Древние греки. Древние греки: одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как одевались древние греки. Одежда древних греков. Древние греки


Народы Древней Греции - не только древние греки

Может показаться, что на вопрос «Кто жил в Древней Греции?» правильным ответом будет: «Древние греки». Но, во-первых, древние греки были разными. Они делились на несколько племен. Во-вторых, в Древней Греции жили и другие народы.

Древние грекиДревние греки называли себя эллинами. Изначально это было название племени родом из Фессалии. Упоминание о нем можно найти уже у Гомера. Общим названием для всех греков оно стало лишь в эпоху классической греческой цивилизации, то есть в первом тысячелетии до нашей эры. Происхождение названия «эллины» вызывает горячие споры среди современных языковедов, но для самих греков ничего загадочного в нем не было. Они полагали, что названия народов происходят от общего предка. Соответственно, все эллины происходили от царя по имени Эллин.Греки выделяли себя из числа других народов по языку и обычаям. Всех, кто не был греком, они называли варварами. Слово «варвар» имело явный негативный оттенок, хотя не означало дикарей. Например, греки знали, что пеласги, о которых речь пойдет ниже, египтяне или финикийцы были более древними и культурными народами, но все равно называли их варварами.Древние греки не были единым народом. Они делились на несколько племен, каждый из которых разговаривал на собственном диалекте. Давайте рассмотрим, что же это за племена.ag-peoples

Ахейцы, они же ДанайцыПервым известным племенем древних греков были ахейцы. Именно они осаждали Древнюю Трою, поэтому в «Илиаде» Гомера так называли всех греков. Гомер также использовал название «данайцы», поскольку происхождение ахейцев велось от Даная, мифического царя Египта, бежавшего от своих родственников на Пелопонесский полуостров.На самом же деле, предки ахейцев пришли на Пелопоннес не из Египта, а откуда-то с севера в начале второго тысячелетия до нашей эры. Здесь они создали микенскую цивилизацию, открытую и названную так в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом. Ахейцы вели обширную торговлю по всему Средиземному морю, так что их колонии находят на Кипре, западном побережье Малой Азии, Сицилии и Липарских островах. Когда в середине второго тысячелетия до нашей эры на Крите погибла минойская цивилизация, ахейцы переселились на этот остров.Но в конце второго тысячелетия до нашей эры воинственные ахейцы сами стали жертвами пришельцев с севера. Микенская цивилизация погибла. В эпоху классической Древней Греции, самостоятельного ахейского диалекта уже не существовало. Ахейское происхождение приписывалось лишь жителям Аркадии, маленькой горной области на Пелопоннесе, и грекам Кипра.

ДорийцыУже на глиняных дисках эпохи микенской цивилизации встречается личное имя Дорий. Однако древнегреческая традиция связывала происхождение дорийцев с маленькой областью Дорида около горы Эта на севере Древней Греции. Считалось, что дорийцы происходят от Дора, сына Эллина. В конце второго тысячелетия до нашей эры Гераклиды, потомки мифического героя Геракла, привели дорийцев на юг Греции, где они заселили Пелопоннес, Крит, ряд островов Эгейского моря. Дорийские колонии встречались на Сицилии, у пролива Босфор и в Малой Азии.Миф о переселении дорийцев на юг породил у историков девятнадцатого века такое понятие, как «дорийское завоевание». Первым его ввел в оборот британский историк Вильям Митфорд (1744 — 1827) . Он полагал, что именно дорийцы сокрушили ахейские города-государства. Понятие «дорийское завоевание» кочевало из одной книги в другую и все еще встречается в некоторых учебниках по истории. Между тем, современные археологи полагают, что уничтожение микенской цивилизации – дело рук других, куда более грозных противников. Тех, кого древние египтяне назвали «народами моря». Если дорийцы действительно произошли из Дориды, то появились на Пелопоннесе немного позже.В наше время самым известным дорийским государством можно считать Спарту. После реформ Ликурга в 884 году до нашей эры Спарта превратилась из обычного греческого полиса в военизированное сообщество, победившее в конце концов более богатые и населенные Афины. Дорийцам принадлежал также город Коринф. Он был даже богаче и населеннее Афин. Из малоазиатского дорийского города Галикарнаса происходил создатель истории как жанра литературы, писатель Геродот. В дорийском городе Сиракузы на Сицилии жил известный изобретатель Архимед.

ИонийцыИонийцы, – пожалуй, были самым многочисленным и культурно развитым племенем классической Древней Греции. Древние греки считали общим предком ионийцев Иона, внука Эллина. Впервые их название встречается на микенской табличке Xd. До конца второго тысячелетия они жили вместе с ахейцами на Пелопоннесе, откуда были вытеснены дорийцами. Страбон писал, что на Коринфском перешейке был установлен столб. С одной стороны на нем было написано: «Тут не Пелопоннес уже, а Иония», а на другой стороне «Тут не Иония уже, а Пелопоннес». Единственным ионийским племенем, что сохранялось на Пелопоннесе, были кинурии, обитавшие в области Аргос. Уже во времена Геродота, то есть к середине первого тысячелетия до нашей эры, кинурии говорили на дорийском диалекте и мало отличались от соседей-дорийцев.Покинув Пелопоннес, ионийцы заняли несколько областей центральной Древней Греции, в том числе Аттику, а затем начали колонизацию островов Эгейского моря. На западном побережье Малой Азии они основали семь городов, самым большим из которых стал Милет. Область семи городов получила название Ионии. Именно в малоазиатской Ионии зародилось искусство классической Древней Греции. Милет стал центром первой школы натурофилософии, в нем жили и работали математик Фалес, писатель Анаксимандр, физик-материалист Анаксимен.Ионийцы были настоящим народом-колонизатором. Плиний Старший писал, что только жители Милета основали 90 колоний. В 546 году до нашей эры самый северный ионийский город Фокея был завоеван персами. Но фокейцы не покорились захватчикам. Собрав свое имущество, они погрузились на корабли и покинули город. Фокейские греки открыли побережье Испании и создали множество колоний в западной части Средиземного моря.Думаю, не стоит много рассказывать о золотом веке другого города, населенного ионийцами, — Афин. Афины – родина демократии, важный политический и культурный центр. Афинский ионийский диалект стал основой общегреческого литературного языка койне. На нем писали в классическую эпоху, во времена эллинизма, и даже византийские писатели старались использовать древний афинский диалект.

ЭолийцыДревние греки считали, что эолийцы происходят от Эола, сына Эллина, и первоначальным местом их расселения была северная аграрная область Фессалия. Позже они появились в Беотии. На западном побережье Малой Азии, севернее малоазиатской Ионии, возникла колонизированная эолийцами область Эолия. В ее состав входил остров Лесбос.В Древней Греции как-то не особо ценили вклад эолийцев в общегреческую культуру. Платон даже называл эолийский диалект варварским. Между тем, именно эолийцы донесли и пересказали большинство древнегреческих мифов. Эолийцами были древнегреческие поэты Гесиод и Алкей, прозаик Гелланик и первая известная женщина-поэтесса Сафо.Самым знаменитым эолийским городом были Фивы. Они вели весьма независимую политику от Афин и Спарты. В 378 году до нашей эры Фивы нанесли жестокое поражение Спарте и вплоть до македонского завоевания оставались городом-гегемоном всей балканской Греции.

Странный народ македонцыНа карте современной Европы есть маленькая страна Македония. Ее жители говорят на македонском славянском языке, очень похожем на болгарский. Но современные македонцы не имеют ничего общего с древними македонцами, завоевателями Древней Греции, а затем Персидской империи, Средней Азии и даже части Индии. Кем же были древние македонцы?Македонцы или македоняне жили на севере от территорий, которые мы обычно включаем в балканскую Древнюю Грецию. Древние греки не считали македонцев греками, а знаменитый афинский оратор Демосфен открыто называл их варварами. Но сами македонцы думали иначе. Они полагали, что являются родственниками дорийцев и происходят из области Аргос на Пелопоннесе. Геродот рассказывал историю македонского царя Александра (далекого предка другого царя Александра Великого), который пожелал участвовать в Олимпийских играх. Грекам это не понравилось. «Эти игры, — говорили они, — для эллинов, а не для варваров». Александру пришлось доказывать, что он по происхождению аргосец. В конце концов, его допустили.Многие современные исследователи считают македонцев родственниками фракийцев – более северного народа, обитавшего на Балканском полуострове. Им мог бы возразить афинский историк Фукидид. Он сам был наполовину фракийцем и после изгнания из Афин жил во Фракии. Он явно отделял македонцев от фракийцев, зато не отделял от греков. Проблема происхождения македонцев сложна потому, что Македония как близкая область Греции была эллинизирована уже к середине первого тысячелетия до нашей эры. Надписи на настоящем македонском языке до нас не дошли. Мы также не знаем имен богов македонского происхождения.Археологи выявили то, что на македонских надгробиях встречаются надписи на греческом языке. Но это не общелитературный язык койне, а самостоятельный диалект. Если македонцы приняли чужой греческий язык, то должны были принимать литературный. Например, белорусы разговаривают на литературном русском, а не каком-то диалекте русского. Ирландцы – на литературном английском, а не диалекте английского. То, что иногда называется ирландским диалектом, — это смесь английского с собственно ирландским. Греческий македонский язык не был смесью. Отдельных македонских слов в нем не было. Следовательно, можно предположить, что никакого принятия греческого языка и религии тоже не было. Македонцы изначально являлись греками. Вот только почему остальные греки считали их варварами – вопрос, на который ответить очень трудно.

АфамантыМаленький народ афаманты жил на северо-западе Древней Греции. Авторы эллинистической эпохи считали афамантов варварами или, по крайней мере, потомками варваров, но сами афаманты относили себя к грекам. В 272 году до нашей эры они были завоеваны эпирским царем Пирром, спустя примерно столетие освободились и даже имели собственных царей. Конец независимости афамантов положили римляне, разрушившие в 168 году до нашей эры их крепости. Многие афаманты покинули место своего обитания и слились с другими греками. Негреки в ГрецииПредки древних греков появились на юге Балканского полуострова лишь в начале второго тысячелетия до нашей эры. До них здесь жили другие народы, и древние греки отлично помнили об этом. Расширяя свои владения, греки колонизировали острова Эгейского моря и Малую Азию. Там тоже кто-то жил до древних греков и даже вместе с древними греками.

МинойцыМинойцы – древние жители острова Крит, создатели самой древней европейской цивилизации. Сами себя минойцами они не называли. Это название было придумано в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом, и в научный оборот вошло благодаря сэру Артуру Эвансу (читайте о нем в этой статье). О минойцах мы знаем лишь то, что они не были родственниками древних греков. К сожалению, диски с надписями типа А на месте раскопок минойских «дворцов» до сих пор не расшифрованы, и их настоящий язык не определен.В классической Древней Греции о временах минойцев помнили очень мало. В основном, легенды о царе Миносе и его уродливом сыне Минотавре. В первом тысячелетии до нашей эры жители Крита говорили на дорийском диалекте. Но в произведениях Гомера упоминались некие этеокриты, то есть истинные жители Крита. На западе острова жил еще один народ – кидоны, а на окраинах – загадочные куреты. К куретам также относили некоторых жителей западной части Древней Греции и Холкиды – области чуть севернее Афин. В Холкиду они пришли с запада, и от греков отличались обычаем брить переднюю часть головы. На греческом языке «курет» значит буквально «постриженный». Этот обычай был заимствован абантами – ионийцами с острова Эвбея. В греческой мифологии куретами также называли слуг Реи, матери Зевса, и спутников бога виноделия Диониса. На острове Самофракия на севере Эгейского моря издавна существовал культ Диониса, там практиковались мистерии, посвященные куретам.

ПеласгиПеласги – сборное название всех жителей Древней Греции, населявших эту страну до прихода греков. Греки верили, что мифический Пеласг, прародитель всех пеласгов, правил когда-то в Аркадии. Ему приписывались изобретение хижин и одежды. Главным центром балканских пеласгов был город Ларисса на севере. Еще одним важным центром обитания пеласгов считалась область Аргос на Пелопоннесе. Долгое время пеласги составляли значительную часть жителей древних Афин. Но в Афинах они были пришлым народом, переселились с острова Самофракия. Географические названия, связанные с пеласгами, находят на всей территории Древней Греции. В начале классического периода пеласги даже принимали участие в колонизации эгейских островов, северо-запада Малой Азии и Сицилии.Геродот, рассказывая о событиях конца второго тысячелетия, замечал: «Тогда Эллада называлась еще Пеласгией». Но уже в его время в балканской Греции пеласгов не было. Он полагал, что они растворились среди греков. Остатки пеласгов жили лишь в Италии, где-то чуть севернее этрусков. Писатели эллинистической поры и вовсе путались, пытаясь вывести родословную этого древнего народа.Большинство современных ученых считают, что пеласги не были индоевропейским народом. В конце второго – начале первого тысячелетия до нашей эры в разных частях Греции сохранялись лишь остатки местного населения догреческой эпохи. Скорее всего, Геродот был прав. Они постепенно растворились среди греков.

МолоссыМолоссами называли жителей северо-западной области Эпир, обитавших там до греческого завоевания. Молоссов часто путали с пеласгами или приписывали последним достижения молоссов. Ничего удивительного в этом нет. Ведь, как говорилось выше, пеласги – это сборное название. Следовательно, молоссы могли считаться одними из пеласгов.В эпирском городе Додона был расположен храм Зевса с собственным оракулом. Древние греки считали, что храм и культ Зевса Додонского был основан молоссами.

КавконыСтрабон называл кавконами народ, живший на малоазиатском побережье Черного моря. Гомер упоминал их как союзников троянцев в войне с греками. Некоторые ученые полагают, что кавконы происходили из Кавказа и были дальними родственниками современных адыгейцев и абхазов. Кавконы также упоминались наряду с пеласгами, что жили в греческой Аркадии. Впрочем, для греков классической эпохи балканские кавконы были народом седой древости.

ЛелегиЛелеги – еще один догреческий народ, который называют в числе или рядом с пеласгами. Геродот полагал, что они происходят с Кикладских островов на юге Эгейского моря. В древности лелеги подчинялись царям Крита и платили им дань гребцами. Критяне переселили часть лелегов в Малую Азию, где те поселились среди карийцев. Лелегов также упоминали среди жителей древней Беотии.В хеттских табличках второго тысячелетия до нашей эры упоминаются жители запада Малой Азии – лулахи. Вполне возможно, что греческие лелеги и хеттские лулахи – один и тот же народ.

КарийцыВ Эгейском море есть остров Делос. Он занимает всего три с половиной квадратных километра, но согласно древнегреческим мифам на Делосе родились боги Аполлон и Артемида. В классическую эпоху Делос стал важным религиозным центром. Многие греки считали делом чести не просто посетить святилище на Делосе, но и умереть там. Постепенно маленький островок превратился в огромное кладбище. В 425 году до нашей эры афиняне взяли шефство над святилищем и запретили умирать или рождаться на Делосе. Более того, они устроили чистку уже существовавших могил и перезахоронение. К их удивлению, более половины захоронений принадлежало не грекам, а карийцам. «Их опознали по оружию, погребенному вместе с ними, и по способу захоронения, существующему у них и поныне», — поясняет Фукидид.Фукидид считал карийцев коренными жителями Кикладских островов, откуда их изгнал критский царь Минос. Они поселились в Малой Азии, в приморской области, которую называли Карией. Геродот со ссылкой на самих карийцев утверждал, что они всегда жили на материке. Часть Карии была захвачена ионийцами и дорийцами. Геродот как раз происходил из города Галикарнаса, построенного дорийцами на карийских землях. Более того, у отца Геродота было карийское имя.К середине второго тысячелетия карийцы приняли многие обычаи эллинов, но продолжали сохранять родной язык и религию. Они разработали собственный буквенный алфавит на основе финикийского. Природные условия Карии не позволяли жить только благодаря земледелию, поэтому многие местные жители занимались мореплаванием, пиратством или служили в других странах наемниками. Памятники на карийском языке находили даже в Египте и Иране. Язык карийцев позволяет отнести их к индоевропейцам. Очевидно, они появились в Малой Азии примерно тогда же, когда греки – в Греции, но пришли не с Кикладских островов, а со стороны Босфора.Расцвет древней Карии пришелся на четвертое столетие до нашей эры, когда вся Малая Азия была завоевана персами. Персы создали автономную сатрапию Карию, где правила династия Гекатомнидов местного происхождения. Самым известным ее представителем был сатрап Мавзол, строитель первого мавзолея. В 325 году до нашей эры Кария была завоевана македонцами, и ее население постепенно приняло греческий язык и религию.

ФиникийцыЗнаете ли вы семитский народ из Ближнего Востока, первым покинувший свою родину и расселившийся по всему миру? Если вы думаете, что это евреи, то сильно ошибаетесь. Первыми великими путешественниками были их близкие родственники – финикийцы. Они жили на узкой полосе суше между Ливанскими горами и Средиземным морем. Расцвет финикийских городов-государств пришелся на конец второго – начало первого тысячелетия до нашей эры. Научившись строить огромные корабли с закрытой палубой, они занялись колонизацией Средиземного моря, плавали в Атлантику и, если верить Геродоту, обогнули Африку. Самая известная финикийская колония – Карфаген.Финикийцы столкнулись с греками уже во втором тысячелетии до нашей эры, так как одновременно с ахейцами начали колонизацию Кипра. Упадок микенской цивилизации на некоторое время сделал греков неконкурентными, и финикийцы воспользовались этим, чтобы захватить торговые пути. Они активно торговали с самими греками, о чем писал Гомер. Впрочем, торговлей дела не ограничивались. Финикийцы селились в Греции.В первую очередь, финикийцев интересовали острова Эгейского моря. Они колонизировали Санторин, Самофракию, Серифос, Родос, основали на Крите город Итан. Отсюда финикийцы вывозили руды редких металлов и полудрагоценные камни. Финикийские поселения возникали и на материке. Легендарным основателем города Фивы был Кадм, сын финикийского царя Агенора. Имя его сестры Европы, похищенной Зевсом, теперь носит весь континент Европа.К седьмому веку до нашей эры следы финикийского присутствия постепенно исчезают из Греции. Но греки успели многое заимствовать у восточных колонистов. Прежде всего, алфавит. Ведь именно финикийцы были первыми изобретателями буквенного алфавита.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов

Поделиться ссылкой:

dzsarea.com

Древние греки. Древнегреческая скульптура, литература, каноны красоты

Древние греки были открытыми, умными, остроумными, умели философствовать и восхищаться совершенством. Эти особенности позволили им достичь больших достижений и взять в свои руки факел человеческого прогресса, тем самым установить то, что мы называем фундаментом европейской цивилизации.

Древние греки и мифология

Греческая мифология состоит из рассказов древних греков о своих богах и их героях, о природе мира, о происхождении и важности религиозных практик. Главными греческими богами были двенадцать богов Олимпа, которые в представлении древних греков, были похожими на людей и умели также радоваться и плакать, обижаться и ревновать, любить и ненавидеть.

Кроме богов, согласно мифологии древних греков, в лесах, горах и воде жили ореады, нимфы, дриады, океаниды и др. Судьбой человека распоряжались мойры. Каждый мифический герой имел свою историю, которая веками передавалась из поколения в поколение и дошла до наших дней, благодаря древнегреческим писателям и поэтам.

Древние греки и литература, театр

Древнегреческое общество уделяло особое внимание литературе. Многие писатели считают, что западная культура, с точки зрения литературы, началась с гомеровских эпопей «Илиада» и «Одиссея». В них ярко и умело изображался древний мир и войны, честь и позор героев. Одним из самых замечательных древнегреческих писателей была Сафо - поэтесса которую называют создателем лирической поэзии.

Театральный писатель Эсхил навсегда изменил западную литературу, когда представил идеи диалога и взаимодействия персонажей в театральном письме. Таким образом, он создал драму - трилогия «Орестея» считается самым большим его достижением.

Другими важными театральными писателями были Софокл и Еврипид. Софокл развивал трагическую иронию как литературный жанр, особенно это видно в одном из его произведений - «Эдип Тиранноса». С другой стороны, Еврипид в своих произведениях пытался оспаривать социальные соглашения и нравы. Аристофан, комедиант, определил и сформировал идею комедии, некоторые из его самых известных работ - «Лисистрата» и «Лягушки».

Древние греки и философия

Философия в Древней Греции была сосредоточена на роли причины и исследований. Многовековое развитие древнегреческой философии внесло большой вклад в современную философию и науку.

Некоторые из самых известных философов Древней Греции — это Сократ, Платон, Демокрит, Эпикур и др. Благодаря их произведениям, таким как «Государство» Платона, мы имеем информацию о древнегреческом обществе.

Философия вступила в литературу с диалогами Платона. Аристотель, ученик Платона, написал много трудов по многим дисциплинам, но самым большим его вкладом в литературу, вероятно, была его работа «О поэте», благодаря которой мы понимаем его восприятие драмы и устанавливаем первые критерии литературной критики.

Первые философские школы возникли в VII-VI вв. до н.э., основателем первой школы был Фалес Милетский.

Древние греки и музыка

Музыка присутствовала почти во всех областях древнегреческого общества, от свадеб и похорон до религиозных обрядов, театра, традиционной музыки. Существует несколько образцов нот греческой музыки, а также множество литературных ссылок на древнегреческую музыку.

Нотная грамота использовалась древними греками с III века до н. э., она охватывала примерно 3 октавы и существовала как для музыкальных инструментов, так и для голоса, ноты изображались символами. В Дельфах, на мраморной стене афинской сокровищницы, археологами были найдены ноты двух гимнов Аполлону (стена с нотами находится в музее Дельф).

Древние греки в искусстве часто изображали музыкальные инструменты, слово «музыка» происходит от мифических Муз, которые были дочерьми Зевса и защитниками искусств.

Древние греки и наука

Большим вкладом древних греков стали такие области науки как математика, геометрия, математический анализ, прикладная математика и др. Многие открытия некоторых греческих математиков, таких как Пифагор, Евклид и Архимед, используются до сих пор в преподавании математики.

Греки развили астрономию, с которой они столкнулись как с математической ветвью. Первые геометрические трехмерные модели, объясняющие движение планет, берут своё начало в IV веке до нашей эры. Древние астрономы Евдокс, Калип, Гераклид понтийский выразил мнение, что земля движется вокруг своей оси в III веке до нашей эры. Аристарх из Самоса, первым обратился к гелиоцентрической системе. Эратосфен с большой точностью вычислил орбиту Земли.

Древние греки и искусство, архитектура

Искусство древней Греции сильно повлияло на культуру многих стран, как древних, так и современных, особенно в области скульптуры и архитектуры.

Скульптура - важная глава древнегреческого искусства. В течение классического периода, греческие скульпторы фокусировали свои действия на человеческой фигуре, которую пыталась изобразить как можно более естественным образом, изучая движение тела. В  древнегреческих скульптурах отражаются изменения и новые разработки в областях, определяющих древнегреческую реальность.

Древние архитекторы использовали сложные ноу-хау, где намеренно применяли архитектурные «ошибки», что способствовало визуальной гармонии произведений. Парфенон, один из самых известных архитектурных шедевров, был построен в эпоху Перикла, в V веке до нашей эры, в контексте обширного городского дизайна.

Древние греки и красота

Никто в древнем мире не ценил так высоко красоту, как древние греки. Красота была важна для обоих полов, её воспевали в литературных произведениях, изображали в скульптуре. Для украшения площадей греческих полисов, устанавливали скульптуры полуобнаженных и обнажённых мужских и женских тел. В отличии от мужских тел, женское тело мастера изображали в одежде или какие-то интимные части тела оставляли открытыми, прикрывая другие. Типичным примером является скульптура Афродита Каллипига (Αφροδίτη Καλλίπυγος), где Афродита изображена в длинном плаще, оглядываясь назад, при этом она поднимает плащ, оголяя свои ягодицы.

Мужская и женская красота вызвала много споров, гнева и даже войн, она также потушила множество бедствий и смертей, повлияла на многие важные решения.

Диоген говорил: «Тот, кто обладает красотой, может считать, что у него есть Божий дар».

Древние греки следили за своим внешним видом и старались подобрать причёску к одежде для получения общей гармонии своего образа.

Причёска становится концепцией, которая играла особую роль в Древней Греции.

Иногда мужские и женские прически были схожи между собой: применялась лента и волосы убирались под неё или собирались в пучок, волосы завивались в локоны или заплетались в косы. Мужчины носили бороды и тщательно ухаживали за ней - подстригали, некоторые завивали щипцами.

Древние греки пользовались парфюмерией и косметикой. Духи делали из цветов и трав, косметика состояла из масел для отбеливания кожи, белил, сажи, растительных красок.

Внешний вид древних греков часто был темой многих комиков того времени, например, Антифан с абсолютной точностью описывал этапы подготовки греческой женщины к выходу в свет: «Сначала она очищается, вытирает кожу, расчесывает волосы, крутит телом, омывается, одевается, парфюмируется, украшается, полируется».

thisgreece.ru

Древние греки

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить Трою. Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить Олимпийские игры зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.

www.molomo.ru

Как одевались древние греки. Одежда древних греков

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура – это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена история одежды древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов показать себя на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

древние греки одежда

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо белый цвет, был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон – главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант – до колен – больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

история одежды

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион – просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

одежда древних греков название

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду – такую же, как и у мужчин – в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона – туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

костюм древней греции

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

греческий хитон

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным оттенком рыжего цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны – один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

костюм древних греков

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск – все это входило в состав греческих косметических средств. Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

мода древней греции

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них – подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство – это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое ювелирное искусство. Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Мужчины Греции были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе – вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.

fb.ru

15 наиболее влиятельных древних греков

Гиппократ с острова КосФалес МилетскийФидийСолонДемокритГеродотЛеонид IАрхимедПифагорПериклПлатонАристотельГомерСократАлександр Великий

Древняя Греция оказала огромное воздействие на формирование культуры Запада. Первые литературные произведения западной литературы были написаны именно в Греции. И хотя они были созданы намного позднее, чем месопотамские, поколение за поколением западных мыслителей оказывались под влиянием эпических поэм, вроде «Илиады» и «Одиссеи». Вклад греков в жизнь человечества всего мира колоссален, а особенно он заметен в литературе, архитектуре, Олимпийских играх, науке, математике и политике. Ознакомимся со списком самых влиятельных и незабвенных древних греков.

15. Гиппократ с острова Кос

Гиппократ с острова Кос

Гиппократ с острова Кос был античным врачом эпохи Перикла. Он признан одной из самых выдающихся фигур в истории медицины. Его называли отцом западной медицины, ссылаясь на его громадный вклад в данную область. Гиппократ основал собственную врачебную школу, которая сотворила в античной медицине настоящую революцию. Хотя традиционно ее ассоциировали с магией и философией, он выделил медицину в отдельную дисциплину и таким способом создал новую профессию.

14. Фалес Милетский

Фалес Милетский

Фалес Милетский - греческий философ-досократик из города Милет (Малая Азия) и один из Семи Мудрецов Греции. Многие мыслители, особенно Аристотель, считали его первым философом в греческой традиции. Бертран Рассел писал, что с Фалеса началась западная философия. Фалес предпринял попытку объяснить природные явления, отбросив мифологические представления.

В математике он использовал основы геометрии для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния от корабля до берега. Считается, что он первым применил в геометрии дедуктивный метод и вывел четыре следствия из Теоремы Фалеса. В результате он прославился как первый настоящий математик и первый отдельный представитель науки, кому принадлежит математическое открытие. Также Фалес был первым, кто начал изучать электричество.

13. Фидий

Фидий (статуя богини Афины )

Фидий был греческим скульптором, художником и архитектором, который жил в V веке до нашей эры. Он вошел в историю как величайший из скульпторов Классической Греции. Созданная им Статуя Зевса в Олимпии стала одним из семи чудес Древнего Мира. Среди работ Фидия также известны статуи богини Афины «Афина Промахос» на афинском Акрополе и «Афина Парфенос» в Парфеноне. Кстати, в Акрополе есть еще одно творение этого скульптора - Пропилеи (монументальные ворота на входе).

Накануне Пелопоннесской войны Фидий был обвинен в хищении золота, предназначенного для статуи Афины в Парфеноне. Враги Перикла нашли лжесвидетеля по имени Менон, который выступил против скульптора. Фидий умер в тюрьме, несмотря на то, что в итоге обвинения пали на супругу Перикла Аспасию.

12. Солон

Солон

Солон был афинским государственным деятелем, законодателем и поэтом. Особенно он запомнился своими попытками с помощью реформ бороться с упадком политики, экономики и морали в древних Афинах. Его реформы не подействовали в краткосрочной перспективе. Также ему часто приписывают заложение основ афинской демократии.

Характеризуя деятельность Солона, античные источники акцентируют внимание демократических основах государственного устройства. Но Солон получал свои исключительные полномочия от аристократии, которая желала, чтобы он устранил угрозу свержения этой самой аристократии.

11. Демокрит

Демокрит

Демокрит был античным философом. Он родился в городе Абдеры (Фракия). Это влиятельный философ-досократик и ученик Левкиппа, который сформулировал атомистическую теорию. Личный вклад Демокрита в философию с трудом отделим от вклада его учителя Левкиппа, поскольку в большинстве работ они оба указаны как авторы. Их гипотеза об атомах является прообразом современного понимания атомистической картины мира, открытой в XIX веке.

Считается, что Демокрит по сравнению с прочими греческими философами был ближе всех к науке, однако относились к его идеям по-разному. В древних Афинах Демокрита абсолютно не признавали, тем не менее, его трудами интересовался Аристотель. Платон испытывал к нему такую неприязнь, что сжег все его книги. Несмотря ни на что, Демокрита называют отцом современной науки.

10. Геродот

Геродот

Геродот был античным историком. Он родился в городе Галикарнас (Кария) и жил в V веке до нашей эры (484-425 гг. до н. э.). Его прозвали отцом истории, так как он был первым историком, который систематизировал материалы, проверял их соответствие действительности, насколько это было возможно, и складывал в хорошо выстроенные и яркие повествования.

«История» - его шедевр и единственное известное произведение - фиксация результатов расспросов (слово ἱστορία было переведено на латынь и получило свое современное значение), в процессе которых Геродот исследовал истоки греко-персидских войн и собирал различные географические и этнографические данные. Несмотря на то, что его истории не всегда были абсолютно точными, он заявлял, что передает лишь то, что рассказали ему. Мало что известно из его биографии – лишь отдельные противоречивые и причудливые факты из античных записей.

9. Леонид I

Леонид I

Леонид I был героем и царем Спарты, 17-ым из рода Агидов, одним из сыновей царя Анаксандрида II. Согласно мифологии, он был потомком Геракла и обладал силой и мужеством последнего. Леонид I запомнился лидерством, проявленным в сражении при Фермопилах. Его история дошла до нас из работ Геродота. Также этот персонаж упоминается в истории о 300 спартанцах и 700 феспийцах, защищавших Фермопильский проход от двухмиллионной армии персов в течение трех дней. Кстати, современные историки оспаривают количество спартанцев, названное Геродотом.

8. Архимед

Архимед

Архимед Сиракузский был греческим математиком, физиком, инженером, изобретателем и астрономом. Хотя о его жизни известно немного, он запомнился как ведущий ученый классического периода античности. Среди его достижений в области физики - открытие гидростатики, статики и объяснение принципа рычага. Ему приписывается создание новаторских механизмов, включая вечный двигатель и винтовой насос. Современные исследования доказали, что изобретенные Архимедом машины способны поднимать из-под воды потопленные корабли и поджигать судна при помощи вогнутых зеркал.

Архимед также был величайшим математиком времен античности и даже всей истории. Он использовал метод последовательных элиминаций для высчитывания площади под аркой параболы путем суммирования бесконечных рядов и назвал поразительно точное значение числа Пи, открыл формулу расчета объема поверхностей вращения. Но математические труды Архимеда, в отличие от его изобретений, в период античности были малоизвестны. Их читали и цитировали математики их Александрии, но полное их описание, составленное Исидором Милетским, появилось лишь в 530 году. Также в VI веке Евтоций написал комментарии к работам Архимеда, которые завоевали популярность у читателей. Несколько копий рукописей Архимеда пережили Средние Века и стали источниками вдохновения для ученых эпохи Ренессанса.

7. Пифагор

Пифагор

Пифагор внес свой вклад в философию и религиозное учение в конце VI века до нашей эры. Его чтят как великого математика, эзотерика и ученого, но больше всего он известен как автор теоремы Пифагора. Некоторые ставят под сомнение его вклад в математику и натурфилософию.

Многие достижения, приписываемые Пифагору, могут на самом деле принадлежать его коллегам и последователям. Однако неизвестно, верили ли его приверженцы или не верят в то, что все имеет отношение к математике, и в то, что числа - первооснова бытия. Говорят, что Пифагор был первым человеком, назвавшим себя философом (или любителем мудрости). Идеи пифагорейства проявились в трудах Платона, а через него распространились на всю западную философию.

6. Перикл

Перикл

Перикл был выдающимся и влиятельным государственным деятелем, оратором и полководцем во времена Золотого века Афин, особенно в период между Персидской и Пелопоннесской войнами. Перикл внес столь ощутимый вклад в развитие афинского общества, что историк Фукидид, его современник, провозгласил его «первым гражданином Афин». Перикл превратил Делосский Союз в Афинскую империю, где предводительствовал в первые года Пелопонесской войны. Период, когда он правил Афинами, приблизительно с 461 по 429 год до нашей эры, иногда называют «Периклов век», хотя обозначаемый так отрезок времени может включать как более ранние события, например Персидские войны, так и более поздние, вплоть до следующего века.

Перикл содействовал развитию искусства и литературы: это была главная причина, по которой Афины сохраняли репутацию образовательного и культурного центра древнего мира. Он начал амбициозный проект, в рамках которого появилось на свет большинство уцелевших по сей день построек Акрополя (включая Парфенон). Этот проект украсил город, продемонстрировал миру его славу и дал людям работу. Кроме того, Перикл стимулировал демократизацию Афин, за что был назван критиками популистом.

Наследие Перикла особенно заметно в литературе и художественных произведениях Золотого века Афин, многие из которых дошли до наших дней. Акрополь, пусть и полуразрушенный, до сих пор выступает символом Афин. Знаменитый современный греческий историк писал, что этого шедевра было достаточно, чтобы имя Греции стало в мире незабвенным. Перикла также расхваливали как идеального государственного деятеля Древней Греции, а его «Надгробная речь» в современном мире является синонимом борьбы за участие народа в политической жизни и гражданской гордости.

5. Платон

Платон

Платон был ярчайшим представителем классической греческой философии, математиком, учеником Сократа, автором философских диалогов и основателем Академии Платона в Афинах – первого высшего учебного заведения Западной цивилизации. Вместе со своим учителем (Сократом) и учеником (Аристотелем) Платон заложил основы западной философии и науки. А.Н. Уайтхэд сказал: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону. Я не имею в виду систематические схемы мышления, которые ученые с сомнением извлекали из его трудов. Я ссылаюсь на множество общих представлений, подчерпнутых из них». Диалоги Платона используются в процессе изучения ряда предметов, включая философию, логику, этику, риторику и математику.

4. Аристотель

Аристотель

Аристотель был греческим философом и эрудитом, учеником Платона и учителем Александра Великого. Его труды охватывают множество областей, включая физику, метафизику, поэтику, театр, музыку, логику, риторику, лингвистику, политику, управление государством, этику, биологию и зоологию. Вместе с Платоном и Сократом, Аристотель является одним из основателей западной философии. Его труды были первой попыткой создания комплексной философской системы Запада, которая объединила бы мораль и эстетику, логику и науку, политику и метафизику.

Воззрения Аристотеля в области естественных наук легли в основу средневековой схоластики, также их влияние прослеживается в философии эпохи Ренессанса, хотя в конечном счете их вытеснила физика Ньютона. В зоологии некоторые результаты его исследований признавались вплоть до XIX века. Труды Аристотеля включают самые ранние формализованные знания в области логики, которые в конце XIX века были включены в современную формальную логику. В метафизике аристотелизм оказал глубокое влияние на философскую и теологическую мысль исламской и еврейской традиций Средневековья, позже он проявился в христианской теологии, особенно в схоластических учениях Католической церкви. Хотя этика Аристотеля всегда имела большую важность, с появлением стратегии личной нравственности в государственном управлении к ней возник особый интерес.

Все аспекты философии Аристотеля продолжают активно изучаться. Хотя он написал много изящных трактатов и диалогов (Цицерон сравнивал его литературный стиль с «золотой рекой»), считается, что основная часть его трудов была безвозвратно утеряна, а до наших дней дошло не более трети его работ.

3. Гомер

Гомер

В западной классической традиции особенно почитается великий эпический поэт Греции Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи». Эти эпопеи легли в основу западного литературного канона и оказали огромное влияние на всю историю литературы. Эпические поэмы Гомера играют роль, определяющую развитие греческой культуры, а самого Гомера называют учителем вся Греции.

«Илиада» и «Одиссея» много рассказывают о ценностях древних греков. Их герои олицетворяют честь, мужество и красноречие, как, например, Ахилл, собирающий свои войска. Вот уже почти три тысячи лет эпические поэмы Гомера вдохновляют писателей и художников по всему миру.

2. Сократ

Сократ

Сократ был афинским философом, представителем классического периода. Он считается одним из основоположников западной философии. Сократ - таинственная фигура, преимущественно известная по рассказам классических писателей более поздних периодов, особенно его учеников (Платона и Ксенофонта), а также пьесам его современника Аристофана. Многие утверждают, что диалоги Платона - наиболее исчерпывающие произведения о Сократе и его идеях, из дошедших до наших дней.

Судя по изображению Сократа в диалогах Платона, он получил известность благодаря своему вкладу в область этики. Это тот платоновский Сократ, который дал свое имя концепции сократовской иронии и методу Сократа (эленхосу). Последний до сих пор является инструментом, часто используемым в широком диапазоне дискуссий. Также метод Сократа является одним из типов педагогики, суть которого заключается в следующем: задается ряд вопросов, но их цель - не только получить конкретные индивидуальные ответы, но также проникнуть в суть изучаемой темы. Платоновский Сократ также внес фундаментальный вклад в области эпистемологии и логики, более того, влияние его идей и суть подхода легли в основу большинства последующих направлений западной философии.

Один из последних комментаторов полагает, что Платон - идеалист, и представляет его как «идола, господствующую фигуру в философии, святого, пророка Бога Солнца, учителя, осужденного за свои учения как еретика».

1. Александр Великий

Александр Великий

Александр III Македонский, известный также как Александр Великий, был королем Македонии, государства на севере Древней Греции. Он родился в Пелле (Греция) в 356 году до нашей эры. До 16 лет Александра обучал Аристотель. К тридцати годам он создал одну из величайших империй античности, которая протянулась от Ионического моря до Гималаев. В бою Александр был непобедим, а в историю он вошел как один из самых успешных полководцев.

Александр взошел на трон в 336 году до нашей эры, придя на смену своему отцу, Филиппу II Македонскому, после того, как тот был убит. После смерти Филиппа Александр унаследовал сильное королевство и искусную армию. Он получил звание генерала и пользовался своими полномочиями для осуществления захватнических планов своего отца. В 334 году до нашей эры он вторгся в Малую Азию, которая тогда находилась под контролем Персов. Эта борьба продолжалась десять лет. Персы были повержены в серии решающих боев, самими известными из которых являются битва при Исси и битва при Гавгамелах. Впоследствии он сверг персидского царя Дария III и полностью разгромил Персидскую державу. С того времени империя Александра протянулась от Адриатического моря до реки Инд.

Стремясь достичь «края света и Великого Моря», он вторгся в Индию в 326 году до нашей эры, но был вынужден отступить по требованию своих войск, уставших от бесконечных сражений и отказавшихся дальше следовать за царем. Александр умер в Вавилоне в 323 году, не воплотив в жизнь ряд своих планов (например, он собирался захватить Аравию). Уже после его кончины серия гражданских войн разрушила созданную им империю, а ее частями стали управлять диадохи (выжившие военачальники и наследники).

Наследие Александра включает порожденное его завоеваниями распространение культуры. Он открыл порядка 20 городов, которые получили его имя, самый известный из них - Александрия в Египте. Поселение греческих колонистов и, следовательно, распространение греческой культуры на восток дало начало новой эллинистической цивилизации, элементы которой просматривались и в традициях Византийской империи до середины XV века. Александр стал легендарной личностью, сопоставимой с классическим героем Ахиллом, и занял видное место в истории и мифологии греческой культуры, а также культур других стран. Он стал мерой, по которой военачальники всего мира оценивали себя, а военные академии до сих пор учат тактике на его примере.

А также почитайте:

www.grekomania.ru

Кто они - древние греки?

1758.jpeg

Фото: en.ppt-online.org

Древние греки всегда вызывали массу споров, обсуждений и вопросов. Их быт, развитие, открытия, их наследие - все это исследуется ученым не одно столетие. Кто же такие древние греки и, как они появились? Этим вопросом задались археологи и генетики из Греции, Германии, США и Турции. Команды исследователей принялись изучать сложные взаимоотношения средиземноморских народов.

Итак, ученые из Института истории Макса Планка изучили геномы 19 представителей античных культур. Результатом их работы стало следующее - минойская и микенская цивилизации были основаны потомками людей времен неолита, а обитали они на просторах Греции и Западной Анатолии. Анализу подвергли ДНК останков зубов, было проведено сравнение с ранее полученными генетическими данными трех тысяч древних и современных людей.

Сама же Микенская цивилизация существовала в период 1700-1050 годов до нашей эры на территории полуострова Пелопоннес и еще некоторых частях материковой Эллады. Развивалась цивилизация с XVI по XI век до нашей эры, являясь составной частью минойской культуры.

На острове Крит минойцы жили в 2600-1100 годах до нашей эры, все было в порядке и достатке до 1600 года до нашей эры. Тогда, огромное цунами и взрыв вулкана поверг в развалины все постройки и даже великолепные дворцы. По сей день официально минойская культура была первой в Европе, которая имела письменность.

Первые артефакты, подтверждающие наличие в истории двух этих цивилизаций, были обнаружены специалистами больше столетия тому назад. Тогда бытовало мнение, что истоками культур являются разные человеческие популяции. Но в Древней Греции еще со времен Гомера воспевали своих предков - микенскую культуру. Но вопрос нынешних ученых состоял в том, являются ли нынешние греки потомками микенцев.

Ранее были версии, говорящие о приходе восточной части родословной греков от степных скотоводов с севера. Но у минойцев не было обнаружено ДНК северных культур, в отличие от микенцев. Так, исследователи сделали вывод, что что была некая неизвестная волна переселенцев с Востока - Кавказа и Ирана. До Крита же северная миграция попросту не дошла.

Таким образом ученые пришли к обозначению временные границ прибытия восточной и северной родословной. Современный анализ ДНК позволил выявить точки соприкосновения микенской и минойской цивилизаций, а также определить родословную греков. Так что, нынешние греки и правда являются потомками микенцев, небольшую часть генов они позже получили от других европейцев.

Также существовала версия о связи минойцев с Древним Египтом, но результаты деятельности групп ученых позволили вычеркнуть эту теорию из списка возможных. Происхождение такого заблуждения связано с письменностью, ведь на Крите жители писали иероглифами. Однако, в ДНК не было выявлено никаких следов египетской цивилизации. Что же касается кавказских генов, их в Анатолию могли привезти хетты, они прибыли в Анатолию примерно в 2000 году до нашей эры.

Надо сказать, что Микены были центром греческой цивилизации начиная с середины второго тысячелетия до нашей эры. Город был населен греками-ахейцами, поседение защищали оборонительные стены из больших грубо отесанных каменных блоков. Также обороной служили величественные Главные Львиные ворота, на них были изображены две львицы. Там историк Генрих Шлиман нашёл еще и золотую усыпальницу правителей Микен - Атрея и других. Исчезновение же микенской культуры обычно связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен. Так, пали героические города и была утеряна легендарная письменность Крита - критское письмо.

Еще по теме:

Названа самая распространенная болезнь древних греков

Абсурды и нелепицы царства Аида

Древние греки вымерли из-за брюшного тифа

Механизм древних греков поразил ученых

 

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

www.glavtema.ru

одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура :: SYL.ru

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия. древние греки одежда

Фибулы

Фибула – это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра – для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска – для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов. Древняя Греция культура

Ткани для одежды

Материал, из которого делалась одежда древних греков, ткался в каждом доме. Эту работу выполняли рабы, но все свободные женщины Эллады также должны были уметь работать на ткацком станке.

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть – ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта – стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион – жезл Гермеса, розетка – круг из распустившегося цветка, меандр – непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался – горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.костюм Древней Греции

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.греческий хитон

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра – длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона – не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Впоследствии хитон стал считаться нижним платьем – поверх начали надевать плащи и другие накидки.дорийский хитон

Дорийский хитон

Дорийский хитон – одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани – на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров – тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина – около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками – получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.хитон одежда

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна – укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс – большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий – обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия – 1,7 м, а длина – 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.греческая обувь

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис – неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае – пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.греческие сандалии

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды – также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки – пилосы, крестьяне, кожаные – кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями – фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом – калиптрой.повседневная женская одежда

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

www.syl.ru


Смотрите также