Культура Руси 10-13 веков. Значение принятия христианства. Ценности древней руси
Духовные ценности семейного воспитания в Древней Руси
Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью науки и практики преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и пр.. В связи с этим возникает необходимость анализа традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.
Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.
Дохристианская эпоха характеризуется разнообразными воспитательными формами. В VI веке у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. При матриархате дети обоих полов воспитывались в доме матери, затем мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось наставникам, которые обучали житейской мудрости в «домах молодежи». Позже воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники (дядьки). При отсутствии таковых, эти функции выполняли ближайшие соседи («кумовство»). Таким образом, в VI - VII вв. у восточных славян приоритет был у внесемейного воспитания. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Основными приемами народного воспитания были потешки, частушки, загадки, сказки, былины, колыбельные песни. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни. В исследованиях С.Д. Бабишина, Б.А. Рыбакова показан достаточно высокий общий культурный уровень, самобытный национальный характер воспитания в дохристианской Руси. Сделан вывод о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были византийской копией, а «общая культура русского народа была в высшей степени педагогична» (С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров 1985).
Христианская эпоха в народной педагогике началась с освещения Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром.
Воспитание детей княжьего рода имело свои особенности. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство» (В.К. Гарданов 1959). Кормильство - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв. - характеризовалось как наставничество и ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей. Первые знания они получали при дворе - в школе «книжного учения», где обучались с детьми бояр и дружинников. Первая школа «учения книжного» была открыта в Киеве в 988 г., затем в Новгороде в 1030 г. и других городах.
Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении Владимира Мономаха», в котором написано:
«... Все же более убогих не забывайте ... <...> Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. <...> Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. А вот Вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего» (Изборник 1969: 153-155).
В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей. Существовало мнение, что отпадение людей от веры приводит к тому, что муж перестает чтить Бога, жить по Его воле и происходит непослушание жены мужу. И как результат у двух непослушных людей вырастает непослушный ребенок. В. Даль предлагает следующее толкование слов «почитать», «послушание»: «Послушанье - повиновение, покорность, исполнение всех приказаний... Послушание паче поста и молитвы. Послушание корень смирения» (В. Даль 1980: 335). Итак, «почитанье, почтенье, почетъ - уважение, честь и чествование, как чувство и как проявление и внешнее оказательство» - дает основание увидеть духовное тождество этих феноменов, свидетельствующее, что послушание в данном контексте связано более с уважением, нежели с авторитарным подчинением в семейном воспитании (В. Даль 1980: 371).
Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси.
Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функции священнослужителями, которая перешла к ним от добропорядочных соседей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом, почитался и уважался крестником. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дела и поступки, а в случае потери родителей - заменял их, брал крестника к себе в дом как родного сына.
Но самое основное дело, которое должен был выполнять крестный отец - это неустанно молиться за свое крестное чадо и следить за духовной жизнью и духовной зрелостью его. Можно сделать вывод, что в христианстве заложена профилактика социального сиротства, которое с таким размахом распространяется в обществах, в основе которых отсутствует вера и ответственность перед Богом.
Христианство, как методология, значительно повлияла на общее распространение знаний и грамотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно влияли на эти процессы. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий. Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания - «мастера грамоты» - начали обучать детей. Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, которых перед татаро-монгольским нашествием было около 10. Дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, Ефросинья, открыла при монастыре женское училище, в котором она обучала детей всех сословий грамоте, письму и пению молитв.
Во всех ветвях обучения присутствовало изучение Святого Писания как Откровения Божия. Более поздняя трактовка его как историко-культурного феномена не противоречит тому, что в нем детям была представлена картина мира, способствующая их духовно-нравственному воспитанию. Если использовать современную терминологию, то Святое Писание - это дидактически адаптированная картина мира, овладение которой представляется неотъемлемым элементом социального опыта воспитанников, их взросления.
Особое место в системе семейного воспитания в Древней Руси отводилась женщине. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках. Данные допущения выведены нами на основе анализа одного из самых известных педагогических источников Древней Руси «Домостроя». «Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену. И детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденным, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому и всегда в порядке».
Основным воспитательным кредо в данном произведении является любовь к человеку, которая сформулирована как алгоритм педагогических средств и условий. Приоритет отдается духовным составляющим, таким как «покой» и «тепло» - эмоционально-психологический комфорт - предусматривающие гармонию («всегда в порядке») семейной жизни без понуждения и физических наказаний, но «в страхе Божией». Данное понятие заслуживает особого внимания, поскольку его необходимо понимать в соответствии с эпохой появления «Домостроя». В святоотеческих творениях «страх Божий» - это боязнь обидеть Бога, распять Его заново своими грехами. «Страх Господень - авва воздержания» (иеромонах Роман: 245). «Страх - начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти» (св. Климент Александрийский 2002: 13).
Однако именно употребление понятия «страх Божий» было использовано в качестве резкой критики христианской системы воспитания. Так долгие годы слово «домострой» было синонимом консервативного уклада жизни и ассоциировалось с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека. Такова была реакция революционной интеллигенции XIX в. на первую публикацию выдающейся книги времен Иоанна Грозного.
В то же время «Домострой» - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинениям строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т. е. как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».
Одной из значимых глав этого произведения семейных отношений является «Похвала мужьям, или Слово о добрых женах». «Если подарит кому то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного, такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женой блажен муж, и число дней его удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего». Традиции семейных отношений, представленные в «Домострое», показывают их направленность на сохранность семьи и воспитание духовно-нравственного молодого поколения, характерные для русского общества.
Итак, содержание ценностей традиционного семейного воспитания:
Развитие детей. Ориентация на здоровье, потому что необходимо было выживать в суровых природных условиях.
Уважение старших. Послушание основано на почитании Бога.
Социализация. Соборность - коллективизм, условия выживания детерминировали коллективные принципы общежития.
Труд. Совместный труд, основанный на необходимом распределении обязанностей, соответствующих возрасту и силе.
Нравственность. Подчинение совести, основанные на понимании всемогущества Бога, который всеблаг и всевелик.
Сексуальность. Скромность, основанная на понимании разницы между полами, которые имеют различное предназначение в жизни.
Эмоциональность. Душевность, основанная на любви как условии человеческого существования.
Свобода. Подавление греховной природы, основанное на понимании того факта, что ребенок может быть свободен по его силам.
Гражданственность. Уважение верховной власти на основе признания самодержавия, Божественного предопределения порядка в природе и обществе.
В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей. Существовало мнение, что отпадение людей от веры приводит к тому, что муж перестает чтить Бога, жить по Его воле и происходит непослушание жены мужу. И как результат у двух непослушных людей вырастает непослушный ребенок. В. Даль предлагает следующее толкование слов «почитать», «послушание»: «Послушанье - повиновение, покорность, исполнение всех приказаний... Послушание паче поста и молитвы. Послушание корень смирения» (В. Даль 1980: 335). Итак, «почитанье, почтенье, почетъ - уважение, честь и чествование, как чувство и как проявление и внешнее оказательство» - дает основание увидеть духовное тождество этих феноменов, свидетельствующее, что послушание в данном контексте связано более с уважением, нежели с авторитарным подчинением в семейном воспитании (В. Даль 1980: 371).
Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси.
Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функции священнослужителями, которая перешла к ним от добропорядочных соседей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом, почитался и уважался крестником. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дела и поступки, а в случае потери родителей - заменял их, брал крестника к себе в дом как родного сына.
Татьяна Власова
mosvedi.ru
Культура — как ценность в Древней Руси
Культура Древней Руси. Культура русских княжеств, позже единого Русского государства с момента первого зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
Большое влияние на Древнерусскую культуру оказало Батыево нашествие (монгольский полководец). Это Самый первый древнерусский памятник, он был посвящен монгольскому нашествию называлось так, «Слово о гибели Земли Русской» . Данный памятник полностью дошел до наших дней. Так же этому нашествию посвящено еще один памятник: «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Зодчество. До конца X века на Руси не было каменного зодчества, но были традиции деревянного строительства. Значительные навыки деревянного строительства дали колоссальное развитие каменной архитектуры. После того как Русь приняла христианство начало возведение каменных храмов, принципы строительства были взяты из Византии. Все ранние православные церкви были построены из дерева. Самые большие церкви на Руси, были построены после принятия христианства в 988 году, именно они считались первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях.
Самой первой каменной церковью на Руси считалась Десятинная церковь в городе Киеве в 989 году. Эта церковь строилась в качестве кафедрального собора. В XII века церковь перенесла ремонт.
Софийский собор в городе Киеве, был построен в XI веке, он являлся значительным архитектурным произведением того времени. Собор был построен константинопольскими строителями и в его строительстве, безусловно, участвовали и киевские мастера. В XVII-XVIII веке Собор был внешне перестроен в стиле украинского барокко (слияние барокко и ренессанса). В данный момент собор занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. [9]
Живопись. После крещения Руси из Византии пришли новые виды живописи это: фреска, мозаика и станковая живопись или же иконопись. Самые ранние произведения, которые сохранились до наших дней, были созданы в Киеве. Все картины пронизаны идеей величия, незыблемости православной церкви, торжества и земной власти. Уникальный памятник светской живописи Руси являются росписи на стенах двух башен Киевской Софии. На башнях изображены сцены церковных состязаний, княжеской охоты, скоморохи, музыканты, фантастические звери и птицы и акробаты, что намного отличает от обычных церковных росписей. Среди этих фресок изображены портреты семьи Ярослава Мудрого. Во владимиро-Суздальской области сохранились только лишь фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов, кроме фресок сохранились и некоторые иконы. К Владимиро-Суздальской школе относятся иконы XII-XIII веков. Самая ранняя икона «Боголюбская Богоматерь», середина XII века.
Фольклор. Различные письменные источники говорят о том, что был богат и разнообразен фольклор на Руси. Важное место в нем занимали обряды, заклинания, заговоры и песни, они являлись неотъемлемой частью аграрного культа. Фольклор включал в себя также похоронные плачи, предсвадебные песни, песни на тризнах и на пирах. Существовали такие формы фольклора, которые не были связаны с язычеством. К ним относились загадки, пословицы, сказки, поговорки, скороговорки и трудовые песни. В IX веке возник новый эпический жанр. Назывался он героический былинный эпос. В них рассказывалась о богатырях которые защищали Русь от иноземных врагов и от чудовищ. Эти былины делились на Новгородские и Киевские циклы. Героями этих былин были богатыри такие как: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Садко, Волх Всеславич и другие. Конец былины был таков: Слава Руси, похвала Богатырю, и безусловно Слава князю Владимиру. Летописец Нестор был, первым кто записывал былины.
Декоративно-прикладные ремесла. [10]Русь прославилась собственными мастерами в декоративно-прикладном искусстве, которые в совершенстве обладали всевозможными техниками: эмалью, сканью, чернью, зернью, чем свидетельствуют ювелирные изделия. Все чужеземцы были в восторге от того какие творческие люди живут на Руси. Все ювелирные изделия на Руси украшались перегородчатой эмалью. Мастера превосходно знали палитру цветов, поэтому они четко подбирали оттенки и использовали яркие и насыщенные цвета. В рисунках четко проявлялись различные мифологические и языческие образы и сюжеты. Эти же рисунки часто использовались и в прикладном искусстве. Их часто можно увидеть на резной деревянной мебели, расшитых золотом тканях, домашней утвари, и в резных костяных изделиях, хорошо известных в Западной Европе, они носили названия «резьба русов», «резьба тавров».
Вывод по второй главе: Культура Руси достигла очень больших высот. Это соединения двух начал славяно-языческого и византийского. Патриотичность, гуманность, строгость, сдержанность это черты русской культуры. Даже в те времена люди знали различные ремесла. Уже сказывали различные повести и былины. С монгольским нашествием Русь потеряла много различных памятников искусства но, тем не менее, осталось достаточное количество памятников, по которым можно сказать, что народ, который жил на Руси был творческим и образованным. Весь народ сберег свою культуру и пронес ее сквозь века, с любовью и заботой и с уважением, повторяя слова: «О светлая и украсно украшена земля Русская!».[11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с древних времен славянские народы искали путь к всеобщему объединению. В несколько раз их культурный уровень поднимался до создания одного государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города ,ремесло активно развивалось ,купцы с русским товаром ходили в соседские страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами которые находили на территории Руси ,торговля шла в гору. Новый шаг в своём развитии Русь делает в конце X и в начале XI веков. Появляется общая религия, появляется письменность, выходят в свет первые школы, вводиться единое для всех право. Уже в то время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собо1й даже могущественную Византию, Русь становится одной из ведущих стан прошлого мира
На Руси были известны две азбуки, но использовалась только кириллицей, именно ей написаны все памятники древнерусского языка. Буквы кириллицы обозначали не только звуки, но и числа. И только при Петре I для того чтобы обозначить числа были введены арабские цифры.
Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падения процесс всей истории, события которой разворачивались не так, как на Западе.[12]
Историю образования на Руси принято, и это во многом правильно, отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления его сложились на Руси намного раньше, в предшествующие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепление городов, формирование первых начал государства, появление специальных военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным отношениям в семье. Все эти перемены привели к тому что усложнение процесса воспитания и появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной системы воспитания, значительно сократилась доля общественного воспитания. Главные воспитательные функции взяла на себя семья.[13]
Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их миссионерская деятельность, и деятельность их последователей способствовала широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры. Видимо еще до официального принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснив другие прочее алфавиты , в том числе и первоначальные славянские письмена. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще до принятия ею христианства.
В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого, для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами ,которые брали из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла — создателя первой славянской азбуки.[14]
Рассмотрев историю развития российского образования можно выделить следующие этапы. До христианства появление первых форм образования, с принятием христианства становление в определенный мере целостной системы древнерусского образования после монгольского нашествия. Если даже рассмотреть развитие образования с точки зрения типов школ то, очевидно, что ее история сформировалась 2-а типа школы это церковная и национальная.
Церковная школа и церковное образование как тип существовало в России до конца XVII века. Это была церковная школа, и по организации в XI- XII веке существовали еще и государственные школы, а церкви Древней Руси, их можно по праву определить как церковные школы.
Почти все прецеденты и действия нашей ситуации с открытием свежих источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического познания в настоящее время оцениваются по-другому. Это все свидетельства того, собственно ситуацию переписывают не совсем только из политической конъюнктуры, да и в ответ на расширение палитры наших познаний о прошлом.[15]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с
2. Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с
3. Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с
4. Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России : учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с
5. История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897 . – 128 с
6. История России с древнейших времен. / под ред. А.Н.Сахарова, А.П. Новосельцева. – М.; 1994. – 1526 с
7. Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с
8. Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с
9. Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. - №9. – 1979.- 267 с
11. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб, 1848. 34 с
12. Полное собрание русских летописей. М. ;1848.-334 с
13. Полонский В. Русский революционный плакат// М.; 1925. – 155 с
14. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с
15. Седова М.В. Восточные славяне в VI- XIII вв. М.; Просвещение. – 1982. - 58 с
16. Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с
17. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с
18. Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная . – М.; Логос, 2007. – 320 с
19. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972. - 362 с
20. Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с
21. Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с
22. Фридрих И. История письма, пер. с нем. И.М. Дьяконова . М.; Наука, 1979.-с. 169.
[1] Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с
[2] Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с
[3] Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с
[4] Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России : учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с
[5] История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897 . – 128 с
[6] Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. М.; 1979. – 667 с
[7] Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с
[8] Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с
[9] Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с
[10] Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с
[11] Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с
[12] Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная . – М.; Логос, 2007. – 320 с
[14] Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с
[15] Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Духовная культура Древней Руси
Содержание
Уровень и многообразие духовных проявлений в культуре дохристианской Руси
Принятие христианства и трансформация языческой культуры восточных славян
Уровень и многообразие духовных проявлений в культуре дохристианской Руси
Важной вехой в истории Киевской Руси является принятие христианства в 988 г. Это событие имеет большое историческое значение: оно оказало существенное влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Христианство упрочило международный престиж Руси. С его принятием она превратилась в одно из наиболее развитых государств Европы того времени. Значительно расширились политические и экономические связи с другими христианскими странами. Крещение укрепило государственную власть и территориальное единство Киевского государства. Принятие христианства сыграло большую роль и в развитии русской культуры. Оно содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами, подняло древнерусскую культуру на новый, более высокий уровень развития.
В связи с этим возникает вопрос: что же представляло собой духовное состояние Русской земли дохристианского периода? Готова ли была Древняя Русь духовно к принятию православия?
Мы считаем устаревшей ситуацию, которая была отмечена, например, И.И. Ляпушкиным и суть которой сводится к тому, что «духовная жизнь славян VIII - первой половины IX в. пока не нашла отражения в известных нам памятниках и остается нам недоступной. Сказать что-либо о ней, кроме того, что славяне в исследуемую пору хоронили покойников по обряду трупосожжения и были язычниками, ничего нельзя».
В последние десятилетия трудами многих ученых реконструированы нравы и обычаи древних славян. Определенный материал о духовной культуре наших далеких предков несут в себе археологические данные. Существуют и письменные источники, которые помогают реконструировать восточнославянскую древность. Речь идет о текстах, написанных как бы извне, из другой системы. Это различные поучения против язычества, принадлежащие церковным авторам, летописные свидетельства и вставки в переводные тексты, а также заметки иностранных писателей и путешественников.
Прежде чем приступить к рассмотрению намеченных вопросов, необходимо определиться с понятиями «духовность», «духовная культура», «духовная жизнь общества».
В настоящее время в науке существует множество подходов к проблеме духовности. Но из всего многообразия можно выделить два основных. Суть первого сводится к поиску корней духовности не только в самом человеке и особенностях его личности, но и в продуктах его жизнедеятельности: в творчестве, памятниках старины, произведениях науки и искусства. Духовность субъекта рассматривается как результат его приобщения к общечеловеческим ценностям. Важным источником духовности признаются этические нормы, на которые субъект ориентируется в повседневной жизни. В этических, эстетических, юридических и прочих нормах закреплены образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия. Таким образом, истоки духовности лежат в глубинном смысле поступков людей и продуктов их жизнедеятельности, исторических событий и т.п.
Второй подход к проблеме (хотя исторически он является первым) - религиозное направление. Оно имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как Божественное откровение: Бог есть дух, а жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге. Т.е. духовность есть не что иное, как религиозность. Религиозная сущность духовности сопряжена с верой в Бога, с религиозной регуляцией человеческого поведения.
Таким образом, в культурно-антропологическом аспекте духовность может быть как светской, так и религиозной. Однако эти два подхода расходятся лишь в одном пункте - в вопросе о первоисточнике духовного (Бог или человек). В остальном - много сходного: основным предметом внимания являются особенности внутреннего мира человека, его самосознания и субъективных путей восхождения к духовным вершинам бытия.
На наш взгляд, сводить духовность только к религиозным основам не совсем правомерно. Есть одно «но» - неверующие. По всей видимости, им в духовности тоже отказывать нельзя. Следовательно, религия (и это показывает история культуры) не является полным и исчерпывающим источником духовности. Она, скорее, ее уровень.
В своей работе, касаясь проблем духовного развития Древней Руси, мы будем исходить из принципов обоих подходов, т.к. они дополняют друг друга, и отрицать их взаимосвязь неправомерно.
Духовность - всеобъемлющее понятие, включенное в жизнедеятельность человека в целом в самых различных ее проявлениях. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Она придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п. Одним из измерений духовности человека является нравственность. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Так, с точки зрения В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, духовность субъекта представляет собой естественное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», принятие высших ценностей бытия человека как своих собственных.
В.Г. Федотова считает, что духовность есть «качественная характеристика сознания (как поступка, дела, жизни) или, точнее, характеристика его разнокачественности. Характеристика эта отражает господствующий тип ценностей...».
Мы также склоняемся к тому, чтобы определять духовность как качество сознания человека, свидетельствующее о его способности к трансцендированию, к выходу за пределы своей стихийной субъективности, способность озаботиться проблемами другого, социума и мироздания в целом.
Что же касается духовной культуры и духовной жизни общества, то они представляют собой соответственно процесс воспроизводства указанного выше сознания и процесс воплощения в действительность осознания своего отношения к миру и к себе самому.
К моменту принятия христианства Древняя Русь обладала многовековой языческой культурой. Термином «язычество» в исторической науке обозначают «огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, складывавшийся на протяжении многих тысячелетий и послуживший основой, на которой сформировались все мировые религии».
Язычество древних русичей представляло собой не только совокупность религиозных верований, но и систему духовно-нравственных ценностей.
Как мировоззренческая система дохристианской Руси язычество отражало зависимость людей от окружающих природных условий. Г.А. Носова справедливо замечает, что в языческом мировоззрении обнаруживается сознание нераздельности, слитности «природных предпосылок» и самих людей, то «тождество природы и человека», на которое обратили внимание К. Маркс и Ф. Энгельс.
Природа, по мнению Л.А. Шумихиной, была «неиссякаемым источником русской духовности и основанием тех социокультурогенных факторов, которые формировали своеобразие русских духовных процессов». Не случайно В.О. Ключевский свой «Курс русской истории» начинает с рассуждений об особенностях русской природы и ее влиянии на становление русского характера. То обстоятельство, что природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы лежали в основании рождения русской духовности, отмечает и Л.Н. Гумилев.
Таким образом, если следовать логике размышлений указанных авторов, природа являлась своего рода первоистоком духовности русов, а одним из главных факторов формирования духовно-нравственных начал у древних славян явилось именно отношение «человек - природа».
Древним русичам была присуща уверенность в одушевленности всего окружающего мира - Вселенной, природы, земли, животных, проявлявшаяся в виде анимизма, фетишизма и других форм первобытных верований.
www.jourclub.ru
1. Значение принятия христианства для культуры Древней Руси. Культура Древней Руси
Похожие главы из других работ:
Владимир Святой и выбор монорелигии
1.3. Причины принятия христианства.
По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины...
История русской церкви
Принятие восточными славянами христианства в X в. Значение этого события для Руси
Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило...
Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)
Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...
Крещение Древней Руси и его значение
5. РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы...
Крещение Руси
1.3 Необходимость принятия христианства
христианство крещение русь владимир Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов...
Крещение Руси
2.6 Значение принятия христианства
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития...
Принятие христианства на Руси
1. Причины принятия христианства
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г...
Принятие христианства на Руси
4. Культурно - историческое значение принятия православия на Руси.
Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции...
Принятие христианства на Руси
Причины принятия христианства на Руси
С образованием древнерусского государства произошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии...
Принятие христианства на Руси
Историческое значение принятия христианства
Значение принятия христианства: · Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. "Божий слуга" - государь был по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах...
Развитие русского права Древней Руси
2.3. Влияние христианства на законодательство Древней Руси
В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит т.н. «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого...
Религиозный фактор в становлении древнерусского государства
1. Русь до принятия христианства
Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный...
Религиозный фактор в становлении Древнерусского государства
1. Русь до принятия христианства
Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный...
Роль православной церкви в образовании Древнерусского государства
Принятие христианства имело для Руси исключительное значение
Во-первых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило ее в систему политических, культурных связей...
Христианизация Руси
3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА
Что же получила Русь, приняв христианскую веру? Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем -- от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны...
hist.bobrodobro.ru
Культура Руси 10-13 веков. Значение принятия христианства
Сохранившиеся до настоящего времени источники рассказывают об особенностях становления государства, о том, какой была культура Древней Руси. 10-13 века сыграли существенную роль в развитии духовной сферы страны. Это был период формирования и расцвета феодализма. Культура Руси складывалась на основе достижений существовавших тогда племен и живших до них сарматов и скифов. Разумеется, духовная сфера каждой народности и региона имела свою самобытность и находилась под влиянием соседних государств.
Новая религия
Трудно переоценить значение принятия Христианства. Византия оказала большое влияние на развитие духовной жизни населения страны. С принятием новой религии в 988-м году в нее вошли традиции античной в первую очередь греческой цивилизации. Следует отметить, что на развитие духовной сферы влияло и славянское язычество. Несмотря на принятие новой веры, оно продолжало существовать во многих регионах. Славянское язычество проявлялось практически во всех сферах жизни населения. Избавление от него проходило стихийно. Однако совершались попытки укрепить новую веру, сделать ее доступной, приблизить к людям, объяснить им значение принятия Христианства. Церкви стали возводить на местах, где ранее располагались капища. Так в новую веру проникали элементы обожествления природы. Некоторым святым приписывалась роль прежних богов. Элементы духовной жизни Византии были переработаны и получили специфические, национальные формы. Из них стала постепенно складываться новая культура Руси. "10-13 век дал евангелие и традицию", - так писал впоследствии Пушкин. Опираясь на собственные вековые обычаи и устои, мастера сумели сформировать совершенно новое направление. Русь обогатила европейскую культуру совершенно новыми, свойственными только ей формами храмов, иконописью, своеобразными росписями. Их нельзя спутать с византийскими, несмотря на кажущееся родство изобразительного языка.
Архитектура Древней Руси
10-13 века стали переломными в развитии зодчества. Долгое время страна была "деревянной". Терема, избы, молельни, - все возводилось из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. С принятием византийской религии стала меняться вся культура Руси. 10-13 век стал периодом перехода от деревянных к каменным строениям. Такой опыт отсутствовал в Западной Европе, поскольку народы, ее населявшие, всегда строили из камня. Русскому деревянному зодчеству была свойственна многоярусность сооружений, наличие разнообразных пристроек, сеней, переходов, клетей, башенок и теремов. Традиционной была и резьба. Под влиянием византийской цивилизации кардинально изменилась строительная культура Руси. 10-13 век ознаменовался сооружением церквей по образцу крестово-купольного греческого храма. Первые постройки возводились в строгом соответствии византийским традициям. Сооруженный в Киеве Софийский собор уже отражает сочетание русских и греческих традиций. Основа крестово-купольного храма была увенчана тринадцатью главами. Ступенчатая пирамида Собора воскресила стиль деревянного зодчества. Наивысшего расцвета достигла архитектура в период правления Боголюбского.
Просвещение
На определенной стадии развития общества возникла необходимость удовлетворить новые, достаточно глубокие потребности населения. Так возникла письменность 10-13 веков. На Руси, несомненно, и раньше люди умели выражать свои мысли на бумаге. Но социально-экономические отношения стали усложняться, началось формирование государственности. Эти обстоятельства ознаменовали следующий этап, на который перешла культура Руси. 10-13 век стал переломным периодом в развитии средств закрепления и передачи идей, мыслей и знаний в пространстве, сохранения и распространения достижений духовной сферы. В это время была создана азбука. Ее появление связывается с именами Кирилла и Мефодия - византийскими монахами-миссионерами. Однако в источниках указывается две азбуки - глаголица и кириллица. Споры о том, какая из них появилась раньше, велись достаточно долго. Сегодня считается установленным факт, что глаголица была создана во 2-й половине 9-го столетия, а кириллица возникла на рубеже 9-10 вв.
Первые книги
Особое влияние на духовную жизнь населения оказала литература 10-13 веков. На Руси большинство книг было уничтожено во время многочисленных монгольских нашествий и пожаров. Всего сохранилось порядка 150 из всех, что существовали ранее. Древнейшим считается "Остромирово Евангелие". Оно было составлено дьяконом Григорием в 1057-м для Остромира (новгородского посадника). Высокий уровень мастерства, с которым были исполнены дошедшие до нашего времени книги, говорят о налаженном производстве рукописей уже в 11 столетии, об устоявшихся к тому времени навыках их составления. Книги переписывались в основном в монастырях.
Распространение грамотности
В 12-м столетии ремесло переписывания перешло в город. Появление в крупных поселениях "книжных описателей" указывает на распространение грамотности среди населения. Это также свидетельствует об усилении потребности в литературе. Из известных 39 писцов, только 15 были представителями духовенства. Остальные же не указывали принадлежность к церкви. Однако, несмотря на распространение грамотности в городах, основными книжными центрами оставались монастыри, при которых действовали специальные мастерские. В них работали постоянные коллективы переписчиков. Кроме этого, в таких мастерских занимались составлением летописей.
Искусство Руси
10-13 века ознаменовались ростом сил, разрушавших политическое и территориальное единство страны. Распад государства стал результатом усиления крупного землевладения, экономического развития в городах. Последние стали новыми центрами самостоятельных частей страны и стремились к политической независимости. Выражением собственной роли и силы стала для многих городов живопись. 10-13 века на Руси характеризовались формированием самобытности областей страны. Их своеобразие заключалось в сочетании местных особенностей и киевских традиций.
Иконы
Древнее искусство Руси развивалось в общем средневековом направлении. Как и западное и восточноевропейское, это течение оставалось в большей степени церковным. Оно преломляло восприятие жизни через призму Христианства, соблюдало принятую иконографию. Некоторые иконы владимиро-суздальских мастеров 12-го столетия близки по стилю к киевским, созданным в 11 в. К таким произведениям, например, относят вытянутое изображение "Деисуса" из Успенского собора. С мастерством киевских художников связана и известная Ярославская оранта. Ее монументальная и величественная фигура близка своими пропорциями к мозаикам Киева. Ярославскую оранту напоминает торжественная икона Дм. Солунского. Она была привезена из Дмитрова. Эта икона отличается симметричностью, правильностью и "скульптурной" лепкой светлого лица.
Музыка
Особое место в русской жизни отводилось песням и пляскам. Музыка сопровождала людей в походах, в работе, пенси были неотъемлемой частью праздников и обрядов. Среди инструментов популярными были ударные (накры, бубен), духовые (рожок, рог, дудка, жалейка), струнные (гусли). На знаменитых фресках в Софийском соборе изображены музыканты и плясуны. Следует сказать, что распространенность и степень применения инструментов была различной. Трубы, например, выступали как сигнальные средства на охоте. Бубны и струнные инструменты использовались отдельно или в составе оркестра на праздниках и игрищах. В некоторых источниках есть указания на достаточно раннее появление нотных записей. Этому очень способствовало принятие Христианства. Пением сопровождалось богослужение. Оно шло по специально составленным певческим книгам. Такие рукописи датируются 12-м веком. В них, кроме богослужебных текстов, присутствуют и нотные обозначения "крюки" и "знамена".
Содержание и направление духовного развития
Определяя его, необходимо отметить, что историко-культурный процесс на Руси базировался на народном творчестве. Оно стало источником и отправной точкой духовного развития населения. В условиях феодальной раздробленности, опустошительными нападениями внешних врагов культура Руси выявила самобытный творческий потенциал народа. Он питал и способствовал развитию государства. Культура Руси отражает светлое чувство оптимизма, она выступает как жизнеутверждающая сила. Творческим произведениям народа, жившего в условиях феодальной эпохи, характерны:
Твердая вера в то, что добро непременно победит зло.
Красота ратного и трудового подвига.
Высокая нравственность и благородство.
Самоотверженная любовь к своей земле.
Неистощимый, добрый юмор.
Глубокая поэтичность.
Меткое выделение традиционных явлений жизни, точность и здравость их оценок.
Все эти уникальные качества русского народа в той или другой форме выразились не только в книгах средневековой Руси, но и в иконах, фресках, зодчестве, музыке.
Влияющие факторы
Развитие культуры Руси 10-13 в. отразило характерные для этой эпохи противоречия и особенности. Они обуславливались экономическими, социальными и политическими процессами, имевшими место в государстве. Способ производства, который существовал при феодальном строе, отличался определенным консерватизмом в совершенствовании производственных сил. Для него была характерна замкнутость натурального хозяйства. Достаточно плохо был развит обмен. Все это замедляло культурное развитие, создавало препятствия для формирования местных особенностей и традиций. Особое влияние на духовную жизнь народа оказало татаро-монгольское нашествие.
Заключение
Безусловно, большое значение для русской культуры имело преобладание религиозного мировоззрения. Определенную роль, в особенности в период раннего средневековья, принадлежала церкви. Она способствовала распространению грамотности, развитию живописи, совершенствованию зодчества. Вместе с этим церковь бережно относилась и защищала свои догмы. Она проявляла враждебность к новым культурным течениям. Церковь формировала препятствия для становления науки, совершенствования технических знаний. Тем не менее культурные достижения средневековой Руси являются неотъемлемыми ценностями государства. Они являются частью национального наследия, величия и славы народа.
fb.ru
Место и роль Древней Руси в славянской и мировой истории
В средневековой Европе Киевская Русь долгое время была одним из крупнейших государств, сложившихся в девятом веке в результате достаточно долгого развития культурной, социальной и политической жизни восточных племен. В истории славянских народов Русь, безусловно, сыграла важную роль. Завершение процесса становления Древнерусского государства и формирования феодальных отношений положительно сказались на развитии восточных славян и образование единой древнерусской народности.
В основе государства лежали развивавшиеся экономические связи, один язык, а также общая культура и территория. Благодаря объединению всех племен в одно государство началось их активное политическое, общественно-экономическое и культурное развитие, что укрепляло их в противостоянии с общим врагом. Многие культурные ценности, созданные древнерусским народом, сумели выдержать испытание временем. Они превратились в основу культур белорусского, русского и украинского народов, а некоторые из них даже пополнили сокровищницу мировой культуры.
Особенно важное историческое значение имело Древнерусское государство для многих народов неславянского происхождения. Главные шаги, сделанные в сфере русского культурного, экономического и общественного развития превращались в достижения карелов, мордвы, литвы, мери, муромы, эстов и тюркских кочевых племен, проживавших на территории южнорусских степей. Существенная часть этих народов политически и этнически консолидировалась в Древнерусском государстве.
Культурные ценности Руси занимали одно из ведущих мест и на международной арене. Государство поддерживало не только культурные, но и политические и экономические связи со многими западными и восточными странами. Как и многие народы Европы, восточные славяне в своем развитии сумели миновать рабовладельческую стадию. Изначальной ступенью их классового общества был феодализм, развитие и становление которого было тесно связано с формированием государства. Хотя на раннем этапе развития феодализма все еще сохранялись некоторые элементы, характерные для первобытного строя, они уже были подчинены процессу развития нового общества.
В период с девятого по двенадцатый век сформировалась Киевская Русь, ставшая государством переходного исторического типа, а также главный институт политической системы, охраняющий его социальные и экономические структуры. Политические и культурные ценности Древнерусского государства не только стали основной вехой в истории развития братских славянских народов, но и оказали существенное влияние на процесс развития мировой культуры.
xn----itbbmggodakptejdc9c1eo.xn--p1ai
Культура Древней Руси 9- 12 вв. Значение принятия Русью православия в формировании культуры и ментальности русского народа.
Количество просмотров публикации Культура Древней Руси 9- 12 вв. Значение принятия Русью православия в формировании культуры и ментальности русского народа. - 365
Вопрос 3.
Культура Древней Руси 9-12 вв.Русская культура сложилась на базе культуры славянских племен и находилась в постоянном контакте с культурами Византии, стран Европы и Азии. Толчком в ее развитии стало введение единой общерусской письменности. Она пришла на Русь из Болгарии вместе с принятием христианства. Одновременно с азбукой была перенесена система знаков препинания и умения изготовлять необходимые для письменности материалы: пергамент из кожи животных, краски, чернила. Первоначально на Руси появились два алфавита- глаголица и кириллица, но вскоре из них сохранилась лишь кириллица, знаки которой были более удобны точнее соответствовали звукам древнерусского языка. Письменность привела к интенсивному развитию литературы. Первоначально центрами книжности были преимущественно Киев и Новгород. Главное место среди литературных жанров занимали летописи, на базе которых была основана ʼʼповесть временных летʼʼ- первый общерусский летописный свод. Высокого уровня достигла в 11 в. Церковная литература. Прежде всего это ʼʼСлово о законе и благодатиʼʼ( середина 11в.) митрополита Иллариона. В нем соединились элементы церковной торжественной проповеди с политической речью. В тоже время были составлены и произведения Владимира Мономаха, автора ʼʼПоученияʼʼ, он открыто обращается к своим потомкам и дает им назидательные, нравоучительные общегосударственного значения советы. В 12 в. Основными литературными центрами становятся крупные русские города- Владимир, Суздаль, Смоленск. В них составляются летописи и пишутся литературные произведения: повести светского и духовного содержания сборники житий, произведения различных жанров. Самым замечательным памятником русской литературы12 в. ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ. Высокое развитие культуры отразилось в памятниках архитектуры: в это время было начато строительство крестовокупольных храмов во Владимире (Успенский собор), в Киеве (храм Софии), в Суздале (церковь Покрова на Нерли). Русские мастера не только пользовались заимствованными образцами, прежде всего византийских зодчих, но и создали собственный тип простого небольшого храма с одним куполом. Церкви подобного типа возведены в разных местах Руси: в Новгороде, Суздале, Ярославле, Рязани. В Пскове складываются школы иконописцев. Впервые на Руси храмы украшаются мозаиками, фресками. Впервые изображение героев традиционной церковной живописи начинают приближаться к портретам обыкновенных людей.
Принятия Русью православия в формировании культуры и ментальности русского народа.
Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли; мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; Требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире. Влияние христианства на судьбу страны:
церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва). Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами. Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения. Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианства. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки. Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь