Архитектура древнего египта урок. Урок. Архитектура Древнего Египта. Храмовые комлексы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Урок «Архитектура Древнего Египта». Архитектура древнего египта урок


Урок. Архитектура Древнего Египта. Храмовые комлексы

Тема: Архитектура Древнего Египта. Храмовые комплексы.

Оборудование: компьютер, проектор мультимедийный.

Цели: создание педагогических условий для понимания особенностей архитектуры Древнего Египта, расширение и углубление знаний полученных ранее на уроках истории, вызвать у учащихся эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.

Ход урока:

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. План изучения темы.

    • Периодизация истории и культуры Древнего Египта.

    • Пирамиды.

    • Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре.

    • Долина царей.

    • Гробница Тутанхамона.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем несравнимыми памятниками искусства. Еще в V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот описал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший египетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И сегодня не ослабевает интерес к Египту.

Слайд 3, 4. Периодизация.

Древнеегипетское государство, расположенное в долине и дельте Нила, прошло несколько этапов своего развития. Вся история Древнего Египта охватывает: Преддинастический период, время правления 30 династий фараонов, разделенное на периоды, называемые царствами и Поздний период, закончившийся в 332 г. до н.э. завоеванием Египта Александром Македонским.

За этот длительный период на земле Египта были созданы величественные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплексы, раскинувшиеся на берегу Нила и вырубленные в скалах. Мы до сих пор пользуемся культурными достижениями древних египтян. Здесь были изобретены папирусные свитки, введена алфавитная система, заложены основы геометрии и медицины, впервые измерен объем полушария и найдена площадь круга, сутки были поделены на 24 часа, установлена роль кровеносной системы в организме человека.

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, который был обусловлен религиозно-мифологическими представлениями, в особенности вера в загробную жизнь и обожествление власти фараона и, конечно, вся жизнь египтян их культурная и хозяйственная деятельность были подчинены разливам Нила.

Мы начнем знакомство с искусством Древнего Египта с архитектуры. Подумайте: почему египтяне на свои жилища не тратили прочных материалов? (т.к. земная жизнь коротка вот и жилища временные, а храмы и гробницы строились на века).

Слайд 5. Архитектура. Пирамиды.

Более 40 веков на скалистом плоскогорье пустыни близ Каира стоят три безупречно правильные четырехгранные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.

Что вам известно о пирамидах? (ответы учащихся)

Дополнить ответы:

Пирамиды еще с древности относят к одному из чудес света. Их облицовка не сохранилась, саркофаги давно разграблены, но по-прежнему ничто и никто не может нарушить их величия. В строительстве этих памятников все продумано до мелочей: склоны пирамид точно ориентированы по частям света, угол наклона пола равен углу, под которым в древности египтяне могли видеть Полярную звезду, лезвие ножа не может пройти между кладкой камней, вес каждого из которых примерно в 2-2,5 тонны.

Нам известно имя архитектора пирамиды Хеопса.

Слайд 6

Это Имхотеп – один из высших сановников фараона. Он известен и как крупный ученый, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был и врачом, и астрономом, и магом, ему оказывали почести как божеству.

Слайд 7.

Так же тщательно было продумано и строительство храмовых комплексов в честь богов. Один из самых грандиозных и больших архитектурных комплексов это комплекс в Карнаке и Луксоре.

Слайд 8.

Рассмотрим это величественное сооружение. Слайд 9.

Главное святилище посвящено богу Амону-Ра. Этот ансамбль состоит более чем их сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов и обелисков.

Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона – башни в виде трапеции с высокими обелисками – составляли фасад здания. Далее от входа располагались широкие колонные залы, где стояли огромные статуи фараонов.

Слайд 10.

Долина Царей - это долина царских гробниц, затерянная среди скал неподалеку от древнего города Фивы. Долина Царей - впечатляющее место, выжженное солнцем пустыни, идеально подходящее для строительства обители вечного покоя фараонов. Даже в наше время Долина Царей окутана загадочной дымкой тайны.

История Долины Царей началась с неожиданного решения фараона Тутмоса Первого отделить свою гробницу от заупокойного храма и захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в тайном месте. Фараон и его придворный архитектор Ирени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, будет лучше защищена от грабителей, чем открытые взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы мертвых закладывались в удалении от самих гробниц.

В течение пяти веков такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. В известняковой скале прокладывались длинные и глубокие коридоры. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями. Зато декор и погребальные дары, к которым относились гимны, магические формулы из «Книги мертвых», фигурки божеств и биографии умерших, воспроизведенные в картинах, были весьма разнообразными.

Но несмотря на все старания строителей гробниц, покой Тутмоса Первого и других фараонов был недолгим. Известно множество фактов, связанных с расхищением гробниц, тайными кражами и ночными налетами при свете факелов. И речь идет не только о ворах, желающих завладеть драгоценностями, но и о преданных фанатиках. Полагая, что их господин в опасности, они переносили его мумию из одной гробницы в другую. Например, фараон Рамсес Третий был таким образом похоронен трижды!

Гробницы Долины Царей - это высочайшие образцы мирового искусства, они включены в число сокровищ всемирного наследия. Однако сейчас мумий в этих гробницах нет, все они выставлены в зале мумий Египетского музея в Каире. И лишь мумия фараона Тутанхамона хранится там, где она пролежала почти три с половиной тысячи лет.

В знаменитой Долине царей в Луксоре 64 гробницы, почти все - царские. Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III (№34), Аменхотепа II (Аменофиса II) (№ 35), Тутанхамона (№ 62), Хоремхеба (№ 57), Рамсеса I (№ 16), Сети I (№ 17), Меренптаха (№ 8), Рамсеса III (№ 11), Рамсеса VI (№ 9) и Рамсеса IX (№ 6).

Рассмотрим гробницу Тутанхамона.

Слайд 11. (Весь дальнейший рассказ учителя сопровождается показом картинок, для этого надо щелкать по слайду.)

ТУТАНХАМОН (правил примерно с 1361 по 1352 до н.э.), Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на дочери Эхнатона и Нефертити.

К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером 4 ноября 1922 г. в полной сохранности. Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Как лаконично высказался Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение". Главным деянием Тутанхамона был полный отказ от религии Эхнатона, возвращение Фивам статуса столицы и восстановление почитания Амона.

По каменному коридору лестница ведет в переднюю камеру гробницы. В расположенной за ней погребальной камере хранились четыре установленных друг в друга позолоченных деревянных сундука, а внутри их - каменный саркофаг с тремя саркофагами в форме мумий, из которых центральный был выполнен из литого золота и содержал собственно мумию фараона. Мумия все еще хранится здесь, за стеклянной витриной, но теперь уже в деревянном, хотя и богато украшенном саркофаге, помещенном в саркофаг из кварцита. Другие саркофаги выставлены в Египетском музее. На фресках погребальной камеры изображен ритуал захоронения фараона и требовавшиеся согласно ритуалу "отверзания уст" мумии наследником Тутанхомона Эйе.

Золотой саркофаг Тутанхамона – это один из шедевров ювелирного искусства всех времен. Высота саркофага составляет почти два метра, вес – двести килограмм золота. Он инкрустирован ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликом. Но что больше всего поразило Картера и членов его экспедиции, это лежавший среди золотого великолепия маленький веночек из сухих цветов - последнее трогательное прощание супруги юного фараона.

После аккуратнейшего извлечения мумии из саркофага ученые-медики установили, как выглядел Тутанхамон при жизни. Это удалось выяснить путем детального обследования его останков, в том числе и с помощью рентгена. Когда Тутанхамон умер, ему было не меньше восемнадцати, но не больше двадцати лет, что устанавливается по степени окостенения суставов. Тутанхамон был невысоким и худощавым. Его рост достигал 167-168 сантиметров. Череп у Тутанхамона широкий, с плоской и удлиненной макушкой и оттянутой назад затылочной частью - эта черта была свойственна всем членам семьи Эхнатона.

Выдвигалось также несколько гипотез смерти Тутанхамона. В их числе - удар острым или тупым предметом по голове, падение с колесницы, болезнь. Полученные около тридцати лет назад рентгеновские снимки стали сенсацией: на них ясно просматривалось отверстие в черепе фараона у самого его основания. Ученые немедленно заговорили о том, что Тутанхамона убили ударом по голове. Называли даже возможного убийцу – визиря Эйе, ставшего после смерти правителя его преемником. Однако исследования, проведенные с помощью компьютерной томографии январе 2005 года, опровергли эту версию. Египетские ученые сообщили, что Тутанхамон скончался от плохо излеченного перелома голени, осложненного инфекцией.

А совсем недавно появилась еще одна гипотеза. Итальянские ученые, входящие в состав международной группы по изучению наследия Древнего Египта, предположили, что смерть Тутанхамона была вызвана заражением крови, развившимся после удара мечом в колено. В правой коленной чашечке фараона были обнаружены остатки тончайшей золотой пластины, на которую нанесены символические изображения животных. Предположительно, этот фрагмент одеяния Тутанхамона попал в рану при мумификации правителя.

1. картинка Вход в гробницу.

2 и 3 картинка Погребальная камера.

4. картинка. Золотой саркофаг.

5. картинка Золотая маска мумии фараона.

6. картинка Лицо Тутмоса.

7. картинка Восстановленный с мумии портрет фараона.

А теперь после рассмотренных памятников архитектуры, давайте вернемся к заданию нашего урока: В чем особенности архитектуры Древнего Египта? Учащиеся высказывают свои версии, можно их записать в тетрадь как итог урока. На слайде 11 представлены самые основные особенности, но их, разумеется, может быть и больше.

Слайд 11.

Заключение урока. Анонс следующего урока: на следующем уроке мы рассмотрим скульптуру и живопись Древнего Египта.

infourok.ru

Урок "Архитектура Древнего Египта"

ДРЕВНИЙ Египет: архитектура

В древнем Египте искусство находилось на службе религии и обожествляемого Фараона, выражая идею незыблемости существующего правления. Это особенно ярко демонстрирует архитектура бывшая в Египте ведущим видом искусства.

Архитектуре подчинена и скульптура и живопись.

Дешевый рабский труд позволял воплощать сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения — гробницы и храмы, строившиеся на левом (западном) берегу Нила в скалах Ливийского предгорья и мрачном труднодоступном ущелье “Долины царей”.

Богатство разнопородных каменных ресурсов и отсутствие дерева определило монументальность архитектуры.

Гробница должна была обеспечить: неприкосновенность трупа и иметь помещение для статуи Ка и совершения заупокойных обрядов.

Примитивные могильные холмы сменялись аналогичной формы надгробиями из кирпича, а затем из камня.

Эти гробницы получили название мастабы от арабского “мастаба” — скамья.

Мастаба — гробница египетской знати, состоящая из 2-х частей:

1. Надземной в виде усеченной пирамиды, где были:

а) кладовые, куда ставилось все, что считалось нужным

умершему: запасы пищи, предметы быта, ушебти и т.п.;

б) помещение для статуи;

в) молельни для приношения жертв.

2. Подземной, где находилась камера, куда ставили саркофаг.

Царские гробницы были местом почитания умершего фараона, считавшегося духом-покровителем страны.

Именно в поисках создания возможно более впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, итогом чего было появление пирамиды. Пирамида — монументальное погребальное сооружение, имеющее соответствующую геометрическую форму (иногда также ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гигантские гробницы древнеегипетских фараонов 3—2-го тысячелетий до н. э. в Эль-Гизе, а также древнеамериканские постаменты храмов (в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Перу), связанные с космологическими культами.

Создателем первой, так называемой ступенчатой, пирамиды Джосера в Саккара был гениальный зодчий Имхотеп — мудрец, врач, астроном и архитектор, обожествляемый египтянами и греками. По преданию, он написал книгу “Основания храмов богам” и сбросил ее на землю с небес. Копии ее хранились в святая святых крупнейших храмов. Архитектура древних цивилизаций долгое время базировалась на заветах и наставлениях Имхотепа.

Ступенчатая пирамида Джосера (28 в. до н.э.) имеет высоту около 60 м (с 20-этажный дом), длина стороны — 120 м — больше длины футбольного поля.

Через 100 лет была построена еще более грандиозная усыпальница — пирамида Хеопса (приблизительно 2600 г.до н. э. Архитектор Хемиун). Самая большая в мире. Высота ее 147 м (выше 45-этажного дома, длина основания каждой грани — 230 м). Она сложена из блоков весом от 2,5 до 30 тонн. Их свыше 2 300 000 штук.

Снаружи пирамиду когда-то покрывали ярко белевшие на солнце плиты известняка.

В толще самой пирамиды не предусматривалось никаких помещений, кроме погребальной камеры.

К восточной части пирамиды всегда примыкал заупокойный храм, соединяющийся с ней крытым каменным проходом, поднятым над уровнем земли, с меньшим по размеру нижним пирамидным храмом у реки, служившим как бы преддверием погребального царского ансамбля.

infourok.ru

«Архитектура Древнего Египта».docx - Урок: «Архитектура Древнего Египта»( 5 ...

последовательно надстраивал ступень за ступенью. Так возникла первая ступенчатая пирамида. Её ступени как бы изображают символическую лестницу на небо, по которой царь поднимается к звездам. Пирамида была окружена огромными прямоугольными стенами. Длина стен составляла 547 м., ширина 278 м.»Атлас древних цивилизаций мира: «Гладкая пирамида – пирамида фараона Хеопса, которую называют великой пирамидой, занимает площадь в 52 тыс. м2, высота едва лине 150 м., пирамида эта сложена из примерно двух миллионов и 250 тысяч каменных блоков средним весом в две с половинной тонны каждый. Для возведения этой пирамиды потребовался 30 – летний труд около ста тысяч рабочих»Тайны древних цивилизаций А. Абрамов М. 2000 г. стр. 5: «Простите, простите, я точно знаю, что пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м. Площадь основания составляет 230 х 230 м. общий вес – 6400000 тонн. Подсчитано, что на ее сооружение пошло 2300000 каменных блоков, некоторые из которых весят более двух тонн. Если верить Геродоту, то пирамиду строили 20 лет при участии 100 тысяч. Правда, непонятно как такое огромное количество людей могло уместиться на строительной площади?»К сожалению, мы не знаем, кто построил Великую пирамиду, впрочем, не знаем, и когда она была построена.История древнего мира – учебник: «Как это не знаем, Величайшая пирамида построена около 2600 г. до н. э.»Тайны древних цивилизаций А. Абрамов М. 2000 г. с. 15: «А так ли это. Если учесть, что строительство шло не круглый год, а только 3 месяца, во время разлива Нила, когда приостанавливались с/х работы, а работали там крестьяне, то получается нечто несуразное. Строителям пришлось бы укладывать по 240 многотонных блоков в час. За 20 лет эту каменную гору возвести было невозможно. Известно, что Хеопс правил 23 года и вряд ли за этот срок он мог организовать это строительство. А в 1850 г. недалеко от Великой пирамиды была найдена каменная стена, которая хранится в Каирском музее. Надписи, выбитые на стеле, говорят о том, что Великая пирамида, сфинкс и другие сооружения в Тизе существовали задолго до воцарения в Египте Хеопса. Из надписи следовало, что Великая пирамида посвящена не Хеопсу, а богине Исиде»Книги: «Простите», «Ну как же так»Незнайка: «Что же это такое а? Как же мне быть? Как узнать правду?»Учитель: Минуточку, минуточку.Насчет размеров вы не забывайте, что это было очень давно, с течением времени из­задождя, ветра она стала на несколько метров ниже, этим и объясняются несоответствие в размерах. А в остальном вы же знаете, что наука с каждым годом происходят новые открытия об этом спорят ученые, а также не забывайте одни открытия сделаны позже другие раньше. Одни ученые поддерживают исторические труды, Геродота, а другие используют другие источники, например археологию. Поэтому мы будем поддерживать версию учебника, версию Геродота. А со временем, когда нибудь мы узнаем настоящую правду о сооружениях Гизе.Незнайка: И все же, я хочу знать в общем, как строились пирамиды, что в них было.«ТАЙНЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.»Каменные блоки заготовили в каменоломне, откалывали при помощи деревянных клиньев иводы, обтесывали и доставляли волоком на место строительства. Удивительно, но пирамида сложены без цемента, все блоки ничем не скреплены друг с другом, но подогнанытак тщательно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа.РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

znanio.ru

Лекция. Архитектура Древнего Египта

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Около 3000 года до н.э. было создано государство Египет, включавшее северный и южный районы долины реки Нил. Вначале существовало Ранее царство, примерно в 2800-2400 гг. до н.э. его сменило Древнее царство, затем в конце 3 тыс. до н.э., - Среднее царство и в XVI-XI веках до н.э. – Новое царство. Из различных архитектурных сооружений этого периода наибольший интерес представляют пирамиды, возведенные в годы Древнего царства, а также храмовые комплексы, построенные в эпоху Нового царства.

Для монументальных сооружений использовали различные горные породы. Довольно часто применялся асуанский гранит и турский известняк, добывавшийся около Мемфиса, а также песчаник, бальзат, профит, диорит. Из скал высекали квадры – каменные глыбы необходимого размера, и доставляли их к месту строительства. Кладка могла быть сухой, т.е. без раствора, или с раствором – из извести, глины и песка.

Для создания крупных жилых построек, гробниц и пирамид Среднего царства широко использовался кирпич-сырец размером 14*38*11 см. Для его изготовления ил, гальку и рубленую солому перемешивали, помещали в специальные деревянные формы и сушили на солнце.

Жилые дома простолюдинов возводили из плотных тростниковых или камышовых циновок, дверные проемы закрывали более тонкими циновками из соломы или травы. В более поздний период для строительства жилища стали использовать глину.

Древесины было мало – ее привозили из других стран и использовали в конструкциях перекрытий, для отделки апартаментов фараонов и придворной знати, а также для изготовления мебели.

При строительстве различных хозяйственных построек и складов делали сводчатые перекрытия. Часто сооружали ложные своды – безраспорные конструкции, при которых каждый последующий ряд камней нависал над предыдущим. Таким же способом строили и купольные конструкции.

1. Ступенчатая пирамида Джосера

Это один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. 

2. Храм Хатшепсут.

В пределах центральной части восточного Египта расположен древний Луксор, который окружен красивой и живописной долиной реки Нил. Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

3. Великие пирамиды Гизы.

Великие  Египетские Пирамиды Гизы — самые распознаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где Вы можете наслаждаться тремя огромными пирамидами, построенными тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. С ее 140 метрами в высоту Пирамида Хуфу — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире. 

4. Карнакские храмы Египта.

В Луксоре Вы можете столкнуться с другой исторической достопримечательностью, свидетельством древней архитектуры Египта. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Реки Нил и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости можем увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

5. Ломаная пирамида.

Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху.

6. Абу Симбел.

В самой южной области Египта и на западном берегу Озера Нассер расположен другой известный исторический памятник — храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов — настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй.

7. Храмы Луксора.

В непосредственной близости от Храмов Карнака в Луксоре расположен другой интересный памятник, чтобы посетить — Луксорский Храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму ограничена многочисленными сфинксами, которые обеспечивают уникальную атмосферу, позволяющую погрузиться полностью в прошлую эру. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

8. Розовая пирамида.

Розовая Пирамида смежна с Ломаной с севера. С высотой 104 метров над землей, это третья по величине египетская пирамида, но что более внушительно, так это её красноватый оттенок. Архитектура Древнего Египта сохранила один из своих самых выдающихся образцов и примеров благодаря этому величественному памятнику.

9. Долина царей.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревнимЛуксором, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной  многочисленных могил египетских фараонов периода между 16-ым — 11-м столетием до н.э. Вы можете наслаждаться известной гробницей Тутанхамона, так же как великими сидящими колоссами Мемнона и рядом других внушительных достопримечательностей. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.

10. Великий Сфинкс.

Великий Сфинкс представляет из себя сильной и величественный памятник перед комплексом Пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом между львом и человеком, и простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

infourok.ru

«Урок «Архитектура Древнего Египта» | Школьные файлы SchoolFiles.net

ДРЕВНИЙ Египет: архитектураВ древнем Египте искусство находилось на службе религии и обожествляемого Фараона, выражая идею незыблемости существующего правления. Это особенно ярко демонстрирует архитектура бывшая в Египте ведущим видом искусства.Архитектуре подчинена и скульптура и живопись.Дешевый рабский труд позволял воплощать сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения гробницы и храмы, строившиеся на левом (западном) берегу Нила в скалах Ливийского предгорья и мрачном труднодоступном ущелье “Долины царей”.Богатство разнопородных каменных ресурсов и отсутствие дерева определило монументальность архитектуры.Гробница должна была обеспечить: неприкосновенность трупа и иметь помещение для статуи Ка и совершения заупокойных обрядов.Примитивные могильные холмы сменялись аналогичной формы надгробиями из кирпича, а затем из камня.Эти гробницы получили название мастабы от арабского “мастаба” скамья.Мастаба гробница египетской знати, состоящая из 2-х частей:1. Надземной в виде усеченной пирамиды, где были:а) кладовые, куда ставилось все, что считалось нужнымумершему: запасы пищи, предметы быта, ушебти и т.п.;б) помещение для статуи;в) молельни для приношения жертв.2. Подземной, где находилась камера, куда ставили саркофаг.Царские гробницы были местом почитания умершего фараона, считавшегося духом-покровителем страны.Именно в поисках создания возможно более впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, итогом чего было появление пирамиды. Пирамида монументальное погребальное сооружение, имеющее соответствующую геометрическую форму (иногда также ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гигантские гробницы древнеегипетских фараонов 32-го тысячелетий до н. э. в Эль-Гизе, а также древнеамериканские постаменты храмов (в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Перу), связанные с космологическими культами.Создателем первой, так называемой ступенчатой, пирамиды Джосера в Саккара был гениальный зодчий Имхотеп мудрец, врач, астроном и архитектор, обожествляемый египтянами и греками. По преданию, он написал книгу “Основания храмов богам” и сбросил ее на землю с небес. Копии ее хранились в святая святых крупнейших храмов. Архитектура древних цивилизаций долгое время базировалась на заветах и наставлениях Имхотепа.Ступенчатая пирамида Джосера (28 в. до н.э.) имеет высоту около 60 м (с 20-этажный дом), длина стороны 120 м больше длины футбольного поля.Через 100 лет была построена еще более грандиозная усыпальница пирамида Хеопса (приблизительно 2600 г.до н. э. Архитектор Хемиун). Самая большая в мире. Высота ее 147 м (выше 45-этажного дома, длина основания каждой грани 230 м). Она сложена из блоков весом от 2,5 до 30 тонн. Их свыше 2 300 000 штук.Снаружи пирамиду когда-то покрывали ярко белевшие на солнце плиты известняка.

schoolfiles.net

Урок 3 архитектура древнего египта

Урок 3 архитектура древнего египта - страница №1/1

Урок 3 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса - растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.

Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм - только из камня.

Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880-2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб - узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью - узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего.

Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах - пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (XXVIII в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента. Первый – создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса. Второй момент – воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали (ранние образцы заупокойных сооружений имели трапециевидную форму небольшого размера и назывались «мастаба», что означало буквально «каменная скамья»). Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть «сына бога».

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (греческий вариант их имен), расположенные в местечке Гизе, неподалеку от нынешнего Каира (XVII в. до н.э.). Самая грандиозная пирамида Хеопса: ее высота – 146,6 м, длина стороны основания – 233 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому как египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамиды как архитектурного сооружения было соотношений массы и пространства: погребальная камера, в которой находился саркофаг с мумией, была очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон.

Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне назвали «отцом страха». Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина – 57 м, а высота – 20 м. Лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок – клафт с уреем – символом царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

Пирамида Хефрена в Гизе и Большой сфинкс. 28 в. до н.э.

Общая высота сфинкса – 19,8 метра, размер рта – 2,32 метра, размер уха – 1,97 метра. Между могучими лапами некогда стоял храм. Храмы.

В эпоху Среднего царства появляется новый тип заупокойного храма.

Первое новшество – изменение местности: храмы сооружаются не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

Второе – усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра прямая магистраль – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски – «иглы фараона» (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны (парные усеченные пирамиды) образовали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы (гигантские изваяния фараонов). Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал (колонный), а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не могли бы охватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне – видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы в отдельности, и в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию»: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

Новое царство. одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.). он возведен в той же долине рядом с храмом Ментухотепа. Хатшепсут воздавались все подобавшие фараонам мужские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Но и на осирийских статуях ясно видно: Хатшепсут – женщина, с лицом молодым и привлекательным.

Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.

Храм царицы Хатшепсут в Дейер эль-Бахри. Нач. XVв. До н.э.

Террасы соединялись между собой пандусами (наклонные площадки), а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей – все продумано, на всем лежит печать мысли гениального зодчего. Этим зодчим был приближенный царицы Сенмут. Его потаенная гробница находилась здесь же, под первой террасой храма.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами.

Но самое главное новшество – захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами). (серия слайдов)

Долина царей.

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Гробницам полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, архитекторы прибегали к хитростям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках, часто жрецы тайно переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекавшего на смерть каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, частично или полностью опустошенными.

Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.

В плане гробница проста и типична для гробниц XVIII династии: 16 каменных ступенек, ведущих вниз, за ними запертая и запечатанная печатями фараона дверь. Далее семиметровый ход, заваленный камнями, вторая запечатанная дверь. В конце лестницы короткий коридор заканчивается входом в прямоугольную камеру с небольшим боковым крылом. У входа в усыпальницу — две черные статуи с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами, жезлами и священными змеями на головах. Они, как часовые, охраняли тре­тью запечатанную дверь. Когда была разобрана часть кирпичной кладки, в свете фонаря замерцала массивная золотая стена — стена огромного ящика, в котором покоился саркофаг. Ящик весь, сверху донизу, был облицован листовым золотом с инкрустациями из синего фаянса. Внутри — второй ящик, в нем — третий. Все покрыты золотом, и каждый следующий красивее и роскошнее предыдущего. В третьем ящике находился саркофаг из желтого кварцита с крышкой из гранитной плиты, повторяющий очертания мумии. По четырем углам распростерли крылья богини-охранительницы. Археологи подняли лебедкой полуторатонную крышку, размотали слой просмоленных полотняных бинтов и увидели золотой скульптурный портрет фараона в виде бога Осириса. На груди изваяния — огромный венок из высохших цветов: прощальный дар вдовы — царицы Анхесенамон. Но это был лишь первый из гробов; всего их было четыре — второй и третий целиком из золота, последний, с мумией Тутанхамона, — деревянный. Голову и плечи мумии покрывала золотая маска, на каждом пальце — золотой наконечник. В слоях погребальных пелен было найдено невероятное количество драгоценных украшений, амулетов и всевозможных магических "фенечек". Между прочим, самой большой драгоценностью, не только по мнению археологов, но, по-видимому, и хоронивших Тутанхамона египтян, был небольшой амулет, сделанный из редчайшего по тем временам материала — железа. Это, кстати, один из древнейших железных предметов в Египте.

umotnas.ru

Урок 3 архитектура древнего египта

Урок 3 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса - растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.

Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм - только из камня.

Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880-2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб - узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью - узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего.

Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах - пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (XXVIII в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента. Первый – создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса. Второй момент – воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали (ранние образцы заупокойных сооружений имели трапециевидную форму небольшого размера и назывались «мастаба», что означало буквально «каменная скамья»). Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть «сына бога».

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (греческий вариант их имен), расположенные в местечке Гизе, неподалеку от нынешнего Каира (XVII в. до н.э.). Самая грандиозная пирамида Хеопса: ее высота – 146,6 м, длина стороны основания – 233 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому как египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамиды как архитектурного сооружения было соотношений массы и пространства: погребальная камера, в которой находился саркофаг с мумией, была очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон.

Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне назвали «отцом страха». Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина – 57 м, а высота – 20 м. Лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок – клафт с уреем – символом царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

Пирамида Хефрена в Гизе и Большой сфинкс. 28 в. до н.э.

Общая высота сфинкса – 19,8 метра, размер рта – 2,32 метра, размер уха – 1,97 метра. Между могучими лапами некогда стоял храм. Храмы.

В эпоху Среднего царства появляется новый тип заупокойного храма.

Первое новшество – изменение местности: храмы сооружаются не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

Второе – усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра прямая магистраль – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски – «иглы фараона» (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны (парные усеченные пирамиды) образовали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы (гигантские изваяния фараонов). Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал (колонный), а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не могли бы охватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне – видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы в отдельности, и в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию»: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

Новое царство. одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.). он возведен в той же долине рядом с храмом Ментухотепа. Хатшепсут воздавались все подобавшие фараонам мужские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Но и на осирийских статуях ясно видно: Хатшепсут – женщина, с лицом молодым и привлекательным.

Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.

Храм царицы Хатшепсут в Дейер эль-Бахри. Нач. XVв. До н.э.

Террасы соединялись между собой пандусами (наклонные площадки), а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей – все продумано, на всем лежит печать мысли гениального зодчего. Этим зодчим был приближенный царицы Сенмут. Его потаенная гробница находилась здесь же, под первой террасой храма.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами.

Но самое главное новшество – захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами). (серия слайдов)

Долина царей.

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Гробницам полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, архитекторы прибегали к хитростям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках, часто жрецы тайно переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекавшего на смерть каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, частично или полностью опустошенными.

Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.

В плане гробница проста и типична для гробниц XVIII династии: 16 каменных ступенек, ведущих вниз, за ними запертая и запечатанная печатями фараона дверь. Далее семиметровый ход, заваленный камнями, вторая запечатанная дверь. В конце лестницы короткий коридор заканчивается входом в прямоугольную камеру с небольшим боковым крылом. У входа в усыпальницу — две черные статуи с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами, жезлами и священными змеями на головах. Они, как часовые, охраняли тре­тью запечатанную дверь. Когда была разобрана часть кирпичной кладки, в свете фонаря замерцала массивная золотая стена — стена огромного ящика, в котором покоился саркофаг. Ящик весь, сверху донизу, был облицован листовым золотом с инкрустациями из синего фаянса. Внутри — второй ящик, в нем — третий. Все покрыты золотом, и каждый следующий красивее и роскошнее предыдущего. В третьем ящике находился саркофаг из желтого кварцита с крышкой из гранитной плиты, повторяющий очертания мумии. По четырем углам распростерли крылья богини-охранительницы. Археологи подняли лебедкой полуторатонную крышку, размотали слой просмоленных полотняных бинтов и увидели золотой скульптурный портрет фараона в виде бога Осириса. На груди изваяния — огромный венок из высохших цветов: прощальный дар вдовы — царицы Анхесенамон. Но это был лишь первый из гробов; всего их было четыре — второй и третий целиком из золота, последний, с мумией Тутанхамона, — деревянный. Голову и плечи мумии покрывала золотая маска, на каждом пальце — золотой наконечник. В слоях погребальных пелен было найдено невероятное количество драгоценных украшений, амулетов и всевозможных магических "фенечек". Между прочим, самой большой драгоценностью, не только по мнению археологов, но, по-видимому, и хоронивших Тутанхамона египтян, был небольшой амулет, сделанный из редчайшего по тем временам материала — железа. Это, кстати, один из древнейших железных предметов в Египте.

mognovse.ru