Древний египет расцвет. Новое царство (XVI–XIвв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет (стр. 1 из 4). Древний египет расцвет


Историю Древнего мира невозможно себе представить без истории египетского государства. Оно охватывало огромные территории, простиралось вдоль реки Нил на 1200 километров! Представьте себе: огромный оазис посреди мертвых пустынь превратился едва ли не в центр древних цивилизаций. Нил играл важнейшую роль в земледелии и экономике Египта: после его разливов на почве оставался ил. В результате этого явления земля давала превосходный урожай.

Возникновение Древнего Египта

  1. При додинастическом периоде и периоде, именуемым Ранним царством, (3100-2160 до н. э.) египетское государство представляло собой систему отдельных административно-территориальных единиц, именуемых номами. Номы были автономными органами власти, а у них было свое управление и экономика. Руководили номами номархи.
  2. В эпоху Древнего царства (2700-2160 до н.э.) Древний Египет стал более централизованным. Во многом этому явлению способствовала господствующая в Египте религия. Она провозглашала египетского царя (фараона) божеством. Фараон был не только правителем, но и верховным судьей, крупнейшим землевладельцем. В это время в Египте были построены знаменитые пирамиды в Гизе, названные в честь Хеопса, Хефрена, Микерина. Появилась прослойка придворных вельмож и родовой знати. Укреплялась обороноспособность египетской армии.
  3. В промежутке между 2220—2070 гг. до н.э. Египет пережил свой первый переходный период. Это было тяжелое время для страны: она распалась на несколько враждующих между собой образований. Начали складываться негативные тенденции в сельском хозяйстве, так как ирригационная система постепенно приходила в упадок.
  4. Около XXI века до н.э. Египет удалось снова воссоединить под властью фиванских правителей, царей XI династии. Началась эпоха Среднего царства (2160—1785 гг. до н. э.). Первое время междоусобные столкновения в Египте продолжались. Только Аменемхету III на рубеже XIX-XVIII веков до н.э. удалось централизовать власть. Торговля переживала новый расцвет, а на землях активно применялся труд рабов. Страна также активно прирастала новыми территориями. Возводились новые монументальные сооружения, выдающиеся произведения зодчества. Но в этот период наблюдалось возросшее имущественное неравенство, что привело к восстанию бедных слоев населения.

Среднее царство пришло в упадок, настал Второй переходный период, длившийся пару веков (1785—1580 гг. до н. э.). В это время в Египет вторглись гиксосы, которые основали собственную династию. Лишь XVII династии из Фив удалось изгнать гискосов с территории страны.

Расцвет Древнего Египта

В эпоху Нового царства (1580—1085 гг. до н.э.) Египет достиг своего могущества. Появилось влиятельное государство, которое простиралось на огромные территории. Благодаря завоеваниям фараона Тутмоса III появились прочные экономические связи с Передней Азией. При Аменхотепе III наладились отношения с вавилонскими и ассирийскими царями.

Но египетские фараоны не только занимались вопросами внешней политики и экономики. К примеру, Аменхотеп IV активно заинтересовался проблемами религии. При нем был введен культ бога Атона вместо Амона. Также этот правитель Египта перенес столицу страны из Фив в Амарну (но в скором времени фараон Тутанхамон снова вернул столицу на прежнее место).

Наивысшего политического расцвета Египет достигает при правлении царей XIX династии. Среди самых известных фараонов этой династической линии можно назвать Рамзеса II и Рамзеса III. В их продолжительное царствование в Египте царили мир и порядок. Рамзес II активно занимался строительством храмов и статуй. В его правление состоялось масштабное сражение на колесницах с хеттами при Кадеше, после которого был подписан самый первый в истории мирный договор. При Рамзесе III Египет также переживал расцвет, но и появились первые зачатки будущего упадка из-за возросшего могущества жрецов. При его наследниках управление страной становилось все хуже. Египет стал разделенным, его территория уменьшалась.

При Третьем переходном периоде (1085—664 гг. до н.э.) царские владения в номах переходят под управление жречества и местной знати. В указанный период Египет переживает то возрождение, то крах. Различные группы аристократов периодически ссорятся между собой. Растет влияние храмов. Нет никакой единой системы защиты государства от внешних факторов. Египет перестает быть могущественной державой, а территория страны с тех пор попадает под влияние иноземцев.

Распад Древнего Египта

Поздний период (664-332 до н.э.) представлял собой время нелегких испытаний. При XXV династии страну завоевали ассирийцы, потом наблюдался короткий период борьбы за независимость и восстановление государства. Особенно выделяется в это время правление фараона Нехо II. Именно он осуществил попытку соединить реку Нил с Красным морем специальным каналом (которая, правда, привела к огромным человеческим жертвам). В 570-566 до н.э. в Египте разыгралась Гражданская война, в результате которой к власти приходит военачальник Амасис II.

Но страна так и не смогла противостоять внешней угрозе. С 525 по 332 гг. до н.э. Египет находился под властью Персии. Египет подвергался постоянным разграблениям, его культура пришла в упадок.

После персов с 332 г. до н.э. до 638 г. н.э. Египтом управляли греки и римляне. Сначала страну завоевал великий полководец Александр Македонский, который основал новый центр политической жизни в Египте – Александрию. После раздела его империи Египет достался Птолемеям, которые основали свою династию правителей. Египет при них стал главным производителем и поставщиком хлеба в регионе. На весь мир прославился его флот. Но он все больше и больше попадал под влияние могущественного Рима.

Последняя царица Египта Клеопатра не смогла выиграть в тяжелой борьбе за власть и влияние в Древнем Риме. После ее знаменитого самоубийства в 30 г. до н.э. Египет стал обыкновенной римской провинцией, окончательно и бесповоротно утратил все признаки самостоятельного государственного образования. После 640 г. усиливалось арабское влияние, а территория позднее была включена в состав Османской империи.

slawomirkonopa.ru

Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта

предостережении в адрес правителей, чье нерадение и ошибки в управлении могут привести к столь мрачным последствиям.

Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала египетская семнадцатая династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос I не изгнал захватчиков из страны и не стал основателем новой, восемнадцатой династии, когда Египет вступил в период своего наивысшего могущества, став по сути первой в истории великой империей, границы которой теперь уже простирались далеко за пределы долины Нила.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта как на севере, так и на юге. По всей стране развернулось грандиозное строительство, прежде всего храмовое. На смену разрушенным гиксосами и пришедшим в упадок храмовым строениям пришли новые величественные каменные громады, среди которых выделялся великолепием и размерами столичный храмовый комплекс бога солнца Амона в Фивах. Правивший после смерти мачехи Тутмос III, сын Тутмоса II, закрепил достижения предшественников, покорив Сирию и Палестину, расширив южные пределы страны до четвертого нильского порога. Его большое и хорошо организованное войско, основную силу которого составляли запряженные лошадьми боевые колесницы, практически не знало поражений. Колоссальная военная добыча, включая и пленников, мощным потоком текла в Египет, где она оседала в кладовых храмов, в хозяйствах царя и его сановников. Преемники Тутмоса III активно продолжали его политику, успехи которой вызвали к жизни необходимость в некоторых реформах.

Реформы коснулись прежде всего системы управления. Страна была разделена на две части, север и юг, во главе которых были поставлены подчиненные фараону наместники, облеченные широкими полномочиями. Бывшие еще недавно независимыми номархи превратились в чиновников, каждый из которых имел свою канцелярию с писцами и служащими и отвечал за управление номом. Особые начальники управляли городами и крепостями, а также завоеванными районами (в качестве наместников). Деятельность всех администраторов строго определялась специальными нормами и инструкциями, содержание которых известно по сохранившимся в гробницах текстам. Есть в текстах и упоминание о 40 кожаных свитках, бывших, возможно, чем-товроде свода законов и предписаний, коими должностные лица обязаны были руководствоваться (сам этот свод до нас не дошел).

Став сильной военной державой, империей, в которую были включены завоеванные народы и границы которой доходили на севере до Евфрата, Египет вступил в активные внешнеполитические связи с другими государствами Ближнего Востока – с Митаннийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии, причем именно от этой эпохи в египетских архивах сохранилось немало ценных дипломатических документов (архивы Телль-Амарны),позволяющих представить картину международных отношений того времени. Связи и постоянные повторные экспедиции требовали немалых средств и усилий. Страна нуждалась также в многочисленных воинах – смелых, выносливых, закаленных в боях. Видимо, своих, египетских, уже не хватало (есть сведения, что в армию призывался чуть ли не каждый десятый юноша годного для военного дела возраста), ибо все чаще встречаются упоминания об использовании наемников из числа иноплеменников – ливийцев, эфиопов, азиатских «народов моря».

Ставка на наемников из числа иноплеменников, равно как и выдвижение на передний план администраторов из числа незнатных чиновников сопровождались наступлением на привычные права и привилегии вельможно-жреческойзнати, власть которой заметно уменьшилась. Исчезают упоминания о вельможных хозяйствах и их «личных домах». Зато

есть сообщения о развитии ирригационного хозяйства, осушении болот Дельты. Централизованная администрация создавала и пускала в хозяйственный оборот новые плодородные земли, которые в качестве должностных условных наделов раздавались воинам

ичиновникам. Эта политика усиливала опору центральной власти, но в то же время она способствовала развитию частной собственности и товарно-денежныхотношений в стране, так как большое количество новых наделов включалось в систему рыночных связей (аренда, продажа зерна и т. п.). Собственно, именно в это время, вXVI–XVвв. до н. э., только и появляется в египетском лексиконе слово «торговец» и становятся более или менее многочисленными сообщения о товарных сделках и торговом обмене. Серебро, пока еще не монеты, вытесняет зерно в качестве мерила рыночных ценностей.

Войны давали много рабов. Будучи подаренными храмам, они чаще всего сажались на земли и превращались в обычный в такой ситуации слой зависимых земледельцев-арендаторов.Возможно, к категории таких зависимых теперь уже относились

инекоторые египтяне из числа малоимущих и неимущих, вынужденных арендовать храмовые земли. Зато основная часть египетских работников стала в эпоху Нового царства более свободной по сравнению со «слугами царя» прошлых времен. Появилась прослойка немху – нечто вроде неджес времен Среднего царства, – в которую включались и земледельцы, и ремесленники, возможно, также воины и чиновники низших рангов. В руки немху могли попадать и рабы, хотя основная часть их, не включенная в систему государственных храмовых хозяйств, была, видимо, по-прежнемув услужении высокопоставленных верхов. Впрочем, несмотря на приток в страну десятков тысяч пленников, рабов в частном секторепо-прежнемубыло немного и стоили они весьма дорого: цена рабыни приравнивалась к стоимости4–5коров; однарабыня-девочкабыла продана за цену, эквивалентную 373 г серебра (один грамм приравнивался к 72 литрам зерна; 373 г по этому курсу – свыше 25 т зерна).

Реформы Эхнатона

Начатый правлением Тутмоса III, проведшего на троне 54 года (первые 22 из них фактически правила ненавистная ему Хатшепсут), блестящий период политического могущества имперского Египта продолжался довольно долго, а связанные с ним внешнеполитические успехи и внутриполитические перемены определили серьезные сдвиги в структуре страны, в частности в традиционном соотношении социально-политическихсил. Лейтмотивом изменений было, как упоминалось, существенное перемещение центра тяжести администрации и всей опоры власти фараонов на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев, т. е. из немху, если даже не из рабов. Результатом этого процесса было заметное ослабление позицийвельможно-жреческойзнати. Правда, жрецы и храмы в общем процветали – достаточно напомнить, каким потоком шли в храмовые хозяйства, в том числе в столичный храм Амона(Амона-Ра),награбленное в походах имущество и рабы. Но,во-первых,есть основания считать, что казна все тяжелее давила на храмы и пыталась использовать их доходы для содержания чиновников и воинов, аво-вторых,имущественное благосостояние не было адекватным политической роли жречества, которая все уменьшалась. Потеряв влияние на текущую политику, храмы все отчетливее превращались в опорные региональные центры хозяйства, в низовые базы государственного сектора экономики. Понятно, что еще вчера бывшее весьма влиятельным жречество не могло смириться с этим. Назревал серьезныйсоциально-политическийконфликт.

Конфликт начался с того, что политические претензии жрецов храма Амона-Рабыли не только отвергнуты новым фараоном Аменхетепом IV, вступившим на трон в 1372 г. до н. э., но и послужили предлогом для решительных гонений. Фараон демонстративно поддержал в качестве противовеса храмуАмона-Рановый культ прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона, удобный для него тем, что за ним не стояликакие-либовлиятельные силы.

Объявив себя верховным жрецом Атона, Аменхетеп изменил свое имя на Эхнатон («угодный Атону») и, покинув Фивы, в 300 км к северу от них основал быстро отстроенную для него новую столицу Ахетатон (городище Телль-Амарна).С точки зрения религии это была едва ли не первая в истории попытка заменить всех богов одним, создать культ единого, общеобязательного для всех, официально признанного и возвеличенного бога большой страны. Но монотеистическая тенденция реформы отнюдь не была главной; основная цель ее сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати. Стремясь решительным рывком порвать с традицией, Эхнатон предпринимал отчаянные попытки все обновить. Это проявилось и в создании нового бога, и в строительстве новой столицы, и в выдвижении новых людей, в создании новыхкультово-каноническихнорм, даже в новой, причем весьма художественно совершенной, школе искусства – достаточно напомнить о таком шедевре портретной скульптуры, как изображение жены реформатора красавицы Нефертити.

Трудно сказать, какими могли бы быть конечные результаты реформы, если бы не преждевременная смерть Эхнатона, процарствовавшего около 17 лет. При его жизни реформы открытого сопротивления не встретили, хотя, как и любые радикальные реформы в традиционном обществе, не были восприняты сразу всеми, тем более с ликованием. Для реформ всегда нужно время. Эхнатону его явно не хватило. Преемники его не были сильными правителями и к тому же были людьми юными и правили недолго. Сопротивление же реформам все росло. Дело кончилось тем, что Тутанхамон был вынужден сменить свое имя (ранее он именовался Тутанхатоном) и перенести столицу в Мемфис, предоставив фиванским жрецам Амона-Равсе утерянные ими права и привилегии. Были восстановлены все старые традиции, имяфараона-еретикабыло предано проклятию и забвению, а город Ахетатон был снесен с лица земли. После смерти Тутанхамона, не оставившего наследника (гробница умершего, как известно, была раскопана археологами в начале нашего века – она оказалась нетронутой; мумифицированное тело фараона свидетельствует о его юном возрасте), его молодая жена пыталась было удержаться на троне, выйдя замуж за приглашенного ею хеттского царевича. Но ее попытка успеха не имела. Царевич был убит, а престол вскоре занял могущественный фиванский жрец Хоремхеб. Хоремхеб и его преемники не стали ссориться со служилой знатью, воинами и чиновниками из числа немху, которые были опорой Эхнагона и его предшественников, и именно это сыграло важную роль в достижениях фараонов девятнадцатой династии, одной из самых могущественных в истории Древнего Египта.

Древний Египет при Рамсесе II

Несмотря на неудачу реформ Эхнатона, многие изних прижились. В частности, это относится к усилению роли служилой бюрократии, включая незнатное чиновничество и воинов армии, и к ослаблению регионально-номовогожречества. Речь не идет о ликвидации влияния знати на местах; в период упадка Древнего Египта в конце Нового царства храмовое жречество и номархи вновь укрепили свои позиции. Но эти позиции были, тем не менее, существенно поколеблены.

После смерти Хоремхеба к власти пришла девятнадцатая династия, среди представителей которой резко выделялся Рамсес II, или Рамсес Великий, процарствовавший в XIII в. до н. э. около 67 лет. Это было время наивысшего взлета внешнеполитического могущества империи. Свою успешную военную карьеру Рамсес II начал в молодости с похода против хеттов – драматической экспедиции, едва не стоившей ему жизни. В трудных условиях незнакомой местности, доверившись обманувшим его проводникам, Рамсес с небольшим отрядом попал в засаду в районе крепости Кадеш. Многочисленные красочные описания этого эпизода рисуют критическое положение фараона, когда он обнаружил, что против него идет вся хеттская армия. Отчаянное сопротивление ни к чему не привело: хеттские колесницы уже ворвались в египетский лагерь и только тактический просчет

хеттского царя Муваталли (Муваталлиса), придерживавшего пехоту, мужественная борьба самого фараона и счастливая случайность – неожиданно быстрый подход потрепанных хеттами главных сил египтян, на что Рамсес уже не рассчитывал, – решили исход битвы, а затем и всей кампании. Результатом экспедиции и еще ряда победоносных походов Рамсеса в Азию было укрепление позиций империи в Палестине и Сирии, а также союз с хеттами против усилившейся Ассирии.

Этот союз был скреплен браком Рамсеса с дочерью хеттского царя, пополнившей его гарем11. Укрепив внешнеполитические позиции империи, Рамсес стал проводить столь же энергичную внутреннюю политику. Его усилиями была отстроена и в значительной части заново освоена западная часть Дельты. Имея в виду свои азиатские владения, часто требовавшие присутствия фараона, Рамсес именно здесь соорудил новый город, получивший его имя(Пер-Рамсес)и на некоторое время ставший столицей Египта. Не забывал фараон и об остальной стране: во многих городах и храмовых комплексах Египта в период его царствования велось большое строительство, в том числе и ирригационное. Сооружались величественные храмы, среди которых выделяется размерами и художественным совершенством архитектурный комплексАбу-Симбелна юге страны. Этот величественный комплекс, включающий двадцатиметровую статую самого фараона, в дни сооружения Асуанской плотины в наше время был распилен и по частям перенесен на новое место.

При преемниках Рамсеса – их часто именуют Рамессидами, ибо многие из фараонов девятнадцатой и двадцатой династий носили имя своего великого предшественника, – могущество Египта стало заметно ослабевать. Воинственные племена ливийцев и «народов моря» (племена восточносредиземноморского побережья) постепенно вытеснили египтян из их внешних владений и, более того, начали селиться на египетских землях близ Дельты. Ослаблением государства не преминули воспользоваться в очередной раз представители номовой знати и жречества, стремившиеся извлечь из благоприятной для них ситуации максимум выгоды. В одном из известнейших и крупнейших по размерам древнеегипетских папирусов – папирусе Харриса – сообщается о множестве льгот, привилегий и иммунитетных прав, которые при Рамсесе IV и Рамсесе V были пожалованы различным местным храмам. Ослабление Рамессидов привело к тому, что при последнем из них, Рамсесе XII, власть в стране захватил фиванский жрец Амона Херихор. Начался III Переходный период в истории Древнего Египта, ознаменовавший не только конец Нового царства, но и конец сильного независимого Египта древних фараонов.

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемниковпривело на рубежеII–Iтысячелетий до н. э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, Шешонк, в середине Х в. до

н.э. захватил власть и положил начало 22-йливийской династии – первой из серии правивших Египтом чужеземных династий.

Сменявшие одна другую ливийские династии (23-я,24-я)эффективно контролировали лишь район Дельты, в восточной части которого была их столица Бубаст. Что же касается нильской долины, то там большую роль играла местная знать. Правда, в середине VIII в. до

н.э. усилившиеся и многое вобравшие из египетской культуры (в частности, культ Амона)

11 Следует заметить, что египетские фараоны обычно имели главную жену-египтянку,которой по традиции чаще всего становилась сестра (родная либо единокровная, т. е. от другой жены отца), и несколько второстепенных жен и наложниц, число которых варьировало в зависимости от обстоятельств. Дети от всех этих женщин в принципе могли претендовать на престол, но практически жесткое право первенства всегда было за детьми от главной жены. Поэтому брак Рамсеса с хеттской царевной не имел серьезных династических последствий – это просто был символ, благоприятный для хеттов

правители Эфиопии (Нубии) начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что привело к появлению 25-йнубийской династии, правившей в районе долины Нила вплоть до того момента, когда в 671 г. до н. э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет, обратив в бегство последнего из эфиопских правителей. Ассирия, однако, не закрепила своей победыиз-завнутренних распрей, и в 664 г. ливиец Псамметих основал26-юдинастию, почти на полтора века объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в его связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморское побережье страны, а вскоре греческие кварталы появились и в Мемфисе. Саисские фараоны, вначале ориентировавшиеся на слабеющую Ассирию и пытавшиеся противопоставить союз с ней усилившемуся Нововавилонскому царству, затем взяли курс на сближение с греками. Греки чувствовали себя все вольготнее на севере Египта, где ими была основана колония Навкратис. В 525 г. до н. э. победоносные войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его – до 404 г. до н. э. – в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27-йперсидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных28–30-йегипетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 г. до н. э. вновь не привело к падению независимого Египта. После смерти Александра Египет, как известно, стал владением одного из греческихсподвижников-диадоховАлександра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая знаменитую Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала величественная Александрия, признанный центр эллинистического мира и всей мировой культуры той эпохи. Но это был уже не столько египетский, сколько греческий, эллинистический центр. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н. э.) – Византии.

Социальная структура Египта Позднего царства (период I тысячелетия до н. э.) не оставалась неизменной – напротив, она энергично трансформировалась. Изменения в сфере производства (с помощью ассирийцев и греков египтяне познакомились с металлургией железа), а также заметный рост товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного обращения оказали воздействие на укрепление частнособственнического хозяйства. Начали широко практиковаться мало известные до того отдача земель в залог, продажа земельных наделов, а затем и самопродажа бедняков в рабство. Ростовщичество стало, как то было тысячелетием раньше в Вавилонии, бичом общества, что вызывало тревогу власть имущих. Так, обеспокоенный далеко зашедшим процессом разорения земледельцев и обогащения собственников, результатом чего было оскудение и без того уже не слишком полной государственной казны, фараон 24-йдинастии Бокхорис(721–715)провел в стране ряд важных реформ, суть которых сводилась к ограничению произвола собственников и, в частности, к запрету порабощения за долги. Реформы и личность Бокхориса надолго запечатлелись в памяти людей, а впоследствии даже обросли легендами. Существует предание, что реформы Солона в Афинах ориентировались в качестве эталона на реформы Бокхориса.

Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позднего царства становится усиление корпоративности. Суть этого явления, знакомого уже и Новому царству, сводилась ко все большей обособленности социальных слоев, будь то жрецы, воины или ремесленники различных специальностей. Наследственность занятий способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых были особенно важны в условиях развивающихся товарно-денежныхотношений при явном ослаблении централизованной администрации.По-прежнемусуществовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явственнее становились хозяйствамижреческо-культовыхучреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства и соответственно большой политики.

В целом, несмотря на некоторый экономический и политический упадок, Египет в I тысячелетии до н. э. оставался одной из богатейших стран мира. В период персидского завоевания он выплачивал в казну ахеменидских царей наибольшую дань. Экономически процветал Египет и в годы эллинизма, под властью Птолемеев, которые сохранили унаследованную с древности социально-экономическуюструктуру: обрабатывавшие «царские земли» (т. е. основной земельный фонд страны за вычетомкультово-храмовыхи пожалованных знати владений) «царские земледельцы», лаой, были наследственными арендаторами, личный статус которых варьировал от свободного до зависимого, что зависело от того, где работал земледелец и кем он был. Государственное («царское») хозяйствопо-прежнемубыло весьма развитым и многообразным. Встречалась уже и практика откупа доходов с отдельных его частей богатыми собственниками. Есть данные о том, что некоторые отрасли экономики, как, например, изготовление и продажа растительного масла, были государственной монополией. Владельцы дарственных земель, сановники и знать, как и храмы,по-прежнемуиспользовали свои земли преимущественно в виде арендных наделов, обрабатывавшихся теми же лаой, но обычно с большей степенью личной зависимости, отражавшейся в юридическом статусе земледельца. Рабов было немного, и стоили они дорого.

Для государственного аппарата эллинистического Египта было характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскимипринципами. За исключением нескольких полисов типа Александрии, вся остальная страна традиционно делилась на номы, управлявшиесячиновниками-стратегами.Номы подразделялись на топархии, а те – на поселения, комы. Во главе администрации стоялминистр-диойкет,ведавший хозяйством и казной. Именно ему подчинялись упомянутые провинциальные администраторы. Судебная система была реорганизована в соответствии с нормами греческого права, но вне больших городов и полисов, где это право преобладало, на территории хоры, т. е. в основных районах расселения египтян, греческое право уступало обычному древнеегипетскому.

* * *

Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности заметно отличался от месопотамского. Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место по мере надобности без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическомстрое жизни и соответствующих экономических отношениях. Этаказарменно-команднаясистема здесь, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население.

Ситуация начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации, формирования рынка и появились неджес. Как и в Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте отлично обошлись без этого (существуют даже сомнения по поводу того, что здесь вообще когда-либосуществовали судебники, – это касается, в частности, и упоминавшихся 40 кожаных свитков). Законопослушный или, точнее, послушный администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередьжрецов-чиновниковв системецарско-храмовыххозяйств.

Период Нового царства был отмечен заметным экономическим и внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные

studfiles.net

Древний Египет

Реферат

«Древний Египет»

I. Египет в эпоху раннего и древнего царства

К середине VI тысячелетия до н. э. в Египте по берегам Нила начинают складываться развитые неолитические общины. В то время еще весь север Европы был покрыт мощным ледниковым покровом, а в южной части Европейского материка росли лишайники, хвойные деревья и карликовые леса, зато вся Северная Африка была покрыта сплошной растительностью.

Впоследствии климат Северной Африки изменился. Возникла пустыня Сахара, и многие племена переселились в долину Нила.

Наряду со скотоводством жители Нильской долины стали заниматься земледелием. Постепенно они научились по-настоящему обрабатывать землю и побеждать засуху. Они вырыли каналы, которые во время разлива наполнялись водой; во время засухи жители Нильской долины стали поливать ею свои поля.

Со временем стали появляться более богатые семьи, которые обрабатывали намного больше земли, чем другие. Они собирали больше зерна, имели много скота.

Различные племена вели частые войны друг с другом. Победители перестали убивать военнопленных, а стали приводить их в поселения и заставляли выполнять самые трудные работы. Так в Египте появились рабы и эксплуатация человека человеком.

Следует отметить, что устройством оросительной сети каналов и дамб занималась не одна, а несколько сельских общин, которые специально объединялись вместе. Отдельные семьи просто не справились бы с такой задачей. Общины все вместе владели землей и рабами, но каждая семья получала отдельный участок, который обрабатывала своими силами. Урожай с участка доставался семье, и лишь небольшую часть его отдавали в сокровищницу при храме.

«Сепе» — так называли египтяне свои маленькие государства, образовавшиеся в результате объединения общин.

Греки именовали в своих источниках египетское «сепе» греческим словом ном, а правителя называли номархом.

В Египте насчитывалось около сорока номов. Они образовались около 6 тыс. лет назад. Каждый ном представлял собой маленькое самостоятельное государство. Более сильные номы постепенно подчинили себе слабых. В конце концов все номы дельты объединились в одно большое государство — Нижний Египет, во главе его стал фараон, носивший корону красного цвета и считавшийся воплощением бога Сета.

Фараон Южного Египта считался воплощением бога Гора. Царственную голову венчала высокая белая корона. В Южном Египте тоже была своя знать, свои земледельцы и рабы. Царские чиновники управляли государством, хранили царскую казну. На севере царская сокровищница называлась «красным домом», на юге — «белым домом».

Оба государства были независимы друг от друга. Но между ними не прекращалась борьба за землю. В 3200 году до н. э. верхнее египетский фараон Менее завоевал Нижний Египет и объединил страну. На рубеже Верхнего и Нижнего Египта Менее заложил крепость Мемфис, которая стала столицей страны, начиная с царствования фараона Джосера, родоначальника III династии.

Объединение долины Нила в единое государство помимо чисто экономической выгоды имело большие последствия и для идеологической жизни страны. Это единство воплощалось в персоне фараона, носившего двойную корону царя Верхнего и Нижнего Египта. Коронование делало его земным богом.

Правитель Египта был не только живым богом, но и верховным жрецом, отправлявшим важнейшие ритуалы высшей законодательной и судебной власти. Вся страна и все ее население рассматривались как его собственность, он мог распоряжаться всем по своей воле.

Египетский жрец Манефон, живший в конце IV века До н. э., написал историю своей родины, пользуясь доступными ему древними рукописями и надписями. Он излагал ее по династиям фараонов, которых, по его расчетам, со времен Менеса было тридцать. Более крупные периоды в истории Египта Манефон предложил называть Древним, Средним и Новым царствами: Несмотря на определенную схематичность такой периодизации, она с некоторыми уточнениями и дополнениями продолжает оставаться основой в египтологических работах.

Фараон Джосер, основавший в 2778 году до н. э. III династию, построил первую пирамиду. Продолжали эту традицию его преемники — фараоны следующей IV династии. Самая большая на свете пирамида была воздвигнута в период царствования фараона Хуфу (у греческих авторов — Хеопс), сына Снофру, родоначальника IV династии. Почти все фараоны Древнего царства воздвигали огромные каменные гробницы-пирамиды, поэтому это время нередко называют эпохой строителей пирамид.

Когда царь Верхнего и Нижнего Египта Хуфу вступил в XXVIII веке до н. э. на престол, он прежде всего позаботился о том, чтобы своевременно начались работы по сооружению его пирамиды.

Ранее считалось, что для возведения пирамид сгоняли многие тысячи рабов и крестьян со всего Египта, но, раскопав лагерь строителей, археологи установили, что это неверно. Пирамиду создавали отряды строителей-профессионалов, численность которых была совсем не так велика, как это казалось ранее. Правда, каким именно образом древним египтянам удалось построить такие громадные сооружения, до сих пор неизвестно.

Всего на постройку пирамиды Хуфу пошло 2 300 000 каменных глыб, каждая весом в 2,5 т. Ее высота достигла 147 м (по другим источникам — 144,6 м; в настоящий момент высота пирамиды всего лишь 137,2 м, так как пирамида лишилась своей вершины — во время второй мировой войны англичане сняли верхние блоки и разместили на образовавшейся площадке зенитную батарею.

Пирамида следующего фараона, Хафры, или Хефрена, как называли его греки, была ниже на 10 м, ее высота 137 м. Пирамиды всех других фараонов не достигали и 100 м. Пирамида Хуфу стала одним из самых величественных памятников древности.

Постепенно столица Египта город Мемфис пришел в упадок. Стали усиливаться другие центры — Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны). Эпоха Древнего царства подходила к концу. Средства могучих египетских деспотов истощились, да к тому же бесконечные затраты на царские погребения стали вызывать всеобщее недовольство. Поэтому пирамиды фараонов стали по своим размерам гораздо скромнее. Так, фараоны V династии отказываются от строительства огромных усыпальниц, довольствуясь небольшими пирамидами. Фараоны Древнего царства не ставили своей задачей завоевание больших территорий. Время от времени лишь совершались набеги на соседние страны (Ливию, Эфиопию, Палестину) с целью захвата добычи (особенно людей). Так, основатель IV династии Снофру угнал из Эфиопии 7000 пленников и 200 000 голов скота. Эта же страна долгое время снабжала Египет черным деревом и слоновой костью. Из Финикии экспедиции привозили на судах ценный строевой лес (кедр и сосну).

В XXIII веке до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной, условной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, ведущих междоусобные войны друг с другом.

II. Египет в эпоху среднего царства

Деление на периоды глубокой истории Египта весьма условно. Историки считают окончанием Древнего царства последние годы правления царей VI династии. Это было сложное время в истории Египта.

Вероятно, одной из причин напряженности внутри страны стало резкое изменение климата: к XXIII веку стала чувствоваться близость пустыни — лето стало более засушливым. Об этом говорит, например, отсутствие дождевых стоков в жилищах египтян, характерных для архитектуры предыдущих столетий. Кроме того, к середине III тысячелетия уже были осушены болота и распаханы целинные земли. Жителям теперь приходилось увеличивать урожай за счет интенсификации земледелия и использования новых культур. Все это вызвало необходимость изменения отношений людей в обществе. Этот процесс в силу ряда внешних и внутренних причин затянулся больше чем на два столетия. Только на исходе III тысячелетия до н. э. начинает складываться обновленное единое государство.

Эти пятьсот лет в жизни Египта историки называют периодом Среднего царства. На него приходится 9 династий — с IX по XVII. Конец Древнего и начало Среднего царства разделяет длительный первый переходный период. Почти четверть тысячелетия длилась эта эпоха раздробленности. Египет распался на отдельные номы, но это не улучшило положение внутри страны.

Внутренними раздорами воспользовались соседи. Набеги ливийцев на западе и кочевников на востоке опустошали Египет. Особенно страдали от набегов азиатских и других племен Дельта и окраинные номы. На роль объединительного центра претендовали богатые и мало пострадавшие от набегов Фивы; Мемфис, расположенный в глубине страны; и Гераклеополь, занимающий север страны. IX и X династии были родом отсюда.

Гераклеополь стал играть заметную роль благодаря плодородию земель близкого оазиса и удачному географическому положению на пересечении торговых путей из Нижнего Египта в Верхний, на запад — в ливийские оазисы и на восток — к побережью Красного моря. Борьба с азиатами закалила войско гераклеопольцев, которое правители нома использовали и при решении внутренних проблем. Но представители мем-фисского престола не собирались сдавать позиции. В борьбе с Мемфисом победили гераклеопольцы. Гераклеопольские цари были сильнейшими среди равных и с трудом удерживали в повиновении номархов своих областей. Фивы же обладали огромными массивами плодородных земель, рациональное использование которых заложило основу экономического могущества нома. Южное царство безболезненно выросло из Фиванского нома и распространилось почти до порогов Нила, до самой Элефантины.

Столкновение с Севером становилось неизбежным, хотя его последствий страшились и Гераклеополь и Фивы. Первоначально успех пришел к нижнее египетским войскам. Потом борьба долго шла с переменным успехом, но исход ее был предрешен — при первой же крупной неудаче союзники гераклеопольских царей готовы были претендовать на их трон, а фиванским правителям прочная экономическая основа сложившегося государства позволила спокойно пережить военные неудачи.

mirznanii.com


Смотрите также