Мифология Древнего Египта: Сотворение мира. Древний египет сотворение мира
Мифология Древнего Египта: Сотворение мира « Мифы « Страшные истории
"Вода поднялась и достигла утесов пустыни, как при сотворении мира", - говорится в одном из древнеегипетских текстов, описывающих разлив Нила. Первобытный хаос - Нун, представлялся египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму. И вот из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал холм, такой высокий, что вершина его поднялась над водой. Так появилась первая суша. Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.
Такой вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". (Греки называли его по-другому: Гелиополь - "Город Солнца".) Священный столб-обелиск был принадлежностью солнечного культа. Каждое утро первые солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом.
В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе бог- творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей". Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума, таким образом гелиопольский и мемфисский варианты мифа объединяются. Еще одна версия мифа о сотворении мира возникла в городе Шмуну, что значит "Город Восьми" (греки называли его Гермополь). По этой версии прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они жили в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо, невидимое во тьме.
Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито". В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - богсолнца Амон стал главным божеством всего Египта. В "Большом гимне Амону" говорится. Отец отцов и всех богов, Поднявший небо и утвердивший землю, Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст Царь, да живет он, да здравствует, Да будет благополучен, глава всех богов В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Гелиополе породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивыитам умерли. О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной Нут, Шуи Геб версии, люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой (очень поздней) - людей слепил из глины на гончарном круге бог Хнум. Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать".
www.animacity.ru
Древний Египет: легенда о сотворении мира
Как и откуда на нашей планете появилась жизнь: растения, животные, люди? Когда и кем было создано Солнце – светило, рассеивающее тьму, борющееся с ночными кошмарами? Кто зажигает на небе звёзды, чтобы они освещали Землю в ночи? Кто создал Луну, которая заменяет Солнце ночью? Каким образом появились люди? Кто их создал или откуда они пришли? Есть ли загробная жизнь?Все эти вопросы человечество задаёт не только сегодня, но и на протяжении долгого времени. В древние времена египтян тоже интересовали данные вопросы. И они пытались объяснить себе устройство мироздания, руководствуясь своими познаниями об окружающем мире. Таким образом, они назвали землю в долине Нила Та-Кемете, что означает Чёрная Земля. Почему? Потому что земля, богатая илом, оседавшим на ней после разливов реки, была действительно чёрной. А вот земля Синайской пустыни Называлась Чезер – Красная Земля. И, если Вы были в Египте, то можете подтвердить, что земля и скалы там – действительно красного цвета.Древние египтяне работали, не покладая рук: они успешно занимались торговлей со многими народами, строили города, храмы и пирамиды, которым было суждено простоять тысячелетия и дожить до наших дней.Жители Та-Кемет были анимистами. Они верили в то, что ветер, вода, земля, небо, звёзды, растения – живые. Они могут радоваться, помогать людям, а могут и разозлиться и навредить. Именно так они объясняли природные катаклизмы. И, естественно, каждую природную стихию возглавлял могущественный бог.Боги Древнего Египта были зооморфными или же обладали какими-то сверхъестественными качествами, не доступными людям. Богам подчинялись демоны, которые тоже были очень сильны.Самым важным богом в Древнем Египте был бог Солнца. Его называли по-разному: Ра, Амон, Атон. Именно в его честь египтяне построили город и сделали его религиозной столицей. Этот город ещё был знаменит тем, что там было установлено много обелисков. И поэтому его так и назвали – город столбов – Иуну. А у же древние греки, попав в Египет, дали этому городу имя Гелиополь – Город Солнца, потому что большинство обелисков были возведены в честь бога Ра.
Именно из Иуну до нас дошла легенда (и не одна) о сотворении мира, которую мы хотим Вам рассказать.
Первая версия сотворения мира
Посреди первозданного океана Нун бог Атум-Ра создал холм Бен-Бен
Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Вел
sharmseatours.com
Египетская мифология — Сотворение мира
Как был сотворён мир
Давным-давно, много миллионов лет назад, на месте городов с их дворцами, храмами и оживлёнными рыночными площадями, где с утра до вечера не смолкают крики торговцев, наперебой расхваливающих свои товары был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.
Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всё окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.
Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.
— Я существую! — воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо моё могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, всё было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами, — всё затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в своё жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом.
С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнёс волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен.
Атум опустился на холм и стал размышлять, что же ему делать теперь.
«Конечно, сперва я создам других богов,— думал он. — Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет ещё земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай… Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрёт и останется навсегда неподвижным. И ещё я создам богиню влаги — чтоб воды океана подчинились ей».
И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.
Но тут случилась беда. Непроглядный мрак всё ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать всё, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.
В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:
— Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.
Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:
— О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза!
И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.
Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая, опасность?.. Он поднялся с земли, повернул голову и напряжённо прислушался.
Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился всё громче… кто-то шёл к первозданному холму… уже можно было различить голоса… И бог узнал эти голоса — это были голоса его детей! После многолетних поисков Глаз всё-таки нашёл их в океане и теперь торжественно вёл к холму Бен-Бен, где столетия напролёт горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождём хлынули на землю.
Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять,— как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:
— Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты — и это благодарность! — ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!
— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.
Но оскорблённый Глаз не слушал никаких оправданий. Желая во что бы то ни стало отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума.
Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея — урви. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.
Из вод океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом.
Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.
Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей — звёзды. Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая её проклятиями. Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный бог Ра приказал Шу:
— Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.
Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнёс заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра.
Наступил Золотой век — время, когда люди и боги жили на земле вместе2.
Такая легенда о сотворении мира провозглашалась жрецами города Иуну. Греки называли этот город Гелиополем, что означает «Солнцеград» — город, где поклоняются солнцу. Иуну был главным культовым центром солнечных богов Ра и Атума.
Однако в любом крупном городе был свой бог-покровитель, и почитался он там гораздо больше, чем во всех других городах Египта. Жрецы — служители такого божества стремились сделать роль своего бога в государственной религии как можно более важной. Для этого они разрабатывали свои собственные учения о сотворении мира, по которым именно их бог считался творцом и прародителем всех самых популярных и почитаемых богов Египта — Шу и Тефнут, Геба и Нут и богов, рождённых ими.
В древнейшей столице Египта городе Хет-Ка-Пта творцом мира считался бог Птах (или Пта), покровитель искусств и ремёсел. Птах создал сам себя, затем создал Атума, — а уже Атум творил мир, действуя «согласно воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им все магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи.
В городе Хемену (в поздней коптской огласовке — Шмуну, по-гречески — Гермополь) провозглашалось иное учение: в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун. Она снесла яйцо, в котором был свет. Этот свет и дал начало жизни.
Самое замечательное, что при таком обилии противоречащих друг другу учений не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной. Понятий «ересь», «еретик» — не существовало, и никто не подвергался преследованиям со стороны жречества за «ложную, неправильную веру». Даже одна и та же легенда о сотворении мира могла существовать сразу в нескольких вариантах. Так, в Иуну почиталась мифическая птица Бену (которую греки отождествляли с фениксом). В начале творения Бену летал над водами Нуна и на холме Бен-Бен свил гнездо. Бену и стал прародителем жизни.
Миф о Великом Гоготуне тоже не был единственным в учении жрецов города Хемену. По другому мифу, мир сотворила Великая Восьмёрка4 богов — четыре мужских божества с головами лягушек и четыре женских с головами змей. Боги Великой Восьмёрки плавали в океане Нуне, создали яйцо и возложили его на первозданный холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри — «молодой Ра».
www.efaun.ru
Миф древнего Египта сотворение мира
"Вода поднялась и достигла утесов пустыни, как при сотворении мира", - говорится в одном из древнеегипетских текстов, описывающих разлив Нила. Первобытный хаос - Нун, представлялся египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму. И вот из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал холм, такой высокий, что вершина его поднялась над водой. Так появилась первая суша. Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.
Такой вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". (Греки называли его по-другому: Гелиополь - "Город Солнца".) Священный столб-обелиск был принадлежностью солнечного культа. Каждое утро первые солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом.
В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе бог- творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей". Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума, таким образом гелиопольский и мемфисский варианты мифа объединяются. Еще одна версия мифа о сотворении мира возникла в городе Шмуну, что значит "Город Восьми" (греки называли его Гермополь). По этой версии прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они жили в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо, невидимое во тьме.
Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито". В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - богсолнца Амон стал главным божеством всего Египта. В "Большом гимне Амону" говорится. Отец отцов и всех богов, Поднявший небо и утвердивший землю, Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст Царь, да живет он, да здравствует, Да будет благополучен, глава всех богов В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Гелиополе породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивыитам умерли. О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной Нут, Шуи Геб версии, люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой (очень поздней) - людей слепил из глины на гончарном круге бог Хнум. Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать".
obrazovalka.ru
Читать онлайн электронную книгу Мифы Древнего Египта - Сотворение мира* бесплатно и без регистрации!
Книга познания явлений Ра
Изречения слов Владыки Вселенной, которые изрек он после того, как воссуществовал он: Я тот, кто воссуществовал как Хепра[4]Хепра — одно из наименований солнечного бога. В тексте все время игра слов в связи с употреблением аллитераций: «Хепра» — бог солнца, «хепер» — существовать, «хепру» — существования., воссуществовал я и воссуществовали существования. Воссуществовали существования все после того как воссуществовал я. Многие существа вышли из уст моих.
Не существовало еще небо и не существовала земля.
Не была еще создана почва и змеи в месте этом.
Я сотворил их из Нуна[5]Первоначальный хаос, из которого возник бог солнца., из небытия.
Не нашел себе я места, чтобы встать мне там.
Размыслил я в сердце своем, положил основание воистину.
Создал я образы все.
Был я один, ибо не выплюнул я еще Шу[6]Бог воздуха Шу, сын Ра. Опять аллитерация: «ишешни» — «я выплюнул» и «Шу» — бог воздуха., не изрыгнул я еще Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною.
Положил я основания в сердце своем собственном и воссуществовали многочисленные существа от существ, рожденных от существ, рожденных ими.
Я соединился с рукой моей сжатой, совокупился я с тенью моей и излил я семя в собственный рот. И выплюнул я Шу, и изрыгнул я Тефнут[7]Тефнут — сестра и супруга Шу, дочь Ра. Снова аллитерация: «тефни» — «я изрыгнул» и «Тефнут» — богиня, дочь Ра..
Сказал отец мой Нун: «Да взрастут они!»
И Око мое было позади них[8]Т. е., охраняло их. вечно.
Отделились они от меня после того, как я существовал как единый бог, и вот три бога со мною. Был я на земле этой, и Шу и Тефнут возликовали из вод, где они были, и привели они мне Око мое с собой.
И после этого собрал я члены мои и оросил их слезами, и воссуществовали люди из слез моих[9]В подлиннике игра слов: «ремит» — слезы и «ремет» — люди., вытекших из глаза моего.
И разгневалось Око мое на меня, когда пришло оно и нашло другое[10]Вторым оком бога солнца является луна. на месте своем. И украсил я его блеском, сотворенным мною прежде, и поместил его на лице своем, и после этого господствовало оно над землей.
И создал я змей всяких и существа всякие при помощи их.
И родили Шу и Тефнут (Геба) и Нут, и родили Геб и Нут Осириса, Гора Хент-эн-Мерти, Сета, Исиду и Нефтиду из тела единого, одного после другого, и родили они потомство многочисленное на земле этой.
librebook.me
Египетский миф о сотворении земли — Язычество
Основу каждой мифологии обязательно составляют различные мифы о происхождении людей и земли. Определенную тенденцию здесь выделить очень проблематично. Творцами мира могут выступать в различных мифологиях и люди, и растения и животные. Каким образом любой из творцов возник и как творил мир, существует отдельная, каждый раз разная история. В очень древние времена таким творцом считался Нун – огромный бескрайний океан. Он представлял очень мрачное зрелище. Его окаменевшие и холодные воды создавали ощущение, что они застыли в таком положении навечно. Эти воды ничто не могло заставить нарушить покой. Прошло много тысячелетий, а воды все оставались неподвижными. Лишь только в один прекрасный день свершилось настоящее чудо. Вода Нуна заплескалась, и на его поверхности появился великий бог Атум. Он с неимоверными усилиями оторвался от вод океана и провозгласил себя первым в мире богом. Он огласил свои планы по созданию мира и остальных богов. В тот же момент его руки, направленные в небеса сотворили холм Бен-Бен, на который Атум присел для того, чтобы поразмыслить над своими дальнейшими планами. Первое, что он решил создать для того, чтобы волны этого океана больше никогда не были неподвижными, был ветер. Далее в его голову пришли мысли по созданию богинь дождя и влаги. Ведь воды океана постоянно должны пополняться. Бога ветра он назвал Шу, а богиню влаги Тефнут. Еще до людей, которые с удовольствием пользуются купонами tomtop не дошли руки. Они стали первой божественной парой на земле. В этот самый момент произошло огромное несчастье. В мраке, который окутывал все окружающее пространство, Атум потерял своих недавно созданных детей. Атум был вынужден отправить свой глаз на поиски своих детей. Спустя долгие годы глаз разыскал их, но за это время Атум отчаялся и создал себе новый глаз. Когда же с Шу и Тефнут вернулся первозданный глаз, разгневанный на своего хозяина, Атум предложил ему место в своем лбу, откуда бы он смог наблюдать созданный мир. Но глаз был настолько разгневан, что превратился в ядовитую кобру, но великого бога это не смутило, и он взял кобру и поместил к себе на лоб. С тех самых пор корону фараонов украшает этот самый глаз-змея. После этого из океана вырос белый лотос, из которого появился бог света Ра. Он при виде Атума и его детей расплакался, а его слезы, едва достигнув земли, превратились в людей.
14.04.2012
pagandom.ru
Египетский Миф о сотворении земли - Древний Египет - Каталог статей
Египетский Миф о сотворении земли
Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир - на это в каждом мифе своя история. Давным-давно, много миллионов лет назад был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным. Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.
— Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше. Я создам ветер - так размышлял Атум. Без ветра этот океан вновь замрет и останется навсегда неподвижным. И ещё я создам богиню дождя и влаги — чтоб вода океана подчинялась ей. И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но тут случилось несчастье. Непроглядный мрак все ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглушая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие. В полном отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул: — Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться его возвращения Потеряв наконец всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал: — О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза! И он создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу. Верный Глаз после многолетних поисков все-таки нашел их в океане. Едва Шу и Тефнут ступили на холм, бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел: — Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты... — Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой. Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий.
Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог взял спокойно змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.