Современные свадебные традиции и обычаи (стр. 1 из 2). Древние свадебные обряды
Свадебные обряды и традиции у славян
О свадебных обрядах, проводимых в древней Руси известно очень немного. Как говорил русский историк Н.М. Карамзин, в древности свадебные обряды как таковые и вовсе не существовали, славяне просто покупали себе жен.
От будущей жены требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.
У древних славян статус жены на то время приравнивался к статусу рабыни: они обязана была заниматься хозяйственными хлопотами и воспитанием детей. Женщина не имела права противоречить мужу, должна была быть полностью ему покорной и послушной во всем.
После того, как муж женщины умирал, она вынуждена была принять смерть от огня вместе с телом покойного мужа, ведь вдовы на то время бесчестили все семейство.
Впрочем, со временем этот обычай себя изжил. Хотя вдовы и вдовцы предпочитали вступать в повторные браки друг с другом.
Свадебные обряды
Особенности проведения русских свадебных обрядов
По словам русского летописца Нестора известно, что обычаи среди различных племен славян сильно разнились. Поляне отличались тихим и кротким нравом, они с уважением относились к священным узам брака. В их семьях всегда царил мир и целомудрие. А у северян, вятичей и радимичей нрав был жестоким и диким, браки, в основу которых было положено взаимное согласие родителей и супругов, они вовсе не знали и не признавали. Люди таких народов попросту похищали приглянувшихся им девушек. У большинства древних славян в древней Руси было распространено многоженство.
Вплоть до нашего столетия в обрядах на свадьбе явно прослеживаются две разнящиеся между собой части, представленные церковным обрядом венчания и свадьбой. Сегодня свадьба — это самая главная церемония при заключении брака, и каждый народ отличается своими обрядами, приметами и обычаями.
Центральная фигура на свадьбе представлена женихом и невестой. Хотя в культуре большинства народностей славян ключевая роль отводилась родителям молодых. Помимо центральных фигур на свадьбе сегодня также можно отметить участие распорядителя — тамады, мастера церемоний, и свадебного фотографа. Главной задачей таких людей является контроль проведения церемонии. К слову сказать, в некоторых странах свадьба проводится только с участием почетных свидетелей.
Свадебные обряды относятся к разряду семейных, и в различных регионах страны они разные. В северной части страны музыкальная часть торжества сопровождается причетами, на юге — веселыми песнями.
В целом старинные свадебные обряды представлены достаточно организованной системой.
И, несмотря на различие между региональными и традиционными структурами обряда, основные этапы русской свадьбы не изменяются никогда.
Этапы проведения свадебного обряда
Изначально свадебный обряд у славян символизировал переход девушки из рода отца в род мужа. В древней Руси церковь невесту часто вели под руки, символизируя отсутствие сил и безжизненность. Из церкви молодая супруга выходила сама. А домой супруг вносил свою любимую на руках с целью обмануть домового, чтобы он принял девушку в качестве новорожденного члена семьи, оказавшегося там, а не вошедшего в него.
Роль свата обычно принадлежала отцу и брату жениха, в редких случаях — матери.
Сватовство совершалось на определенной договоренности родителей жениха и невесты. При входе в дом невесты сват совершал обрядовые действия, которые в дальнейшем и определяли его роль. Зачастую сват не называл цели своего прихода в дом невесты, это делалось для того, чтобы нечистая сила обошла стороной проводимый обряд
Согласно существующей русской традиции в мире, отец невесты должен был сперва отказаться от соглашения, заставив свата его уговаривать. По окончании обряда сватовства родители давали свату ответ, и девушка в данном случае не принимала никакого участия. Очень часто сватовство проходило в отсутствие девушки.
Некоторое время спустя отец и мать молодой невесты приходили осматривать хозяйство будущего зятя. Эта часть не предполагала под собой проведение каких-либо обрядов. Жених должен был дать гарантии достатка будущей жены. Поэтому родители осматривали хозяйство очень внимательно. В древней Руси хозяйство жениха должно было радовать родственников невесты обилием скотины, хлеба и одежды.
Очень часто были случаи, когда осмотр хозяйства играл решающую роль в согласии о браке.
После русского обряда сватовства следовал предсвадебный обряд рукобитья. На данном этапе назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. И в различных традициях славян этот обряд носил разные названия, но во всех народностях именно с этого дня и начиналась сама свадьба. Обычно обряд рукобитья проводился спустя две недели после сватовства. На него собирались почти все жители деревни. Гости в этот день угощались, а родители молодых решали, в какой день состоится церемония бракосочетания.
После рукобитья следует обряд подготовки невесты к свадебному дню. Сопровождается он вытием. Русские традиции северного народа показывают, что свадебные обряды вытия сопровождались постоянным причитанием на протяжении одной или двух недель. А в южных традициях каждый вечер в дом невесты приходил жених и его друзья, и они устраивали совместные посиделки.
Отдельно стоит выделить обряд подготовки приданного невесты. Зачастую оно было представлено вещами, сделанными невестой собственными руками. Сюда входила постель и подарки жениху в виде рубахи, платка, пояса и узорного полотенца.
Следующим русский обычаем накануне свадебного дня следует назвать девичник. Он представляет собой встречу подруг невесты перед свадьбой. На девичнике молодая невеста прощалась с подругами. Они расплетали косу молодой, что служило символом окончания прежней жизни девушки. Во многих традициях этот ритуал сопровождается «прощанием с красной красотой, а именно, с лентой, вплетенной в косу девушки.
Согласно принятым обычаям в мире, свадьба в древней Руси длилась несколько дней и сопровождалась приездом жениха, отъездом к венцу, перевозом приданого, приездом молодых в дом жениха, благословением, свадебным пиром.
Хотя некоторые северные традиции славян подвержены влиянию дохристианской схемы обряда. И если брать в пример Вологодскую область, можно представить следующую схему обрядовых действий: утром баня и встреча подруг, затем приезд жениха, вывод невесты к гостям, угощение гостей. На ночь все остаются в доме невесты, где молодые ночуют в одной комнате. На следующий день пара венчается, и пир продолжается у жениха.
Свадебные обряды сегодня
Сегодня современные люди начинают забывать про свадебные обряды в России, редко прибегая к ним во время организации свадебного торжества. Традиция русских обрядов появилась еще в давние века. Гости свадьбы должны были совершать особые действия, которые сулили мир, счастливую и долгую семейную жизнь новобрачным. Сегодня далеко не все молодые придерживаются подобных ритуалов. Причиной этому отсутствие предрассудков, коими обладали наши прародители.
Зачастую современные церемонии бракосочетания включают в себя основные вехи свадебных обрядов, представленные сватовством, девичником, выкупом и свадебным пиром. Остальное же кануло в лету, оставив лишь смутные воспоминания в памяти немногих об истории славянского народа.
Видео: Свадебные обряды
Узнать о других видах обрядов:
felomena.com
История свадебного обряда.
Что такое древнерусская свадьба в предствлениях современного человека?
Можно сказать, что русская свадьба тех времен - это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.
Что такое древнерусская свадьба в предствлениях современного человека?
Можно сказать, что русская свадьба тех времен - это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.В целом современные представления о древнерусской свадьбе весьма размыты, полных и достоверных сведений практически нет, в основном, все что у нас осталось - летописи, материалы историков и некоторые археологические находки, позволяющие составить лишь общую картину.
Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.
У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку.
После запрещения языческих верований на Руси и введения христианства в бытовой обрядности образовался вакуум: обращаться к волхвам было нельзя, церковь еще не могла учесть все множество потребностей народа в сфере отправления обрядов. Если князья и бояре венчались в церкви, то для остального населения это пока не было доступно, еще не построили нужное число церквей, не полностью была переведена богослужебная литература Преемниками языческой обрядности какое-то время были скоморохи, выполняя обязанности языческих жрецов. Кстати церковь беспощадно боролась со скоморошеством и в итоге победила. В XVII веке скоморошество было запрещено царским указом.
Определить во всей полноте влияние скоморохов на обряд свадьбы и учесть всесторонне степень их участия в самой свадебной игре сейчас невозможно, но сохраненные фольклором реалии показывают, что диапазон их влияния и участия был достаточно велик: от музыкального сопровождения свадебного поезда до участия в народном способе закрепления брака и организации веселья во время свадебного пира в доме невесты и жениха, а также участие в отдельных эпизодах свадебной игры независимо от ее локальных разновидностей: выход «с крюком», «с конем», «за мячом», «садить тещу на яйца», читать опись приданого или «страмные» указы с правилами поведения в будущем молодой жены и пр. Возможно, что многие поколения русских скоморохов были создателями самых поэтических и веселых сторон в обрядовом комплексе свадебной игры. Их обязанности позднее перешли к свадебным дружкам.
Свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд, следовавший церковному чину, насыщенный религиозным содержанием, хотя и хранивший элементы народного быта (из летописных описаний великокняжеских и царских свадеб XVI—XVII веков видно, что в них участвовали свахи, тысяцкие, дружки, поезжане, говорились обрядовые речи, молодых обсыпали хмелем, кормили кашей, водили в мыльню, сторожили с мечом и саблей наголо и пр.). С другой же стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы не только церковной обрядности (венчание), но и церемониала из княжеского быта (жених - князь, невеста - княгиня). Вместе с тем в народную свадьбу стали входить комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты.
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник, обрядовое посещение женихом и невестой бани (перед свадьбой). Второй цикл - это сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место в нём занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам. Одинаковым для всех был обряд венчания. В остальном свадьбы каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, а дворянскую - на купеческую. Но все ритуалы были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
Обычно свадьбу на Руси праздновали после праздника Покрова, когда собран весь урожай, а также на Красную горку. Главным украшением свадебной избы была вызревшая рябина. Гроздьями рябины украшали не только дом. Рябина являлась оберегом невесты. Веточку рябины затыкали за пояс наряда перед тем, как невеста должна была отправиться в церковь. Обязательным атрибутом свадьбы был пшеничный свадебный каравай, хотя не всегда семья могла позволить себе вкусный белый пшеничный хлеб. Хлебом и солью встречали молодых. В настоящее время свадебный торт украшают пластмассовыми фигурками жениха и невесты. Ранее же каравай украшали «семейным древом». Традиционная русская кукла «семейное древо» – это рогатина, на которой с одной стороны расположена фигурка невесты, с другой – жениха: две ветки, два рода сходятся в одну общую семью. А маленькая кукла, которая привязывалась внизу к веточке невесты, – это знак ребенка, который их соединит и сделает настоящей семьей.
В русской традиции была еще одна обрядовая кукла, которая называлась «неразлучниками». Ее с раннего утра в день свадьбы делала и дарила молодым свекровь. Сначала «неразлучников» подвешивали под дугу лошади, которая шла первой в «свадебном поезде», а затем вешали над ложем молодых.
Особенность «неразлучников» состоит в том, что у них одна общая рука взявшись за руки, молодожены идут по жизни вместе. Когда рождается первый ребенок, то между супругами подвешивают еще одну нитяную куколку и т.д. Обрядовые куклы присутствовали буквально во всех сферах жизни наших предков. Известно более двухсот разных кукол, но это - тема для отдельной статьи.
Пением обрядовых песен обычно сопровождался весь свадебный обряд. Существовали специальные «причитания плачи» невесты и её подруг. Величальные и корильные свадебные песни. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
Неизменным атрибутом любого бракосочетания являются, как известно, обручальные кольца. Как давно и где именно они возникли? Родина их — Восток, а оттуда они были заимствованы Древней Грецией. В свою очередь, этот обычай переняли римляне, а уж потом и весь мир!
Обручальные кольца являются, как и встарь, символом верности, неким залогом счастья и долгой семейной жизни. Можно рассматривать этот обычай и как отголосок бытовавшего некогда обычая купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже принадлежит другому мужчине и «купить её нельзя».
В 800 г. Папа Римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака. Есть также мнение что кольцо – это очень древний, архитипичный символ женского начала и плодородия. Надевая кольцо на палец молодожены символически соединяли «мужское» и «женское» в единый союз. Кстати крестьяне обручальных колец не носили, а надевали их только на венчании. Второй раз кольцо одевали только на похоронах. Венчальные свечи тоже хранили до дня погребения и клали в гроб покойного. Как пойдет речь ниже, свадебные и похоронные обряды были во многом схожи.
Во всем многообразии свадебных обрядов разных эпох и областей нашей родины хотелось бы выделить главное в любом из свадебных обрядов, а именно – инициацию для новобрачных. Празднество и гулянья лишь вторичны, хотя именно на этой части принято концентрировать внимание сегодня. Итак, свадьба была главной в череде инициаций славянской женщины. Мужчина проходил свои (мужские) инициации и к свадьбе был уже принят в общину, как взрослый мужчина. Для женщины же вступление в брак как раз и было этим переходом во взрослые члены общины. Считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.
Представления о невесте как о существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.
По традиции после домашней помолвки невеста сразу надевала траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Плакать вовсе не означало - лить слезы, как может подумать современный читатель, а особым образом исполнять специальные обрядовые песни. Обрядовые плачи были двух видов свадебные и похоронные. И в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.
Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.
Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин. В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.
В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки Мальчишников, кстати, тогда еще не было. Они появились гораздо позже, но и тогда практически не содержали обрядовых действий.
На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого, в одних регионах, подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Разделяя волосы как бы разделяли женскую силу на две части для себя и будущего ребенка. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы. В других регионах косу невесте расплетала сваха перед венчанием, а заплетали волосы заново в доме жениха. Есть также свидетельства, что косу отрезали и отправляли жениху, а он хранил ее как большую ценность.
Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) – передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу – кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре – в зависимости от местной традиции.
В последнюю в отцовском доме баню невесту также отводили ее подруги. Девушки парили невесту вениками с красными лоскутами, причитали, прощаясь с ней. Дрова для бани и мыло брали со двора жениха.
Как уже говорилось выше, жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены общины, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.
Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы» прямо заявляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.
Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.
Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (обычно его крестный). Изначально Тысяцкими назывались должностные лица в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»). Этот титул попал в народные свадебные обряды из обрядов более высоких сословий.
Эти двое – помощники жениха в царстве мертвых. В сказках и легендах такими помощниками обычно выступают разные волшебные существа и говорящие звери и птицы. Без них живой в мире мертвых очень уязвим. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник. Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. Теперь дружка превратился в свидетеля, а погребальный рушник в синтетическую ленту на его плече.
После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Иногда перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».
Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых. Теперь вместо веника невеста держит букет. Жених ехал с тысяцким. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.
После все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах.
Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, отвезена в церковь, обвенчана и привезена в дом к жениху и уложена на брачное ложе. Далее следовало застолье. На Руси свадебный пир всегда являлся одной из важнейших составляющих свадебного ритуала. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.
Итак все усаживаются за стол и начинают пировать.
Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается.
«Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».
В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети. У дверей (раньше – с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных.
После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылаютузнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.
Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал спальню, нередко это был просто чулан или клеть (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыней или рубахой молодушки.
«Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.
Если невеста «честная» - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.
В доме мужа новобрачная надевала уже женскую, а не девичью одежду . В каждой области – это свой вариант костюма. Обычно белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. Иногда наоборот родители новобрачной приходили в дом жениха и ритуально не могли узнать свою дочь. Вроде как не она это, а совсем другой человек. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.
За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте.
Вернуть древние обряды в современную реальность едва ли возможно, но возможно переосмыслить те, что еще практикуются в наши дни.
Древние свадебные традиции в разных странах / Surfingbird знает всё, что ты любишь
Свадебный обряд на Руси
В древности на Руси невеста должна была по материальному состоянию соответствовать мужу
Современные свадебные традиции значительно отличаются от обрядов прошлого. В древности на Руси невеста должна была по статусу и материальному состоянию соответствовать мужу. Родители сами выбирали своим детям пару, и довольно часто первая встреча молодых проходила только на венчании. Свадьбу играли только осенью или зимой. Свадебный обряд на Руси можно разделить на три этапа:
Предвенчальный. Состоял из сватовства, шитья приданного и девичника.Свадебный. Свадебный обряд и венчание.Послевенчальный. «Раскрывание» молодой в доме мужа, праздничный стол, утренние пробуждение молодых.
В древней Руси брак заключался, когда родители решали, что время пришло
Раньше брак заключался так: когда родители решали, что время пришло, они спрашивали совета у родственников, потом отправляли сватов, которые уже занимались браком.
Старинные свадебные обряды на Руси
Главным атрибутом торжества было приданное, иногда на его подготовку уходило большое количество времени, все зависело от материального состояния семьи невесты. Оно состояло из постели, платья, домашней утвари, украшений, крепостных или имущества, если невеста была дворянского происхождения. Самым драматическим моментом был «Баенный» обряд, когда девушке расплетали косу.
Обряд проходил вечером, для него надевали самое лучшее платье и все украшения, которые были в наличии. В парадной готовили стол, за которым ждали приезда жениха. Потом происходил обряд расчесывания волос свекровью и заплетение двух кос, которые символизировали женщину в браке. После благословений молодые ехали на венчание, по правилам жених должен был прибыть первым. Только после венчания пара могла поцеловаться. При выходе молодых осыпали хмелем и семенами льна, с пожеланиями счастья. После все направлялись к дому мужа, где происходило уже само празднование.
Свадебные обряды Древней Руси
Подобное торжество на Руси имело определенные правила, которые должны были обязательно соблюдаться. Все древние свадебные обряды на Руси имели определенный сценарий:
— По правилам жених не мог прийти за свадебные обряды древней руси невестой пешком. — Транспорт украшали бубенцами и лентами, их звон извещал о приближении жениха. — В организации свадьбы принимали участие только посаженные родители. — Подарки для выкупа делались только своими руками. — Жених входил во двор к будущему тестю только после окончания выкупа невесты.— Обручение до начала 19 века проходило только в доме невесты, именно в нем пару готовили к обряду венчания. Потом выводили к гостям, обсыпали зерном и благословляли на брак. Только после этого они ехали на венчание.
Заключение брака и семейная жизнь древних египтян
У своих современников египтяне вызывали сложные и неоднозначные чувства — уж слишком не похожи на остальные народы Древнего мира были эти смуглые жители долины Нила. В первую очередь, их смущало трепетное отношение египтян к смерти, вернее, к жизни после смерти. И это при том, что все народы того времени были твердо уверены в том, что со смертью жизнь не прекращается, а просто переходит в другой мир. Но египтяне и их обрядом мумификации и возведением капитальных гробниц выделялись даже на этом фоне.
По понятиям древних Египтян, мальчик после десяти лет — это уже мужчина, который мог обзавестись семьей
К сожалению о брачных обрядах и ритуалах египтян известно намного меньше, чем о длительной и серьезной подготовке к переходу в лучший мир.Известно, что у жителей долины Нила семейные отношения строились по определенным правилам, но до нас дошли частичные сведения об этой стороне повседневной жизни.После десяти лет мальчик, по нашим понятиям, а по меркам Древнего Востока, вполне зрелый мужчина мог обзавестись семьей. Цель была проста и очевидна — наследники должны были провести все погребальные церемонии в зависимости от достатка семьи, а также обеспечить родителей всем необходимым в загробном мире. Для всех народов того времени и более позднего было характерно заключение предварительного договора между родителями жениха и невесты, и египтяне не были исключением в этом случае. В то же время египтянки не были полностью изолированы от общественной жизни, как мы можем наблюдать сейчас на Ближнем Востоке, поэтому брак по любви был если не общепринят, то вполне возможен.
Древние египтяне создавали поучительные инструкции на все случаи жизни, дабы не было чрезвычайных ситуаций
Египтяне обожали создавать различного рода поучительные инструкции, как следует себя вести или поступать в той или иной ситуации, чтобы жизнь была упорядоченной и чрезвычайные ситуации случались как можно реже. В одной из таких инструкций говорится: «Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает».Некоторые практические советы, позаимствованные из литературы Древнего Египта, не потеряли актуальности и в наше время. Например, такой: «Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала проклинать тебя, обратилась бы с жалобой к богам, и они бы ее услышали».Прямых подтверждений нет, но очень многое в египетской культуре свидетельствует об обходительности и нежности в отношениях между супругами.
Многие данные говорят о том, что супруги в древнем Египте были очень нежны между собой
А вот насчет свадьбы большая часть египтологов уверенно заявляет, что ее могло и не быть вовсе. Мужчина просто строил новый дом и приглашал в него свою избранницу. После того, как она перебиралась в дом мужа, брак считался заключенным, а упоминаний о пышных свадебных застольях и ритуалах ни в письменных источниках, ни на многочисленных египетских фресках нет.В египетском обществе существовала полигамия, однако не все мужчины с радостью пользовались такой возможностью, в первую очередь, потому что одну жену содержать было все-таки куда легче, чем нескольких. «Хозяйкой дома» звали старшую, или главную жену, а все остальные должны были ей подчиняться.В египетском обществе вполне был возможен развод, но муж и жена верили, что их брак продолжится и в загробной жизни, поэтому в гробницах находят статуэтки, изображающие супругов сидящими обнявшись на пороге вечности.
Свадебные обряды Древнего Рима
В древнем Риме свадьбы были очень торжественными, всегда праздновались шумно и весело
Свадебные обряды в Древнем Риме были очень торжественными, свадьбы праздновались шумно и весело. Для невесты и жениха это было радостное и важное событие. Интересным фактом является то, что хотя жен и мужей для своих детей родители выбирали сами, но все равно зачастую они прислушивались к мнению детей. Но в любом случае брак должен был сулить не только любовь, но и определенную выгоду, например, денежную или политическую. Именно по этой причине и составлялся брачный договор.
Девочек отдавали замуж с 14 лет, но бывали случаи и более ранних браков с 12−13 лет. Вся свадебная подготовка начиналась только тогда, когда был обозначен день важного события. Следует отметить, что день свадьбы древним римлянам выбрать было не так-то просто, ведь многие дни считались неблагоприятными. И обычно свадьбы праздновались в середине или конце июня месяца, который сулил новой семье счастливую жизнь.
В древнем Риме во время свадебной церемонии жрец устанавливал, является ли день свадьбы удачным
Сначала молодые обручались, невеста надевала кольцо на палец левой руки. В этот же день составлялся брачный договор. И только потом праздновалась сама свадьба. Римские свадебные обряды уделяли большое значение невесте. В ночь перед свадьбой она приносила на домашний алтарь все свои детские игрушки и прощалась с ними, этот обряд символизировал вступление во взрослую замужнюю жизнь. Когда наступал день самой свадьбы, невеста наряжалась в бело-красные одеяния. Белый цвет означал радость жизни. Невеста надевала белую тунику, красную вуаль и красные туфли. На голову накидывалось свадебное покрывало, которое украшали разными цветами. И невеста ждала приезда жениха.
Во время свадебной церемонии жрец устанавливал, является ли день свадьбы удачным. После чего подписывался уже составленный брачный договор. И молодожены соединяли руки для совместной молитвы богам. После церемонии гости с молодоженами праздновали свадьбу в доме невесты. И только потом новоиспеченные муж и жена отправлялись в дом главы семейства. Жених переносил невесту через порог своего дома на руках. Гости и флейтисты в дом жениха уже не входили. На этом празднование свадьбы заканчивалась и начиналась семейная жизнь.
Свадебные обряды Древней Греции
Свадебные обряды Древней Греции отличались прежде всего тем, что слово невесты не имело никакого значения при выборе жениха. Да и жениха выбирали в два раза старше. Так, девушку выдавали замуж в 15 лет за жениха возрастом около 30 лет или чуть старше, так как именно этот возраст у мужчин считался самым лучшим, зрелым. Жениха выбирал отец невесты, и приданое для дочери готовил тоже он.
В древней Греции невеста совершала обряд прощания со своими игрушками
В древней Греции невеста совершала обряд прощания со своими игрушками, после чего она принимала ванну. В день праздника невесту одевали в белые одежды, причесывали и украшали. Потом невеста ждала жениха, который должен был приехать за ней на колеснице и отвезти в свой дом. Весь путь к дому жениха молодых сопровождала свадебная процессия. Жених знакомил невесту со своей матерью и переносил девушку через порог. Затем молодые вкушали специально приготовленное свадебное блюдо. После такого семейного пира свадебные обряды того времени требовали, чтобы их осыпали фруктами для сытой и благополучной семейной жизни. Жених и невеста отправлялись в спальню. На следующее утро в дом жениха приходила семья невесты, и организовывался семейный свадебный праздник, на котором молодые получали подарки от родных и близких.
Что касается Древнего Китая
Широко распространен был обычай дарить молодым супругам картинки с изображением популярных персонажей народного пантеона, например богов долголетия, радости и богатства. Картинку, снабженную специальной благопожелательной надписью, вешали в комнате новобрачных.
За день до переезда в дом жениха, невеста начинала наряжаться к свадьбе и примеряла свадебное платье. Лицо невесты в соответствии с китайскими представлениями о женской красоте, было густо напудренным и нарумяненным, губы выкрашены красной помадой. Свадебное одеяние состояло из короткого красного халата, украшенного цветками и помпонами из разноцветного шелка, и платья (красного или зеленого). Невеста носила специальный головной убор, который представлял собой металлический каркас с накладкой из птичьих перьев, шелковыми помпонами и медальонами, прикреплявшимися к каркасу пружинами. Лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка, чтобы спрятать стыд. На вуали, головном уборе и даже платье невесты нередко имелись изображения дракона — символа духовной власти.
Невеста не должна была, есть перед свадьбой, т. к. обычай запрещал ей это. Жених же в эти утренние часы съедал полную чашку мяса — знак достатка в будущей семье, и тоже начинал одеваться к свадьбе. Тем временем люди жениха в сопровождении музыкантов и слуг отправлялись за невестой, неся для нее красный свадебный паланкин, разукрашенный различными счастливыми символами. Нередко в паланкин сажали мальчика, что должно было обеспечить появление мужского потомства. В назначенный час один из родственников новобрачной, чаще всего муж старшей сестры, переносил сидящую на стуле невесту в паланкин, который предварительно вносили в главный зал дома. Древний обычай строго запрещал невесте идти в эту минуту по земле, она не должна была принести грязь в дом жениха. Невеста в этот момент ничего не должна говорить, а только плакать, так что старинная китайская поговорка определяла поведение невесты на свадьбе в следующих словах: Она уезжает, плача, и возвращается смеясь. Под оглушительные разрывы хлопушек и петард свадебный кортеж трогался в путь. Невеста в этот час была окружена различными талисманами, которые привлекали счастье и отвергали напасти.
К приезду новобрачной во дворе, или в доме жениха ставили столик, служивший алтарем для поклонения всем богам Неба и Земли. В дверях дома новобрачную встречал жених, которому клали в рот кусочек сахара. Он держал перед собой два свернутых отрезка красной материи, концы которых свисали до земли. На этих отрезках ткани лежал календарь в виде свитка, именовавшийся в просторечии книгой десяти тысяч глав.
Молодая жена, как полагалось ей в течение всей свадьбы, хранила молчание (считалось, что это способствует рождению потомства в новой семье). После поклонений молодых у семейного алтаря и обрядов в их комнате, официальная часть свадебной церемонии заканчивалась. Молодая жена прихорашивалась и переодевалась к свадебному пиршеству, а жених выходил в главный зал дома к гостям. Начиналось время свадебных увеселений, которые продолжались обычно два дня после церемонии бракосочетания.
surfingbird.ru
Свадебный обряд на Руси, как он проходил в древности
У современной свадьбы, безусловно, свои традиции. Они значительно отличаются от исконных. В старину жених и невеста принадлежали одному сословию. Материальное состояние невесты соответствовало состоянию мужа. Кстати, их тогда называли князь и княгиня, независимо от сословия и чина.
На Руси замужеством детей занимались родители. Именно они выбирали пару, обговаривали условия заключения брака и только потом знакомили будущих новобрачных. Их первая встреча зачастую происходила на венчании. Обычно справляли свадьбу зимой или осенью.
Свадебный обряд на Руси делится на три составляющие:
Обряды перед венчанием (сватовство, шитьё приданого и девичник или мальчишник).
Венчание.
Застолье.
В былые времена заключался брак так: когда родители решили, что время наступило, они советуются с родственниками, потом отправляют сватов, которые как раз и занимаются приготовлением брака.
Исконные свадебные обряды на Руси
В прошлые века одной из традиций было заключение браков между детьми. Необходимо было только дождаться, когда их дети достигнут сознательного возраста и заключить взаимовыгодное соглашение.
Как писал знаменитый русский историк В. Ключевский: «В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам».
Для невесты готовили приданое. Оно являлось неотъемлемой частью торжества. Уходило на его подготовку много времени. Зависело всё от материального достатка семьи будущей невесты. В него входили платья, постельные принадлежности, домашняя утварь, украшения. Если же статус позволял, то могли входить в приданое даже крепостные или имущество. Обычно такое приданое было у дворянской невесты.
Драматический сюжет развивается в момент проведения обряда, когда девушке расплетали косу.
Время проведения обряда – вечер. Надевалось самое красивое платье и все украшения, которые только могли быть дома. В гостиной накрывали стол. За ним ждали жениха. Он приезжает с родителями и начинается обряд. Свекровь расчёсывает волосы и заплетает две косы, которые являются символом замужней женщины. Здесь же новоиспеченные молодые получают благословение и едут на венчание.
Согласно традиции, жених приезжает первым. Поцеловаться они смогут только после венчания. Выходящих из церкви молодожёнов осыпают семенами льна и хмелем, желают счастья. Затем все дружно едут в дом новоиспеченного мужа, где и происходит само празднование.
Такого рода мероприятие на Руси имело определенные стандарты, которые безукоризненно должны были исполняться. Все старинные свадебные обряды на Руси шли по конкретному сценарию.
Если вспомнить старые фильмы, сказки, то в них жених не пешком приходил за невестой, а приезжал на лошадях. Транспорт наряжали лентами с бубенцами, звон которых сообщал о приближении жениха.
По русской традиции на свадьбе родителей молодожёнов заменяли посаженные мать и отец. Это должна быть замужняя женщина и женатый мужчина. Они являются и организаторами свадьбы. Посаженная мать отвечает за хлеб и соль для свадебного обряда. Отец выступает в образе, которым благословляют новобрачных перед отправлением в церковь. Настоящие родители не едут на венчание, отправляют туда своих «заместителей». В отличии от регистрации, куда всегда ездили родители.
У обряда выкупа тоже имеется своя изюминка. Подарки должны быть изготовлены только своими руками. Только после завершения выкупа жених мог ступить на территорию будущего тестя.
Девичник и мальчишник, как и другие этапы свадебного обряда, в древней Руси имели особое значение. Девушка прощалась с молодостью, со своими подругами, а юноша – со своими друзьями. Мальчишник считается синонимом буйного веселья. Организатором мальчишника является шафер или по-другому свидетель, у невесты – это подружка. На девичник можно пригласить и жениха с его друзьями.
Особое внимание древниетрадиции оказывают месту жениха и невесты за праздничном столом. Место устраивалось на возвышении – рундуке. Стол покрывают тремя скатертями. На них ставили соль в солонке, калач и сыр либо творог. На сиденье молодым клали мех – для богатства.
Видео по теме статьи
webdiana.ru
Свадебный обряд на Руси
Современные свадебные традиции значительно отличаются от обрядов прошлого. В древности на Руси невеста должна была по статусу и материальному состоянию соответствовать мужу. Родители сами выбирали своим детям пару, и довольно часто первая встреча молодых проходила только на венчании. Свадьбу играли только осенью или зимой.
Свадебный обряд на Руси можно разделить на три этапа:
Предвенчальный. Состоял из сватовства, шитья приданного и девичника.
Свадебный. Свадебный обряд и венчание.
Послевенчальный. «Раскрывание» молодой в доме мужа, праздничный стол, утренние пробуждение молодых.
Раньше брак заключался так: когда родители решали, что время пришло, они спрашивали совета у родственников, потом отправляли сватов, которые уже занимались браком.
Старинные свадебные обряды на Руси
Главным атрибутом торжества было приданное, иногда на его подготовку уходило большое количество времени, все зависело от материального состояния семьи невесты. Оно состояло из постели, платья, домашней утвари, украшений, крепостных или имущества, если невеста была дворянского происхождения. Самым драматическим моментом был «Баенный» обряд, когда девушке расплетали косу.
Обряд проходил вечером, для него надевали самое лучшее платье и все украшения, которые были в наличии. В парадной готовили стол, за которым ждали приезда жениха. Потом происходил обряд расчесывания волос свекровью и заплетение двух кос, которые символизировали женщину в браке. После благословений молодые ехали на венчание, по правилам жених должен был прибыть первым. Только после венчания пара могла поцеловаться. При выходе молодых осыпали хмелем и семенами льна, с пожеланиями счастья. После все направлялись к дому мужа, где происходило уже само празднование.
Свадебные обряды Древней Руси
Подобное торжество на Руси имело определенные правила, которые должны были обязательно соблюдаться. Все древние свадебные обряды на Руси имели определенный сценарий:
По правилам жених не мог прийти за невестой пешком. Транспорт украшали бубенцами и лентами, их звон извещал о приближении жениха.
В организации свадьбы принимали участие только посаженные родители.
Подарки для выкупа делались только своими руками.
Жених входил во двор к будущему тестю только после окончания выкупа невесты.
Обручение до начала 19 века проходило только в доме невесты, именно в нем пару готовили к обряду венчания. Потом выводили к гостям, обсыпали зерном и благословляли на брак. Только после этого они ехали на венчание.
womanadvice.ru
Свадебные обряды и традиции на Руси
С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа. Ведь день свадьбы — это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.
К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси позабыты, хотя интерес к ним в последнее время возрождается.
Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.
Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.
С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.
Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.
Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.
Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.
Подготовка к свадьбе
Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху — вышитую рубаху и кальсоны, а его матери — три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову.
Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.
Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, — по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах.
Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, — сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.
Сватовство
День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор – «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.
Невеста давала жениху залог, — платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства.
Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало. Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась.
В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы молодых били рука об руку, затем подавали руки, обернутыми платками, друг другу руки, а затем обменивались деловым рукопожатием. Затем они обменивались пирогами, обнимали друг друга с пожеланиями: «Будь ты мне сват да нова родня».
Обручение
За рукобитием шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, — совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой».
С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками. Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Одновременно совершался обряд расплетания девичьей косы. Вплетенную ранее в косу ленту девушка отдавала подружкам. С причитанием подружки провожали ее в баню, где парили присланными женихом вениками.
Венчание
В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи.
Впереди шли женщины-плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался.
После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью. приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.
После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.
Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор — с иконкой, а свекровь — с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.
Свадебный пир
Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу.
С уходом молодоженов пир разгорался, — накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых несколько раз бесцеремонно поднимали с постели, выводили к гостям, которые не прекращали веселья.
Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать.
В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства. Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам.
На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, — она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать.
Традиционно русская свадьба длилась три дня.
www.jlady.ru
Современные свадебные традиции и обычаи
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Доклад
Современные свадебные обычаи и традиции в России
студентки 4 курса 5 группы
дневного отделения
коммерческой формы обучения
Петрова
Научный руководитель:
ст. преподаватель Павлова
Иваново,2009
Оглавление
Свадебные традиции……………………………………………………….4
Свадебные приметы………………………………………………………..8
В каком месяце жениться………………………………………………….12
Источники…………………………………………………………………..13
Свадебные традиции
Традиция «выдавать» дочь замуж вместе с приданым родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи влюбилась в простого мельника. Конечно же, родители были против такого брака, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима, и ушла, в чем была, к любимому.
Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто- посуду, кто – постельное белье, кто – деньги. Все хотели, что бы жизнь молодых началась счастливо и длилась долго-долго. С тех самых пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.
Когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Кольцо — это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом. Уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.
Что-то старое, новое, взятое взаймы, голубое . Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое .Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты, мир и мудрость в замужестве. Многие невесты надевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность. Что-то новое символизирует удачу и успехов новой жизни невесты. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится, эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь. Что-то голубое это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Обычно это подвязка.
Большинство считают самым лучшим обычай вносить невесту в дом на руках . Он появился в результате веры в то, что невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Раз она не идет по земле, значит, ее сейчас здесь нет.
Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы . Его можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще, считалось: чем больше осколков, тем больше счастья. Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна расхватать кусочки пирога. Чем больше разбитых кусочков блюда, тем больше счастья будет у молодых.
Обычай украшать свадебные машины лентами . Он пришел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII—XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными бантами на рукавах. Считалось, что тем самым они — гарантия счастливого брака. Невестины банты — это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Позже невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. Стали вешать ленты на автомобили.
Похищение невесты . Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.
Букет невесты . Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.
Каравай . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом -караваем! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви.
Что представляет собой обряд, когда жених снимает подвязку с ноги невесты ? Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает.
Обычай связывания двух бутылок .Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.
Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.
Поцелуй новобрачных Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.
Свадебный пирог – символ изобилия, удачи в супружестве. Форма чаще всего круглая, как солнце – символ света, радости, счастливой жизни.
Медовый месяц. В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше... Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.
Свадебные приметы
Если один свидетель женат на другом, то брак свидетелей распадется.
Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу пары, вступающей в брак.
Обручальные кольца мерить никому не дают ни до, ни после свадьбы.
И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.
Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой.
При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.
После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.
Любящие не дарят друг другу свои фотографии - иначе расстанутся, разойдутся.