сначала в виде устного народного творчества. Огромным успехом пользовалась поэзия. Особенно известен Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». Развивались дидактические и лирические формы поэзии. До наших дней дошли стихи поэтессы Сапфо, поэтов Архелоха, Алкеона. Основоположником жанра басни в Греции является Эзоп. Представления греков о мире и его устройстве нашли отражение в таком жанре искусства, как театр. Он возник из религиозного культа бога Диониса и развился очень быстро. Сначала сюжетами для комедий и трагедий служили сцены из жизни Диониса. Но позднее сюжеты стали браться из мифологии вообще. Основоположником трагедии стал Эсхил.
Выдающимися драматургами Древней Греции были также Софокл, Еврипид. Дошедшие до нас трагедии Софокла — «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра». Самым известным автором комедий был Аристофан («Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»). В античной Греции процветали многие виды искусства, архитектура, скульптура, вазопись. Главные качества архитектуры — это простота, ясность композиций, гармоничность и пропорциональность. Жемчужиной греческой архитектуры можно назвать афинский Акрополь. Наибольших успехов греки достигли в скульптуре, которая отличалась совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов для скульптуры использовали бронзу, мрамор, дерево. Признанными мастерами скульптуры в античной Греции считаются Пифагор Регийский, Поликлет и Фидий. Вместе со скульптурой большое развитие получили живопись и вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментом и сюжетными росписями. Ранняя керамика отличается чернофигурным изображением, позже появился краснофигурный стиль. Наиболее распространенными типами ваз были амфора, кратер, килик и гидрия.
Культура древнего Рима
Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжала эллинистическую традицию, но вместе с тем выступала как совершенно новое и самостоятельное явление. Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами. Но постепенно латиняне, жившие на западе, завоевывают соседние территории и формируют одну из самых крупных империй древности. Завоевание греческих государств привело к тому, что молодая Римская империя столкнулась с культурой, намного превосходившей ее собственную. Римляне стали изучать греческий язык, литературу, философию. Большой спрос имели рабы-греки, обучавшие римских детей. Вся история греко-римских отношений — это тайное преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь ее совершенства. Но несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в греческую культуру и свое зерно. Для Рима остались недосягаемы поэтическая одухотворенность и величавая гармония Греции, т. к. практичный римлянин не мог до конца понять пластичного равновесия и обобщенности замысла.
Для римлянина основной всего был патриотизм. Он рассматривался как высшая ценность, и долг гражданина состоял в непрерывном служении ему. В Риме почитались мужество, стойкость, умение подчинить себя железной дисциплине. Если грек преклонялся перед искусством, то римлянин презирал его, ставя на первое место войну, политику, право и земледелие. Религия древних римлян вначале основывалась на смешении верований многих захваченных империей народов. Во главе пантеона стоял двуликий бог Янус, которого считали царем на небе и на земле. По мере сближения римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон богов. Греческие мифы также стали приспосабливаться к новой культуре и стали очень популярными среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верования. В начале н. э. распространение получает
христианство, возникшее в I в. н. э. Спустя почти четыре века христианство становится государственной религией Римской империи.
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное искусство, оригинальная философия и наука. Древнеримская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь государства. Поэтому и наука Древнего Рима была направлена именно на человека. Заметный след в науке оставили труды по геометрии и тригонометрии Менелая Александрийского, геоцентрическая модель мира Птолемея. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей, трубы, по которым шел пар для обогрева помещений. Римская философия переняла научный опыт греческой философии, и основными для нее были идеи морального совершенствования человека.
Древний Рим является родиной юриспруденции. Среди римских юристов особо выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства. С середины II в. римские прозаики перешли на латынь, и литература стала играть в жизни римлян большую роль. Это время оставило в истории имена таких талантливых литераторов, как Овидий, Гораций. Луцилий стал основоположником нового жанра — сатиры. Основная сила и мощь империи выражалась прежде всего в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве. Строились новые театры, базилики, храмы, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения: акведуки, мосты, дороги, каналы. Они перерабатывали принципы греческой архитектуры и использовали абсолютно новые строительные материалы и конструкции. Вершиной архитектурного искусства стал Пантеон — храм всех богов. Среди общественных сооружений большой популярностью пользуется Колизей.
biofile.ru
Римская Греция - это... Что такое Римская Греция?
Рим, как и Македония, не дал Греции ни благосостояния, ни даже прочного мира. Римским завоеванием начался для Греции длинный ряд бедствий, закончившийся страшными опустошениями варваров в IV в. н. э. и приостановкой античной жизни. Обложение данью многих общин, и без того обедневших от войн и внутренней неурядицы, взыскание штрафов, вторжение римских чиновников, алчных и грубых, во внутреннюю жизнь Греции разоряли несчастный народ вконец и питали в нём суетную надежду на избавление от завоевателя. Не прошло и 60 лет после разгрома Коринфа, как значительная часть Греции, на этот раз с афинянами в главе, соединилась с понтийским царём Митридатом против Рима. Беотия, Спарта, Ахайя присоединились к афинянам. Прибытие Суллы вынудило царских полководцев сосредоточить свои силы в Афинах и Пирее (87). После продолжительной осады город был взят, разорён и разграблен римскими солдатами, население перебито. С Митридатом Сулла заключил мир, а Греция вышла из войны ещё более опустошённой и приниженной: некоторые города были срыты до основания, другие ограблены, храмы и сокровищницы расхищены. Впоследствии Греция не раз ещё служила театром жестоких сражений и расплачивалась за своё участие в событиях новым и новым разорением. В 48 г. до н. э. Беотия, Фессалия, Афины, Спарта, Ахайя, Крит соединились с Помпеем против Юлия Цезаря. В 31 г. до н. э. Греция соединяется с Антонием против Октавия, и опять несчастливо. В каком жалком состоянии находилась Греция в это время, как сократилось её население и уменьшилось число городов, как обеднели и опустели целые области, можно видеть из свидетельства очевидца Страбона (X кн. Географии). Разделение провинций со времени Августа на сенатские и императорские, назначение определённого жалованья проконсулам и пропреторам, отдаление финансовой части от административной, контроль над провинциальным управлением, — все это, с установлением империи, облегчило положение, ограничивая размеры чиновничьего грабежа. Кроме того, в течение первых трёх веков империи, Греция пользовалась почти непрерывно миром.
Многие императоры выказывали большую заботливость относительно Греции и осыпали её особенными милостями. Юлий Цезарь восстановил Коринф, Август основал Патры, Никополь. Тиберий перевёл Македонию и Ахайю, в видах экономического их улучшения, из сенатских провинций в императорские. Нерон провозгласил на истмийском празднике независимость Греции, что равнялось освобождению её от дани. Императоры из дома Флавиев и Антонинов неоднократно посещали славные города Греции и благосклонно относились к Афинам. Особенной щедростью отличался Адриан. Второй век н. э. был блестящим временем для Афин и афинских школ. Благодаря обилию художественных произведений, внешним удобствам жизни, общительности местного населения и больше всего знаменитым школам, Афины представлялись для всякого, кто искал просвещения, обетованной землей, куда ехали учиться из разных мест обширной империи. Марк Аврелий дал высшей афинской школе правильную организацию и щедро вознаграждал её преподавателей.
Вообще в умственном отношении Греция стояла гораздо выше и тех варваров, которые совершали в неё вторжения с конца III в. н. э., и массы римского общества. На почве греческой науки в просвещения сближались между собой многочисленные народности мира без различия языка и вероисповедания. Светская языческая мудрость греков много послужила к утверждению христианской религии. Так, софист Проересий был христианином; философ Аристид поднес императору Адриану апологию христианского учения; другой философ, Афенагор, учивший сначала в Афинах, а потом пришедший в Александрию, тоже писал в защиту христианства и написал рассуждение о воскресении. Немного позже знаменитые учители христианства, Климент Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, почитали ближайшее знакомство с эллинской наукой необходимым условием нравственного совершенствования верующих: по словам Климента, человек без такого образования походит на неразумное животное. Впервые вера Христова возвещена была в Афинах апостолом Павлом в 52 г.: вскоре как здесь, так и в Коринфе, в Спарте, Патрах возникли небольшие христианские общины. Вообще в среде греков не было столь упорного сопротивления новой религии, как во многих других частях империи.
Отвыкшие от военного дела, лишённые своих крепостей и акрополей, греки с большим трудом и потерями отражали нападения варваров во второй половине III в. Немного выиграла Греция от реформ Диоклетиана и Константина Великого, равно как и от основания новой столицы империи, Константинополя или Нового Рима (330). Конец IV века, когда после смерти Феодосия окончательно установлено было разделение империи на Восточную и Западную, омрачился опустошительнейшим вторжением полчищ Алариха, короля вестготов. Он прошёл Македонию и Мёсию и, опустошив Иллирию, направился по Адриатическому побережью до Никополя, а оттуда вторгся в Фессалию. Когда настигший его здесь Стилихон был отозван Аркадием в Италию, Аларих пробился без труда через Фермопилы и разорил Аргос, Спарту и другие части Пелопоннеса. Спас Грецию от окончательной гибели тот же Стилихон, в 396 г. Много требовалось времени для того, чтобы оправиться от этих бедствий. Следующие императоры всячески противодействовали возрождению античной образованности в Греции. Решительнейшее действие в том же направлении оказали реформы Юстиниана (527—565 н. э.), преследовавшего исключительно выгоды фиска и непосильными поборами низводившего свободное население Греции до положения рабов. Император отобрал в казну те капиталы, которыми располагали вольные греческие города и которые шли на городское благоустройство. Казалось, самая тень муниципальной самостоятельности греческих городов была уничтожена, так как не имелось более средств для поддержания местных учреждений и их деятельности. Однако муниципалитеты не были упразднены, а церковь и духовенство старались облегчить бедственное состояние народа, питать в нём надежду на лучшие времена и поддерживать привязанность его к вековым общинным порядкам. Видимый конец античной образованности наступил при этом же императоре, когда он закрыл в Афинах школы риторики и философии, конфисковал городские капиталы, употреблявшиеся на содержание школ, и предоставил учителям академии, лицея и стои искать себе слушателей за пределами Римской империи. Но никакой гнет и никакие гонения не в силах были погубить исконные основы гражданской жизни в Греции и плоды древнегреческой образованности. Особенно этим последним предстояла ещё великая цивилизующая роль в новой Европе.