Древние персы народ. Как древние персы создали непобедимую сверхдержаву
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иран и Славяне… Неужели родственники? Древние персы народ


Иран и Славяне… Неужели родственники?

Чтобы узнать, кем себя считали древние персы, очень далеко ходить не придется. «Я, Дарий, перс, сын перса, арий с арийскими корнями …», говорит их знаменитый предводитель, который правил в 521 – 486 годах до нашей эры. Потомки персов – современные иранцы тоже хорошо помнят о том, кем были их предки. Так, например, статья об истории этой страны, помещенная на сайтах иранских посольств за границей, обычно начинается со слов: «Иран – это древняя арийская цивилизация …»

И с этим соглашается, пожалуй, каждый – даже самый что ни на есть недоброжелатель Ирана. Однако, у нас, славян, которые, в отличие от подавляющего большинства других народов, до этой цивилизации, согласно генетической науке, имеют самое непосредственное отношение, такое утверждение может вызвать разве что, в лучшем случае недоверие – мол, ну какие из них, этих смуглых мусульман, арии.

Да и в нашу собственную причастность ко всемогущим античным персам верится как-то с трудом. Однако, не надо так категорично реагировать на информацию только из-за того, что она нам кажется невероятной. Ее необходимо проверить.

 

Уже самый поверхностный взгляд на результаты генетических исследований убедит нас в том, что средний житель сегодняшнего Ирана на процентов 20 все еще действительно является арием – славянином! Помимо этого, выяснится, что у иранцев, хотя и в меньшем размере, присутствует и другая славянская гаплогруппа – гаплогруппа варягов-руссов. Т. е., среднестатический иранец все еще славянин даже на более, чем 20 процентов.

Когда мы еще вдобавок ко всему обратимся к античным источникам, которые проливают свет на то, каким был внешний вид древних персов, мы окончательно удостоверимся, что персы были высокими светловолосыми людьми с голубыми глазами, а не народом, внешность которого свойственна жителям ближневосточного региона.

 

При знакомстве с историческими источниками также нельзя не заметить то обстоятельство, что территория современного Ирана начала заселяться мигрантами с Севера в несколько этапов. Бросается также в глаза, что на разных этапах истории ОДИН И ТОТ ЖЕ НАРОД мигрантов с Севера имел разные названия, с целью выставить их как отдельные племена или даже враждебные по отношению друг к другу расы, чтобы мы – современные потомки тех якобы «племен» никогда не нашли концов. Так, например, очень больно видеть на страницах учебников по истории нечто вроде: «Скифам (или славянам) Причерноморья не повезло, так как с юга им постоянно угрожали набегами Персы …» По всему видно, что автор подобных строк настолько зазомбирован традиционными клише, что в независимости от того, какую научную степень он имеет, польза от такого ученого-историка будет нулевая. Ведь генетические исследования доказали, что  как «скифы» или «славяне», так и «персы» с точки зрения генетической науки являются неотъемлемыми частями одного и того же народа.

На самом деле все происходило намного проще. Климатические условия последнего «малого» похолодания толкнули носителя гаплогруппы R1а Славянина-Ария из своей арктической прародины на юг. В Иран он попал, главным образом, используя бассейн реки Ра (древнее название Волги) и акваторию Каспийского моря. На пути к Ирану Славянин-Арий на одном из этапов своего путешествия на юг генетически не только «тронул» носителя русо-варяжской гаплогруппы I – своего брата Славянина-Руса, но и добавил к своим маркерам славянина-ария еще и генетику славянин-руса. В свою очередь, Славянин-Рус в то же время на-полную зачерпанул себе славяно-арийских генов беженцев с севера. Это обстоятельство и является ответственным за наличие гаплогруппы I у жителей сегодняшнего Ирана, который, как известно, находится далеко от Европы – ареала традиционного расселения носителя гаплогруппы I Славянин-Руса.

 

Надо отметить, что Иран является самым восточным пунктом на географической карте, куда вообще дошло присутствие русо-варяжской генетики Славян-Русов. Тот факт, что древний перс был со славянами нынешними в кровном родстве, подтверждает не только генетика.

 

Если мы бросим взгляд на жителей сегодняшнего Ирана, мы не сможем не заметить, что среди них много представителей с самым что ни на есть славянским видом.

Так, например, спикер иранского парламента господин А. Лариджани по внешнему виду скорее напоминает белорусского учителя, чем человека с Ближнего Востока. Видеть среди современных иранских граждан белого человека из числа коренных жителей – дело не очень сложное.

В Иране до сих пор много не только светлокожих полностью по-европейски выглядящих людей, но и самых настоящих блондинов 

sokrovennik.com

Мидийцы и персы в далекой древности. История Персидской империи

Мидийцы и персы в далекой древности

Мидийцев и персов впервые обнаружили в письменных анналах, когда в 836 г. до н. э. ассирийский царь Салманесер III получил дань от царей Парсуа, что к западу от озера Урумия, и достиг страны Мадай, которая лежала к юго-востоку от его вод. С того момента упоминания об этих двух народах встречаются часто. К 820 г. до н. э. Шамшиадад V нашел их в краях, которые теперь называются Парсуаш, далеко к югу за современным Кирманшахом. В 737 г. до н. э. Тиглатпаласар III вторгся в Парсуа и получил дань с вождей мидийцев, с территории, расположенной на восток до горы Бикни, «лазурной горы», как он назвал величественный Демавенд (потухший вулкан на хребте Эльбрус, высота 5604 м. — Пер.) из-за синевы ее заснеженной вершины.

Эти две группы иранцев были еще в движении. В каждой горной долине жило племя, которым с высокой зубчатой башни правил «царь», время от времени плативший дань Ассирии — когда набег ассирийцев вынуждал его к этому. Части страны мидийцев составляли провинцию, хотя ее границы были непостоянными и всегда неэффективно организованными. Подвергаясь набегам, другие мидийцы и все персы сохраняли свою полную независимость.

На протяжении всей своей древней истории иранцы были главным образом пастухами, хотя и землепашеством они не пренебрегали. Почти в современных им произведениях зороастризма народ поделен на четыре части: семейную (demana), родовую (vis), районную (shoithra) и земельную (dahyu). В соответствии с положением в обществе есть трехчастное деление: khvaetu, verezena и airyaman. Только последние представляли правящий класс, который подразделялся на жрецов (athravan), знатных людей, управляющих колесницами (rathaeshtar), скотоводов (vastrya fshuyant) и ремесленников (huiti). Очевидно, низшие классы признавались особой расой, так как название их касты было «цветные» (pishtra).

Один из местных мидийских царьков по имени Дайаукку был взят в плен и отправлен в Сирию в 715 г. до н. э. Он из тех Дейоков, которого предание сделало основателем Мидийской империи! Согласно преданию, следующим правителем был Киаксар I; он тот самый представитель династии Уаксатар, который в 714 г. до н. э. заплатил Саргону дань; во времена Синахериба в 702 г. до н. э. он сам напал на ассирийскую провинцию Хархар. Военные отряды из Парсуаша и Анзана противостояли Синахерибу в Халулине в 681 г. до н. э. Очевидно, их вождем был тот самый Ахемен (Хакхаманиш), которого более поздние монархи провозгласили своим предком, давшим свое имя всей династии Ахеменидов. Его сын Теиспес (Чишпиш) был «великим царем, царем города Аншана» — так теперь называли древний Анзан, по-прежнему расположенный к северо-западу от города Сузы на реке Керхе, но теперь уже завоеванный эламитами. Очевидно, персы были еще в пути на юг.

У Теиспеса родились два сына — Ариарамн (Арийарамна) и Кир (Кураш) I. Золотая табличка первого сына показывает, что по-персидски уже писали клинописью; если она пришла сюда из Ассирии или Элама, то в тексте не было прямого подражания. Впервые при использовании клинописи каждое слово отделялось от другого косой черточкой. Идеограммы, обозначающие царя, землю, бога и главного бога Ахурамазду, были начертаны способом (но отличались по форме), характерным для письма соседей. Оставшиеся значки образовали грубый алфавит. Три символа для a, i и u не охватывали всего богатства иранских гласных. Были представлены двадцать два слога, в которых гласной а предшествовал согласный звук; в четырех символах гласная i следовала за согласным, в семи значках — это была гласная u. Когда случалось, что эти гласные не произносились, символ обозначал просто согласный звук.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Персидская империя. Самое важное - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

hist-etnol.livejournal.com

К вопросу о расовом типе персов времен Ахеменидов

Интересный вопрос - а как выглядели персы времен Ахеменидов, создавшие огромную империю от берегов Инда и Сырдарьи до Нила и Дуная? Поскольку известно, что сами персы называли себя "арийцами", многие делают простой и, казалось бы, логичный вывод о том, что древние персы имели вполне "нордическую" внешность. И заносят их в список примеров того, как лишь благодаря "нордическим людям" создаются великие государства.

Расовый идеолог нацистов Ганс Гюнтер так прямо и заявлял в книге "Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев" (Мюнхен, 1934 год):

"Культура древних персов – особенно хороший пример происхождения народа и его веры из духа нордической расы".

"Во времена походов Александра Македонского ядро персов было преимущественно нордическим".

Источник: Гюнтер Ганс Ф. К. Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев // Гюнтер Ганс Ф. К. Избранные работы по расологии. М.: Белые Альвы, 2005.

Находит ли это подтверждение в изобразительном искусстве того времени?

Сохранились цветные изразцы, украшавшие стены дворца персидского царя Дария I (VI век до н.э.) в городе Сузы, на которых изображены воины персидской родовой гвардии. Много очень качественных фото этих израцов выложено на историческом сайте Livius.org:Вот лица крупным планом:

Источник: http://www.livius.org/su-sz/susa/susa_soldiers.html

Ничего нордического, как видим, у персов (причем знатных персов) времен Ахеменидов нет - темная кожа, черные вьющиеся волосы, черные глаза. У разных фигур (всего на снимках их 8) у одних борода чернее, у других посветлее, но общий тип неизменен (хотя у одного из гвардейцев глаза голубые, но волосы черные и кожа темная). Тот же идеал красоты отображен на фигурах божественных крылатых львов:

Источник: http://www.livius.org/su-sz/susa/susa_soldiers.html

А персы в греческом искусстве? Вспомним знаменитую "Мозаику Александра" в Помпеях. Эта огромная мозаика на полу одного из богатых домов города была выполнена в I веке до н.э. по образцу не дошедшей до нас картины греческого художника Филоксена (около 317 года до н.э.), изображавшей битву Александра Македонского с Дарием при Иссе в 333 году до н.э. с описаний ее живых участников.

Вот мозаика целиком:

Источник: http://www.unisa.ac.za/default.asp?Cmd=ViewContent&ContentID=15932

А вот - лицо персидского царя Дария крупным планом

Источник: http://www.livius.org/a/1/iran/darius_face.jpg

Тоже - черные волосы, смуглая кожа (светлее, правда, чем на изразцах из Суз), черные глаза, вполне восточное лицо. Ничего даже близко "нордического".

Стоит признать, что тип персов времен Ахеменидов мало отличался от несколько более позднего, описанного в IV веке н.э. воевавшим с ними римлянином Аммианом Марцеллином:

"...они тонкого склада, с черноватой или бледно-желтого цвета кожей, взор у них козлоподобный, брови полукруглые и сросшиеся, бороды довольно благообразны, а волосы на голове длинные".

Источник: Аммиан Марцеллин. Римская история / Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб.: Алетейя, 1996. С. 300.

Интересно, что такое же описание давали современным им персам и энциклопедисты уже XIX века:

"...они изящны и стройны, отличаются благородной осанкой и широкой грудью; у большинства из них черты лица правильные, овал лица окаймлен черными вьющимися волосами... Глаза почти всегда черные за исключением разве жителей Фарсистана, большие и глубоко прорезанные; брови дугообразные, иногда сходятся вместе над переносьем... подбородок редко бывает слишком широким, у мужчин прячется под густой, шелковистой и волнистой бородой".

Источник: Реклю Элизе. Земля и люди. Всеобщая география: 12 т. в 10 кн. Кн. 5. Т. IX: Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / Перевод под редакцией С. П. Зыкова. СПб.: Общественная польза, 1899. Стлб. 190.

Здесь тоже отмечен реликт голубых глаз у фарсистанцев, но в целом тип описан почти дословно тот же, что говорит о постоянстве расового типа персов на протяжении многих тысяч лет.

Вывод: сохранившиеся памятники изобразительного искусства (прежде всего самих древних персов) не только не подтверждают их принадлежности к "нордическому" расовому типу, но и совершенно опровергают этот априорный тезис. Их принадлежность к "арийцам" означала принадлежность лишь к индоевропейской языковой группе.

ru-history.livejournal.com

Как древние персы создали непобедимую сверхдержаву

Примерно в VI веке до н.э. на арене мировой истории возникли персы. С феноменальной скоростью они из никому не известного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.

Портрет древних персов

О том, какими были древние иранцы, можно судить по представлению народов, которые жили рядом с ними. Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.

Интересно, что персы, даже превратившись в великую державу, старались следовать заветам своим предков.

Например, во время обряда коронации новоиспеченный царь должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком.

При этом персы могли брать в жены столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что законы не запрещали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы. К тому же, существовал обычай, по которому мужчина не показывал своих женщин посторонним. Об этом писал еще Плутарх, указывая на то, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. А если их нужно было куда-то перевезти, то использовались закрытые повозки. Этот обычай нашел отражение в искусстве. Так, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.

Династия Ахеменидов

Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После этого взор царя пал на Вавилон.

Война с Вавилоном оказалась такой же быстрой. В 539 году до н.э. Кир выступил со своим войском и сразился с армией неприятеля у города Описа. Бой завершился полным разгромом вавилонян. Затем был захвачен крупный Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.

После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н.э.

Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще больше расширили территорию государства.

Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий.

К моменту смерти Дария (485 год до н.э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе ее границы упирались в Эгейское море, на востоке – в Индию. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.

Но как любую империю, обладавшую такой огромной территорией, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н.э., не выдержав испытания армией Александра Македонского.

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим — бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Гибель империи

История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя.

Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не позволили древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно.

И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.

russian7.ru

govzalla.com

Оказывается персы потомки армян - так считают армянские ученые

Кстати по поводу происхождения персов.

 

Будучи в конце 90-х в Культурном представительстве Ирана в Москве, я имел доверительный разговор с их представителями. И мне было чётко сказано, что такие династии как Ахемениды, Аршакиды (дахи) и Сасаниды (Санасаниды) не являются персидскими. Я их сразу не понял и был достаточно удивлён таким ответом. Но они дали мне дополнительный повод самому разобраться почему персы считают эти династии не персидскими. Так вот разбирая недавно в своём архиве материалы, я натолкнулся на любопытную брошюру, которую подарили в этом Культурном представительстве и о которой я к сожаления позабыл. Я на неё не обратил должного внимания, потому что она имела всего 13 страниц текста. Но в свете новых данных и постоянно попадающей новой информации, решил пересмотреть свой архив и заново перечитать эту брошюру. Называется она "Иранская литература и персидский язык". Именно язык оказался в моём случает ключом к разгадке происхождения персов. Доводы которые я приведу в основном основаны на том, что уже было написано по поводу "курдов", "афганцев" и вот добрался я и до "персов". Так откуда же взялись персы? Ответ мы найдём через "персидский язык". Итак сперва ввиду небольшого объёма этой брошюры выложу здесь весь текст. А затем прокомментирую. Кстати у этой работы нет конкретного автора и конкретной даты издания. Но можно предположить, что она была издана где-то в 1997-2000 годы. Подписана она "Культурное представительство при посольстве ИРИ в Российской Федерации".

________________________________

Невозможно однозначно сказать, когда возник персидский язык и литература. О первоначальных особенностях и конкретных причинах его изменения, а также о первых стихотворных строках и первом литературном тексте.

Исследования подтверждают: человек с самого начального периода своей социальной жизни нуждался в языке. Следовательно, возникновение языка имеет весьма древнюю историю. В нашем случае давность имеющихся у нас письменных источников насчитывает не более десяти тысяч лет. Поэтому исследования языка лучше начинать с того периода, когда он приобрел почти нынешние формы.

Персидский язык относится к семье индо-европейских языков и в ходе своей эволюции с древнейших времен до средневековья и затем до нового периода претерпел значительные изменения. Изменениям подвергались письменность, лексика, строение предложений и их значение. До нас дошли образцы письменности и книг на языке пехлеви сасанидского периода, среди которых несколько «Ходай-наме» и других книг, таких как «Динкарт», «Бондехеш», «Минус Херад», «Карнамэе Ардешире Бабакан».

Что касается современного персидского языка, то период его развития начинается с IX века н.э. Фарси-дари, в течение тысячи двести лет своей истории с точки зрения грамматики, значительным изменениям не подвергался. Но каждая эпоха обогащала фарси-дари появились новые слова для обозначения научных, философских, мистических, политических, административных, религиозных и технических понятий; чаще всего они были заимствованы из пришлых языков, примерно в следующем хронологическом порядке:

а) первый период - с начала развития фарси-дари до монгольского нашествия: заимствование арабских терминов;

б) второй период - со времени монгольского нашествия до периода правления династии каджаров: заимствование тюркских и монгольских терминов;

в) третий период - с периода правления каджаров до нынешних дней: заимствование терминов из европейских языков.

Начиная с IX века, когда фарси-дари стал официальным и литературным, языком до нас дошли первые образцы стихов и другие тексты на этом языке. К ним мы относятся разнообразные легенды и предания о поэтах, впервые написавших на языке фарси.

Поэтические традиции были заложены еще в IX веке такими мастерами слова как Ханзала Бадгиси, Фируз Машрики, Абу Шакур Балхи. Продолжили эти традиции знаменитые поэты, писавшие «хоросанским стилем», такие как Рудаки, Кесаи, Дакики, Фаррохи, Фирдоуси, Онсори, Манучихри и многие другие.

Период с начала X века и до первой половины XI века по праву носит название расцвета персидской поэзии во всех известных литературных жанрах. Особое развитие получает жанр поэмы. Одно из самых знаменитых эпических произведений иранской литературы «Шахнамэ» Фирдоуси относится именно к этому периоду. Получили развитие жанр газели, особенно проза научного стиля, которая отличалась простотой и выразительностью. Примером этой прекрасной прозы являются «Тафсир» («Комментарий») Табари, «Та'рих» («История») Бал'ами и «Данишнамэ» («Книга знания») Авиценны.

Следующим этапом в развитие персидской литературы считается период с XI по XIII вв., который отличается удивительно высоким уровнем развития персидского языка и литературы, и в котором наблюдается постепенная смена хорасанского литературного стиля «иракским». Преобладающими стихотворными направлениями этой эпохи называют хвалебные стихи, рассказы и описания вопросов гностики, любовные темы, философские трактаты.

По традиции большое значение придавалось и жанру газели. В этом жанре больших успехов достигли такие поэты, как Анвари, Хагани, Низами. Совершенствованию жанра газели способствовало и то обстоятельство, что этим жанром воспользовались и последователи суфийских орденов для передачи своих мистических и гностических воззрений. После Санаи в XII веке жанр суфийской (гностической) газели стал популярным и в XIII веке в творчестве Аттара достиг своего совершенства.

Популярным и значительным направлением литературы того периода считался жанр продолжительных рассказов, который был своего рода логическим продолжением доисламских традиций иранцев. Фахриддин Горгани, Баба Тахир, Насир Хосроу, Мас'уд Саад, Санаи, Анвари, Хагани, Низами и Аттар (Табризи) наиболее известные имена, которые характеризуют эту своеобразную эпоху.

Периодом развития литературы «иракского стиля» является промежуток времени с XIII по XIV вв. Это был неблагоприятный для развития литературы период. Монгольское нашествие неимоверно усугубило политическое и социальное положение. В это время влияние арабского языка продолжалось и к нему добавились еще монгольские и тюркские слова и выражения.

Газель как литературный жанр развивался в двух направлениях - в гностическом (эрфани) и любовном. Оба эти направления находили свое совершенство в творчестве Сзади, Моулави (Джалалиддина Руми) и Хафиза. Проза этого периода обогатилась новыми литературными приемами, и несмотря на огромные социальные и политические трудности и препятствия, смогла развиваться на новых основах. К примеру, заметно развивался в XVII веке жанр сатиры. Дальнейшему обогащению персидской литературы способствовал и индийский стиль. В этот период, который в основном совпадал с эпохой правления Сефевидов, интерес к литературе преобладал. Видными представителями литературы этого периода являются Сайеб, Калим Кашани и Вахши Бафки.

Вышеуказанные исторические особенности были свойственны не только поэзии, но и прозе. Заметные сдвиги произошли в области историографии и жизнеописаний, большое распространение получило и составление энциклопедических словарей.

XVII век в истории персидской словесности известен как период застоя, характерной чертой которого было повторение старых тем и литературных шаблонов. Правда к концу этого периода жанр прозы уже облагородился, появились новые темы и веяния. Это было время поэм, стихов и публицистики. В дальнейшем, писатели нового поколения внесли огромную лепту в этот процесс.

То, что сегодня всему миру известно как персидский язык, персидская литература имеет весьма длительный период эволюции.

Персидская литература в нашу не простую эпоху служит общечеловеческим ценностям, она связующая нить с богатыми традициями древнего Ирана и с его блистательным будущим.

 

* * *

                Всемирно известная персидская литература основана на мощном фундаменте персидского языка. Древний период истории персидского языка начинается с эпохи расселения арийских племен на Иранском плато (второе тысячелетие до нашей эры) до падения государства Ахеменидских шахиншахов под натиском Александра Македонского (331 до н.э.). Язык, на котором иранцы говорили в этот преиод, принято называть «древнеиранским».

Древнеиранский язык, будучи ответвлением индоевропейских языков, имеет общее происхождение с латинским, греческим, древнеиндийским и германскими языками. В начале первого тысячелетия Древнеиранский язык приобрел новые самостоятельные оттенки в различных областях обширной иранской территории. Из этих, ставших самостоятельными языками до наших времен сохранились некоторые следы лишь от нижеследующих:

1. Сакский язык. От языка саков сохранилось малое количество слов, главным образом в виде собственных имен, в латинских и индийских письменных текстах.

2. Мидийский язык. От словарного фонда этого языка также сохранилось незначительное количество терминов в древнеиранских и греческих текстах.

3. Древнеперсидский язык. Важнейшим письменным памятником, сохранившихся на древнеперсидском языке, принято считать надписи времен Дария на Бехистунской скале.

Надписи высечены на древнеперсидском, иламском и аккадском языках. Для передачи древнеперсидского текста использовали клинопись. Эта форма письменности древнеперсидского языка была построена на основе аккадской письменности, последняя, в свою очередь, на основе шумерской.

Древнеперсидский алфавит имел 36 букв и 2 знака для разделения слов. В нем были также и знаки для обозначения цифр.

Каждая из букв (кроме 3 гласных) древнеперсидского алфавита, выражая согласный звук, содержала и гласные. Поэтому этот алфавит принято называть еще и слоговым алфавитом.

Древнеперсидская письменность читалась слева направо, получила распространение в период правления Ахеменидов; после падения этой династии сфера использования древнеперсидской письменности постоянно сужалась.

Авестийский язык. Это язык одного из восточных регионов Ирана. «Авеста», священная книга зороастрийцев, - единственный письменный источник, сохранившийся на этом языке. По своим грамматическим особенностям сей язык подразделяется на два диалекта: «древний говор» и «новый говор». «Древним » называют говор (диалект), на котором в начале 1 тысячелетия до н.э. были написаны «Веды» Заратустры, древнейшая часть «Авесты». А говор, на котором с VI в. до н.э. по III в. н.э. написаны остальные части «Авесты», относятся к «новому». «Авеста», сохранившаяся (в текстах) до наших времен, составляет примерно треть части «Авесты» времен Сасанидов. В это время «Авеста» состояла из 21 книги. Для переписания текстов «Авесты» использовался специальный алфавит, составленный на основе пехлевийской клинописи.

СРЕДНЕПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК В 331 году до н.э. ахеменидский царь Дарий был свергнут Александром Македонским. С этого момента начинается новый этап развития персидского языка, продолжавшийся до 868 года н.э., до вступления на престол Саффаридского эмира Якуба Лейса. Официальным придворным и государственным языком этого эмира был фарси-дари. Персидский язык, который берет начало от эпохи Александра Македонского, принято называть среднеперсидским.

В этот период авестийский язык, будучи мертвым, использовался только в религиозных кругах зороастрийцев. Официальные языки Ахеменидского государства - древнеперсидский, аккадский, иламский и арамейский - отодвигаются на второй план. Государственным языком на покоренной греками обширной иранской территории отныне становится греческий язык.

Иранские языки этого периода, следы которых сохранились в письменных источниках, подразделяются на две группы:

1. Восточная среднеперсидская группа. Она включает в себя бактрийский, хотанский, согдийский и хорезмийский языки. На этих языках говорили в Восточном Иране, т.е. в Бактрии, Хотане и Харезме.

2. Западная среднеперсидская группа. К этой группе относятся пехлевийкий язык аршакидов и среднеперсидский язык.

3) Пехлевийский язык аршакидов принято называть языком региона Пехле, включающий в себя Хорасан, Мазендаран и часть территории современной Туркмении.

Сохранились лишь некоторые письменные источники на этом языке. Пехлевийский язык аршакидов в первые века после распространения ислама постепенно вышел из употребления, уступив свое место фарси. Памятники этого языка сохранились на 3 письменностях и в 3 формах:

а) Памятники, сохранившиеся на письменности пехлеви-аршакидской.

б) Памятники с использоваинем среднеперсидской графики.

в) Памятники, написанные с использованием монихейской книжной графики.

Среднеперсидский язык является логическим продолжением древнеперсидского, который еще называли «сасанидский пехлеви».

Сохранились четыре группы памятников этого языка, с использованием 4 различных алфавитов:

а) Надписи шахов и знаменитых личностей. Они написаны с использованием особой графики, которую принято называть «графикой надписей». В большинстве случаев эти надписи сопровождались переводами на аршакидский пехлеви и греческие языки.

б) Пехлевийские Псалмы. Иранские христиане перевели с других языков на средне-персидский ряд книг религиозного содержания. Из всех этих книг сохранилась только часть - «Псалмы», переведенная на среднеперсидский язык; она обнаружена в Турфане на западе Китая. Алфавит, на котором были написаны «Псалмы», стал называться «алфавитом псалмов», а язык этой письменности -«христианским среднеперсидским».

в) Зороастрийские письмена. Эти письмена, сохранившиеся до наших дней, подразделяются на 4 группы: переводы и комментарии «Асвеста» на среднеперсидском языке, которые называются «Зенд»; религиозные тексты на среднеперсидском; пехлевийские афоризмы и другие, нерелигиозного характера тексты, их принято называть «зороастрийским среднеперсидским», а графику, на которой написаны эти тексты, - «книжным алфавитом».

ПАЗЕНД

                Сознавая языковые, морфологичекие и понятийные трудности, связанные с использованием различных письменностей, зороастрийские ученые свои произведения стали пререводить на авестийскую графику. А пехлевийские тексты, преведенные на авестийскую графику, получили название «Пазенд».

Кроме того, все книги Мани (иранский художник и религиозный деятель III века н.э.) и манихеев (его последователей) были написаны с использованием графики, составленной на основе палмирской, и на языке, который называют «турфанским среднеперсидским» (по имени места находки) или «манихейским среднеперсидским» (в связи с содержанием книг).

ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК В НОВЫЙ ПЕРИОД В период после падения империи Сасанидов (с 652 года) до образования государства Саффаридов (865 год) научным языком у зороастрийцев был зороастрийский среднеперсидский, у манихеев - манихейский среднеперсидский, а у иранцев-мусульман - арабский.

Известно также , что Саффаридский правитель Якуб Лейс (865 - 876 гг.), образовавший независимое государство в Систане, объявил фарси-дари официальным языком Ирана. Этот язык имел статус официального и во времена правления династии Саманидов (903-999 гг.) в Бухаре. А после образования государства Газневидов (962 -1040 гг.) с центром в городе Газна и покорения Индии Султаном Махмудом начался многовековой процесс проникновения фарси-дари и на полуостров Индостан. А когда Захируддин Бабур в 1528 году захватил город Лахор и образовал индийскую империю Великих Моголов, просуществовшую до 1859 года, он официальным языком своей империи выбрал фарси-дари. Под непосредственным влиянием фарси-дари в Индии формировался язык «урду», ныне официальный язык Пакистана.

С образованием государства Сельджукидов (1037 - 1157 гг.) начался период расцвета персидского языка в Малой Азии, а в эпоху правления Османской династии (1300-1924 гг.) многие правители этого государства, например, Султан-Махмуд Победитель и Султан Салим I, предпочитали писать свои стихи на персидском языке.

Наряду с большим количеством арабских слов, которые проникли в персидский язык после нашествия арабов, во времена правления Газневидов и Сельджукидов, наблюдалось заимствование персидским языком и некоторых тюркских терминов.

Интересно, что в эпоху правления Сефевидов (1502-1736 гг.), в Иране, в отличие от Индии, не придавали должное значение языку фарси-дари. В целом в эпоху Сефевидов, Афшаров (1736-1796 гг.) и Каджаров (1796-1924 гг.) в Иране наблюдается процесс распространения исключительно тюркского языка. Кроме того, из-за связей Каджарских правителей с французами и другими европейцами в персидский проникли новые термины из европейских языков и глав¬ным образом из французского.

Связи между иранцами и персоязычными жителями Средней Азии в эпоху Сафавидов из-за распрей и вражды между Сефевидами-шиитами и Шейбанидами-суннитами (правителями Средней Азии) стали редкими, а с образованием Советсткого Союза (в 1922 году) и вовсе прекратились.

После распада Советского Союза исторические связи Ирана с народами Средней Азии (особенно персоязычными) возобновились.

Сегодня персидский язык, являясь носителем великих литературных и научных традиций, служит укреплению дружественных связей между народами.

_________________________________

 

Итак что же получается. Кстати из текста ничего не вынул и не добавил. Только выделил красным и подчеркнул.

1. Первое о чём говорит автор, так это о том, что невозможно однозначно сказать, когда возник персидский язык и литература. Но мы ему поможем, опираясь на его же текст. А именно то, что когда возник нынешний, так называемый персидский язык, можно сказать абсолютно точно, а именно в 865-868 годах. Именно тогда Саффаридский правитель Якуб Лейс (865 - 876 гг.), образовавший независимое государство в Систане, объявил фарси-дари официальным языком Ирана. Этот язык имел статус официального и во времена правления династии Саманидов (903-999 гг.) в Бухаре. То есть язык фарси-дари возник как бы ниоткуда. Его никогда не было у "персов". Они на нём никогда не говорили. Его сделали "персидским" административным путём, решением главы государства который говорил на фарси-дари.

2. Автор сам говорит, что "что касается современного персидского языка, то период его развития начинается с IX века н.э.". понимаете? Только с IX века н.э.

3. далее он отмечает, что фарси-дари, в течение тысячи двести лет своей истории с точки зрения грамматики, значительным изменениям не подвергался, но каждая эпоха обогащала фарси-дари появились новые слова.. чаще всего они были заимствованы из пришлых языков: арабского, монгольского, тюркского, европейских языков.

4. Только начиная с IX века, когда фарси-дари стал официальным и литературным, языком до нас дошли первые образцы стихов и другие тексты на этом языке. Поэтические традиции также были заложены только в IX веке н.э.

5. Сам фарси-дари также менялся постепенно сменяя хорасанский литературный стиль «иракским».

6. Не хватит, что стили поменялись ещё и добавилось влияние арабского языка, да к тому к которому затем добавились еще и монгольские и тюркские слова и выражения. Но что остаётся тогда от самого фарси-дари? Он значительно меняется. Но вот что важно, так это то, что речь то идёт только о фарси-дари IX века. И не более того. К тому же к нему ещё добавляется ещё и индийский стиль.

7. Автор отмечает, что сегодня всему миру известно, что персидский язык, персидская литература имеет весьма длительный период эволюции. То есть опять же фарси-дари начало которому было положено лишь в IX веке н.э.

8. Далее автор перечисляет все так называемые "древнеперсидские и среднеперсидские" языки, при этом отмечая, что все они были самостоятельными языками. Так если это так, то какое к ним имеет отношение фарси-дари?

9. Автор отмечает, что среднеперсидский язык является логическим продолжением древнеперсидского, который еще называли «сасанидский пехлеви». Но опять же зададимся вопросом, а фарси-дари можно так же обозначить? Разве мы можем заявить, что типа фарси-дари был логическим продолжением древнеперсидского или среднеперсидского языков, если при этом они все были самостоятельными языками, а сам фарси-дари возник ниоткуда сразу с IX века? При этом сам автор такого не заявляет. и это не удивительно так как фарси-дари не имеет отношения ни к среднеперсидскому, ни тем более, к древнеперсидскому языкам.

10. В заключении автор не желая видимо того приоткрывает нам тайну происхождения фарси-дари. Ведь нам же интересно откуда же взялся этот язык, который ввиду развала Парфянской и Сасанидской империй был административным методом введён Саффаридским правителем Якуб Лейсом (865 - 876 гг.), образовавший независимое государство в Систане, объявил фарси-дари официальным языком Ирана. Этот язык имел статус официального и во времена правления династии Саманидов (903-999 гг.) в Бухаре. А после образования государства Газневидов (962 -1040 гг.) с центром в городе Газна и покорения Индии Султаном Махмудом начался многовековой процесс проникновения фарси-дари и на полуостров Индостан. А когда Захируддин Бабур в 1528 году захватил город Лахор и образовал индийскую империю Великих Моголов, просуществовшую до 1859 года, он официальным языком своей империи выбрал фарси-дари. Под непосредственным влиянием фарси-дари в Индии формировался язык «урду», ныне официальный язык Пакистана.

То есть что получается? Оказывается и династия Саффаридов и государство которое они создали тяготело к Афганистану, Пакистану и даже Индии. Язык фарси-дари именно близок к языкам именно того региона которое объединили саффариды, а именно к Афганистану и Пакистану. Какой же народ объединяет в себе и Афганистан и Пакистан до сих пор? Конечно же афганцы, а точнее пуштуны. Именно поэтому Саффариды - это династия из истории Афганистана. Это пуштунская династия и их язык фарси-дари тесно связанный с языком пушту и белуджскому. Это близкородственные языки.

Вот карта этого эмирата

А вот карта государства Саманидов

_____________________________________

Итак можно сделать следующие выводы.

                Нынешний персидский фарси-дари, как самый древний из всех афганских языков, не имеет прямой связи с древнеперсидским и среднеперсидским языками, которые имеют прямое отношение только к армяно-парфянам (сакам, дахам и т.д.), но это не значит, что не было влияния. Но ещё большее влияние было со стороны индийских языков со времён Ашоки. В результате языковой гибритизации и образовался фарси-дари. С одной стороны армяно-парфянский и их предок мидийско-ахеменидский, а с другой стороны индийский (здесь я не конкретизирую какой именно "индийский", это уже другая тем). Поэтому в фарси-дари есть малая доля армяно-парфянских слов, но большая доля афганских слов. Здесь к афганским народам надо отнести нынешних персов со своим фарси-дари, пуштунов и курдов с таджиками). Именно от этого условно единого этноса афганцев появились нынешние или новые персы, таджики, курды и наконец пуштуны. Никакого прямого отношения они к армяно-парфянской цивилизации они не имели. Ибо они сами образовались в результате гибритизации той части армяно-парфян, которые граничили с Индией и индийскими народами. В результате этой приграничной гибритизации образовались афганские народы.

Итак, надо прямо сказать, что древнеперсидский и среднеперсидский языки относятся исключительно к истории Армении и Парфии, и надо их называть более точно как древнеармянский и среднеармянский языки. Новоперсидский фарси-дари надо называть одним из афганских языков. Или просто афганский язык. Нынешние персы должны знать, что они говорят на афганском языке, а не на персидском, ибо древнеперсидский и среднеперсидский языки это языки армяно-парфянской конфедерации народов и племён. Условно её можно обозначить как хурритскую. Кстати из истории мы знаем, что индийское влияние было столь велико, что даже армянское государство Митании было армяно-индийским. Связи Армении и Парфии с Индией очень глубоки. Доходят аж до времён государства Митании (XVI-XIII вв. до н. э.).

 

                Кстати читатель может задать вопрос, а как же с древними персами? Ведь в древних источниках указаны "персы". А очень просто. Название - да, но не национальная идентификация по современной шкале наций. А именно, древние персы - это по сути один из армянских народов, армяне, парфяне и мидийцы (древние персы) - это и есть единый народ древности. Не случайно же и то, что армяно-византийский самодержец Василий, происходивший из Македонии, а родом бывший из племени армянских Аршакидов, придерживался древнего закона Аршака. по которому править парфянами, армянами и даже мидийцами могут лишь люди из рода Аршака или его потомков. Вот информация к сведению из первоисточника http://www.vostlit.info/Texts/rus5/T...rametext51.htm

Поэтому нынешние персы (во всяком случае по языку) никакого прямого отношения к ним не имеют, ибо они сами есть продукт армяно-индийской гибритизации, и язык нам помогает высветить этот секрет происхождения "новых персов". Путаница возникла из-за учёного сообщества. Ибо когда "новым персам" давали имя "персы". Историки обозначили один из западно-афганских народов "персами". А почему? Потому что они осели на землях "Парса" у берегов Персидского залива. То есть чтобы понять эту логику давайте обратимся к современным азербайджанцам. Историки обозначили народ, который оказался на землях армянских азери как Азербайджан, но северные азербайджанцы, которые были кавказскими татарами (ввиду языковой тюркизации народов Кавказа) и сборной солянкой разных кавказских народов к народу азери не имел отношения. Но историки их обозначили как азербайджанцы. А нынешние азербайджанцы Ирана-Атрпатакана, имея отношение к древнеармянскому народу азери тюркизировались. Эту путаницу вносили вносят историки и частично политики. Как назовёшь, так и поедешь. От названия также формируются народы. И этого тоже не надо забывать.

______________________________

 

Таким образом "древние персы" - это нынешние армяне, а нынешние персы - это афганцы (по языку). А следовательно более позднее племенное образование.

А вот и империя, которую армяне (древние персы) создали, а именно Кир Великий Ахеменид и Тигран I Хайкид. Империя просуществовала с 550 до н. э. до 330 до н. э. Когда Искандер Гнуни разгромил Дареха.

 

Но если древние персы - это современные армяне, то почему армян называют армянами (почему нынешних персов называют персами я уже сказал). Нынешних армян называют армянами, не только и не столько из-за бахистунской надписи как таковой. А потому, что тот народ, который был предком нынешних армян был очень многочисленным. На карте видно какие огромные границы - от Балкан до Индии. Так вот, обратите внимание, что та часть территории которую мы называем Арменией была всего навсего провинцией Ахеменидской империи. Соответственно та малая часть этого единого народа (можем пока условно обозначить их ариями), которая обитала в этой провинции и стала называться армянами. Вот почему армяне под этим названием появляются в истории лишь в VI веке до н.э. Но это не значит, что сам народ не существовал до этого. То есть проблема в том, кого и как называть. В это название вклад внесли и греки, которые в силу своих активных действий в Малой Азии, оказались у границ этой провинции Ахеменидской Империи. Колонизация греками Малой Азии началась ещё при Гомере в его Илиаде отображена эта битва народов греческой группы и народов Малой Азии (то есть ариев).

Короче, что же получается? А вот что, после развала Аратты (VII-II тыс. до н. э.) во 2-ом тысячелетии до н.э., чему способствовала ассирийская империя, аратты будущие хурриты расселяются по всей территории на которой впоследствии аратты (они же хурриты, они же арии) создадут империю, которая будет собирать все родственные народы этой группы распылённые Ассирией. Это государство назовут Мидией 670 до н. э. — 550 до н. э. Которое отомстит за Урарту и уничтожит Ассирию.

Обратите внимание на штандарты Мидии и Ахеменидской империи. Они одинаковые.

Можно сравнить здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%...B4%D0%BE%D0%B2 и здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%...B4%D0%B8%D1%8F

Затем они объединяются между собой Урарту и Мидия и уничтожают Ассирию. Причем затем они начнут уже между собой войну условно обозначим "гражданской". Обессилят друг друга, с уничтожением Урарту. Но Мидия не была чужой страной. Эта страна, как и Ахеменидская Империя, как первая в истории империя объединяла в себе те земли в которых обосновались аратты, которые после их разгрома Ассирией распыляются по всему миру создавая там свои отдельные государства. Именно поэтому Армения под таким названием появляется только в VI веке до н.э. Армения на вавилонской клинописной табличке 6 века до н. э., изображенная как одна из нескольких соседних стран. (на фото табличка и расшифровка). Эта карта считается одной из первых географических карт. 

               

Таким образом видя эту междоусобицу Ахемен, а затем Кир и Тигран I сделали невозможное, они объединили все земли на которых оказались аратты (хурриты, духовное наименование ариев), после развала их государства в Малой Азии во II-ом тыс. до н.э. и создают первую в истории империю. Проще говоря после развала Аратты, арии распыляются и каждое племя создаёт своё государство. Дабы покончить с "удельными княжествами", Кир Великий и Тигран I задумывают создать империю, объединив все государства-княжества в одну империю. Технология родственна процессу образования славян и Российской империи. Технология та же. Конечно как и с Российской империей в состав входили далеко не только арии (аратты, или хурриты), но и разного рода индийские племена, которых арии окончательно загнали в границы современного Пакистана и Индии. И вот на их границе в результате гибритизации со времён Ашоки со временем образовались современные афганские народы со своими диалектами, от которых образовались такие языки как "фарси-дари" (самый древний из всех афганских языков). А также пушту, таджикский, курдский и наконец белуджский.

А их общий праязык фарси-дари стал государственным только к IX веку н.э. о чём выше уже было сказано.

Ашока Великий (санскр. अशोक, Aśoka IAST, «[рождённый] безболи») —правительимперииМауриевс 273 дон. э. по 232 дон. э. ПослерядавоенныхуспеховАшокаподчинилсебезначительнуючастьЮжнойАзииотсовременногоАфганистанадоБенгалии и далее на юг до Майсура. Ашока известен распространением буддизма, и со времён его правления осталось немало исторических памятников.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%...BE%D0%BA%D0%B0

 

А вот и отрывки из Бахистунской надписи. Обратите на "армянские" имена Дадаршиш, Араха и т.д.

Цитата о сражениях в Армении из самой надписи:

29—37. Говорит Дарий-царь: армянина по имени Дадаршиш, моего раба, я отправил в Армению. Я так сказал ему: ”Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим”. После этого Дадаршиш отправился. Когда он прибыл в Армению, мятежники собрались [и] пошли, чтобы дать сражение Дадаршишу. В местности Зузахия в Армении они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 8-й день месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано сражение.

37—42. Говорит Дарий-царь: второй раз мятежники собрались и пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. Они дали бой у крепости Тигра в Армении. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 18-й день месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано сражение.

42—49. Говорит Дарий-царь: в третий раз мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. У крепости Уяма в Армении они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 9-й день месяца тайграчиш (июнь 521 г.) было дано ими сражение. После этого Дадаршиш ждал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.

49—57. Говорит Дарий-царь: затем я отправил в Армению перса по имени Ваумиса, моего раба, и сказал ему: ”Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим”. После этого Ваумиса отправился. Когда он достиг Армении, мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться с Ваумисой. В области Изала, в Ассирии, они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 15-й день месяца анамака (декабрь 522 г.] дано было ими сражение.

57—63. Говорит Дарий-царь: второй раз мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться против Ваумисы. В области Аутиара, в Армении, они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. Месяц туравахара кончился [июнь 521 г.], когда ими было устроено сражение. После этого Ваумиса ожидал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.

Примечательны события ноября 521 года до н. э, когда восстание в Вавилоне поднял некто Араха, армянин (об этом рассказывается в конце 3его столбца):

76—83. Говорит Дарий-царь: пока я был в Персии и Мидии, вавилоняне восстали против меня второй раз. Человек по имени Араха, армянин, сын Халдита, восстал в Вавилоне. Из области Дубала он так обманывал народ: ”Я — Навуходоносор, сын Набонида”. Тогда вавилонский народ поднял мятеж против меня [и] перешёл на сторону того Арахи. Он захватил Вавилон и стал царём в Вавилоне.

83—92. Говорит Дарий-царь: я послал войско в Вавилон. Перса по имени Виндафарна, моего раба, сделал начальником их [и] так сказал им: ”Идите, разбейте войско вавилонское, которое не называет себя моим”. Затем Виндафарна направился с войском в Вавилон. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды Виндафарна разбил вавилонян и привёл их связанными. В 22-й день месяца варказана [ноябрь 521 г.] он захватил Араху, который называл себя Навуходоносором, и людей, которые были его виднейшими последователями. Я приказал посадить в Вавилоне на кол Араху и людей, которые были его виднейшими последователями.

4 столбец

1—2. Говорит Дарий-царь: вот что мною сделано в Вавилоне.

2—31. Говорит Дарий-царь: вот что я совершил в течение одного и того же года, после того как я стал царём. Я дал девятнадцать сражений. Милостью Аурамазды я их [мятежников] разбил и захватил в плен девять царей. Один был маг Гаумата. Он обманывал, говорил так: ”Я — Бардия, сын Кира”. Он сделал мятежной Персию. Один — Ассина, эламитянин; он обманывал, говорил так: ”Я — царь в Эламе”. Он сделал мятежным Элам. Один — Пидинту-Бел, вавилонянин; он обманывал, говорил так: ”Я — Навуходоносор, сын Набонида”. Он возмутил Вавилон. Один — Мартия, перс; он обманывал, так говорил: ”Я — Хшатрита из рода Киаксара”. Он возмутил Мидию. Один — Чиссатахма, сагартиец; он обманывал, так говорил: ”Я — царь в Асагарте, из рода Киаксара”. Он возмутил Асагарту. Один — Фрада маргуанец; он обманывал, так говорил: ”Я — царь в Маргу”. Он возмутил Маргу. Один — Вахьяздата, перс; он обманывал, говорил так: ”Я — Бардия, сын Кира”. Он возмутил Персию. Один — Араха, армянин; он обманывал, говорил так: ”Я — Навуходоносор, сын Набонида”. Он возмутил Вавилон.

31—32. Говорит Дарий-царь: этих девять царей я захватил в плен в тех битвах.

33—36. Говорит Дарий-царь: страны эти, которые стали мятежными, — ложь сделала их мятежными. Они [мятежники] народ обманывали. Затем Аурамазда предал их в мои руки. Я поступил с ними так, как мне хотелось.

Далее Дарий рассказывает о том, как "наводил порядок" в Империи и как распорядился с побежденными и не упускает случая похвастаться :)

43—45. Говорит Дарий-царь: я обращаюсь к Аурамазде, что это — истинно, а не ложно, что я сделал в течение одного и того же года.

45—50. Говорит Дарий-царь: милостью Аурамазды мною и многое другое сделано, что не написано в этой надписи. Не написано, чтобы тому, кто будет впоследствии читать эту надпись, не показалось, что мною сделано [слишком] много, и [он] не поверит, а сочтёт за ложь.

50—52. Говорит Дарий-царь: те, кто прежде были царями, [в течение всей их жизни] не сделали столько, сколько мною сделано течение одного и того же года.

Короче вся эта перипетия мне напоминает конфликты между славянами поляками и русскими, между Польшей и её разделами, и Россией и Германией. Где Польша - это Армения, Россия - это Ахеменидская империя, а Германия - это Греция. Удивительно, но геополитические законы везде и во все времена одни и те же.

Таким образом можно ещё раз отметить, что древние армяне, мидийцы, персы, а затем и парфяне - это по сути один народ ариев, потомков государства Аратта (VII-II тыс. до н.э.).

 

 

maxpark.com

Расовый тип древних персов: ru_iran

нтересный вопрос - а как выглядели персы времен Ахеменидов, создавшие огромную империю от берегов Инда и Сырдарьи до Нила и Дуная? Поскольку известно, что сами персы называли себя "арийцами", многие делают простой и, казалось бы, логичный вывод о том, что древние персы имели вполне "нордическую" внешность. И заносят их в список примеров того, как лишь благодаря "нордическим людям" создаются великие культуры и государства.

Расовый идеолог нацистов Ганс Гюнтер так прямо и заявлял в книге "Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев" (Мюнхен, 1934 год):

"Культура древних персов – особенно хороший пример происхождения народа и его веры из духа нордической расы".

"Во времена походов Александра Македонского ядро персов было преимущественно нордическим".

Источник: Гюнтер Ганс Ф. К. Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев // Гюнтер Ганс Ф. К. Избранные работы по расологии. М.: Белые Альвы, 2005.

Находит ли это подтверждение в изобразительном искусстве того времени?

Сохранились цветные изразцы, украшавшие стены дворца персидского царя Дария I (VI век до н.э.) в городе Сузы, на которых изображены воины персидской родовой гвардии. Много очень качественных фото этих израцов выложено на историческом сайте Livius.org:

Вот лица крупным планом:

Источник: http://www.livius.org/su-sz/susa/susa_soldiers.html

Ничего нордического, как видим, у персов (причем знатных персов) времен Ахеменидов нет - темная кожа, черные вьющиеся волосы, черные глаза. У разных фигур (всего на снимках их 8) у одних борода чернее, у других посветлее, но общий тип неизменен (хотя у одного из гвардейцев глаза голубые, но волосы черные и кожа темная). Тот же идеал красоты отображен на фигурах божественных крылатых львов:

Источник: http://www.livius.org/su-sz/susa/susa_soldiers.html

Головы божественных львов аналогичны по прическе облику персидских царей на каменных (нераскрашенных) барельефах Персеполя и Суз. Вот изображение Ксеркса:

Источник: http://www.trekearth.com/gallery/Middle_East/Iran/East/Fars/Shiraz/photo632690.htm

Нетрудно догадаться, какого цвета волосы подразумевались у персидского царя...

А персы в греческом искусстве? Вспомним знаменитую "Мозаику Александра" в Помпеях. Эта огромная мозаика на полу одного из богатых домов города была выполнена в I веке до н.э. по образцу не дошедшей до нас картины греческого художника Филоксена (около 317 года до н.э.), изображавшей битву Александра Македонского с Дарием при Иссе в 333 году до н.э. с описаний ее живых участников.

Вот мозаика целиком:

Источник: http://www.unisa.ac.za/default.asp?Cmd=ViewContent&ContentID=15932

А вот - лицо персидского царя Дария крупным планом

Источник: http://www.livius.org/a/1/iran/darius_face.jpg

Тоже - черные волосы, смуглая кожа (светлее, правда, чем на изразцах из Суз), черные глаза, вполне восточное лицо. Ничего даже близко "нордического".

Стоит признать, что тип персов времен Ахеменидов мало отличался от несколько более позднего, описанного в IV веке н.э. воевавшим с ними римлянином Аммианом Марцеллином:

"...они тонкого склада, с черноватой или бледно-желтого цвета кожей, взор у них козлоподобный, брови полукруглые и сросшиеся, бороды довольно благообразны, а волосы на голове длинные".

Источник: Аммиан Марцеллин. Римская история / Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб.: Алетейя, 1996. С. 300.

Интересно, что такое же описание давали современным им персам и энциклопедисты уже XIX века:

"...они изящны и стройны, отличаются благородной осанкой и широкой грудью; у большинства из них черты лица правильные, овал лица окаймлен черными вьющимися волосами... Глаза почти всегда черные за исключением разве жителей Фарсистана, большие и глубоко прорезанные; брови дугообразные, иногда сходятся вместе над переносьем... подбородок редко бывает слишком широким, у мужчин прячется под густой, шелковистой и волнистой бородой".

Источник: Реклю Элизе. Земля и люди. Всеобщая география: 12 т. в 10 кн. Кн. 5. Т. IX: Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / Перевод под редакцией С. П. Зыкова. СПб.: Общественная польза, 1899. Стлб. 190.

Здесь тоже отмечен реликт голубых глаз у фарсистанцев, но в целом тип описан почти дословно тот же, что говорит о постоянстве расового типа персов на протяжении многих тысяч лет.

Вывод: сохранившиеся памятники изобразительного искусства (прежде всего самих древних персов) не только не подтверждают их принадлежности к "нордическому" расовому типу, но и совершенно опровергают этот априорный тезис. Их принадлежность к "арийцам" означала принадлежность лишь к индоевропейской языковой группе.

ru-iran.livejournal.com