Древние инструменты музыкальные. 15 музыкальных инструментов, на которых больше не играют
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыкальные инструменты разных народов мира. Древние инструменты музыкальные


15 музыкальных инструментов, на которых больше не играют

Музыка прошлых веков не транслируется современными радиостанциями, но живет в древних книгах и музеях. На них больше не играют, но кое-кто все еще помнит позабытые цивилизацией музыкальные инструменты.

Все мы знаем, как выглядят и звучат пианино, рояль, труба, скрипка гитара и барабан. А как выглядели и звучали их «бабушки» и «дедушки»? Воспроизвести звуки древнего оркестра мы не сможем, зато расскажем о старинных музыкальных инструментах.

1. Лира

лира

Еще в Древней Греции были созданы музыкальные инструменты, которые со временем приобрели классический облик и стали основой для создания новых современных видов. Лира – самый популярный музыкальный инструмент в эпоху развития Древнегреческого государства. Первые упоминания о лире датируются 1400г. до н. э. Этот инструмент всегда отождествляли с Аполлоном, так как первую лиру ему подарил Гермес. А звучала она, сопровождая красивые стихи. Сегодня на лире не играют, но термин «лирика» увековечил этот инструмент.

2. Кифара

кифара

По праву считается одним из первых струнных инструментов и является прямым потомком лиры. Музыкантов с кифарой в руках изображали на древних монетах, фресках, глиняных амфорах и картинах. Этот инструмент был очень популярным в Персии, Индии и в Риме. К сожалению, точно воспроизвести звучание кифары сегодня невозможно, но благодаря литературному описанию ее удалось реконструировать.

3. Цитра

цитра

Этот струнный щипковый музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. В России он появился во второй половине XIX века. Похожие инструменты встречались у народов Китая и Ближнего Востока.

4. Клавесин

клавесин

Щипковый клавишный музыкальный инструмент, который обрел огромную популярность в эпоху средневековья. Первые сведения о клавесине относятся к 1511 году. Уникальный инструмент итальянской работы 1521 года сохранился до наших дней. Внешне клавесины отделывались очень изящно. Их корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Однако к концу XVIII века на смену клавесину пришло фортепиано, он был вытеснен и совершенно забыт в XIX веке.

5. Клавикорд

клавикорд

Один из старейших струнных ударно-зажимных музыкальных инструментов. Внешне был очень похож на клавесин, но обладал более мощным звучанием. Клавикорд, созданный в 1543 году, сегодня находится в музее музыкальных инструментов в городе Лейпциг в Германии. Величайшие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали много произведений, специально написанных для клавикорда.

6. Фисгармония

фисгармония

Этот духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент был очень популярным в конце XIX века. В быту его называли «органом». Создателем фисгармонии является француз по фамилии Дебен, который получил патент на изготовление инструмента в 1840 году. Сегодня фисгармонию можно увидеть только в музеях.

7. Било

било

Старинный славянский ударный инструмент. Его изготовляли из железа, по которому били колотушкой. Било также исполнял роль церковного колокола и сигнального инструмента у старообрядцев.

8. Гудок

гудок

Основной инструмент русских скоморохов раннего Средневековья. Внешне был очень похож на скрипку и считался ее славянским прототипом. Гудок – деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами.

9. Колесная лира

колесная лира

Этот клавишный музыкальный инструмент появился в Центральной Европе в X-XI веках. Изначально для игры на колесной лире требовалось два человека, поскольку клавиши находились сверху. Один крутил ручку, а второй играл мелодию. Позже клавиши расположили снизу. В России первая колесная лира появилась в XVII веке. Люди, играющие на этом инсттрументе, исполняли духовные стихи и библейские притчи.

10. Кобза

кобза

Украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Считается, что кобза была привезена в Украину тюркскими племенами, но свой окончательный облик инструмент приобрел в этих землях. Образ кобзаря, который сопровождал свои песни-думы игрой на кобзе, увековечил в своем творчестве Т.Шевченко. Кобза была любимым инструментом украинских казаков и селян, однако после 1850 года была заменена бандурой.

11. Рейнстик

рейнстик

Флейта дождя – экзотический древний музыкальный инструмент, который использовали шаманы Южной и Северной Америки для управления дождевой стихией. Он прекрасно имитировал звук переливания воды или падающего дождя. Ранее служил культовым инструментом в древних обрядах местных аборигенов. Сегодня рейнстик выступает в качестве оберега жилья от зависти и злобы.

12. Калимба

калимба

Древнейший музыкальный инструмент Африканских племен. Сегодня в некоторых частях Центральной и Южно Африки его используют при проведении традиционных обрядов. Калимбу называют «африканским ручным фортепиано».

13. Серпент

Серпент

Этот инструмент был известен в XVI в. еще под одним названием – цинк, тот самый «прадедушка» духовых инструментов. Придумал его француз Эдм Гийом. Серпент – это изогнутая трубка, по виду очень напоминающая змею. Изготовляли инструмент из дерева или кости, покрывая основу выделанной кожей. Иногда наконечник серпента делали в виде головы рептилии.

14. Роговой оркестр

Роговой оркестр

В 1752 г. в Санкт-Петербурге изобрели инструмент, заменяющий целый оркестр, который состоял из 40-80 охотничьих рогов, каждый из которых тщательно обрабатывали и настраивали на свой уникальный звук. Понятно, что размеры тут имели значение: самый большой рог звучал низко, а самый маленький издавал верхние ноты.

15. Ионика

ионика

Еще совсем недавно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью любого вокально-инструментального ансамбля. Ионика – товарный знак электромузыкальных инструментов, выпущенных в ГДР в 1959 году. В Советском Союзе термин «ионика» стал употребляться по отношению ко всем малогабаритным клавишным инструментам. Со временем его заменили транзисторными аппаратами, которые обладали большей надежностью.

 

womanadvice.ru

Музыкальные инструменты разных народов мира — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Виды музыкальных инструментов
  2. Мировая история музыкальных инструментов
  3. Инструменты разных народов мира
  4. Необычные музыкальные инструменты в мире

Музыкальные инструменты народов мира – это различные приспособления, помогающие человеку издавать различные звуки. Далее эти звуки складываются в музыкальное произведение, передающее слушателям эмоции, настроение, ощущения автора и исполнителя.

Виды музыкальных инструментов

Названия музыкальных инструментов народов мира, настолько разнообразны, что лишь по фото можно догадаться, что это за инструмент. Хотя далеко не всегда по одному внешнему виду даже опытный музыкант сможет определить, для извлечения каких звуков он предназначен. В науке же есть классификация музыкальных инструментов, называемая системой Хорнбостеля-Закса. К этим категориям относятся:

  • Клавишные инструменты начиная от классических пианино и роялей, и заканчивая латиноамериканским бандонеоном.
  • Струнные щипковые инструменты. Самый известный представитель вида – классическая гитара. Среди менее распространенных – домра, лютня и другие.
  • Струнные смычковые. Наибольшей популярностью пользуется скрипка.
  • Духовые. Имеют несколько разновидностей – медные, деревянные и язычковые.
  • Ударные инструменты.
  • Самозвучащие инструменты. В качестве источника звука здесь выступает материал, используемый в изготовлении определенного музыкального инструмента. В эту группу включают варганы, кастаньеты и другие инструменты.

Общее количество категорий, используемых в системе Хорнстобеля-Закса, достигает трехсот.

Практически в каждой стране существуют уникальные музыкальные инструменты, созданные на основе народных традиций и истории.

Мировая история музыкальных инструментов

Древнейшим из известных музыкальных инструментов является флейта. Старейшие флейты были обнаружены на стоянках 40-тысячелетней давности.

Считается, что наиболее последовательно музыка развивалась на территории Африки. Там появились первые музыкальные инструменты, и до сих пор элементы африканской музыки оказывают влияние на всю мировую культуру.

Со временем музыкальные инструменты древнего мира развивались. Около четырех тысяч лет назад появились песни, что подтверждается клинописной табличкой, найденной при раскопках в древнешумерском городе Ниппуре.

Древнегреческие музыканты уже пользовались такими музыкальными инструментами, как арфы, волынки, двойные трубы, появилась полифония. О музыке того времени известно достаточно много. Сохранились древние рисунки, изображающие музыкантов, тексты, подробно описывающие античную музыкальную технику.

Развитие музыкальных инструментов привело к появлению в средневековую эпоху профессиональных композиторов. В основном сочинялась духовная музыка, шуточные песни,  сатиры. Появились гусли, домры, позже уступившие место балалайкам и классическим семиструнным  гитарам.

Видео о необычных музыкальных инструментах мира

Инструменты разных народов мира

Большинство стран имеет свой национальный музыкальный инструмент.

Инструменты в постсоветских странах

Так, русским инструментом считается балалайка, появившаяся в 17-18 веке. Известно, что она существовала в 1715 году и использовалась на шуточной свадьбе по указу Петра Первого. Балалайка того времени имела удлиненный гриф, в несколько раз длиннее современного варианта, зауженный корпус и две или три струны.

В Молдавии и некоторых балканских странах национальным инструментом считается флуер, одна из разновидностей деревянной флейты. Флуер создается  из определенных ценных пород дерева. Изначально использовался пастухами, собирающими скот.

Бандура, национальный украинский инструмент, известна с 12 века. Исследователи считают, что она произошла от древнего музыкального инструмента – кобзы. Изначально бандура состояла из 7-8 струн, сегодня в академических инструментах насчитывается до 60.

Инструменты на Американском континенте

Национальный музыкальный инструмент Бразилии – агого, имеющий африканские корни. Он состоит из нескольких колокольчиков с разной тональностью. Колокольчики соединяются металлической ручкой. Иногда вместо колокольчиков с металлической ручкой используются распиленные орехи, насаженные на рукоятку из дерева. Это один из популярнейших инструментов народной бразильской музыки, использующийся, например, в карнавальной самбе.

Традиционным инструментом в США считается банджо, также имеющее африканские корни. Этот музыкальный инструмент попал в США в конце 18 века, будучи завезен рабами. Постепенно его переделывали, добавляли новые лады. Инструмент часто использовался в классических джазовых композициях.

Инструменты Азии и Африки

В середине 20-го века в Китае началось возрождение древней панфлейты. Древнейшие образцы этого инструмента датируются эпохой династии Шань и состоят из 12 стволов бамбука с обширным диапазоном звуков.

Народный африканский инструмент – кора, имеющая 21 струну. Каждый инструмент является уникальным: музыкант делает его самостоятельно. В традиционной игре используются техники фламенко и блюза.

В 12 веке появился индийский ситар. Изначально этот инструмент пришел в Индию из Таджикистана, постепенно заняв важное место в музыкальной культуре Индии.

Музыкальные инструменты разных народов мира создавались независимо друг от друга и по различным причинам. Например, индийский ситар появился, когда Индия испытывала значительное влияние мусульманства.

Необычные музыкальные инструменты в мире

Современные музыканты, изобретатели и профессиональные дизайнеры разрабатывают и выпускают необычные музыкальные инструменты мира. Некоторые инструменты существуют в единственном экземпляре, выпуск других поставлен на поток.

  • Одним из таких музыкальных инструментов является арфогитара, разработанная в начале 20 века американским изобретателем Бейтсом и созданная для показа на чикагской ярмарке.
  • Другим необычным инструментом является «длиннострунный инструмент» (long stringed instrument). Он состоит из множества натянутых струн длиной 21 метр. При этом корпус инструмента отсутствует. Для извлечения звука необходимо покрыть руку канифолью и провести по нужным струнам.
  • К нестандартным духовым инструментам относится, например, альпийский рожок. Изначально деревянный рожок использовался исключительно в Альпах, но постепенно распространился по другим горным системам Европы.
  • Один из самых необычных инструментов называется диджериду. Для создания этого инструмента необходима древесина эвкалипта, проеденная изнутри муравьями-термитами.  Визуально это – длинная деревянная труба.

  • Европейский аналог диджериду называется литуус. Это длинная (порядка 2,5 метра) древесная труба с роговым мундштуком и специальным расширением. Она пользовалась успехом в Древнем Риме, а несколько лет назад шотландские ученые воссоздали несколько экземпляров.
  • Ирландские музыканты разработали собственный вариант волынки и назвали его «иллианская волынка». Шотландская волынка – духовой инструмент, работающий, только когда в него дуют. В иллианской волынке существует специальный мешок, при накачивании которого в трубы подается воздух.
  • На севере Франции существует инструмент бомбарда. При игре на этом инструменте музыкант должен напрягать все силы, потому каждые несколько секунд необходима передышка. Принцип работы  этого устройства напоминает гобой, но бомбарда отличается очень громким звуком.
  • Колесная лира, имеющая корпус от обычной лютни с натянутым двойным набором струн. Изначально это был объемный инструмент, на котором необходимо было играть вдвоем. Со временем инструмент приобрел более компактные формы.
  • Тромбот – это смесь фагота и тромбона. Разработчик инструмента, американский композитор П. Шинкеле, советует не относиться к такому инструменту серьезно, так как изначально он использовался для музыкальной мистификации.
  • Стеклянная гармонь – изобретение Бенджамина Франклина, основанная на классическом «ирландском развлечении», когда пальцы скользят по краям бокалов, в различной степени заполненных водой. Инструмент пользовался популярностью, потом долгое время был забыт, в 20-м веке для него было создано несколько переложений и композиций.

  • Еще один необычный инструмент – серпент, или змеевик. Это зигзагообразная конструкция из дерева, обитого кожей. Конструкция довольно большая, общая длина трубы почти 2,5 метра.

Музыка – одно из древнейших изобретений человека. Каждая страна имеет собственную музыкальную культуру и отношение к ней. За несколько тысячелетий развитие музыкальных инструментов шло бурными темпами. Некоторые необычные инструменты создавались в единственном экземпляре для каких-то индивидуальных нужд. Другие обретали популярность, и без них сегодня трудно представить повседневную жизнь.

Какой самый необычный музыкальный инструмент Вы видели в своей жизни? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Музыкальные инструменты русов

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков.

Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

- из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

- береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

- пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

- из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу", писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней русской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это — скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Среди действующих лиц отчетливо видны музыканты, играющие на продольной флейте. Подобные изображения имеются и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII в.), на новгородской иконе "Знамения". Летописный свод 1205-1206 годов подтверждает наличие этих музыкальных инструментов у славян.

Киев был одним из красивейших и крупнейших городов Европы. Уже издали огромный город поражал путников величественным видом белокаменных стен, башнями православных соборов и храмов. В Киеве трудились мастера, изделия которых славились по всей Руси и за границей. Средневековый Киев был важнейшим очагом русской культуры.

В нем существовало несколько школ для обучения детей грамоте, большая библиотека при Софийском соборе, в которой были собраны десятки тысяч русских, греческих и латинских книг. В Киеве жили и трудились философы, поэты, художники и музыканты, творчество которых оказало большое влияние на развитие русской культуры. Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, упомянул в "Повести временных лет" (1074 г.) почти весь арсенал музыкальных инструментов тех лет: "...и оудариша в сопъли, в гусли и бубны, начаша ихъ играти". Этот перечень можно дополнить гудками, деревянными трубами, парными свирелями, сопелями (деревянными дудками). Позднее изображение славянской свирели было обнаружено археологами при раскопках в Новгороде. Именно этот инструмент вместе с гуслями, парными свирелями, флейтой Пана и трубами более всего использовался скоморохами — странствующими актерами, потешавшими народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах; "сопельник", "плясец", "игрец" — так называли скоморохов в Древней Руси.

Гусли  - представляли собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название "крыловидные") с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой — приглушал ненужные струны. Музыкальный строй неизвестен.

Сопели — это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия. Инструмент использовали в ратных походах и на празднествах.

Парные свирели — свистковые флейты, вместе составляющие единый звукоряд.

Флейта Пана — разновидность многоствольной флейты. Состоит из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Из нее извлекали звуки разной высоты.

Гудок  (смык) — струнный инструмент.

Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. Состоит из долбленого деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, •короткого грифа без ладов, с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300 - 800 мм. Имел три струны, которые находились на одном уровне по отношению к лицевой стороне (деке). Смычок лукообразной формы при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а вторая и третья, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Имел кварто-квинтовую настройку. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей народной музыки. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. Был распространен позднее, в XVII-XIX веках.

Первые сведения о скоморохах датируются XI веком. В "Поучении о казнях божиих" ("Повесть временных лет", 1068 г.) осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору ее становления и способствовали развитию эпоса, поэзии, драмы.

В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Официальная музыка сопровождала торжественные церемонии, военные походы, праздники. Народное музицирование, так же как и вся культура Киева, развивалось и взаимодействовало с жизнью других стран и народов, оказавших влияние на ее развитие в последующие столетия.

Спустя некоторое время Киевская Русь распалась на отдельные княжества, что ослабило государство. Киев был разорен, экономическое и культурное развитие было приостановлено на несколько столетий. Погибли многие культурные ценности, созданные народом за многолетнюю историю существования государства.

Домра

Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра. Ее изготавливали и в Москве, и в других городах Руси. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

Лира

С XVI века у русских, белорусов и украинцев бытовала лира (белорусское название — лера, украинское — рыля, реле). Европейским странам этот инструмент был известен гораздо раньше, с X века.

Лира — это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя — мелодическая, правая и левая струны — бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. На лире играли в основном бродячие нищие — слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов.

Балалайка

В конце XVII века выходит из употребления домра, самый распространенный в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент — балалайка. В разные времена ее называли по-разному: и "бала-бойка", и "балабайка", но первое название сохранилось до наших дней.

Изображение балалайки есть на лубочных картинках и картинах художников XVIII века, в исторических свидетельствах XVIII века. Исследователи русского искусства отмечали: "Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий поиграть на балалайке перед девушками. Они обыкновенно даже сами изготовляют себе инструмент".

На протяжении столетий конструкция балалайки видоизменялась. Первые балалайки (XVIII в.) имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем (XIX в.) корпус стал треугольным, добавилась еще одна струна. Простота формы и изготовления — четыре треугольные дощечки и гриф с ладами — привлекала народных мастеров. Строй трехструнных балалаек, так называемый "народный" или "гитарный", был наиболее применяем музыкантами. Инструмент настраивался по терциям в мажорное трезвучие. Другой способ настройки балалайки: две нижние струны настраивались в унисон, а верхняя струна в кварту по отношению к ним.

Скоморохи

Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Представления скоморохов несли на себе печать древнеславянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых и ударных инструментов.

От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гуселыциков или гудошников.

Скоморохи подразделялись на "оседлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих — "походных", "гулящих". Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.

Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальнимъ странамъ ходятъ скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человекъ... Въ мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поютъ".

Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны.

Проводя политику на запрещение скоморошества, власть имущие в то же время держали при своих дворах небольшие ансамбли музыкантов. Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылались скоморохи. Как писали исследователи, "веселое наследие скоморохов жило в посаде долго и после изгнания их из Москвы и других городов".

Уничтожение "гудебных сосудов", битье батогами, ссылки за изготовление музыкальных инструментов и игру на них привели к сокращению производства инструментов. В московских торговых рядах закрылся "домерный" ряд.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info


Смотрите также