Древние люди в природе. §28. Как человек изменил Землю - Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) - 2013 год
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Человек и Природа в древнейшую эпоху. Древние люди в природе


§28. Как человек изменил Землю

1. Как влияли на природу Земли древние люди?Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.

2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?Плюсы: люди одомашнили некоторых животных, вывели от диких предков множество новых пород; вырастили новые сорта растений.Минусы: вырубка лесов, осушение болот, вспашка земель повлекли за собой необратимые изменения климата и природы в целом.

3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?Люди заселяли новые земли, но не относились к ним бережно. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?Эти вещества и изделия из них, попадая в окружающую среду, загрязняют ее, отравляют все живое. Оказываясь в почве, они не разрушаются тысячелетиями.

5. Чем опасны радиоактивные отходы?Излучение от них вызывает смертельные заболевания людей и животных, загрязняет все в природе.

6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.Это проблемы:• сохранения многообразия живого на планете;• уничтожения лесов;• опустынивания;• загрязнения различными видами отходов.

7. Рассмотрите рисунок на с. 137 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.Над Антарктидой

8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.Необходимо бороться не с последствиями, а с причинами проблем. Например, использовать альтернативные виды энергии (солнечную), повторно утилизировать отходы, сокращать выбросы в атмосферу, использовать экологичные виды топлива, развивать науку биоинженерию, которая поможет справиться со многими проблемами.

9. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?Не выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых, не разжигать костры.

10. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?Предотвращение кислотных дождей: поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.Борьба с озоновыми дырами: глобальная очистка атмосферы от фреонов или получение озона искусственно.Борьба с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы.

11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс.т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Это плохо сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно мы будем пить, а рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.

12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».План подготовки:• За:заводы позволяют утилизировать отходы быстрее, чем они бы разлагались в природе; снижение затрат на вывоз мусора и его хранение.• Против:сжигая их, в атмосферу попадают ядовитые вещества; требуется много энергии на сжигание мусора.

biogdz.ru

Человек и природа

  • Как человек использует живую и неживую природу?
  • Почему природу нужно охранять?

Воздействие человека на природу

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.

Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.

Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!

Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Воздействие человека на природу

Как сберечь природу?

Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. — за 10 лет; с 1950 г. — один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Поиск по сайту:

geography-ege.ru

Человек и Природа в древнейшую эпоху — Мегаобучалка

 

Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно. Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд.

Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.

Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира. Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.

В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные скотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.

Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.

 

• Инновации. Деньги

С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.

Впервые деньги в виде монет с установленной стоимостью были одновременно выпущены в Лидии (Малая Азия) и в Китае в VIII в. дон. э. Часто возникновение денег связывают с именем лидийского царя Крёза, который начал чеканить монеты стандартного веса и гарантированной стоимости из золота. В IV в. до н. э. получили распространение монеты из золота с изображением какой-либо фигуры на одной стороне и государственной символики на другой. На подвластных Риму территориях Европы, Африки и Малой Азии широкое хождение имели медные, серебряные и золотые монеты. Позже их стали копировать в сопредельных районах. В период раннего Средневековья монеты стали обычным средством платежа при заключении сделок. В Древней Руси золотые и серебряные монеты начали чеканить при Владимире I и Ярославе Мудром. Деньги стали служить в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Поговорка «Богат, как Крез» сохранилась до наших дней.

 

• Инновации. Колесо

Гениальным изобретением человечества является колесо. Идея колеса предположительно возникла из обычая перетаскивать тяжести при помощи подкладываемых под них древесных стволов. Древнейшие колеса представляли собой толстые круглые деревянные диски, неподвижно соединенные с осью, которая двигалась вместе с колесами. Первые модели колесной повозки из Месопотамии датируются IV тысячелетием до н. э. Изобретение ступицы позволило неподвижно соединить ось с кузовом повозки. В деревянном диске делались промежуточные сквозные выемки, что привело к появлению спиц. Позже в повозки начали впрягать животных, так появился гужевой транспорт, который во многих странах сохранял свое значение до второй половины XX в.

 

Большим шагом вперед стало создание «второй природы», изготовление различных искусственных материалов: стекла, фаянса, фарфора, бумаги.

Передвижение по воде люди осуществляли с помощью разнообразных плавательных средств. Умение строить корабли, управлять ими, пересекать значительные водные пространства стало непременным условием для расширения торговли, ведения успешных войн, развития цивилизации в целом. Отсутствие собственных удобных выходов к морям создавало большие трудности для развития экономики государств, ставило их в зависимость от прибрежных, морских сообществ.

 

• Имена. Аристотель

Аристотель (384–322 гг. до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. Известно выражение Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже» – как формула уважительного несогласия с иной точкой зрения. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель – основоположник формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон, и сам стиль научного мышления.

Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» (нус), разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека также как существо общественное («человек есть общественное животное»). Наилучшими формами государства называл монархию, аристократию, «политию» (умеренную демократию). Наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии – «очищение» духа (катарсис).

В 335 г. Аристотель основал Ликей (название гимнасии на окраине Афин) или перипатетическую школу (с греческого – «крытая галерея»). Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, т. к. в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики в основном стали заниматься истолкованием и комментированием Аристотеля. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIII вв. К этому времени аристотелизм приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Однако и в наши дни любой учебник по истории большинства наук начинается со ссылок на Аристотеля.

Свои наблюдения за природой, размышления по поводу разнообразных и часто опасных для жизни природных явлений люди стремились систематизировать, превратить в знаниям передать их потомкам. Вспомним о некоторых достижениях. Так, еще Фалес Милетский (624–547 гг. до н. э.) правильно предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, по тени определил высоту пирамид в Египте. Его ученик Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентирования по звездам. Ему же принадлежит и первая у греков географическая карта. Эмпедокл (490–430 гг.) создал теорию возникновения мира и эволюции живых существ, в соответствии с которой в результате сложного отбора из уродов, которыми была населена земля, появились наиболее разумные, целесообразные существа. В Древнем Риме получили развитие прикладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.

 

megaobuchalka.ru